Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление туристической привлекательностью по регионам Северв-Кавказского федерального округа

Работа №53852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ 8
1.1 Туристическая привлекательность региона: понятие, сущность,
критерии 8
1.2 Управление развитием туристической привлекательности региона:
зарубежный и отечественный опыт 22
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 37
2.1 Анализ современных управленческих практик развития туристической
привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа 37
2.2 Анализ региональных программ развития туризма 51
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 56
3.1 Рекомендации по развитию туристической привлекательности регионов России 56
3.2 Рекомендации по развитию туристической привлекательности регионов
Северо-Кавказского федерального округа 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Туризм в современных условиях является одной из наиболее динамичных и высокодоходных отраслей экономики, обеспечивая приток инвестиций, новые рабочие места, развитие инфраструктуры, укрепление позиций малого и среднего бизнеса. Сферу туризма следует рассматривать не только в экономической плоскости, в частности, как источник налоговых поступлений в бюджет, но и в социальном аспекте, как создание условий для реализации потребностей личности в отдыхе, приобщения к культурно-историческим ценностям, познания истории, религии, традиций.
В современных условиях экономического кризиса формирование и развитие туристической привлекательности региона является одним из стратегических направлений социально-экономической деятельности современных государств. Как показывают результаты социологических исследований, уровень туристической привлекательности российских региона и муниципальных образований достаточно низок.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, Россия оказалась в нижних строках рейтинга среди наиболее привлекательных мест для путешествий. Опрос Фонда Общественного Мнения также подтвердил низкий уровень туристической привлекательности российских регионов и муниципальных образований. Так, каждый третий житель страны (36%) не путешествовал по России, 30% респондентов не смогли назвать главную достопримечательность Российской Федерации, 8% опрошенных считают, что в России нет мест, где бы они хотели побывать, каждый пятый (22%) затруднился с ответом. Треть россиян (31%) никогда не были в Москве, более половины опрошенных (60%) не были в Санкт- Петербурге. Подавляющее большинство (73%) не посещали городов
Золотого Кольца . Недостаточный уровень развития туристической привлекательности региона в значительной степени является результатом неэффективной управленческой деятельности органов власти в сфере туризма.
В связи с этим, особую актуальность приобретают исследования таких вопросов, как мотивация потребителей туристских услуг, их социальные ожидания, факторы и ресурсы формирования туристической привлекательности российских территорий. В данном контексте интерес представляют мнения как населения, так и руководителей регионов, непосредственно участвующих в развитии туристической отрасли.
Однако, несмотря на несомненную значимость социологической диагностики уровня развития туристической привлекательности, данные исследования проводятся крайне редко. Отсутствует методологическая основа социологического анализа факторов повышения туристической привлекательности регионов. Противоречие между недостаточным уровнем развития туристической привлекательности российских регионов и высокой социальной значимостью сферы туризма определили актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теоретического и методологического характера, а также понятийного аппарата по проблемам сферы туризма и туристической деятельности отражены в работах российских ученых: Соколовой Н.А., Щеглова С.Е. Щербиной В.В. Славина
В.В. и др.
Вопросам теории и методологии туристического потенциала изучали следующие авторы: Милевский С.Ф., Лысакова Л.А., Покровский Н.Е., Полякова И.Л., Путрик Ю.С., Соколова Н.А., Темный Ю.В., Федоров Р.Г., Филиппов Ю.В.
Среди зарубежных и отечественных ученых, занимающихся исследованием проблем сферы туризма, необходимо отметить: Лысакову Л.А., Темного Ю.В., Скрынникову И.А., Чернова В.А., Соколову Н.А., Федорова Р.Г., В.А., Шубаеву В.Г.
Однако, при большом количестве научно-практических разработок в области управления сферой туризма в целом, технологии и способы управления развитием туристической привлекательности регионов исследованы не в полной мере.
Теоретико-методологическая база анализа процессов развития туристической привлекательности российских регионов находится в стадии становления, что затрудняет проведение сравнительных исследований и применение их результатов в практике управления.
Недостаточно изучены установки и стереотипы населения в контексте восприятия туристских услуг, планировании туристических поездок по России. Крайне мало эмпирических данных, отражающих, с одной стороны, потребности и интересы населения в сфере туризма, и, с другой стороны, реальные возможности и ограничения развития туристической привлекательности российских регионов.
Объект - туристическая привлекательность регионов Северо-Кавказского федерального округа (Чеченская республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия).
Предмет - специфика управления туристической привлекательностью регионов Северо-Кавказского федерального округа (Чеченская республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия).
Целью работы является исследование специфики управления туристической привлекательностью регионов Северо-Кавказского
федерального округа (Чеченская республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия).
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие, сущность и критерии туристической привлекательности региона;
2) рассмотреть отечественный и зарубежный опыт управления развитием туристической привлекательности региона;
3) провести анализ современных управленческих практик развития
туристической привлекательности регионов Северо-Кавказского
федерального округа;
4) провести анализ региональных программ развития туризма;
5) разработать рекомендации по развитию туристической привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что разработанные в ней положения могут расширить теоретико-методологическую базу управления в сфере исследования туристического потенциала, туристической привлекательности российских регионов, основных аспектов развития туризма.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения,
библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Туризм в современных условиях является одной из наиболее динамичных и высокодоходных отраслей экономики, обеспечивая приток инвестиций, новые рабочие места, развитие инфраструктуры, укрепление позиций малого и среднего бизнеса. Сферу туризма следует рассматривать не только в экономической плоскости, в частности, как источник налоговых поступлений в бюджет, но и в социальном аспекте, как создание условий для реализации потребностей личности в отдыхе, приобщении к культурно - историческим ценностям, познании истории, религии, традиций. Поэтому формирование и развитие туристической привлекательности регионов является одним из стратегических направлений социально-экономической деятельности современных государств.
С позиции социологии управления, туристическая привлекательность регионов - это характеристика территории, которая отражает уровень востребованности территориальных туристских услуг и соответствующий уровень удовлетворения туристских потребностей. Туристическая привлекательность регионов является результатом реализации имеющихся территориальных возможностей посредством эффективной управленческой деятельности, направленной на развитие туристской инфраструктуры, туристического потенциала, формирования положительного имиджа территории.
Развитие туристической привлекательности региона - это целенаправленный процесс количественных и качественных изменений, включающих в себя развитие туристического потенциала и туристской инфраструктуры муниципального образования, продвижение его туристического имиджа, в целях повышения уровня востребованности территориальных туристских услуг и удовлетворения туристских потребностей населения.
Развитие туристической привлекательности регионов включает в себя следующие аспекты:
развитие туристического потенциала регионов;
развитие туристской инфраструктуры;
развитие имиджа регионов.
Понятие «туристическая привлекательность» отражает социальные аспекты восприятия туристических ресурсов и эффективность деятельности органов власти по их развитию.
Поддержка региональных проектов развития туризма осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации принятая на 2011-2018 годы». Реализация программно-целевых методов развития туристической привлекательности связана с рядом дисфункций, ограничивающих их эффективность.
К основным проблемам отнесем следующие: административные (долгие сроки и усложненные процедуры согласования программ; заявительный принцип отбора регионов для участия в федеральной целевой программе; недостаточно проработанные механизмы измерения достижения плановых показателей), социально-экономические (финансовые риски обеспечения плановых показателей; целевая направленность на достижение экономических показателей результативности, не позволяющие оценить долгосрочные перспективы таких аспектов туристической
привлекательности, как создание и/или развитие уникальных объектов туристического притяжения, имидж территории; высокие пороговые значения софинансирования расходных обязательств по реализации программ для региональных бюджетов).
Наиболее эффективной управленческой практикой формирования и/или развития туристической привлекательности является консолидация усилий региональных органов власти, бизнеса и населения. Как показал анализ, наибольшую эффективность представляют такие направления управленческой деятельности, как создание и/или развитие уникальных
объектов туристического притяжения, актуализация объектов культурно- исторического наследия, поиск и реализация инновационных идей развития событийного туризма, модернизация практик формирования туристских продуктов и услуг в области народного фольклора, народных промыслов, местных инициатив.
Однако, несмотря на высокий туристический потенциал российских территорий, исследование тенденций формирования туристической привлекательности регионов РФ позволило выделить наиболее значимые проблемные зоны его развития. Отсутствие средств для рекламы туристического потенциала регионов и связанный с этим низкий уровень информированности населения о туристических возможностях российских территорий, инфраструктурные проблемы, дефицит квалифицированных кадров, выделены как наиболее значимые факторы, препятствующие развитию туристической привлекательности российских регионов.
Во второй главе были проанализированы сильные и слабые стороны трех регионов СКФО, в соответствии с чем были предложены рекомендации, направленные на повышение туристической привлекательности указанных регионов.



1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрист, 2015. - 31с.
2. О туризме и туристской индустрии [Электронный ресурс]:
Проект Федерального Закона Российской Федерации №377260-3. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=20532 (дата
обращения: 19.02.2016).
3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный Закон Российской Федерации от 08.06.2005 №409-ФЗ. - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142952 (дата обращения: 27.02.2016).
4. Об основах туристской деятельности в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Российской Федерации от 14.11.1996 №132-ФЗ. - URL: http://base.garant.ru/136248/ (дата обращения: 20.02.2016).
5. Развитие туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1996 №177. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=256080
(дата обращения: 21.02.2016).
Литература:
6. Алексеева Н.П. Туризм: учебное пособие / Н.П. Алексеева. - М.: Флинта, 2012. - 333с.
7. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело / И.С. Барчуков. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 303с.
8. Баумгартен Л.В. Стандартизация и сертификация в туризме / Л.В. Баумгартен. - М.: Дашков и К, 2009. - 350с.
9. Бухтерева О.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме / О.С. Бухтерева. - М.: Дашков и К, 2014. - 208с.
10. Васильев В.И. Муниципальное право / В.И. Васильев. - М.: Юстицинформ, 2012. - 680с.
11. Васильев Г.А. Управление сервисными продуктами в маркетинге услуг / Г.А. Васильев, Е.М. Деева. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 192с.
12. Виноградова М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства / М.В. Виноградова, З.И. Панина, А.А. Ларионова [и др.]. - М.: Дашков и К, 2013. - 280с.
13. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / под ред. Л.Е. Стровского. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 503с.
14. Восколович Н.А. Маркетинг туристических услуг / Н.А. Восколович. - М.: Юнити-Дана, 2011. - С.62.
15. Воскресенский В.Ю. Международный туризм / В.Ю. Воскресенский. - М.: Юнити-Дана, 2012. - С.36.
16. Гулиев Н.А. Стандартизация, сертификация туристических услуг / Н.А. Гулиев, Б.К. Самгулов. - М.: МПСИ, 2014. - С.72.
17. Дашкова Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе / Т.Л. Дашкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 72с.
18. Дехтярь Г.М. Стандартизация и сертификация в туризме / Г.М. Дехтярь. - М.: Инфра-М, 2012. - С.93.
19. Дмитриев М.Н. Экономика туристического рынка / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н. Малыгина. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 311с.
20. Еланцева О.П. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме / О.П. Еланцева. - М.: Флинта,
2012. - С.81.
21. Игнатюк Н.А. Муниципальное право / Н.А. Игнатюк. - М.: Юстицинформ, 2014. - 328с.
22. Качмарек Я Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление / Я. Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик. - М.: Юнити-Дана, 2013.
- 493с.
23. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер. - М.: Юнити-Дана, 2012. - С.53.
24. Кусков А.С. Гостиничное дело / А.С. Кусков. - М.: Дашков и К,
2013. - 327с.
25. Лысакова Л.А. Туризм / Л.А. Лысакова, Е.М. Карпова, Е.Н. Лесная. - М.: МПСИ, 2013. - С.173.
26. Международные экономические отношения / под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 647с.
27. Местное самоуправление и муниципальное управление / под ред.
A. С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 543с.
28. Милевский С.Ф. Организация отдыха населения важный аспект социальной политики / С.Ф. Милевский // Социологические исследования. - 2015. - №3.- С. 91-97.
29. Национальная экономика. Система потенциалов / под ред. С.Г. Тяглова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 359с.
30. Покровский Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления / Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева. - М.: Логос, 2013. - 397с.
31. Полякова И.Л. Механизмы реализации региональных целевых программ развития туризма в Российской Федерации (на примере СКФО) / И.Л. Поляков // Вестник ОГУ. - 2015. - №8(157). - С. 133-139.
32. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность / Е.Ф. Прокушев. - М.: Дашков и К, 2011. - 500с.
33. Путрик Ю.С. Советский опыт и преемственность традиций в отечественном туризме / Ю.С. Путрик // Знание. Понимание. Умение. - 2012.
- №3. - С. 177-181.
34. Синяева И.М. Маркетинг торговли / И.М. Синяева, С.В. Земляк,
B. В. Синяев. - М.: Дашков и К, 2012. - 750с.
35. Скрынникова И.А. Маркетинг в сфере услуг / И.А. Скрынникова. - М.: МГУ, 2012. - 208с.
36. Славин В.В. Туристическая привлекательность региона: понятие, содержание, основные принципы формирования / В.В. Славин // Вопросы управления. - 2013. - №1(22). - С. 108-113.
37. Соколова Н.А. Туризм в Российской Федерации: правовое регулирование / Н.А. Соколова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 220с.
38. Темный Ю.В. Экономика туризма / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная. - М.: Инфра-М, 2013. - 448с.
39. Темный Ю.В. Турбизнес для профессионалов / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная // Внутренний туризм. — 2014. — №10.—С. 69.
40. Федоров Р.Г. Гостиничный бизнес как составляющая современной индустрии туризма / Р.Г. Федоров // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 307-311
41. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства / Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева. - М.: Логос, 2011. - 274с.
42. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес / В.А. Чернов. - М.: Юнити-Дана, 2012. -
С.82.
43. Шубаева В.Г. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития / В.Г. Шубаева, Н.В. Бурова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - №2. - С. 133-136.
44. Щеглов С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России /
С.Е. Щеглов // Социальная политика и социология. - 2014. - №2. - С. 175-183.
45. Щербина В.В. Социолого-диагностические технологии в управлении: теоретико-методологические аспекты развития и применения / В.В. Щербина // Социологические исследования. - 2014. - №3. - С. 30 -42.
46. Яшина Е.З. Имидж региона как инструмент регионального стратегического управления / Е.З. Яшина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - №2. - С. 621-631.
Интернет - источники:
47. Государственное регулирование развития туризма в Российской
Федерации [Электронный ресурс] - URL:
http://tourlib.net/aref_tourism/ilina.htm (дата обращения: 22.02.2016).
48. Индустрия туризма Казани [Электронный ресурс] - URL: http://www.votpusk.ru/exhibitions/kazan2007.asp (дата обращения: 16.03.2016).
49. Основные направления развития туризма в России [Электронный ресурс] - URL: http://katalog.turkompot.ru/turizm/C/1.7.1.php (дата обращения: 25.02.2016).
50. Развитие международного туризма в России [Электронный
ресурс] - URL:
http: //www.0ve.ru/sport_i_turizm/razvitie_mezhdunarodnogo_turizma_v.html (дата обращения: 27.02.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ