Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОНТАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)

Работа №53798

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

языкознание

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
415
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования навыков иноязычной спонтанной речи учащихся старших классов посредством учебной дискуссии на уроках иностранного языка 7
1.1. Учебная дискуссия в контексте проблемного обучения 7
1.2. Учебная дискуссия как средство формирования навыков иноязычной
спонтанной речи в рамках компетентностного подхода в языковом образовании 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Формирование умений устного речевого общения учащихся старших классов посредством учебной дискуссии 24
11.1. Технология развития иноязычной спонтанной речи учащихся старших классов посредством учебной дискуссии на занятиях по французскому языку 24
11.2. Опытное обучение и его результаты 36
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Библиография 50
Приложения

Актуальность исследования. В условиях становления России частью мирового сообщества перед отечественным образованием сегодня стоят фундаментальные задачи, одна из которых - формирование умения свободного общения на иностранном языке. В данном контексте основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.
Коренные изменения, происходящие в мире, укрепляют взаимодействие государств и способствуют активному международному сотрудничеству. Появление нового постиндустриального общества запустило механизм глобализации и увеличило социальную мобильность. Эти перемены формируют социальный заказ общества на всесторонне развитую личность, способную к саморефлексии, саморазвитию и самореализации.
В условиях динамично развивающегося мира важнейшим качеством человека становится способность мыслить самостоятельно, что требует развития и совершенствования творческого потенциала, способности непрерывно учиться и самоопределяться. Сформировать личность, способную легко адаптироваться к стремительно меняющимся тенденциям в обществе, без соответствующих условий невозможно. В связи с этим возникает потребность кардинального пересмотра содержания образовательных технологий, в том числе и в языковом образовании.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения, направленных на эффективное развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
В данном контексте учебная дискуссия на уроках иностранного языка выступает в качестве метода креативного обучения и в качестве средства развития иноязычной спонтанной речи. Она порождает живую иноязычную коммуникацию внутри учебной группы, позволяет развивать навыки общения с различными представителями социума, способствует социализации учащегося и раскрытию его творческих способностей.
Объект исследования - креативный учебный процесс, направленный на развитие спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке.
Предмет исследования - учебная дискуссия как средство развития спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке.
Цель исследования состоит в выявлении эффективности использования учебной дискуссии как средства развития спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать необходимость применения учебной дискуссии как метода проблемного обучения в контексте развития спонтанной иноязычной речи учащихся старших классов.
2. Разработать творческие задания для проведения учебной дискуссии, направленной на формирование навыков неподготовленной речи учащихся старшей ступени обучения на уроках французского языка.
3. Выявить эффективность развития спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке в условиях организации и проведения учебной дискуссии посредством опытного обучения.
Методологическую основу данного исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области педагогики, психологии и методики обучения иностранным языкам. Проблемы учебной дискуссии освещены в трудах Н.О. Балакиной, М.В. Кларина, М.А. Ковальчук, И.Г. Морозовой и др. В работах И.А. Зимней, М.В. Кларина, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова отмечена важная роль учебной дискуссии в учебно - воспитательном процессе. Проблеме иноязычной коммуникативной компетенции посвящены работы таких отечественных ученых, как И.Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин и др., а также их зарубежных коллег D. Hymes, S. Savignon и др.
Методы исследования: общенаучные - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция. Теоретические - моделирование, системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение педагогического опыта. Эмпирические - анкетирование, опытная работа.
Этапы исследования:
• Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, объекта, предмета, цели и задач исследования.
• Разработка материала для проведения опытного обучения и его реализация.
• Обработка эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и реализована технология проведения учебной дискуссии, направленная на развитие неподготовленной речи учащихся старших классов на уроках французского языка и доказана эффективность ее использования в ходе опытного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает и обосновывает возможности креативного обучения в формировании навыков спонтанной речи учащихся в процессе изучения иностранных языков.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в разработке образовательных программ, в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов, а также в общих и специальных курсах по изучению иностранного языка, при написании учебных пособий.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования навыков иноязычной спонтанной речи учащихся старших классов посредством учебной дискуссии на уроках иностранного языка.
Во второй главе представлена технология развития иноязычной спонтанной речи учащихся посредством учебной дискуссии на занятиях по французскому языку, структурная модель учебной дискуссии, описано опытное обучение.
В заключении изложены основные теоретические и эмпирические результаты исследования, подведены общие итоги работы.
В приложении приведены вспомогательные дидактические материалы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном постиндустриальном обществе существует социальный заказ на всесторонне развитую личность, обладающую высоким уровнем коммуникативной компетенции, способную мыслить творчески и неординарно. В связи с этим в отечественной системе образования намечается плавный переход от традиционных методов обучения к инновационным. Это обуславливает поиск новых креативных технологий и активных методов обучения, среди которых в языковом образовании можно выделить учебную дискуссию.
В данном исследовании была раскрыта и научно обоснована необходимость внедрения учебной дискуссии для развития спонтанной иноязычной речи учащихся старших классов в условиях креативного обучения иностранным языкам в школе (на примере французского языка).
Учебная дискуссия - это один из механизмов обучения, направленный на повышение интенсивности и активности образовательного процесса благодаря включению учеников в процесс обмена мнениями по предлагаемой проблеме. Таким образом, учебная дискуссия в рамках проблемного обучения способствует развитию спонтанной речи и лингвистической креативности учащихся.
Нами была создана модель учебной дискуссии как инструмента развития навыков неподготовленной иноязычной речи учащихся старших классов.
В ходе опытного обучения нами была реализована технология проведения учебной дискуссии, направленная на формирование и дальнейшее развитие навыков спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке в рамках изучения темы «Les problemes ecologiques».
Результаты опытного обучения дают основания сделать вывод, что учебная дискуссия - это наиболее эффективное средство развития умения общаться на изучаемом языке. По итогам опытного обучения мы можем
констатировать повышение уровня владения такими умениями, как: связно и логично выражать свои мысли, выражать собственное мнение, аргументировать свою позицию. В целом результаты опытного обучения позволяют сделать вывод, что учебная дискуссия является одним из эффективных средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Кроме того, мы можем утверждать, что учебная дискуссия, способствует развитию творческих способностей, творческой активности личности.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект- Пресс, 2001. - 384 с.
2. Базарова, А. А. Особенности применения метода дискуссии на
занятиях по иностранному языку в вузе / А. А. Базарова // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме,
2012. - С. 308-321.
3. Баклашкина, М.В. Культуроведческие аспекты обучения студентов нормам межличностного общения в иноязычной языковой среде / М.В. Баклашкина. - Курск: КГУ, 2007. - 221 с.
4. Бим, И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. - М.: ЭКСМО, 1999. - 76 с.
5. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
6. Бондарко, Л.В. Спонтанная речь и организация системы языка / Л.В. Бондарко // Бюллетень фонетического фонда русского языка. - Санкт- Петербург, 2001. - № 8. - С. 17-23.
7. Борзова, Л. П. Игры на уроке иностранного языка: метод. пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 579 с.
8. Виноградова, О.С. Формирование иноязычной коммуникативной
компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка). Автореферат на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук / О. С. Виноградова. - Москва, 2003. - 24 с.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
10. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 280 с.
11. Гузеев, В. В. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах / В.В. Гузеев, А.С. Сиденко // Школьные технологии. - 2000. - № 1. - С. 169-181.
12. Гурвич, П.Б. Обучение неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. - 1964. - № 1. - C. 3-19.
13. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М.: Дело, 2002. - 480 с.
14.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 26-35.
15. Ивин, А.А. Теория аргументации: Учебное пособие / А.А. Ивин. - М.: Гардарики, 2000. - 416 с.
16. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи / Д.И. Изаренков. - М.: Русский язык, 1986. - 160 с.
17. Ипполитова Н. А. Педагогическая риторика / Риторика: Методология и
практика: Сборник программ / Н.А. Ипполитова. - М.; Ярославль,
2003. - С. 109-136.
18. Исламшин, Р.А. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе / Р.А. Исламшин, В.Ф. Габдулхаков // Педагогика. - 2001. - №12. - С. 14-19.
19. Каргина, Е. М. Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе / Е.М. Каргина // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 948-950.
20. Кашкина, К.В. Коммуникативно-диалоговая дискуссия на уроках иностранного языка / К.В. Кашкина, О.С. Осипчук. - М.: АСТ, 2004. - 146 с.
21. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
22. Ковальчук, М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному
общению: методическое пособие для преподавателей иностранных языков / М.А. Ковальчук. - М.: Высшая школа; Научно-
образовательный центр «Школа Китайгородской», 2008. - 144 с.
23. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно¬
методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.
24. Кэй, С.Э. Преподавание иностранных языков в Великобритании: методические и политические дебаты / С.Э. Кэй // Иностранные языки в школе. - 1996. - №2. - С. 61-66.
25. Лапидус, Б.А. Некоторые теоретические вопросы методики обучения неродному языку / Б.А. Лапидус // Общая методика обучения иностранному языку: Хрестоматия. - М.: Русский язык, 1991. - 310 с.
26. Литвиненко, Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Ф.М. Литвиненко. - Белорус. гос. ун-т, Мн.: Вып.9, 2009. - 102 с.
27. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М.Р. Львов. - М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 1999. - 272 с.
28. Лучик, Т.С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе / Т.С. Лучик // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. - С. 21-24.
29. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М.: Инфра, 2000. - 480 с.
30. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
31. Морозова, И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного
языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов / И.Г. Морозова - URL:
https: //www.hse.ru/pubs/share/direct/document/74846569 (дата
обращения: 01.06.2017).
32. Мурзенко, Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования / Л.В. Мурзенко // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Г ерцена. - СПб., 2010. - № 121. - С.197-201.
33.Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей / В.Б. Ольшанский. - М.: Инфра, 2004. - 190 с.
34. Остроумова, О.Ф. Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса: дис. ... канд. пед. наук / О.Ф. Остроумова. - Казань, 2006. - 187 с.
35. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению / Е.И. Пассов. - М.: Дрофа, 1985. - 208 с.
36. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.
Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
37. Пузатых, А.Н. Компетентностный подход как условие всестороннего развития личности при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах / А.Н. Пузатых // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 5. Ч. 2. - С. 148-150.
38. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 128 с.
39. Скалкин, В.Л. Учебная дискуссия как средство развития
неподготовленной речи / В.Л. Скалкин, А.Г. Рубинштейн // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 8. - С. 18-25.
40. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Дрофа, 2003. - 320 с.
41. Стрелова, В.В. Эволюция становления терминов коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / В.В. Стрелова. - Мн.: 2009. - Вып.9. - 102 с.
42. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
43. Шадурский, В. Г. Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам / В.Г. Шадурский - Минск: Изд. центр БГУ, 2011. - 191 с.
44. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как
иностранного: учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. - М.: Высш. шк., 2003. - 332 с.
45. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ., общ. ред. и предисл. А.В. Толстых / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
46. Cadre europeen commun de reference pour les langues. Conseil de 1’Europe / Les Editions Didier, Paris, 2001. - P.190.
47. Ek, J.A. van. Coping. The Language Teacher/ J.A. van Ek. - Dublin, 1988. - 145 p.
48. Hutmaher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher. -Switzerland: Secondary Education for Europe - Strasburg, 1997. - 72 p.
49. Hymes, D. Vers la competence de communication / D. Hymes. - Paris: Hetier, 1984. - 219 p.
50. Lemeunier, V. Elaborer une unite didactique a partir d’un document authentique, 2006. - URL: http://francparler-oif.org/ (дата обращения: 16.05.2017).
51.Savignon, S.J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns in teacher education / S.J. Savignon. - London, 2002. - 78 p.
52. Sautet, M. Un cafe pour Socrate: comment la philosophie peut nous aider a comprendre le monde d'aujourd'hui / M. Sautet. - Paris: R. Laffont, 1996. - 134 p.
53. Yarullina, F. The Role of the Educational Discussion in the Development of the Unprepared Foreign-Language Speech Skills / F.Yarullina, R. Fakhretdinov // Journal of Sustainable Development. - 2015. - Vol. 8. - No. 4. - Р. 45-52.
54. ууу.1И11обрнауки.рф/доку1енты/2365.1Т1 (дата обращения:
13.05.2017).
55. http://apprendre.tv5monde.com/fr/apprendre-francais/estonie-le-clean-day- 0?exercice=4 (дата обращения: 24.05.2017).
56. http: //apprendre.tv5monde.com/fr/apprendre-francais/des-vents-contraires- soufflent-sur-la-planete (дата обращения: 03.03.2017).
57. http://biblo-ok.ru/referat-ok/koncp-22876.php (дата обращения:
26.04.2017).
58. http://fr. wikihow. com/contribuer-%C3%A0-stopper-la-pollution (дата
обращения: 11.03.2017).
59. http://www.milanpresse.com/wpcontent/uploads/2015/09/03_DEBAT_CLI MAT.pdf (дата обращения: 23.05.2017).
60. https://www.youtube.com/watch?v=Fo3wz2K5k4Y (дата обращения:
13.05.2017).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ