УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОНТАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования навыков иноязычной спонтанной речи учащихся старших классов посредством учебной дискуссии на уроках иностранного языка 7
1.1. Учебная дискуссия в контексте проблемного обучения 7
1.2. Учебная дискуссия как средство формирования навыков иноязычной
спонтанной речи в рамках компетентностного подхода в языковом образовании 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Формирование умений устного речевого общения учащихся старших классов посредством учебной дискуссии 24
11.1. Технология развития иноязычной спонтанной речи учащихся старших классов посредством учебной дискуссии на занятиях по французскому языку 24
11.2. Опытное обучение и его результаты 36
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Библиография 50
Приложения
Глава I. Теоретические основы формирования навыков иноязычной спонтанной речи учащихся старших классов посредством учебной дискуссии на уроках иностранного языка 7
1.1. Учебная дискуссия в контексте проблемного обучения 7
1.2. Учебная дискуссия как средство формирования навыков иноязычной
спонтанной речи в рамках компетентностного подхода в языковом образовании 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Формирование умений устного речевого общения учащихся старших классов посредством учебной дискуссии 24
11.1. Технология развития иноязычной спонтанной речи учащихся старших классов посредством учебной дискуссии на занятиях по французскому языку 24
11.2. Опытное обучение и его результаты 36
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Библиография 50
Приложения
Актуальность исследования. В условиях становления России частью мирового сообщества перед отечественным образованием сегодня стоят фундаментальные задачи, одна из которых - формирование умения свободного общения на иностранном языке. В данном контексте основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.
Коренные изменения, происходящие в мире, укрепляют взаимодействие государств и способствуют активному международному сотрудничеству. Появление нового постиндустриального общества запустило механизм глобализации и увеличило социальную мобильность. Эти перемены формируют социальный заказ общества на всесторонне развитую личность, способную к саморефлексии, саморазвитию и самореализации.
В условиях динамично развивающегося мира важнейшим качеством человека становится способность мыслить самостоятельно, что требует развития и совершенствования творческого потенциала, способности непрерывно учиться и самоопределяться. Сформировать личность, способную легко адаптироваться к стремительно меняющимся тенденциям в обществе, без соответствующих условий невозможно. В связи с этим возникает потребность кардинального пересмотра содержания образовательных технологий, в том числе и в языковом образовании.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения, направленных на эффективное развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
В данном контексте учебная дискуссия на уроках иностранного языка выступает в качестве метода креативного обучения и в качестве средства развития иноязычной спонтанной речи. Она порождает живую иноязычную коммуникацию внутри учебной группы, позволяет развивать навыки общения с различными представителями социума, способствует социализации учащегося и раскрытию его творческих способностей.
Объект исследования - креативный учебный процесс, направленный на развитие спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке.
Предмет исследования - учебная дискуссия как средство развития спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке.
Цель исследования состоит в выявлении эффективности использования учебной дискуссии как средства развития спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать необходимость применения учебной дискуссии как метода проблемного обучения в контексте развития спонтанной иноязычной речи учащихся старших классов.
2. Разработать творческие задания для проведения учебной дискуссии, направленной на формирование навыков неподготовленной речи учащихся старшей ступени обучения на уроках французского языка.
3. Выявить эффективность развития спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке в условиях организации и проведения учебной дискуссии посредством опытного обучения.
Методологическую основу данного исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области педагогики, психологии и методики обучения иностранным языкам. Проблемы учебной дискуссии освещены в трудах Н.О. Балакиной, М.В. Кларина, М.А. Ковальчук, И.Г. Морозовой и др. В работах И.А. Зимней, М.В. Кларина, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова отмечена важная роль учебной дискуссии в учебно - воспитательном процессе. Проблеме иноязычной коммуникативной компетенции посвящены работы таких отечественных ученых, как И.Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин и др., а также их зарубежных коллег D. Hymes, S. Savignon и др.
Методы исследования: общенаучные - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция. Теоретические - моделирование, системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение педагогического опыта. Эмпирические - анкетирование, опытная работа.
Этапы исследования:
• Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, объекта, предмета, цели и задач исследования.
• Разработка материала для проведения опытного обучения и его реализация.
• Обработка эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и реализована технология проведения учебной дискуссии, направленная на развитие неподготовленной речи учащихся старших классов на уроках французского языка и доказана эффективность ее использования в ходе опытного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает и обосновывает возможности креативного обучения в формировании навыков спонтанной речи учащихся в процессе изучения иностранных языков.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в разработке образовательных программ, в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов, а также в общих и специальных курсах по изучению иностранного языка, при написании учебных пособий.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования навыков иноязычной спонтанной речи учащихся старших классов посредством учебной дискуссии на уроках иностранного языка.
Во второй главе представлена технология развития иноязычной спонтанной речи учащихся посредством учебной дискуссии на занятиях по французскому языку, структурная модель учебной дискуссии, описано опытное обучение.
В заключении изложены основные теоретические и эмпирические результаты исследования, подведены общие итоги работы.
В приложении приведены вспомогательные дидактические материалы.
Коренные изменения, происходящие в мире, укрепляют взаимодействие государств и способствуют активному международному сотрудничеству. Появление нового постиндустриального общества запустило механизм глобализации и увеличило социальную мобильность. Эти перемены формируют социальный заказ общества на всесторонне развитую личность, способную к саморефлексии, саморазвитию и самореализации.
В условиях динамично развивающегося мира важнейшим качеством человека становится способность мыслить самостоятельно, что требует развития и совершенствования творческого потенциала, способности непрерывно учиться и самоопределяться. Сформировать личность, способную легко адаптироваться к стремительно меняющимся тенденциям в обществе, без соответствующих условий невозможно. В связи с этим возникает потребность кардинального пересмотра содержания образовательных технологий, в том числе и в языковом образовании.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения, направленных на эффективное развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
В данном контексте учебная дискуссия на уроках иностранного языка выступает в качестве метода креативного обучения и в качестве средства развития иноязычной спонтанной речи. Она порождает живую иноязычную коммуникацию внутри учебной группы, позволяет развивать навыки общения с различными представителями социума, способствует социализации учащегося и раскрытию его творческих способностей.
Объект исследования - креативный учебный процесс, направленный на развитие спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке.
Предмет исследования - учебная дискуссия как средство развития спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке.
Цель исследования состоит в выявлении эффективности использования учебной дискуссии как средства развития спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать необходимость применения учебной дискуссии как метода проблемного обучения в контексте развития спонтанной иноязычной речи учащихся старших классов.
2. Разработать творческие задания для проведения учебной дискуссии, направленной на формирование навыков неподготовленной речи учащихся старшей ступени обучения на уроках французского языка.
3. Выявить эффективность развития спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке в условиях организации и проведения учебной дискуссии посредством опытного обучения.
Методологическую основу данного исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области педагогики, психологии и методики обучения иностранным языкам. Проблемы учебной дискуссии освещены в трудах Н.О. Балакиной, М.В. Кларина, М.А. Ковальчук, И.Г. Морозовой и др. В работах И.А. Зимней, М.В. Кларина, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова отмечена важная роль учебной дискуссии в учебно - воспитательном процессе. Проблеме иноязычной коммуникативной компетенции посвящены работы таких отечественных ученых, как И.Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин и др., а также их зарубежных коллег D. Hymes, S. Savignon и др.
Методы исследования: общенаучные - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция. Теоретические - моделирование, системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение педагогического опыта. Эмпирические - анкетирование, опытная работа.
Этапы исследования:
• Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формирование понятийного аппарата, объекта, предмета, цели и задач исследования.
• Разработка материала для проведения опытного обучения и его реализация.
• Обработка эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и реализована технология проведения учебной дискуссии, направленная на развитие неподготовленной речи учащихся старших классов на уроках французского языка и доказана эффективность ее использования в ходе опытного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает и обосновывает возможности креативного обучения в формировании навыков спонтанной речи учащихся в процессе изучения иностранных языков.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в разработке образовательных программ, в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов, а также в общих и специальных курсах по изучению иностранного языка, при написании учебных пособий.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования навыков иноязычной спонтанной речи учащихся старших классов посредством учебной дискуссии на уроках иностранного языка.
Во второй главе представлена технология развития иноязычной спонтанной речи учащихся посредством учебной дискуссии на занятиях по французскому языку, структурная модель учебной дискуссии, описано опытное обучение.
В заключении изложены основные теоретические и эмпирические результаты исследования, подведены общие итоги работы.
В приложении приведены вспомогательные дидактические материалы.
В современном постиндустриальном обществе существует социальный заказ на всесторонне развитую личность, обладающую высоким уровнем коммуникативной компетенции, способную мыслить творчески и неординарно. В связи с этим в отечественной системе образования намечается плавный переход от традиционных методов обучения к инновационным. Это обуславливает поиск новых креативных технологий и активных методов обучения, среди которых в языковом образовании можно выделить учебную дискуссию.
В данном исследовании была раскрыта и научно обоснована необходимость внедрения учебной дискуссии для развития спонтанной иноязычной речи учащихся старших классов в условиях креативного обучения иностранным языкам в школе (на примере французского языка).
Учебная дискуссия - это один из механизмов обучения, направленный на повышение интенсивности и активности образовательного процесса благодаря включению учеников в процесс обмена мнениями по предлагаемой проблеме. Таким образом, учебная дискуссия в рамках проблемного обучения способствует развитию спонтанной речи и лингвистической креативности учащихся.
Нами была создана модель учебной дискуссии как инструмента развития навыков неподготовленной иноязычной речи учащихся старших классов.
В ходе опытного обучения нами была реализована технология проведения учебной дискуссии, направленная на формирование и дальнейшее развитие навыков спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке в рамках изучения темы «Les problemes ecologiques».
Результаты опытного обучения дают основания сделать вывод, что учебная дискуссия - это наиболее эффективное средство развития умения общаться на изучаемом языке. По итогам опытного обучения мы можем
констатировать повышение уровня владения такими умениями, как: связно и логично выражать свои мысли, выражать собственное мнение, аргументировать свою позицию. В целом результаты опытного обучения позволяют сделать вывод, что учебная дискуссия является одним из эффективных средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Кроме того, мы можем утверждать, что учебная дискуссия, способствует развитию творческих способностей, творческой активности личности.
В данном исследовании была раскрыта и научно обоснована необходимость внедрения учебной дискуссии для развития спонтанной иноязычной речи учащихся старших классов в условиях креативного обучения иностранным языкам в школе (на примере французского языка).
Учебная дискуссия - это один из механизмов обучения, направленный на повышение интенсивности и активности образовательного процесса благодаря включению учеников в процесс обмена мнениями по предлагаемой проблеме. Таким образом, учебная дискуссия в рамках проблемного обучения способствует развитию спонтанной речи и лингвистической креативности учащихся.
Нами была создана модель учебной дискуссии как инструмента развития навыков неподготовленной иноязычной речи учащихся старших классов.
В ходе опытного обучения нами была реализована технология проведения учебной дискуссии, направленная на формирование и дальнейшее развитие навыков спонтанной речи учащихся старших классов на французском языке в рамках изучения темы «Les problemes ecologiques».
Результаты опытного обучения дают основания сделать вывод, что учебная дискуссия - это наиболее эффективное средство развития умения общаться на изучаемом языке. По итогам опытного обучения мы можем
констатировать повышение уровня владения такими умениями, как: связно и логично выражать свои мысли, выражать собственное мнение, аргументировать свою позицию. В целом результаты опытного обучения позволяют сделать вывод, что учебная дискуссия является одним из эффективных средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Кроме того, мы можем утверждать, что учебная дискуссия, способствует развитию творческих способностей, творческой активности личности.



