Введение 3
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности компании 6
1.1. Сущность и понятие конкурентоспособности компании 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности компании 17
1.3. Факторы повышении конкурентоспособности компании 27
2. Использование аналитических информационных систем как
фактор повышения конкурентоспособности компании
2.1. Структура и классификация информационных аналитических
систем в деятельности компании
2.2. Современный рынок информационных систем 43
2.3. Оценка эффективности внедрения аналитической информационной системы
3. Модель принятия решения по обоснованию выбора и внедрения аналитической информационной системы
3.1. Применение методов математического моделирования при выборе 64
альтернативных информационных систем
3.2. Сравнительный анализ использования аналитических 67
информационных систем в деятельности компании ООО «Строительная фирма №3»
3.3. Оценка влияния внедрения информационной системы на
функционирование ООО «Строительная фирма №3»
Заключение 90
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Современные условия функционирования предприятий характеризуются постоянным усилением конкурентной борьбы. Поэтому способность предприятия быстро адаптироваться к внешним условиям, а также своевременно принимать бизнесрешения становится важнейшим фактором сохранения конкурентных позиций.
Информация в данных обстоятельствах приравнивается к важнейшим стратегическим ресурсам компании. Основываясь и используя качественную информацию, управленческий персонал обеспечивает принятие эффективных управленческих решений на различных уровнях управления компанией. Компании используют качество, своевременность, актуальность и точность информации для собственного развития и повышения конкурентных преимуществ.
В настоящее время использование информационных технологий является неотъемлемой частью производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Грамотно выстроенная система аналитических работ, поддерживаемая информационными технологиями, может рассматриваться в качестве его конкурентного преимущества. Существует ряд возможностей повышения эффективности за счет автоматизации различных бизнес-процессов. Современные технологии обработки, хранения и накопления информации становятся необходимыми инструментами повышения конкурентоспособности предприятий, обеспечивающими информационную поддержку основных и вспомогательных процессов производства.
Степень научной разработанности темы. В рамках исследования изучена степень научной разработанности рассматриваемых вопросов, методов оценки конкурентоспособности компаний и применения информационных аналитических систем для повышения их конкурентоспособности.
Вопросы сущности конкуренции и конкурентоспособности, факторов ее повышения широко раскрыты в научной литературе и освещены в работах таких авторов, как М.Е. Портер, Г. Минцберг, Дж. Робинсон, Э. Чемберлена, К.К. Прахалад, У. Ч. Ким, Дж. Кэй, Г.Л. Азоев, Ю.Б. Рубин, А.Ю. Юданов, Р.А. Фатхутдинов.
Вопросы сущности и оценки эффективности информационных аналитических систем раскрываются в трудах отечественных и зарубежных авторов, таких как И.А. Брусакова, В.В. Годин, И.К. Корнеев, А.В. Коротков, Дж и К. Лодон, И.А. Рачковская, И.В. Савченко, Ю.Д. Тронин, В.Д. Чертковский и др.
Отсутствие в экономической науке комплексного подхода к исследованию влияния информационных систем на конкурентоспособность предприятий обусловило объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы.
Целью является исследование теоретических вопросов развития информационных аналитических систем и перспектив их применения для повышения конкурентоспособности компаний РФ.
Задачи. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать и обобщить знания в области применения и функционирования информационных аналитических систем в отечественной и зарубежной литературе;
- выявить организационно-экономические предпосылки и условия повышения эффективности функционирования предприятий на основе использования информационных аналитических систем;
- разработать модель принятия решения о внедрении информационной аналитической системе на основе экономико-математического моделирования, обосновывающую выбор системы наиболее соответствующей потребностям компании.
- провести оценку влияния внедрения аналитической информационной системы на экономическое положение компании.
Объектом исследования являются организации, внедряющие информационные аналитические системы.
Предметом исследования является процесс внедрения и функционирования информационных аналитических систем в организациях с целью повышения их эффективности.
Методология исследования. В процессе исследования в рамках комплексного подхода использованы такие общенаучные методы познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, a также методы обобщения теоретического и фактического материала путем сравнения, качественного и количественного анализа, экономико-математические и статистические методы. В качестве теоретической основы использованы труды отечественных и зарубежных авторов в области теории информационных систем, теории стратегического менеджмента, теории конкуренции и конкурентоспособности, анализа методов внедрения информационных инноваций.
Научная новизна. В диссертационной работе поставлена и решена задача разработки модели принятия решения о внедрении информационной аналитической системы на предприятии и создания экономико-математической модели определения информационной аналитической системы, наилучшим образом удовлетворяющей потребностям предприятия с учетом финансовых ограничений на принятие решения.
Практическая значимость работы. Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в разработке комплексного экономико-математического инструментария для принятия решения о внедрении информационной аналитической системы в компании. Осуществлена апробация полученных результатов, проведен работы выбор информационной аналитической системы, наилучшим образом удовлетворяющей потребностям
компании.
Применение информационных технологий в экономике приобретает все более массовый характер. На данный момент на рынке присутствует большое количество систем, предназначенных как для крупного, так и для среднего и малого бизнеса, для которых основным является соответствие стоимости системы ее функциональным возможностям. При этом ключевой задачей при принятии решения о внедрении является оценка соответствия функционала информационной системы требуемым критериям. Теоретические и методические разработки, касающиеся анализа конкурентоспособности отечественных организаций, говорят о том, что современные условия хозяйствования требуют усиления методов менеджмента, основанных на применении информационных аналитических систем.
В первом разделе работы проанализированы теоретические аспекты конкурентоспособности и факторы ее повышение. Обозначена увеличивающаяся роль информационных систем как одного из фактора повышения эффективности деятельности организаций, в связи с выделением информации как стратегического ресурса и применением информационных систем как инструмента управления этим ресурсом. Изучено влияние информационных систем на отдельные функциональные подсистемы организаций.
Во втором разделе изучен современный рынок информационных аналитических систем и распространенность использования в организациях интегрированных информационных систем. Российский рынок информационных технологий интенсивно развивается и показывает рост в течение последних 5 лет. По данным Gartner рынок информационных систем в 2015 году показал рост в 5,4 % и прогнозируется рост рынка на 10,3 % в 2016 году. Целый ряд отраслей российской экономики, особо привлекательных с точки зрения инвестиций, сегодня перешли на новый этап технологического развития, пройдя путь от самых простых систем учета складских запасов до современных интегрированных IT решений комплексного управления предприятиями.
Основными крупными отечественными участниками рынка информационных систем являются Первый Бит 1С и Галактика, которым принадлежит больше половины российского рынка. Также на российском рынке бизнес-приложений представлено несколько крупных зарубежных игроков. Это SAP, Oracle, Microsoft, IBM. Зарубежные производители прошли процесс локализации своих решений под российскую специфику и, обладая определенными рыночными преимуществами, успешно конкурируют с отечественными разработчиками бизнес-приложений.
Также проанализированы основные методы оценки эффективности функционирования информационной системы используемые для обоснования внедрения информационных систем. К недостаткам можно отнести их разобщенность, так как каждый из методов анализирует лишь части составляющих оценки эффективности внедрения. Методы экономического анализа базируются на инвестиционных показателях, которые сложно оценить до начала процесса внедрения и практически любая оценка, заложенная в модель расчета ROI или NPV изначально базируясь на эмпирических оценках. Методы процессного анализа предполагают оценку эффективности через применения методов управления проектом и контроля за сроком проведения работ и уровнем их исполнения, но они не позволяют провести прединвестиционную оценку эффективности и осуществить выбор наилучшим образом удовлетворяющей задачам компании информационной системы.
В третьем разделе предложена модель принятия решения о внедрении информационной аналитической системы на предприятии на основе экономико-математической модели определения информационной аналитической системы, наилучшим образом удовлетворяющей потребностям предприятия с учетом финансовых ограничений на принятие решения.
Модель предполагает три этапа. На первом этапе происходит подбор группы критериев для проведения сравнительной оценки информационных систем, существующих на рынке для решения конкретных задач, на основании анализа основных бизнес-процессов организации и ее стратегических целей развития.
На втором этапе производится экспертная оценка значимости выделенных критериев на основании методов парного сравнения и теории нечетких множеств. Третий этап включает в себя экспертную оценку альтернативных систем по каждому из критериев и выбор наиболее удовлетворяющей требованиям организации информационной системы.
Четвертый этап включает в себя оценку финансовых ограничений внедрения выбранной информационной системы, который показал, что фирма может полностью покрыть расходы на внедрение информационной системы за счет собственных средств.
Также был проведен анализ финансового состояния ООО «СФ №3», который показал, что процесс внедрения информационной технологии потребовал немалых финансовых затрат. Однако он сопровождается положительной динамикой таких показателей как коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, финансовой независимости и других. Предприятие добилось высоких результатов в хозяйственной деятельности за отчетный период. Предприятие эффективно реализует свою продукцию, получает прибыль, способно рассчитываться по своим обязательствам и обеспечивать себя собственными средствами, что может говорить о повышение конкурентной позиции организации на занимаемом рынке.
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. / - М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2015. - C. 256
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия // - СПб.: Питер, 2010. - C. 416
3. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики //Вопросы экономики, Т. 4, 2014. - С. 57-63
4. Баталова Т. Н. Некоторые вопросы информационного обеспечения системы управления производством // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационноориентированной экономики, Ч. 2, 2015. - С. 48-53.
5. Галкин Г , Методы определения экономического эффекта от ИТ- проекта // Intelligent Enterprise, №22, 2015 - С. 15-18
6. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации" / - М.: ИНФРА-М, 2013.- С. 432
7. Градусов Д.А., Уланов Е.А. Моделирование и анализ взаимовлияния цедей и рисков проектов внедрения информационных систем управления предприятием // Экономика и предпринимательство, №11-3 (52-3), 2014. - С. 491-494
8. Гребнев Е.Т., Новиков Д.Т. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом, №3, 2014. - С. 136-141.
9. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации: пер. с англ. / - М.: Вильямс, 2011.- С. 431
10. Деверадж С. Тайны ИТ: Измерение отдачи от инвестиций в информационные технологии / - М.: Букпресс, 2013. - С.192
11. Еферин В.П., Мотин В.В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях / - М.: Домодедово, 2012 .- С. 223.
12. Зорина Г.Ю., Чернышева Т.Ю. Методы оценки эффективности информационных систем // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине, 2015. - С. 142-144
13. Кайгородцев Г.И., Кравченко А.В. Методика оценки эффективности информационных систем // Прикладная информатика, №1 (55), 2015. - С.5-14
14. Колодняя Г.В. Эволюция природы конкурентного преимущества фирмы // Вестник финансового университета, №2 (68), 2015. - С. 33-45
15. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. Издание 4-е, перераб. и доп. / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - С. 448
16. Кристенсен К. М. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании. / - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - С. 237
17. Кротков A.M. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки. // Маркетинг в России и за рубежом, №6, 2013. - С. 59-68
18. Литвинова Р.С. Оценка и анализ рисков внедрения корпоративных инфрмационных систем // Актуальные проблемы экономической ттеории и практики, 2015. - С. 129-137
19. Левин А.И., Судов Е.В. Концептуальные основы управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции. Методический материал. / - М,: АНО Научно-исследовательский центр CALSтехнологий «Прикладная логистика», 2013. - С. 33-39
20. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. 11-е изд. / - СПб.: Питер, 2010. - С. 912
21. Максимов И.А. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг, №3, 2015. - С.107-117
22. Петрушенко Е.В., Левенцов В.А. Показатели оценки экономической эффективности внедрения корпоративных информационных систем // Неделя науки СПБГПУ, 2014. - С. 26-28
23. Портер М. Конкурентная стратегия. / - М.: Альпина Бизнес Букс,
2009. - С. 453
24. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. / - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - С. 715
25. Пострелова А. В., Маркин М. С. Оценка конкурентоспособности предприятия //Молодой ученый, №53, 2014. - С. 398-402.
26. Прахалад К.К. Будущее конкуренции. / -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,
2010. - С. 352
27. Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (введение в теорию конкурентного поведения) // Современная конкуренция, № 1(43), 2014. - С. 38-67
28. Рыхтинкова Н. Эффективное управление рисками на основе корпоративных информационных систем // Проблемы теории и практики управления, №9, 2014. - С. 124-129
29. Сабитова З.И. Разработка методологии единой оценки эффективности внедрения корпоративных информационных систем // Тенденции формирования науки нового времени, 2014. - С. 235-239
30. Синько В. Конкурентная среда, необходимая для производства конкурентоспособной продукции // Стандарты и качество, №6, 2014. - С.38-43
31. Скрипкин К.Г. Основы моделт TVO // Директор ИС, №6, 2015. - С. 63-71.
32. Старцев П. В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство, Т. 15, №16, 2014. - С. 4-15
33. Сторожева Е.В., Хамутских Е.Ю. К вопросу об актуальности оценки эффективности внедрения информационных систем в предприятия малого и среднего бизнеса // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине, 2015. - С. 299-301
34. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учеб. для вузов / - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 463
35. Трифонова О.Н. Основные риски проекта внедрения автоматизированной и информационно-аналитической системы электронного документооборота проектно-сметной документации в инжиниринговой компании // Международный научно-исследовательский журнал, №2-1 (33),
2015. - С. 88-91
36. Трушин И.С. О типологии конкурентных преимуществ, создаваемых в результате ИТ-инноваций: кейсы межотраслевых инноваций // Современная конкуренция, №6 (54), 2015. - С. 147-163
37. Фатхутдинов Р.А. Сущность конкурентоспособности // Современная конкуренция, №2 (41), 2013. - С. 99-129
38. Фатхутдинов Р.А. Методика разработки и реализации стратегии повышения конкурентноспособности организации // Современная конкуренция, № 3 (27), 2011. -С. 123-143
39. Хлебникова А.И., Зайцева Д.М., Горелкина Г.Г. Управление рисками внедрения информационных систем предприятия // Экономика и социум, №6-1 (19), 2015. - C. 907-910
40. Хэммонд Д.С, Кини Р.Л., Райффа Г. Скрытые ловушки процесса принятия решения и эффективное принятие решений / - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2013 . - С. 237
41. Чан Ким У. Стратегия голубого океана. /- М.: Hippo Publishing, 2014.- С. 272
42. Шелобаев СИ. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе / - М.: ЮНИТИ Дана, 2015. - С. 367
43. Щеберин В.Н. Анализ международных стандартов ИСО/МЭК по созданию и оценке эффективности информационных систем // Вестник АКСОР, №1, 2015. - С. 220-223
44. Юданов, А.Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы-«газели» в России) // Современная конкуренция, №2 (20), 2011. - С. 37-49
45. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 3-е издание / -М.: Гном и Д, 2011. - С. 142
46. Ahmad M. M., Cuenca R. P. Critical success factors for ERP implementation in SMEs //Robotics and Computer-Integrated Manufacturing, Т. 29, №. 3, 2013.-С. 104-111
47. Alter S. Information Systems / - 4th ed. - Upper Saddle River: Prentice Hall, 2013. - С. 587
48. Dorantes C. A. et al. The effect of enterprise systems implementation on the firm information environment //Contemporary Accounting Research, Т. 30, №. 4,
2013. -С. 1427-1461
49. Kirzner I. M. Competition and entrepreneurship // University of Chicago press, №3, 2015. - С. 23-27
50. Chien S.-W., Tsaur S.-M., Investigating the success of ERP systems: Case studies in three Taiwanese high-tech industries // Computers in Industry, №13,
2014. -С. 783-793
51. Ghazanfari M., Jafari M., Rouhani S. A tool to evaluate the business intelligence of enterprise system // Scientia Iranica, №9, 2013. - С. 130-141
52. Gillon K. Aral S. Lin C. Y. Business analytics: Radical shift or incremental change? // Communications of the Association for Information Systems, №14, 2014.-С. 90-102
53. Gliedman C. The Total Economic Impact Methodology: A Foundation For Sound Technology Investments // Forrester, 2015. - С. 7-16
54. Hocevar B, Jakic J. Assesing benefits of business intelligence systems // Management, №1, 2014. - С. 32-46
55. Lee J., Karpova E. Revisiting the competitiveness theory in the new global environment: review and analysis of the competitiveness definition //Journal of Destination Marketing & Management, Т. 2, №3, 2014. - С. 146-154
56. Matsumura T., Matsushima N., Cato S. Competitiveness and R&D competition revisited // Economic modelling, Т. 31, 2015. - С. 541-547.
57. Mayor Т. A buyer's guide to IT value methodologies // CIO, №15, 2014. - C.135-139.
58. Mocanu A. M., Litan D., Olaru S. Information systems in the knowledge based economy // WSEAS Transactions in Business and Economics, Т.2, 2015. - С. 201-215
59. Parker M. Information Economics linking business performance to information technology / - London: Prentice Hall, 2014. - С. 287.
60. Popovic A., Hackney R., Coelho P.S. Towards business Intelligence systems success: Effects of maturity and culture on analytical decision making // Decision Support Systems, №2, 2012. - С. 76-89
61. Wei C.-C. Evaluating the Performance of an ERP System Based on The Knowledge of ERP Implementation Objectives // The International Journal of Advanced Manufacturing Technology (39), №12, 2013. - С. 168-181
62. Рынок ИТ: Итоги 2015. По материалам аналитического агенства CNews Analytics, 2015. URL: http://www.cnews.ru/reviews/2015/ (дата обращения
24.04.2016)
63. Системы управления предприятием (рынок России). По материалам
аналитического агентсва TAdviser, 2015. URL: http://www.tadviser.ru
/index.php/Статья: Системы управления предприятием_(Рынок_России) (дата обращения 24.04.2016)
64. Global IT and economic markets. По материалам аналитического агентсва IDC, 2015. URL http://www.idc.com/analytics/Russia (дата обращения 24.04.2016)