Введение
Глава 1. Характеристика современных историко-культурных условий
развития туризма 9
1.1. Трансформация духовно - религиозной сферы культуры
российского общества после распада СССР 9
1.2. Неоязыческие объединения и «эзотерические субкультуры». Их
влияние на туризм 16
1.3 Эзотерическое краеведение как современное направление туризма .... 28
Глава 2. Тенденции трансформации статуса туристических объектов под влиянием «эзотерического туризма» 38
2.1. «Аркаим» как один из главных эзотерических объектов современности 38
2.2. «Долгая Поляна»: объект историко-культурного, экологического и
эзотерического туризма 48
2.3 Анализ социологического опроса на тему «Культурно -
мировоззренческая основа и тенденции развития эзотерического туризма» 54
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 66
Приложение 71
Исчезновение с политической карты мира СССР и возникновение на его месте Российской Федерации привело к серьезным изменениям в жизни всего российского общества. Особое влияние новые историко-культурные и политические реалии оказали на внутреннее содержание туризма и непосредственно отдельных туристических объектов. Характерный для конца XX - начала XXI века «религиозный всплеск» выразился в появлении новых религиозных, чаще языческих течений, обязательным мировоззренческим компонентом которых стала практика посещения так называемых «мест силы». Данная тенденция привела к ряду проблем и изменений в туристической сфере, среди которых - оформление нового вида туризма - эзотерического краеведения; трансформация статуса отдельных туристических объектов и взаимосвязь идеологической и туристической деятельности. Именно изучению данных проблем и посвящено наше исследование.
Актуальность. Изучение данной темы особенно актуально на сегодняшний день. Во-первых, об этом говорит необходимость установления причинно-следственных связей в изменении статуса туристических объектов.
Это связано с тем, что деятельность членов неорелигиозных организаций, связанная с практикой путешествия к «местам силы» для выполнения определенных обрядов, часто приводит к тому, что такими местами оказываются известные памятники историко-культурного туризма (Аркаим, Долгая Поляна). Наиболее известные и загадочные места становятся местами «паломничества» неоязычников и представителей других течений, что наделяет эти объекты новым содержанием, их некой сакрализацией. В нашем исследовании именно это явление мы и называем трансформацией статусов туристических объектов, т.е. слиянием в одном объекте различных целей: историко-культурной (познакомиться с наследием данного памятника истории), и эзотерической (совершить обряды). Однако это вызывает ряд проблем, связанных с возможностью размывания истинного значения объекта, изменению его восприятия в глазах туристов с памятника культуры на памятник поклонения. В связи с этим необходимо понять, как происходит процесс изменения статуса туристического объекта, теряет ли он свою предыдущую историко-культурную роль или же совмещает в себе несколько позиций.
Во-вторых, данная проблема за последние десятилетия стала все более заметной, но научных работ, трудов, посвященных её изучению до сих пор нет. Действительно, поездки по «местам силы» становятся популярными среди достаточно широкого круга лиц, их начинают предлагать туристические фирмы. В соответствии с этим необходимо достижение понимания того, что такое эзотерический туризм и возможно ли его официальное оформление.
И, в-третьих, важность обращения к данной теме связана с некой феноменальностью данного явления и воплощением в туристической деятельности идеалов и взглядов отдельных религиозных групп. То есть эзотерический туризм имеет конкретную привязку к мировоззрению человека, к выполнению определенных обрядовых практик, что выделяет его из других существующих видов туризма и требует понимания его основных признаков и особенностей.
Для достижения наиболее успешных результатов исследования, необходимо доработать понятийный аппарат темы. Прежде всего, необходимо определить, что именно мы будем понимать под термином «статус туристического объекта».
Словосочетание «статус туристического объекта» имеет различные толкования. Так, в большинстве учебников под статусом туристического объекта понимается его признание в качестве места скопления туристов и приобретение им определенных прав, таких как, возможность работать в праздничные и выходные дни. В качестве примера можем привести следующую цитату: «Муниципалитет Ла-Рока-дель-Вальес получил статус туристического объекта» , что говорит о том, что данный объект теперь является туристическим объектом. Но в этом исследовании под данным термином мы будем понимать его принадлежность к тому или иному виду туризма. Так, объекты историко-культурного туризма приобретают соответственно статус историко-культурных объектов.
Проработка других, важных для исследования терминов (неоязычество, эзотерический туризм) приведена в рамках соответствующих разделов ВКР.
Теоретическая база данного исследования состоит из двух категорий трудов: к первой относятся работы, посвященные, непосредственно теме неорелигиозности, идеологии неоязыческих течений и ко второй - отдельные исследования по местам силы. Последняя категория включает либо энциклопедии, либо авторские книги последователей тех или иных эзотерических течений. Однако обобщенных трудов, рассматривающих проблему взаимосвязи религиозных учений и туризма пока нет.
В качестве литературы для первой главы выступили книги Ива Левина «Двоеверие и народная религия в истории России» , О. А. Сморжевской «Современное язычество в религиозно-культурной жизни» , диссертация В. П. Козлова «Религиозные объединения республик Среднего Поволжья» и другие, а также обширное количество статей из газет республики Татарстан и интернет-источников. Для написания второй главы использовалась книга Быструшкина К. К. «Феномен Аркаима» , Вяткина А. Д. Энциклопедия по местам силы , материалы конференций «Южный Урал в межэтническом пространстве культур: традиции и современность» и т.д.
В качестве источников по данной теме были использованы книги лидеров неоязыческих объединений: Беркема Аль Атоми «Другой Урал»9, Девбаша «Татарские молитвы»10, а также их статьи. Кроме этого были использованы комментарии и отзывы последователей различных течений, которые они оставляли на сайтах, на форумах или в социальных сетях.
Новизна. Данная работа - это одно из первых комплексных исследований проблемы взаимосвязи неорелигиозных течений и туризма на основе изучения не только широкого спектра литературы и источников, но еще и анализе социологического опроса, данных социальных сетей и интернет-ресурсов. В рамках исследования, впервые на научной основе рассматривается новый вид туризма - эзотерический туризм. В соответствии с этим вводится в научный оборот и данный термин.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется отсутствием комплексных трудов, посвященных изучению «эзотерического туризма» и его взаимосвязи с неоязыческими течениями. В работе дается системное обобщение сведений о развитии данного вида туризма и осуществляется анализ трансформации восприятия некоторых историко-культурных памятников. Эта работа будет полезна всем, кто изучает мировоззренческие основы новых религиозных течений конца XX начала XXI века, практики посещения «мест силы» и основные тенденции развития туризма. Кроме того, в данной работе вводится в научный оборот и обосновывается термин «эзотерический туризм», в связи с чем, возможно его дальнейшее использование при написании статей, курсов лекций и т.п.
Целью ВКР является изучение явления «эзотерического туризма» и процесса трансформации статуса туристических объектов под влиянием неоязыческих и эзотерических течений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историко-культурные, политические и религиозные условия развития туризма в 1990-е-2010-е гг. на территории РФ.
2) Рассмотреть основные неоязыческие организации и их влияние на туризм и на туристические объекты.
3) Изучить «эзотерический туризм» как новое историко-культурное явление и как вид туризма; провести понятийную проработку данного термина.
4) Исследовать некоторые туристические объекты с точки зрения эзотерических «мест силы».
5) Проследить на примере «Аркаима» и «Долгой Поляны» процесс трансформации статуса данных объектов из историко-культурных в эзотерические.
6) Провести и проанализировать социологический опрос среди респондентов, интересующихся «местами силы».
В ходе работы были использованы следующие научные методы:
1. системно - исторический анализ (для изучения социокультурных процессов России в период 1991-2017 гг.;
2. категориально-терминологический метод (для обоснования термина «эзотерический туризм»);
3. метод типологизации (для определения места «эзотерического туризма» в общей типологии видов туризма);
4. метод классификации для систематизации видов «эзотерического» туризма;
5. метод социологического опроса (для получения эмпирических данных о «эзотерическом туризме»);
6. контент-анализ сайтов и социальных сетей (для изучения способов функционирования и целей «эзотерического туризма»).
Объект исследования - эзотерический туризм как современное историко-культурное явление.
Предмет - трансформация статуса туристических объектов как следствие формирования «эзотерического туризма».
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. В первой, теоретической, главе говорится о политических, религиозных и историко-культурных изменениях в жизни российского общества и их влиянии на туризм. Также здесь рассмотрены основные неоязыческие течения, и освещены проблемы и перспективы развития эзотерического туризма. Во второй, практической, главе показаны процессы трансформации статуса туристических объектов на примере «Аркаима и «Долгой Поляны»; проведен анализ социологического опроса.
Таким образом, данное исследование - это попытка установить, как трансформации в общественном и культурном развитии общества отражаются на изменениях в туризме. Конечно, есть определённая трудность в данной работе, обусловленная, прежде всего, динамичным развитием культурных тенденций, а также неявным, а лишь косвенным влиянием их на туризм. Однако понимание всех этих процессов очень важно не только для обычных людей, посещающих те или иные объекты, но и для государства вообще.
ВКР прошла апробацию в виде выступления и публикации по теме «Культурно-мировоззренческая основа и тенденции развития эзотерического туризма» на Итоговой научно-образовательной конференции студентов ИМОИиВ 17 апреля 2017 года.
Трансформация религиозно-культурной составляющей российского общества, начавшаяся после распада СССР, оказала значительное влияние на туристический компонент современного российского пространства. Появление различных неорелигиозных течений и «эзотерических субкультур» с их практикой посещения мест силы привели к формированию нового вида туризма - эзотерического краеведения. Вопрос о перспективах его развития и о связанной с ними проблеме трансформации статуса туристических объектов и был поставлен во главу данного исследования.
По итогам изучения данной проблемы, мы достигли цели ВКР и пришли к следующим выводам.
Во-первых, в 1990-е-2010-е гг. развитие туризма происходит под воздействием изменившихся политических (становление новой государственности), экономических (переход к рыночному типу экономики), историко-культурных («религиозный всплеск», смешение этнических верований народных с восточными и западными культурными элементами) условий, в рамках которых наряду с развитием международного и внутреннего туризма, выделяется туризм эзотерический.
Во-вторых, в ходе исследования было установлено, что формирование эзотерического туризма стало возможным ввиду появления неоязыческих организаций и «эзотерических субкультур» и лежащей в их основе традиции поездок к местам силы.
В-третьих, нам удалось выявить признаки эзотерического туризма, исходя из которых, было выведено его определение. Так, эзотерический туризм - это новое, динамично развивающееся направление в туризме, ориентированное на посещение так называемых «мест силы», связанное с теорией и практикой неорелигиозных течений и нацеленное на получение определенного состояния, к которому стремятся последователи того или иного духовного мировоззрения.
В-четвертых, в ходе исследования были выделены две группы основных туристических объектов, которые могут быть местами силы. С одной стороны это новые туристические центры, имеющие исключительно эзотерический смысл (в неизведанных местах природы) и с другой стороны, это известные памятники истории и культуры («Аркаим», «Долгая Поляна»). В частности, посещение в качестве мест силы объектов последней группы приводит к трансформации их историко-культурного статуса, то есть изменению его принадлежности к тому или иному виду туризма. На примере рассматриваемых памятников «Аркаим» и «Долгая Поляна» этот процесс был показан наиболее отчетливо. Так, они начинают превращаться из объектов историко-культурного и экологического туризма в объекты туризма эзотерического. Данный процесс вызывает обращение к этой проблеме официальной администрации объектов, которая считает, что наплыв таких людей приводит к размыванию исторической ценности памятника культуры. Однако вмешательство в развитие эзотерического туризма не целесообразно, ведь такого рода путешествия - часть общекультурных трансформаций нашей страны, которые требует внимательного наблюдения и изучения.
В-пятых, по итогам проведенного социологического опроса было установлено, что на сегодняшний день эзотерический туризм развивается в рамках множества тематических, не всегда религиозных, центров. В эзотерические поездки часто отправляются люди, не имеющие точного представления и характере и целях данной деятельности.
В ходе ВКР нам также удалось выделить основные перспективы развития данного вида туризма. Прежде всего, на сегодняшний день «эзотерический туризм» существует как неофициальное направление в туризме. Однако нельзя отрицать, что постепенно происходит его организационное оформление, выражающееся в увеличении количества людей, отправляющиеся в поездки по «местам силы»; во включении «эзотерических туров» в перечень предлагаемых турфирмами продуктов; в создании тематических центров, занимающихся исключительно такого рода поездками. Кроме этого, прослеживается тенденция к трансформации статуса отдельных историко-культурных памятников, которая сегодня выражается не в размывании прежнего статуса объекта, а в слиянии в одном памятнике нескольких целей (историко-культурной, эзотерической).
Конечно, для историко-культурного потенциала страны формирование эзотерического туризма имеет как отрицательное, так и положительное значение. Так, наряду с тем, что такого рода путешествия способствуют развитию внутреннего туризма в стране, повышают интерес к российскому культурному и природному наследию, они еще приводят к размыванию ценности других видов туризма.
Таким образом, эзотерический туризм - это новое и уникальное направление в сфере туризма, число последователей которого с каждым годом увеличивается. Возникшие на фоне идей о возрождении язычества, увлечении восточными практиками, эзотерические туры становятся своеобразным воплощением деятельности неорелигиозных организаций. Конечно, для официального утверждения эзотерического туризма и включения его в перечень других видов требуется еще немало времени и исследовательских усилий, но тот факт, что на него начали обращать внимание административные структуры, туроператоры, и сами участники говорит о возрастании его значения в современной структуре туризма.
1. Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия [Текст] / науч. ред. Г.Б. Зданович; сост. Н.О.Иванова. - Челябинск: Творч. об-ние «Каменный пояс», 1995. - 224 с.
2. Беркель Аль Атоми. Другой Урал [Электронный ресурс]/ А.А. Беркель - Санкт-Петербург: Крылов. Мужской клуб, 2008. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/91837/Al%27-Atomi -
Drugoii Ural.html
3. Быструшкин К.К. Феномен Аркаима: Космологическая
архитектура и историческая геодезия [Текст]/ К. К. Быструшкин. - М.: Белые альвы, 2003. - 272 с.
4. Вяткин А. Д. Большая энциклопедия. Россия. Места силы. [Текст] / А. Д. Вяткин. - М: Эксмо, 2013. - 288 с.
5. Гиндер И.А. Обзор проблемы славянского неоязычества в современной России. [Текст] // Молодежь и наука - третье тысячелетие.: Сб. материалов всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 16 декабря 2004 г. / Сост. В.В. Сувейзда. - Красноярск: ГУЦМиЗ, КРО НС «Интеграция», 2004. - С. 97-100.
6. Девбаш Ф. Татарские молитвы [Электронный ресурс]/ Ф. Девбаш
- Казань: РИЦ «Школа», 2009 - 136 с. - Режим
доступа: http://www.twirpx.com/file/1378544/
7. Карташова Л. Долгий путь в Долгую Поляну [Электронный ресурс] / Л. Карташова // Общественно-политическая газета Республика Татарстан. - 2009, - № 11-12. - Режим доступа: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh- 29202/
8. Козлов В. П. Религиозные объединения республик Среднего Поволжья (первая половина 1990-х гг.) [Текст]: Дис....канд.ист.наук.07.00.02:
защищена 1999./ Козлов Владимир Петрович. - Казань, 1999 .— 174 с.
9. Левин Ив Двоеверие и народная религия в истории России [Текст]/ Ив Левин; пер. с анг. А. Л. Топоркова и З. Н. Исидоровой. - М.: Индрик, 2004. - 216 с.
10. Лемешева Е. М. Неоязычество как социальный феномен в современном российском обществе [Текст] / Е.М. Лемешева // Вектор науки ТГУ. - 2011. - №1 (15) - С. 146-148.
11. Липская Л. А. Духовно-нравственная эволюция российского общества [Текст] / Л. А. Липская // Вестник Челябинского Государственного Университета. Философия. Социология. Культурология. - 2015 . - № 19 - С.132. -138
12. Ожиганова А. А Новая религиозность в современной России: Учения, формы и практики [Текст] / А. А. Ожиганова, Ю. В. Филиппов - М.: Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, 2006 - 299 с.
13. Сморжевская О.А. Современное язычество в религиозно-культурной жизни: исторические очерки. Монография [Текст] / О. А. Сморжевская, Р. В. Шиженский. - Йошкар-Ола: Историко-литературный музей финно-угорских народов имени Валентина Колумба, 2010. - 304 с.
14. Шиженский Р. В. Некоторые аспекты кодификации феномена современного славянского язычества по данным полевых исследований (статья №2) [Текст] / Р. В. Шиженский, О. С. Тютина // Colloquium heptaplomeres - 2014. - №1. - С.86 -95.
15. Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм
(восточноевропейский ареал) [Текст] / В. А. Шнирельман // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - 1998. - № 114. - С. 1-25.
16. Шнирельман В. А. Русское родноверие: неоязычество и
национализм в современной России [Текст] / В. А. Шнирельман. - М. Изд-во ББИ, 2012. - 302 с.
17. Южный Урал в межэтническом пространстве культур: традиции
и современность [Текст]: материалы научно-практической конференции.
67
Аркаим, 9-10 июля 2016 г./ ред. коллегия Е. И. Сластухина, О. Ю. Мальцева, И. Э. Любчанский; Мин-во культуры Челябинской области, Челябинский гос. историко-культурный Заповедник обл. значения «Аркаим». - Челябинск : АБРИС, 2016. - 128 с.
II. Интернет-ресурсы:
1. Аркаим - историко-культурный заповедник (памятник архитектуры) // Центр развития туризма Челябинской области URL: http://tourizm74.ru/turisticheskie-resursy/objects/?id=321 (дата обращения:
01.12.16) .
2. В Тетюшском районе Татарстана будет проложена экологическая тропа // Информационное агенство Татар-Информ URL: http://www.tatar- mform.ru/news/2006/09/06/32049/?font=mrmal (дата обращения: 07.12.16).
3. Все про душевность. Долгая Поляна и Тетюши. Побег из города.
Маршрут выходного дня // YouTube URL:
https://www.youtube.com/watch?v=BheRxs9FO1A (дата обращения: 09.12.16).
4. В детском саду "Сказка" в Тетюшах прошел экологический фестиваль // Тетюшские зори URL: http://www.tetyushy.ru/ru/2016-11-03-07- 49-08/item/4945-v-detskom-sadike-skazka-v-tetyushah-proshel-zkologicheskiy- festival.html (дата обращения: 09.12.16).
5. Долгая Поляна // URL:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3537 (дата обращения: 01.12.16).
6. История создания Заповедника «Аркаим» и появление на её территории «сакральных» объектов // Лекция URL: http://www.lektsia.com/4x2cc.html (дата обращения: 30.11.16).
7. История создания и структура музея // Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" URL: http://www.arkaim-center.ru/muzej/istoriya-sozdaniya-i-struktura-muzeya/ (дата обращения: 01.12.16).
8. К акции "Чистые леса Татарстана" подключился природный заказник "Долгая Поляна» // Первый лесопромышленный портал URL: http://www.wood.ru/ru/lonewsid-62306.html (дата обращения: 05.12.16)
9. К 10-летию создания заповедника "Аркаим" // Степной бюллетень №10 URL: http://www.nsu.ra/community/nature/books/Step-10/5.htm (дата обращения: 02.12.16).
10. О традиции православного паломничества в России // Православный поклонник на Святой Земле URL: http://palomnic.org/heritages/history/poplavskaya/ (дата обращения: 11.12.15).
11. От советского к российскому: социокультурные изменения общества // Политематический журнал научных публикаций "ДИСКУССИЯ" URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=175 (дата обращения: 10.12.16) .
12. Религиозные и национальные организации // Фонд знаний
"Ломоносов" URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01281
(дата обращения: 20.11.16).
13. Религия Аркаима // Биофайл. Научно-информационный журнал URL: http://biofile.ru/his/24419.html (дата обращения: 01.12.16).
14. Туристы и йоги одновременно // Наша планета URL: https://nashaplaneta.net/articles/exoterics.html (дата обращения: 18.03.17).
15. Туры по Сибири // Туроператор по Сибири. Sibiria. Sayan Ring.
Саянское кольцо. URL:
http://www.sayanring.ru/tour/browse/region/6/type/32/noseason/1/ (дата
обращения: 19.03.17).
16. Что такое эзотерика // Центр исследований возможностей человека "Я" URL: http://ksvety.com/12435 (дата обращения: 25.03.17).
17. Что такое эзотуризм // ЭзоТуризм URL: http://ezoturizm.com/ (дата обращения: 15.12.16).
18. Фольклорно-этнографический фестиваль // Челябинский
государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" URL:
http://www.arkaim-center.ru/tourism/folklomo-etnograficheskij -festival/ (дата
обращения: 01.12.16).
19. Эзотерика это // Академик URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/85881 (дата обращения: 25.03.17).
20. Эзотерический туризм // Все о туризме. Туристическая
библиотека. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/kozban.htm (дата обращения: 20.11.16) .
21. Эзотерический туризм // Travel for life. Отдых. Туризм. Путешествия. URL: http://travelforlife.ru/p590/l10/ (дата обращения: 18.03.17).
22. Эзотерический туризм: путешествия в поисках гармонии и
смысла // Мир приключений URL: http://world-of-
adventures.ru/skywriter/ezotericheskij-turizm-puteshestviya-v-poiskax-garmonii-i- smysla/ (дата обращения: 19.03.17).
23. La Roca Village получила статус туристического объекта // NA COSTA BRAVA URL: http://nacostabrava.ru/news/la-roca-village-poluchila- status-turisticheskogo-obekta (дата обращения: 20.11.16)