Введение 4
Глава I. Теоретические основания процесса формирования конкурентоспособной личности старших школьников во внеклассной воспитательной работе 16
1.1 Формирование конкурентоспособной личности старших школьников как актуальная социально-педагогическая проблема 16
1.2 Сущность понятия «конкурентоспособная
личность» 23
1.3 Психолого-педагогические предпосылки формирования конкурентоспособной личности старших школьников во внеклассной воспитательной работе 33
Выводы по Тглаве 40
Глава II. Процесс формирования конкурентоспособной личности старших школьников во внеклассной воспитательной работе 43
2.1 Психолого-педагогические условия повышения эффективности
процесса формирования конкурентоспособной личности старших школьников во внеклассной воспитательной работе 43
2.2 Задачи, содержание, принципы, формы и методы формирования
конкурентоспособной личности старших школьников во внеклассной воспитательной работе 50
2.3 Модель процесса формирования конкурентоспособной личности
старших школьников 64
Выводы по Пглаве 74
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию конкурентоспособной личности старших школьников средней общеобразовательной школы 77
3.1 Анализ опыта работы учителей по формированию конкурентоспособной личности старшеклассника 77
3.2 Применение критериально-уровневого подхода в диагностике сформированностиконкурентоспособной личности старших школьников
средней общеобразовательной школы 87
3.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию
конкурентоспособной личности старших школьников средней
общеобразовательной школыи анализ ее результатов 97
Выводы по III главе ПО
Заключение 112
Список литературы 118
Приложения 125
Развитие современного общества обеспечивают самостоятельные, целеустремленные и компетентные люди. Они помогают стране стать экономически сильной и процветающей, т.е. конкурентоспособной державой. В связи с этим в настоящее время все более значимым становится формирование у школьников таких качеств, как развитый интеллект, креативность, способность к эффективному принятию решений, инициативность, рефлексивность, мобильность, которые составляют в целом конкурентоспособность личности.
Проблема формирования конкурентоспособной личности все больше затрагивает и учителей, и школьников, потому что благополучие и личности, и страны зависит от качества образования человека и его готовности выдерживать конкуренцию. Поэтому одной из главных задач средних общеобразовательных учебных заведений в настоящее время является формирование личной конкурентоспособности учащихся, а в задачи школьников входит наращивание личной конкурентоспособности, что позволит им в будущем быть более востребованными в среде коллег.
В результате изучения литературы (В.И. Андреев, В.И. Шаповалов, Ю.В. Андреева, Р.А. Фатхутдинов, Л.М. Митина, Ф.Р. Туктаров, И.М. Ильковская, Э.Р. Хайруллина, Е.Б. Сотникова, Н.В. Борисова, Е.Г. Горбунова, Н.А. Ахадов, О.К. Филатов, Г.К. Паринова, Д.В. Чернилевскийи др.) были выявлены противоречия между:
- требованиями, предъявляемыми обществом к формированию конкурентных преимуществ у подрастающего поколения и отсутствием теоретических и методических разработок по данной проблеме;
- необходимостью формирования у учащихся конкурентных преимуществ и недостаточной готовностью учителей к решению этой актуальной задачи воспитания и обучения;
- потребностью общества в занимающихся самообразованием и самовоспитанием старшеклассниках, и их ориентированностью на академическую успешность и сдачу ЕГЭ, а не на саморазвитие и наращивание личных конкурентных преимуществ.
Выявленные противоречия способствовали определению проблемы исследования: какова модель процесса формирования конкурентоспособной личности учащихся старших классов во внеклассной воспитательной работе в средних общеобразовательных учреждениях.
Россия нуждается в креативных, интеллектуально самостоятельных личностях. По мнению многих ученых, педагогов и психологов, с каждым годом становится все более очевидным, что в XXI веке для России будут более значимы не природные ресурсы, а «человеческий капитал». Уровень компетентности и конкурентоспособности специалистов будет все больше влиять на развитие общества. Поэтому человека еще в школьном возрасте необходимо готовить к становлению как конкурентоспособной личности.
Актуальность формирования конкурентоспособности личности школьника заключается в том, что:
1) активно развивающийся рынок труда предъявляет высокие требования к подрастающему поколению, которому необходимо быть интеллектуально и физически подготовленным;
2) во всех современных сферах деятельности большое значение приобретают такие качества, как готовность системно мыслить, мобильно реагировать на новые факторы, способность креативно решать исследовательские задачи, умение самостоятельно и оперативно принимать решения и нести за них ответственность;
3) в современном мире каждый человек должен быть готов самостоятельно, качественно и нравственно решать социальные и личные проблемы.
Объект исследования - внеклассная воспитательная работа в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс формирования конкурентоспособной личности выпускников средней общеобразовательной школы во внеклассной воспитательной деятельности.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать модель процесса формирования конкурентоспособной личности учащихся старших классов во внеклассной воспитательной работе в средних общеобразовательных учреждениях.
Гипотеза исследования основана на том, что эффективность процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассника повысится, если будут:
- уточнена сущность таких понятий, как «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособная личность школьника»;
- выявлены и обоснованы социальные и психолого-педагогические факторы, стимулирующие повышение конкурентоспособности личности старшеклассника, а также специфические конкурентные преимущества старшеклассника, позволяющие ему опережать своих сверстников в образовательном пространстве;
- выявлены психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности реализации модели процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников во внеклассной работе средних общеобразовательных учреждений;
- определены задачи, принципы, содержание, методы и формы процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников;
- разработана и теоретически обоснована модель процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников средней общеобразовательной школы;
- определены критерии, показатели и уровни сформированности конкурентоспособной личности старшеклассников средней общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность таких понятий, как «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособная личность школьника»;
2) выявить и обосновать социальные и психолого-педагогические факторы, стимулирующие повышение конкурентоспособности личности, а также специфические конкурентные преимущества учащихся старших классов средней общеобразовательной школы;
3) выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников во внеклассной работе в средних общеобразовательных учреждениях;
4) определить задачи, принципы, содержание, методы и формы процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников и внедрить их в процесс внеклассной воспитательной работы средней общеобразовательной школы;
5) разработать и теоретически обосновать модель процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников средней общеобразовательной школы;
6) разработать систему критериев и показателей оценки конкурентоспособной личности учащихся старших классов, и на их основе охарактеризовать уровни сформированности конкурентоспособной личности старшеклассников;
7) изучить опыт работы учителей по формированию конкурентоспособной личности учащихся старших классов;
8) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по формированию конкурентоспособной личности старших школьников средней общеобразовательной школы и сформулировать выводы.
Методологической основой исследования являются различные аспекты проблемы формирования конкурентоспособной личности школьников. Они рассматриваются в работах таких ученых, как В.И. Андреев, В.И. Шаповалов, Ю.В. Андреева, Р.А. Фатхутдинов, Л.М. Митина, Ф.Р. Туктаров, И.М. Ильковская, Э.Р. Хайруллина, Е.Б. Сотникова, И.В. Борисова, Е.Г. Горбунова, Н.А. Ахадов, О.К. Филатов, Г.К. Париноваи др. В их исследованиях анализируются сущность и особенности процесса формирования конкурентоспособности выпускника школы, а также условия и факторы, влияющие на его эффективность; раскрывается сущность таких понятий, как «высокая мобильность», «активность», «целеустремленность», «настойчивость», «самореализация» и т.д.
В работе был использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов научно-педагогического исследования:
- теоретические: теоретический анализ и синтез, моделирование, мысленный эксперимент;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, констатирующий педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, формирующий эксперимент;
- математический: ранжирование, первичная статистическая обработка.
Экспериментальной базой исследования являются МБОУ «СОШ №6», «СОШ №9» г. Елабуги; «СОШ №7», «Татарская гимназия» г. Записка; «СОШ №32», «СОШ №40» г. Набережные Челны; «Гимназия им.
Ч. Айтматова №1» г. Кукмор РТ и «КОГОАУ Вятско-Полянский многопрофильный лицей» г. Вятские Поляны Кировской области, образовательная школа-интернат «Лицей им. Н.И. Лобачевского» КФУ (г. Казань). Всего исследованием было охвачено в констатирующем эксперименте 150 учителей и 220 учащихся старших классов; в формирующем эксперименте - 40 лицеистов (20 в экспериментальной и 20 в контрольной группах).
Новизна исследования заключается в:
- выявлении социальных и психолого-педагогических факторов, влияющих на эффективность процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников средних общеобразовательных школ;
- выявлении специфических конкурентных преимуществ учащихся старших классов средней общеобразовательной школы;
- определении критериев и показателей, а также в характеристике
уровней (высокий, средний и низкий)
сформированностиконкурентоспособной личности старшеклассников;
- создании модели процесса формирования конкурентоспособной личности учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «конкурентоспособная личность старшеклассника»; выявлении психологических и педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные теоретические и методические материалы могут быть использованы учителями, занимающимися организацией процесса формирования конкурентоспособной личности выпускников средней общеобразовательной школы.
Этапы исследования:
На первом этапе (подготовительно-поисковом) (2013 г.) - происходило осмысление и изучение проблемы исследования, анализ методологической, социологической и психолого-педагогической литературы, посвященной
проблеме конкурентоспособной личности школьников; формулировка темы, цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования.
На втором этапе (проектно-прогностическом) (2013-2014 гг.) - была осуществлена разработка исследовательского инструментария (анкеты для учителей и учащихся старших классов) для проведения констатирующего эксперимента; выявлены социальные и педагогические факторы, влияющие на формирование конкурентоспособной личности школьников, уточнена сущность конкурентных преимуществ старшеклассников, была разработана система критериев и показателей оценки уровней сформированностиконкурентоспособной личности старшеклассников.
На третьем этапе (опытно-экспериментальном (констатируюгцийэксперимент) (2013-2014 гг.) - был проведен констатирующий эксперимент; выявлены психологические и педагогические условия повышения эффективности процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников; разработана и теоретически обоснована модель процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников средней общеобразовательной школы; определены уровни сформированностиконкурентоспособной личности учащихся старших классов.
На четвертом этапе (опытно-экспериментальном (формирующий эксперимент) (2014-2015 гг.) - был проведен формирующий эксперимент.
На пятом этапе (обобщающем) (2014-2015 гг.) - были обобщены и систематизированы полученные данные; разработана программа опытно-экспериментальной работы по формированию конкурентоспособной личности старшеклассников и внедрена в процесс внеклассной воспитательной работы средней общеобразовательной школы; сформированы выводы; основные результаты исследования проходили апробацию.
На защиту выносятся следующие положения:
- уточненное определение понятия «конкурентоспособная личность старшеклассника» (личность с развитым интеллектом, мобильностью, обеспечивающими высокое качество ее учебной деятельности; личность, мотивированная на достижение успеха и лидерство, способная быстро определить и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, а также распоряжаться своим временем, умениями, навыками и знаниями так, чтобы обеспечить себе успешность не только в школе, но и за ее пределами);
- критериально-уровневая диагностика, направленная на выявление уровней (высокий, средний, низкий) сформированностиконкурентоспособной личности старшеклассника средней общеобразовательной школы; выявленные критерии и показатели, на основе, которых были охарактеризованы уровни сформированностиконкурентоспособной личности старшеклассников: мотивационно-ценностный критерий (стремление к успеху (жизненному и профессиональному), осознание значимости конкурентоспособной личности на современном этапе жизнедеятельности человека, нацеленность на успешность в процессе обучения в школе и вузе); когнитивный критерий (знание о способах наращивания конкурентных преимуществ, знание правил и принципов участия в конкуренции, знания о нравственно-этических качествах личности); гностический критерий (креативность, направленность на критическую оценку информации, способность к рефлексии);
- психологические условия (наличие у учителей сформированной мотивации к формированию конкурентоспособной личности учащихся старших классов; учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников; создание конкурентной среды в школе среди учащихся; формирование внутренних и внешних мотивов старшеклассников к наращиванию личных конкурентных преимуществ; уверенность в своих силах) и педагогические условия (формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника; наращивание собственной самостоятельности учащимися; организация творческой деятельности школьников; психолого-педагогическая поддержка; обеспечение школ квалифицированными учителями; целенаправленная и систематическая деятельность учителя по формированию конкурентоспособной личности выпускника школы; открытость и положительное отношение учителей к педагогическим нововведениям и др.) повышения эффективности процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников;
- модель процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников средней общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследованияпроводилась путем участия в очных и заочных конференцияхи конкурсах научных работ студентов.
Очные:
1. Всероссийская научно-практическая студенческая конференция (с международным участием) «Наука и молодежь» (23-24 октября 2013г., Елабуга).
2. Всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Наука и молодежь» (23-24 октября 2014г., Елабуга).
3. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (апрель 2014 г., г. Елабуга).
4. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (апрель 2015 г., г. Елабуга).
5. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (апрель 2016 г., г. Елабуга).
6. X Всероссийская конференция обучающихся «Национальное достояние России» (30 марта - 01 апреля 2016, г.Москва).
Заочные:
1. XXXIII Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития науки» (Украина, г.Горловка, 16-17 мая 2013г.).
2. IV Международная научно-практическая конференция «Академическая наука проблемы и достижения» (7-8 июля 2014 г., Northcharleston, USA).
3. 11 Международная научная конференция «Проблемы и перспективы современного образования» (17-18 августа 2015 г., Москва).
4. XLV Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (21 августа 2015 г., Новосибирск).
5. Конкурс на лучшую научную статью студентов ЕИ КФУ (апрель 2016 г., г. Елабуга) I место.
6. Конкурс на лучшую научную работу студентов ЕИ КФУ (апрель 2016 г., г. Елабуга) I место.
7. X Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» (очный тур) 30 марта-01 апреля 2016 г. II место.
8. Конкурс на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2016 года по социогуманитарному направлению в номинации «Формирование конкурентоспособных выпускников школы» (16 мая 2016 г., г. Казань) I место.
Основные положения результатов исследования были опубликованы в следующих изданиях:
1. Фазлыева А.А. Конкурентные преимущества учащихся старших классов средней общеобразовательной школы // Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции (с международным участием) «Наука и молодежь». Часть 2. - Елабуга, Изд-во ЕИ КФУ, 2013. - С.114-118.
2. Фазлыева А. А. Конкурентоспособность выпускников средней
общеобразовательной школы и ее обусловленность социальными и психолого-педагогическими факторами // Материалы
ХХХШМеждународной научно-практической конференции «Тенденции развития науки». - Украина, г. Горловка (16-17 мая 2013 г.). - С.99-103.
3. Фазлыева А.А. Старшеклассник и его конкурентоспособность // Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Казанские научные чтения студентов и аспирантов - 2013» имени В.Г. Тимирясова. - Казань: изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - С. 410.
4. Фазлыева А.А. Применение критериально-уровнего подхода к диагностике сформированности конкурентоспособности у старших школьников средней общеобразовательной школы // EuropeanSocialScienceJoumal. Том 1. -М., 2014. - С. 133-139 (в соавторстве), (входит в переченьВАК).
5. Фазлыева А.А. Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования конкурентоспособности старшеклассников // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Академическая наука проблемы и достижения». Northcharleston, SC, USA, 2014. Том 3. - С. 87-92 (в соавторстве).
6. Фазлыева А.А. Психолого-педагогические предпосылки формирования конкурентоспособности у старших школьников во внеклассной воспитательной работе // Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Наука и молодежь». Елабуга, Изд-во ЕИ КФУ, 2014. - С.329-334.
7. Фазлыева А.А. Стрессоустойчивость как конкурентное преимущество старшеклассника // Материалы итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2014 года: сборник тезисов: [в 2 т.] / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: изд. Казан, ун-т, 2014. - С. 364¬365.
8. Фазлыева А.А. Задачи, принципы, содержание, формы и методы формирования конкурентоспособности у старшеклассников во внеклассной воспитательной работе // Материалы 11 Международной научной конференции «Проблемы и перспективы современного образования». М., 2015. - С. 6-9.
9. Фазлыева А.А. Представления учителей средних учебных общеобразовательных заведений о конкурентоспособности старшеклассников и процессе ее формирования // Материалы XLV Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Новосибирск, 2015. - С. 54-58.
10. Фазлыева А.А. Формирование конкурентоспособности старших школьников как актуальная социально-педагогическая проблема // Материалы итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2015 года. - Казань: изд-во Казан.ун- т, 2015.-С. 173.
11. Фазлыева А.А. Формирование конкурентоспособной личности старших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы средней общеобразовательной школы // Сборник тезисов работ участников X Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России». - НС «Интеграция». -М., 2016 - С. 562-563.
12. Фазлыева А.А. Понятие «конкурентоспособная личность»: его сущность и содержание // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения». - Липецк: «РаДуши», 2016. - С. 37-42.
B XXI веке в России востребованы такие личности, которые думают о повышении своей конкурентоспособности и о конкурентоспособности страны, т.е. способные качественно работать, мобильно реагировать на нововведения, быстро использовать свои конкурентные преимущества. Именно они будут обеспечивать успешность государства, развивать его экономику и культуру, а также активно реализовывать стратегии собственной жизни, заниматься саморазвитием и самоактуализацией, что будет способствовать укреплению их позиции конкурентоспособной личности.
Становление старшеклассника как конкурентоспособной личности в школе является одним из главных условий обеспечения его успешности. Оно поможет выявить его лидерские способности, обеспечит готовность к успешному конкурированию в условиях современных рыночных отношений.
В результате изучения психолого-педагогической литературы (В.И. Андреев, И.М. Ильковская, Е.А. Подосинникова, Р.А. Фатхутдинов, О.А. Макарова, С.Г. Воровщиков, И.В. Корнейченко и др.) были выявлены социальные (повышение качества образования, усиление конкуренции), психологические (личностные способности, определяющие уровень конкурентоспособности, и деятельностные способности, определяющие динамику и направление развития конкурентоспособности ученика) и педагогические факторы (создание и реализация нововведений, самообразование как учителя, так и ученика, готовность и способность учителя к воспитанию школьников, самовоспитание старшеклассников, реализация творческих способностей ученика), оказывающие влияние на конкурентоспособную личность старшего школьника.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (В.И. Андреев, И.И. Шевченко, Е.Б. Сотникова, В.И. Новикова, И.М. Ильковская и др) было предложено авторское определение понятия «конкурентоспособная личность». Конкурентоспособная личность рассматривается нами как личность с развитым интеллектом, высокой мобильностью, обеспечивающими высокое качество ее учебной деятельности; это личность, мотивированная на достижение успеха и лидерство, способная быстро определить и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, а также распоряжаться своим временем, умениями, навыками и знаниями так, чтобы обеспечить себе успешность не только в школе, но и за ее пределами. Кроме этого, были определены конкурентные преимущества старшего школьника: высокий уровень развития личности школьника; умение работать над наращиванием своего потенциала, работать на опережение; заниматься саморазвитием; целеустремленность, волевые и лидерские качества, способность преодолевать интеллектуальные трудности; участие школьников в научно-исследовательской деятельности; опыт исследовательской деятельности; высокая культура речевого общения; нравственно-этические качества; стрессоустойчивость и т.д., которые способствуют повышению конкурентоспособности старшеклассников, их жизненному и профессиональному успеху.
Для повышения эффективности процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников учитель должен знать и учитывать психологические и педагогические предпосылки становления учащегося как конкурентоспособной личности (выбор учащимися собственного жизненного и профессионального пути; стремление получить необходимые знания, умения и навыки необходимые для будущего; заинтересованность в качестве полученного образования; самообразование, самовоспитание; предпочтение творческих и креативных заданий; подготовка к переходу с позиции ученика-старшеклассника на позицию абитуриента; стремление к самостоятельности; формирование теоретического мышления, заинтересованность школьников в научно¬исследовательской деятельности т.д.).
Главными задачами формирования конкурентоспособной личности старшеклассников являются: обеспечение высокого качества обучения; развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие способности мыслить научно и творчески; формирование положительного отношения к самообразованию, умений и навыков исследовательской деятельности; развитие способности преодолевать умственные трудности; воспитание у ученика веры в успех своего дела и т.д.
Принципами воспитания, которые обеспечивают эффективность решения задач организации процесса формирования конкурентоспособной личности старшеклассников являются: учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; обеспечение успеха; непрерывности (предполагает постоянное развитие конкурентоспособности учащихся); связи конкурентоспособной личности учащихся с будущей профессией; добровольности участия школьников в рассматриваемом процессе.
Содержание работы учителей по формированию конкурентоспособной личности школьников старших классов во внеклассной воспитательной работе отражено в следующих темах: «Будущее в наших руках», «Обгоняй, не расталкивая и не оттесняя», «CreativeThinking», «В мире конкуренции», «Никогда не сдавайся!», «Будущее, которое мы строим сами. Атлас новых профессий» и т.д. Кроме этого, для достижения поставленных цели и задач, а также успешной реализации содержания формирования конкурентоспособной личности учащихся были определены методы воспитания (педагогическое требование; поощрение; разъяснение; беседа; дискуссия; соревнование; мотивационная речь; ролевая игра; мини-лекция, метод защиты проектов и др.); методы обучения («модерация» и «фасилитация»; «Анализ слайдов или учебных фильмов»; метод ментальных карт; мозговой штурм; методы самостоятельной работы, которые основаны на творческой деятельности учащихся и др.); формы воспитания (конференции; деловые игры; круглые столы; встречи с интересными людьми; разброс мнений; открытая кафедра; социодрама; презентация мира; проект-мечта; проблемы и аргументы и др.).
В ходе исследования были выявлены важнейшие психологические (формирование внутренней и внешней мотивации у старшеклассников к наращиванию личных конкурентных преимуществ; создание конкурентной среды в школе среди учащихся; учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей старшеклассника; наличие у учителей сформированной мотивации к формированию конкурентоспособной личности учащихся старших классов) и педагогические (открытость и положительное отношение учителей к педагогическим нововведениям; наращивание старшеклассниками собственной
самостоятельностщорганизация творческой деятельности школьников; обеспечение школ квалифицированными учителями; целенаправленная и систематическая деятельность учителя по формированию конкурентоспособной личности выпускника школы) условия, реализация которых может повысить эффективность процесса формирования конкурентоспособной личности школьников.
Результаты проведенного в ходе констатирующего эксперимента анкетирования учителей свидетельствуют о значительной роли учителя в формировании конкурентоспособной личности школьников. В связи с этим ему необходимо усердно работать над повышением собственной конкурентоспособности, мотивировать своих учеников к успеху, самообразованию и лидерству. Многие учителя действительно стараются всесторонне развивать школьников, привлекают их к участию в различных конкурсах, олимпиадах, побуждают заниматься исследовательской деятельностью, формируют актуальные конкурентные преимущества у старшеклассников, которые помогают им работать на опережение.
В ходе исследования было установлено, что конкурентоспособный старшеклассник должен быть интеллектуально развитым, отличаться сформированной мотивацией на достижение успеха и лидерство. Кроме этого, школьнику необходимо быть способным наращивать и использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, которые обеспечат ему успешность в будущем: целеустремленность, волевые качества, способность преодолевать интеллектуальные трудности; формирование лидерских качеств; участие школьников в исследовательской деятельности и т.д. Следует отметить, что школьники должны осознанно наращивать свои конкурентные преимущества, что обеспечит целенаправленность и систематичность этого процесса.
В процессе исследовательской деятельности была разработана система критериев и их показателей, на основе которых были выявлены три уровня (высокий, средний и низкий) сформированности конкурентоспособной личности старшеклассников.
В результате рассмотрения всех необходимых компонентов процесса формирования конкурентоспособной личности школьника в средней общеобразовательной школе была разработана егомодель.Она призвана способствовать конкретизации представлений о стратегии педагогического процесса формирования конкурентоспособной личности старшего школьника во внеклассной воспитательной работе, и, следовательно, повышению эффективности организации рассматриваемого процесса.
Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию конкурентоспособной личности старшеклассников предполагало проведение эксперимента с экспериментальной и контрольной группами и итоговым тестированием, в котором участвовалидве группы испытуемых, одна из которых подвергалась воздействию, а другая нет (III модель). Кроме этого, был проведен диагностический эксперимент (т.е. оценена группа до проведения воздействия на нее); формирующий эксперимент (т.е. проведено воздействие на группу); а также группа была оценена после воздействия на нее и сравнивались результаты оценивания группы до и после воздействия (Пмодель), что дало возможность сделать выводы о результативности эксперимента. Так, было выявлено, что к завершению формирующего эксперимента уровень конкурентоспособной личности старшеклассников по всем трем критериям (мотивационно-ценностный, когнитивный и гностический) повысился. Кроме этого, полученные данные опытно¬экспериментальной работы дают нам возможность утверждать, что уровень сформированности конкурентоспособной личности учащихся старших классов по всем основным критериям и их показателям в ЭГ выше, чем в КГ. В целом можно сказать, что опытно-экспериментальная работа способствовала повышению уровней сформированности конкурентоспособной личности учащихся старших классов и, следовательно, подтверждению гипотезы исследования.
1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
2. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.
3. Боровикова Е.И. Современные ИКТ технологии как фактор повышения профессиональной компетенции учителя // V Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании» «ИТО-Саратов - 2013». [Электронный ресурс]. URL: httD://saratov.ito.edu.ru/2013/section/207/93154/ (дата обращения: 20.03.2015).
4. Борытко И.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.
5. Вари М.И. Общая психология: учеб, пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2007. - 968 с.
6. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. -М.: Педагогика, 1990. - 144с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: Изд-во МГОПУ, АНОО НОУ, 1999. - 234 с.
8. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект. Монография. - М.: АПК и ПИРО, 2006. - 232 с.
9. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод, пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, И.В. Телегина. - Казань: Казан, ун¬т, 2014.-288 с.
10. Губин В.А., Егоров Д.А. Личный пример офицера как педагогическое условие воспитания военнослужащих-контрактников частей внутренних войск МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2014. -№3 (58). - С. 38-41.
11. Давыдова Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования: дис. ... докт. пед. наук. - Астрахань, 2005. - 343 с.
12. Данилова Т.А. Формирование конкурентоспособной личности в образовательном процессе вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №88. - С. 270-276.
13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАД ОС-ПРЕСС,
2004. - 264 с.
14. Дмитриева А. Творчество как ступенька в личностном развитии ученика//Учитель. -2011. -№5. - С. 15-19.
15. Евплова Е.В. Конкурентная учебная среда как средство формирования личностной конкурентоспособности у обучающихся разного возраста // Южно-Уральский педагогический журнал. - 2010. - №2. - С. 91¬97.
16. Емельянова Л. А. Интегральные характеристики конкурентоспособного специалиста: контекстный подход // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2010. - №3. - С. 76-85.
17. ЗобовА.М. Case study. [Электронный ресурс]: http: //www. magistr. net. ua/article/16. htm (дата обращения: 11.05.2014).
18. Ильковская И.М. Формирование конкурентоспособности выпускника современной школы: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2003. - 205 с.
19. Клюева О.А. Проблема конкурентоспособности личности в современных социально-экономических условиях (психологический аспект). // Психология человека в современном мире. Личность и группа в условиях социальных изменений // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / отв. ред. А.Л. Журавлев. Том 5. - М.: Издательство: Институт психологии РАН, 2009. - С. 333-337.
20. Кондратьева О.Г. Портфолио лидера ученического самоуправления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №81. - С. 228-235.
21. Корнейченко И.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - №6. - С. 208-214.
22. Лазарев В. С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 48 с.
23. Лапшина Е.А. Формирование у учащихся конкурентоспособности - приоритетная задача общеобразовательной школы в современных социально-экономических условиях // Воспитание школьников. - 2010. - №2. - С. 42-47.
24. Леонтьева Е.Г., Тимкина К.В. Ментальная карта как инновационный метод в корпоративном обучении // Инновации в образовании. - 2013. - №6. - С. 101-108.
25. Лобазов Д.В., Кизесова И.В. Методологические основы ролевой игры // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №4. - С. 190-193.
26. Макарова О.А. Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. -№40. - С. 427-432.
27. Мичурина Г.Р. Сущностные характеристики конкурентоспособности личности старшеклассника сельских образовательныхучреждений // Вестник ВЭГУ. - 2011. - №6 (56). - С. 142¬148.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
29. Мясников В., Глобализация. Образование. Личность /Учитель. - 2011. - №4. - С. 21-25.
30. Неретина Е.А. и Соловьев Т.Г. Предпосылки формирования клиентоориентированного подхода к управлению взаимоотношениями с потребителями образовательных услуг высшего учебного заведения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - №2. - С. 161-170.
31. Новикова В.И. Формирование конкурентоспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея:дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - 219 с.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. - 460 с.
33. Педагогика школы. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977. - 384 с.
34. Педагогический словарь: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
35. Петрова С.Н.Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый.—2011. - №10. - С. 173-175.
36. Психология и педагогика : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
37. Резник С.Д., Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности. Учеб, пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 181 с.
38. Сиденко А. С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.: АПКиППРО, 2009. - 130 с.
39. Сотникова Е.Б. Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 201Е - 21 с.
40. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: Учебное пособие для студ.высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2006.
4Е Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб, для студентов вузов. - М.: Изд-во ВЛАД ОС-ПРЕСС, 2012. - 351 с.
42. Тулицев А.Е. Реализация принципа научности в современном физическом образовании // Наука и школа. - 2011 - №3. - С. 86-90.
43. Фатхутдинов Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией // Современная конкуренция. - 2007.-№Е-С. 73-86.
44. Шаповалов В.И. Как обеспечить формирование
конкурентоспособной личности / В.И. Шаповалов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 6. - С. 48-53.
45. Шаповалов В.И. Социально-образовательное проектирование как фактор формирования конкурентоспособной личности в условиях современной школы / В.И. Шаповалов // Наука - 2002 : науч. конф, межвуз. ученых и аспирантов. - Майкоп, 2002. - С. 97-105.
46. Шаповалов В.И. Структура управления формированием и развитием конкурентоспособности учащегося / В.И. Шаповалов // Инновационные процессы в высшей школе : материалы 9-й Всерос. науч,- практ. конф. - Краснодар, 2003. - С. 24-26.
47. Шаповалов В.И. Концепция конкурентоспособности личности в парадигме модернизации образования / В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в школе и вузе : сб. науч. ст. - Сочи, 2001. - С. 11-20.
48. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность личности учащегося: компоненты, методы измерения / В.И. Шаповалов // Тр. КубГТУ. Сер. Совершенствование образовательных технологий. Т. 23. Вып. 3. - Краснодар,
2005. - С. 52-62.
49. Шаповалов В.И. Социокультурные факторы формирования и развития конкурентоспособной личности / В.И. Шаповалов // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: материалы науч, конф., посвященной памяти В.И. Дружинина, ИП РАН, - М., 2005. -С. 397-402.
50. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность как критерий профессионального самоопределения старшеклассников /В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 4-й Междунар. науч.-метод, конф. - Сочи, 2001. - С. 26-30.
51. Шаповалов В.И. Модель конкурентоспособности личности в условиях модернизации образования /В.И. Шаповалов // Влияние окружающей среды на формирование личности : матер, науч.-практ. конф. - Уфа.-С. 172-175.
52. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современной школы /В.И. Шаповалов // Наука и образование в начале XXI века: Состояние, проблемы, поиск : матер. 4-й науч.-метод. конф. -Сочи, 2003.-С. 57-63.
53. Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий [Электронный ресурс]: монография. -М.: ФЛИНТА, 2013. - 184 с.
54. Шуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М., 1994. - 96 с.