Введение 3
1. Выездная налоговая проверка в системе налогового контроля 6
1.1. Понятие и сущность выездной налоговой проверки 6
1.2. Организация и проведение выездной налоговой проверки 15
1.3.Зарубежный опыт проведения выездной налоговой проверки 26
2. Действующая практика осуществления выездных налоговых проверок 39
2.1 .Анализ проведения выездных налоговых проверок 39
2.2. Порядок реализации результатов выездной налоговой проверки 52
3. Тенденции развития выездных налоговых проверок 68
3.1. Совершенствование планирования выездных налоговых проверок 68
3.2. Возможности применения зарубежного опыта организации и проведения выездных налоговых проверок в России 76
Заключение 87
Список литературы 92
Приложения
Государственная налоговая политика России стремится стимулировать позитивные направления развития в экономике, уменьшать налоговую нагрузку на добросовестных налогоплательщиков путем ввода льгот, понижением налоговых ставок для некоторых видов деятельности и отменой отдельных налогов. Все это создает удобные условия для ведения бизнеса в стране. Для успешного выполнения всех своих функций, налоговая политика должна обладать сильным налоговым администрированием, иначе налоговая система не будет функционировать, что, скорее всего, приведет к краху экономики, так как налоги занимают влиятельную часть при формировании бюджетов страны.
Основным условием эффективности государственной налоговой политики является качественный налоговый контроль, ведь его целью служит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательств в бюджеты. Стремление налогоплательщиков уменьшить свои налоговые обязательства путем махинаций и нарушения законодательства о налогах и сборах сильно затормаживают позитивные изменения в экономике.
В настоящее время налоговые проверки являются одной из самых эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Целью налоговой проверки в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Для выявления таких правонарушений наиболее действенно используется выездная налоговая проверка.
В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:
- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- предупреждение налоговых правонарушений.
Однако эффективность выездной налоговой проверки не означает его целостности. Ведь чем большее число налогоплательщиков проверяется, тем более поверхностны такие проверки. Чтобы этого не происходило, главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых органов Российской Федерации в настоящее время определено усиление роли и значимости выездных налоговых проверок.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью более глубокого анализа одного из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет - проведения выездных налоговых проверок.
Объектом исследования являются отношения, возникающих при проведении выездных налоговых проверок в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы и механизмы, предусматривающие порядок проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации.
Целью написания выпускной квалификационной работы является анализ отношений, возникающих при организации и проведении выездных налоговых проверок в Российской Федерации, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства регулирующего порядок и механизм проведения выездных налоговых проверок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность выездной налоговой проверки;
- изучить организацию и проведение выездной налоговой проверки в Российской Федерации;
- охарактеризовать опыт зарубежных стран в области организации и проведения выездных налоговых проверок;
- изучить порядок реализации результатов выездной налоговой проверки;
- выявить проблемы организации и проведения выездных налоговых проверок и предложить пути совершенствования выездных налоговых проверок;
- проанализировать возможности применения зарубежного опыта проведения выездных налоговых проверок;
При написании выпускной квалификационной работы методологическую основу составили труды отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме. В основу ее разработки легли Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы и постановления Правительства, другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие вопросы планирования и проведения выездной налоговой проверки. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации современных авторов в области налогообложения, таких, как Брызгалин А.В., Пансков В.Г., Майбурова И.А.,Малис Н.И., Путилина Д.А., Смолина О.С., Шестакова Е.В., Шувалова Е.Б., Д.Г.Черник и многих других, а также материалы в периодических изданиях по вопросам налоговых проверок, официальный интернет-источник. Большое внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок проведения выездных налоговых проверок, действующих в настоящее время.
Структура работы сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Выездная налоговая проверка является важнейшей формой налогового контроля, поскольку она связана с непосредственной проверкой деятельности налогоплательщика и включает прямой контакт последнего с проверяющими. Неслучайно налоговыми органами выездной контроль оценивается как наиболее эффективный в силу того, что многие налоговые правонарушения могут быть выявлены именно при проведении выездных налоговых проверок. Сегодня все этапы выездного налогового контроля - от порядка назначения, сроков проведения и приостановления, вплоть до вынесения решения по результатам проверки - жестко регламентированы законодательством.
В первой главе данной работы на основании проведенного исследования нами были рассмотрены теоретические основы организации и проведения выездной налоговой проверки.
В результате нами было установлено следующее. Главное место среди основных форм контроля занимают налоговые проверки. Выездные налоговые проверки проводятся как в отношении организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, так и в отношении индивидуальных предпринимателей. Целью проведения выездной налоговой проверки является обеспечение контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. Проведение выездных налоговых проверок призвано решать такие задачи, как всестороннее исследование обстоятельств финансово - хозяйственной деятельности проверяемого лица, выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учёта, составления отчётности и налоговых деклараций и многие другие. Организация выездной налоговой проверки сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: планирования, предпроверочного анализа, проведения самой выездной проверки. Перед проведением выездной налоговой проверки проделывается огромный объем работы: проводится предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ее контрагентов, анализируется вся информация, которой располагает инспекция, как внутренняя, так и внешняя и другие.
Зарубежный опыт проведения выездных налоговых проверок показал, что в таких странах как Германия, США, Франция и Япония действует примерно такой же порядок организации и проведения выездной налоговой проверки, как и в России: осуществляется планирование и подготовка к выездной проверке, используются внутренние и внешние ресурсы для отбора налогоплательщиков к проведению выездной проверки, анализируются результаты предыдущих проведенных налоговых проверок. Что касается обжалования результатов выездных налоговых проверок, то в рассматриваемых странах существует подача решения в вышестоящий налоговый орган для пересмотра или обращение в суд. За налоговые правонарушения в рассматриваемых странах применяются жесткие санкций. Например, жесткость санкций за налоговые преступления в законодательстве США достигается не только использованием такого уголовного наказания, как тюремное заключение, но и комбинированием штрафных санкций, способным вызвать ощутимые материальные последствия для правонарушителя.
Во второй главе был проведен анализ результативности выездных налоговых проверок, который показал, что в период 2013-2015 гг. эффективность проверок имела общую тенденцию к увеличению. По результатам 30 663
выездных проверок налоговыми органами установлены нарушения законодательства о налогах и сборах, из них 25 956 - по выездным проверкам организаций (99% от общего числа проведенных выездных проверок в отношении организаций), 3 201 - по индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающихся частной практикой. Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам данных выездных проверок, включая налоговые санкции и пени, составила 270 795 846 тыс. руб., в том числе сумма дополнительно начисленных налогов - 200 770 663 тыс. руб. (74,1% от общей суммы доначислений). В среднем по одной выездной проверке сумма дополнительно начисленных платежей составила 8831,35 руб., а по одной результативной выездной проверке - 8920,96 тыс.рублей. Следовательно, развитие механизма планирования выездных проверок представляется перспективным направлением, которое может и в дальнейшем способствовать росту результативности выездных налоговых проверок, так как от уровня организации контрольной работы налоговых органов в значительной степени зависит собираемость налоговых доходов бюджета.
В третьей главе были рассмотрены проблемы и предложены пути совершенствования планирования выездных налоговых проверок. Планирование и подготовка выездных налоговых проверок являются главным этапом работы налоговой инспекции по проведению выездных налоговых проверок. Именно на этом этапе определяются перечень организаций, подлежащих выездным налоговым проверкам, сроки проведения и вид проверки, кадровые ресурсы, необходимые для их проведения.
К проблемам, с которыми сталкиваются налоговые органы при планировании и проведении выездных налоговых проверок относятся следующие:
- при отнесении налогоплательщиков к претендентам на включение в план выездных налоговых проверок немаловажное значение имеет так называемая «предполагаемая сумма доначислений», рассчитать которую на основании представленной налогоплательщиком бухгалтерской и налоговой отчетности, а также имеющейся у налогового органа информации, полученной в результате контрольных мероприятий в рамках предпроверочного анализа, достаточно проблематично, зачастую просто невозможно;
- результаты мероприятий налогового контроля, полученные в рамках предпроверочного анализа, содержат ограниченную информацию о налогоплательщике и возможных нарушениях налогового законодательства, по причине того, что предпроверочная работа налоговых органов при подготовке выездных налоговых проверок не отражена в налоговом законодательстве;
- налоговое законодательство не содержит понятия «предпроверочная работа», «предпроверочный анализ», поэтому становится неясной правомерность и возможность налоговых органов проводить те или иные мероприятия налогового контроля на этапе подготовки выездных налоговых проверок.
- для анализа налогоплательщика на целесообразность включения в план выездных налоговых проверок отводятся ограниченные сроки, что не дает возможности сотрудникам налогового органа сделать полноценные выводы, что влияет на результативность проверки.
-в Концепции планирования выездных налоговых проверок в
распределении критериев не учтено все многообразие видов осуществляемой деятельности, некоторые группы слишком укрупнены, следовательно, критерии не могут полноценно отражать существующую картину деятельности хозяйствующего субъекта, в частности, это в большей степени касается сфер услуг и торговли;
- в Концепции планирования выездных налоговых проверок отсутствует учет применения смешанных систем налогообложения. В полной мере это относится к налогоплательщикам, использующим для исчисления и уплаты налогов традиционную систему налогообложения с одновременным применением для отдельных видов деятельности единого налога на вмененный доход. В таких случаях проблематично определить превалирующий вид деятельности, что делает невозможным корректное определение критериев 1, 11 Концепции.
- в Концепции планирования выездных налоговых проверок сумма уплаченных налогов, в отличие от суммы начисленных налогов, за исследуемый год не отражает сущности показателя налоговой нагрузки - действительной зависимости между объемом налоговых платежей и выручкой, полученной налогоплательщиком.
Для устранения вышеуказанных недостатков, предлагаем внести следующие пути совершенствования для организации и проведения выездных налоговых проверок.
1. Ввести в налоговое законодательство понятия «предпроверочная работа», «предпроверочный анализ».
2. Увеличить сроки для анализа налогоплательщика на целесообразность включения в план выездных налоговых проверок.
3. Дифференцировать расчеты средних показателей по видам экономической деятельности по субъектам РФ. Расширить группировку по видам экономической деятельности, используемую для средних показателей по видам экономической деятельности.
4. Уточнить показатели отчетности, используемые при расчете критериев налогоплательщиков со смешанным налогообложением.
Ппланирование и подготовка выездных налоговых проверок являются главным этапом работы налоговой инспекции по проведению выездных налоговых проверок. Проведению выездной налоговой проверки должны предшествовать тщательное изучение и анализ должностными лицами налогового органа, ответственными за ее проведение, всей имеющийся в налоговом органе информации о налогоплательщике: об открытых счетах в кредитных организациях, его филиалах и представительствах, наличие недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, а также осуществление иных предпроверочных мероприятий. Наилучшие результаты выездных налоговых проверок могут быть достигнуты только соблюдении отделами налогового органа общей цели, направленной на повышение эффективности выездных налоговых проверок и избежания низко-результативных проверок, и как следствие, расходов бюджета на такие проверки.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., №146-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 29.11.2015.
2. Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки [Электронный ресурс]: Приказ ФНС России от 25.12.2006 г., № САЭ-3-06/892@ (ред. от 23.07.2012) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 29.11.2015.
3. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [Электронный ресурс]: Приказ ФНС России от 30.05.2007г., № ММ-3-06/333 (ред. от 10.05.2012) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 29.11.2015.
4. Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Аронов А. В., Кашин В. А., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576 с.
5. Асабова О.М., Филиппова Н.А. Исследование актуальных проблем в области организации и проведения камеральных налоговых проверок / Контентус. -2013. - № 11 (16). - С. 1-7.
6. Барышникова А.В. Повышение эффективности выездных налоговых проверок // Контентус. 2016.-№1(42).-С.165-172.
7. Баташева Ф. А., Баташева Э. А. Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права // Молодой ученый.-2015.-№21.-С.35.
8. Безвербная М.Ю.,Кретова Н.В. Специфика налогового
администрирования в России на примере выездных налоговых проверок // Пролог. 2013.-№2013. №4(4).-С.15-17.
9. Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации учеб. пособие / Е. П. Богданова. - М.: МФПА, 2010. - 432 с.
10. Бородина Н.Н., Дворникова Т.П. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля / Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы.- 2015. - С. 184-188.
11. Брызгалин А.В.Налоги и налогообложение.
12. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2010. - № 5. - С. 9-16.
13. Васюченкова Л.В. О налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля / В сборнике: Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации . - 2015. - С. 293-297.
14. Вдовин В. М. Информационные технологии в налогообложении: учебное пособие / В. М. Вдовин. - Москва: Дашков и К, 2012. - 207с.
15. Гамонина А. Н., Маркова И. Д. Проблемы и перспективы использования в Российской Федерации положительного опыта организации и методики налоговых проверок США // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 100-102.
16. Грищенко Ю.И. Оформление результатов и вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки // Финансовый менеджмент. Издательство М.:»Дело и сервис».-2011.-№2. С.106-117.)
17. Дадашев А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / А. З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 240 с.
18. Дорофеева Н. А. Налоговое администрирование: учебник / Н. А. Дорофеева. - Москва: Дашков и К, 2013. - 297с.
19. Евстигнеев В. Н. Налоги и налогообложение: теория и практикум: учебное пособие / В. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. - Москва: Проспект, 2014.
20. Едронова В.Н.,Подоляко М.Н. Проблемы концепции планирования выездных налоговых проверок и пути их решения // Финансовая аналитика: проблемы и решения.-2012.-№39. С.2-14
21. Ежиков С.Г., Королева Л.П. Камеральные и выездные налоговые
проверки: условия перехода количественных изменений в качественные. В сборнике: Гуманитаристика в условиях современной социокультурной
трансформации. Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции. 2013.-С.31-33.
22. Кислякова И.И. Совершенствование механизма налогового контроля как фактор увеличения доходов бюджетной системы / Россия в новых социально¬экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития. - 2015. - С. 8-11.
23. Колесниченко Т. В. Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок: научно-практическое пособие / Т. В. Колесниченко. - Москва: Юстицинформ, 2012. - 202 с.
24. Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. - 2007. -№ 9-1. - С. 94-99.
25. Корень А.В. Налогообложение субъектов электронной коммерции: проблемы и перспективы: монография / А.В. Корень; М-во образования и науки Российской Федерации, Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток, 2011.
26. Корень А.В. Приоритетные направления развития механизма налогообложения электронной предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 8. - С. 127-135.
27. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 5 (38). - С. 63-65.
28. Корень А.В., Татуйко А.В. Региональная налоговая политика как инструмент формирования благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 11 (44).
29. Кузьменко В. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 20 обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение" / В. В. Кузьменко, Н. С. Бескоровайная, А. А. Рубежной. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013.
30. Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финансовое право. - 2013. - № 4. - С. 46-48.
31. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 12-2. - С. 127¬129.
32. Максимов Ю.А., Максимова Е.М. Сравнительная характеристика правового регулирования камеральной и выездной налоговых проверок / Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2013. - № 3 (47).- С. 75-82.
33. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование: учебник / Под ред. О. А. Мироновой, Ф. Ф. Ханафеева - Йошкор-Ола: стрит, 2013.- 418 с.
34. Михасева Е.Н.,Шенкаренко Б.А. Пути совершенствования организации контрольной работы налоговых органов России на основе адаптации зарубежного опыта // SCIENCE TIME.-2014.-№ 11 (11) .- С.219-227.
35. Мельникова Н.П., Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учебное пособие / Н. П. Мельникова, Л. И. Гончаренко, А. Т. Шумайлов и др.; под научн. Ред. Л. И. Гончаренко - М.: Конрус, 2009. - 448с.
36. Мосейкин В.В. Использование показателя налоговой нагрузки в целях планирования выездных налоговых проверок// Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2012. -№4.- С.186-191.
37. Никулина Е.В. О проблемах эффективности планирования выездных налоговых проверок // Теория и практика общественного развития.2011.-№6. С.278-281
38. Ногина О.Н. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2012. - 160 с.
39. Нуримухаметов Р.М., Якупов З.С. Взаимовлияние различных форм и видов налогового контроля на ее эффективность // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2013. - № 58. - С. 73-80.
40. Осокина И.В. Налоговый контроль в налоговом процессе: Учебник (ГРИФ) /Осокина И.В., Косов М.Е. М.: Эксмо, 2011.-С.446.
41. Парыгина В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики: Учеб. пособие. М., 2013. С. 207
42. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран : учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. М.: Дело
и Сервис, 2008. — 368 с.
43. Подоляко М.Н. Критериальная оценка налогоплательщиков для планирования выездных налоговых проверок дисс. ... ан.эк.наук/Подоляко М.Н. - Иваново, 2013
44. Романова А.Н. Организация и методы налоговых проверок / Под ред. А.Н. Романова. — М.: Вузовский учебник, 2013. — 288 с.
45. Романовский М.В. Налоги и налогообложение. - 4-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Эксмо, 2014. -388 с.
46. Сидельников А.Р., Саркисян Э.П. Новая форма налогового контроля: особенности и перспективы развития / Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 1. - С. 6.
47. Соловьева Н.Е Сравнительный анализ системы налогового администрирования Японии и России. Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика». Россия, г. Новосибирск, 2013 г.
48. Спирина Л.В. Налоговые проверки / Л.В. Спирина, В.А. Тимошенко. — М.: Экзамен, 2014. — 412 с.
49. Справочник бухгалтера и аудитора / Под ред. Е.А. Мизиковского, Л.Г. Макаровой. - М.: Юристъ, 2011. - 992 с.
50. Степанова Л.А Актуальность отдельных мероприятий налогового контроля при проведении выездной налогвой проверки в современных условиях // Агропродовольственная политика России.-2013.-№6(18). С.43-46.
51. Тотикова Т.Е. Развитие теоретических аспектов формирования эффективного налогового контроля в России / Вестник Поволжского института управления. - 2010. - № 3. - С. 151-156.
52. Фетисов П.С. Проблемы налогового администрирования в ходе проведения выездных налоговых проверок// Economics.2015.-№2(3). С.60-66.
53. Чернявский В. С. Государственный финансовый контроль: проблемы эффективности // Право и политика. М.: Nota Bene, 2014. № 6.
54. Шувалова Е. Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие / Е. Б. Шувалова, В. В. Климовицкий, А. М. Пузин. - Москва: Евразийский открытый институт, 2010. - 135 с.
55. Шувалова Е. Б. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебное пособие / Е.Б. Шувалова, А. Е. Шувалов, М. А. Солярик, П. Ю. Федоров. - Москва: Евразийский открытый институт, 2011. - 299 с.
56. Экономические Д.Г. Методика организации и проведения совместной с налоговыми органами выездной таможенной проверки импортных операций // Современные наукоемкиетехнологии. Региональное приложение. - 2014.-№4. - С.14-24.
57. Эриашвили Н.Д., Косов М.Е., Осокина И.В., Староверова О.В. Налоговый процесс: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. -375 с.
58. Вопрос/ответ Официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы».-2016. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/
59. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]: Выездные налоговые проверки. Новости - Официальный сайт портала, 2015. - Режим доступа: http://taxpravo.ru/
60. Федеральная налоговая служба Российской Федерации [Электронный ресурс]: Статистические материалы - Официальный сайт Федеральной Налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/
61. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]:
Консолидированный бюджет субъектов РФ (территориальный разрез) - Официальный сайт Федерального казначейства, 2016. - Режим доступа: www.roskazna.ru/
62. Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Статистические материалы - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: www.minfin.ru/
63. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Статистические материалы - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2016. - Режим доступа: www.gks.ru/