Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Церковная архитектура древней Руси: проблема византийского влияния

Работа №53697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
437
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
1.1 Социокультурная ситуация в Древней Руси
1.2 История возведения древнерусских церквей
§ 2. Основные принципы возведения древнерусских церквей
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВИЗАНТИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ВЛИЯНИЯ НА ДРЕВНЕРУССКУЮ АРХИТЕКТУРУ
2.1 Византийское влияние на русскую архитектуру
2.2 Сходство и отличие храмов Византии и Руси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Национальная культура самобытная и уникальная не вследствие обособления от других культур, а благодаря постоянному, всеобъемлющему взаимодействию с культурными достижениями соседних народов и с собственным культурным наследием. Особенно важным это взаимодействие является в переломные моменты национального бытия, когда собственного социального опыта уже недостаточно, чтобы дать ответ на исторический вызов. Тогда существенно возрастает потребность в заимствовании культурных ценностей, художественных и литературных форм у более развитых сообществ. Именно такой - переломной для русского народа - была эпоха становления Киевской Руси как мощного средневекового государства и динамического сообщества на территории Восточной Европы.
Интенсивное развитие государственных институтов не могло происходить на основе традиционных языческих культурных образцов. Для того чтобы обеспечить стабильность в неспокойном и противоречивом древнерусском социуме необходимы были совершенно новые духовные ценности и культурные коды. Эти обстоятельства обусловили окончательное утверждение на Руси христианства византийского обряда и, соответственно, перенос на почву народной древнерусской традиционной культуры компонентов официальной культуры Византии.
В течение всей истории Киевской Руси, которая длилась несколько веков до монгольского завоевания, византийское культурное влияние было неодинаковым.
Более активным оно было в первые десятилетия после крещения Руси князем Владимиром. Далее, в эпоху политического распада и феодальной анархии зависимость древнерусской культуры от византийских традиций существенно уменьшается. Кроме этого, неодинаковыми по характеру и интенсивности были византийские влияния на различных участках культурного пространства древней Руси. Для лучшего осмысления сущности современной российской культуры существует потребность дальнейшего углубленного анализа этого феномена.
Объектом исследования данной работы являются характерные черты церковной архитектуры древней Руси в Домонгольский период.
Предмет: древнерусские храмы, соборы и церкви Новгорода, Пскова, Старой Руссы.
Цель: выяснить степень влияния византийской церковной архитектуры на древнерусскую в указанный период.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) выяснить характерные черты византийской архитектуры;
2) выявить сходство и различие западноевропейской н византийской церковной архитектуры;
3) охарактеризовать основные принципы возведения древнерусских церквей;
4) выявить социокультурный контекст строительства древнерусских церквей;
5) определить общее и особенное византийской и древнерусской архитектуры.
Характеристика источников и литературы.
Источники
Тема взаимодействия культур Византии и Руси получила широкое освещение в мировой и российской гуманитаристике. Разработкой многих ее аспектов занимались историки, культурологи, искусствоведы, филологи, литературоведы. Среди самых известных исследователей следует назвать Д.С. Лихачева, П.П. Толочко, Г.Г. Литаврина, М.В. Бибикова, Н.А. Мещерского . Они принадлежат к старшему поколению ученых, которые раскрыли философские, эстетические, религиозные, художественные и литературные связи между византийской и древнерусской культурами.
Младшее поколение современных исследователей сосредотачивается на изучении герменевтических аспектов духовных памятников Древней Руси, выявляя их смысл и культурные коды. Герменевтический подход к традиционной теме открывает новые познавательные возможности. Характерными в этом отношении являются труды Т.Л. Вилкул,
А.С. Демина, Т.Л. Мироновой, В.Д. Черного, А.А. Шайкин.
Внимательное изучение трудов указанных исследователей показывает, что сохраняется потребность углубленного анализа проблемы неравномерности рецепции византийских культурных ценностей в социокультурной реальности Древней Руси.
Методы исследования. При написании данной квалификационной работы использовался системно-структурный метод для раскрытия теоретических вопросов влияния Византии на архитектуру Древней Руси. Кроме того применялись методы обобщения и систематизации влияния Византии на архитектуру Древней Руси. Также в работе использовались методы визуального анализа архитектурных сооружений.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, 2 разделов,
заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Древнерусская культура развивалась под существенным влиянием византийской культуры. Утверждение христианства на Руси стимулировало диалог культур. Рецепции культурных ценностей Византии в древнерусской социокультурной среде имели различный характер. Становление феодального государства и утверждение христианской церкви в Киевской Руси обусловили заимствования и усвоение компонентов официальной культуры Византийской империи. Развитие монументальной архитектуры, изобразительного искусства, литературы происходило под влиянием ортодоксальных образцов византийской культуры. В культовой архитектуре Руси получил распространение крестово-купольный храм с контрастирующими бедным экстерьером и богатым интерьером.
Византийские принципы составления внутреннего пространства храма, размещения изображений на фресках, требования симметрии, символизма и иерархии неуклонно соблюдались в древнерусском культовом зодчестве.
Порядок изображения сыновей и дочерей на фреске Софийского собора в Киеве выражает статус каждого из них в семье князя Ярослава. На Руси была воспринята христианская символика культовых объектов. Суровые принципы иконописи в древнерусском искусстве имели также византийское происхождение. После преодоления «Иконоборческой ереси», которая проходила в период правления Исаврийской династии, в культовой практике восточной христианской церкви утвердились четкие правила изготовления икон, которые были усвоены древнерусскими иконописцами. Восточная догматика приобрела художественного выражения в «обратной перспективе» древнерусской иконы.
Переводная византийская литература на Руси обеспечивала богослужебные необходимости. Незначительное количество богословских книг из Византии обусловлено стремлением церковного и государственного руководства сохранить стабильность в религиозно-церковной жизни Киевской Руси. С переводными произведениями древнерусский литературный процесс получил все виды и жанры, а также стилистические, лексические и грамматические нормы византийской литературы. Выработанные рецепции ценностей византийской культуры стимулировали становление и развитие древнерусского искусствам литературы.
Диалог между византийской и древнерусской культурами начался в эпоху раннего средневековья. Интенсивность культурного взаимодействия существенно возрастает после окончательного утверждения христианства на Руси. Социальные сдвиги, развитие молодого государства, языческий смысл народной культуры русичей обусловили неравномерность рецепций культурных ценностей империи в древнерусском обществе. Наиболее последовательно русичи заимствовали и усваивали те культурно=художественные византийские ценности, аналоги которых отсутствовали в собственной духовной жизни.
Во время проведенного нами анализа мы смогли выяснить, что на все выбранные нами храмы и соборы, произвела влияние Византийская культура. Однако имеется ряд отличий:
1. В интерьере основное преимущество предоставлялось массам - между столбами делались высокие вертикальные просветы, которые не позволяли с одного взгляда охватить все помещение.
2. Прясла фасадов традиционно завершались закомарами, расположенными на одном уровне. Зодчие Византии н южных славян не использовали ранее подобных решений. Расположенные в ряд закомары равномерно обтекали храм со всех сторон, обеспечивая плавный переход к главному куполу и полноценное архитектурное единство композиции как единого целого (подобные решения использовались при построении античных храмов-периптеров с помощью рядов колоннад). При этом сохранялась телесность архитектурной композиции, основной задачей которой оставалось подчинение окружающего храм пространства. Очертания русских храмов отличались лаконичностью, спокойными крупными фасадами, достаточно сильной пластичностью. Использование приема закомарного завершения прясел фасадов не оказывало прямого влияние на общий план конструкции - все угловые элементы плана сооружения загораживались сводами цилиндрической формы, а значит по крайней мере четыре угловые закомары имели преимущественно декоративное назначение. При этом сохранялась относительная самостоятельность символической формы храма.
3. В отличие от византийского прототипа храмы на Руси лишились характерных очертаний пирамиды. Это стало возможным благодаря использованию приема закомарного завершения.
4. Использование кладки с перевязкой швов сделало стену однородной.
Чтобы возместить ее лаконизм, начали использовать различные приемы группировки окон, расчленять фасады, также начали добавлять массивные полуколонны.
5. С образного строя храмов исчезла гордая отчужденная величавость, сменяясь интимной теплотой. Место рациональной твердой упорядоченности заняли принципы живописной организации: дисимметрия и асимметрия стали играть большую роль в основных структурных закономерностях. Храм теперь принадлежал определенной группе людей и был тесно связан с их жизнью.
Из Византии на Русь был перенесен богатый опыт монументального и светского зодчества. Фреска, мозаика, книжная миниатюра, иконопись, литература в Киевской Руси как новые виды искусства на протяжении XT - XIII вв. развивались под мощным византийским влиянием. Русичи приняли символику христианского храма, основные принципы художественного оформления интерьера древнерусской православной церкви. Древнерусская икона возникла в результате «внедрения» в художественную культуру Киевской Руси традиций и строгих правил культового изобразительного искусства Византии. Византийские литературные традиции были перенесены на древнерусскую почву народной культуры и обеспечили быстрое формирование оригинальной древнерусской литературы. Итак, рецепции культурных византийских ценностей в древнерусском искусстве и литературе обеспечили быструю трансформацию древнерусской культуры из отсталой языческой в одну из самых ярких и динамичных национальных культур европейского Средневековья.



2. Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история
иконоборчеством: Пер. с фр. - М 1999. 423с.
3. Безобразов П., Любарский Я.Н. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл. Михаил Пселл: личность и творчество. - СПб., 2001. - 544 с.
4. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. - СПб., 1998. - 315 с.
5. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х т. Т.1: Раннее христианство. Византия. - М., СПб., 1999. -575 с. (Византия - с. 263-574)
6. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - М., 1991. - 407 с.
7. Византийская цивилизация в освещении российских ученых: Сборник / [Сост. П.И. Жаворонков, Г. Г. Литаврин]. - М., 1999. - Т. 1 -2.
8. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики / Под ред. Г. Литаврин. - СПб., 2001. - 534 с.
9. Византия. Южные славяне и Древняя Русь.Западная Европа: Искусство и культура: Сб.ст.в честь В.Н. Лазарева / Ред. В.Н.Гращенков и др ..-М., 1973,- 591 с.
10. Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке. - СПб., 1908. - 683 с. История Византии. - М., 1967. - Т.И-Ш.
11. Каждан А.П. в сотрудничестве с Ли Ф. Шерри и X. Ангелидьт. История византийской литературы. 650 - 850 гг. - СПб., 2002. -529 с.
12. Каждан А.П. Византийская культура (Х-ХИ вв.). - М., 1968. -233 с; СПб., 1997.
13. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. - М., 1973. - 152 с.
14. Каждая А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. - СПб., 1998. -335 с.
15. Культура Византии. В 3 т. - М., 1984-1991.
16. Курбатов Г.Л. и др. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. -333 с,
17. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории
общественно-политической мысли.-Л., 1991.-270с.
18. Лазарев В.Н. История византийской живописи: В 2-х т. T.I. Текст / Ред. Н.М. Щекотов. - М., 1947. - 456 с,
19. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. - М., 1974; СПб., 1997. - 254 с.
20. Любарский Я. Византийские историки и писатели,- СПб., 1999,- 379 с.
21. Любарский Я.Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. - М., 1978.
22. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. - Л., 1976. - 255 с; СПб., 1997.-324 с.
23. Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. - СПб., 2001. - 575 с.
24. Поляковская М. Портреты византийских интеллектуалов,- СПб., 1998.-349 с.
25. Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. - Свердловск, 1989.-301 с.
26. Сорочан СБ. Византия IV-IX веков: этюды рынка. Структура механизмов обмена. -., 1998.
27. Толочко П.П. (отв. ред.) - Южная Русь и Византия: Сб. науч. тр. (к XVIII конгрессу византинистов) 1991
28. Указатель Русской этнографической выставки, устр. Императ. Обществом любителей естествознания, состоящем при Московском университете. -М.: Универ. Тип. Катков и К., 1867. - 148 с. 210 220.
29. Уорнер У. Живые и мертвые. / У. Уорнер / [Пер. и послесл. В.Г. Николаева] М. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 672 с. 221.
30. Усадьба новгородского художника XII в.: усадьба Олисея Гречина / Б. А. Колчин, А. С. Хорошев, В. Л. Янин [Текст]; АН СССР, Институт археологии / [Отв. ред. Б.А. Рыбаков]. - М. : Наука, 1981. - 168 с., 4 л. ил. 222.
31. Успенский А.И. Очерки по истории русского искусства: Древнерусская живопись XV - XVIII вв. / А.И. Успенский. - СПб.: Золотое руно, 1906. -№ 7-9. - С. 5-31. - 97 с,: ил., 3 л. ил. 223.
32. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского) / Б.А. Успенский. - М.: Изд-во Моек, ун-та, 1982. - 248 с., ил.
33. Успенский Г. И. Власть земли / Г. Успенский. - М.: Сов. Россия, 1988.-400 с. 225.
34. Успенский Д. И. Народные верования в церковной живописи / Д.И. Успенский // Издание Этнографического отдела императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. - М., 1906. -№1-2. - С. 73-87.
35. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский. - Париж: Изд. Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата, 1989. -474 с. 227.
36. Ф. де Соссюр Курс общей лингвистики / Фердинанд де Соссюр. - М.: Логос, 1999. -235 с. 228.
37. Флоренский П. Избранные труды по искусству / П. Флоренский. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 335 с.
38. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета, IX-XVII. - М., 1978. -287 с.
39. Черный В.Д. Зримые образы слова [Текст] / В.Д. Черный. // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 11 / Об-во исследователей Древней Руси; Отв. ред. М. Ю. Люстров. - М.: Языки славянской культуры; Прогресс-традиция, 2004. - 912 с. - С. 173 -201
40. Шейко В.Н. и др. История художественной культуры. Византия. Арабо-мусульманский мир. Китай. Япония: Учебник, для студ. высш. учеб, закл. искусства и культуры / В.Н. Шейко, А.А. Гаврюшенко, А.В. Кравченко; Харьк. гос. акад. культуры,- X., 2001,- 181с.
41. Якушкин Е.И. Иоанн-Воин / Е.И. Якушкин // Этнографическое обозрение. -М., 1891. -№2. - С.8-9. 254.
42. Chaney D. Cultural Change and Everyday Life / D.Chaney. - New York: Palgrave, 2002. - 208 pp. 255.
43. Grabar A. Christian Iconography: a study of its Origins / A. Grabar / The National Gallery of Art. - Washington: Princeton University Press, Princeton P.J., 1968.-432 p.
44. Greslik Vladislav Ikony 17 storocianavychodnomslovensku / Vladislav Greslik. -Presov: AKcentPrint, 2002. - 100 s.: 32 il.
45. MacCabe C. Defining popular culture / C. MacCabe// High theoryLow Culture. Analising popular Television and Film. - N.Y.: Martin's Press, 1986. - 177 p.
46. Weigand E. Die Tkonostase der Justinianischen Sophienkirche in Konstantinopel /Е. Weigand // Gymnasium und Wissenschaft. - Miinchen, 1949. -P. 176-195.
47. Путеводитель по святыням Казанской епархии [электронный ресурс] - https://www.proza.ru/2013/10/24/1610 (дата обращения 06.04.2016)
48. Православные святыни Казани [электронный ресурс]
http://ivnva.blaizochin.ru/2015/02/04/statva-pravoslavnie-svvatini-kazani-ot-22- iyulya-2013/ (дата обращения 06.04.2016)
49. Православные церкви Казани [электронный ресурс]
https://www.kazan.kp.ru/dailv/25812/2790944/ (дата обращения 06.04.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ