Введение 2
Глава I. Современное состояние изученности процесса антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Понимание феномена антиципация в различных научных областях 6
1.2. Изучение антиципации у лиц с ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Особенности возрастно-специфической деятельность младших
школьников с нарушением слуха 20
Выводы по I главе 26
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей антиципации младших школьников в условий возрастно- специфической деятельности 27
2.1. Характеристика выборки и методов исследования антиципации у младших школьников в условиях возрастно- специфической деятельности. .27
2.2. Анализ особенностей антиципации детей с нарушением слуха в условиях
возрастно-специфической деятельности 31
2.3. Анализ развития антиципации у младших школьников с нормативным
развитием в условиях возрастно-специфической деятельности 40
2.4. Сопоставительный анализ особенностей антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности у детей с нарушением слуха и детей с нормативным развитием 46
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 62
Актуальность исследования. Младший школьный возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием учебной деятельности, формированием учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, самоконтроля и действий оценки. Успешное развитие данных компонентов учебной деятельности предполагает успешное функционирование антиципационных процессов.
Так как антиципация начинает свое развитие с младенчества, уже к школьному возрасту наблюдается достаточно широкая область прогностических компетенций, благодаря которым происходит дальнейшие психическое развитие (Л.А. Регуш, 2003).
Вопросы антиципации в последнее время активно изучаются представителями разных научных областей. Современные подходы раскрывают природу и механизм данного процесса. Психофизиологический подход (П.К. Анохин 1962, 1978; Н.А. Бернштейн, В.Н. Русалов, 1980) исследования антиципации направлен на изучение природы и механизма данного процесса. Структурно-уровневый подход (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1972) рассматривают антиципацию, как некую иерархичную структуру, контролирующую широкую область психических процессов. Генетический подход (Е.А. Сергиенко, 2006; Л.А. Регуш, 2003) рассматривает особенности развития антиципации исходя из возрастных особенностей человека. Клинический подход (И. М. Фейгеберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р. Громова) изучает динамику развития антиципационных процессов при психических заболеваниях.
Исследования А.Н. Ахметзяновой (2004), Ю.М. Масалович (2011), Е.М. Мастюковой, Л.И. Певзнер (1998) посвященные изучению антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья, отражают наличие взаимосвязи между особенностями антиципации и структурой нарушенного развития. При повреждении структур головного мозга, а также при нарушении функционирования анализаторов будет наблюдаться снижение антиципации, и как следствие будет проявляться дезадаптация в социуме, недоразвитие познавательной сферы и снижение регуляторных процессов.
Вопросы специфики антиципации у детей с нарушением слуха в науке освещены не достаточно, вследствие этого возникает потребность в изучении данного феномена. У детей с нарушением слуха уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов снижен по сравнению с нормой (Е.Г. Речинская, 2011). Так выявление особенностей антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности, возможно, поможет более полно рассмотреть структуру нарушения и в дальнейшем использовать материал для построения диагностических и коррекционных мероприятий для повышения уровня сформированности учебной деятельности по сравнению с нормой.
Цель исследования - выявление специфических особенностей антиципации у младших школьников с нарушением слуха по сравнению с нормативно развивающимися детьми в условиях возрастно-специфической деятельности.
Объект феномен антиципации в условиях дефицитарного дизонтегенеза у младших школьников.
Предмет: особенности антиципации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в условиях возрастно - специфической деятельности.
Гипотеза исследования: Нарушение слуха определяет специфику антиципации у младших школьников в условиях возрастно- специфической деятельности, а именно высокая скорость формирования прогноза, при слабости восприятия слуховой информации и ее хранения затрудняет прогнозирование различных вариантов развития того или иного действия и осознание целей в процессе учебной деятельности, что отражается в низких показателях сформированности учебной деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать современное состояние изученности процесса антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
2) Изучить возрастно-специфическую деятельность младших школьников с нарушением слуха.
3) Выявить особенности антиципации младших школьников с нарушением слуха в условиях возрастно-специфической деятельности по сравнению детей с нормативным развитием.
Методологической базой исследования послужили научные работы, рассматривающие антиципацию в рамках психофизиологического подхода (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Русалов); структурно-уровневого механизма (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков) [13]; генетического подхода (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш) [26],[31] и клинического подхода (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р. Громова) [36],[37]; положение Л.И. Переслени, о возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования [21]; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития [2]; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха [29]; концепция учебной деятельности, разрабатываемая такими учёными как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина [27].
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, применение тестовых методик «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) и «Методики оценки уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкиной, Е.В. Заика), методы статистической обработки результатов.
База исследования: Исследование поводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района г. Казани и МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г. Казани
Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении данных о специфических особенностях антиципации школьников с нарушением слуха, в условиях возрастно-специфической деятельности. Полученные результаты в дальнейшем можно будет применять для построения диагностической и коррекционной работы специального психолога в образовательном учреждении.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ(г. Казань, 2016), на III Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2016).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 40 источников. Работа проиллюстрирована 5 таблицами, 9 диаграммами. В тексте выпускной квалификационной работы содержится приложение.
Антиципация - это многоуровневая структура, являющаяся неотъемлемой частью любой психической деятельности. Нарушения в развитии в большинстве случаев ведут за собой и своеобразие в развитии антиципационных процессов.
Анализ научных исследований позволил выявить, наличие различных подходов понимания данного процесса. Каждый подход раскрывает разные стороны антиципации, тем самым подтверждая важность и сложность данного процесса.
Изучение возрастно-специфической деятельности, позволило предположить наличие взаимосвязи между учебной деятельностью и антиципацией, а также, что успешное развитие компонентов учебной деятельности определяется благоприятным развитием антиципации.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей антиципации младших школьников с нарушением слуха, а также определение наличия взаимосвязей между антиципацией и возрастно-специфической деятельностью.
Работа, направленная на выявление специфических особенностей антиципации у младших школьников условиях возрастно- специфической деятельности, выявила наличие своеобразия прогностической деятельности у детей с нарушением слуха по сравнению с детьми с нормативным развитием.
В частности с одной стороны проявляется в высокой скорости формирования рационального прогноза, с другой в неустойчивости формирования прогноза, то есть слабость регуляторных процессов не обеспечивает должного качества прогноза. Также выявлена слабость процессов считывания информации из памяти, что препятствует применению полученной ранее информации в новых аналогичных условиях.
Данные особенности прогностической деятельности младших школьников с нарушением слуха отражают сниженный уровень развития компонентов учебной деятельности по сравнению с детьми с нормативным развитием. Проявляется в неустойчивом познавательном интересе; трудностях при выполнении заданий, вследствие неосознанности и неспособности правильно сформулировать цели; в трудностях контроля учебных действий, а также сложностях при оценке собственной деятельности.
Таким образом, эмпирическое исследование позволило раскрыть взаимосвязь антиципации и учебной деятельности, ведущей в младшем школьном возрасте. Чем ниже скорость формирования прогноза, тем ниже общий уровень развития компонентов учебой деятельности.
Гипотеза о том, что нарушение слуха определяет специфику антиципации у младших школьников в условиях возрастно- специфической деятельности, а именно высокая скорость формирования прогноза, при слабости восприятия слуховой информации и ее хранения затрудняет прогнозирование различных вариантов развития того или иного действия и осознание целей в процессе учебной деятельности, что отражается в низких показателях сформированности учебной деятельности, тем самым была подтверждена.
Полученные данные раскрывают дополнительные особенности в развитии лиц с нарушением слуха, что открывает новые возможности, для преодоления вторичных нарушений, в частности это коррекция развития компонентов учебной деятельности в младшем школьном возрасте, построение новых программ сопровождения.
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: для студентов высших учебных заведений / Л.В. Андреева - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Ахметзянова А.Н Особенностей антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста:Дис. ... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004.158 с.
3. Бершанская, О.Н. Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / О. Н.Бершанская - Москва, 2009. - 22 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.Г. Богданова. — М.: Академия, 2002. - 203 с.
5. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлевой. - М.: «Наука»,1977- 392с.
6. Гогенфельд С. Понятие антиципационной состоятельности в системе психологических категорий / С. Гогенфельд // Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.). - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - C.172-177.
7. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными
физическими возможностями: Дис. ... канд. психол. наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 c.
8. Григорьева Л.П. Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением / Л. П. Григорьева //Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2009. - №563- С. 146-162.
9. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев.- М: «Московский психолого социальный институт Флинта», 2003.- 336с.
10. Кестер Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач: Автореф. Дис. ... канд.псх.наук / ЭгонКестер.- 1976.
- (http://childpsy.org/dissertations/id/18688.php)
11. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения. Т.1./ А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983. - 392с.
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов - М.: «Наука», 1984. - 445с.
13. Ломов Ф.Б. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М: «Наука», 1980.- 278с.
14. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков.
— СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
15. Манелис Н.Г. Детский аутизм. Психологические и
нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис// Школа здоровья.- 1993-№ 2.
16. Масалович Ю. М. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников/ Ю.М. МасаловичТ. А. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: «Два комсомольца», 2011. — С. 55-58.
17. Мастюкова Е.М. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени, М.С. Певзнер // Дефектология. - 1998. - № 4 - С.12 - 17.
18. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников/ М.В. Матюхина. - М.: Прогресс, 2004. - 278 с.
19. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха/ И.А. Михаленкова. - СПб.: Речь, 2006. - 96 с.
20. Ничипоренко Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С.123-130.
21. Переслени Л.И. Возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. - 1993, - № 4, - с. 109 - 115.
22. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников / Л. И. Переслени. - М.:"Когито-Центр", 1996. - 61с.
23. Подзорова, Е.Л. Эмоциональное предвосхищение результатов решения
познавательных задач в дошкольном возрасте : Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Е.Л. Подзорова. - Москва : «Московский городской психолого
педагогический университет», 2008. - 193 с.
24. Проблемы общей возрастной и педагогической психологии / Под ред. Давыдова В.В. - М: Педагогика,1978 - 288 с.
25. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей /Ф.Ф.Рау // Дефектология. - 1991. - № 1. -С. 81-88.
26. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003. - 352 с.
27. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В Репкина., Е.В. Заика.- Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
28. Речицкая Г.Е. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография/ Г.Е. Речицкая
- М.: МГППУ, 2011. - 188 с.
29. Речицкая Е. Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина - М: «Прометей», 2011. - 210 с.
30. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений Е. Г. Речицкая - М.: ВЛАДОС, 2004.- 655 с.
31. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд / Е.А. Сергеенко. - М.: «Институт психологии РАН», 2006.-464с.
32. Скиданенко Т.В. Нарушения прогностической деятельности при
эпилепсии и их связь с развитием психопатологических синдромов. - Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. - 2006. - (
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_ 3_а/skidanenko.html ). Институт психологии Российской академии наук [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www■ipras■ru/.
свободный.-Загл. с экрана. - Яз.рус.,англ.
33. Соловьев И.М. Психология глухих детей / И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.В Розанова, Н.В. Яшкова- М.: «Советский спорт», 2006 - 421 с.
34. Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности / Н.Е. Сумина // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2007. - № 4- Режим доступа: http://www.psyjournal.ru/
35. Сычев О.А. Личностная обусловленность прогнозирования:
Автореф.дис. ... канд.псх.наук. / О.А. Сычев. - Томск: Томский государственный университет, 2009. - 22с.
36. Фейгенберг И.М. Видеть-предвидеть-действовать / И.М Фейгенберг. -М.: Книга по Требованию, 2011. - 161 с.
Хафизова Г.Д. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и волевой деятельности у пациентов с личностными расстройствами / Г.Д.Хафизова, В.Д. Менделевич. - Казань: «Казанский медицинский журнал» - № 3 - 2008. - С.350 -352.
38. Шульмин М.П. Антиципационная состоятельность, как возможность для студентов - инвалидов подготовиться к трудностям в процессе профессионального образования/ М.П. Шульмин - Томск: «Социальная работа в России: образование и практика: сбор научных трудов». - 2009.-С 223-236.
39. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. -1971, - № 4, С. 6—20.
40. Эльконинова Л. Особенности предвидения изменений предметов и явлений у дошкольников Дис. ... канд. психол. наук / Л.Эльконинова, - 1986- с.
41. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция/ В.А. Ядов. -М.: ЦСПиМ, 2013.376 с.