ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТНО - СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 2
Глава I. Современное состояние изученности процесса антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Понимание феномена антиципация в различных научных областях 6
1.2. Изучение антиципации у лиц с ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Особенности возрастно-специфической деятельность младших
школьников с нарушением слуха 20
Выводы по I главе 26
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей антиципации младших школьников в условий возрастно- специфической деятельности 27
2.1. Характеристика выборки и методов исследования антиципации у младших школьников в условиях возрастно- специфической деятельности. .27
2.2. Анализ особенностей антиципации детей с нарушением слуха в условиях
возрастно-специфической деятельности 31
2.3. Анализ развития антиципации у младших школьников с нормативным
развитием в условиях возрастно-специфической деятельности 40
2.4. Сопоставительный анализ особенностей антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности у детей с нарушением слуха и детей с нормативным развитием 46
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 62
Глава I. Современное состояние изученности процесса антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Понимание феномена антиципация в различных научных областях 6
1.2. Изучение антиципации у лиц с ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Особенности возрастно-специфической деятельность младших
школьников с нарушением слуха 20
Выводы по I главе 26
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей антиципации младших школьников в условий возрастно- специфической деятельности 27
2.1. Характеристика выборки и методов исследования антиципации у младших школьников в условиях возрастно- специфической деятельности. .27
2.2. Анализ особенностей антиципации детей с нарушением слуха в условиях
возрастно-специфической деятельности 31
2.3. Анализ развития антиципации у младших школьников с нормативным
развитием в условиях возрастно-специфической деятельности 40
2.4. Сопоставительный анализ особенностей антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности у детей с нарушением слуха и детей с нормативным развитием 46
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 62
Актуальность исследования. Младший школьный возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием учебной деятельности, формированием учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, самоконтроля и действий оценки. Успешное развитие данных компонентов учебной деятельности предполагает успешное функционирование антиципационных процессов.
Так как антиципация начинает свое развитие с младенчества, уже к школьному возрасту наблюдается достаточно широкая область прогностических компетенций, благодаря которым происходит дальнейшие психическое развитие (Л.А. Регуш, 2003).
Вопросы антиципации в последнее время активно изучаются представителями разных научных областей. Современные подходы раскрывают природу и механизм данного процесса. Психофизиологический подход (П.К. Анохин 1962, 1978; Н.А. Бернштейн, В.Н. Русалов, 1980) исследования антиципации направлен на изучение природы и механизма данного процесса. Структурно-уровневый подход (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1972) рассматривают антиципацию, как некую иерархичную структуру, контролирующую широкую область психических процессов. Генетический подход (Е.А. Сергиенко, 2006; Л.А. Регуш, 2003) рассматривает особенности развития антиципации исходя из возрастных особенностей человека. Клинический подход (И. М. Фейгеберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р. Громова) изучает динамику развития антиципационных процессов при психических заболеваниях.
Исследования А.Н. Ахметзяновой (2004), Ю.М. Масалович (2011), Е.М. Мастюковой, Л.И. Певзнер (1998) посвященные изучению антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья, отражают наличие взаимосвязи между особенностями антиципации и структурой нарушенного развития. При повреждении структур головного мозга, а также при нарушении функционирования анализаторов будет наблюдаться снижение антиципации, и как следствие будет проявляться дезадаптация в социуме, недоразвитие познавательной сферы и снижение регуляторных процессов.
Вопросы специфики антиципации у детей с нарушением слуха в науке освещены не достаточно, вследствие этого возникает потребность в изучении данного феномена. У детей с нарушением слуха уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов снижен по сравнению с нормой (Е.Г. Речинская, 2011). Так выявление особенностей антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности, возможно, поможет более полно рассмотреть структуру нарушения и в дальнейшем использовать материал для построения диагностических и коррекционных мероприятий для повышения уровня сформированности учебной деятельности по сравнению с нормой.
Цель исследования - выявление специфических особенностей антиципации у младших школьников с нарушением слуха по сравнению с нормативно развивающимися детьми в условиях возрастно-специфической деятельности.
Объект феномен антиципации в условиях дефицитарного дизонтегенеза у младших школьников.
Предмет: особенности антиципации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в условиях возрастно - специфической деятельности.
Гипотеза исследования: Нарушение слуха определяет специфику антиципации у младших школьников в условиях возрастно- специфической деятельности, а именно высокая скорость формирования прогноза, при слабости восприятия слуховой информации и ее хранения затрудняет прогнозирование различных вариантов развития того или иного действия и осознание целей в процессе учебной деятельности, что отражается в низких показателях сформированности учебной деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать современное состояние изученности процесса антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
2) Изучить возрастно-специфическую деятельность младших школьников с нарушением слуха.
3) Выявить особенности антиципации младших школьников с нарушением слуха в условиях возрастно-специфической деятельности по сравнению детей с нормативным развитием.
Методологической базой исследования послужили научные работы, рассматривающие антиципацию в рамках психофизиологического подхода (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Русалов); структурно-уровневого механизма (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков) [13]; генетического подхода (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш) [26],[31] и клинического подхода (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р. Громова) [36],[37]; положение Л.И. Переслени, о возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования [21]; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития [2]; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха [29]; концепция учебной деятельности, разрабатываемая такими учёными как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина [27].
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, применение тестовых методик «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) и «Методики оценки уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкиной, Е.В. Заика), методы статистической обработки результатов.
База исследования: Исследование поводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района г. Казани и МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г. Казани
Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении данных о специфических особенностях антиципации школьников с нарушением слуха, в условиях возрастно-специфической деятельности. Полученные результаты в дальнейшем можно будет применять для построения диагностической и коррекционной работы специального психолога в образовательном учреждении.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ(г. Казань, 2016), на III Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2016).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 40 источников. Работа проиллюстрирована 5 таблицами, 9 диаграммами. В тексте выпускной квалификационной работы содержится приложение.
Так как антиципация начинает свое развитие с младенчества, уже к школьному возрасту наблюдается достаточно широкая область прогностических компетенций, благодаря которым происходит дальнейшие психическое развитие (Л.А. Регуш, 2003).
Вопросы антиципации в последнее время активно изучаются представителями разных научных областей. Современные подходы раскрывают природу и механизм данного процесса. Психофизиологический подход (П.К. Анохин 1962, 1978; Н.А. Бернштейн, В.Н. Русалов, 1980) исследования антиципации направлен на изучение природы и механизма данного процесса. Структурно-уровневый подход (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1972) рассматривают антиципацию, как некую иерархичную структуру, контролирующую широкую область психических процессов. Генетический подход (Е.А. Сергиенко, 2006; Л.А. Регуш, 2003) рассматривает особенности развития антиципации исходя из возрастных особенностей человека. Клинический подход (И. М. Фейгеберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р. Громова) изучает динамику развития антиципационных процессов при психических заболеваниях.
Исследования А.Н. Ахметзяновой (2004), Ю.М. Масалович (2011), Е.М. Мастюковой, Л.И. Певзнер (1998) посвященные изучению антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья, отражают наличие взаимосвязи между особенностями антиципации и структурой нарушенного развития. При повреждении структур головного мозга, а также при нарушении функционирования анализаторов будет наблюдаться снижение антиципации, и как следствие будет проявляться дезадаптация в социуме, недоразвитие познавательной сферы и снижение регуляторных процессов.
Вопросы специфики антиципации у детей с нарушением слуха в науке освещены не достаточно, вследствие этого возникает потребность в изучении данного феномена. У детей с нарушением слуха уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов снижен по сравнению с нормой (Е.Г. Речинская, 2011). Так выявление особенностей антиципации в условиях возрастно-специфической деятельности, возможно, поможет более полно рассмотреть структуру нарушения и в дальнейшем использовать материал для построения диагностических и коррекционных мероприятий для повышения уровня сформированности учебной деятельности по сравнению с нормой.
Цель исследования - выявление специфических особенностей антиципации у младших школьников с нарушением слуха по сравнению с нормативно развивающимися детьми в условиях возрастно-специфической деятельности.
Объект феномен антиципации в условиях дефицитарного дизонтегенеза у младших школьников.
Предмет: особенности антиципации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в условиях возрастно - специфической деятельности.
Гипотеза исследования: Нарушение слуха определяет специфику антиципации у младших школьников в условиях возрастно- специфической деятельности, а именно высокая скорость формирования прогноза, при слабости восприятия слуховой информации и ее хранения затрудняет прогнозирование различных вариантов развития того или иного действия и осознание целей в процессе учебной деятельности, что отражается в низких показателях сформированности учебной деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать современное состояние изученности процесса антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
2) Изучить возрастно-специфическую деятельность младших школьников с нарушением слуха.
3) Выявить особенности антиципации младших школьников с нарушением слуха в условиях возрастно-специфической деятельности по сравнению детей с нормативным развитием.
Методологической базой исследования послужили научные работы, рассматривающие антиципацию в рамках психофизиологического подхода (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Русалов); структурно-уровневого механизма (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков) [13]; генетического подхода (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш) [26],[31] и клинического подхода (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р. Громова) [36],[37]; положение Л.И. Переслени, о возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования [21]; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития [2]; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха [29]; концепция учебной деятельности, разрабатываемая такими учёными как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина [27].
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, применение тестовых методик «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) и «Методики оценки уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкиной, Е.В. Заика), методы статистической обработки результатов.
База исследования: Исследование поводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района г. Казани и МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г. Казани
Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении данных о специфических особенностях антиципации школьников с нарушением слуха, в условиях возрастно-специфической деятельности. Полученные результаты в дальнейшем можно будет применять для построения диагностической и коррекционной работы специального психолога в образовательном учреждении.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ(г. Казань, 2016), на III Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2016).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 40 источников. Работа проиллюстрирована 5 таблицами, 9 диаграммами. В тексте выпускной квалификационной работы содержится приложение.
Антиципация - это многоуровневая структура, являющаяся неотъемлемой частью любой психической деятельности. Нарушения в развитии в большинстве случаев ведут за собой и своеобразие в развитии антиципационных процессов.
Анализ научных исследований позволил выявить, наличие различных подходов понимания данного процесса. Каждый подход раскрывает разные стороны антиципации, тем самым подтверждая важность и сложность данного процесса.
Изучение возрастно-специфической деятельности, позволило предположить наличие взаимосвязи между учебной деятельностью и антиципацией, а также, что успешное развитие компонентов учебной деятельности определяется благоприятным развитием антиципации.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей антиципации младших школьников с нарушением слуха, а также определение наличия взаимосвязей между антиципацией и возрастно-специфической деятельностью.
Работа, направленная на выявление специфических особенностей антиципации у младших школьников условиях возрастно- специфической деятельности, выявила наличие своеобразия прогностической деятельности у детей с нарушением слуха по сравнению с детьми с нормативным развитием.
В частности с одной стороны проявляется в высокой скорости формирования рационального прогноза, с другой в неустойчивости формирования прогноза, то есть слабость регуляторных процессов не обеспечивает должного качества прогноза. Также выявлена слабость процессов считывания информации из памяти, что препятствует применению полученной ранее информации в новых аналогичных условиях.
Данные особенности прогностической деятельности младших школьников с нарушением слуха отражают сниженный уровень развития компонентов учебной деятельности по сравнению с детьми с нормативным развитием. Проявляется в неустойчивом познавательном интересе; трудностях при выполнении заданий, вследствие неосознанности и неспособности правильно сформулировать цели; в трудностях контроля учебных действий, а также сложностях при оценке собственной деятельности.
Таким образом, эмпирическое исследование позволило раскрыть взаимосвязь антиципации и учебной деятельности, ведущей в младшем школьном возрасте. Чем ниже скорость формирования прогноза, тем ниже общий уровень развития компонентов учебой деятельности.
Гипотеза о том, что нарушение слуха определяет специфику антиципации у младших школьников в условиях возрастно- специфической деятельности, а именно высокая скорость формирования прогноза, при слабости восприятия слуховой информации и ее хранения затрудняет прогнозирование различных вариантов развития того или иного действия и осознание целей в процессе учебной деятельности, что отражается в низких показателях сформированности учебной деятельности, тем самым была подтверждена.
Полученные данные раскрывают дополнительные особенности в развитии лиц с нарушением слуха, что открывает новые возможности, для преодоления вторичных нарушений, в частности это коррекция развития компонентов учебной деятельности в младшем школьном возрасте, построение новых программ сопровождения.
Анализ научных исследований позволил выявить, наличие различных подходов понимания данного процесса. Каждый подход раскрывает разные стороны антиципации, тем самым подтверждая важность и сложность данного процесса.
Изучение возрастно-специфической деятельности, позволило предположить наличие взаимосвязи между учебной деятельностью и антиципацией, а также, что успешное развитие компонентов учебной деятельности определяется благоприятным развитием антиципации.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей антиципации младших школьников с нарушением слуха, а также определение наличия взаимосвязей между антиципацией и возрастно-специфической деятельностью.
Работа, направленная на выявление специфических особенностей антиципации у младших школьников условиях возрастно- специфической деятельности, выявила наличие своеобразия прогностической деятельности у детей с нарушением слуха по сравнению с детьми с нормативным развитием.
В частности с одной стороны проявляется в высокой скорости формирования рационального прогноза, с другой в неустойчивости формирования прогноза, то есть слабость регуляторных процессов не обеспечивает должного качества прогноза. Также выявлена слабость процессов считывания информации из памяти, что препятствует применению полученной ранее информации в новых аналогичных условиях.
Данные особенности прогностической деятельности младших школьников с нарушением слуха отражают сниженный уровень развития компонентов учебной деятельности по сравнению с детьми с нормативным развитием. Проявляется в неустойчивом познавательном интересе; трудностях при выполнении заданий, вследствие неосознанности и неспособности правильно сформулировать цели; в трудностях контроля учебных действий, а также сложностях при оценке собственной деятельности.
Таким образом, эмпирическое исследование позволило раскрыть взаимосвязь антиципации и учебной деятельности, ведущей в младшем школьном возрасте. Чем ниже скорость формирования прогноза, тем ниже общий уровень развития компонентов учебой деятельности.
Гипотеза о том, что нарушение слуха определяет специфику антиципации у младших школьников в условиях возрастно- специфической деятельности, а именно высокая скорость формирования прогноза, при слабости восприятия слуховой информации и ее хранения затрудняет прогнозирование различных вариантов развития того или иного действия и осознание целей в процессе учебной деятельности, что отражается в низких показателях сформированности учебной деятельности, тем самым была подтверждена.
Полученные данные раскрывают дополнительные особенности в развитии лиц с нарушением слуха, что открывает новые возможности, для преодоления вторичных нарушений, в частности это коррекция развития компонентов учебной деятельности в младшем школьном возрасте, построение новых программ сопровождения.
Подобные работы
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕЧЕ - КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



