Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В.В.НАБОКОВА НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ЗАЩИТА ЛУЖИНА»)

Работа №53652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Факультатив как учебная форма 5
1.1. Понятие факультатива 5
1.2. Активизация самостоятельной работы как необходимое
комплексное условие повышения эффективности современных факультативов 10
2. Общий анализ романа «Защита Лужина» Владимира Набокова 17
2.1. Основные художественные особенности романа «Защита Лужина»
Владимира Набокова 17
2.2. Воспитательное значение романа «Защита Лужина» Владимира
Набокова в школьной программе 30
2.3. Разработка конспекта урока по роману «Защита Лужина»
Владимира Набокова 39
Заключение 52
Список использованной литературы 55


Актуальность темы. Роман «Защита Лужина» написан одним из великих писателей современности Владимиром Владимировичем
Набоковым. В романе «Защита Лужина» судьба шахматиста связана с жизнедеятельностью самого писателя. В.В. Набоков часто пытался лишить сходства своей судьбы или судеб реальных людей с судьбами своих литературных героев. Но все равно трагедия Лужина - игрока и творца выходят из автобиографии самого Набокова, который пережил вместе с Россией катаклизмы смены двух эпох и не смог убежать от личных трагедий в своей судьбе.
Про В.В. Набокова большинство современников говорят, что это сформировавшийся, зрелый и опытный современный писатель, выдающийся русский писатель. Он как Феникс, который возродился из огня и пепла революции и изгнания. На творчество Владимира Владимировича Набокова повлияли его детские и юношеские годы, множество впечатлений, которые связаны с петербургской семейной жизнью, а в особенности с летними днями, которые семья Набоковых проводила в загородных поместьях. После В.В. Набокова осталось огромное количество его трудов, на русском языке им было написано 8 романов, десятки рассказов. Набоковский герой в романах В.В. Набокова является русским эмигрантом и творческой личностью, которая переживает невозможность созданного им творческого мира с реальной жизнью.
Герои произведений В.В. Набокова никогда не решатся на сделку с реальностью, не будут сомневаться в том, что память и фантазия живые. Их выбор в реальном мире может быть расценен как гибель, но отличает данных героев то, что они не умирают в прямом смысле, а уходят в тот запредельный мир, который всю существующую жизнедеятельность занимал их воображение и помыслы. Почему-то В.В. Набоков уверен в том, что мечтать могут лишь избранные личности.
Цель данной работы: представить методику изучения творчества В.В. Набокова в школе на факультативных занятиях (на примере романа «Защита Лужина»).
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Описать факультатив как учебную форму.
2. Провести общий анализ романа «Защита Лужина» Владимира Набокова.
3. Разработать конспект урока по роману «Защита Лужина» Владимира Набокова.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе описано понятие факультатива и рассмотрена активизация самостоятельной работы как необходимое значимое условие повышения эффективности современных факультативов. Во второй главе рассмотрены основные художественные особенности романа «Защита Лужина» Владимира Набокова, выявлено воспитательное значение романа «Защита Лужина» Владимира Набокова в школьной программе, разработан конспект урока по роману «Защита Лужина» Владимира Набокова.
В работе использованы труды В.Е. Александрова, Н.А. Анастасьева, Н.Д. Тараненко, С.И Шварцбурд и др. также источники периодической печати.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Факультативные курсы представляют форму углубленного изучения одного из предметов по выбору обучающихся, средство развития познавательных интересов обучающихся, их способностей и профессиональной ориентации обучающихся. Цель факультативных занятий заключается в углублении знаний, совершенствовании практических навыков, развитии интересов и способностей и расширения круга научных и прикладных знаний в процессе исследования определенных предметов. Факультативы включают дополнительные главы и вопросы к основному курсу, спецкурсы и систематические курсы, прикладные и специальные факультативные курсы, факультативы повышенного уровня и курсы, которые углубляют основной материал образовательного учреждения, внепрограммные и межпредметные факультативные курсы, факультативные курсы, которые ориентированы на использование знаний на практике и кружки, секции и творческие объединения. Анализ литературы дает возможность сделать вывод о том, что факультативные занятия способствуют формированию устойчивости профессиональных интересов, позволяют возможность реализовывать межпредметные связи, дифференцировать учебные задания, использовать различные формы и методы учебной деятельности. Самостоятельная работа может быть продуктивной при проведении ее контроля со стороны педагога, самоконтроля и своевременной помощи отстающим, что считается одним из элементарных требований преемственности в обучающем процессе. На современных факультативных занятиях применяют современные средства обучения, такие как: предметные модели, литературу по предмету, дидактические материалы с печатной основой, технические средства в виде кодоскопов, тренажеров и других обучающихся устройств. Педагогу стоит стремиться, чтобы деятельность обучающихся не ограничивалась только решением типовых задач и осуществлением обычных упражнений, поскольку основная цель данных занятий заключена в развитии творческой инициативы обучающихся, их познавательных способностей и мышления.
В.В. Набоков ставит перед школьниками проблемы, которые связанны с темой творческой деятельности и творческой личности, которая имеет профессиональную направленность. Сложнейшая воспитательная задача педагогов перед школьниками показать жизнь глазами гениального, больного воображением личности и не спутать при этом основного содержания с ужасающим бредом, так как Владимиром Владимировичем Набоковым она исполнена с почти пугающей отчётливостью. Изумительно сделанный роман «Защита Лужина» опрокидывает все общепринятые архитектонические формы. Сюжет «Защита Лужина» несколько раз рвется хронологически, но художественно остается неизменно цельным. Выбор учителем произведения «Защита Лужина» В. Набокова для изучения в школе должен неизбежно повлечь за собой большую работу над методами и средствами преподавания набоковского текста, который наиболее ярко представлен в анализируемом романе. Роман «Защита Лужина» В. Набокова достаточно сложный для восприятия и понимания. Наблюдения над структурными проявлениями пространства и времени, которая ярко представлена в романе, полезны для освоения экспериментальной стороны литературного искусства.
В романе «Защита Лужина» вымышленный мир показан в качестве шахматного рая. Полный переход из реального мира в воображаемый мир для главного героя является определенной защитой от надвигающегося безумия, которое вызвано неприятием и непринятием действительности с наличием в ней пошлости и регламентированности. Полное духовное одиночество, непонимание окружающих приводят к тому, что нелюдимый мальчик, каким представлен герой в начале романа, к концу произведения превращается во взрослого жалкого чудака с полной неразберихой в голове и манией игры. Сама жизнь для Лужина предстает как проекция шахматной доски. Все, что окружает героя, лишено заинтересованности. Лужин нашел способ защититься от приближающихся на него страшных реалий - самоубийство, которое стало логическим результатом жизни героя, в полной мере перешагнувшего в шахматный рай.
«Защита героя оказалась ошибочной. Данную ошибку предвидел соперник, и неумолимый ход, который подготовлен давно, был теперь сделан», - вот что так воздействовало на Лужина, выбило его из колеи, и разрушило хрупкое равновесие его мира. Лужин постоянно жил шахматами, воспринимал свою жизнь как шахматную партию, и все время думал о том, как же стать лучшим и обойти сильного соперника. Но Турати применил не коронный ход, а нечто более простое и жизненное. Все это привело к потерянности Лужина и к тому, что произошло в концовке романа.
Владимир Владимирович Набоков много вобрал в себя от западноевропейского и, в основном, американского культурно наследия. Но корни его, в первую очередь - русские. Собственную литературную родословную - от Пушкина до Чехова - Владимир Владимирович Набоков постоянно помнил, ценил и отражал в собственном творчестве, в частности в романе «Защита Лужина». Практически все герои В.В. Набокова в определенной степени «живут» в двух мирах, как бы играя, итогом данной игры становится смерть.
Воспитательное значение романа - в том, что Набоков показывает сознание человека, который не похож на остальных, человека странного и одинокого, Набоков пытается к нему вызвать сочувствие, говорит о том что все люди разные, уважать нужно всех. Показывает трагедию человека, который ушёл из страшного реального мира, наполненного чужими людьми, в свой прекрасный мир шахмат, но это мир иллюзорный, несуществующий и поэтому он сошёл с ума. Это роман о трагической судьбе человека с рождения не похожего на остальных. Лужин сражается не с Турати, а с Судьбой, которая старательно сводит его с шахматами - сначала в детстве, а потом после того как он и его жена стараются забыть шахматы.



1. Адамович Г.В. «Наименее русский из всех русских писателей...» // Дружба народов. - 2004. - №6. - С.54-55.
2. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: Метафизика, этика, эстетика. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
3. Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. - М.: Советский писатель, 1992. - 271 с.
4. Андреев Л. Большой шлем. // Дневник Сатаны. - М.: Азбука, 2004. -
188с.
5. Афанасьева Т.П., Немова Н.В Профильное обучение: педагогическая
система и управление. Книга 1, 2. - М.: Центр современных методик
преподавания, 2004. - 128 с.
6. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Вологда: Книголюб, 2008. - 220 с.
7. Гурин Б.В. Гений тотального воспоминания // Звезда. - 2009. - № 4. - С. 158-163.
8. Ерофеев В. Русский метароман В. Набокова, или в поисках потерянного рая // Вопросы литературы. - 2008. - №10. - С. 125-160.
9. Злочевская А.В. В. Набоков и Н.В. Гоголь: На материале романа «Защита Лужина» // Русская словесность. - 2007. - №4. - С. 24-29.
10. Злочевская А.В. Поэтика В. Набокова: новации и традиции // Новый мир - 2003. - №7. - С. 51-63.
11. Злочевская А.В. Творчество В. Набокова в контексте мирового литературного процесса ХХ века // Филологические науки. - 2003. - №4. - С. 3-12.
12. Кадыров И. Взаимосвязь внеклассных и факультативных занятий. - М.: Приор, 2013. - С. 5-6.
13. Курдюмова Т.Ф. Владимир Владимирович Набоков. 1899-1977 //
Литература в школе. - 2004. - №5. - С. 62-66
14. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр пед. поиск, 2002. - 820 с.
15. Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала 19 века. // Литературный сборник. - 1997 . - №2. - С. 7- 8.
16. Михайлов О. Король без королевства: Вступительная статья. //
Владимир Набоков Романы. - М.: Художественная литература, 1988. - 271 с.
17. Набоков В. Романы. - М.: Художественная литература, 1988. - 238 с.
18. Сакун С.В. Шахматный секрет романа В.Набокова «Защита Лужина». // Филологический вестник, 1995. - №1. - С. 84-85.
19. Тараненко Н.Д. Факультативные занятия с внеклассными формами познавательной деятельности. - М.: Учитель, 2004. - 432 с.
20. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.:
Педагогика, 2010. - 192 с.
21. Хлебунова С.Ф. Факультативные занятия. - М.: Учитель, 2004. - 350 с.
22. Цветкова М.Е. Особенности факультативных занятий. - М.: Академия, 2013. - 168 с.
23. Шварцбурд С.И. Состояние и перспективы факультативных занятий: Пособие для учителей. - М.: Проспект, 2012. - 48 с.
24.Эпштейн Д.А., Хацинская Ю.Д., Каверина А.А. Изучение факультативного курса. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2009. - 204 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ