ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Методы обучения в начальных классах 6
1.1. Понятие и особенности метода обучения 6
1.2. Классификация методов обучения 10
1.3. Обоснование возможности и целесообразности использования
активных методов обучения 24
Глава 2. Применение активных методов обучения в процессе преподавания курса информатики 33
2.1. Особенности организации педагогического процесса по повышению
эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения 33
2.2. Разработка плана-конспекта урока с использованием активных
методов на уроке информатики 39
Заключение 72
Список литературы 77
Приложение 1
Глава 1. Методы обучения в начальных классах 6
1.1. Понятие и особенности метода обучения 6
1.2. Классификация методов обучения 10
1.3. Обоснование возможности и целесообразности использования
активных методов обучения 24
Глава 2. Применение активных методов обучения в процессе преподавания курса информатики 33
2.1. Особенности организации педагогического процесса по повышению
эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения 33
2.2. Разработка плана-конспекта урока с использованием активных
методов на уроке информатики 39
Заключение 72
Список литературы 77
Приложение 1
Начальный курс обучения информатике наиболее ответственный этап в общеобразовательной подготовке школьников. Его цели далеко выходят за стандартные рамки формирования элементов информационной культуры. Здесь имеет место пронизывающий принцип информатики. В процессе обучения языку и математике, музыке и чтению используются и изучаются понятия, методы и средства информатики, которые естественным образом переплетаются с целями и задачами начального образования.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед педагогом поставлены новые цели: формирование УУД (универсальных учебных действий) и мотивации к обучению. Существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, при этом содержание образования не сильно меняется. Педагог должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?».
Основные цели подготовительного курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:
-формирование начал компьютерной грамотности;
-развитие логического мышления;
-развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;
-формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером).
На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
- диалоги;
- работа в группах;
- игровые методики;
- информационные минутки;
- эвристический подход;
- активный метод обучение информатика.
Актуальность проблемы заключается в том, что для подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет информатики. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является обоснование применения активных методов в обучении школьников на уроках информатики.
Объект исследования - процесс преподавания информатики.
Предмет исследования - использование активных методов обучения учащихся в процессе обучения информатике.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность методов обучения;
• рассмотреть классификацию активных методов;
• раскрыть возможности и целесообразность использования активных методов обучения
• разработать план-конспект урока информатики с использованием активных методов обучения.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что активные методы обучения могут быть использованы для совершенствования процесса обучения информатике.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
-активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
- творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед педагогом поставлены новые цели: формирование УУД (универсальных учебных действий) и мотивации к обучению. Существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, при этом содержание образования не сильно меняется. Педагог должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?».
Основные цели подготовительного курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:
-формирование начал компьютерной грамотности;
-развитие логического мышления;
-развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;
-формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером).
На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
- диалоги;
- работа в группах;
- игровые методики;
- информационные минутки;
- эвристический подход;
- активный метод обучение информатика.
Актуальность проблемы заключается в том, что для подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет информатики. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является обоснование применения активных методов в обучении школьников на уроках информатики.
Объект исследования - процесс преподавания информатики.
Предмет исследования - использование активных методов обучения учащихся в процессе обучения информатике.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность методов обучения;
• рассмотреть классификацию активных методов;
• раскрыть возможности и целесообразность использования активных методов обучения
• разработать план-конспект урока информатики с использованием активных методов обучения.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что активные методы обучения могут быть использованы для совершенствования процесса обучения информатике.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
-активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
- творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В настоящее время отличительной особенностью развития образования во всем мире является повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его эффективности и качества. Образование становится одной из стратегических задач, которые обеспечивают национальную безопасность конкурентоспособности той или иной страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Перед учителями поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивация к обучению.
Познавательная активность означает интеллектуально - эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающегося к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других обучающихся. Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к обучению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Изучение научной и методической литературы, а также практических знаний позволило изучить данную проблему и сделать вывод о том, что технология активного обучения - организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе. Каждый ученик имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, и подвести его к осознанию, что от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед всей группой познавательной задачи. Технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Методы, которые вовлекают каждого в мыслительную и поведенческую активность и направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым обучающимся.
Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки обучающихся. Активные методы обучения в процессе педагогического общения преподавателя и обучающихся, привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетное отношения, новую философию и ценности образования. Образовательный процесс сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.
Целью выпускной квалификационной работы являлось обоснование применения активных методов обучения на уроках информатики в начальной школе. Объектом исследования выступал процесс преподавания информатики. Предметом же - использование активных методов обучения учащихся в процессе обучения информатике.
Как уже было сказано выше (глава - Введение), специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин. К сожалению, в начальной школе отсутствует такой предмет как информатика. Ведь большую часть информации мы черпаем из социальных сетей, а незнание элементарных знаний ИКТ затрудняет данный процесс.
Обучающиеся начальной школы имеют свои особенности, так как каждый ребёнок индивидуален - это целый мир, планета. Дети не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у обучающихся культуру дискуссии и сотрудничества. При прохождении практики в МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением отдельных предметов», я использовала активные методы обучения на уроках информатики, литературы, окружающего мира и др. К примеру, на уроках ИЗО применяла один из методов - «Творческая мастерская». Обучающиеся дружно работали индивидуально, в группах и фронтально. Активно делились своими идеями и методами поиска информации. Они учились прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, панно, блокноты и др.), в чем и состояла главная цель урока - использовать активные методы.
Интересно было не только наблюдать за ребятами, но и самой включаться в процесс. Как показала практика, уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для обучающихся, но и для самих учителей.
Исследовать данную проблему позволили мне практические занятия, которые дали возможность использовать активные, развивающие методы и сделать заключение. Подобная методика должна быть включена в реальный педагогический процесс.
Нам бы хотелось порекомендовать учителям школ:
- использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;
- включать в учебные занятия проблемность;
- управлять формированием и развитием индивидуально - психологических особенностей обучаемых;
- вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;
- организовывать сотрудничество и кооперацию;
- организовывать коллективное взаимодействие;
- изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).
- соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, данная выпускная квалификационная работа позволяет сделать выводы:
- Активные методы обучения - это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
- Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатики;
- Активные методы оказывают большое влияние на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности;
- Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня немыслимы без применения компьютера и знаний ИКТ;
- Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у обучающихся;
- В результате использования активных методов в информатике повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения;
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, а применять ее или нет, это уже дело педагога и его творчества. Хотя использование подобных методов не только полезно, но и поучительно.
Познавательная активность означает интеллектуально - эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающегося к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других обучающихся. Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к обучению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Изучение научной и методической литературы, а также практических знаний позволило изучить данную проблему и сделать вывод о том, что технология активного обучения - организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе. Каждый ученик имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, и подвести его к осознанию, что от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед всей группой познавательной задачи. Технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Методы, которые вовлекают каждого в мыслительную и поведенческую активность и направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым обучающимся.
Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки обучающихся. Активные методы обучения в процессе педагогического общения преподавателя и обучающихся, привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетное отношения, новую философию и ценности образования. Образовательный процесс сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.
Целью выпускной квалификационной работы являлось обоснование применения активных методов обучения на уроках информатики в начальной школе. Объектом исследования выступал процесс преподавания информатики. Предметом же - использование активных методов обучения учащихся в процессе обучения информатике.
Как уже было сказано выше (глава - Введение), специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин. К сожалению, в начальной школе отсутствует такой предмет как информатика. Ведь большую часть информации мы черпаем из социальных сетей, а незнание элементарных знаний ИКТ затрудняет данный процесс.
Обучающиеся начальной школы имеют свои особенности, так как каждый ребёнок индивидуален - это целый мир, планета. Дети не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у обучающихся культуру дискуссии и сотрудничества. При прохождении практики в МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением отдельных предметов», я использовала активные методы обучения на уроках информатики, литературы, окружающего мира и др. К примеру, на уроках ИЗО применяла один из методов - «Творческая мастерская». Обучающиеся дружно работали индивидуально, в группах и фронтально. Активно делились своими идеями и методами поиска информации. Они учились прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, панно, блокноты и др.), в чем и состояла главная цель урока - использовать активные методы.
Интересно было не только наблюдать за ребятами, но и самой включаться в процесс. Как показала практика, уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для обучающихся, но и для самих учителей.
Исследовать данную проблему позволили мне практические занятия, которые дали возможность использовать активные, развивающие методы и сделать заключение. Подобная методика должна быть включена в реальный педагогический процесс.
Нам бы хотелось порекомендовать учителям школ:
- использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;
- включать в учебные занятия проблемность;
- управлять формированием и развитием индивидуально - психологических особенностей обучаемых;
- вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;
- организовывать сотрудничество и кооперацию;
- организовывать коллективное взаимодействие;
- изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).
- соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, данная выпускная квалификационная работа позволяет сделать выводы:
- Активные методы обучения - это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
- Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатики;
- Активные методы оказывают большое влияние на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности;
- Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня немыслимы без применения компьютера и знаний ИКТ;
- Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у обучающихся;
- В результате использования активных методов в информатике повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения;
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, а применять ее или нет, это уже дело педагога и его творчества. Хотя использование подобных методов не только полезно, но и поучительно.
Подобные работы
- ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - Дидактическая игра как средство развития логических универсальных учебных действий на уроках информатики в четвертом классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Игровые технологии на уроках информатики в 8-9 классе (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Веб - квест как средство развития познавательного интереса у обучающихся 5 классов на уроках информатики
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Командные формы решения олимпиадных задач в 4-ом классе на уроках информатики как средство формирования коммуникативных УУД
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



