Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации исполнения бюджета муниципальных образований 5
1.1. Понятие местного бюджета и принципы построения бюджета муниципальных образований 5
1.2. Система межбюджетных отношений между субъектами:
федеральных, региональных и местных уровней 10
Глава 2. Практические аспекты организации исполнения бюджета муниципальных образований на примере городов - миллионников 22
2.1. Формирование доходов муниципальных образований 20
2.2. Формирование расходов муниципальных образований 41
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования системы организации исполнения бюджета муниципальных образований 54
3.1. Проблемы организации исполнения бюджета муниципальных образований 54
3.2. Рекомендации по разрешению вопросов организации исполнения бюджета муниципальных образований 63
Заключение 68
Библиографический список 73
Приложение 76
Местный бюджет составляет третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья Бюджетного кодекса определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Характеризуя взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере, необходимо иметь представление о понятии «межбюджетные отношения». Под межбюджетными отношениями следует понимать взаимоотношение между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу распределения и закрепления доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Вопросы формирования, утверждения исполнения бюджета волнуют не только специалистов средств обеспеченных регионов, но и многочисленных налогоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для населения будут использованы налоговые поступления. Решение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечивает снижение социальной напряженности. Именно поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители организаций должны сегодня детально представлять, как формируются и исполняются бюджеты.
Развитие местного самоуправления практически связано с решением вопросов местного значения, организацией территориального управления и социально- экономического развития сообщества.
Объектом исследования выступает бюджет муниципальных образований городов-миллионников (Казань, Уфа, Самара, Нижний Новгород и Екатеринбург).
Предметом исследования является организация исполнения местного бюджета и разработка на этой основе направление совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений.
Цели исследования - проанализировать формирование доходной и расходной частей местного бюджета и его исполнение, разработать рекомендаций по совершенствованию организации исполнения бюджета муниципальных образований.
Задачи дипломной работы:
1. Раскрыть понятие местного бюджета и рассмотреть принципы построения бюджета муниципальных образований.
2. Проанализировать формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований на примере городов - миллионников.
3. Выявить проблемы организации исполнения бюджета муниципальных образований.
4. Разработать направления совершенствования системы организации исполнения местного бюджета.
Дипломная работа состоит из введения, заключения и трех глав, первая из которых носит теоретический характер. В ней характеризуется понятие и принципы местного бюджета, излагаются особенности межбюджетных отношений.
Во второй главе представлен структурно-динамичный анализ показателей, характеризующих доходы местного бюджета и расходы за период с 2011 года по 2015 г.
В третьей главе выявлены проблемы организации исполнения бюджета муниципальных образований, даются рекомендации по исполнению местного бюджета.
На основе изучения теоретических основ организации исполнения бюджета муниципальных образований можно сделать следующие выводы и предложения: местный бюджет трактуется как централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Объем распределения фонда из бюджета субъекта осуществляется на основе запросов органов муниципальных образований.
При предоставлении финансовой помощи местному бюджету уполномоченный орган государственной власти вправе провести ревизию этого бюджета - получателя финансовой помощи из областного бюджета.
Федеральные органы власти заинтересованы в том, чтобы общая стратегия развития бюджетной системы, разрабатываемая в центре была поддержана субъектами РФ. В этих целях федеральные власти формируют для субъектов РФ свои рекомендации по формированию межбюджетных отношений регионального уровня. Эти рекомендации могут быть оформлены в виде типовых моделей построения межбюджетных отношений. Эти рекомендации содержат подробный анализ современного состояния и нормативно-правовой базы межбюджетных отношений в субъектах РФ, принципы организации и основные подходы к регулированию данных отношений.
Рекомендуемая методика вертикального разграничения расходов и доходов и горизонтального перераспределения средств позволяет органам власти субъектов РФ выбирать конкретный способ распределения финансовой помощи в соответствии с особенностями и приоритетами экономической политики регионов.
Процесс распределения финансовой помощи между местными бюджетами включает насколько этапов.
1. Разграничение доходов консолидированного бюджета территории между региональным и местным уровнем.
2. Определение общего объема средств, предаваемых из территориального бюджета субъекта РФ в местные бюджеты.
3. Финансирование переданных на местный уровень государственных полномочий с помощью субвенций.
4. Выбор целей политики межбюджетного регулирования, проводимой субъектом РФ.
После выделения средств на осуществление переданных полномочий в отдельный бюджетный фонд органы государственной власти субъекта РФ должны сформулировать цели, на достижение которых будет направлена передача финансовых средств из регионального в местные бюджеты посредством межбюджетного регулирования и определить пути достижения этих целей. Основными целями межбюджетного регулирования могут быть:
- выравнивание бюджетной обеспеченности;
- стимулирование деятельности местных органов власти, направленной на мобилизацию доходов, поступающих в консолидированный бюджет субъекта РФ;
- проведение активной политики через передачу средств в рамках целевых программ. Например, 40% средств, передаваемых на местный уровень, могут быть предназначены для выравнивания бюджетных расходов, 30% для стимулирования и 30% для распределения средств в рамках целевых программ.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что расходы бюджетов городов-миллионников с каждым годом снижаются, что характеризует положительную тенденцию. План по расходам в течение последних пяти лет ни по одному городу не исполняется, что свидетельствует об успешной политике муниципальных органов власти в области оптимизации расходной части бюджета. При этом стоит отметить, что основными статьями снижения расходов являются социальная политика, жилищно-коммунальное хозяйство и общегосударственные вопросы. Так, экономия по расходам бюджета происходит не за счет оптимизации государственного аппарата, а, прежде всего, за счет народа, что является негативным моментов в деятельности органов муниципальной власти.
Несмотря на положительные результаты в наполнении местных бюджетов области, резервы по укреплению и увеличению налоговой базы еще существуют. Ими могут стать:
- проведение инвентаризации и оптимизации налоговых льгот, предоставленных на местном уровне, на предмет их актуальности, обоснованности;
- снижение недоимки по налогам и арендным платежам, подлежащим зачислению в консолидированный бюджет региона, применение мер воздействия к недобросовестным должникам;
- осуществление пересмотра кадастровой оценки земель с учетом рыночного спроса;
- выделение земельных участков под домами многоэтажной застройки, что позволит впоследствии передавать данные земельные участки в собственность членов товариществ собственников жилья и взимать с них земельный налог;
- проведение инвентаризации объектов недвижимости (земля, имущество), что позволит выявить неучтенные объекты и сформировать полную налогооблагаемую базу;
- использование современных информационных технологий, упрощающих процесс уплаты налогов, таких как платежные терминалы и интернет-ресурсы.
Помимо этого укреплению и повышению финансовой базы бюджета области может способствовать принятие комплекса решений на федеральном уровне. Так, например, в настоящее время отсутствуют механизмы принуждения владельцев объектов недвижимости к оформлению права собственности. Затраты по постановке на кадастровый учет весьма значительны и сложны. Целесообразно на федеральном уровне предоставить право оценки объектов недвижимости муниципалитетам или налоговым органам и на основании этой оценки производить начисление налогов. Если собственника не устроит результат такой оценки, то он может заказать ее у специализированной организации.
К основным проблемам функционирования бюджетов МО можно отнести следующие:
- недостаточность собственной налоговой базы для покрытия минимально необходимых расходов;
- проблемы межбюджетных отношений, а именно, проблема разграничения властных полномочий субъектов РФ и муниципалитетов;
- проблема ЖКХ (несовершенство тарифных ставок, неплатежи за коммунальные услуги, низкая доля реальных финансовых вложений в данный сектор);
- проблема налоговых поступлений;
- нецелевое и незаконное расходование средств хозяйствующими субъектами и органами управления;
- несовершенство законодательной базы регионов в делигировании полномочий различными уровнями власти.
Основными путями решения проблем функционирования бюджетов МО являются следующие:
- дать точное определение муниципального образования, закрепив одноуровневую систему построения органов местной власти на уровне района с возможностью передачи некоторых функций по решению местных вопросов органам территориального общественного самоуправления либо территориальных управлений администраций муниципальных образований. установить законодательно общий порядок функционирования и разграничения полномочий между органами территориального общественного самоуправления и органами власти муниципальных образований.
- уточнение в новой редакции Бюджетного кодекса содержания собственных и регулирующих доходов муниципальных образований ввиду территориальной организации МСУ.
Крайне необходимо введение в регулирование межбюджетных отношений наряду с выравниванием бюджетной обеспеченности также элементов стимулирования муниципальных образований: муниципальное образование, вносящее в региональный бюджет больше средств в расчете на душу населения, должно получать больше и в свой бюджет.
Совершенствование системы уплаты налога на доходы физических лиц по месту постоянного проживания граждан, с учётом прав на налоговые вычеты.
1. Конституция Российской Федерации // URL: http://www.constitution.ru // Режим доступа: открытый.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г № 146-ФЗ: (с изменениями на 26 апреля 2016 года, редакция, действующая с 5 мая 2016 года).
4. Федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статистические материалы
5. Отчет об исполнении бюджета города Екатеринбурга за 2011-2015 гг.// URL: http://www.gks.ru // Режим доступа:открытый.
6. Отчеты об исполнении бюджета города Казани за 2011-2015 гг. // URL: http://www.gks.ru // Режим доступа:открытый.
7. Отчеты об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода за 2011¬2015 гг. // URL: http: //www. gks.ru // Режим доступа:открытый.
8. Отчеты об исполнении бюджета города Самары за 2011-2015 гг. // URL: http://www.gks.ru // Режим доступа:открытый.
9. Отчеты об исполнении бюджета города Уфы за 2011 -2015 гг. // URL: http://www. gks.ru // Режим доступа:открытый.
Монографии и научные статьи
10. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. - М. : «Дашков и К», 2006. - 486 с.
11. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 687с.
12. Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления. //Вопросы экономики. М., 2012. № 3.
13. Булатова А.С., Экономика.-М.: Юрист, 2013.-420с.
14. Демин, С.В. Бюджет для всех: Структура бюджета, составление, утверждение и исполнение : учеб. пособие для вузов / С.В. Демин. - М. : МСЭИ «Леонтьевский центр», 2001. - 216 с.
15. Годин А.М., Подпорин И.В. Бюджет ибюджетная система Российской Федерации. - М.: Академия, 2010.
16. Горбунова О.Н., Финансовое право.- М.: Юрист, 2009.-293с.
17. Грязев, А.А. Правовое регулирования взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере: Монография: Рекпол, 2015. - 140 с.
18. Завьялов, Д.Ю. Доходы муниципальных образований в аспекте межбюджетных отношений / Д.Ю. Завьялов // Финансы. - 2007. - №3. - С.22-25.
19. Игудин, А.Г. Актуальные проблемы межбюджетных отношений / А.Г. Игудин // Финансы. - 2005. - №10. - С.15-17.
20. Игудин А. Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. - 2003. - №5. - С. 8-12.
21. Игудин А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов / А.Г Игудин // Финансы. - 2002. - №12. - С.11-13.
22. Кирилова С.С. Возможности укрепления доходной базы местных бюджетов / С.С. Кирилова // Финансы. - 2004. - №11. - С.70-71.
23. Курс экономической теории : Учебник / Под общей ред. проф. М.Н.
24. Львов Н. В. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. // Финансы. - 2002. - №11. - С. 22-26.
25. Мацкуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие для вузов / И.Д. Мацкуляк. - М. : РАГС, 2003. - 223 с.
26. Пансков В. Муниципальные бюджеты в системе межбюджетных отношений // Российский экономический журнал. - 2002. - №10. - С. 11-15.
27. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. - М: Формула права, 2010 - 448с.
28. Пронина Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения/ Л.И. Пронина // Финансы. - 2003. - №8. - С. 12-13.
29. Райзберг Б.А.Курс экономики.-М.: Инфра-М, 2014.-283с.
30. Родионова В.М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы/ В.М. Родионова // Финансы. - 2016. - №8. - С.7-9.
31. Родионова В.М.Современные требования к бюджетному законодательству.-М.:Финансы, 2011.-С.10.
32. Тишкина, Л.Е. Формирование и исполнение местных бюджетов в новых условиях / Л.Е. Тишкина. // Финансы. - 2014. - №1. - С.20-23.
33. Химичева Н.И.Бюджетное право и российский федерализм.- М.:Издательство Норма, 2012.-386с.
34. Христенко, В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами : учеб. пособие для вузов / В.Б. Христенко - М. : Дело, 2002. - 265 с.
Электронные материалы
35. Электронная библиотека //Центр военно-политических исследовании, с.1 // URL: http://eurasian-defence.ru/?q=node/4154 // Режим доступа:открытый. (дата обращения 2 июня)