Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЕЙС ТЕХНОЛОГИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Работа №53539

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1056
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС 7
1.1. Актуальность и задачи кейс-метода 7
Сравнение преподавательской деятельности на традиционном уроке и уроке по ФГОС 12
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Теоретические аспекты применения кейс технологий на уроках биологии 18
2.1 Классификация методов обучения 18
2.2 Метод кейсов или метод конкретных ситуаций 24
2.3 Возможности использования кейс технологий на уроках биологии 36
Выводы по главе 2 41
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по применению кейс технологий на уроках биологии 42
3.1 Организация и методики исследования 42
3.2 Исследование показателей творческих способностей учеников на
констатирующем этапе исследования 56
3.3 Применение кейс технологий на уроках биологии 70
3.4 Анализ результатов исследования 77
Выводы по 3 главе 112
Заключение 115
Библиография 116
Приложения 120

Актуальность проблемы исследования. ФГОС нового поколения требует от учащихся школы в качестве основного результата образования овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие, жизненные задачи, с которыми ему предстоит столкнуться непосредственно во взрослой жизни. Так, например, при изучении различных разделов биологии учащиеся должны понимать: чему учит предмет, для чего ему нужен и как связаны изучаемые понятия с насущными задачами практики. В этой связи предполагается новый подход к конструированию содержания образования, также к использованию современных образовательных технологий обучения.
В современной науке и мировом образовании, включая российское, на всех его уровнях представлен широкий спектр инноваций - проблемных, имитационных, исследовательских, игровых, компьютерных, проективных, контекстных и других моделей обучения.
Одной из таких эффективных технологий обучения является жизненно-ситуативное обучение с использованием кейс-метода. Данный метод подтверждает дидактическую значимость и актуальность применения кейс технологии в процессе обучения биологии как эффективного средства повышения биологических знаний учащихся.
Суть данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде ситуаций (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы.
Этот метод широко используется в экономическом, юридическом, медицинском, бизнес образовании и других. Он имеет ряд преимуществ, так как позволяет:
1) приобрести навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем;
2) приобрести навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или письменной форме;
3) выработать умение убедительно обосновывать и защищать свою точку зрения;
4) научиться принимать самостоятельные решения на основе группового анализа ситуации;
5) научиться извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.
Но в школьном образовании, и, в частности, при обучении учащихся биологии, метод кейсов не получил широкого применения.
На это существует ряд причин:
- отсутствие в достаточной мере специальной литературы о применении кейс метода в биологии;
- отсутствие методики составления кейсов;
- отсутствие у преподавателя опыта проведения занятий методом кейсов и др.
По мнению О.Г. Толочиной кейсовая технология (метод) - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями [29].
А.М. Долгоруков описывает кейс метод как инструмент, разрешающий использовать теоретические знания к решению практических задач, способствующий формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и аргументированно высказать свою точку зрения. При помощи этого метода учащиеся располагают возможностью проявлять и совершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, учатся работать в команде, находить наиболее целесообразное решение поставленной проблемы [8].
Л.Н. Харченко считает, что суть кейс технологии заключается в комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в определенный набор «кейс» и их передаче обучающимся. Кейс является набором необходимого материала, который может быть как в текстовом варианте, так и в электронном виде [24].
Вместе с тем, применение кейсов в обучении биологии связано с противоречием между возможностью использования кейсов для повышения биологических знаний учащихся и недостаточной разработанностью содержания и практики применения кейсов в процессе обучения биологии. Все это обусловливает актуальность выбранной нами темы «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС».
Цель исследования: раскрыть и экспериментально доказать эффективность применения кейс технологий на уроках биологии.
Объект исследования: процесс обучения школьников.
Предмет исследования: кейс технологии как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках биологии.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что применение кейс технологий на уроке биологии будет способствовать развитию творческих способностей у учащихся.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Изучить классификацию методов обучения.
2. Раскрыть метод кейсов.
3. Выявить возможности использования кейс технологий на уроке биологии. Провести экспериментальную работу по применению кейс технологий на уроках биологии.
4. Доказать преимущество кейс технологий на уроках биологии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнение и обобщение массового педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование учащихся, методы качественного и количественного анализа, статистическая обработка полученных данных.
Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности:
а) постановочный (11.09.2016 - 21.09.2016 г.г.) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической, методической литературы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
б) собственно-исследовательский (1.10.2016 - 15.11.2016 г.г.) - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
в) интерпретационно-оформительский (1.02.2017 - 25.03.2017 г.г.) - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал по применению кейс технологий на уроках биологии, выявлена специфика применения кейс технологий на уроках биологии, рассмотрены классификации методов обучения.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке кейс технологий на уроках биологии, позволяющей формировать активную личность, в разработке и внедрении в практику школы методических рекомендаций по проведению уроков биологии в 7 классе с усилением компонента кейс технологий.
Апробация результатов исследования проводилась в «СОШ № 27» г. Нижнекамск через проведение уроков, участие в методическом объединении учителей биологии.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий активизации учебно-познавательной деятельности в обучении, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом.
Результаты исследования. Дипломная работа посвящена актуальной проблеме внедрения развивающих технологий, формирующих элементы научной деятельности и творческого поиска на уроках биологии. Рассмотрена кейс технология обучения на уроке, а также необходимость учета возрастных психологических особенностей средних подростков в организации личностно-ориентированного обучения. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению кейс технологий в процессе обучения биологии в школе. Все полученные результаты были статистически обработаны и отражены в диаграммах.
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами, диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы можем сделать заключение, что социальные изменения, происходящие в обществе, обосновывают необходимость повышения у подрастающего поколения уровня интеллектуального развития. Эта идея обусловливает и цель современной школы - развитие интеллектуальных способностей учащегося, формирование саморазвивающейся личности. Достижение данной цели невозможно без ориентации учащегося на значимые для него ценности, развития личностных качеств, которые помогут в адаптации к современным жизненным условиям. Указанные требования отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где они представлены в виде «портрета выпускника».
В современном образовании представлен широкий спектр методов обучения. В своей работе мы достоверно показали эффективность использования кейс-метода, который способствует развитию умения:
1) анализировать ситуации
2) оценивать альтернативы
3) выбирать оптимальный вариант
4) составлять план его осуществления
Таким образом, применение кейс технологии на уроках биологии является эффективным методом продуктивного обучения в условиях ФГОС.



1. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2009. - 486 с.
2. БагиевГ.Л., Наумов. В.Н. Кейсовый метод в системе обучения на практических занятиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.marketing.spb.ru.- 15.04.2009 г.
3. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я. Гальперин, Н.Р. Котик // Вопросы психологии. - № 5. - 1982. - С. 23-34
4. Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Метод кейсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.ru.wikipedia.org.- 20.04.2009г.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2008. - 244 с.
6. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова; под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.
7. Джонсон Д.Р. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. З.С.Замчук. - СПб.: Экономическая школа, 2001. - 256с.
8. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.evolkov.net.- 30.04.2009 г.
9. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2013. - URL: http://www.vshu.ru/ lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
10. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в
критических ситуациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=33563.- 08.03.2010 г.
11. Журавлев В.И. Педагогика: учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред.
П.И.Пидкаистого. - М.: Просвещение, 1996. - 478 с.
12. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / под ред. Е.В.Иванова,
Л.И.Косовой, Т.Ю.Аветовой. - СПб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2004. - 216 с.
13. Козлова С.В. Применение кейс-технологии на уроках биологии / С.В. Козлова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 301-302
14. Комиссарова Н.Н. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — 2013. — URL: http: //volkov.mmmtasty.ru/entries/31269
15. Компетентностный подход в педагогическом образовании:
коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 329 с.
16. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III:
Проблемные уроки. Научно-практич: пособие для учителей,
методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. - 288 с.
17. Махмутов М.И. Организация проблемного изучения в школе / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - С. 94-109
18. Менеджмент в профессиональном образовании: методическое пособие для тьюторов / под ред. Е.И. Казаковой, Т.Ю. Аветовой. - СПб: СЗАМП, 2007. - 256 с.
19. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади» / составитель О.Н. Калачикова. - Томск: ГОУ ВПО Томский Государственный университет, 2012. - 178 с.
20. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология / А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский. -М.: Академический проект, 2004. - 213 с.
21. Наумов А.Д. Вечно живое Белое море /А.Д. Наумов, В.В. Федяков. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, 1993. - 156 с.
22. Общая биология. Учебное пособие / под ред. А.Н. Пасечника. - М.: Дрофа, 2006. - 245 с.
23. Общая биология с основами экологии и природооранной деятельности. Учебное пособие / под ред. Е.И. Тупикина. - М.: Академия, 2007. - 244 с.
24. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для высш. учеб. завед. / Т.С. Панина. - М.: Академия, 2006. - 176 с.
25. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 602 с.
26. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
27. Тамбовкина Т.И. Педагогическая ситуация [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nsc.1september.ru/2006/16/6.htm.- 18.02.2010 г.
28. Тимакова Н.И. Развитие творческого потенциала личности школьника' в инновационном образовательном учреждении. Дисс. канд. пед. наук / Н.И.Тимакова. - Н.-Н. - 2008. - 156 с.
29. Толочина О.Г. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2013. - URL: http://nsportal.ru/ vuz/pedagogicheskie-nauki/library/keys-tehnologii-kak-odin-iz- innovacionnyh-metodov-obrazovatelnoy
30. Устинова Т.Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://festival.1 september.ru/articles/512028/)
31. Что такое Ситуация? Значение и толкование слова situatsija, определение термина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/s/situatsija.html.- 26.01.2010 г.
32. Шачков В.В. Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://chesly.narod.ru/Doklad_razvitie.html.-21.01.2010 г.
33. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1999. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ