Введение 3
I. Теоретические аспекты формирования семейных ценностей у подростков 9
1.1. Основные понятия «ценности», «семья», «семейные ценности» в
психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста 21
1.3. Формы и методы формирования семейных традиций у детей подросткового возраста 26
Выводы по главе 1 34
II. Эмпирическое исследование процесса формирования семейных ценностей у подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях 36
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень
сформированности семейных ценностей у детей подросткового возраста 36
2.2. Реализация программы формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста 50
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы по формированию семейных ценностей у детей подросткового возраста 55
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 71
Актуальность исследования: На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных ценностей.
Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании семейных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка.
Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) в статье 28 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.) в качестве важнейших задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании выделены следующие: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Также подчеркнуто, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье,
идет установка на полную и многодетную семью, как гаранта стабильности развития общества, государства, нации. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подростков, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе.
В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума». Важным становится вопрос о формировании у детей и молодежи семейных ценностей, как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения.
Проблема формирования семейных ценностей у школьников является актуальной, так как за последние годы утрачена связь поколений, разрушены нравственные представления о семье, браке, смещение полоролевых функций, феминизация общества, воспитание в ребенке новых качеств, продиктованных современной жизнью, таких, как предприимчивости, расчетливости, практичности Социально-экономический кризис современного общества, война в Украине, экономические санкции против России оказывают негативное влияние на семью.
Обзор педагогической литературы показал, что проблемой семейных ценностей занимались такие ученые, как Бордовская Н.В [4], Бурова С.Н [5], Леонтьев Д.А [11], В.П. Тугаринов [18] и другие. Как считают ученые, только семья, родители могут стать примером для детей. Формирование семейных ценностей поможет подросткам в осознании принадлежности к своей семье, в близком родстве, в решении бытовых проблем, в установлении связи между членами семьями. Так как именно в этом возрасте для детей родители еще значимые лица, поэтому они интересуются их жизнью.
В исследованиях зарубежных ученых (З. Бауман [2], Ф. Занецкий [6]) установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека - родительстве (материнство или отцовство).
Сенситивным в формировании семейных ценностей является подростковый возраст, стоящего на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира, приобретения жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.
Задача педагогов - направить процесс формирования на духовное просвещение, семейные ценности, чтобы подростки идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина. Все это стимулирует актуальность проблемы формирования у школьников семейных ценностей.
В семье индивид учится социальным ролям, приобретает основы образования, навыки поведения», т.е для того чтобы семья была здоровой и крепкой, важно, чтобы присутствовали и соблюдались семейные ценности и традиции.
По мнению, доктора философских наук, В.П. Тугаринова "Ценности - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала" [18].
Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами,
потребностями, социальными отношениями [18].
Противоречие заключается в том, что необходимость в формировании у детей ценности семьи, существует, но соответствующие формы и методы для формирования этой ценности у детей четко не разработаны и не определены.
В связи с этим, можно сформулировать проблему исследования: каковы содержания, формы и методы формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста?
В рамках данной проблемы определена следующая тема исследования: «Формирование семейных ценностей у детей подросткового возраста».
Объект исследования: процесс формирования семейных ценностей у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования обосновывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования семейных ценностей у подростков повысится, если:
> опираться на знание основных понятий «ценности», «семейные ценности» в формировании представлений подростков;
> учитывать особенности формирования представлений о семье и семейных ценностей у подростков;
> разработать и апробировать программу, как средство формирования семейных ценностей у подростков.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предопределили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и основные точки зрения на содержание понятий «ценности», «семья», «семейные ценности»;
2. Изучить особенности формирования представлений о семье и семейных ценностей у подростков;
3. Разработать программу формирования семейных ценностей у подростков, включающую разнообразные формы и методы;
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанной программы, как средства формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы; обобщение передового педагогического опыта; опросно-диагностические методы (опросные методы, тестирование); статистическая и математическая обработка полученных данных, формирующий эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала Ципьинская средняя общеобразовательная школа, Балтасинского района Республики Татарстан.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми подросткового возраста с целью формирования у них семейных ценностей.
На третьем (обобщающем этапе) проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
> результаты проведённого контрольного этапа показывают уровень сформированности семейных ценностей у подростков;
> разработанная программа по формированию семейных ценностей может пригодиться в практике образовательных учреждений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Нами был проведен педагогический эксперимент на тему «Формирование семейных ценностей у детей подросткового возраста». На основе анализа соответствующей литературы и формирующего эксперимента мы можем выделить основные моменты:
Семейные ценности - это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. Особенностями семейных ценностей являются взаимоотношения в семье, на основе которых складывается система воспитания и формирования семейных ценностей. Формирование семейных ценностей осуществляется в тесной связи с содержанием семейного воспитания. Семья формирует физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность.
Семья - это естественная среда развития личности, как в психологическом, физическом, эмоциональном так и в социальном плане. С помощью семейного воспитания закладываются основы, стержень личности ребенка. Говоря, о неблагополучных семьях, чаще всего можно констатировать тот, факт, что семейному воспитанию в таких семьях отводиться незначительное внимание. Дети из неблагополучных семей чаще оказываются без присмотра, попадают в различные асоциальные группы.
На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Известный психолог Э.Эриксон, считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивая, что психологическая напряженность, сопутствующая формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в которой человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.
Создавая программу по формированию у детей из неблагополучных семей семейных ценностей и традиции, педагоги не должны забывать о том, что для данной категории детей необходим изначальный настрой на работу, мотивация на положительный результат. Потому что такие дети сложны на подъем, их сложно влить в рабочий процесс, так как в большинстве своем это дети с девиантным поведением, успеваемость и дисциплина у них на среднем и низком уровнях. Формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей может проходить с помощью разнообразных форм и методов, но наиболее результативными являются: внеклассные мероприятия, занятия с элементами тренинга, создание семейного древа, круглые столы, семейные викторины, создание коллажа, классные часы, конкурсы, ролевые игры и сценки, дискуссии, праздники.
На констатирующем этапе нашего исследования мы выявили, что у испытуемых низкий уровень сформированности представлений о семье и семейных ценностей и что у большинства испытуемых менее сформирован когнитивный и ценностный компоненты.
Формирующий эксперимент заключался в апробации разработанной программы с целью формирования у подростков семейных ценностей. Во время проведении программы ребята показали свою активность, раскрылись, выражали свое мнение, дискутировали по поставленным вопросам.
С помощью контрольного этапа было выявлено, что формирующая программа оказала положительное влияние на подростков.
Математическая обработка данных проводилась с помощью G- критерия знаков. Было выявлено, что сдвиг в сторону повышения уровня значимости семейной сферы и уровня представления о семейных ценностях после проведения формирующего эксперимента не является случайным с уровнем достоверности р = 0,01.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о формировании семейных ценностей у подростков из неблагополучных семей с помощью разработанной программы «Семья - это ценность» подтвердилась.
1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Б.Н. Алмазов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 285 с. -http://www.knigafund.ru/books/86534
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. - 390 с.
3. Большой энциклопедический словарь. / под ред. И. Лапина, Е. Маталина, Р. Секачев, Е. Троицкая, Л. Хайбуллина, Н. Ярина. -М.: АСТ, Астрель, 2007. - 1248 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 304 с.
5. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история,
теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. - Минск: Право и экономика, 2010. - 451 с.
6. Ганжа А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого / Ганжа А., Зотов А. // Социологические исследования. - 2002. - № 3. - С. 112-120.
7. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. - М.: Прогресс, 1990. - 495 с.
8. Казанская К.О.Детская и возрастная психология: Конспект лекций. - М.: «А-Приор», 2010. - 160 с.
9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2004. - 328 с.
10. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь /Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 432 с.
11. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. / Д.А. Леонтьев. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 35¬44.
12. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М.: Изд.центр «Академия», 2002. - 272 с.
13. Пергаменщик Л.А. Психология и педагогика: курс лекций. / Л.А. Пергаменщик, В.Е. Мороз. - Минск: БГУ, 2002. - 297 с.
14. Петровский А.В. Психология: учеб. пособие. / А.В.
Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 512 с.
15. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов: под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
16. Словарь по этике / под ред. О.Г. Дробицкого и И.С. Кона. - М.: изд. Политической литературы, 1970. - 345 с.
17. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
18. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: Ленинградский университет, 1960. - 152 с.
19. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 576 с.
20. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учеб. пособие / Е.И Холостова, Е.М.Черняк, Н.Н. Стрельникова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 292 с. -http://www.knigafund.ru/books/55370
21. Холостова Е.И. Технология социальной работы: учеб. для
бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 478 с. -
http://www.knigafund.ru/books/55370
22. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. / О.В. Хухлаева. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 324 с.
23. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
24. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 442 с.