ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1. Роль универсальных учебных действий в системе школьного обучения .. 8
1.2. Работа с текстом на уроке русского языка как средство формирования
универсальных учебных действий ученика 12
1.3 Учебно-речевые текстовые задачи как эффективное средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка 16
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 21
2.1. Учебно-речевые текстовые задачи на уроках русского языка 21
2.2. Примеры учебно-речевых текстовых задач 27
2.3. Экспериментальное исследование описание опыта применения учебно-речевых текстовых задач на уроках русского языка 37
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Примеры учебно-речевых текстовых задач» 51
Традиционная (знание-ориентированная, или знание-центрическая парадигма), сфокусированная на формировании у учащихся определенной системы знаний, умений и навыков, теряет свои приоритетные позиции в условиях модернизации современного образования. На смену ей приходит компетентностная (деятельностная) парадигма, которая постулирует единство культуры и образования, акцентируя внимание на «образовании через всю жизнь», на развитие творческого потенциала учащихся, на усиление когнитивной функции знания, на формирование личности, способной применять свои знания в нестандартной ситуации.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика к самостоятельной постановке учебных целей, в проектировании путей их реализации, в контроле и оценке своих достижений. Таким образом, приоритетная цель школьного образования - формирование умения учиться.
Учить себя - это та задача, которую школьники должны научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения. Решению данной задачи, главным образом, способствует формирование универсальных учебных действий (УУД), что и нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
Настоящее исследование посвящено изучению методики организации и применения учебно-речевых текстовых задач на уроках русского языка. Тема выпускной квалификационной работы «Учебно-речевые текстовые задачи как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка» выбрана не случайно и обусловлена её актуальностью.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых ,как мы отметили выше, в обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации: раньше знания, умения и навыки считались основными итогами образования, а в последнее время произошел переход к тому, что обучение стало пониматься как процесс, который включает в себя подготовку учащихся к реальной жизни, готовность занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к требованиям и запросам социума.
Во-вторых, задачей, которую ставят перед школой Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - формирование универсальных учебных действий (УУД).
В-третьих, наблюдается недостаточное использование в практике дидактического потенциала элементов учебно-речевых текстовых задач при формировании УУД на уроках русского языка, хотя распространены научные и практические наработки по данному вопросу.
Оценивая степень разработанности проблемы, следует признать то, что при кажущемся большом объеме и многогранности исследований (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А.Карабановаи др.), посвященных изучению УУД, целый ряд вопросов остается спорным и недостаточно решенным: в традиции его изучения и научного освещения всё еще наблюдаются лакуны, что обусловлено сложной природой самого объекта исследования.
Объектом исследования стали учебно-речевые текстовые задачи в процессе обучения русскому языку.
Предметом исследования явились содержание и методика применения учебно-речевых текстовых задач на уроках русского языка в старших классах для формирования УУД.
Целью данной работы является рассмотрение методики применения учебно-речевых текстовых задач для формирования УУД на уроках русского языка в старшем звене обучения.
Постановка данной цели вызывает необходимость решения следующих конкретных задач:
1) изучить научную литературу и систематизировать материал по теме исследования;
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия как универсальные учебные действия, учебно-речевые текстовые задачи;
3) рассмотреть методику применения учебно-речевых текстовых задач как форму организации и формирования УУД на уроках русского языка;
4) разработать задания и конспект урока по русскому языку для 9-го класса с применением учебно-речевых текстовых задач.
Гипотеза исследования: процесс обучения на уроках русского языка в среднем звене может стать более эффективным, если:
- учтены психологические особенности учащихся и созданы благоприятные условия, позволяющие снять трудности в усвоении тем, предусмотренных программой;
- использован комплекс учебно-речевых текстовых задач, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся.
В процессе исследования нами были применены теоретико-поисковый метод, включающий изучение и анализ методологической, научно-педагогической и методической литературы, сопоставление и обобщение практического инновационного опыта в области применения учебно-речевых текстовых задач на уроках русского языка.
Материалом исследования стали данные констатирующего и контрольного экспериментов учащихся 9А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Елабуги Республики Татарстан в количестве 25 учащихся.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам теории системно-деятельностного подхода как основы концепции развития УУД (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Л. Кольберг, Э. Эриксон, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Я.А. Пономарёв, А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман и др.), в области изучения концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова и др.), по вопросам, связанным с текстом, его категориями, элементами структуры (И. Гальперин, В. Николаева, Л. Лосева, Н. Кутьина, И. Ковалик), основными положениями работы над текстом (М. Вашуленко, Л.Федоренко, Л. Величко, А. Савченко, Т.М. Пахнова),в том числе над учебно-речевыми текстовыми задачами, основанными на реальной коммуникативной ситуации в процессе учебной деятельности с использованием текстового материала. (О.М. Крайник)
Научная новизна определена выбором объекта и предмета исследования. ВКР представляет опыт комплексного анализа, включающего описательные и сопоставительные этапы исследования УУД, формирующихся в результате применения учебно-речевых текстовых задач на уроках русского языка в старших классах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной работы вносят определённый вклад в разработку теоретических проблем методики преподавания русского языка, связанных с изучением методики применения учебно-речевых текстовых задач как средство формирования УУД на уроках русского языка.
Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанную систему учебно-речевых текстовых задач в практической деятельности учителей старшего звена обучения, способствующих формированию УУД на уроках русского языка.
Структура ВКР традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы. В главе 1 «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» раскрывается содержание понятия УУД, рассматривается их классификация, говорится о тексте и учебно-речевых текстовых задачах .В главе 2 «Методика применения учебно-речевых текстовых задач на уроках русского языка в старшей школе» предпринимается практическое исследование методики применения учебно-речевых текстовых задач, подбираются примеры, приводятся данные эксперимента. В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме. В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиография насчитывает 33 источника.
Одной из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки стала проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся. С одной стороны, она отражает потребность общества, которая выражена в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, показывает неготовность современной системы школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий школьников в оценочной деятельности.
Результаты проведенной нами работы в соответствии с целью и задачами исследования позволяют сделать ряд выводов.
Во-первых, анализ психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования позволил определить теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную изученность в теории и практике современного образования.
Во-вторых, сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам выбрать наиболее полное содержание понятий «универсальные учебные действия» и «учебно-речевые текстовые задачи».
В-третьих, в ходе изучения современных нормативных документов выяснилось, что курс русского языка должен быть направлен на формирование УУД и предусматривать формирование компетенций как результата обучения. Важно, чтобы в организации речевой деятельности учащимися на уроках создавались такие учебные ситуации, которые бы побуждали их к непосредственным высказываниям (создание собственных текстов).
С этой целью применяются учебно-речевые текстовые задачи, требующие как произнесение заученного, так и импровизированных высказываний. При этом учитель варьирует воображаемое место действия (в классе, в автобусе, в лесу, в магазине), собеседников (товарищ, младший брат, мама, дедушка и т.д.), цель высказывания (о чем-то рассказать, сообщить, описать какой-то предмет, явление, доказать определенное мнение).Предмет наблюдений и лингвистического анализа есть небольшие связные тексты или их части, составляющие законченное высказывание и могут быть образцом для ученической речи. Они имеют отмечаться четкостью строения, единством темы или подтемы (по отношению к большему текста, частью которого они являются). Это рассказы с элементами описания или размышления, несложные описания (внешности человека, животного, природы, трудовой деятельности и т.д.). Освоив работу с учебно-речевыми текстовыми задачами, ученик приобретает основные компетенции, предусмотренные программой. Учебно-речевая текстовая задача - это языковой и дидактический материал, требующей решения в ходе познавательной деятельности, установленный педагогом объем работы по изучению какого- либо вопроса.
Использование учебно-речевых текстовых задач - основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Все это происходит в диалоге «учитель-ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.
В-четвертых, нами был разработан конспект урока русского языка по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» в 9 классе с применением учебно-речевой текстовой задачи, в которой выделяются собственно текст, учебно-речевая ситуация, задания и формируемые УУД. Этот конспект может быть использован в практике преподавания русскому языку.
В-пятых, мы провели экспериментальное исследование на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, в 9А классе под руководством учителя русского языка и литературы Рожиной Марины Николаевны. Исследованием было охвачено 25 учеников (11 девочек и 14 мальчиков).Контрольный этап показал положительную динамику и доказал эффективность применения учебно-речевых текстовых задач на уроках русского языка в 9 классе.
Таким образом, в процессе работы нами были реализованы поставленные задачи и была достигнута цель исследования.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от
29.12.2014) Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - №9. - С. 22.
2. Научная литература
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65-86.
3. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / А.Г. Асмолов // Лидеры образования. - 2007. - № 6. - С. 6-10.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 13-17.
6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
7. Войлова К.А., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Классы 10-11. - М.: Дрофа, 1996. - 95 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
9. Гальперин И.Р. Текст исследования. - М.: Наука, 1981. - 138 с.
как
объект
лингвистического
10. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко и др. - М.: Народное образование, 2012. - №4. -С. 160
11. Железовская Г.И., Пилюгина С.А. Интеллектуальное развитие личности. - Саратов: Слово, 2000. - 128 с.
12. Железовская Г.И., Турчин Г.Д., Филипченко С.Н., Вяткин Л.Г.
Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования:
методологические, общедидактические, методические аспекты. -Саратов: Научная книга, 2000. - 134 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 480 с.
14. Зимняя И.А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И.А. Зимняя, Т.С. Путиловская. - М.: Просвещение, 1998. - 247 с.
15. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / РАО под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2010. - 39 с.
16. Крайник О.М. Система работы по формированию умений комментировать проблематику текста / О.М. Крайник // Русский язык в школе. - Москва: Наш язык, 2013. - № 2. - С.10-13
17. Крайник О.М. Учебно-речевые текстовые задачи как средство формирования универсальных учебных действий / О.М. Крайник // Русский язык в школе. - Москва: Наш язык, 2014. - № 5. - С.3-8
18. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений. - М.: Флинта, 1996. - 272 с.
19. Ладыженская ТА. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
20. Мусина А.М. Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы // Концепт. - Приложение № 9. - 64 с.
21. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. - Москва: Наш язык, 2004. - №4. - С.8-16.
22. Универсальные учебные действия: от идеи - к технологии, от цели - к инструменту [Текст]: материалы Второго Всероссийского педагогического форума (27-29 марта 2012 г.). - Екатеринбург: ИРО, 2012. - 232 с.
23. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.: Знание, 2003. - 160 с.
24. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дисс. ... докт. психол. наук. - М.,1992.
25. Шагиева Е.А. Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка // Концепт. - Приложение №9. - 128 с.
26. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Д. Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2004. - 384 с.
27. Яковлева Е.В. Современные теории и методики обучения русскому языку. - М.: Экзамен, 2004. - 265 с.
3. Интернет источники
28. Антамошкина Е.Н. Работа с текстом на уроке русского языка //
Электронный научный журнал «Языковые и филологические исследования». - 2012. - Выпуск 3(5) Июль-Сентябрь. - С. 14-20. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.language-and-philologi cal-
researches.ingnpublishing.com/archive/2012/release_3_5_julyseptember/antamosh kina_e_n_rabota_s_tekstom_na_uroke_russkogo_yazyka/
29. Создание учебной ситуации на уроке русского языка как способ
достижения предметных планируемых результатов. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fshekotikhina.moy.su%2F ld%2F0%2F11. doc&name=11 (дата обращения 10.11.2016).
30. Формирование познавательных универсальных учебных действий у
младших школьников на уроках русского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://odiplom.ru/pedagogika/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh- uchebnyh-deistvii-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka (дата
обращения 17.01.2016).
31. Учебно-речевые текстовые задачи по русскому языку.
[Электронный ресурс]. URL: http://infourok.ru/uchebnorechevie-tekstovie-
zadachi-russkiy-yazik-308232.html (дата обращения 18.01.2017).
32. Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения русскому языку. [Электронный ресурс]. URL: https://studsell.com/view/195114/40000(дата обращения 18.01.2017).
33. Через уроки русского языка и литературы - к гармонизации
личности!: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015 г., Алтайский
государственный университет, г. Барнаул). - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. - 403 с.[Электронный ресурс]. иКЬ:[Электронный ресурс]. URL: http: //elibrary. asu. ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1070/book911 t.pdf?sequence=3(дата обращения 12.12.2016).