ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты исследования электронного правительства как
инструмента взаимодействия власти, бизнеса и общества в регионе 8
1.1 Понятие, цели и задачи электронного правительства 8
1.2 Принципы и методы организации электронного правительства 21
1.3 Использование электронного правительства для взаимодействия власти,
бизнеса и общества в регионе 25
2 Практические аспекты исследования процесса внедрения «Электронного
правительства» и его современного состояния в регионах 32
2.1 Методика оценки развития «Электронного правительства» в регионах России 32
2.2 Сравнительный анализ развития информационной технологии
«Электронного правительства» в регионах России 49
2.3 Оценка взаимосвязи степени развития «Электронного правительства» и
взаимодействия власти, бизнеса и общества в регионах России 61
3. Проблемы и направления совершенствования "электронного правительства" в регионах современной России 80
3.1. Факторы, сдерживающие развитие электронного правительства в регионах России 80
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию электронного
правительства в регионах России 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
История концепции «e-government» берет начало со второй половины XX века. В то время начали активно появляться, внедряться и развиваться электронные технологии в жизнь государственно организованного общества. Это, безусловно, не могло не отразиться на всей системе государственного управления или, по крайней мере, большей её части.
Непосредственно термин «e-government», как результат выстраивания новых концепций государственного управления и активного внедрения сети «Интернет» в повседневную жизнь государственно организованного общества, стал активно использоваться со времен администрации 42-го президента США Билла Клинтона. Использование возможностей сети Интернет для отправления функций государства формально осуществлялось в рамках концепции неолиберализма, ставящей в качестве основной цели существования государства поддержку развития потенциала саморегулирования общества и создания для него необходимой свободы действий.
Впервые на нормативном уровне этот термин встречается в Законе США «Об электронном правительстве» 2002 года (англ. «E-GovernmentAct»). В этом законе «e-government» понимается как использование информационно-телекоммуникационных технологий в целях расширения гражданского участия в государственном управлении, повышения прозрачности и подотчетности федерального правительства, улучшения доступа к правительственной информации и предоставления более качественных правительственных услуг обществу, а также другим государственным учреждениям.
В аналогичном ключе концепция «e-government» воспринимается и в Российской Федерации. Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011 - 2020 годы)» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» «e-government» понимается как форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
В современном мире на первый план выходят новые идеи и способы улучшения существующих процессов, и государственные органы в предоставлении своих услуг должны не только идти в ногу со временем, но и стать инициатором этих инновационных процессов. Наряду с наметившимися положительными тенденциями — широкое распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственных органах, высокий уровень распространения персональных компьютеров среди населения, доступность сети интернет, повышение уровня компьютерной грамотности, высокие темпы развития электронного бизнеса и электронной коммерции и др., есть еще множество проблем и сложностей в принятии государственными служащими и организациями инновационной концепции "электронного правительства".
Поскольку электронное правительство является для России эффективным средством оптимизации деятельности государственного аппарата и его взаимодействия с гражданами, особую актуальность приобретает вопрос анализа мирового опыта внедрения концепции «e- government» и тех сложностей, с которыми столкнулся этот процесс в России, с целью минимизации влияния противодействующих факторов.
Для успешного и эффективного создания электронного правительства необходимо учитывать и понимать особенности федеративного устройства России, что требует взаимодействия федерального и регионального уровней власти и их взаимодействия с органами местного самоуправления при формировании электронного правительства. Требуется разработка механизмов взаимодействия с региональными информационными системами, решение вопросов координации и обеспечения стандартов совместимости информационных систем различного уровня, необходимость создания единой информационной среды для обеспечения межведомственного обмена данными в электронном виде между всеми уровнями власти, формализация и стандартизация процесса предоставления государственных услуг на разных уровнях власти, проведение широкомасштабных мероприятий по ликвидации "цифрового неравенства", в том числе обеспечение доступа в интернет и к альтернативным каналам доступа государственных услуг.
Электронное Правительство в регионах было создано с целью повышения эффективности деятельности органов государственной власти, обеспечения открытости информации о деятельности Правительства и предоставления гражданам, экономическим субъектам, государственным и иным структурам непрерывного удобного доступа к государственным услугам и правительственным информационным ресурсам.
Информационное общество, управленческие инновации и современные технологии управления в мире выступают основной движущей силой прогресса и цивилизованного развития. Актуальность проблемы, связанной с формированием глобального информационного общества, привлекает интерес ученых. В последнее десятилетие значительно выросло количество международных и отечественных конференций, коллоквиумов, а также статей и других публикаций, посвященных исследованию глобального информационного общества и его различных аспектов.
Рассмотрению формирующегося информационного общества посвящены труды Васильева В.А., Вершинина М.С., Вершинской О.Н., Волокитина А.В., Ершовой Т.В., Засурского Я.Н., Кашлева Ю.Б., Костюка
В.Н., Кочетова А.Н.
Цель работы - исследование электронного правительства как инструмента взаимодействия власти, бизнеса и общества в регионах приволжского федерального округа и предложение рекомендаций по его совершенствованию.
В ходе написания данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, цели и задачи электронного правительства.
2. Рассмотреть методы и принципы организации электронного правительства.
3. Изучить электронное правительство как инструмент взаимодействия власти, бизнеса и общества в регионе.
4. Проанализировать существующие методики оценки развития «Электронного правительства» в регионе.
5. Разработать методику оценки развития электронного правительства в регионах России.
6. Провести сравнительный анализ развития информационной технологии «Электронного правительства» в регионах ПФО.
7. Дать оценку взаимосвязи степени развития «Электронного правительства» и взаимодействия власти, бизнеса и общества в регионах ПФО.
8. Изучить факторы, сдерживающие развитие «Электронного правительства» в регионах ПФО.
9. Дать предложения и рекомендации по совершенствованию «Электронного правительства» в регионах ПФО.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе внедрения концепции электронного правительства в регионах ПФО.
Объект исследования - информационное обеспечение органов государственной власти в регионах ПФО.
Методологическая основа исследования базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности. В исследовании применяются диалектические и частно-научный методы: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как И.Л. Бачило, Д.А. Калмыков, Т.З. Шалаева и др.
Структурно работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования электронного правительства как инструмента взаимодействия власти, бизнеса и общества в регионе.
Во второй главе работы изучены практические аспекты анализа внедрения «Электронного правительства» и его современного состояния в регионах ПФО.
В третьей главе охарактеризованы проблемы и даны направления совершенствования «Электронного правительства» в регионах ПФО.
Перейдем к рассмотрению основных положений работы.
Информационное общество, формируя новые ценности, политические и социальные приоритеты, новые формы участия гражданского общества в управлении государством, имеет огромный экономический потенциал. С внедрением информационных технологий в сферу государственных услуг снижаются затраты времени на сбор документов, растет качество предоставляемых услуг.
Система государственного управления в России также находится в русле общемировых тенденций стремительного прогресса информационного общества, опираясь в своем развитии на широкое внедрение элементов электронного правительства, как инновационного способа «взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг».
В работе были изучены следующие теоретические аспекты: понятие, цели и задачи электронного правительства, принципы и методы его организации, а также использование электронного правительства для взаимодействия власти, бизнеса и общества.
Для оценки и международного сопоставления достигнутых результатов электронного правительства активно применяются различные рейтинги и методики оценки электронного правительства.
Компаративный анализ применения отечественной и зарубежных методик оценки электронного правительства свидетельствует о невозможности их применения из-за нехватки статистических данных для проведения расчетов, а также из-за включения в работу экспертов, что является слишком затратным для регионального бюджета. Таким образом, авторами был сделан вывод, что на сегодняшний день не существует единой методики, подходящей для оценки проектов электронного правительства регионов России.
В исследовании была разработана методика оценки развития электронного правительства регионов России на основе системно-функционального подхода, в которой в отличие от существующих методических подходов (Департамента экономического и социального развития ООН, Университета Брауна, компании Capgemini, компании Accenture) блоки основных показателей оценки отражают эффективность реализации проектов электронного правительства по каждой функции (индекс функции электронной администрации, индекс функции электронных услуг, индекс функции электронного управления, индекс функции электронной демократии, индекс развития электронного правительства в регионе). Разработанная методика опирается на объективную статистическую информацию, учитывает все важные аспекты развития ЭП в регионе, основывается на количественных и качественных характеристиках развития ЭП и позволяет проводить количественную оценку проектов ЭП регионов России без привлечения экспертов.
Предлагаемая методика была использована для исследования развития электронного правительства регионов приволжского федерального округа с анализом данных за 2016 гг. Оценка данных показала, что лидером среди регионов ПФО по уровню развития электронного правительства является Республика Татарстан, аутсайдером является Кировская область.
Предложенная методика оценки позволяет в достаточно наглядной форме представить сравнительное состояние ЭП в различных регионах России. Тем самым оказывается возможным выделить основные проблемы реализации концепции электронного правительства в регионах, зоны отставания и составить на основе данной информации системы корректирующих мероприятий.
Ввиду невозможности использования стандартных показателей эффективности, основанных на простом сопоставлении результата процесса и затрат ресурса на него, авторами предлагается использовать для этого математическую модель зависимости валового регионального продукта от величины основных фондов и количества занятых в экономике региона (по аналогии с моделью Кобба-Дугласа).
Результаты корреляционно-регрессионного анализа показали, что, несмотря на значимость финансовой и технологической обеспеченности региона, развитие электронного правительства в большей степени определяется институциональными особенностями реализации концепции электронного правительства. К институциональным факторам авторы отнесли, во-первых, формальную институциональную среду- региональную правовую базу электронного правительства. Во-вторых, через показатель демократичности оценивается возможность участия негосударственных акторов в процессе принятия решений, степень открытости публичной политики. В-третьих, фактор бюрократии.
На основе полученной информации и анализа эффективности электронного правительства, были выделены факторы, сдерживающие развитие электронного правительства, а также даны рекомендации по совершенствовании электронного правительства в регионах России.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.-04.08.2014.-№ 31.-Ст. 4398
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2006г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г.// Рос.газ. - 2006. - 29 июля.
3. О связи: федер. закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 июня 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июня 2003 г. // Рос.газ. - 2003. - 10 июля.
4. Об электронной цифровой подписи :федер. закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2001 г. // Рос.газ. - 2002. - 12 января.
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., N Пр- 1895). URL: http://www.scrf.gov.ra/documents/5.html.
6. Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 20 октября 2010 г. N 1815-р.
7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр- 212) // Российская газета.- 16.02.2008.-№ 34.
8. Выступление Председателя Правительства России В.В. Путина 17.02.2012 г. на совещании о повышении эффективности государственного
управления с помощью информационных технологий в г. Новосибирск [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Правительства Российской Федерации - Режим доступа: URL: http://www.правительство.рф/ (дата обращения: 20.03.2017).
9. Абрамович Д.Л. Информационное обеспечение муниципального управления [Текст]: Монография. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2013. С. 138.
10. Антонов Я.В. Реалии и перспективы реализации прав и свобод человека и гражданина в системе электронной демократии России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 14: В 2 т. М.: Юрист,
2014. Т. 1. С. 17 - 23.
11. Банчук Ю.А. Электронное правительство: опыт внедрения
Белгородской области // Материалы конгресса "Эффективный
документооборот в органах государственной власти и местного самоуправления" (15 - 17 апреля 2009 г.) (Электронный ресурс). URL: http://www.gdm.ru/meropr/15.04.2009/4768/materials/695/ (дата обращения
20.03.2017) .
12. Бачило И.Л. Информационное обеспечение государственного
регулирования в области экономики. Правовые проблемы //
Информационное общество. 2013. № 2. С. 19 - 25.
13. Бачило И.Л. Информационное право / И.Л. Бачило. М.: Юрайт,2015.
14. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2015.
15. Бешукова З.М. Противодействие экстремизму в Великобритании // Национальная безопасность // Notabene. 2014. N 6(35). С. 973 - 983.
16. Вербицкая Т.В. К вопросу об участии общества в обеспечении национальной безопасности // Теория и практика общественного развития. 2015. N 1. С. 66 - 68.
17. Вискулова В.В. Гарантии избирательных прав граждан: вопросы теории и практики. М., 2013. С. 226.
18. Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации // Информационное право. 2013. N 4 (35).
19. Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект,
2013.
20. Жук М.С. Институты российского уголовного права: понятие, система и перспективы развития: автореф. дисс. ... д.ю.н. / М.С. Жук. Краснодар, 2013.
21. Забара И.Н.К вопросу о направлениях развития науки международного информационного права //Российский юридический журнал.-2013.-№ 4.-с. 11-15.
22. Заседание Совета Безопасности. Владимир Путин провел в
Кремле расширенное заседание Совета Безопасности. Рассматривался проект Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. 20 ноября 2014 г. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/47045.
23. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. лит., 2012. С. 258 - 259.
24. Калмыков Д.А. Информационная безопасность: понятие, место в системе уголовного законодательства РФ, проблемы правовой охраны: дисс. ... к.ю.н. / Д.А. Калмыков. Ярославль, 2015.
25. Килясханов, И. Ш., Саранчук, Ю. М. Информационное право в терминах и понятиях: учебное пособие /И. Ш. Килясханов, Ю. М. Саранчук. - М.:Юнити-Дана:Закон и право,2014. -136 с.- Библиогр.: с. 130 - 135.
26. Ковалева Н. Н. Информационное право России. Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.
27. Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере. [Текст]: Монография. Саратов: Издательство "КУБиК", 2016. 224 с.
28. Ковалева Н.Н. Общая характеристика единого информационного пространства // Современное право. 2015. N 7. С. 37 - 38.
29. Ковалева Н.Н. Объекты информационного пространства в структуре государственного управления в информационной сфере // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 6. С. 104 - 106.
30. Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / Под ред. И.Л. Бачило М.: ИГП РАН Изд-во "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2014. 192 с. С. 45.
31. Копылов В.А. Информационное право / В.А. Копылов. М.: Юристъ, 2014.
32. Кубасова И.А. Информационное обеспечение государственного управления (правовое регулирование и организационное моделирование в регионе): Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2014. 20 с.
33. Кузнецов В.Н. О социологическом смысле идеологии консолидации: геокультурный аспект // Безопасность Евразии. 2013. N 3(13).
С. 16 - 18.
34. Кузнецов П.У. Научно-образовательные проблемы информационного права //Информационное право.- 2013.-№ 3.-с.9-12.
35. Кузнецов П.У. Теоретические основания информационного права: дисс. ... д.ю.н. / П.У. Кузнецов. Екатеринбург, 2015.
36. Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 2013. С. 168.
37. Кусова Е.А. Геополитическая стратегия России в информационном пространстве современного общества // Юридическая наука. 2014. N 2. С. 71 - 73.
38. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2016.
39. Лобанов О.С. Критериальное структурирование региональных информационных ресурсов по уровням облачной архитектуры // Вестник
Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. N 1 (9).
С. 76.
40. Ловцов Д.А. Теоретические основы системологии информационного права // Информационное право. 2014. N 2. С. 4 - 13.
41. Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2013. N 5. С. 13 - 18.
42. Ложь: российские войска не вторгались в Украину (обновлено). URL: http://www. stopfake.org/lozh-rossij skie-voj ska-ne-vtorgalis-v-ukramu/.
43. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2016. С. 10.
44. Лопатин В.Н. Теоретико-правовые проблемы защиты единого информационного пространства и их отражение в системах российского права и законодательства // Материалы круглого стола "Актуальные проблемы информационного права". М.: ИМПЭ, 2015.
45. Магдилов М.М., Магдилова Л.В. Правовые аспекты развития информационного пространства региона // Информационное право. 2015. N 3. С. 27 - 32.
46. Магдилов М.М., Магдилова Л.В. Правовые основы формирования и развития электронного правительства в регионе (на примере Республики Дагестан) // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 14: В 2 т. М.: Юрист, 2014. Т. 1. С. 954 - 958.
47. Магдилов М.М., Магдилова Л.В. Практика обеспечения информационных прав и свобод в Республике Дагестан // Информационное право. 2013. N 4 (35). С. 22.
48. Мартиросян Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 10.
49. Морозов А.В., Полякова Т.А., Филатова Л.В. Этапы и проблемы формирования единого информационно-правового пространства России // Информационное право. 2012. N 1. С. 3.
50. Морозова Л.А. Конституционное регулирование. М.: Юрид. лит., 2014. 144 с.
51. Плохова В.И. Некоторые проблемы уголовного права как системного образования / В.И. Плохова // Системность в уголовном праве: материалы II Российского конгресса уголовного права. М., 2013.
52. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: дисс. ...
д.ю.н. / Т.А. Полякова. М., 2012.
53. Попов В.В. Некоторые формы появления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. 2012. N 1. С. 10 - 12.
54. Просандеева Н.В. Правовые основания деятельности органов безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы правового обеспечения обороны страны и безопасности государства: Материалы научно-практической конференции: В 5 ч. М., 2014. Ч. 2. С. 73.
55. Путин объявил патриотизм национальной идеей. URL: http://www.interfax.ru/russia/493034 (дата обращения: 03.03.2017).
56. Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов
российским законодательством: Автореф. ... дис. к.ю.н.: 12.00.01. М.: Научная библиотека диссертаций и авторефератов. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/mekhamzm-ustanovlemya-
pravovykh-rezhimov-rossiiskim-zakonodatelstvom# (дата доступа: 20.03.2017).
57. Российские войска в Украине: война под прикрытием. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/article/2652995.html.
58. Ростовцева Д.В. Формирование единого информационного пространства субъектов Российской Федерации // Документ. Архив. История. Современность. 2013. Т. 13. С. 26 - 41.
59. Седых Н.С., Гшиянц Р.Э. Графическая модель социальных репрезентаций терроризма // Национальная безопасность // Notabene. 2014. N 5(34). С. 712 - 724.
60. Снежко О. Правовая природа конституционных ценностей современной России // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 2(51). С. 16 - 17.
61. Соколова С.Н., Сенив Ю.М. Информационное право и государственное регулирование информационной безопасности // Информационное право. 2013. N 2. С. 3 - 7.
62. Стрельцов А.А. Теоретические и методологические основы правового обеспечения информационной безопасности России: дисс. ... д.ю.н. / А.А. Стрельцов. М., 2014.
63. Тарасов А.М. Киберугрозы, прогнозы, предложения // Информационное право. 2014. N 3. С. 11 - 15.
64. Тедеев А. А. Информационное право (Право Интернета). Учебное пособие. М.: Эксмо, 2014. ISBN 5-699-09702-3.
65. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Автореф. дис. ... д.ю.н.: 12.00.14. М., 2015. 45 с.
66. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 2015. - С. 674.
67. Тризно Т.А. Электронное правительство как инструмент реализации государственной информационной политики Канады: Дис. ... канд. полит.наук. Астрахань, 2014. С. 16, 60 - 63.
68. Федотова О.А. Административная ответственность за
правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 11.
69. Федотова Ю.Г. Проблемы судебной защиты прокурором прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц // Российский судья. 2013. N 10. С. 9 - 13.
70. Федотова Ю.Г. Электронная демократия как средство
обеспечения информационной безопасности государства // Информационное право. 2016. N 3. С. 17 - 24.
71. Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права / В.Д. Филимонов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2015.
72. Хасаншин И.А. Системы поддержки принятия решений в управлении региональным электронным правительством. - М.: Горячая линия - Телеком, 2016. - С.7.
73. Чупракова Н.С. Информационно-психологическое влияние виртуально-коммуникативных средств на молодежь в современном политическом процессе // Национальная безопасность // Notabene. 2014. N 6(35). С. 946 - 955.
74. Шалаева Т.З.Правовой режим информационных ресурсов: проблемы правопонимания // Информационное право.-2014.-№ 4.-С.13-1