Введение 3
1. Теоретические оценки эффективности производственно-хозяйственной
деятельности предприятия 6
1.1 Сущность, содержание и значение анализа производственно-хозяйственной
деятельности предприятия 6
1.2 Показатели, характеризующие эффективность производственно -
хозяйственной деятельности предприятия 10
1.3 Классификация факторов и резервов повышения эффективности
производственно-хозяйственной деятельности предприятия 30
2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО
«Аромат» 35
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Аромат» 35
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия ОАО «Аромат» 41
2.3 Анализ технико-экономических показателей предприятия ОАО «Аромат» 60
3. Рекомендации по повышению эффективности производственно-хозяйственной
деятельности предприятия ОАО «Аромат» 67
3.1 Выбор методов оценки производственно-хозяйственной деятельности
предприятия 67
3.2 Экономико-математические модели в прогнозе эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Аромат» 73
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения
Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением цели развития как каждого предприятия в отдельности, так и общества в целом.
Для оценки и измерения эффективности предприятия используется понятие экономической эффективности. Данное понятие характеризует результативность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которая определяется путем сопоставления полученных результатов и затрат, расходованных на достижение этих результатов. Под результатами в экономике понимается итог использования или применения ресурсов. Результаты проявляются в различных формах: создание конкурентоспособного образца продукции, выручка от
увеличивающего объема производства, количество новых изделий. Они могут быть выражены в натуральных и стоимостных формах.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности - это один из важнейших экономических проблем не только в системе управления производством в целом, но и в системе внутрихозяйственного планирования, контроля и анализа. Повышение эффективности производства положительно сказывается на финансовых и технико-экономических показателях, что в свою очередь ведет к увеличению прибыли предприятия. Поэтому разработка рекомендаций по повышению эффективности производственнохозяйственной деятельности является одной из главных задач деятельности предприятия.
На практике вопросы повышения эффективности производственнохозяйственной деятельности на предприятия является достаточно разработанными. Однако для нашего предприятия данная тема является достаточно актуальной. Следует уделить большее внимание аспектам экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности
предприятия и путям ее повышения. Экономически эффективным можно считать
3
то производство, при котором при реализации своей продукции (работ, услуг) и при выплате всех обязательных платежей и налогов у предприятия остается чистая прибыль на развитие производства.
Для достижения эффективного производства необходимо четко знать потребности в оборудовании, материалах, полуфабрикатах, численности основных и вспомогательных рабочих (персонала) для изготовления в срок продукции в установленных объемах и соответствующе установленным требованиям по качеству. Большинство экономистов считают, что повышению производства, конкурентоспособности продукции и услуг можно добиться на основе систематического анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ деятельности дает возможность выработать необходимую стратегию и тактику развития предприятия, на основе которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства. Повысить экономическую эффективность означает:
- получить больший результат при одинаковых затратах ресурсов;
- получить одинаковый результат при меньших затратах ресурсов;
- достичь большего результата с меньшими затратами ресурсов.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются
организационно-экономические отношения по повышению уровня экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО «Аромат».
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является предприятие ОАО «Аромат».
Цель данной работы - разработать рекомендации по повышению экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Аромат».
При достижении данной цели, необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и значение экономической эффективности работы
предприятия и её показателей;
- изучить резервы повышения эффективности производства;
- проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия;
- оценить эффективность основных технико-экономических
показателей;
- проанализировать объёмы выпуска и реализации продукции;
- разработать пути повышения экономической эффективности
деятельности предприятия.
Для решения поставленных задач в данной выпускной квалификационной работе разработана методология интегрированной системы экономикоматематической модели.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты исследования, посвященные оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Также рассмотрены классификация факторов, резервов повышения
эффективности производства и показатели, характеризующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Во второй главе изучена общая характеристика предприятия ОАО «Аромат», проанализированы финансовые результаты и основные технико-экономические показатели данного предприятия.
В третьей главе проведен подробный прогноз основных показателей с помощью анализа временных рядов, корреляционно-регрессионного анализа и функции подбора параметров. Также предложены рекомендации по повышению производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Аромат».
В процессе выполнении выпускной квалификационной работы использовались следующие источники информации: бухгалтерские балансы за 2013-2015 гг., годовые отчеты за 2013-2015гг., бизнес-план предприятия, устав предприятия, лицензия, выданная предприятию на осуществление деятельности, штатное расписание, должностные инструкции работников.
Одним из сложных и многосторонних процессов предприятия является его
производственно-хозяйственная деятельность, охватывающий снабжение,
производство, сбыт продукции, организацию производства, технологию,
использование техники, трудовых и материальных ресурсов.
Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности
предприятия — одна из центральных проблем экономики.
Основополагающим элементом для формирования комплекса мер по
повышению эффективности производства является анализ производственнохозяйственной деятельности предприятия.
Несмотря на то, что на практике вопросы повышения эффективности
деятельности предприятия являются достаточно разработанными, для нашего
предприятия более глубокое исследование данных вопросов является актуальным,
так как рассматриваемое нами предприятие находится в кризисном финансовом
состоянии.
Целью данной выпускной квалификационной работы было – разработать
рекомендации по повышению экономической эффективности производственнохозяйственной деятельности предприятия ОАО «Аромат».
Данная цель была достигнута путем разработки конкретных рекомендаций,
направленных на повышение экономической устойчивости предприятия.
В ходе достижения данной цели в научно-исследовательском разделе была
раскрыта теоретическая сущность производственно-хозяйственной деятельности
и экономической эффективности предприятия, подробно рассмотрены основные
показатели для оценки эффективности производства, а так же изучена
классификация факторов и резервов повышения производственно-хозяйственной
деятельности.
В аналитическом разделе были проанализированы основные техникоэкономические и финансовые показатели предприятия ОАО «Аромат». В ходе84
проведенного анализа был сделан вывод, что предприятие имеет неустойчивое
финансовое состояние, показатели эффективности производства ниже нормы.
По результатам деятельности объем выпуска парфюмерно-косметической
продукции ОАО «Аромат» по итогам 2015 года снизился на 38,1%, до 17 611 тыс.
шт. по сравнению с 28 472 тыс.шт. в 2014 г. Выручка уменьшилась на 34,3% %, до
785,4 млн.рублей по сравнению с 1 195,6 млн.рублей в 2014 г.
Вслед за показателями выпуска готовой продукции и выручки предприятия
в 2015 году было зафиксировано снижение показателей валовой прибыли и
прибыли от продаж, а также средней численности. Прибыль от продаж за 2015
год составила 18 483 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с предыдущим
годом на 28 990 тыс. рублей (на 61,1%). Чистая прибыль за 2015 год составила 12
320 тыс.рублей, за 2014 год – 28424 тыс. рублей. Чистая прибыль уменьшилась
по сравнению с предыдущим годом на 56,7%.
Основным фактором сокращения прибыли от продаж по сравнению с
предыдущим годом является снижение объемов производства продукции и
увеличение себестоимости из-за роста цен на сырье. Себестоимость в отчетном
году составила 759 426 тыс. рублей (96,69% от выручки), по сравнению с
предыдущим годом она уменьшилась на 377 379 тыс. руб.
На основании сделанных выводов в третьем разделе был составлен прогноз
на будущий год с использованием экономико-математических моделей и
предложены рекомендации по повышению производственно-хозяйственной
деятельности данного предприятия.
С позиции доступности и понимания экономико-математических
моделей для экономистов предприятия ОАО «Аромат» для прогнозирования
экономических показателей целесообразно использовать анализ временных рядов,
корреляционно-регрессионный анализ и функцию подбора параметров на ПЭВМ.
Метод построения линии тренда нуждается в экспертной оценке, так как
слабо учитывает сезонную колебаемость спроса на продукцию ОАО «Аромат».
Он отражает формирующую тенденцию объема продаж, однако для их85
достижения необходимы активные усилия специалистов отдела маркетинга ОАО
«Аромат».
Проведение корреляционно-регрессионного анализа позволяет учесть не
только складывающуюся на предприятии тенденцию, но и влияние внешних
факторов. Наибольшее влияние на объем реализации оказывают расходы
предприятия на рекламу и индекс потребительских расходов.
Использование функции подбора параметров показало, на сколько
необходимо увеличить объем производства и среднюю цену на единицу
продукции, а также снизить постоянные затраты, для того, чтобы увеличить
прибыль на 10%.
На основе проведенного анализа и прогноза экономических показателей
предприятия ОАО «Аромат», разработан комплекс рекомендаций по повышению
производственно-хозяйственной деятельности предприятия:
а) увеличить качество работы маркетинговой деятельности предприятия;
б) проанализировать ценовую политику и сопоставить с аналогичными
предприятиями, разработать ценовую стратегию;
в) снизить непроизводственные издержки предприятия;
г) освоить новые рынки сбыта;
д) приобрести патенты известных марок парфюма.
Экономический эффект от предложенных рекомендаций главным образом
будет выражен в повышении экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Аромат», так как произойдет
увеличение основных технико-экономических и финансовых показателей.
Данные рекомендации позволят предприятию стать более финансово
устойчивым, так же предприятие сможет повысить свою платежеспособность,
независимость от кредитов и займов, направлять большее количество денежных
средств на дальнейшее развитие производства услуг.
1. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. - М.: Эксмо, 2014. - 736 с.
3. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400.
4. Анисимов А.А., Артемьев Н.В. Макроэкономика / А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев. - М.: Юнити, 2013. - 600 с.
5. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика М.: Проспект. 2010г. - 432 с.
6. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 672С.
7. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 240 с.
8. Баркан Д.И. Управление продажами: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013.
- 437 с.
9. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.
10. Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 439 с.
11. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: «Дашков и Ко», 2011. - 308 с.
12. Гайсин Р.С. Экономическая теория: учебник / Под ред. Р.С. Гайсина.
- М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2013. - 516с.
13. Гатаулин А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика: учебное пособие / А.М. Гатаулин. - М.: ФиС. - 2007. - 432с.
14. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. Учебник - «ЮНИТИ- ДАНА». - 2010. - 670с.
15. Годин, А. М. Статистика: учебник / А. М. Годин. - Москва: Дашков и К°, 2012. - 451 с.
16. Гродских В.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2013. - 208 с.
17. Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с.
18. Елисеева, И. И. Статистика: [углубленный курс]: учебник для бакалавров / И. И. Елисеева и др.]. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 565 с.
19. Кузнецова Е.И., Гусаров В.М. Статистика: учебное пособие. Юнити- Дана. - 2012. - 479с.
20. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
21. Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб.пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во. Проспект, 2011. - 416 с.
22. Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. - М.: Юрайт, 2014. - 580 с.
23. Муфтиева Л.Ф. Методические рекомендации по формированию информационно-аналитического обеспечения оценки торгово-технологического процесса // Экономические и гуманитарные науки. - 2010. - 213с.
24. Николаева И.П. Экономическая теория / И.П. Николаева. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 328 с.
25. Носова С.С. Экономическая теория / С.С. Носова. - М.: Кнорус, 2011. - 792 с.
26. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия). - М.: Юрайт, 2013. - 672 с.
27. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. - М.: Академия, 2009. - 224 с.
28. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2010. - 608 с.
29. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2010. - 384 с.
30. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чаадаева. - Москва: Юрайт, 2011. - 347 с.
31. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. - Ростов-на- Дону: МарТ, 2010. - 608 с.
32. Официальный сайт предприятия ОАО «Аромат» [Электронный ресурс]. Режим доступа:Шр:/А№№Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.