Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования роли социальной рекламы как фактора реализации молодежной политики 8
1.1. Сущность и значение социальной рекламы 8
1.2. Понятие молодежной политики, ее значение и цели 13
1.3. Виды социальной рекламы в контексте молодежной политики 25
Глава 2. Анализ социальной рекламы в молодежной политике (на примере Республики Татарстан) 37
2.1 Анализ современных проблем социальной рекламы 37
2.2. Система управления молодежной политикой в РТ 42
Глава 3. Рекомендации и направления по развитию использования социальной рекламы в области формирования молодежной политики 49
3.1. Использование социальной рекламы в деятельности Министерства по
делам молодежи и спорту РТ 49
3.2. Разработка проекта социальной рекламы в контексте реализации молодежной политики 55
Заключение 65
Список использованной литературы
Сегодня в России много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в формировании морально-нравственных ценностей современной молодежи. Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития. В наше время молодежь большую часть своих знаний берет из телевизора и компьютера, а вовсе не от родителей, поэтому ее характер может быть сформирован рекламой очень легко.
В настоящее время социальная реклама занимает большое значение в жизни общества, а социальные рекламные кампании находят положительное отношение у респондентов, побуждая их проанализировать свое отношение к жизни. Цель данного типа рекламы - изменить отношение публики к какой- либо проблеме, а в перспективе создать новые социальные ценности.
Социальная реклама способна дать молодым людям и обществу в целом всеобъемлющее понимание самоценности человеческой жизни, воспитать уважение прав и суверенитета личности и установить осознаваемый нами мир во всем мире. Можно с уверенностью сказать, что, как минимум третья часть социальной рекламы рассчитана на молодежь.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что реклама воспринимается современной молодёжью как нормативный элемент культуры в контексте массовой культуры, приобретая значение привычного элемента окружающей среды. Для современного молодого человека социальная реклама становится, своего рода, демонстрационным материалом, миром идей и ценностей, поскольку выставляет типичные ситуации социального взаимодействия. Реклама адаптирует человека к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции поведения в разнообразной обстановке.
Цель - изучить роль социальной рекламы в контексте реализации молодежной политики.
Для достижения вышеизложенной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и значение социальной рекламы;
- дать характеристику понятия молодежной политики, а также ее значение;
- изучить виды социальной рекламы в контексте молодежной политики;
- проанализировать систему управления молодежной политикой в Республике Татарстан.
- провести сравнительный анализ использования социальной рекламы на примере Республики Татарстан и других регионов;
- выявить проблемы в реализации социальной рекламы в сфере молодежной политики и предложить пути их решения;
- разработать проект социальной рекламы в контексте реализации молодежной политики.
Объект исследования: социальная реклама.
Предмет исследования: специфика социальной рекламы в молодежной среде.
Степень разработанности проблемы.
Рекламе и различным ее видам в социально-гуманитарных отраслях знания в настоящее время уделяется существенное внимание. В современной западной и отечественной науке накоплен значительный теоретико-методологический и эмпирический материал об этом социальном феномене. Большинство социологических исследований рекламы основано на междисциплинарном подходе, что предполагает учет опыта изучения этого явления в рамках экономической, философской, психологической, культурологической и др. наук.
Определенный интерес к рекламе как к компоненту социальной жизни проявляется уже в рамках классической социологии, хотя вследствие институциональной неразвитости этого явления его изучение еще не носит системного характера.
По мере возрастания роли рекламы в обществе научный интерес к ней закономерно усиливается. Рекламу как значимый феномен социальной жизни рассматривают Р. Барт. Д. Бурстнн, Ж. Бодрнйяр. Ю. Хабермас У.Эко и др. Среди современных отечественных ученых, использующих социологический подход, особо следует выделить труды В.П.Коломийца. И.В.Крылова, В. Л.Музыканта, А.А.Романова, О.О. Савельеву, Л.Н. Федотову, О.Н.Феофанова и др. История и современное состояние рекламы рассматриваются в широком социокультурном контексте в работах Б.Л.Борисова, В.А.Евстафьева, Е.Э. Пасютнной, А.В.Костиной, В.В.Ученовой, Н.В.Старых. М.И.Старуш, И.Я. Рожкова и др.
Все больше приверженцев находит подход к рекламе как форме или области маркетинговых и социальных массовых коммуникаций, среди которых из зарубежных исследователей можно отметить У. Аренса, К.Бове, Дж. Бернета. С. Мориарти, А. Дейяна, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, Г.М.Маклюэна, Ч. Сэндиджа, В. Франбургера, К. Ротцолла. Р. Харрнса, и др., а из отечественных - Е.В. Головлеву, Н.В. Орлову, В.Л. Полукарова, А.А. Родионова, Е.В. Ромата, Н.В.Старых, Ф.И. Шаркова, В.В.Ученову, и др.
Необходимо отметить тот факт, что в литературе по рекламе, независимо от отрасли знания, как правило, есть разделы, посвященные ее месту и роли в обществе или функциям рекламы, а также классификации и особенностям ее видов. Наибольшее число публикаций по теме диссертации посвящено коммерческой рекламе, тогда как сравнительно молодой возраст социальной рекламы, очевидно, является причиной неразработанности теоретических основ применения ее потенциала в управленческой практике. Среди авторов, исследующих социальную рекламу в России, можно выделить С.М.Исаева. Т. Матицыну, Л.И. Пискунову. У.Ю. Потапову, В.В. Ученову, Н.В. Старых.
В их работах социальная реклама рассматривается преимущественно как особая форма социальной работы и инструмент социальной политики государства.
В сети Интернет работает Информационно-аналитический портал «Социальная реклама», на котором помещены статьи Т. Астахова. О. Грубина, Е. Захаровой, М. Иконниковой, В. Кравченко. А. Кобалевского. С. Овчинникова и др., в которых анализируются особенности развития социальной рекламы в России и за рубежом.
Как видно из представленного анализа, в отечественной социологии практически отсутствуют работы, в которых социальная реклама рассматривалась бы в качестве предмета социализации личности. Разработка автором проблем отечественной социальной рекламы как механизма социализации основана на работах В.Г.Афанасьева. Г.В.Атаманчука, Е.М. Бабосова. В.Н. Иванова, В.Н. Ковалева, А.И.Кравченко, И.О.Тюрнной. А.И.Пригожнна, А.В.Тихонова, и др.
Теоретическую базу исследования ученых как западной (Г. Лассуэл. Р. О'Хара. Ю. Хабермас и др.) так и отечественной (Б.А. Грушин, Б.М. Березин, М.М. Назаров, Е.П. Тавокин, Л.Н. Федотова, Б.М. Фирсов, Ф.И. Шарков, А. А. Родионов и др. науки.
Несмотря на значимость социальной рекламы как важного элемента в механизме управления, саморегуляции и самоорганизации социума, инструмента решения социальных проблем, воспитания активной гражданской позиции и т.д., этот феномен всё же еще недостаточно изучен. Неразработанность проблемы социальной рекламы в предметном поле социологии социализации личности определяет актуальность темы данной дипломной работы в теоретическом и прикладном аспектах.
Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. В оформлении государственной молодежной политики Россия заметно отстала от других стран. В настоящее время для молодежи России характерны следующие особенности: существенные региональные и национальные различия, неустойчивость и противоречивость процессов, происходящих в молодежной среде и в обществе в целом. Из особенностей молодежи, как социально-демографической группы, следует, что она нуждается в особом подходе со стороны государства, поэтому в 90-х годах было решено законодательно оформить молодежную политику России, которая на сегодняшний день реализуется как и на федеральном так и на муниципальном уровнях.
На основе изученных материалов, можно выделить следующий ряд проблем молодежной политики:
> недостаточная разработанность нормативной правовой базы;
> слабая скоординированность молодежной политики с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблема и относительно других направлений деятельности государства;
> ограниченность инфраструктуры учреждений органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам сферы;
> недостаточный уровень кадрового и финансового
обеспечения молодежной политики;
> отсутствие универсальной системы диагностики и
комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;
> ограниченный доступ к единому информационному банку данных о действующих сферах молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, технологиях работы с молодежью;
> не заинтересованность средств массовой информации в освещении практики реализации молодежной политики.
Молодежная политика г. Казань предполагает активную позицию молодежи в решении собственных проблем и опирается на трудовой и творческий потенциал молодого поколения. Молодежная политика должна быть комплексной, координирующей программы отраслевых министерств и ведомств. Вопрос об основных проблемах современной молодежи актуален и чрезвычайно сложен.
В мировой практике существуют различные варианты создания эффективного механизма государственной политики. Концепция молодёжной политики г. Казань имеет эффективные направления молодёжной политики, проблема на сегодняшний день заключается в том, что их, к сожалению, не возможно реализовать на 100%. Из этого следует, что необходимо совершенствовать механизмы реализации молодёжной политики.
В данной работе мы предложили новый механизм реализации молодёжной политики г. Казань - Центра социального проектирования, в деятельности которого, на наш взгляд, будут решаться актуальные проблемы молодёжи. С одной стороны он будит осуществлять содержательное наполнение молодёжной политики, а с другой осуществлять организационное обеспечение приоритетных направлений.
Такой механизм позволит решать задачи молодёжной политики и повышать уровень вовлеченности молодежи в социальную активность. Для молодёжи данный Центр позволит максимально реализовать свои идеи и
получить новый опыт в процессе социализации. Все эти результаты в совокупности дадут максимальную отдачу от самой молодёжи в решении её проблем.
Апокин, А. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда / А. Апокин // Вопросы экономики. - 2008. - №6. - С.98-110.
Бабочкин, П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия /П.И. Бабочкин // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - №1 - С.281-285.
Волков, Ю.П. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.П. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 576 с.
Молодежная политика в России - взаимодействие всех субъектов общества / редколл.: Н.И. Сафирова [и др.] // ПТиПУ. - 2013. - №3. -
С.119-126.
Макушина, Л.В. Увеличение объема занятости в Германии и Франции [свободный ресурс] / Режим доступа: http://www.trud.ru/tаdrgn/, свободный.
Маку ина, Л.В. Меры государственного с м лир вания создания новых рабочих мест [своб дн й ресурс] / Реж м доступа: http://www.trud.ru/agrgn/, свободный.
Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 235 с.
Павловский, В.В. Социология молодежи и ювенология / В.В. Павловский // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - c.84 - 91.
Положение молодежи в России // Аналитический доклад. - М., 2006.
Положение молодежи в России // Аналитический доклад. - М., 2007.
Положение молодежи в России // Аналитический доклад. - М.,
Рагимова, О.А. Социальное здоровье молодого поколения / О.А. Рагимова // Социальногуманитарное знание. - 2013. - №1. - С.118-126.
13. Реализация государственной молодежной политики:
региональный опыт // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 ноября 2004 г.): сборник / Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ. - Казань, 2006.
14. Региональная молодежная политика: анагиз, проблемы,
перспективы / А.Д. Плотников [и др.]; общ. ред.А.Д. Плотникова. - М.: Компания "Дмитрейд График Групп", 2005. - 239 с.
15. Ручкин, Б.Н. Молодежь как стратегический ресурс развития общества / Б.Н. Ручкин, В.А. Родионов, А.В. Печников // Социальногуманитарные знания. - 2006. - №1. - С.155-160.
16. Сергеев, Е. Молодежная субкультура / Е. Сергеев // Республика Татарстан. - 2013. - №101. - С.12.
17. Скробов, А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ [свободный ресурс] / Режим доступа: http://www.xserver.ru/ton/, свободный.
18. Социальная политика: учебник / общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен", 2002. - 736 с.
19. Стратегии государственной молодежной политики и положение молодежи РТ в начале III тысячелетия / редколл.: М.М. Бариев [и др.]; общ. ред.М. М. Бариева. - Казань, 2003. - 158 с.
20. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [электронный ресурс] / Режим доступа: http://dmp.mgopu.ru/, свободный.
21. Стратегия государственной молодежной политики в РФ: Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р // Собрание законодательства РФ. - 2006. - С.10-24.
22. Суховская, А. Проблемы трудоустройства и самореализации молодежи в небольших муниципальных образованиях / А. Суховская // Управление персоналом. - 2013. - №10. - С.45-46.
23. Технологии социальной работы: учебник / общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.
24. Федеральная целевая программа "Молодежь России" // Нормативно-правовая система "Г арант"
25. Ховрин, А.Ю. Социальное партнерство в сфере реализации общественной молодежной политики / А.Ю. Ховрин // Социальногуманитарное знание. - 2007. - №5. - С.179.
26. Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова // Социологические исследования. - 2007. - № 3. - С.104-109.
27. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 786 с.
29. Капустин П.И. Реклама и ее виды: Учебник // П.И. Капустин. - М.: Эксмо, 2012. - 321 с.
30. Набабкин С.Т. Влияние рекламы на молодежь: Учебник // С.Т. Набабкин. - М.: Мир, 2014. - 334 с.
31. Нестеров Е.А. Социальная реклама и ее виды: Учебник // Е.А. Нестеров. - К.: Книга, 2013. - 414 с.
32. Овчинников П.А. Социальные плакаты: Учебник // П.А.
Овчинников. - С.: Книга, 2013. - 258 с.
33. Остапенко К.К. Проект социальной рекламы: Учебник / К.К. Остапенко. - М.: Просвещение, 2013. - 221 с.
34. Платонов Ю.П. Государственная молодежная политика: Учебник / Ю.П. Платонов. - Л.: ЛГУ, 2012. - 351 с.
35. Самоукина Н.В. Молодежь и книга: Учебник / Н.В. Самоукина. - М.: Эксмо, 2013. - 647 с.
36. Смоленский А.М. Проблемы молодежи и способы решения:
Учебник / А.М. Смоленский. - С.: Книга, 2013. - 288 с.
37. Соболев С.С. Проблемы развития молодежи: Учебник / С.С. Соболев. - М.: Просвещение, 2014. - 417 с.
38. Степанов В.А. Социализация молодого поколения: Учебник / В.А. Степанов. - Л.: Мир, 2013. - 347 с.
39. Тимофеев К.Е. Влияние рекламы на слои населения: Учебник / К.Е. Тимофеев. - С., 2013. - 466 с.
40. Трофимова В.С. Маркетинговая политика: Учебник / В.С. Трофимова. - М.: Мир, 2014. - 271 с.
41. Удальцова М.В. Реклама в социальных сетях: Учебник / М.В. Удальцова. - М.: Эксмо, 2013. - 457 с.
42. Ульянова А.И. Молодежь и ее проблемы: Учебник / А.И. Ульянова. - С.: Дрофа, 2013. - 268 с.
43. Усков А.С. Государственная молодежная политика: Учебник / А.С. Усков. - М.: Дрофа, 2014. - 388 с.
44. Файзуллина Е.К. Социальные ролики и плакаты: Учебник / Е.К. Файзуллина. - К.: Дом, 2013. - 247 с.
45. Федосов Е.А. Анализ рекламы в интернете: Учебник / Е.А. Федосов. - М.: Новое знание, 2015. - 441 с.
46. Федченко О.С. Лаборатория социальной рекламы: Учебник /
О.С. Федченко. - М.: Просвещение, 2012. - 365 с.
47. Филиппов А.В. Социальная работа с молодежью: Учебник / А.В. Филиппов. - М.: Знание, 2013. - 578 с.
48. Хайруллин О.Р. Социальная реклама: Учебник / О.Р. Хайруллин. - М.: Дашков и К, 203. - 339 с.
49. Аронсон О. О социальной рекламе [Электронный ресурс]
50. Буренкова И. «Public Interest в России» [Электронный ресурс]
51. Вайнер В. Социальная реклама - когда прибыль больше, чем деньги [Электронный ресурс]
52. Голота И. Проблемы и перспективы социальной рекламы в
России. Доклад на круглом столе. Киев, 17 марта 2003 [Электронный ресурс]