Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конкурсы социальной рекламы для молодежи. Социологический анализ

Работа №131094

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основания изучения социальной рекламы .......................... 8
1.1. Понятия, типы и функции социальной рекламы
1.2. Принципы приемы, применяемые в социальной рекламе ................. 14
1.3. Социальная реклама как сформировавшийся феномен в современной
России
2. Взаимодействие социальной рекламы и молодежи
2.1. Роль социальной рекламы в нормативных актах по направлениям
молодежной политики
2.2. Ценность самореализации в молодежной среде
2.3. Творческая активность как форма самореализации молодежи .......... 31
2.4. Социальная активность как форма самореализации молодежи ......... 33
3. Эмпирическое исследование
3.1. Программа социологического исследования
3.2. Анкетный опрос участников конкурсов социальной рекламы .......... 41
3.3. Анализ конкурсов социальной рекламы для молодежи ..................... 50
3.4. Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2

Исторически появление социальной рекламы датируется началом 20 века - периодом политических, экономических, экологических, технологических и социальных трансформаций, которые претерпевало общество в ходе
индустриальных переворотов. В то время на нее возлагалась такая важная функция как привлечение внимания населения к острым проблемам и угрозам: авариям на производствах, загрязнению окружающей среды, увеличению числа людей с инвалидностью, росту детской смертности и т.д. Несмотря на то, что социальные проблемы современного мира претерпели изменения, роль данного вида рекламы в социуме по-прежнему высока, поскольку с ней связывают задачи, направленные на привлечение внимания общественности к актуальным темам, от
которых зависит ее благополучие. Определение понятия социальной рекламы содержится в Федеральном
Законе Российской Федерации «О рекламе» и трактуется как «особый вид информации, распространяемой любыми способами и адресованной неопределенному кругу лиц, направленной на достижение благотворительных и
иных общественно полезных целей».1 В научном и рекламном сообществе рассматривается понимание данного термина как вида коммуникации, ориентированного на привлечение внимания к самым актуальным проблемам
общества и к его нравственным аспектам. Однако, независимо от определения, в качестве главной задачи социальной рекламы подразумевается изменение поведенческих моделей в обществе и, в перспективе, создание новых ценностей.
Особенности социальной рекламы как важной составляющей общественной жизни образуют следующие ее специфические черты:2
– акцентирование внимания на актуальные проблемы общества
– профилактика общества от определенных социальных проблем
– предложение путей решения уже существующих в обществе вопросов
–формирование ценностей, мировоззрения и социально одобряемых поведенческих моделей членов социума
– инструмент государственной социальной и информационной политики.
Таким образом, очевиден значимый потенциал данного явления, его возможная польза для общества, особенно в вопросах, относящихся к молодежи – социально - демографической группе, чьи ценностные, поведенческие установки
сформированы не окончательно. Интерес к этой категории также связан с тем, что
в настоящее время социальная реклама выступает своеобразным «агентом социализации».3 Если раньше усвоение ребенком норм и правил общественной
жизни проходило только в пределах его семьи, то современный подросток в процессе своего взросления ориентируется на всю окружающую его коммуникативную среду и воспринимает рекламу – коммерческую,
политическую, социальную, как естественный элемент. Именно поэтому
общество и государство должно заботиться о постоянной циркуляции в ней социально одобряемых образцов, моделей поведения, ценностей. Еще одна причина, по которой молодежную группу можно возвести в
основную целевую аудиторию разработчиков социальной рекламы, является тот факт, что данная возрастная категория выступает главным источником сохранения и передачи транслируемых ценностей. От ее благосостояния зависит будущая судьба всей нации и страны в целом.
Социальная реклама в современном обществе является неотъемлемой составляющей информационной и социальной работы, проводящейся в отношении молодых людей. С регулярной частотой она применяется в качестве
инструментов реализации задач и достижения поставленных целей в нормативно – правовых актах, положениях, концепциях и других документах, затрагивающих аспект молодежной политики. Это подтверждает осознание важности данного феномена со стороны государства.
Однако, справедливо будет заметить, что проблема эффективности социальной рекламы крайне актуальна. Это связано с тем, что многие ее экземпляры не привлекают внимание аудитории, не заставляют задуматься о проблеме, а также
над ее возможным решением. Результаты социологического опроса, проведенного в Тюмени, направленного на определение значимости социальной рекламы в обществе, показывают, что, по мнению 20,4% респондентов, она не оказывает на них никакого влияния, выполняя лишь информационную функцию. Почти четверть опрошенных склонны не доверять социальным рекламным коммуникациям.4 Исследование, проведенное в Санкт - Петербурге выявило, что больше половины респондентов не обращают внимание на социальную рекламу, а 20% рассматривают ее в качестве городского украшения, оформления. Почти треть опрошенных усомнились в целом в важности ее существования.5
За счет неполноценного функционирования института социальной рекламы
у многих людей сформировано критическое или нейтральное отношение к этому явлению в целом, что особенно важно в молодежной среде. Отчасти эта проблема связана и с малой долей объема социальных роликов, плакатов на рынке: около 1% от общего количества рекламы в России.
Одним из способов привлечения молодежи к институту социальной рекламы, повышения уровня доверия к нему являются фестивали и конкурсы по созданию социально ориентированных роликов, плакатов, брошюр и других видов работ. Данная форма участия молодого поколения влечет за собой сразу несколько значимых преимуществ: во-первых, молодежь вовлекается в проблематику социальных вопросов, осознает ее, становится информированной и компетентной; во-вторых, участники получают возможность выразить свое собственное отношение к проблеме, поразмыслив над ней, проведя параллель с собственным восприятием и переживаниями, предложить способы разрешения ситуации. Помимо этого, конкурсы социальной рекламы предоставляют возможность использовать креативный, «свежий» взгляд молодых людей на волнующие их вопросы, который может быть задействован в профессиональной социальной рекламе. Наконец, справедливо утверждать, что в целом молодежь лучше осознает специфику относящихся к ней проблем, и способна выразить и донести данную информацию до сверстников в наиболее близкой и подходящей
для них форме. Также нельзя не отметить реализацию творческой активности участников с помощью рассматриваемых мероприятий. Таким образом, конкурсы и фестивали по созданию социальной рекламы способствуют становлению полноценной личности со своей гражданской позицией и неравнодушным отношением к социальным проблемам общества и тем, кого они затрагивают.
В России ежегодно проходит целый ряд конкурсов и фестивалей социальной рекламы, где в качестве участников выступают представители молодежной группы. Мероприятия обладают разным масштабом, организационной структурой, проблемной направленностью, профессиональным уровнем. Однако, несмотря на указанные отличия, они сходятся в выполнении общественно важных функций, среди которых реализация социальной и творческой активности молодежи.
Объектом данной работы выступает феномен социальной рекламы, а в качестве предмета рассматриваются конкурсы и фестивали по созданию социальной рекламы. Главная цель: проанализировать роль данных мероприятий в России как формы реализации социальной и творческой активности молодежи.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
 изучить теоретические положения социальной рекламы, основные подходы к ее определению
 рассмотреть роль социальной рекламы в нормативных актах, целевых программах, отражающих направления молодежной политики в РФ  описать участие молодежи в изучаемых мероприятиях в рамках
научных подходов социальной и творческой самореализации
 определить ведущие факторы, мотивирующие участников к деятельности в рамках конкурсов и фестивалей по социальной рекламе7
 установить, какие проблемы в наибольшей степени волнуют молодежь, и как она подходит к их отражению в своих конкурсных работах
Теоретико- методологические основы работы выстроены на базе разработок в области изучения социальной рекламы Г.Г. Николайшвили, Л.Н. Федотовой, А.В. Лория, Л.М. Дмитриевой, В.В. Ученовой, Н.В. Старых, О.Ю, Голуб, О.В. Нифаевой, М.И. Пискуновой, А.Н. Солодовниковой. Кроме того, в теоретическом анализе задействованы теории самореализации А. Маслоу, Р. Инглхарта, К. Роджерс, модель самореализации личности С.И. Кудинова и А.И. Крупнова. При рассмотрении творческого процесса изучены взгляды Я.В. Вороновой, О.А. Белоусовой, Дж. Гилфорда. Анализ социальной активности основан на идеях К.А. Абульхановой- Славской, Л.С. Выготского, А.В. Мудрика, а также данных проведенных ранее исследований центром ЦИРКОН

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненная работа была поделена на несколько смысловых блоков. В первой главе мы рассмотрели теоретические основания социальной рекламы: основные понятия, реализуемые функции, регулирующие принципы, выдержки из Федерального Закона «О рекламе», целевую ориентированность, условия достижения эффективности. В результате мы пришли к выводу о том, что социальную рекламу сегодня можно воспринимать как социальный институт,
обладающий свой структурой, нормами, целями и т.д. Его потенциал способен не только способствовать привлечению внимания и решению общественно значимых вопросов, но и воздействовать на становление и социализацию личности молодых людей.
Следующая глава была сосредоточена на рассмотрении взаимодействия
социальной рекламы как инструмента и молодежи как целевой аудитории. Первый параграф был посвящен анализу некоторых целевых программ на предмет применения рекламы как метода решения своих стратегических задач, направленных на молодежь. В результате было выявлено, что ее использование связано с привлечением внимания к спорту, здоровому образу жизни, развитием добровольческой деятельности, укрепления патриотизма и межнациональных взаимоотношений. Воздействие социальной рекламы проявляется не только в процессе ее распространения, но и при привлечении молодежи к созданию плакатов, видеороликов и других форм общественно значимой информации в рамках конкурсов и фестивалей, что способствует творческому и социальному становлению личности.
Далее мы изучили подходы к понятию самореализации как непрерывного процесса, обратились к классическим теориям потребности А. Маслоу о ее возвышении над иными нуждами и Р. Инглхарта о появлении в постиндустриальном обществе стремления к самовыражению. В рамках данного параграфа также были рассмотрены условия самореализации, включающие психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы. В результате мы сформулировали подход к самореализации66 молодежи в рамках конкурсов социальный рекламы двумя способами: как творческая активность и как социальная деятельность.
В следующих двух параграфах мы перешли к прямому рассмотрению этих компонентов на теоретическом уровне: конкретизировали понятия с точки зрения разных подходов, выделили ценность креативных идей в творчестве и формы реализации социальной активности, проанализировали исследования о вовлечения в сферу общественной деятельности молодых людей.
Третья глава работы предусматривала проведение двух этапов исследования: анкетирование и анализ документов и работ российских конкурсов по созданию социальный рекламы для молодежи «Новый Взгляд», «Лайм», «ART. Start».
Опрос, проведенный среди участников данных фестивалей позволил нам выявить, что несмотря на теоретическое верное понимание целей таких мероприятий, функций социальной рекламы в целом, их внимание смещено в сторону
творческой ценности, что можно заметить также на примерах анализа некоторых
работ, ярких по своей внешней форме, но не предлагающих конкретных путей решения проблемы. Таким образом, на наш взгляд необходимо использовать комплексный подход: например, проводить мастер-классы не только от профессионалов рекламной сферы, но и устраивать встречи и круглые столы с представителями общественных и социальных организаций для информирования молодых людей и состоянии проблемы и положении людей, которых она затрагивает. Поскольку без творческого подхода и креативных идей не может быть эффективной социальной рекламы. То же самое можно сказать о ней при отсутствии социального неравнодушия и информирования.
Мы также выделили, что основной мотивацией для участников является размещение их работ на городских площадках. Следует отметить, что все вышеупомянутые конкурсы рекомендуют победившие образцы для распространения, но решением данного вопроса, в том числе на региональном уровне более детально занимается организационный комитет конкурса «Новый Взгляд». В этом контексте мы хотели бы предложить информировать на сайтах конкурсов и фестивалей о всех работах, которые впоследствии получили распространение, выкладывать подтверждающие материалы. На наш взгляд, это сможет привлечь большее количество новых участников и повысить доверие и интерес к мероприятию со стороны общественности.
Главную задачу конкурсов социальной рекламы участники видят как привлечение молодежи для ее информирования о социальных проблемах и распространения полученных знаний среди членов общества. Такой результат косвенно свидетельствует об осознании создателями социальной рекламы своей роли в формировании общественного блага.
В ходе исследования было установлено, что в последнее время молодежь все больше волнуют проблемы взяточничества, здорового образа жизни, зависимости от социальных сетей и гаджетов, что влечет за собой одиночество в реальности, ценность знаний и правильной речи.
Важно отметить, что уровень работ в рамках фестивалей и конкурсов ежегодно растет, удивляет своими креативными идеями и яркостью воплощения.
Что можно соотнести с пользой проводимых мастер-классов на данных мероприятиях, а также с требованиями, предъявляемые к работам и оценкой профессиональным жюри, что в сумме повышает их конкурентоспособность и потенциальную эффективность. Помимо этого, трансформируются подходы к представлению проблемы, способы ее изображения в соответствии с тенденциями и событиями.
Однако, нам кажется важным добавление в конкурсы такой номинации как приз зрительских симпатий среди молодежи. Это позволит понимать, какая реклама ее привлекает, какие подходы кажутся ей действенными, а какие- нет.
Такая информация позволит собрать значимые данные для функционирования социальной рекламы для молодежи на государственном уровне.
Таким образом, мы реализовали главную цель нашей работы: рассмотрение российских конкурсов по созданию социальной рекламы для молодежи. И пришли к выводу, что они не только являются способом вовлечения в творческую и общественную активность, но и являются серьезным ресурсом креативной социальной рекламы, которая способна повысить ее уровень не только в глазах молодых людей, но и всего общества


1. Абульханова- Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
335с.
2. Балан С.И. Влияние творческой деятельности на самореализацию личности //
Вестник ФГОУ ВПО МГАУ . 2011. №3 (48) С.26-28.
3. Балог А.И. Социальная активность студенческой молодежи// ИСОМ. 2015. №6-
2. с.143-146
4. Белоусова О. А., Чистякова М. А. Творческая активность как отражение
процесса реализации творческого потенциала// Ученые записки РГСУ . 2012.
№2 (102). с.151-154
5. Валентей С., Нестеров Л. Творческий потенциал: новые измерители и новые
ориентиры//Вестник. 2010. №2. с.90-102
6. Воронова Я.В., Социологический анализ специфики творческого потенциала//
Система ценностей современного общества. 2014. №35. с.145-148
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ,
1997. 96с.
8. Выдрина А.С., Социологическое осмысление социальной рекламы:
современное состояние// Ученые записки РГСУ, 2010, №6. с.115-120
9. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена
самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.:
изд-во Санкт-Петербургского университета. 1977. С. 21.
10. Дмитриева, Л.М. Социальная реклама. М.: ЮНИТИ. 2009. с.178
11. Жернокова Н.А., Сущностная характеристика творческого потенциала
личности//Культура и коммуникация: сб. науч. мат-ов III междунар. заочн. научн.-
практ. конференции. ЧII, Челябинск: ЧГА- КИ,2008, с.36-39
12. Залуцкая С. Ю., Панина С. В. Содержание профессионально-личностных
компетенций обучающегося: творческие способности и социальная активность
личности // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К.
Аммосова . 2009. №1. с.61-6570
13. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия:
последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во. 2011. 464с.
14. Коваева А.В., Социальная реклама как объект социологического анализа //
Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология,
социальная работа . 2012. №4. С.96-100.
15. Коган В.З., Общественная активность личности как социальнопсихологическая проблема: автореф. дисс. канд. психол. наук. М, 1970, 22с.
16. Кравчук П.Ф. Творческий потенциал как интегральное качество личности//
Становление человека в творчестве: Тематический сборник. М. 2008. с.163-167
17. Крапивенский А.С., Коломок О.И., Социальная реклама в педагогическом
процессе // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 26. № 3. с. 35-39
18. Кудинов С.И., Крупнов А.И., Системная модель самореализации личности//
Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия «Психология и
педагогика». 2008. №1. с.28-37
19. Кузьмина О. В., Воспитательный потенциал культурной символики в
социальной рекламе// Человек и образование. 2011. №4. с. 119-123
20.Лория А.В.,Формирование теоретических основ социальной
рекламы//Социальная философия, история, политология. 2011. №5. с.155-166
21. Маслоу А., Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия. 1997.
432с.
22. Николайшвили Г.Г., Социальная реклама: теория и практика, М.: Аспект
Пресс. 2008. 191с.
23. Николайшвили Г.Г., Социальная реклама: некоторые вопросы теории и
практики//Общественные науки и современность. 2009. №1.с.101-109
24. Нифаева О.В., Совершенствование законодательства о социальной рекламе//
Экономические науки, 2012. №4. с.83-87
25.Пилипчевская Н.В., Изучение социальной активности студентов
педагогического вуза: теория и практика// Вестник ТГПУ.2008. №2.с.15-19
26. Пискунова М.И., Социальная реклама как феномен общественной
рефлексии//Паблик рилейшнз и реклама в системе коммуникаций. М. 2004.71
27. Роджерс К., Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс.
1994. 480 с.
28. Савицкая Ю.П., Социальная реклама в государственном управлении// Вестник
Челябинского Университета. 2014. №24. Философия, социология, культурология,
вып. 34. с.114-118
29. Самойлова Е.А., Стимулирование сбыта и реклама как инструменты
повышения конкурентоспособности предприятия в условиях совершенной
конкуренции// Экономические науки. 2008. №2. с.122-125
30. Солодовникова А.Н., Основные способы воздействия в социальной
рекламе//Известия Саратовского Университета. Сер:Филология и журналистика.
2010. №1.с.13-17
31. Тогузаева Е.Н., Социальная реклама и пропаганда: сложности правового
регулировании// Известия Саратовского университета, серия Экономика.
Управление. Право. 2014. № 4. с.662-668
32. Толмачева С.В., Роль социальной рекламы как фактора формирования
правовой культуры личности// Историческая и социально-образовательная мысль.
2014. №3. с. 210-212
33. Ученова В.В.,Старых Н.В., Социальная реклама вчера, сегодня, завтра, М.:
Индекс-медиа. 2006. 304 с.
34. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности: учебник для студентов
ВУЗов. М.: Гардарики. 2002. 560 с.
35. Фетисов Э.Н., Калмыков С.Б.,Эффективность социальной
рекламы//Социальная работа в России: состояние и перспективы развития. 2010.
№7. с.85-94
36. Шершукова Е.В. Специфика социальной рекламы в России: современное
состояние // Молодой ученый. 2011. №4. т.2. С. 160-163.
Нормативные правовые акты:
1. Об утверждении Концепции демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года [Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г.
N 1351 ]. URL: http://base.garant.ru/191961/. (дата обращения: 18.12.2015)72
2. О рекламе [Федеральный Закон от 13.03.2006 №38-ФЗ].
URL:http://www.consultant.ru/popular/advert/26_1.html#p69. (дата
обращения:10.12.2015)
3. О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и
добровольчества в Российской Федерации [Распоряжение Правительства РФ от
30.07.2009 N 1054-р].
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90313/. (дата обращения:
18.12.2015)
4. О Комиссии по социальной рекламе [Распоряжение Правительства СанктПетербурга от 9.06.2004 №73-р,]. URL: http://gov.spb.ru/law?d&nd=8399703&nh=1
(дата обращения: 15.12.2015)
5. О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2006-2015 годы» [Постановление Правительства РФ от
11.01.2006 №7]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89958/.
(дата обращения: 18.12.2015)
6. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года
[Распоряжение Правительства РФ от 29.11.14, №2403-р]. URL:
http://www.fadm.gov.ru/docs/9/. (дата обращения: 18.12.2015)
7. Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов
России [ Федеральная целевая программа на 2014-2020 годы].
URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185342. (дата
обращения: 18.12.2015)
Электронные ресурсы
1. Аналитический обзор «Социальная активность российской молодежи»,
Исследовательская группа ЦИРКОН. 2008. URL:
http://zircon.ru/upload/iblock/3a3/081117.pdf. (дата обращения: 14.04.2016)
2. Власенко Л.В., Роль молодежи в процессах преобразования общества //
Научный диалог . 2014. №5 (29). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-molodezhiv-protsessah-preobrazovaniya-obschestva. (дата обращения: 12.04.2016)73
3. Ковалева А.В., Эффективность социальной рекламы: опыт измерения//Известия
АЛтГУ.2006.№2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-sotsialnoyreklamy-opyt-izmereniya. (дата обращения: 14.04.2016)
4. Нифаева О. В. Основные элементы и принципы построения системы
социальной рекламы в России // Вестник Брянского государственного
университета . 2012. №3 (2). URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-elementyi-printsipy-postroeniya-sistemy-sotsialnoy-reklamy-v-rossii. (дата
обращения:16.12.2015)
5. Фонталова Н.С., Влияние социальной рекламы на отношение современной
молодежи к социально-негативным явлениям// Известия Иркутской
государственной экономической академии. 2013. № 2. URL:
http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=17288. (дата обращения: 18.12.2015)
6. Официальный сайт фестиваля социальной рекламы «ART. Start». URL:
http://www.artstart.ru/. (дата обращения: 25.04.2016)
7. Официальный сайт международного фестиваля социальной рекламы «Лайм»,
URL: http://limefestival.ru/. (дата обращения: 28.04.2016)
8. Официальный сайт конкурса социальной рекламы «Новый взгляд», URL:
http://tvoykonkurs.ru/about/info. (дата обращения: 19.04.2016)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ