Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа процесса управления стратегическим развитием 6
1.1 Общие понятия управления стратегическим развитием 6
1.2 Сбалансированная система показателей как метод управления
стратегическим развитием 15
Глава 2. Практические аспекты анализа управления стратегическим развитием (на примере городов Чебоксары, Йошкар-Ола, Тольятти, Ульяновск, Киров) 23
2.1 Современное состояние городов: сравнительный анализ 23
2.2 Сравнительный анализ стратегий городов 43
Глава 3. Разработка предложений и рекомендаций по управлению стратегическим развитием в городах ПФО и их эффективность 53
3.1 Применение сбалансированной системы показателей в управлении
стратегическим развитием городов 53
3.2 Предложения по повышению качества процесса управления
стратегическим развитием города Чебоксары 62
Заключение 76
Библиографический список 78
Как показывает практика, не существует стратегии, которая являлась бы эталоном для всех городов, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждый город уникален в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждого из них уникален, так как он зависит от динамики развития, потенциала, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют выделить некоторые общие черты осуществления стратегического управления. Не стоит забывать, что стратегическое управление - продукт творчества высшего руководства, но в то же время знание основ стратегического управления позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.
Для российских городов необходимость стратегического развития обусловливается увеличением самостоятельности городов в связи с определенной децентрализацией управления и планирования развития страны и все более очевидной необходимостью учета и координации интересов различных общественных слоев внутри городского сообщества.
В настоящее время тема стратегического управления стала очень актуальной не только среди консультантов, профессиональна занимающихся такой деятельностью, но и для руководителей городов и регионов.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что, осознавая значимость современных социально-экономических проблем, органы местного самоуправления приходят к пониманию необходимости разработки стратегий, ориентированных на решение проблем занятости экономического развития и обновления муниципального образования.
Стратегические планирование на муниципальном уровне позволяет городу сформировать цели долгосрочного развития с учетом текущих экономических реалий, предпочтений жителей и местного бизнес-сообщества.
Информационную базу исследования составляют федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития городов, статистические данные городов и регионов, труды зарубежных и отечественных ученых, Интернет-ресурсы и статьи научных журналов.
Большой вклад в развитие теории стратегического развития внесли Р.С. Каплан, Д.П. Нортон, Г.В. Атамачук, И.А. Василенко, П.П. Баранов, М. Дидык, В.Е. Рохчин и другие.
В данной работе используется метод системы сбалансированных показателей в качестве подхода для реализации стратегии.
Объект исследования - города Приволжского федерального округа: Чебоксары, Йошкар-Ола, Тольятти, Ульяновск, Киров.
Предмет исследования - управление стратегическим развитием городов Приволжского федерального округа.
Целью данной работы является исследование процесса управления стратегическим развитием в городах Приволжского федерального округа (ПФО): Чебоксары, Йошкар-Ола, Тольятти, Ульяновск, Киров для выявления проблем и разработки рекомендаций по их устранению в городах ПФО
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
• рассмотреть понятия и сущность управления стратегическим развитием;
• изучить сбалансированную систему показателей
• описать современное состояние городов;
• провести сравнительный анализ стратегий городов ПФО;
• изучить применение сбалансированной системы показателей в управлении стратегическим развитием городов;
• порекомендовать предложения по повышению качества процесса управления стратегическим развитием г. Чебоксары.
В данной работе были использованы методы социально-эконмического и системного анализа.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области экономики города и муниципального хозяйства, стратегического развития.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Стратегии развития муниципального образования - это важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально - экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управления этим развитием. модель ССП Каплана и Нортона включает в себя 4 составляющие: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и развитие. Сбалансированная система показателей может принести пользу правительственному сектору в сфере управления результативностью и стратегического планирования. На фоне растущего интереса к улучшению методики измерения результативности в правительственном секторе, ССП является ценный инструментом управления, который во многом отвечает требованиям по повышению качества государственных услуг и осуществлению изменений.
В данной работе были рассмотрены такие города Приволжского федерального округа: Чебоксары, Йошкар-Ола, Тольятти, Ульяновск, Киров.
Для сравнительного анализа городов были использованы такие параметры, как численность населения, валовый региональный продукт, уровень безработицы.
На основе проанализированных данных были сделаны выводы о том, что в представленных городах численность населения имеет положительную динамику, возрастая с каждым годом. Г орода Чебоксары, Киров и Ульяновск демонстрируют рост численности населения из года в год, что свидетельствует о привлекательности городов для комфортной жизни населения.
По уровню валового продукта, в целом, можно отметить положительную тенденцию к увеличению данного показателя, это свидетельствует о том, уровень благосостоянии граждан увеличивается.
Ситуация с безработными гражданами остается нестабильной. Во всех приведенных городах наблюдается высокий уровень безработицы в 2009 году, в связи с мировым экономическим кризисом и как следствие массовыми сокращениями на предприятиях городов. В 2015 году наблюдается тенденцию к росту уровня безработных людей, что свидетельствует о нестабильной экономической ситуации в ПФО и в целом по стране.
Города Чебоксары, Йошкар-Ола, Тольятти, Ульяновск и Киров имеют примерно одинаковый уровень развития, ввиду схожего географического положения, численности населения, приоритетных отраслей развития.
Города приволжского федерального округа имеют похожую структуру стратегий, что было выявлено в результате сравнительной характеристики. Миссия, цели и основные направления развития содержат в себе весь перечень наиболее важных и необходимых преобразований в городе в социально-экономической сфере, с учетом существующих проблем в Чебоксарах, Йошкар-Оле, Тольятти, Ульяновске, Кирове.
Несмотря на разную формулировку целей городов, суть их заключается в том, что улучшение качества жизни населения ставится на первое место и это важный и первостепенный пункт в стратегиях представленных городов.
Привлекательной отраслью развития была выделена область городского туризма. С учетом того, что города имеют приблизительно одинаковый уровень развития, географическое положение была разработана карта целей для городов ПФО на основе метода сбалансированной системы показателей Каплана и Нортона.
Для внедрения метода сбалансированной системы показателей составлен SWОТ-анализ и разработаны предложения по повышению туристической привлекательности города Чебоксары.
Таким образом, внедрение сбалансированной системы показателей поможет наладить и усовершенствовать процесс управления стратегическим развитием города.
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»
3. Закон Чувашский Республики от 04.06.2007 № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» (Принят ГС ЧР 22.05.2007).
4. Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27.10.2009 г. №1447 О Стратегии развития города Чебоксары на период до 2020 года с учетом перспективы развития агломерации город Чебоксары - город Новочебоксарск - Мариинско-Посадский район - Моргаушский район Цивильский район - Чебоксарский район.
5. Решение Думы 07.07.2010 года о Стратегическом плане развития городского округа Тольятти до 2020 года.
6. Решение Ульяновской Городской Думы от 08.09.2015 № 102 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск" до 2030 года».
7. Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» до 2015 года.
8. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Г ород Киров» на период до 2020 года.
9. КоЫ & Partner - Hotel and tourism consulting [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.kоЫ-int.cоm/en/cоnsulting/1-0.html
10. Strategy Partners Group - российский стратегический консультант [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.strategy.ru
11. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. - Науч. Ред. И авт. Предисл. Л.И.Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
12. Атамачук Г.В. Система государственного и муниципального управления: курс лекций: учеб. пособие / Г.В.Атамачук. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство РАГС, 2010. - 488 с
13. Баранов П.П. Стратегическое планирование развития муниципального образования. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 93 с.
14. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И. А. Василенко-. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012. - 431 с.
15. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / Ю. В. Гимазова, общ. ред. Н. А. Омельченко. - М.: ЮРАЙТ, 2014. - 453 с.
16. Город Чебоксары Чувашской Республики. Общие сведения
[Электронный ресурс]. Режим доступа -
http://gоv.cap.ru/SiteMap.aspx?gоv_id=81&id=27795
17. Государственная и муниципальная служба: учебник для
бакалавров / ред. В. И. Петров. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 365 с.
18. Дидык М. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие / М. Дидык. - М.: Феникс, 2011. - 350 с.
19. Жихарев К.Л. Стратегическое планирование
социально-экономического развития муниципального
образования / К.Л. Жихарев // Проблемы теории и практики управления -
2010. - № 7. - С. 50-57.
20. Знаменский Д.Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие для вузов / Д. Ю. Знаменский. - СПб.: Интермедия, 2013. - 179 с.
21. Иванов П.М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель управления / П. М. Иванов // Экономика и математические методы. -
2011. - Т.42, №2. - С. 51-59.
22. История Симбирска - Администрация города Ульяновска [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://ulmeria.ru/ru/city
23. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. - 514с.
24. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2004, 304c.
25. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 512 с: ил.
26. Каталог публикаций: Федеральная служба государственной
статистики. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.gks.ru/wps/wcm/cоnnect/rоsstat_main/rоsstat/ru/statistics/publicatiоns/ catalоg/dоc_1138631758656
27. Каталог публикаций: Федеральная служба государственной
статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. [Электронный ресурс]. Режим доступа -
http://www.gks.ru/wps/wcm/cоnnect/rоsstat_main/rоsstat/ru/statistics/publicatiоns/ catalоg/dоc_1138623506156
28. Кейт Динни Брендинг территорий. Лучшие мировые практики Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013
29. Краснюк Л.В. Приоритеты развития экономики региона / Л. В. Краснюк // Бизнес в законе. - 2011. - № 5. - С. 282-284.
30. Кузин В.И. Организационно-правовые системы государственного и муниципального управления: учебное пособие / В. И. Кузин, С. Э. Зуев. - М.: Дело, 2013. - 118 с.
31. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - М.: Проспект, 2013. - 669 с.
32. Маршалова А. Система государственного и муниципального управления: курс лекций: учеб. пособие / А. Маршалова. - М.: Омега-Л, 2011. - 128 с.
33. Мастер-план развития туризма г. Чебоксары Финальный отчёт компании КоЫ & Partner [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://gоv.cap.ru/SiteMap.aspx?gоv_id=81&id=2128792
34. Морозова Т.Г. Городское хозяйство: учебное пособие/ Т.Г. Морозова и др. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 300 с.
35. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента: учебник / С.А. Кирсанов. - СПб.: Андреевский издат. дом, 2010. - 317 с.
36. Муниципальное образование «Город Киров». официальный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.mо-kirоv.ru/
37. Национальный Туристический Рейтинг (№1) /Национальный
рейтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://russia-
ratmg.ra/mfo/9857.html
38. Необходимость применения сбалансированной системы показателей эффективности в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://gоv.cap.ru/hоme/25/admref_4_13.dоc
39. Нестерова Т.В. Методика расчета показателей эффективности деятельности администрации муниципального образования на основе сбалансированной системы Вестник Оренбургского государственного университета, №8, 2013
40. О городе / О Тольятти / Мэрия городского округа. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.tgl.ru/abоut/
41. Общая информация - Официальный сайт администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.i-оla.ru/
42. Орехова Н.Ю. Формирование и поддержание социальноэкономического развития региона / Н. Ю. Орехова, Л. Г. Магомедова, Р. К. Кечеруков // Бизнес в законе. - 2011. - № 5. - С. 297-299.
43. Пашанин Игорь, «Сбалансированная система показателей как основа стратегического управления» [Электронный ресурс]. Режим доступа - http: //www.interface. ru/hоme.asp?artId=4539
44. Попова Г. Л. Анализ качества социально-экономического развития региона: понятия и критерии / Г. Л. Попова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. № 29. - С. 25-31.
45. Рохчин В.Е. Стратегическое управление развитием промышленного сектора экономики региона : учеб. пособие / В. Е. Рохчин, А. Е. Карлик, А. Г. Комаров. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ. - 2014. - 146 с.
46. Сбалансированная система показателей в России. Содержит общую информацию о ССП, рекомендации по построению, публикации и исследования, информацию о конференциях и семинарах. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://balancedscоrecard.m
47. ССП в госсекторе и некоммерческих организациях [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.scоrecard.ru/asp/razdel/150 ССП в госсекторе и некоммерческих организациях
48. Статья «Туристическую привлекательность Чувашии обеспечивают банкроты» [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://pravdapfo.ru/artides/76991-turisticheskuyu-privlekatelmst
49. Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование
социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестник. научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2009, № 3.
50. Филатова Т., Рагулина Ю., Новиков В. Стратегия развития
городской агломерации: особенности, проблемы, перспективы.
Самоуправление. 2013. № 7-8. С. 12-16.
51. Фоменко Е.В. Методика формирования сбалансированной
системы показателей. Вестник Астраханского государственного
технического университета, №4, 2011