Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПУТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Работа №53296

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
456
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа концепции электронного правительства как новой формы организации деятельности органов государственной власти 6
1.1. «Электронное правительство»: понятие, цели, задачи, принципы 6
1.2. Архитектура «Электронного Правительства» 15
Глава 2. Практические аспекты анализа реализации концепции «Электронного правительства» на федеральном и региональном уровнях современной России 21
2.1. Анализ основных этапов формирования и функционирования
«Электронного правительства» в Российской Федерации 21
2.2. Сравнительный анализ функциональности и наполненности сайта
«Электронное правительство» в субъектах РФ Приволжского федерального округа 31
Глава 3. Проблемы и пути их решения при реализации концепции «Электронного правительства» в субъектах РФ Приволжского федерального округа 38
3.1. Внедрение услуг электронного правительства в субъектах
Российской Федерации Приволжского федерального округа: их основные проблемы 38
3.2. Направления по совершенствованию функционирования
электронного правительства 58
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложение


С каждым днем значение информационных технологий возрастает и на сегодняшний день они стали одним из важнейших факторов. Их широкое распространение способствует изменениям в политической, экономической, культурной и социальной сферах. Среди информационных технологий в последние годы получило широкое распространение «Электронное правительство». Это связано с тем, что информационные технологии стали все больше влиять на общественное развитие. С каждым днем пользователей сети «Интернет» становится всё больше и больше.
Минимизация личного взаимодействия между государством и заявителем и максимально возможное использование информационных технологий способствуют активному сокращению уровня коррупции в стране. По данным фонда «Общественное мнение» количество интернет пользователей в России каждый год увеличивается в 1,5 раза. В этих условиях чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии реагировать с необходимой скоростью на многообразные изменения окружающего мира. Возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб на принципах гибкости, прозрачности, политической нейтральности и т.п. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении (с неоднозначными результатами). В условиях углубления глобализационных процессов национальные правительства вынуждены реагировать на последние информационно-технологические достижения и тенденции, для обеспечения или поддержки необходимого уровня международного сотрудничества.
Развитие системы электронного правительства как части государственного управления, посредством внедрения информационных компьютерных технологий, с учетом административных преобразований происходящих в России, является непременным требованием для вхождения в глобальное информационное общество. Реформирование государственного управления, посредством внедрения электронного правительства - это системная и долгосрочная задача, итогом которой должно стать вхождение России в глобальное информационное общество. Этим и определяется актуальность темы представленной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования — «Электронное правительство» как система взаимодействия органов государственной власти с населением на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Предмет исследования — реализация концепции «Электронное правительство» на региональном уровне на примере субъектов РФ Приволжского федерального округа.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ практики внедрения новой информационно-коммуникационной технологии «Электронное правительство» в деятельность региональных органов власти, для разработки рекомендаций по её совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— раскрыть сущность понятия «электронное правительство», рассмотреть цели, задачи и принципы функционирования;
— описать основные этапы формирования и функционирования «Электронного правительства» в Российской Федерации и за рубежом;
— изучить практику внедрения услуг электронного правительства на региональном уровне в субъектах РФ Приволжского федерального округа;
— провести сравнительный анализ функциональности и наполненности сайта «Электронное правительство» в РТ и в других субъектах ПФО;
— разработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы взаимодействия региональных органов государственной власти с населением на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий электронного правительства.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, а именно статьи С. Клифта, А.Б. Жулина, А.М. Устинской и М.Ю. Павлютенковой; работы Ачкасова В.А. «Демократия и интернет: роль интернет в формировании «просвещенного понимания», Данилина А. В. «Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства», Ивановой Г.Р. «Электронные правительства: потенциал и практическое использование», Белокрыловой О.С., Безуглой Л.А. «Электронное правительство как неотъемлемый атрибут информационного общества».
Агалин Д.С. в своей книге «Внедрение электронного правительства как антикоррупционная практика в условиях политической модернизации России» рассматривает проблему внедрения «электронного правительства» как антикоррупционную практику в контексте политической модернизации России, подчеркивая связь электронного правительства с усиленным переходом к информационному обществу.
Кузьмина И. Н. в своей диссертации «Электронное правительство в системе политических коммуникаций» дает политологический анализ места электронного правительства в системе политических коммуникаций, характеризующих новый этап развития общества; а В.В. Солодова раскрывает значимость электронного правительства как инструмента трансформации государственного управления, что вызвано возрастанием роли информации и информационно-коммуникационных технологий, оказывающих существенное воздействие на параметры социальной системы и политических институтов.
Проблеме значимости информационных технологий как фактора социальных трансформаций современного российского общества со всеми достоинствами и недостатками посвящена диссертация Г. В. Фазлиевой.
Исследование Обрывкова Н.О. «Электронная демократия в современном постиндустриальном обществе» посвящено взаимосвязи электронной демократии и электронного правительства.
Мировому опыту создания электронного правительства и тенденциям его развития посвящена монография Д. Холмса.
Нормативно-правовая база исследования состоит из ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года, ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г., Федеральной Целевой программы «Информационное общество на 2011 - 2018 годы», Закона РТ N 58-ЗРТ от 13.11.2007 «Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан», Концепции формирования электронного правительства в Нижегородской области и Концепции информатизации Саратовской области.
В работе были использованы следующие методы:
1. Статистический. Применение статистического метода позволил с заданной степенью точности и достоверности судить о состоянии исследуемого объекта, прогнозировать и регулировать возникновение проблем и разработать рекомендации на основе изучения фактических данных, тенденций и закономерностей.
2. Правовой метод, с помощью которого были изучены и проанализированы НПА, регулирующие функционирование электронного правительства.
3. Сравнительный анализ, позволивший оценить функциональность и наполненность сайтов Электронного правительства в трёх субъектах РФ ПФО.
4. Структурно-функциональный анализ позволил рассмотреть электронное правительство как систему, совокупность элементов, каждый элемент которой имеет определенное назначение и осуществляет специфические функции.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи ВКР.
В первой главе рассматриваются разные подходы к определению понятия «Электронное правительство», а также описывается архитектура «Электронного правительства».
Во второй главе изучена практика внедрения «Электронного правительства» на федеральном и региональном уровнях современной России, организационно-правовые проблемы и барьеры развития этой технологии.
В третьей главе проведен сравнительный анализ эффективности функционирования «Электронного Правительства» в субъектах РФ ПФО, а также разработаны предложения по совершенствованию ЭП.
В заключении содержатся основные выводы по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государство — это главный аспект перехода общества в информационную эру. Информационное общество воздействует на принятие концепции «электронного правительства». Государство стремиться предоставлять услуги для населения в электронном виде, преодолеть информационное неравенство, обучать граждан на протяжении всей жизни, способствовать развитию экономики. В конечном итоге, стремление автоматизировать государственные службы может привести к «прямой демократии» и снизить уровень коррупции. Переход к «электронному правительству» начинается с выхода государственных органов в сеть «Интернет», что приводит к переосмыслению структуры и роли государственных служб.
Итак, электронное правительство - это такой способ предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам и другим экономическим субъектам, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем сведено до минимума и информационные технологии используются по максимуму.
В наиболее полном смысле, «электронное правительство» — это та инфраструктура, которую сегодня создают государственные органы, чтобы перейти к новым способам выполнения своих задач. Они состоят из трех видов ИТ-средств — инфраструктуры, вертикальных решений и различных точек доступа, таких, как общественные порталы.
Электронные услуги, которые предоставляются государственными органами, обладают следующими принципами: ориентированность на граждан, открытость, общедоступность, удобство и простота в использовании. Они не только привлекают людей, которые уже подключены к Интернету, но также привели в Сеть тех, кто еще с ней не знаком.
Главная цель создания электронного правительства - это посредством использования информационных технологий минимизировать личное взаимодействие между гражданами и чиновниками,
Создание электронного правительства способствовало снижению уровня коррупции и взяточничества. Получение государственных услуг стало удобным, простым и доступным. Теперь не нужно ходить по многочисленным кабинетам и стоять в длинных очередях.
Начиная с 2000-х годов вопросы использования информационных технологий органами государственной власти постоянно включались в повестку дня заседаний Правительства Российской Федерации. А термин «электронное правительство» впервые появился в официальных документах российского правительства в 2004 году в «Концепции использования технологий в деятельности федеральных органов власти до 2010 года». Среди регионов ПФО Республика Татарстан является пионером по внедрению электронных услуг. Системная работа по формированию Электронного Правительства в Татарстане начала проводится с мая 2006 года. Остальные субъекты ПФО при реализации ЭП опирались на опыт РТ
На сегодняшний день Татарстан является лидером по числу предоставляемых и оказанных услуг среди регионов ПФО. И на 1 февраля 2015 года занимает первое место в рейтинге субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства. Другие 2 региона исследованные в работе - Нижегородская и Саратовская области также показали хорошие результаты.
В работе был исследован потенциал развития Электронного правительства путём создания комплексной методики, которая состояла из таких методов мониторинга развития ЭП, как: расчет интегрального индекса, фокус-группа и анкетный опрос. Проведенный сравнительный анализ на основе созданной методики показал, что Республика Татарстан обладает высоким уровнем развития «электронного правительства», Нижегородская область - средним, Саратовская - низким.
Анкетный опрос и фокус-группа смогли выявить предпочтения граждан, достоинства и недостатки данной системы.
Также были оценены интерфейсы сайтов портала государственных услуг. На всех трех сайтах есть удобный интерфейс, представлена версия для слабовидящих, пошаговый алгоритм действий, приятное цветовое оформление сайта, легкость и удобство в получении услуги.
Власти всех регионов с каждым годом увеличивают количество услуг, которые доступны в электронной форме. Однако, наибольших перечень услуг представлен в Республике Татарстан. Автором была произведена попытка получения трех различных услуг на портале государственных услуг РТ. Необходимо отметить, что эта процедура удобна и быстра. Имеется алгоритм, который шаг за шагом описывает действия, которые необходимо выполнить. Система не зависает и не выдает сбой.
Самыми популярными услугами во всех трёх регионах являются: запись на прием к врачу, оплата штрафов за нарушение ПДД и проверка статуса ребенка в электронной очереди в детский сад.
В ходе исследования также были выявлены проблемы, которые на сегодняшний день очень актуальны и решение которых приведет к более эффективному функционированию «электронного правительства».
Были разработаны и предложены рекомендации для органов государственной властью с целью совершенствования электронного правительства. Надеемся, что скоро все имеющиеся недостатки будут ликвидированы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сегодня «Электронное Правительство» является центральной точкой доступа внешнего пользователя к информационным ресурсам органов исполнительной власти Российской Федерации и регионов ПФО и, соответственно, средством оперативного и достоверного информирования о деятельности Правительства.
Таким образом, формирование электронного правительства, определение ее целей, задач и приоритетов, выявление ее критериев и принципов реализации имеют очень большую роль для будущего страны. От того, как будет проводиться работа по реализации электронного правительства зависит очень многое. Поэтому государство должно уделять особое внимание этому институту, делать его доступным, удобным и качественным для всех граждан Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) — М.: Эксмо, 2015.— 63 с.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон РФ от 27.07.2006 №149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - №165.
3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
- 2010. - №31. - ст.4179.
4. Электронная Россия (2002 - 2010 годы): федеральная целевая программа от 28 января 2002 г. № 65-р. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №5.
5. Информационное общество (2011 - 2020 годы): государственная
программа 20 октября 2010 г. № 1815-р. // Российская газета.- 2010. - №258.
6. О Федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных: постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861-п. // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 44. - ст. 6274.
7. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №20.
8. Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан: закон РТ от 13.11.2007 № 58 // Ведомости Государственного Совета
Татарстана.- 2007. - № 11.
9. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы: закон РТ от 22.04.2011 №13 // Ватаным Татарстан. - 2001. - № 74.
10. Концепция формирования электронного правительства в Нижегородской области // Нижегородские новости. - 2004. - №39.
11. Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года //
Саратовские вести. - 2006. - №24.
Литература
12. Ачкасов В.А. Демократия и интернет: роль интернет в формировании "просвещенного понимания: учебник / В.А. Ачкасов - Спб: Санкт- Петербургский государственный университет, 2008. - 108 с.
13. Багров Ю.Н. Разработка Стратегии ИТ-отрасли Республики Татарстан до 2013 года / Ю.Н. Багров // Системы управления бизнес-процессами - 2009. - №10 (18). - С.12-15.
14. Бачило И.Л. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: учебник / И.Л. Бачило - М.: Юрайт, 2009. - 280 с.
15. Белокрылова О.С. Электронное правительство как неотъемлемый атрибут информационного общества: учебное пособие / О.С. Белокрылова, Л.А. Безуглая. - Ростов н/Д.: «АкадемЛит», 2011. - 208 с.
16. Беспалов П.А. «Электронное правительство» и компетентность госслужащих. / П.А. Беспалов // Государственная служба. - 2002. - № 5. - 0С.139-146.
17. Годин В.В. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»: учебник / В.В. Годин, И.К. Корнеев — М.: «ИНФРА-М», 2005.- 352 с.
18. Година Т.А. Информационные технологии в управлении: учебное пособие для вузов / Т.А. Година, И.К. Корнеев. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2005.- 147 с.
19. Голобуцкий А.П. Электронное правительство: учебник / А.П. Голобуцкий, О.В. Шевчук - М.: Знание, 2007.- 166 с.
20. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства» / А.В. Данилин. - М.: Инфра-М, 2004. - 336 с.
21. Дидевич А.В. Где кнопка у «правительственного Электроника»?/ Дидевич А.В. // ПолитЭкономика. - 2010. - №3. - С.14-19.
22. Дрожжинов В.И. Мониторинг услуг электронного правительства. / В.И. Дрожжинов // Социс. - 2008. - № 5. - С.5-9.
23. Жулин А.Б. Перспективы развития порталов государственных услуг в контексте административной реформы в Российской Федерации / А.Б. Жулин // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2008. - № 3. - С.177-178.
24. Иванова Г.Р. Электронные правительства: потенциал и практическое использование: монография / Г.Р. Иванова.- М.: Знание, 2008. - 156 с.
25. Ивасенко А.Г Информационные технологии в экономике и управлении: учебное пособие для вузов / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко-2-е изд, стереот.-М.: КноРус, 2007.-160 с.
26. Клифт С. «Электронное правительство и демократия» / С. Клифт// Слово.
- 2007. - № 5. - С.10-13.
27. Определение электронного правительства - Всемирный банк // Вестник банков. - 2008. - № 5. - С.10.
28. Павлютенкова, М.Ю. Электронное правительство в России: состояние и перспективы. / М.Ю. Павлютенкова // ПОЛИС. Политические исследования.
- 2013. - № 1. - C. 86-99.
29. Стырин Е.М. Региональное электронное правительство в России / Е.М. Стырин// Вестник Московского университета. - 2006.- № 1. - С. 71.
30. Уоллер П. «Электронное правительство на службе демократии.» / П. Уоллер, П. Ливси, К. Эдин// Менеджмент в России и зарубежом.- 2008.- № 8. - С. 26-31.
31. Устинская А. Портал Правительства Республики Татарстан: исполнительная власть в интернет пространстве / А.Устиновская // Электронный ТАТАРСТАН.- 2007.- №1. - С. 5-7.
32. Юртаев А.Н. Основные подходы к созданию "электронного правительства" на региональном уровне / А.Н. Юртаев // Государство и право. - 2010. - № 2. - С. 90-94.
Электронные ресурсы:
33. Абдуллина Л. На портале Правительства Республики Татарстан - 10¬
миллионный визит [Электронный ресурс] // Информационное агентство Татар-Информ. - 2008. - Режим доступа: http://www.tatar-
inform.ru/news/2008/03/12/102330/?font=big,свободный. (Дата обращения: 07.03.2016)
34. Багров Ю. Стратегия развития электронного правительства РТ [Электронный ресурс] // Электронный ТАТАРСТАН. - 2014. - №13. - С.10-11. - Режим доступа:http://magazine.it-tat.ru/mag et/magazine/?ID= 101 &forprint,свободный. (Дата обращения: 11.03.2016)
35. Белоусов Ю.В. Опыт внедрения Электронного правительства в
Республике Татарстан [Электронный ресурс] //ГосМенеджмент. - 2013. -№3.- Режим доступа: http: //www.tambov.gov.ru/admref/ep/news/12262.html,
свободный. (Дата обращения: 9.03.2016)
36. Давлетшина П.В. Схема реализации электронного правительства в РФ
[Электронный ресурс] // Госбук. - 2010. - Режим доступа:
http://www.gosbook.ru/node/11111, свободный. (Дата обращения: 04.03.2016)
37. Исследование ООН: Рейтинг стран мира по уровню развития
электронного правительства 2014 года [Электронный ресурс] //
Информационно-аналитический портал Центр гуманитарных технологий. - 2014. - Режим доступа:http://gtmarket.ru/news/2014/06/26/6835, свободный. (Дата обращения 01.03.2016)
38. Отчет о деятельности Министерства информатизации и связи Республики Татарстан в 2015 году [Электронный ресурс] // Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. - 2016. - Режим доступа: http://mic.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 466534.pdf,свободный. (Дата обращения 06.03.2016)
39. Отчёт о работе Министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области за 2015 год [Электронный ресурс] // Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области. - 2016. - Режим доступа:http://govemment-nnov.ru/7idM51981,свободный. (Дата обращения 06.03.2016)
40. Отчет о деятельности Министерства информации и печати Саратовской
области в 2015 году [Электронный ресурс] // Министерство информации и печати Саратовской области. - 2016. - Режим доступа:
http: //saratov.gov.ru/gov/auth/mininf/.ю свободный. (Дата обращения
06.03.2016)
41. Послание Президента Республики Татарстан от 26.09.2013 [Электронный
ресурс] // Единый портал органов государственной власти и местного самоуправления «Официальный Татарстан». - 2013. - Режим доступа:
http://tatarstan.ru/index.htm/news/227875.htm,свободный. (Дата обращения: 25.02.2016)
42. Распоряжение Правительства РФ от 16 октября 2007 г. N 1428-р «О
внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р.» [Электронный ресурс] // Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. - 2007. - Режим доступа:
http: //www. zakon. gov.spb.ru/Files/file/sbornik.pdf,свободный.(Дата обращения: 01.03.2016)
43. Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2007 г. N 871-р "Об
утверждении Типовой программы развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Правительство Республики Татарстан. - 2007. - Режим доступа:https://prav.tatar.ru/rus/resheniya pravitelstva rf.htm,
свободный. (Дата обращения: 01.03.2016)
44. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер
антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2010 году [Электронный ресурс] // Деловая электронная газета «БИЗНЕС Online». -
2011. - Режим доступа: http://www.business-
gazeta.ru/images/upload/2011/33/15/1/otchet o korrupcii.pdf,свободный. (Дата обращения: 25.02.2016)
45. Суворова Т Информационная политика Российского государства на
современном этапе [Электронный ресурс] // Фонд свободы информации. - 2007. - Режим доступа:http://www.svobodainfo.org,свободный. (Дата
обращения: 11.03.2016)
46. Трифонова Л. Бумажная волокита канет в Лету [Электронный ресурс] // TatCenter.ru. - 2009. - Режим доступа:http://info.tatcenter.ru/article/69578/, свободный. (Дата обращения: 04.03.2016)
47. Электронное Правительство Республики Татарстан и переход к оказанию
государственных услуг в электронном виде [Электронный ресурс] // Пресс- служба Кабинета Министров Республики Татарстан. - 2009. - Режим
доступа: http://cit.tatarstan.ru/rus/photoreports.htm/press-release/116575.htm,
свободный. (Дата обращения: 07.03.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ