Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №53260

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие одаренности и особенности ее проявления в школьном
возрасте 6
1.2 Когнитивные особенности на различных этапах школьного возраста .. 14
1.3. Взаимосвязь когнитивных особенностей и личностных характеристик
школьников 18
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1 Организация исследования. Описание выборки и методик исследования 36
2.2 Анализ результатов исследования 40
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55


В современных условиях развития Российского общества значимой становится роль каждого человека, так как от развития его индивидуальных способностей, активности, интеллектуального развития непосредственно зависит повышение научно-технического и экономического потенциала страны. Социально-психологическое значение изучения механизмов психической регуляции, закономерностей проявления личностно
типологических особенностей субъекта в деятельности определяется, прежде всего, тем фактом, что без точных научных данных о таких особенностях и механизмах оказывается малоэффективным управление процессами
целенаправленного психического развития личности, процессами социальной перестройки её поведения. Актуальность исследования определяется возрастающей потребностью современного общества в комплексном изучении человека, в выявлении взаимосвязей свойств всех уровней его психической организации. В настоящее время интенсивно разрабатываются новые и стремительно развиваются существующие информационные технологии и методы обучения. Роль познания и человеческих познавательных ресурсов, а также связанных с ними естественных психофизических ограничений и возможностей непрерывно усиливается. Современная постоянно меняющаяся жизнь общества предъявляет
повышенные требования к интеллектуальной активности человека, к его умственной работоспособности, к умению быстро ориентироваться и действовать в сложных и эмоционально напряжённых ситуациях, что может зависеть от таких мотивационно-личностных и формально-динамических характеристик, как мотивация достижения и темперамент. В этой связи как сами познавательные возможности и способности человека, так и их изучение приобретают всё большее значение.
Объект исследования: дети подросткового возраста (5-6 класс).
Предмет исследования: взаимосвязь когнитивных особенностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных школьников.
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и эмпирическая проверка взаимосвязи когнитивных особенностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) осуществить анализ научной литературы по данной теме;
2) раскрыть понятие детской одаренности;
3) рассмотреть особенности когнитивного развития школьников;
4) рассмотреть взаимосвязь когнитивных особенностей и личностных характеристик в школьном возрасте;
5) подобрать методики и проверить гипотезу с помощью эмпирического исследования, проанализировать полученные результаты и проверить их при помощи статистического критерия;
Гипотеза исследования: Предполагается, что у детей с признаками одаренности имеется сильная взаимосвязь когнитивных способностей и личностных характеристик.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи таких ученых, как Брунер Дж.; Воробьёва Е.В; Пиаже Ж.; Рубинштейн С.Л.; Дубовская Е.М. При формулировке проблемы исследования учитывались представления о системообразующей функции когнитивного стиля в познавательной активности на уровне личностных свойств (Гусева Т.А., 2009), а также предположение A.B. Либина (Либин A.B., 1993, 1998), согласно которому когнитивно-стилевые характеристики играют роль механизмов сопряжения формальных и содержательных характеристик индивидуальности.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников, имеющихся исследований по данной проблеме;
- эмпирические методы:
1. Методика оценки общей одаренности (Савенков А.И.). Анкета для родителей и педагогов.
2. Тест Равена.
3. Методика многофакторного исследования личности Кеттелла (детский вариант).
Практическая значимость. Полученные данные при исследовании могут использоваться педагогами при профориентационной работе , психологами - для создания тренинговых программ по развитию одаренности, и для создания индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Взаимосвязь когнитивных особенностей и личностных характеристик человека подчеркивалась многими исследователями. Одним из первых был Бине, который считал, что исследование интеллекта совпадает с исследованиями личности и что интеллект проявляется во всех формах поведения человека. В работах Спирмена выделяются характерологические факторы, которые определяют своеобразие интеллекта. В следующих исследованиях связь интеллекта с личностными характеристиками была установлена Кеттеллом. В нашей работе мы также рассмотрели взаимосвязь личностных характеристик и интеллекта у школьников с признаками одаренности.
Проведенное нами исследование привело нас к ряду выводов, во- первых когнитивное развитие и вербальный интеллект тесно взаимосвязаны, чем выше когнитивное развитие, тем выше вербальный интеллект, во-вторых когнитивное развитие взаимосвязано с такими личностными факторами как чувствительность, склонность к самоутверждению и ответственность.
Поставленные в начале работы цели и задачи были решены, гипотеза подтвердилась. Наши предположения о том, что существует взаимосвязь когнитивных особенностей и личностных характеристик у подростков с признаками одаренности оказались верны.
Итак, многие исследователи считают особенности личностного развития детей с высоким уровнем способностей, одним из факторов становления одаренности. Наиболее часто упоминаемыми качествами личности одаренного ребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, ответственность, чувствительность, вербальный интеллект, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство юмора. Кроме положительных черт личности у одаренных детей встречаются черты личности, тормозящие развитие способностей. Нередко среди них встречаются дети с заниженной самооценкой; школьники, отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиваться к чужому мнению; застенчивые, молчаливые, тревожные дети. Ученые отмечают, что проявление тех или иных черт личности может быть обусловлено типом одаренности.
От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одаренности. Известный в психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления ученые связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума. Именно поэтому в школьной системе необходимо оказывать психологическую и педагогическую помощь в формировании личностных характеристик одаренных школьников.



1. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности/Пер. с анг. - М.: Педагогика - Пресс, 2012. - 176 с.
2. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. (Очерки о самовоспитании).- М.: Знание, 2011. - 176с.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т 2/Под. ред. А. А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
4. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности - М.: Педагогика, 2010. - 308с.
5. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности//Склонности и
способности. Сборник статей.- Л.: Издательство Ленинградского
университета, 1962.-126с.
6. Антонова Г.П., Икунина З.И., Антонова И.П., Антонова Н.А. Влияние особенностей интеллекта на эффективность обучения//Вопросы психологии.- 2014.- № 2.- С.12-21.
7. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей - М.: Наука, 2007.-184с.
8. Бодалев А. А. Психология о личности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.-188 с.
9. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь- справочник по
психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 2009. - 528с.
10. Введение в психодиагностику. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.
11. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных особенностей
человека. - М.: Издательство Знание, 2008. - 173с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001.- 480 с.
13. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 2010. -
80с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 2006. - 336 с.
15. Готсдинер А. Л. К проблеме многосторонних способностей//Вопросы психологии. -2007.- № 4.- С.82-88.
16. Гуревич К. К., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. - М.: Знание, 2005. - 80с.
17. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления
исследований креативности в науке и искусстве//Вопросы психологии.-
2009. - № 2.- С.101-106.
18. Дружинин В. Н. Метафорические модели интеллекта//Творчество в искусстве - искусство творчества/Под редакцией Л. Дорфмана и др. - Москва: Наука; Смысл, 2010. - 549 с.
19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.:
ПитерКом, 2008. - 386 с.
20. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс, 1994.-408с.
21. Зимняя И. А. педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
22. Крутецкий В.А. Психология математических способностей
школьников. -М., Просвещение, 2008. - 432 с.
23. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. - 176 с.
24. Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода к
диагностике детской одаренности//Вопросы психологии. - 2005.- № 2.- С.59-
65.
25. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных
способностей//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для
студентов. - М: Международная педагогическая академия, 2004. - 256 с.
26. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-624 с.
27. Леонтьев А. Н. О формировании способностей//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М: Международная педагогическая академия, 2006. - 256 с.
28. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Методические рекомендации. - М., «Фолиум», 1993.- 64 с.
29. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 2008. - 128с.
30. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии. -2009. -№6.- С. 29-33.
31. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. -М.: Просвещение, 2009. -160 с.
32. Общая психология. Учеб. пособие./Под ред В.В. Богословского и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с.
33. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - 312с.
34. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., Наука, 1986.
- 256 с.
35. Пекелис В. Твои возможности человек - Изд. 5-ое, перераб. и доп.
- М.: Знание,2006. - 272с.
36. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 576 с.
37. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2011. - № 3. - С. 58-65.
38. Психологическая диагностика: Учебное пособие/ К.М. Гуревич,
М.К. Акимова, Г.А. Берулова и др. - Бийск: Научно-издательский центр Бийского государственного педагогического института, 1993. - 324 с.
39. Рабочая книга школьного психолога / Департ. образования администр., ОблИУУ, КГУ; Авт.- сост. С.П.Зуева, В.П.Михайлова, Е.Л.Касаткина и др. Под ред. Н.Э. Касаткиной, С.П. Зуевой. - Кемерово,
2010. - 233с.
40. Развитие и диагностика способностей / Ответ. редакторы В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 2006.- 181с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2009. - 720с.
42. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов; Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 2010. - 256 с.
Самарин Ю.А. Знания, потребности и умения как динамическая основа умственных способностей. - М.: Международная педагогическая академия, 2006. - 308с.
43. Теплов Б.М. Избранные труды - В 2-х т. Т.1.-М.: Педагогика, 1985. - 328с.
44. Теплов Б.М. Способности и одаренность//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов; Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 2007. - 256 с.
45. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2011. - 519 с.
46. Хеллер К. А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии.- 2011.- № 2.- С.120-127.
47. Чуднов В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М.: Знание, 2009. - 80с.
48. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 2006. - 80с.
49. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»//Психологический журнал. - 2010. - №5. - С. 15-17.
50. Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - СПб: Союз, 2007. - 128 с.
51. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей//Вопросы психологии.- 2012.- № 5.- С.37-42.
52. Щебланова Е. И., Аверина И.С., Хеллер К. А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности//Вопросы психологии. -2006.- № 1.-
С.97-107
53. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: «Флинта», 2007.-224 с.
54. Щебланова Е.И. Исследование возрастных и индивидуально -
типических особенностей одаренных детей с разным профилем
интеллектуальных и творческих способностей. // Исследовательский проект федерального государственного бюджетного научного учреждения
"Психологический институт Российской Академии Образования", г Москва. - 2013. [Электронный ресурс]. URL:
http://grant.rfh.ru/svs/a/?colfilter=0&context= anonymo us~&fedcol s= 1 &pgoffset =0&ro filter= main.enrfh tasks.svrecordidw%20%3D%20-11-06- 0064800000000000-
~&table=main.enrfh tasks&target=show template&template=prg card.htm
(дата обращения: 25.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ