Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственный долг Российской Федерации и управление им

Работа №53253

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
576
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Формирование государственного долга Российской Федерации и
необходимость управления им 5
1.1. Государственный долг: понятие, механизм формирования и его социально -
экономические последствия 5
1.2. Виды долговых обязательств Российской Федерации, их характеристика 12
1.3. Управление государственным долгом: содержание, задачи и принципы 18
2. Анализ современного состояния государственного долга Российской Федерации 25
2.1. Инструментная структура внутреннего государственного долга Российской
Федерации 25
2.2. Инструментная структура внешнего государственного долга Российской
Федерации 32
3. Управление государственным долгом Российской Федерации и возможности
его совершенствования 39
3.1. Система управления государственным долгом Российской Федерации, оценка ее качества 39
3.2. Перспективы совершенствования системы управления долговыми
обязательствами Российской Федерации 49
Заключение 56
Список использованных источников


В настоящее время ни одно государство не обходится без денежных ресурсов, привлеченных на финансовых рынках посредством государственных внутренних и внешних займов. Долговые обязательства выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики. Результатом заимствований становится формирование государственного долга.
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Вместе с тем, государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем и играет существенную роль в макроэкономической системе любого государства. Отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, инвестиционного климата и развития международного сотрудничества. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
Все вышесказанное определяет актуальность исследования проводимого в бакалаврской работе.
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов формирования государственного долга Российской Федерации и управления им.
Реализация поставленной цели потребовала решение следующих задач:
- определить понятие и рассмотреть виды и механизм формирования государственного долга Российской Федерации, а также рассмотреть социально - экономические последствия;
- провести анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации;
- провести анализ государственного внешнего долга Российской Федерации;
- раскрыть систему управления государственным долгом Российской Федерации, определить цели и механизм реализации;
- провести оценку эффективности системы управления государственным долгом Российской Федерации;
- рассмотреть перспективы совершенствования системы управления долговыми обязательствами Российской Федерации.
Бакалаврская работа состоит из 3 глав. В первой главе рассмотрены различные определения понятия «государственный долг», изучены виды долговых обязательств и охарактеризованы методы управления государственной задолженностью. Во второй главе раскрыта и проанализирована инструментная структура государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации. В третьей главе рассмотрена система управления государственной задолженностью, субъекты ее управления, различные показатели и индикаторы для оценки качества, а также выявлены пути совершенствования существующей системы.
Теоретической базой исследования послужили работы российских ученых в области управления государственным долгом, нормативно - правовые акты Российской Федерации, публикации в периодических изданиях по исследуемой проблеме и интернет ресурсы. Практическая часть основана на данных Министерства финансов Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной России в условиях текущей модернизации государственных финансов, все чаще возникают вопросы о разумной величине государственной задолженности, обоснованности и эффективности внутренних и внешних заимствований. Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием - это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. В связи с этим особенно важным представляется выявление сущности, значения и роли государственного долга в финансовой системе Российской Федерации, а также оценки эффективности системы управления им.
Важнейшей причиной государственного долга является дефицит бюджета. Для его покрытия используются государственные заимствования, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства. Согласно статье 97 Бюджетного кодекса РФ к государственному долгу относят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства. Состав государственного долга зависит от форм заимствований, которые используются для привлечения временно свободных денежных средств; выделяют две основные формы заимствований - несекъюритизированные кредиты и займы, эмиссия долговых ценных бумаг. Кроме того, в состав государственного долга могут включаться суммы
предоставленных государственных гарантий, в частности такая практика существует в Российской Федерации.
Государство может осуществлять заимствования как на внутреннем рынке, так и на внешнем, как в национальной, так и в иностранной валюте. Таким образом, государственный долг может быть как внутренним, так и внешним. В российской бюджетной практике критерием деления государственного долга на внутренний и внешний выступает валюта займа.
В процессе формирования государственного долга государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговых обязательств по срокам погашения и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения государственных займов.
Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации неоднородна, она включает государственные ценные бумаги, государственные гарантии и прочие долговые обязательства. Наибольший удельный вес в структуре внутреннего государственного долга занимают долговые ценные бумаги, на начало 2016 года объем задолженности по ним составил 5 573,09 млрд. рублей или 76% от общей суммы внутреннего долга.
Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Так, на начало 2016 года объем государственного долга по государственным гарантиям составил 1 734,51 млрд. рублей или 23% от общей суммы долга.
Самую незначительную долю в общем объеме внутреннего долга занимают иные долговые обязательства Российской Федерации, которые представлены в виде задолженности бывшего СССР. На начало 2016 года данная задолженность составила порядка 100 млн. рублей.
Проанализировав внешний долг Российской Федерации, стоит отметить, что на начало 2016 года объем внешней задолженности составил 50,00 млрд. долларов. Динамика внешней задолженности с 2010 по 2016 годы показывает устойчивый рост. Увеличение внешнего долга главным образом обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг - еврооблигаций, а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Структура внешней задолженности неоднородна, она состоит из различных форм долговых инструментов. Наибольший удельный вес в структуре внешней задолженности приходится на долговые ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, на начало 2016 года их доля составляет 72%, а сумма задолженности по ним достигла 35,91 млрд. долларов.
За последние 2 года существенно возросла доля внешних государственных гарантий, на начало 2016 года объем задолженности по ним составил 11,87 млрд. долларов.
В целом, анализ состава и динамики внешнего долга Российской Федерации показал, что по многим обязательствам наблюдается устойчивый рост.
Особенностью экономики современной России является усиление тенденции роста государственного долга. Однако надо отметить, что с 2010 по 2013 гг. достаточно большими темпами осуществлялось погашение задолженности странам Парижского клуба.
Несмотря на то, что объем задолженности с каждым годом растет, в последующие периоды государственная долговая политика должна быть направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально - экономических задач.
Для эффективной реализации долговой политики необходимо применение разнообразных способов управления государственным долгом, использование различных долговых инструментов и проведения операций с ними в целях решения поставленных задач и достижения целей управления.
В процессе управления государственной задолженностью Российская Федерация, а также зарубежные страны придерживаются максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом:
а) сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
б) сокращение стоимости обслуживания государственного долга;
в) обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.
Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а также уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка эффективности долговой политики Российской Федерации свидетельствует о том, что управление государственным долгом с точки зрения долговой устойчивости и текущей способности исполнения обязательств, представляется возможным оценить как достаточно эффективное. Оценочный состав показателей находится в рамках индикативных значений на приемлемом уровне. Показатель «отношение государственного долга в % к ВВП» на начало 2015 года составил 13,4%, тогда как индикативное значение по этому показателю составляет 25%. Вместе с этим хорошую динамику демонстрирует показатель «отношение государственного долга к доходам федерального бюджета». Показатель не должен превышать 100% и на начало 2015 года данный показатель составлял 71,4%. Другие оценочные показатели также демонстрируют положительную динамику.
Проводимая Российской Федерацией в последние годы политика совершенствования системы управления государственным долгом обеспечила достижение следующих положительных результатов:
- обязательства Российской Федерации по обслуживанию и погашению государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации выполняются в полном объеме;
- процентные ставки по государственным ценным бумагам Российской Федерации определяются на основании рыночных условий;
- обеспечен прямой доступ нерезидентов на российский рынок государственных ценных бумаг, в том числе через счета в международных депозитарно-клиринговых системах;
- решена стратегическая задача по расширению и кардинальному улучшению инвесторской базы в государственные ценные бумаги Российской Федерации;
- обеспечена сохранность средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в федеральный бюджет поступили доходы от их размещения.
Таким образом, сформировавшийся текущий уровень государственного долга позволяет проводить политику наращивания государственных заимствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости Российской Федерации. При развитии макроэкономической ситуации по сценариям, близким к утвержденному прогнозу социально-экономического развития страны, в предстоящий период показатели долговой устойчивости Российской Федерации останутся на относительно безопасных уровнях. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга, будут сохранены предпосылки для поддержания суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном уровне.
Так, для эффективной работы системы управления государственным долгом Российской Федерации необходимо:
а) проработать проект по созданию качественно нового исполнительного органа по регулированию государственной внутренней и внешней задолженностью, в функции которого будет входить оперативное и стратегическое управление долгом. В стратегическом плане данное ведомство должно будет подготавливать предложения по установлению объемов долга в плановом периоде;
б) создание единой базы данных по операциям, осуществляемым на рынке государственных ценных бумаг, которое будет исключать расхождение данных об объемах и структуре долговых обязательств;
в) совершенствование нормативного правового регулирования. Например, на наш взгляд, необходимо законодательное разъяснение понятия «управление долгом», ужесточение требований к принципалу и проекту в области государственных гарантий, а так же правовое совершенствование в области отдельных видов долговых обязательств.
г) увеличение активов правительства, аккумулируемых в резервном фонде, наличие которого будет способствовать формированию атмосферы предсказуемости на рынке государственных обязательств и доверия к государству-должнику.
Тем не менее, учитывая высокую зависимость российской экономики и состояния федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки и устойчивого экономического роста является стратегической задачей. Ее решение будет означать сохранение важнейшего конкурентного преимущества нашей страны. Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом и позволит рассмотреть новые перспективы для управления государственной задолженностью.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998, № 145-ФЗ (ред. 07.05.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.2013 г., № 349-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.12.2012 г., № 216-ФЗ (ред. от02.12.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Бескова И.А. Управление государственным внутренним долгом в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... кан. эк. наук / Бескова И.А. - ВЗФЭИ, 2009.
5. Анисимова Г.А. Долговая политика: мировой опыт и российская практика / Анисимова Г.А. // Деньги и кредит. Научная жизнь. - 2010. - №8.
6. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг и др.; Под общ. ред. Б.А. Райзберга. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 512 с.
7. Бабич И.В. Формирование долговой политики и управление внутренним долгом: Автореф. дисс. ... канн. эк. наук / Бабич И.В. - ФГБОУ ВПО, 2013.
8. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России / Астапов К.Л// Мировая экономика и международные отношения -2008.-№2.
9. Болдырев Б.Г. Финансы капитализма // под редакцией Болдырев Б.Г. //. - 1990.- № 4.
10. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами: учебник / И.А. Бланк - М.: Омега-Л, ООО «Эльга», 2015. - 768 с.
11. Вавилов А.П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления: учебное пособие / - М.: Городец-издательство, 2010.
12. Волынская О.А. Понятие долговой политики и критерии оценки ее эффективности/ Волынская О.А. // Бюджет. - 2010.-№4.
13. Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. - 2009г. - № 6.
14. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / - М.: Дашков и К, 2011.
15. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика : учебник / Под редакцией М.А. Сажиной - М.: ЧеРо, 1998.
16. Заболоцкая К.В. Совершенствование системы управления государственным долгом Российской Федерации // Educatio. - 2016. - №7(14)-1. - С.20-24.
17. Иванова М.А. Принципы и методы анализа эффективности государственных внешних заимствований/ Иванова М.А.// Финансы и кредит. - 2007. - №35.
18. Казакова М.В. Управление государственным долгом как инструмент регулирования экономики/ Казакова М.В. // Проблемы экономики.- 2011.-№12.
19. Красавина Л.Н. Тенденции и перспективы развития международных валютных отношений в условиях глобализации и регионализации мировой экономики и валютная политика России: монография. - М.: Финансовый университет, 2016. - 164 с.
20. Ковалев В.В. Финансы организаций: учебник// В.В Ковалев, В.В. Ковалев - М.:ТК Велби, Издательство Проспект, 2012.
21. Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне: учебное пособие / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, Н.И. Строкова - М.: Высш. шк., 2009.
22. Куликов Н.И. Современная бюджетная система России : учеб. пособие / Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун¬та, 2016. - 104 с.
23. Казанская А.Ю. Финансы и кредит: учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
24. Навой А.В. Генезис российского внешнего долга: основные тенденции и противоречия / Навой А.В. // Аналитический вестник. - 2012. - №17.
25. Маргасов Д.В. Проблемы современной экономики. Использование внутренних займов для увеличения государственного капитала / Маргасов Д.В.// Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2014.- №4.
26. Полидуц С.А. Экономическое содержание категории «государственный долг» / Вестник. Экономика. - 2014. - № 38.
27. Поляк, Г. Б. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
28. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ Романовский М.В., Врублевский О.В. - СПб.: Издательство СПбУЭиФ, 2011.
29. Рыжкова Ю.А. Алмакаева В.А. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Российской Федерации / Рыжкова Ю.А. Алмакаева В.А.// Модели, системы, сети в экономике. - 2013. - № 4.
30. Коновалов В.В. Цели и методы управления государственным долгом в условиях финансовой нестабильности / Коновалов В.В. // Финансы. - 2011. - № 2.
31. Сайфиева С.Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития/ Сайфиева С.Н. // ЭКО. - 2012.-№ 2.
32. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: вопросы теории и практики: учебное пособие / Саунин А.Н., Головач С.П. -М.: ВШЭ, 2009.
33. Ситников Р.И. Зарубежный опыт управления внешним долгом и возможности его использования в России / Ситников Р.И. // Мировая экономика. Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 8.
34. Слепова В.А. Лушина С.И. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под. ред. С.И. Лушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
35. Солдаткин С.Н. Государственный и муниципальный долг: учебное пособие / С.Н. Солдаткин - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010.
36. Степашин С. В. Государственный аудит и экономика будущего: учебник / Степашин С.В., Рыжаковская Л.Ю. - М.: Издательский дом «НАУКА», 2010.
37. Федосова В.М. Государственные финансы: учебное пособие / под ред. В. М. Федосова. - Киев, 1991.
38. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации: теоретические и исторические аспекты: учебник/ О.Д. Хайхадаева. - СПб.: Издательство СПбУЭиФ, 2009.
39. Хейфец Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России / Хейфец Б.А. - М.: Институт экономики РАН, 2013.
40. Хейфец Б.А. Долговая политика России: антикризисные инновации// Хейфец Б.А. //Экономика. Научный эксперт.- 2011. - № 7.
41. Хидирова Г.С. Анализ состояния государственного долга РФ / Хидирова Г.С. // Экономика и управление. - 2013г. - № 4.
42. Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. - 2016. - №43. - С.236- 252.
43. Цвирко С.Э. Системный подход к управлению государственным долгом и суверенными фондами России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 31. - С. 7-11.
44. Цвирко С.Э. Актуальные проблемы управления государственным долгом // Актуальные вопросы современной науки. - 2016. - № 45. - С. 200- 217.
45. Шохин А. Н. Внешний долг России: учебное пособие / Шохин А.Н. - Москва: НИУ ВШЭ, 2011.
46. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Государственный долг Российской Федерации. - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2016. - Режим доступа:
http://www.minfin.ru
47. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Внутренний долг Российской Федерации. - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2016. - Режим доступа:http://www.minfin.ru
48. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Внешний долг Российской Федерации. - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2016. - Режим доступа:http://www.minfin.ru
49. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресур]:
«Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015гг. - Официальный сайт Министерства финансов
Российской Федерации. - Режим доступа:http://www.minfin.ru
50. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]:
«Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг. - Официальный сайт Министерства финансов
Российской Федерации. - Режим доступа:http://www.minfin.ru
51. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов России на 2014¬2016 г. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/
52. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов России на 2011 - 2013 г. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/
53. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» за 2013 г. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/
54. Счетная палата РФ [Электронный ресурс]: Отчет о результатах контрольного
мероприятия «Аудит эффективности управления министерством финансов Российской Федерации и государственным долгом Российской Федерации с учетом целей и задач государственной политики в долговой сфере». -
Официальный сайт Счетной палаты РФ, 2016. - Режим доступа:
http://www.ach. gov.ru/ru/
55. Совет Федерации федерального собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: «О прогнозе социально - экономического развития Российской Федерации до 2016 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». - Официальный сайт Совета Федерации, 2016. - Режим доступа:http://www.council. gov.ru/
56. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Оценка внешнего долга Российской Федерации. - Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации, 2016. - Режим доступа:http://cbr.ru/
57. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: О
Российской долговой политике в современных условиях. - Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации, 2014. - Режим доступа:
http://www.cbr.ru/
58. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Международные резервы РФ в 2011 г. - Официальный сайт Центрального банка РФ, 2016. - Режим доступа: http:// www.cbr.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ