Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Императорский культ в Древнем Риме I-II вв. н. э.

Работа №53251

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Истоки культа императора.
1.1. Сакральное почитание правителей в древности вне пределов Рима.... 10
1.2. Римские традиции сакрализации власти и культа личности 19
Глава II. Становление и укрепление культа императора.
2.1. Зарождение императорского культа в эпоху гражданских войн. Культ
Цезаря 27
2.2. Становление императорского культа при Октавиане Августе и Калигуле 35
2.3. Культ императора в период правления династии Антонинов 56
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 62

Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений.
Религия, которая заняла ведущую роль во всей системе культуры и мировоззрения Рима период Империи, до сих пор вызывает интерес у большого количества антиковедов. Особое внимание они проявляют к культу императора, являвшегося не только политическим институтом, но и притязавшего на главную роль догматической религии. Началом истории культа императора принято считать правление Цезаря и приравнивание его к Богу, но история появления этого феномена, без сомнения, уходит в более давние времена.
Проблема возникновения обожествления императора, его взаимосвязь с культом эллинистических царей, префектов в Риме, а также военных лидеров - "харизматических" вождей поздней Республики до сих пор вызывает дискуссии.
В нашей дипломной работе мы рассмотрим культ римских императоров на примере нескольких правителей Империи I в. до н.э. - II в. н.э. А именно: Цезаря, Августа, Гая Калигулы и правителей династии Антонинов. На наш взгляд, эти примеры представляют собой разные варианты религиозной концепции и разные аспекты императорского культа.
Объект данного исследования- история Рима в I - II веках нашей эры.
Предметом нашей дипломной работы является культ личности римских императоров в I - II веках нашей эры.
Цель данного исследования - раскрыть роль культа римских императоров в контексте Римских традиций сакрализации власти.
В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:
- проследить основные аспекты предпосылок к формированию культа личности императора в Риме;
- осветить обстоятельства появления императорского культа в Риме.
Хронологические рамки исследования определяются двумя важными рубежами. Открывает взятый нами период I век н.э. Именно в это время тенденции отождествления императора с Богом стали наиболее заметны, особенно когда горячие поклонники Цезаря стали намекать на его божественное происхождение и особую близость к богам. Завершением периода нам представляется II век н.э. Именно до конца II века н.э. синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен, но уже шел на спад. В то же время для выяснения некоторых аспектов зарождения императорского культа и его эволюции мы обращаемся к событиям I в. до н.э. и III в. н.э.
Методологической основой исследования выступает историко-генетический подход при исследовании факторов, способствующих появлению культа императора и историко-сравнительный подход при оценке особенностей, новшеств, привнесенных изменениями в духовной и культурной жизни Римской Империи.
При теоретических построениях будут использоваться такие общелогические методы исследования, как обобщение, индукция, синтез, систематизация, сравнение, а при эмпирическом рассмотрении фактов - анализ, то есть разделение явлений и событий на отдельные части и рассмотрение каждой из частей в определенной изоляции.
Обзор источников и литературы.
Источниковая база.
Нарративные, эпиграфические и другие источники не могут дать цельного представления о культе императора, о его специфике в различных частях Империи, развитии и преобразовании: так, нарративные источники часто предвзяты, а эпиграфические отображают в основном культ императора "снизу", т.е. неофициальное поклонение.
Между тем, хотя нумизматические материалы и продолжают оставаться важным источником, который может свидетельствовать об усилиях официальной пропаганды в области императорского культа, соотнося данные нумизматики с иными формами исторических источников, они не вполне могут сформулировать вывод о роли императора в тот или иной период Империи, определить, насколько успешна была пропаганда в области религии и на какие социальные группы она была рассчитана.
Базу исследования составили опубликованные источники, их можно поделить на 2 группы:
1. Правовые документы. Особенностью исследования правовых явлений Древнего Рима является малое количество нормативных актов, но тем ценнее для нас имеющиеся: это законы, упорядочивающие замещение магистратур, предоставляющие полномочия государственным деятелям и т.д., сенатусконсульты, постановления принцепсов. Особенно важен Lexdeimperio Vespasiani (1в. н.э.), закрепляющий полномочия главы государства.
Римские нормативные акты дошли до нас, в основном, в виде кодификаций, в то же время часть их известна благодаря эпиграфике. Очень важны эпиграфические источники, носящие официальный характер: постановления муниципальных и провинциальных органов власти, декреты сената и принцепса, а также "Деяния божественного Августа" - своеобразный отчет, раскрывающий официальный взгляд императора на его власть.
Этот материал так же представляет ценность для настоящего исследования в силу его распространенности среди населения, фактически обязательного соответствия официальной политике, а также в силу его хорошей сохранности.
2. Нарративные произведения. Среди произведений повествовательного жанра одно из первых мест по своей значимости занимает труд по истории Рима в 24 книгах, созданный греческим историком Аппианом, в частности, его 17-я часть, известная под названием "Гражданские войны" , так как она содержит богатый материал о подготовке принципата; а также еще более грандиозная "Римская история" другого грека - Диона Кассия Кокцейяна.
Основными среди произведений римлян источниками по истории периода становления принципата являются труды Корнелия Тацита "История" и "Анналы" , в которых отражен процесс перерождения политических порядков Рима республиканского времени в тиранию отдельных императоров.
Большое значение имеют "Записки" Юлия Цезаря о галльской и гражданской войнах, трактаты, речи и письма блестящего судебного и политического оратора Марка Туллия Цицерона , как написанные участниками событий, и "Жизнь двенадцати Цезарей" Гая Светония Транквилла, где описаны, в частности, полномочия правителей и их отношения с республиканскими учреждениями и магистратами. А так же указаны многочисленные факты римской истории.
Историографическая база.
Литературу по теме исследования можно разделить на несколько групп: отечественную и зарубежную.
В блоке зарубежной литературы среди общих работ хотелось бы выделить работу Буасье “Римская религия от Августа до Антонинов”. Автор изучает развитие религиозных взглядов римлян в период с I в. до н.э. по II в. н.э. Анализирует общий характер римской религии и причины её упадка к концу Республики.
Так же можно выделить работу Даниеля Нони “Калигула”. Именно эта книга раскрывает всю суть императорского культа во времена Калигулы. И помогает ответить на такие вопросы как: Почему именно Калигула, а не кто-то иной получил верховную власть? Каковы были рамки взаимоотношений между новым принцепсом и сенатом?
Ещё одной важной работой является книга Криста Карла “История времен римских императоров” . В книге представлена эпоха римских императоров, охватывающая политическую и социальную историю, развитие экономики и культуры. Помимо хронологического описания событий в Риме и провинциях от Августа до Константина подробно рассматриваются экономика, культура и религия.
При этом автор опирается на античные исторические источники, использует извлечения из греческой и латинской литературы, из текстов отцов церкви и папирусов.
К отечественной литературе можно отнести работу А.Б. Рановича “Восточные провинции Римской империи в I - III веках н.э.” . Восточные провинции Римской империи занимали весьма важное место в системе империи, и их изучение дает многое для понимания существа этого важного этапа всемирной истории.
Так же важна работа Парфёнова В.Н. “Рим от Цезаря до Августа. Очерки социально-политической истории”. В книге рассматривается период истории древнего Рима от гибели Цезаря до утверждения единовластия Августа.
Большое внимание уделено армии как особому социально-политическому фактору, имевшему тогда решающее значение. Дана портретная характеристика крупнейших политических деятелей эпохи.
Немаловажным трудом является книга Токарева С.А. “Религия в истории народов мира” . В этой книге дается последовательный общий обзор религий различных народов и стран: от зарождения примитивных первоначальных верований до формирования цельных мировоззренческих систем.
Научно-практическая значимость данной работы состоит в том, что она может служить основой для будущего исследования. Она может быть использована для написания рефератов и курсовых работ на данную тему, а также для подготовки студентов к зачетам и экзаменам по курсу истории древнего мира.
Структура работы обусловлена логикой решения поставленных задач исследования.
Работа состоит из введения, в котором раскрыта актуальность, прописаны цели и задачи для предстоящей работы, представлена характеристика источников и литературы, которые будут использованы в дальнейшей работе; двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассмотрены истоки культа императора, сакральное почитание правителей в древности вне пределов Рима, а также Римские традиции сакрализации власти и культа личности. Во второй главе подробно рассмотрены становление культа императора, зарождение императорского культа в эпоху гражданских войн, культ Цезаря и становление императорского культа при Октавиане Августе, также рассматривается эволюция культа при династии Антонинов. В заключении приводятся выводы и основные итоги исследования нашей дипломной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Императорский культ был вместе с политикой и дипломатией являлся одним из составляющих существования Римской империи. Он прошёл долгий путь становления идеологические и политические изменения, которые происходили в тот или иной период времени.
Изначально сакрализация и культ личностей возникали тогда, когда объем власти выходил за рамки традиции и заслуг великих людей. Подлинное создание римского императорского культа было связано с Цезарем и Августом.
Культ императора имел два аспекта: обожествление личности правителя и его выдающихся деяний и обожествление статуса и власти, независимо от того, кто именно является их обладателем. Первое можно считать "культом героя", более характерным для греков, второе - "культом правителя", более типичным для восточного общества.
Что же касается культа императора в Риме, то в нём сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти. Например культ Цезаря можно назвать героическим, но он был превращен в культ сверхдержавы при Августе. Императорский культ был политическим культом сверх мощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы. Он исходил скорее от низов, чем от «верхов», и как полагают большинство учёных, неправильно считать его пришедшим с Востока.
Начиная с династии Антонинов, к культу императора начали привязывать божественное происхождение, а также начинает существовать не только культ императора, но и его родственников. Так например, Траян обожествлял своих двух отцов — приёмного Нейру и родного.
В целом, императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы.
Культ императора, бывший реально культом государства, несомненно, был стержнем религиозной жизни Империи. В известной степени он стремился к доминированию, причем, последнее было удобнее осуществить в союзе с реальной религией. Императоры поддерживали культ богов, например Юпитера или Геркулеса, тем самым возвышали и обожествляли собственные культы.



1. Аппиан. Римские войны / Пер. С.П. Кондратьева. - Спб: Алетейя, 1994. - 311 с.
2. Аппиан Александрийский. Римская история. - М.: Рубежи XXI, 2006. - 768 с.
3. Деяния Божественного Августа / Пер. В.Г. Боруховича // Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм. Рим. - М., 1998. - 368 с.
4. Кассий ДионКокцеян. Римская история / Пер. с англ. С. Э. Таривердиева, О.
В. Любимова. - СПб.: Филологический факультет, 2011. - 236 с.
5. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. - М.: Издательство МГУ, 1993 - 464 с.
6. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Анналы. Малые произведения. Т. I.
/ А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко - М.: Ладомир, 1993. - 341 с.
7. Лукиан. Избранное / Пер. И. Нахова. - М., 1991. - 198 с.
8. Марк Туллий Цицерон. Письма. Т.1. / пер. В. Горенштейн. - М.: Наука, 2009. - 538 с.
9. Плутарх. Цезарь. / Пер. С.П. Маркиша // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1963. Т.2. - 364 с.
10. Плутарх. Сравнительные жизнеописания./ Пер. В. Алексеева. - М.: Олма Медиа Групп, 2015. - 448 с.
11. Светоний Гай Транквилл: Жизнь двенадцати цезарей. - М.: Наука, 1964. - 376 с.
12. Цицерон Марк Туллий. Вторая филиппика против Марка Антония. Киев, 1892. - 223 с.
13. Эсхил. Трагедии.- М.: Наука, 1989. - 592 с.
II. Литература.
Отечественных авторов.
1. Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - 263 с.
2. Благовещенский Г. Юлий Цезарь. - М.: АСТ, СПб.: Астрель СПб, 2011. - 197 с.
3. Егоров. А. Б. Развитие политической системы принципата при Тиберии //Социальная структура и политическая организация античного общества. Л., 1982. - 206 с.
4. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы зарождения и формирования принципата. - Л., 1985. - 256 с.
5. Князький И. Калигула. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 153 с.
6. Машкин Н.А. Принципат Августа. - М., 1949. - 251 с.
7. Межерицкий Я.Ю. Республиканская монархия. - М., 1994. - 343 с.
8. Михайловский Ф.А. Власть Октавиана Августа.- М., 2000. - 223 с.
9. Нефедов К.Ю. Культ правителя в эпоху раннего эллинизма (323- 281 года до н.э.). - Диссертация на соиск. уч. степ.канд. наук
10. Парфенов В.Н. Рим от Цезаря до Августа. Очерки социально-политической истории. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. - 147 с.
11. Ранович А.Б. Восточные провинции Римской империи в 1-111веках н.э. - Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 263 с.
12. Свенцицкая И.С. Культ императоров в греческих городах Малой Азии // Культура и искусство античного мира. - М., 1980. - 405 с.
13. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1964 - 559 с.
14. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. - 188 с.
15. Шифман И.Ш. Цезарь Август. - Л., Наука, 1990. - 274 с.
16. Штаерман Е.М. От религии общины к мировой религии // Культура древнего Рима. - М., 1985. - Т.1. - 403 с.
17. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. - М., 1987. - 309 с.
Зарубежных авторов .
1. Бикерман Э. Государство Селивкидов. - М., 1986. - 244 с.
2. Буасье Г. Римская религия от Августа до Антонинов. /пер. М. Корсак. - М.: Издание, 1914. - 325 с.
3. Даниель Нони. Калигула. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 312 с.
4. Крист Карл. История времен римских императоров. - Ростов-на-Дону, 1997. - 273 с.
5. Ферреро Г. Величие и падение Рима. T.V. Август и великая империя. М., 1923.
- 217 с.
6. Фриман Филипп. Юлий Цезарь. - СПб.: АСТ, Астрель, 2010. - 154 с.
7. Эдвин Бивен: Династия Птолемеев. История Египта в эпоху эллинизма. - М.: Центрполиграф, 2011. - 135 с.
Справочные издания.
1. Калигула // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Т 82. - СПб., 1907. - 411 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ