Императорский культ в Древнем Риме I-II вв. н. э.
|
Введение 3
Глава I. Истоки культа императора.
1.1. Сакральное почитание правителей в древности вне пределов Рима.... 10
1.2. Римские традиции сакрализации власти и культа личности 19
Глава II. Становление и укрепление культа императора.
2.1. Зарождение императорского культа в эпоху гражданских войн. Культ
Цезаря 27
2.2. Становление императорского культа при Октавиане Августе и Калигуле 35
2.3. Культ императора в период правления династии Антонинов 56
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 62
Глава I. Истоки культа императора.
1.1. Сакральное почитание правителей в древности вне пределов Рима.... 10
1.2. Римские традиции сакрализации власти и культа личности 19
Глава II. Становление и укрепление культа императора.
2.1. Зарождение императорского культа в эпоху гражданских войн. Культ
Цезаря 27
2.2. Становление императорского культа при Октавиане Августе и Калигуле 35
2.3. Культ императора в период правления династии Антонинов 56
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 62
Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений.
Религия, которая заняла ведущую роль во всей системе культуры и мировоззрения Рима период Империи, до сих пор вызывает интерес у большого количества антиковедов. Особое внимание они проявляют к культу императора, являвшегося не только политическим институтом, но и притязавшего на главную роль догматической религии. Началом истории культа императора принято считать правление Цезаря и приравнивание его к Богу, но история появления этого феномена, без сомнения, уходит в более давние времена.
Проблема возникновения обожествления императора, его взаимосвязь с культом эллинистических царей, префектов в Риме, а также военных лидеров - "харизматических" вождей поздней Республики до сих пор вызывает дискуссии.
В нашей дипломной работе мы рассмотрим культ римских императоров на примере нескольких правителей Империи I в. до н.э. - II в. н.э. А именно: Цезаря, Августа, Гая Калигулы и правителей династии Антонинов. На наш взгляд, эти примеры представляют собой разные варианты религиозной концепции и разные аспекты императорского культа.
Объект данного исследования- история Рима в I - II веках нашей эры.
Предметом нашей дипломной работы является культ личности римских императоров в I - II веках нашей эры.
Цель данного исследования - раскрыть роль культа римских императоров в контексте Римских традиций сакрализации власти.
В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:
- проследить основные аспекты предпосылок к формированию культа личности императора в Риме;
- осветить обстоятельства появления императорского культа в Риме.
Хронологические рамки исследования определяются двумя важными рубежами. Открывает взятый нами период I век н.э. Именно в это время тенденции отождествления императора с Богом стали наиболее заметны, особенно когда горячие поклонники Цезаря стали намекать на его божественное происхождение и особую близость к богам. Завершением периода нам представляется II век н.э. Именно до конца II века н.э. синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен, но уже шел на спад. В то же время для выяснения некоторых аспектов зарождения императорского культа и его эволюции мы обращаемся к событиям I в. до н.э. и III в. н.э.
Методологической основой исследования выступает историко-генетический подход при исследовании факторов, способствующих появлению культа императора и историко-сравнительный подход при оценке особенностей, новшеств, привнесенных изменениями в духовной и культурной жизни Римской Империи.
При теоретических построениях будут использоваться такие общелогические методы исследования, как обобщение, индукция, синтез, систематизация, сравнение, а при эмпирическом рассмотрении фактов - анализ, то есть разделение явлений и событий на отдельные части и рассмотрение каждой из частей в определенной изоляции.
Обзор источников и литературы.
Источниковая база.
Нарративные, эпиграфические и другие источники не могут дать цельного представления о культе императора, о его специфике в различных частях Империи, развитии и преобразовании: так, нарративные источники часто предвзяты, а эпиграфические отображают в основном культ императора "снизу", т.е. неофициальное поклонение.
Между тем, хотя нумизматические материалы и продолжают оставаться важным источником, который может свидетельствовать об усилиях официальной пропаганды в области императорского культа, соотнося данные нумизматики с иными формами исторических источников, они не вполне могут сформулировать вывод о роли императора в тот или иной период Империи, определить, насколько успешна была пропаганда в области религии и на какие социальные группы она была рассчитана.
Базу исследования составили опубликованные источники, их можно поделить на 2 группы:
1. Правовые документы. Особенностью исследования правовых явлений Древнего Рима является малое количество нормативных актов, но тем ценнее для нас имеющиеся: это законы, упорядочивающие замещение магистратур, предоставляющие полномочия государственным деятелям и т.д., сенатусконсульты, постановления принцепсов. Особенно важен Lexdeimperio Vespasiani (1в. н.э.), закрепляющий полномочия главы государства.
Римские нормативные акты дошли до нас, в основном, в виде кодификаций, в то же время часть их известна благодаря эпиграфике. Очень важны эпиграфические источники, носящие официальный характер: постановления муниципальных и провинциальных органов власти, декреты сената и принцепса, а также "Деяния божественного Августа" - своеобразный отчет, раскрывающий официальный взгляд императора на его власть.
Этот материал так же представляет ценность для настоящего исследования в силу его распространенности среди населения, фактически обязательного соответствия официальной политике, а также в силу его хорошей сохранности.
2. Нарративные произведения. Среди произведений повествовательного жанра одно из первых мест по своей значимости занимает труд по истории Рима в 24 книгах, созданный греческим историком Аппианом, в частности, его 17-я часть, известная под названием "Гражданские войны" , так как она содержит богатый материал о подготовке принципата; а также еще более грандиозная "Римская история" другого грека - Диона Кассия Кокцейяна.
Основными среди произведений римлян источниками по истории периода становления принципата являются труды Корнелия Тацита "История" и "Анналы" , в которых отражен процесс перерождения политических порядков Рима республиканского времени в тиранию отдельных императоров.
Большое значение имеют "Записки" Юлия Цезаря о галльской и гражданской войнах, трактаты, речи и письма блестящего судебного и политического оратора Марка Туллия Цицерона , как написанные участниками событий, и "Жизнь двенадцати Цезарей" Гая Светония Транквилла, где описаны, в частности, полномочия правителей и их отношения с республиканскими учреждениями и магистратами. А так же указаны многочисленные факты римской истории.
Историографическая база.
Литературу по теме исследования можно разделить на несколько групп: отечественную и зарубежную.
В блоке зарубежной литературы среди общих работ хотелось бы выделить работу Буасье “Римская религия от Августа до Антонинов”. Автор изучает развитие религиозных взглядов римлян в период с I в. до н.э. по II в. н.э. Анализирует общий характер римской религии и причины её упадка к концу Республики.
Так же можно выделить работу Даниеля Нони “Калигула”. Именно эта книга раскрывает всю суть императорского культа во времена Калигулы. И помогает ответить на такие вопросы как: Почему именно Калигула, а не кто-то иной получил верховную власть? Каковы были рамки взаимоотношений между новым принцепсом и сенатом?
Ещё одной важной работой является книга Криста Карла “История времен римских императоров” . В книге представлена эпоха римских императоров, охватывающая политическую и социальную историю, развитие экономики и культуры. Помимо хронологического описания событий в Риме и провинциях от Августа до Константина подробно рассматриваются экономика, культура и религия.
При этом автор опирается на античные исторические источники, использует извлечения из греческой и латинской литературы, из текстов отцов церкви и папирусов.
К отечественной литературе можно отнести работу А.Б. Рановича “Восточные провинции Римской империи в I - III веках н.э.” . Восточные провинции Римской империи занимали весьма важное место в системе империи, и их изучение дает многое для понимания существа этого важного этапа всемирной истории.
Так же важна работа Парфёнова В.Н. “Рим от Цезаря до Августа. Очерки социально-политической истории”. В книге рассматривается период истории древнего Рима от гибели Цезаря до утверждения единовластия Августа.
Большое внимание уделено армии как особому социально-политическому фактору, имевшему тогда решающее значение. Дана портретная характеристика крупнейших политических деятелей эпохи.
Немаловажным трудом является книга Токарева С.А. “Религия в истории народов мира” . В этой книге дается последовательный общий обзор религий различных народов и стран: от зарождения примитивных первоначальных верований до формирования цельных мировоззренческих систем.
Научно-практическая значимость данной работы состоит в том, что она может служить основой для будущего исследования. Она может быть использована для написания рефератов и курсовых работ на данную тему, а также для подготовки студентов к зачетам и экзаменам по курсу истории древнего мира.
Структура работы обусловлена логикой решения поставленных задач исследования.
Работа состоит из введения, в котором раскрыта актуальность, прописаны цели и задачи для предстоящей работы, представлена характеристика источников и литературы, которые будут использованы в дальнейшей работе; двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассмотрены истоки культа императора, сакральное почитание правителей в древности вне пределов Рима, а также Римские традиции сакрализации власти и культа личности. Во второй главе подробно рассмотрены становление культа императора, зарождение императорского культа в эпоху гражданских войн, культ Цезаря и становление императорского культа при Октавиане Августе, также рассматривается эволюция культа при династии Антонинов. В заключении приводятся выводы и основные итоги исследования нашей дипломной работы.
Религия, которая заняла ведущую роль во всей системе культуры и мировоззрения Рима период Империи, до сих пор вызывает интерес у большого количества антиковедов. Особое внимание они проявляют к культу императора, являвшегося не только политическим институтом, но и притязавшего на главную роль догматической религии. Началом истории культа императора принято считать правление Цезаря и приравнивание его к Богу, но история появления этого феномена, без сомнения, уходит в более давние времена.
Проблема возникновения обожествления императора, его взаимосвязь с культом эллинистических царей, префектов в Риме, а также военных лидеров - "харизматических" вождей поздней Республики до сих пор вызывает дискуссии.
В нашей дипломной работе мы рассмотрим культ римских императоров на примере нескольких правителей Империи I в. до н.э. - II в. н.э. А именно: Цезаря, Августа, Гая Калигулы и правителей династии Антонинов. На наш взгляд, эти примеры представляют собой разные варианты религиозной концепции и разные аспекты императорского культа.
Объект данного исследования- история Рима в I - II веках нашей эры.
Предметом нашей дипломной работы является культ личности римских императоров в I - II веках нашей эры.
Цель данного исследования - раскрыть роль культа римских императоров в контексте Римских традиций сакрализации власти.
В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:
- проследить основные аспекты предпосылок к формированию культа личности императора в Риме;
- осветить обстоятельства появления императорского культа в Риме.
Хронологические рамки исследования определяются двумя важными рубежами. Открывает взятый нами период I век н.э. Именно в это время тенденции отождествления императора с Богом стали наиболее заметны, особенно когда горячие поклонники Цезаря стали намекать на его божественное происхождение и особую близость к богам. Завершением периода нам представляется II век н.э. Именно до конца II века н.э. синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен, но уже шел на спад. В то же время для выяснения некоторых аспектов зарождения императорского культа и его эволюции мы обращаемся к событиям I в. до н.э. и III в. н.э.
Методологической основой исследования выступает историко-генетический подход при исследовании факторов, способствующих появлению культа императора и историко-сравнительный подход при оценке особенностей, новшеств, привнесенных изменениями в духовной и культурной жизни Римской Империи.
При теоретических построениях будут использоваться такие общелогические методы исследования, как обобщение, индукция, синтез, систематизация, сравнение, а при эмпирическом рассмотрении фактов - анализ, то есть разделение явлений и событий на отдельные части и рассмотрение каждой из частей в определенной изоляции.
Обзор источников и литературы.
Источниковая база.
Нарративные, эпиграфические и другие источники не могут дать цельного представления о культе императора, о его специфике в различных частях Империи, развитии и преобразовании: так, нарративные источники часто предвзяты, а эпиграфические отображают в основном культ императора "снизу", т.е. неофициальное поклонение.
Между тем, хотя нумизматические материалы и продолжают оставаться важным источником, который может свидетельствовать об усилиях официальной пропаганды в области императорского культа, соотнося данные нумизматики с иными формами исторических источников, они не вполне могут сформулировать вывод о роли императора в тот или иной период Империи, определить, насколько успешна была пропаганда в области религии и на какие социальные группы она была рассчитана.
Базу исследования составили опубликованные источники, их можно поделить на 2 группы:
1. Правовые документы. Особенностью исследования правовых явлений Древнего Рима является малое количество нормативных актов, но тем ценнее для нас имеющиеся: это законы, упорядочивающие замещение магистратур, предоставляющие полномочия государственным деятелям и т.д., сенатусконсульты, постановления принцепсов. Особенно важен Lexdeimperio Vespasiani (1в. н.э.), закрепляющий полномочия главы государства.
Римские нормативные акты дошли до нас, в основном, в виде кодификаций, в то же время часть их известна благодаря эпиграфике. Очень важны эпиграфические источники, носящие официальный характер: постановления муниципальных и провинциальных органов власти, декреты сената и принцепса, а также "Деяния божественного Августа" - своеобразный отчет, раскрывающий официальный взгляд императора на его власть.
Этот материал так же представляет ценность для настоящего исследования в силу его распространенности среди населения, фактически обязательного соответствия официальной политике, а также в силу его хорошей сохранности.
2. Нарративные произведения. Среди произведений повествовательного жанра одно из первых мест по своей значимости занимает труд по истории Рима в 24 книгах, созданный греческим историком Аппианом, в частности, его 17-я часть, известная под названием "Гражданские войны" , так как она содержит богатый материал о подготовке принципата; а также еще более грандиозная "Римская история" другого грека - Диона Кассия Кокцейяна.
Основными среди произведений римлян источниками по истории периода становления принципата являются труды Корнелия Тацита "История" и "Анналы" , в которых отражен процесс перерождения политических порядков Рима республиканского времени в тиранию отдельных императоров.
Большое значение имеют "Записки" Юлия Цезаря о галльской и гражданской войнах, трактаты, речи и письма блестящего судебного и политического оратора Марка Туллия Цицерона , как написанные участниками событий, и "Жизнь двенадцати Цезарей" Гая Светония Транквилла, где описаны, в частности, полномочия правителей и их отношения с республиканскими учреждениями и магистратами. А так же указаны многочисленные факты римской истории.
Историографическая база.
Литературу по теме исследования можно разделить на несколько групп: отечественную и зарубежную.
В блоке зарубежной литературы среди общих работ хотелось бы выделить работу Буасье “Римская религия от Августа до Антонинов”. Автор изучает развитие религиозных взглядов римлян в период с I в. до н.э. по II в. н.э. Анализирует общий характер римской религии и причины её упадка к концу Республики.
Так же можно выделить работу Даниеля Нони “Калигула”. Именно эта книга раскрывает всю суть императорского культа во времена Калигулы. И помогает ответить на такие вопросы как: Почему именно Калигула, а не кто-то иной получил верховную власть? Каковы были рамки взаимоотношений между новым принцепсом и сенатом?
Ещё одной важной работой является книга Криста Карла “История времен римских императоров” . В книге представлена эпоха римских императоров, охватывающая политическую и социальную историю, развитие экономики и культуры. Помимо хронологического описания событий в Риме и провинциях от Августа до Константина подробно рассматриваются экономика, культура и религия.
При этом автор опирается на античные исторические источники, использует извлечения из греческой и латинской литературы, из текстов отцов церкви и папирусов.
К отечественной литературе можно отнести работу А.Б. Рановича “Восточные провинции Римской империи в I - III веках н.э.” . Восточные провинции Римской империи занимали весьма важное место в системе империи, и их изучение дает многое для понимания существа этого важного этапа всемирной истории.
Так же важна работа Парфёнова В.Н. “Рим от Цезаря до Августа. Очерки социально-политической истории”. В книге рассматривается период истории древнего Рима от гибели Цезаря до утверждения единовластия Августа.
Большое внимание уделено армии как особому социально-политическому фактору, имевшему тогда решающее значение. Дана портретная характеристика крупнейших политических деятелей эпохи.
Немаловажным трудом является книга Токарева С.А. “Религия в истории народов мира” . В этой книге дается последовательный общий обзор религий различных народов и стран: от зарождения примитивных первоначальных верований до формирования цельных мировоззренческих систем.
Научно-практическая значимость данной работы состоит в том, что она может служить основой для будущего исследования. Она может быть использована для написания рефератов и курсовых работ на данную тему, а также для подготовки студентов к зачетам и экзаменам по курсу истории древнего мира.
Структура работы обусловлена логикой решения поставленных задач исследования.
Работа состоит из введения, в котором раскрыта актуальность, прописаны цели и задачи для предстоящей работы, представлена характеристика источников и литературы, которые будут использованы в дальнейшей работе; двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассмотрены истоки культа императора, сакральное почитание правителей в древности вне пределов Рима, а также Римские традиции сакрализации власти и культа личности. Во второй главе подробно рассмотрены становление культа императора, зарождение императорского культа в эпоху гражданских войн, культ Цезаря и становление императорского культа при Октавиане Августе, также рассматривается эволюция культа при династии Антонинов. В заключении приводятся выводы и основные итоги исследования нашей дипломной работы.
Императорский культ был вместе с политикой и дипломатией являлся одним из составляющих существования Римской империи. Он прошёл долгий путь становления идеологические и политические изменения, которые происходили в тот или иной период времени.
Изначально сакрализация и культ личностей возникали тогда, когда объем власти выходил за рамки традиции и заслуг великих людей. Подлинное создание римского императорского культа было связано с Цезарем и Августом.
Культ императора имел два аспекта: обожествление личности правителя и его выдающихся деяний и обожествление статуса и власти, независимо от того, кто именно является их обладателем. Первое можно считать "культом героя", более характерным для греков, второе - "культом правителя", более типичным для восточного общества.
Что же касается культа императора в Риме, то в нём сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти. Например культ Цезаря можно назвать героическим, но он был превращен в культ сверхдержавы при Августе. Императорский культ был политическим культом сверх мощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы. Он исходил скорее от низов, чем от «верхов», и как полагают большинство учёных, неправильно считать его пришедшим с Востока.
Начиная с династии Антонинов, к культу императора начали привязывать божественное происхождение, а также начинает существовать не только культ императора, но и его родственников. Так например, Траян обожествлял своих двух отцов — приёмного Нейру и родного.
В целом, императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы.
Культ императора, бывший реально культом государства, несомненно, был стержнем религиозной жизни Империи. В известной степени он стремился к доминированию, причем, последнее было удобнее осуществить в союзе с реальной религией. Императоры поддерживали культ богов, например Юпитера или Геркулеса, тем самым возвышали и обожествляли собственные культы.
Изначально сакрализация и культ личностей возникали тогда, когда объем власти выходил за рамки традиции и заслуг великих людей. Подлинное создание римского императорского культа было связано с Цезарем и Августом.
Культ императора имел два аспекта: обожествление личности правителя и его выдающихся деяний и обожествление статуса и власти, независимо от того, кто именно является их обладателем. Первое можно считать "культом героя", более характерным для греков, второе - "культом правителя", более типичным для восточного общества.
Что же касается культа императора в Риме, то в нём сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти. Например культ Цезаря можно назвать героическим, но он был превращен в культ сверхдержавы при Августе. Императорский культ был политическим культом сверх мощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы. Он исходил скорее от низов, чем от «верхов», и как полагают большинство учёных, неправильно считать его пришедшим с Востока.
Начиная с династии Антонинов, к культу императора начали привязывать божественное происхождение, а также начинает существовать не только культ императора, но и его родственников. Так например, Траян обожествлял своих двух отцов — приёмного Нейру и родного.
В целом, императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы.
Культ императора, бывший реально культом государства, несомненно, был стержнем религиозной жизни Империи. В известной степени он стремился к доминированию, причем, последнее было удобнее осуществить в союзе с реальной религией. Императоры поддерживали культ богов, например Юпитера или Геркулеса, тем самым возвышали и обожествляли собственные культы.
Подобные работы
- ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО РИМА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ I - НАЧАЛА II ВЕКОВ ПО ПИСЬМАМ ПЛИНИЯ МЛАДШЕГО
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО РИМА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ I -
НАЧАЛА II ВЕКОВ ПО ПИСЬМАМ ПЛИНИЯ МЛАДШЕГО
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - МИФ О «ЗОЛОТОМ ВЕКЕ» В ИДЕОЛОГИИ И РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО РИМА В ЭПОХУ РАННЕГО ПРИНЦИПАТА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ДЕТИ В АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАНИЯ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ И МЕСТО «ИМПЕРСКОЙ ИДЕИ» В МЕНТАЛИТЕТЕ ДРЕВНЕРИМСКОГО
ОБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Обучение и воспитание молодых воинов римской армии (Иллюстрированное учебное пособие для учителей истории средней общеобразовательной школы)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
РИМА В I В. ДО Н.Э. - II В. Н.Э.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2018 - ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РИМА В IV-V ВВ. Н.Э.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФЕНОМЕН КОЛДОВСТВА И МАГИИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ИМПЕРСКОГО ПЕРИОДА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



