Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО РИМА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ I - НАЧАЛА II ВЕКОВ ПО ПИСЬМАМ ПЛИНИЯ МЛАДШЕГО

Работа №14332

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
946
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПОВСЕДНЕВНОСТЬ» В АНТИЧНОСТИ И СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ 16
1.1. Основные подходы исследователей к теории повседневности 16
1.2. Содержание понятия «повседневность» в античной литературе и сочинениях Плиния Младшего 21
ГЛАВА II. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ (БУДНИ) ПО ПИСЬМАМ ПЛИНИЯ МЛАДШЕГО 29
2.1. Дом в жизни римлянина 29
2.2. Трапеза 26
2.3. Распорядок дня зажиточного римлянина 42
ГЛАВА III. ПРАЗДНИКИ И ДОСУГ ПО ПИСЬМАМ ПЛИНИЯ МЛАДШЕГО 51
3.1. Праздничные торжества 51
3.2. Публичные чтения 59
3.3. Римский театр и другие общественные развлечения 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73


Тема настоящего исследования - «Повседневность Древнего Рима середины I - начала II вв. по письмам Плиния Младшего».
Повседневность в историческом контексте может показаться совершенно оторванным от масштабных событий явлением. В школьных учебниках истории быту и повседневности уделено совсем немного времени, и они отделены от основной части курса, где идет речь о крупных политических и экономических событиях.
Таким образом, может показаться, что история - это, прежде всего судьбоносные решения политиков, военных начальников и конфликты, которые образуются на почве этих решений. А повседневность - лишь фон, яркое дополнение, которое ни на что не влияет и не является отражением того, что происходило в тот или иной исторический период.
Однако по ходу нашего исследования мы убедимся, что быт и повседневность являются, как продуктом влияния более масштабных явлений, так и триггером многих важных процессов в общественных, политических и других глобальных отношениях.
Плиний Младший (63 - 113 гг. н.э.) - римский адвокат и политический деятель, который в своих письмах и сочинениях грамотно сочетал элементы повседневного и глобального, создав свой образ микромира, отражающего повседневную жизнь его современников и влияние бытовой составляющей на общую картину бытия гражданина Древнего Рима. Ведь в нашем случае речь идет уже о сложившихся римских традициях, которые сильно действовали даже на самых влиятельных политиков и деятелей, многие из которых (включая императора Траяна) принимали решения, глобально влиявшие на дальнейший ход истории Древнего Рима. Одна из задач исследования - понять, насколько генезис и подоплека этих решений зависели от повседневных мелочей.
Актуальность исследования обуславливается тем, что и в современном мире тема взаимного влияния быта и истории не теряет важности.
Плиний Младший тоже жил, в некотором смысле, в «предреволюционной» эпохе, когда Древний Рим, сохраняя свое могущество, уже вынашивал в нем корни будущих ключевых проблем, которые привели сначала к кризису, а затем и к падению империи. И, безусловно, повседневность, которая отражала нравы и моральные установки общества, определяет причинно-следственные связи и дает исследователям подсказки причин заката Древнеримской империи.
Целью работы является реконструкция на основе сочинений Плиния Младшего повседневной жизни римского общества имперской эпохи.
В соответствии с поставленной целью, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «повседневность». Рассмотреть ключевые концепции определения этого термина и синтезировать их для дальнейшего удобства при работе с источниками.
2. Показать содержание термина «повседневность» в сочинениях Плиния Младшего и других античных авторов, а также определить взаимосвязь с понятием «быт».
3. Исследовать подходы последователей стоицизма к повседневности. Доказать, что их влияние на умы древнеримской элиты были не абсолютным и всеобъемлющим.
4. Рассмотреть типичный дом богатого римлянина, выявить общие тенденции и потребности знати. По письмам Плиния Младшего изучить его виллу и соотнести с поместьями других зажиточных римлян - найти сходства и различия.
5. Определить, как римская трапеза отражала поведение и характер представителя римской знати. Выяснить, каковы были вкусы и привычки Плиния Младшего в еде и в организации самого акта трапезы.
6. Исследовать влияние работы на распорядок дня зажиточного римлянина. Выяснить, занималась ли элита также и бытовыми делами по дому, или же - все перекладывала на рабов.
7. Определить влияние клиентов и всего явления патроната на жизнь римлян и Плиния Младшего. Показать место клиентелы в повседневности римской элиты.
8. Выяснить, какое место в жизни Древнего Рима занимали праздники. Исследовать отношение Плиния Младшего к частым торжествам и выяснить, каким праздникам он отдавал предпочтение.
9. На основе писем Плиния Младшего показать место публичных чтений в культурном пространстве Древнего Рима. Выявить основные группы людей, которыми ими увлекались, а также их мотивы.
10. Определить значение римского театра в сфере развлечений в эпоху Плиния Младшего как в сфере досуга, так и в общественно-политической жизни.
Объектом исследования является повседневная жизнь римского общества в период Империи.
Предметом исследования является образ повседневности и быта в произведениях Плиния Младшего.
Хронологические рамки исследования - период жизни Плиния Младшего (63-133 гг). Но настоящую работу трудно держать исключительно в этих рамках, поскольку придется обращаться к деятелям, которые жили до и после римского адвоката для верификации, сообщаемых им сведений. Поэтому для сравнительного анализа повседневности мы возьмем условный исторический промежуток с I до конца II вв. до н.э.
Методологическая база исследования.
Теория повседневности и быта - главная концепция, на которой базируется настоящее исследование. В первую очередь, мы выделяем работы отечественных авторов - М.М. Крома , В.Д. Лелеко , А.Я. Гуревича.
Ведь повседневность затрагивает целые народы и социальные классы. Так, в теории выдвигаемой В. Ульрихом , неоднократно подчеркивается - мелкая деталь быта может говорить об эпохе гораздо больше, чем некоторые исторические документы, которые могут отражать частные интересы, не показывая при этом черты общества.
Ю. Кокка обращает внимание на «отношения повседневностей», указывая на то, что любая историческая эпоха содержит в себе спектр бытовых явлений, которые взаимодействую между собой - враждуют или наоборот - каким-то образом сливаются друг с другом.
Большая и крайне сложная задача исследователя - обнаружить, что в истории нет только повседневности богатых и быта бедных сословий. На взгляд апологетов теории повседневности и быта, все обстоит значительно сложнее, чем принято считать историками, которые зачастую опускают повседневность для решения более глобальных задач.
В нашей работе, рассматривая древнеримскую действительность, необходимо особое внимание уделить ментальности древнего римлянина эпохи Плиния Младшего. Поскольку эта ментальность не появилась на пустом месте, а являлась результатом географических, климатических, особенностей, необходимо рассматривать цивилизационную концепцию истории.
Наиболее исторически верной является теория локальных цивилизаций А.Дж. Тойнби , в которой образ мышления и восприятия окружающего мира напрямую связан с вышеуказанными особенностями цивилизаций.
Наша работа основана в первую очередь на сочинениях Плиния Младшего, что представляет некоторую сложность. Во-первых, взгляд Плиния не является абсолютной истиной, несмотря на в целом объективные данные и рассуждения римского адвоката. Во-вторых, письма Плиния Младшего так полно и ярко демонстрируют римскую повседневность, что может сложиться ложное впечатление, по которому исследование можно ограничить только изучением сочинениями Плиния. Поэтому важно использовать комплексный и объективный подход при изучении источников.
В данном исследовании мы будем использовать методологию Д.Х. Хекстера , выявившего три главных методологических приема при изучении историографии: перечисление имен, непосредственное цитирование и сноски. Также Хекстер отмечает важность для историка использовать новые и наиболее проверенные источники, которые уже положительно оценило научное сообщество на конференциях, в рецензиях и т.д.
Сопоставляя источники, мы используем сравнительно-исторический метод. Он необходимо для выявления общего и различного в восприятии римской повседневности между Плинием Младшим и его современниками.
Важной для нашей работы является концепция интеллектуальной истории. Которую в современном варианте сформировал американский историк и философ Артур Лавджой . Среди отечественных исследователей по данному направлению необходимо отметить работу Л.П. Репиной . Суть методологии заключается в том, чтобы рассматривать интеллектуальные труды элиты в историческом контексте. Мы обратим внимание на сочинения философов и поэтов, которые имели влияние на умы людей, соответственно формируя их взгляды и свое отношение к повседневности.
Как уже было упомянуто, главным источником настоящего исследования являются сочинения и письма Плиния Младшего - профессионального адвоката и талантливого писателя своего времени. Письма Плиния - неисчерпаемый источник для множества исторических исследований.
В первую очередь, историки обращают внимание на точные детали политического устройства при трех императорах - Домициане, Траяне и Нерве. Также в письмах Тациту Плиний подробно и используя яркие метафоры, рассказывает об извержении Везувия (79 год).
В целом, стоит отметить, что образность и запоминающийся прозаический стиль делают Плиния создателем уникального источника. Особенно это важно для нашей работы, где мы рассматриваем повседневность - то, о чем далеко не все римские деятели любили подробно писать, воспринимая это как само собой разумеющийся жизненный фон.
Плиний детально описывает свою морскую виллу, критикует или хвалит обеды друзей и чиновников, которые хотели на него произвести впечатление. С трепетом рассказывает о проведенных публичных чтениях и с раздражением реагирует на привычки современников бурно праздновать и постоянно посещать цирк. Плиний выражал точку зрения той римской элиты, что была умеренна в своих вкусах, избегала пошлости, однако не чуралась богатой жизни.
Поэтому важно отметить, что в нашей работе рассматриваются лишь общие позиции стоицизма в письмах Луция Аннея Сенеки к Луцилию. Нет необходимости более научного углубления в данную тему, поскольку Плиний и большинство его друзей относились к стоицизму с уважением, но без попытки самим стать стоиками и отказаться от большинства жизненных благ.
Куда более важными для нас являются произведения писателей- сатириков, которые давали обыденности острую оценку, часто совпадающую с мироощущениями Плиния Младшего. Так, Марк Валерий Марциал - один из главных поэтов древнеримской эпохи - в своих эпиграммах дает подробную картину повседневной жизни римской элиты, без прикрас и попыток кого-либо возвысить. Марциал жесток в оценках, несмотря на то, что зависел от патронов и был вхож во многие знатные дворы, где крайне почитали и любили поэта. Поэтому труды Марциала важны и для оценки института клиентелы, которая в нашем исследовании отражает множество бытовых явлений в жизни Древнего Рима.
Децим Юний Ювенал также относится к когорте поэтов-современников Плиния Младшего. В его сатирах много повседневной злобы и яркой демонстрации социального неравенства. При этом, Ювенал с презрением относится как к богачам, так и к бедному населению. Для нашей работы Ювенал важен описанием трапез и атмосфере римских улиц во время проведения праздников, к которым Ювенал относился крайне скептически: сатирик считал, что во время празднований «открывался» совсем другой человек - с набором пороков, которые таятся в нем в обычном будничном состоянии.
О неприглядной и далекой от торжественности жизни Древнего Рима можно узнать в «Сатириконе» Петрония Арбитра. Сатирическое произведение об авантюристских приключениях молодых людей пропитано необходимыми для нашей работы деталями. А также - описанием нравов и моральных устоев, которые несомненно влияют на окружающую вокруг людей повседневность. Детали праздников и торжеств также продемонстрированы в «Сатириконе». Как религиозные долгие гуляния декабря, так и светские торжества, организованные императорами по случаю отдельных событий.
«Римские древности» Дионисия Галикарнасского раскрывают генезис римской повседневности. Дионисий (60 г. до н. э. - около 7 г. до н. э) не был современником Плиния, однако его рассуждения позволяют понять характер римлянина - его лень, склонность к роскошной жизни и попытках доказать, что именно он живет богаче и счастливее всех окружающих. Дионисий не скуп на подробности в описании быта, традиций и оформление трапезы. Также Дионисий одним из первых авторов подробно описывает зарождение клиентелы.
Также для нашего исследования важны и классические труды о римской истории. «Естественная история» дяди Плиния Младшего Плиния Старшего, в которой даны сведения об истории Древнего Рима, его географии и этнографии. Плиний Старший, что важно для нашей работы, рассказывает об общественных и социальных отношений на заре Древнеримской империи. Это позволяет найти различия с эпохой Плиния Младшего и, исходя из этого, установить генезис повседневности, что является одной из задач нашего исследования.
Для исследования юридических особенностей клиентелы использованы Законы XII таблиц , а для изучения праздников, их количества и графика проведения использованы календари Филокала и Полемия Сильвия .
Таким образом, в нашей работе мы опираемся на письма Плиния Младшего и сочинения его современников. Это позволяет представить и исследовать объективную картину древнеримской повседневности
В нашей работе использовано два основных типа исследований: те, в которых рассматривается материальная часть римской повседневности - быт, трапеза, развлечения и т.д. в различных деталях; и те исследования, в которых на первый план выходит взаимное влияние повседневности и глобальных политических, экономических, социальных и других процессов в генезисе Римской империи.
К первой группе мы отнесем работу Ж. Каркопино «Повседневная жизнь Древнего Рима» , в которой большой упор сделан на широкий круг читателя - текст написан литературным языком, упор сделан на факты, которые способны удивить читателя; рассматривается в первую очередь самый расцвет империи со всей его бросающейся в глаза роскошью. Однако труд Ж. Каркопино нельзя назвать легкой познавательной беллетристикой - в нем систематизированы другие авторитетные исследования, дана научная оценка многим событиям и фактам. С работы Ж. Каркопино удобно начинать изучение древнеримской повседневности.
В целом, необходимо отметить тот факт, что за последние десятилетия вышло много подобных работ, в которых рассматриваются различные стороны древнеримской жизни. Как правило, это дом с его обустройством, трапеза, цирк и театр, термы, а также отношения - с семьей, друзьями, рабами и высшим сословием, включая императора.
Недостаток данных исследований очевиден - в них авторы стремятся в ограниченном объеме ухватиться сразу за все темы. От чего подобные исследования несут поверхностный характер и не представляют для нас интереса. Отметим лишь схожие исследования, проверенные временем и научным сообществом. Это «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима»
Л. Винничук, «Быт и нравы древних римлян» П. Гиро, «Жизнь в Древнем Риме» М.Е. Сергеенко, «Быт античного общества» Е.В. Никитюк.
Рассматривая более глубокое погружение в сущность римской повседневности, необходимо отметить исследование Г.С. Кнабе «Диалектика повседневности» , в которой автор демонстрирует всю двойственность римского быта и традиций. Г.С. Кнабе также доказывает, что большое влияние на повседневность оказывал особый римский характер, который, тем не менее, трудно выделить и идентифицировать, поскольку это один из его признаков - переменчивость и постоянный поиск новых форм. В том числе - и обустройства собственной повседневности.
Классическую точку зрения советской историографии представляет работа Е.М. Штаерман «Мораль и религия угнетенных классов Римской империи» , в которой автор рассматривает порочные проявления римской повседневности и - как защитную реакцию со стороны «угнетенных слоев населения» - религию.
Данная работа не является объективной, поскольку автор проводил исследование, исходя из идеологических установок. Однако Е.М. Штаерман оказывала серьезное влияние на других исследователей Древнего Рима, а также высказывала мнение на социальные отношения, которые позже не были столь идеологически окрашены, но при этом - популярны в научном сообществе.
Более современный взгляд на древнеримские связи предлагает А.П. Беликов в работе «Рим и эллинизм: Проблемы политических, экономических и культурных контактов» , где автор рассматривает отношения римлян с точки зрения различных факторов, начиная от манеры правления императора и заканчивая экономическим положением Древнего Рима в тот или иной период. А.П. Беликов также обращается к письмам Плиния Младшего, доказывая, что, в частности, клиентские отношения между патронами и клиентами отражали неоднозначный и уникальный характер, придававший свой оттенок очень многим процессам, которые принято рассматривать на более глобальном уровне.
Среди работ иностранных исследователей отметим «Повседневная жизнь в Римской империи» за авторством Дж. Ливерсиджа. В этом исследовании английский историк прибегает к психологическому приему, предлагая читателям «прожить» один типичный день в Древнем Риме. Автор не только рассказывает об обычных улицах и типичных приметах того или иного социального слоя, но и также рассуждает на темы, непосредственно касающихся нашего исследования. Это - генезис римской повседневности и то, как менялись представления о норме и вкусах в различные периоды истории Древнего Рима.
Ф. Коуэл в работе «Древней Рим. Быт, религия, культура» выводит на первый план римские традиции и религию, которые на взгляд автора имели решающее влияние на повседневность. Ф. Коуэл в заключении работы подчеркивает, что мистические культы одновременно и задавали римлянину определенные установки, но при этом и являлись отражением человека: показывали, чего же он боится, сторонится или наоборот - очень сильно желает.
Л. Фридлендер в работе «Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов» фокусирует свое внимание на частных особенностях: предметах быта, утвари, одежде. Много внимания Л. Фриндлендер уделил привычкам римской знати и особенности их отношений с более низшими сословиями. Отдельная глава посвящена женщинам в Древнем
Риме: как они дополняли и меняли повседневность, которую, на первый взгляд делали и подстраивали под себя исключительно мужчины.
Жан-Мишель Давид рассматривает бытовую составляющую патронатных отношений: как отличался образ жизни клиента и патрона, что они ели, как вместе проводили время и что писали о своем отношении к клиентеле в мемуарах.
Для понимания исторического фона, который также является неотъемлемой частью повседневности, мы использовали и систематические работы об истории Древнего Рима. Это курс лекций С.И. Ковалева, исследования Т. Моммзена и А.И. Немировского .
Таким образом, в нашей работе мы использовали исследования как отечественных, так и зарубежных историков. Рассматривая различные подходы и точки зрения при изучении древнеримской действительности, мы можем констатировать, что повседневность, включая быт, распорядок дня, досуг и праздники, представлены в большинстве работ на высоком с научной точки зрения уровне.
Однако, рассматривая вкупе другие исследования, необходимо отметить следующее - современные авторы, подробно изучив римскую повседневность, так и не ответили на ряд вопросов. Как быт отражал перемены настроений и желаний древнеримской элиты? Почему интеллектуальная элита (к которой мы относим Плиния Младшего) зачастую не вела роскошный образ жизни (хотя в большинстве случаев имела на то финансовые средства). В нашем исследовании будут даны ответы на эти вопросы, в чем и заключается новизна работы.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что данный материал можно использовать при организации факультативов по истории в средних и высших образовательных учебных заведениях. Возможно
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлении автора на международной научной конференции «Традиционные культуры народов мира» (2016) по итогам участия, в которых, имеется 1 публикация, посвященная указанной тематике:
Проскурин Д.Ю. Публичные чтения как вид досуга в древнеримском обществе (по письмам Плиния Младшего) // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. 18 ноября 2016. - Белгород: Политерра, 2017. - С. 290-294.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе настоящего исследования были выполнены все поставленные во введении задачи.
Во-первых, нами были рассмотрены различные трактовки понятия «повседневность». В итоге, для нашей работы было использовано следующее: «Это - среда обитания, обряды, ритуалы, досуг, обычаи, нравы, уклад жизни, а также ментальность, образ мышления и образ жизни народа». В ходе исследования было установлено, что римляне эпохи Плиния Младшего четко не определяли термин «повседневность», подразумевая под ним понятие «быт».
Во-вторых, нами было установлено, что идеи стоицизма не оказывали большого влияния на большую часть древнеримской элиты. К числу тех, кто был равнодушен к стоикам, можно отнести и Плиния Младшего, который уважал людей за способность отказаться от мирских благ, однако в своих письмах нередко подчеркивал: он ценит людей, которые находятся в контакте с семьей, не чужды как активной работе, так и интеллектуальному отдыху.
В-третьих, мы изучили типичный римский дом и соотнесли его с описанием жилища Плиния Младшего. Характерные черты - просторность, наличие большого количества комнат: типичное строение роскошного римского domus. Отличие морской виллы Плиния заключается в том, что она максимально обособлена от других домов. Плиний, несмотря на общую дороговизну дома, старался экономить материалы и в целом возвел практичное жилище.
В-четвертых, мы выяснили, что трапеза была в Древнем Риме не просто приемом пищи, но и в некотором смысле - целой композицией, со своими ритуалами сакрального характера. Трапезы сопровождали торжества и порождали обычно чревоугодие. Плиний холодно относился к таким трапезам. Он предпочитал простые продукты (овощи, фрукты, мясо и рыба), с небольшим количеством алкоголя. Плиний критиковал некоторых гостей за слишком скудный или обильный стол. Обижался, когда гости не приходили к нему на обед, что особо подчеркивает значимость этого действа в межличностных отношениях и религиозную сакральность.
В-пятых, распорядок дня у элиты был индивидуален. Стоит отметить, что, как правило, даже самые важные люди Империи начинали работу с рассвета. Плиний Младший тоже относился к числу таких римлян. Но работа адвоката порой вынуждало его оставаться в судах допоздна, что приводило к корректировки графика.
Рабы же выполняли далеко не всю «черновую» работу, несмотря на занятость их хозяев. Плиний любил ухаживать за садом, следить за деревьями и собирать урожай. Впрочем, Плиний был, скорее, исключением - большинство богатых римлян старалось не утяжелять свою жизнь работой в доме и в саду.
В-шестых, нами было установлено, что клиентела имела громадное влияние на римскую действительность. Уже с раннего утра клиенты могли встречать патрона и проводить с ним весь день. В ходе исследования мы доказали, что клиентела имела несколько «уровней». Некоторые клиенты были лишь серой массой, которая радовалась куску хлеба от патрона, который гордился большим количеством клиентов. Но те же поэты были образованы и являлись более значимыми в среде клиентелы. Плиний Младший не заострял внимания на собственных клиентах, но подчеркивал свой статус патрона целого города. Взамен Плиний получал именную статую в самом главном городском храме.
В-седьмых, стоит отметить, что большое количество праздников формировало уникальный ландшафт римской повседневности. Но далеко не все религиозные даты бурно отмечались. Однако главные праздники делали город совсем иным: люди радовались, отмечали и отдавались всем развлечениям. Плиний, отдавая должное традициям, особенно в преклонном возрасте старался избегать подобных мероприятий и предпочитал проводить такие дни в спокойствии.
В-восьмых, мы установили, что вместо праздничных развлечений для Плиния были более важными публичные чтения. Римский адвокат и политик питал страсть к литературе, был в курсе всех событий Древнего Рима, которые
В-девятых, исследовав различные источники, мы пришли к выводу, что римский театр и цирк имели большое влияние на жизнь Древнего Рима. С одной стороны, это был популярный вариант массового отдыха. С другой - возможность для императоров устраивать свои праздники и влиять на общественное мнение. Плиний Младший без трепета относился к театру и особенно - к цирку, полагая, что достаточно лишь несколько раз ознакомиться с некоторыми представлениями.
Таким образом, повседневность для Плиния Младшего - это компромисс между нескончаемым количеством соблазнов и полным отказом от всех удовольствий. Это создание такой атмосферы и гармонии, которая позволяет как напряженно работать, так и находить время для отдыха: интеллектуального и более веселого. Повседневность для Плиния Младшего - важнейшая составляющая всей жизни, к которой он относился с большим трепетом, поскольку она формировала настроение и задавала ритм всей жизни.



1. Дионисий Галикарнасский. Римские древности / Перевод И.Л. Маяка. -М., 2005 - 872 с.
2. Законы XII таблиц: Leges duodecim tabularum. Рус. пер.: Законы XII таблиц. - М.: Наука,1962. - Пер. В.В. Струве.
3. Ливий Тит: Titi Livi ab vrbe condita / H.J. Muller. - Berlin, 1885. Рус. Пер.: Тит Ливий. Истории от основания города. Том I. - М.: Наука, 1989. -315 с. - Пер. Н. А. Поздняковой.
4. Марциал Марк: Marcus Mart. Liber de Spectaculis / J.P. Sullivan. - Cambridge, 1990. Рус. Пер.: Книга зрелищ Марка Марциала. - Торонто, 2014. - 483 с. - Пер. Г.М. Севера.
5. Петроний. Сатирикон. // Римская сатира. / Перевод А. К. Гаврилов, Б. И. Ярхо - М.: Художественная литература, 1989. - 544 с.
6. Плиний Младший: Plinii Min. Epistulae / Ed. W. Kuhn. - Darmstadt, 1985. Рус. пер.: Письма Плиния Младшего. - М.,1982. - 407 с. - Пер. М.Е. Сергеенко, А.И. Доватура.
7. Плиний Старший. Естественная история. Книги XVII и XVIII // Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве / Пер. М.Е. Сергеенко. - М., 1957. - С. 213-327.
8. Плутарх: Plutarchi Moralia. - V. I-VI. - Lips., 1957-1974; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - В 3-х тт. - М.: Наука, 1964. - 504+548+546 с. - Пер. под ред. С.П. Маркиша.
9. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Перевод С.А. Ошерова. - М., 1977. - с. 576.
10. Цицерон Марк Туллий: Marcus Cic. De re publica / J.F. Dobson, - New York, 1992. Рус. Пер.: Цицерон. Полное собрание речей в русском переводе - Т. 2. - М., 1901. - с. 781. - Пер. Ф.Ф. Зелинского.
11. Ювенал Юний: Junius Juvenal. Satire/ F. Villeneuve. - Paris, 1972. Рус.пер.: Сатиры Юния Ювенала. - М., 1888. - c. 504. - Пер. А. Адольфа.
II. Литература
1. Адкинс Л., Адкинс Р Древний Рим. / Пер. с англ. В. Гончаров. - М.: Наука, 2009. - 528 с.
2. Анджела А.А. Один день в древнем Риме / А.Анджела. - М.: КоЛибри, 2010. - 480 с.
3. Анун, Р. и др. Цивилизация Древнего Рима / Р. Анун, Дж. Шейд. - М: АСТ, 2004. - 176 с.
4. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения / М. Бартошек. - М.: Наука, 1989. - 230 с.
5. Беликов А. П. Рим и эллинизм: Проблемы политических, экономических и культурных контактов / А.П. Беликов. - Ставрополь, 2003. - 88 с.
6. Бирюкова Ю.М. Государство и право Древнего Рима / Ю.М. Бирюкова. - М.: История 1969. - 567 с.
7. Блаватский В.Д. Природа и античное общество / В.Д. Блаватский. - М.: Наука,1979. - 230 с.
8. Вачьянц, А.М. Древняя Греция. Древний Рим / А.М. Вачьянц. - 9-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 232 с.
9. Велишский, Ф.Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян / Ф.Ф. Велишский. - М.: Эксмо-Пресс, 2010. - 704 с.
10. Гиро, П. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро. - СПб.: Алетейя, 1995. - 571 с.
11. Грималь, П. Цивилизация Древнего Рима / П. Грималь. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2008. — 510 с.
12. Гуревич, Д., Рапсат-Шарлье М.Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме / Д. Гуревич, М.Т. Рапсат-Шарлье / Пер. с фр. Н.Н. Зубкова; науч. ред. и коммент. А.В. Короленкова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 260 с.
13. Дюпуи, Э. Проституция в древности / Э. Дюпуи. - СПб.: Прогресс, 1991. - 211 с.
14. Зелинский, Ф.Ф. История античной культуры / Ф.Ф. Зелинский / Ред. и прим. С.П. Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995 - 380 с.
15. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 533 с.
16. Каркопино, Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима Апогей империи / Ж. Каркопино. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 464 с.
17. Кнабе, Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г.С. Кнабе. - М.: Искусство, 1993. - 198 с.
18. Кнабе, Г.С. Древний Рим. История и повседневность / Г.С. Кнабе. - М.: Искусство, 1986. - 103 с.
19. Ковалев, С.И. История Древнего Рима. Курс лекций / С.И. Ковалев.
- Л.: ЛГУ, 1986. - 707 с.
20. Крист, К. История времен римских императоров / К. Крист. - Тт.1,2. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 512 с.
21. Лелеко, В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. / В. Д. Лелеко. - СПб., 2002. - 470 с.
22. Лосев, А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I - II вв. н. э. / А.Ф. Лосев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 413 с.
23. Мансуэлли, Г., Блок Р. Цивилизации древней Европы / Г.Мансуэлли. - Екатеринбург: Исторический вестник, 2007. - 401 с.
24. Моммзен, Т. История Рима / Т. Моммзен. - Санкт-Петербург: Наука. -1993. - 250 с.
25. Неверов, О.Я. Культура и искусство античного мира / Неверов О.Я.- Л.: Искусство, 1981. - 187 с.
26. Никитюк, Е.В. Быт античного общества. Учебно-методическое пособие / Е.В. Никитюк. - СПб: Центр антиковедения, 2005. - 87 с.
27. Покровский, М.М. История римской литературы. Серия «Классика» / М.М. Покровский. - М.: Лист Нью, 2004. - 400 с.
28. Робер, Ж.-Н. Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений / Ж.-Н. Робер - М.: Молодая гвардия, 2006. - 228 с.
29. Робер, Ж.-Н. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой / Ж.-Н. Робер. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 328 с.
30. Рошер, В. Система призрения бедных и мероприятия против бедности / В. Рошер. - Черкассы: История, 1895. - 207 с.
31. Санчурский, Н.В. Римские древности / Н.В. Санчурский. - М.: МГУ, 1995. - 206 с.
32. Свенцицкая, И.С. Раннее христианство: страницы истории / Свенцицкая И.С. - М.: Наука, 1989. - 349 с.
33. Сергеенко, М.Е. Жизнь в Древнем Риме / М.Е. Сергеенко. - СПб.: Летний сад, 2000. - 368 с.
34. Сергеенко, М.Е. Простые люди Древней Италии / М.Е. Сергеенко. - М.: Наука, 1964. - 128 с.
35. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991. - 656 с.
36. Толстикова, И.И. Мировая культура и искусство: Учебное пособие.- М.:ИНФРА-М, 2011. - 416 с.
37. Тронский, И.М. История античной литературы / И.М. Тронский. - М.: Высшая школа, 1983. - 483 с.
38. Утченко, С.Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики / С.Л. Утченко - М..: Академия наук СССР, 1952. - 300 с.
39. Утченко, С.Л. Политические учения древнего Рима / С.Л. Утченко.-М.: Наука, 1977. - 257 с.
40. Федорова, Е.В. Императорский Рим в лицах / Е.В. Федорова. - М.: Феникс, 1993. - 267 с.
41. Федоров-Давыдов, Г.А. На окраинах античного мира / Г.А. Федоров-Давыдов. - М.: Наука. 1975. - 304 с.
42. Циркин, Ю.Б. Мифы древнего Рима / Ю.Б. Циркин. - М.: АСТ,2000. - 560 С.
43. Человек античности: идеалы и реальность / Сост., вступ. ст., коммент., примеч. и указ. В. И. Исаевой, И. Л. Маяк. - М.: Просвещение, 1992. - 402 с.
44. Шварценберг, А. Краткий очерк римских древностей / Шварценберг А. - СПб., 1909. - 149 с.
45. Штаерман, Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи / Е.М. Штаерман. - М.: АН СССР, 1961. - 324 с.
46. Шюц, А. Структура повседневного мышления. Социологические исследования / А. Шюц. - М., 1988. - № 2. - 137 с.
47. Alfoldy G. Roemische Socialgeschichte. - Wiesbaden: Steiner, 1984. -212 s.
48. Badian, E. Publicans and Sinners: Private Enterprise in the service of the Roman republic. / Badian E. - Dunebin, 1972. - 170 p.
49. Bell, A.A. A Note on Revision and Authenticity in Pliny's Letters / A.A. Bell // American Journal of Philology. - 1989. - 110 (3). -Pp. 460-466.
50. Bennett, J. Trajan: Optimus Princeps: A Life and Times / J. Bennett. Bloomington: Indiana University Press, 1997. - 317 p.
51. Blumner, H. Die romischen Privataltertumer / H. Blumner. - Munchen, 1911. - 308 p.
52. David, J.-M. Le patronat judiciaire au dernier de la republique romaine. / J David. - Roma, 1992. - 70 p.
53. Duncan-Jones, R. Money and Government in the Roman Empire / R. Duncan-Jones. - New York, 1998. - 320 p.
54. Dupont F. La vie quotidienne du citoyen romain sous la Republique /F.Dupont. - Paris, 1989. - 301 p.
55. Frank, T. An Economic Survey of Ancient Rome. / T. Frank. - Baltimore, 1933. - 231 p.
56. Foxhall, L., Salmon J. When Men Were Men: Masculinity, Power and Identity in Classical Antiquity (Leicester-Nottingham Studies in Ancient Society) / L. Foxhall, J. Salmon. - London & New York: Routledge, 2011. - 270 p.
57. Herrmann, C. Le role judiciaire et politique des femmes sous la republique romaine. / Herrmann C. - Bruxelles, 1964. - 150 p.
58. Heuzey, L. Histoire du costume antique / L. Heuzey. - Paris, 1922. -211 p.
59. Lancon, B. Rome in Late Antiquity. Everyday Life and Urban Change, AD 312-609 / B. Lancon, A. Nevill, M. Humphries. - Edinburg University Press,2001. - 185 p.
60. Liversidge, J. Everyday life in the Roman Empire / Liversidge. - London, 1976. - 601 p.
61. Moritz, L. A. Grain-Mills and flour in classical antiquity / Moritz L.A. - Oxford, 1958. - 187 p.
62. Paoli, U. Vita romana, la vie quotidienne dans la Rome antique / Paoli U. - Paris,1955. - 209 p.
63. Parks, R. The roman rhetorical schools / R. Parks. - Baltimore, 1945. -231 p.
64. Radice, B. The Letters of the Younger Pliny / B. Radice. - London: Penguin Classics, 1963. - 320 p.
65. Radice, B. Pliny and the Panegyricus / B. Radice // Greece & Rome. - 1968. - 15 (2). - Pp. 166-172.
66. Sherwin-White, A.N. The Letters of Pliny: A Social and Historical Commentary (2-nd edition) / A.N. Sherwin-White. - Oxford: Oxford University Press, 1998. - 808 p.
67. Sherwin-White, A.N.. Pliny, the Man and his Letters / A.N. Sherwin- White // Greece & Rome. - 1969. - 16 (1). - Pp. 76-90.
68. Syme, R. People in Pliny / R. Syme // Journal of Roman Studies. Society for the Promotion of Roman Studies. - 1968. - 58 (1 & 2). - Pp. 135-151.
69. The History of Everyday Life: Reconstructing Historical Experiences and Ways of Life / Ed. by A. Ludtke. Trans. by W. Templer. - Princeton Univ. Press, 1995. - 336 p.
70. Turcan, R. The Gods of Ancient Rome: Religion in Everyday Life from Archaic to Imperial Times. - London & New York: Routledge, 2001. - 180 p.
71. Wells, C. The Roman Empire / C. Wells. - Cambridge: Harvard Press, 1995. - 384 p.
72. Winterling, A. Politics and Society in Imperial Rome / A. Winterling. - Oxford: Wiley-Blackwell, 2009. - 170 p.
73. Zimmern, A. The home life of the ancient Greeks / Zimmern A. - N.Y., 1966. - 209 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ