Управление государственным долгом Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ СТРАНЫ 7
1.1. Понятие государственного долга и его функции 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственного долга 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1. Динамика государственного долга Российской Федерации 28
2.2. Структура государственного долга Российской Федерации 43
2.3. Влияние государственного долга на экономическое развитие Российской
Федерации 49
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 66
3.1 Основные проблемы государственного долга 66
3.2 Основные пути решения проблем государственного долга Российской
Федерации 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ СТРАНЫ 7
1.1. Понятие государственного долга и его функции 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственного долга 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1. Динамика государственного долга Российской Федерации 28
2.2. Структура государственного долга Российской Федерации 43
2.3. Влияние государственного долга на экономическое развитие Российской
Федерации 49
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 66
3.1 Основные проблемы государственного долга 66
3.2 Основные пути решения проблем государственного долга Российской
Федерации 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В современных условиях экономической рецессии обостряются проблемы государственного долга многих стран, решение которых становится необходимым для дальнейшего развития национальных экономик. Такие страны, как США, Италия, Испания, Греция, Португалия, Япония, предпринимают попытки урегулирования и снижения государственного долга. Однако проводимые мероприятия не всегда дают необходимый эффект. Проблемы эффективного управления рынком государственного долга также актуальны и для России.
Успех экономических реформ в немалой степени зависит от наличия и эффективности использования государством, регионами и муниципалитетами финансовых ресурсов. Как свидетельствует история, с появлением и развитием финансово-кредитных отношений ни одно государство не обходилось без привлечения внешних и внутренних займов и кредитов для удовлетворения своих потребностей. Большинство стран и сегодня продолжают жить в долг, причем размер долга нередко напрямую зависит от уровня развития страны.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется ростом экономической и финансовой глобализации, одним из проявлений которой является международное движение кредитных ресурсов в различных формах внешнего заимствования. Общая сумма долгов государств неуклонно возрастает. Проблемой, однако, является не столько наличие у государства долга, сколько умелое использование заимствованных средств для достижения поступательного развития экономики, обеспечения структурных преобразований и т.п.
Россия идет по пути интеграции в мировую экономику. Как и у всех развитых стран, у России есть внутренний и внешний долг. При этом для нивелирования воздействия финансовой глобализации Правительство России проводит свою финансовую политику, постепенно перенося «центр тяжести» от внешних заимствований к внутренним. Россия не просто уходит с международного финансового рынка, не просто отказывается от иностранной финансовой помощи. Меняется прежде всего структура этой помощи: она сводится к получению целевых инвестиционных кредитов ограниченного круга зарубежных коммерческих банков. Вместе с тем существенными темпами растут масштабы внутренних заимствований государства, его регионов и муниципалитетов.
Государственные и муниципальные заимствования на внутреннем и внешнем рынках занимают особое место в структуре финансовых отношений, так как позволяют привлечь дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечить финансирование насущных и неотложных потребностей в основном неинфляционным путем.
Россия широко использует зарубежный и одновременно накапливает свой опыт организации и осуществления государственных и муниципальных долговых операций, совершенствует систему управления долгом.
Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены и систематизированы данные по теме исследования, представленные разрозненными нормативно-правовыми актами и литературными источниками.
Степень научной разработанности темы. Проблемы функционирования системы государственного и муниципального долга исследованы в работах А.М. Бабича, М.Л. Белоножко и А.Л. Скифской, И.Д. Мацкуляк, Е.А. Каюрова, О.В. Малиновской, А.Х. Никитиной, Л.И. Сергеева и др.
Исследование проблем финансовых аспектов функционирования муниципальных и государственных бюджетов рассмотрены в работах Е.А. Каюрова, А.С. Обуховой, А.Н. Савруковой и др.
Проблемы исследования воздействия государственного и муниципального долга на состояние государственных финансов представлены в работах.
Информационная база исследования представлена материалами, опубликованными на официальных сайтах Центробанка России, Министерства экономического развития РФ в разделе «Статистика», а также статистическими данными, опубликованными на официальном сайте Росстата.
Объект исследования - государственный долг Российской Федерации.
Предмет исследования - управление государственным долгом Российской Федерации.
Цель работы - рассмотреть особенности управления государственным долгом Российской Федерации, проблемы его функционирования и разработать рекомендации по решению проблем государственного долга РФ.
Для выполнения поставленной цели мной были решены следующие задачи:
определить понятие государственного долга и его функции;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственного долга; проследить динамику государственного долга Российской Федерации; выявить структуру государственного долга Российской Федерации;
проанализировать современное состояние государственного долга в Российской Федерации;
оценить влияние государственного долга на экономическое развитие Российской Федерации;
рассмотреть основные проблемы государственного долга и разработать рекомендации по их устранению.
Методологическая база исследования представлена общенаучными методами, такими как методы системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п., а также статистическими, математическими и графическими методами при обработке статистического материала и систематизации численных данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Успех экономических реформ в немалой степени зависит от наличия и эффективности использования государством, регионами и муниципалитетами финансовых ресурсов. Как свидетельствует история, с появлением и развитием финансово-кредитных отношений ни одно государство не обходилось без привлечения внешних и внутренних займов и кредитов для удовлетворения своих потребностей. Большинство стран и сегодня продолжают жить в долг, причем размер долга нередко напрямую зависит от уровня развития страны.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется ростом экономической и финансовой глобализации, одним из проявлений которой является международное движение кредитных ресурсов в различных формах внешнего заимствования. Общая сумма долгов государств неуклонно возрастает. Проблемой, однако, является не столько наличие у государства долга, сколько умелое использование заимствованных средств для достижения поступательного развития экономики, обеспечения структурных преобразований и т.п.
Россия идет по пути интеграции в мировую экономику. Как и у всех развитых стран, у России есть внутренний и внешний долг. При этом для нивелирования воздействия финансовой глобализации Правительство России проводит свою финансовую политику, постепенно перенося «центр тяжести» от внешних заимствований к внутренним. Россия не просто уходит с международного финансового рынка, не просто отказывается от иностранной финансовой помощи. Меняется прежде всего структура этой помощи: она сводится к получению целевых инвестиционных кредитов ограниченного круга зарубежных коммерческих банков. Вместе с тем существенными темпами растут масштабы внутренних заимствований государства, его регионов и муниципалитетов.
Государственные и муниципальные заимствования на внутреннем и внешнем рынках занимают особое место в структуре финансовых отношений, так как позволяют привлечь дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечить финансирование насущных и неотложных потребностей в основном неинфляционным путем.
Россия широко использует зарубежный и одновременно накапливает свой опыт организации и осуществления государственных и муниципальных долговых операций, совершенствует систему управления долгом.
Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены и систематизированы данные по теме исследования, представленные разрозненными нормативно-правовыми актами и литературными источниками.
Степень научной разработанности темы. Проблемы функционирования системы государственного и муниципального долга исследованы в работах А.М. Бабича, М.Л. Белоножко и А.Л. Скифской, И.Д. Мацкуляк, Е.А. Каюрова, О.В. Малиновской, А.Х. Никитиной, Л.И. Сергеева и др.
Исследование проблем финансовых аспектов функционирования муниципальных и государственных бюджетов рассмотрены в работах Е.А. Каюрова, А.С. Обуховой, А.Н. Савруковой и др.
Проблемы исследования воздействия государственного и муниципального долга на состояние государственных финансов представлены в работах.
Информационная база исследования представлена материалами, опубликованными на официальных сайтах Центробанка России, Министерства экономического развития РФ в разделе «Статистика», а также статистическими данными, опубликованными на официальном сайте Росстата.
Объект исследования - государственный долг Российской Федерации.
Предмет исследования - управление государственным долгом Российской Федерации.
Цель работы - рассмотреть особенности управления государственным долгом Российской Федерации, проблемы его функционирования и разработать рекомендации по решению проблем государственного долга РФ.
Для выполнения поставленной цели мной были решены следующие задачи:
определить понятие государственного долга и его функции;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственного долга; проследить динамику государственного долга Российской Федерации; выявить структуру государственного долга Российской Федерации;
проанализировать современное состояние государственного долга в Российской Федерации;
оценить влияние государственного долга на экономическое развитие Российской Федерации;
рассмотреть основные проблемы государственного долга и разработать рекомендации по их устранению.
Методологическая база исследования представлена общенаучными методами, такими как методы системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п., а также статистическими, математическими и графическими методами при обработке статистического материала и систематизации численных данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств, принятых Российской Федерацией (или иным государством), его субъектами в случае федеративной формы государственного устройства или муниципальными образованиями. Государственный долг страны представлен внешними долговыми обязательствами перед иностранными государствами и/ или международными кредитными организациями.
В вопросах обслуживания и сокращения государственного долга в значительной степени сконцентрированы проблемы различного характере, включая и чисто экономические, но и многие политические проблемы, связанные с активной ролью нашей страны в современном экономическом пространстве и мире.
Основной задачей управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием возникающего дефицита бюджета, т.е. нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Государственный долг в первую очередь зависит от размера бюджетного дефицита и от тех источников его покрытия, которые будет задействовать государство. Методы управления долгом оказывают влияние прежде всего на уже имеющиеся долговые обязательства и обуславливают минимизацию расходов на обслуживание и размер самой суммы основного долга, но не предусматривают привлечение новых заимствований.
Осуществление внутренних заимствований производится согласно утвержденной программе государственных внутренних заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных муниципальных долговых обязательств.
Во-вторых, в результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Несмотря на достаточно низкие показатели государственного долга России к ВВП в сравнении с развитыми экономиками, в России отмечается:
- постоянный рост государственного долга, связанный с углублением проблем бюджетного дефицита;
- неэффективная структура портфеля государственного долга - по срочности и диверсификации выпусков. Несмотря на то, что государство пытается изменить срочность выпускаемых ценных бумаг в сторону увеличения, средняя срочность долга остается невысокой;
- создание облегченных условий доступа на рынок государственных облигаций России для иностранных инвесторов приводит к повышению волатильности данного рынка, к его большей непредсказуемости. Все это привело к возникновению новой волны бюджетного кризиса, снижению темпов экономического развития России и, как следствие, к снижению конкурентоспособности российского рынка государственного долга.
В-третьих, исследование систем регулирования государственным долгом в разных странах показало, что не существует единой институциональной структуры по проведению долговой политики. В одних странах существуют отделы по управлению долгом в составе структур государственных органов, в других функционируют независимые агентства. При этом относительная автономия долговых агентств предполагает строгую подотчетность таких структур Министерству финансов (или Совету Министров) и согласованность их действий с другими министерствами и ведомствами. Создание отдельной структуры по управлению государственным внешним долгом по типу самостоятельного агентства позволяет эффективно управлять внешним долгом за счет применения различных мер по управлению внешним долгом, добиться более полного учета всех внешних заимствований, облегчить доступ информации для кредиторов благодаря большей прозрачности структуры, снизить долговую нагрузку и выбрать наиболее приемлемые варианты внешних заимствований.
Совершенствование нормативного правового регулирования. Например, по нашему мнению, в области заимствований необходимо доработать признак классификации государственных заимствований на внутренние и внешние. В основу классификации положена валюта обязательства, поэтому тип кредитора не учитывается, однако иностранный инвестор может оказаться владельцем рублевых долговых обязательств, формально относящимся к внутреннему государственному долгу РФ. В области государственных гарантий возможно правовое ужесточение требований к принципалу и проекту. Также для эффективного функционирования системы управления государственным долгом Российской Федерации необходимо законодательное разъяснение понятия «управление долгом», совершенствование нормативного правового регулирования отдельных видов долговых обязательств.
Итак, создание долгового агентства как новой структуры автоматически не гарантирует повышения эффективности управления внешним государственным долгом. Успешное функционирование агентства во многом зависит от квалификации персонала, структуры государственного долга и степени влияния сотрудников агентства на изменение долговой нагрузки. И все же мировой опыт свидетельствует о том, что в странах, где были созданы агентства, удалось поэтапно решить проблему увеличивающейся долговой нагрузки. Если данная структура имеет значимую степень автономии от властей, то она пользуется доверием инвесторов на мировом финансовом рынке, что расширяет возможности для применения эффективных инструментов по управлению государственным долгом.
Необходимо совершенствование существующей институциональной базы по управлению государственным долгом Российской Федерации. В рамках институциональной основы управления предлагаем разработать системы ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении управления госдолгом с помощью создания нормативного правового акта, регулирующего управление долгом, которое распределено между Центральным банком РФ, Министерством финансов РФ и Внешэкономбанком.
Управление государственным долгом играет роль катализатора развития экономики страны. Результатом эффективного управления должно стать уменьшение распространения кризисных явлений и финансовых рисков, снижение общей долговой нагрузки на экономику, а также социально-экономическое развитие страны в целом.
В вопросах обслуживания и сокращения государственного долга в значительной степени сконцентрированы проблемы различного характере, включая и чисто экономические, но и многие политические проблемы, связанные с активной ролью нашей страны в современном экономическом пространстве и мире.
Основной задачей управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием возникающего дефицита бюджета, т.е. нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Государственный долг в первую очередь зависит от размера бюджетного дефицита и от тех источников его покрытия, которые будет задействовать государство. Методы управления долгом оказывают влияние прежде всего на уже имеющиеся долговые обязательства и обуславливают минимизацию расходов на обслуживание и размер самой суммы основного долга, но не предусматривают привлечение новых заимствований.
Осуществление внутренних заимствований производится согласно утвержденной программе государственных внутренних заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных муниципальных долговых обязательств.
Во-вторых, в результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Несмотря на достаточно низкие показатели государственного долга России к ВВП в сравнении с развитыми экономиками, в России отмечается:
- постоянный рост государственного долга, связанный с углублением проблем бюджетного дефицита;
- неэффективная структура портфеля государственного долга - по срочности и диверсификации выпусков. Несмотря на то, что государство пытается изменить срочность выпускаемых ценных бумаг в сторону увеличения, средняя срочность долга остается невысокой;
- создание облегченных условий доступа на рынок государственных облигаций России для иностранных инвесторов приводит к повышению волатильности данного рынка, к его большей непредсказуемости. Все это привело к возникновению новой волны бюджетного кризиса, снижению темпов экономического развития России и, как следствие, к снижению конкурентоспособности российского рынка государственного долга.
В-третьих, исследование систем регулирования государственным долгом в разных странах показало, что не существует единой институциональной структуры по проведению долговой политики. В одних странах существуют отделы по управлению долгом в составе структур государственных органов, в других функционируют независимые агентства. При этом относительная автономия долговых агентств предполагает строгую подотчетность таких структур Министерству финансов (или Совету Министров) и согласованность их действий с другими министерствами и ведомствами. Создание отдельной структуры по управлению государственным внешним долгом по типу самостоятельного агентства позволяет эффективно управлять внешним долгом за счет применения различных мер по управлению внешним долгом, добиться более полного учета всех внешних заимствований, облегчить доступ информации для кредиторов благодаря большей прозрачности структуры, снизить долговую нагрузку и выбрать наиболее приемлемые варианты внешних заимствований.
Совершенствование нормативного правового регулирования. Например, по нашему мнению, в области заимствований необходимо доработать признак классификации государственных заимствований на внутренние и внешние. В основу классификации положена валюта обязательства, поэтому тип кредитора не учитывается, однако иностранный инвестор может оказаться владельцем рублевых долговых обязательств, формально относящимся к внутреннему государственному долгу РФ. В области государственных гарантий возможно правовое ужесточение требований к принципалу и проекту. Также для эффективного функционирования системы управления государственным долгом Российской Федерации необходимо законодательное разъяснение понятия «управление долгом», совершенствование нормативного правового регулирования отдельных видов долговых обязательств.
Итак, создание долгового агентства как новой структуры автоматически не гарантирует повышения эффективности управления внешним государственным долгом. Успешное функционирование агентства во многом зависит от квалификации персонала, структуры государственного долга и степени влияния сотрудников агентства на изменение долговой нагрузки. И все же мировой опыт свидетельствует о том, что в странах, где были созданы агентства, удалось поэтапно решить проблему увеличивающейся долговой нагрузки. Если данная структура имеет значимую степень автономии от властей, то она пользуется доверием инвесторов на мировом финансовом рынке, что расширяет возможности для применения эффективных инструментов по управлению государственным долгом.
Необходимо совершенствование существующей институциональной базы по управлению государственным долгом Российской Федерации. В рамках институциональной основы управления предлагаем разработать системы ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении управления госдолгом с помощью создания нормативного правового акта, регулирующего управление долгом, которое распределено между Центральным банком РФ, Министерством финансов РФ и Внешэкономбанком.
Управление государственным долгом играет роль катализатора развития экономики страны. Результатом эффективного управления должно стать уменьшение распространения кризисных явлений и финансовых рисков, снижение общей долговой нагрузки на экономику, а также социально-экономическое развитие страны в целом.
Подобные работы
- Государственный долг Российской Федерации и управление им
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
УПРАВЛЕНИЕ ИМ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Управление государственным долгом РФ (Московский Финансово-Юридический Университет)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Государственный долг России и методы управления им
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017



