Введение 3
Глава 1. Теоретическо- правовые основы информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти
1.1 Сущность и цели информационно - коммуникационных технологий 9
1.2 Нормативно - правовая база регулирования информационно - коммуникационных технологий в регионах Российской Федерации 16
Глава 2. Анализ информационно - коммуникационных технологий государственного управления на региональном уровне (на примере Республики Татарстан, Самарской области и Чувашской Республики)
2.1 Уровень развития информационно - коммуникационных технологий
регионах Российской Федерации 22
2.2. Анализ внедрения электронного правительства в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан, Самарской области и Чувашской Республики) 29
2.3 Опыт организации управления информатизацией государственного и управления в регионах Российской Федерации 37
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования процесса информационно-коммуникационной деятельности государственного управления
3.1 Зарубежный опыт информационно-коммуникационных технологий государственного управления и возможности его использования в регионах Российской Федерации 43
3.2 Рекомендации по совершенствованию информационно -
коммуникационных технологий государственного управления 56
Заключение 63
Библиографический список 65
Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, обрабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, являются важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.
Развитие информационных технологий, используемых в управлении, всегда шло параллельно с совершенствованием средств вычислительной техники, история которых пережила резкий взлет в 1950-х гг., и до сих пор темпы роста и обновления технической, технологической и инструментальной базы высоки. Первоначально интерес разработчиков был прикован к техническим устройствам, системы автоматического управления были остро востребованы авиа-, энерго-, машиностроением, оборонным комплексом. Дальнейшее развитие теории автоматического управления позволило перейти от управления устройством к управлению технологическим процессом, а затем выделить два уровня управления производством - технологический (управление технологическими процессами) и организационно-экономический. На организационно-экономическом уровне управления объектом рассмотрения оказался процесс принятия решений, выполняемый человеком - руководителем производства.
Процесс принятия решений плохо поддается формализации, однако привлечение информационных технологий и опора на средства вычислительной техники позволяют разработать набор типовых решений, из которых руководитель может выбрать оптимальное. Информатизация в сфере государственного управления зародилась в годы создания Единой статистической информационной системы СССР в начале 1920-х гг. и пережила второе рождение в 1970—1980 гг., когда стали широко внедряться автоматизированные системы управления на предприятиях, организовываться территориальные вычислительные центры и была создана
Общегосударственная сеть передачи данных. Бурное развитие информационных технологий в мире, а также накопление опыта создания информационных систем в органах государственной власти в России позволили расширять практику внедрения в управление элементов автоматизированного принятия решений.
Информационные технологии, используемые для автоматизации управленческой деятельности в органах государственного управления всех уровней (федерального, регионального, муниципального) и принятия решений, за прошедшие десятилетия претерпели изменения как по методам и средствам обработки (в широком смысле) данных, так и по своему составу. Технологии баз данных, технологии текстового поиска, Web-технологии составляют основу современных информационных систем, используемых на организационно-экономическом уровне управления. Кроме того, автоматизация управленческой функции требует применения таких информационных технологий, как технология электронного документооборота, представление учрежденческих документов, машинный перевод текстов на иностранные языки, интеллектуальный анализ данных, анализ ситуаций, геоинформационные, сетевые технологии, технологии баз знаний. Специалист в области государственного и муниципального управления должен быть готов к использованию этих технологий в своей деятельности.
В настоящее время в рамках информатизации государственного и муниципального управления России реализуется несколько федеральных целевых программ: «Информационное общество», «Электронное правительство», «Социальная карта» и др., нацеленных на модернизацию информационных основ государственного управления, разработан и внедряется в органы муниципального управления проект типовой информационной системы.
Актуальность дипломной работы объясняется тем, что применение современных информационно - коммуникационных технологий в государственных органах, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, сегодня особенно важно. Государственное управление в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития объекта управления.
При грамотном внедрении информационно - коммуникационных технологий появляется возможность передавать, хранить и анализировать большие объемы данных, выявлять закономерности и увеличивать эффективность работы структур государственного управления. В итоге не только сокращается срок, необходимый для принятия решения, но и повышается качество учета и управления.
Разработанность темы. В настоящее время степень научной разработанности темы коррупции достаточно развита. Она изучалась и анализировалась не только такими учеными как Гринберг А.С. , Бондаренко А.С.,. Титоренко Г.А ., Никитов В.А., Попов И.И., Максимов Н.В ., но и политиками всего мира.
Целью данной дипломной работы является анализ информационно - коммуникационных технологий государственного управления на региональном уровне, выявление проблем в сфере информационно - коммуникационных технологий государственного управления и разработка путей по совершенствованию данной сферы.
В связи с поставленной целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
1. Определение сущности и цели информационно-коммуникационных технологий;
2. Изучение нормативно - правовой базы регулирования информационно - коммуникационных технологий в регионах Российской Федерации;
3. Анализ уровня развития информационно- коммуникационных технологий регионах Российской Федерации;
4. Анализ внедрения электронного правительства в регионах Российской Федерации;
5. Изучение опыты организации управления информатизацией государственного и управления в регионах Российской Федерации ;
6. Исследование российского и зарубежного опыта информационно - коммуникационных технологий государственного управления и возможности их применения в регионах Российской Федерации;
7. Разработка рекомендаций по совершенствованию информационно-коммуникационных технологий государственного управления.
Предметом исследования является текущий уровень информационно - коммуникационных технологий в государственном управлении в регионах Российской Федерации.
Объект исследования - направления информационно - коммуникационных технологий государственного управления в регионах Российской Федерации.
В дипломной работе использованы такие общенаучные методы исследования, как сравнительный анализ, индукция и дедукция, метод логического моделирования.
Законодательную основу составили: Федеральный Закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (вступил в силу с 1 июля 2011 года), Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», Государственная программа «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014-2020 годы», Положение «О Министерстве информатизации и связи Республики Татарстан» (утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 года № 318).
Структура работы сформирована с учетом логической последовательности и причинно-следственной взаимообусловленности излагаемых проблем теоретического и научно-практического характера. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении указаны способы изучения объекта, задачи, которые предстоит решить, структура, а также методология исследования.
В первой главе рассмотрены теоретическо- правовые основы информационно - коммуникационных технологий государственного управления, сущность и цели информационно - коммуникационных технологий.
Во второй главе проведен анализ информационно - коммуникационных технологий государственного управления на региональном уровне (на примере Республики Татарстан, Самарской области и Чувашской Республики).
В третьей главе определены пути совершенствования информационно - коммуникационных технологий государственного управления и выявлены, рассмотрен зарубежный опыт информационно - коммуникационных технологий государственного управления.
В заключении содержатся основные выводы по теме исследования.
В списке использованных источников и литературы указаны нормативно правовые акты, монографии, статьи в периодических изданиях, учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы, использованные в данной работе.
Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.
Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, Интернет-технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям - законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут лучше следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени.
В условиях интегрированной архитектуры информационной модели управления все сведения и службы могут быть организованы исходя из конкретных интересов граждан, и представлены в соответствии с жизненными ситуациями или по тематическим областям (например, смена адреса местожительства, вступление в брак, рождение ребенка, потеря работы, создание компании и т.п.). В конечном итоге люди должны иметь возможность настроить портал государственных служб согласно собственным потребностям, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.
Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.
Проанализировав документы, регламентирующие процессы информатизации государственного и муниципального управления, было выяснено, что разработаны и реализуются региональные Концепция и программы информатизации, направленные, в первую очередь, на реализацию программ и планов комплексного развития социально - экономического развития территории. Приняты соответствующие законы об информатизации, формировании информационных ресурсов, информационном обеспечении органов власти.
Приоритетными направлениями развития информатизации в государственном и муниципальном управлении, в настоящее время, являются интеграция созданных разрозненных информационных систем органов управления в комплексные информационные системы, развитие
инфраструктуры информатизации, формирование и использование информационных ресурсов - кадастров, регистров, распределенных баз данных, внедрение автоматизированной системы электронного
документооборота, создание центров электронной торговли и госзакупок, создание интернет-порталов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В итоге, на основе проведенного анализа можно выстроить рейтинг регионов по уровню развития информационно - коммуникационных технологий в государственном управлении:
1. Республика Татарстан
2. Самарская область
3. Чувашская Республика
1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», в редакции от 15 августа 2006 г. (постановление Правительства РФ № 502);
2. Государственная программа Российской Федерации
«Информационное общество (2011-2020 годы)» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р);
3. Федеральный Закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (вступил в силу с 1 июля 2011 года)
5. Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»
8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
9. Постановление Правительства Российской Федерации от
22.12.2012 № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»
10. Долгосрочная целевой программы «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Электронный Татарстан» (2011 - 2013 годы)»
11. Государственная программа «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014-2020 годы»
12. Положение «О Министерстве информатизации и связи Республики Татарстан» (утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 года № 318)
13. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
16.12.2013 № 995 «О государственной информационной системе Республики Татарстан «Информационная система о государственных и муниципальных платежах Республики Татарстан»
14. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от
23.08.2013 № 593 «О государственной информационной системе Республики Татарстан «Сводный реестр актов реагирования Республики Татарстан»
15. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от
27.08.2013 № 603 «О создании единой государственной системы отчетности «Отчеты ведомств» информационного портала «Открытый Татарстан»
16. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 23.12.2010 № 4928/10
17. Программа «Модернизация здравоохранения Республики Татарстан» (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2011 № 179 «Об утверждении программы «Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011 - 2012 годы»)
18. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 № 1199 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан»
19. Указ Президента Республики Татарстан от 27.05.2011 № УП-295 «О государственной информационной системе Республики Татарстан «Официальный портал Республики Татарстан»
20. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
10.08.2009 № 548 «О государственных информационных системах
Республики Татарстан, Едином реестре информационных систем Республики Татарстан и Едином реестре информационных ресурсов Республики Татарстан»
21. Указ Президента Республики Татарстан от 12.02.2009 № УП-69 «Об организации информационного взаимодействия в электронном виде органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления посредством использования ресурсов государственного информационного центра Республики Татарстан»
22. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
28.10.2010 № 864 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Республики Татарстан, в том числе с использованием универсальных электронных карт»
23. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
10.08.2009 № 548 «О государственных информационных системах
Республики Татарстан, Едином реестре информационных систем Республики Татарстан и Едином реестре информационных ресурсов Республики Татарстан»
Учебники и учебные пособия
24. Бастриков М.В. Пономарев О.П. Информационные технологии управления. Учебное пособие для вузов. Калининград 2005 г., С.-15;
25. Иванов В.В., Коробова В.Н. Муниципальный менеджмент: справочное пособие. - М., ИНФРА-М, 2002, С.-29;
26. Информационные технологии управления: учебно-практическое пособие/ под ред. Черкасова Ю.М. - М.:ИНФРА-М, 2001, С.-40;
27. Кулаков В.Г., Соловьев А.К., Андреев А.Б., Гармонов А.В., Заряев А.В., Остапенко А.Г., Зинченко Б.Ю. Под общей ред. А.Г. Остапенко Информационные технологии и системы муниципального и государственного управления: Учеб. пособие/; / Воронеж, гос.техн.ун-т. Воронеж, 2001, С.-112;
28. Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии. [Текст]/Ю.Д. Романова - М: Эксмо, 2008 г., С-592;
29. Уткин, В.Б. Информационные системы и технологии в экономике. / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009., С-335;
30. Информационные технологии управления : учеб. пособие для вузов / под ред. ГА. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2007, С.-57;
31. Захаров В.Н., Подловченко Р.И., Фет М. История информатики в России. Ученые и их школы. М.: Наука, 2003, С.-99;
32. Информационные технологии территориального управления. Тематический сборник : в 3 т. Т. 3. Организационно-правовые основы региональной информатизации. М.: ВНИИПВТИ, 2004, С.-349;
33. Информационные технологии управления : учеб. пособие для вузов / под ред. ГА. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2007, С.-270;
34. Якубайтис ЭА. Информационные системы и сети. Справочная книга. М.: Финансы и статистика, 1997, С.-159;
35. Ланкастер Ф.У. Информационно-поисковые системы. М. : Мир, 2009, С.-89;
36. Попов И.И., Максимов Н.В. Компьютерные сети : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2003, С.-358;
37. Мартин Дж. Организация баз данных в вычислительных системах. М.: Мир, 2010;
38. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления : учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2003;
Электронные ресурсы
39. Самарский А. Научно-обоснованная альтернатива рыночной анархии (на материале ОГАС и Киберсин). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samarskii. livejournal.com/9741.html , свободный;
40. Сервер Всероссийского научно-исследовательского института
проблем вычислительной техники и информатизации, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniipvti.ru/, свободный;
41. Рынок систем электронного документооборота, [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://wwwiteam.ru/publications/it/section_64/,
свободный;
42. Системы поддержки принятия решений, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://poisk-it.ru/, свободный;
43. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: электронное пособие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dvags.ru/ uk/titul.html, свободный;
44. Филиппович А. Ситуационные центры: определения, структура, классификация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.it2b .ru/it2b2 .view4 .page20.html, свободный;
45. International Telecommunication Union / Международный союз электросвязи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itu.int/ , свободный.
Приложение 1
Структура Государственной программы «Информационное общество (2011 -
2020 гг.)»