Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В УСЛОВИИ СЕМЕЙНОГО-РЕЛИГИОЗНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №53068

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СЕМЕЙНОМ РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Развитие мышления и эмоционального состояния у детей
младшего школьного возраста 12
1.3. Ведический взгляд на воспитание и обучение детей. Плюсы
и минусы семейного образования 22
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1. Организация исследования мышления и эмоционального
состояния у детей младшего школьного возраста, находящихся в условиях семейного религиозного образования 33
2.2. Результаты исследования мышления и эмоционального
состояния у детей младшего школьного возраста, находящихся в условиях семейного религиозного и светского образования 37
2.3. Анализ и сравнение показателей мышления и
эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста, находящихся в условиях семейного религиозного и светского образования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность данной работы заключается в том, что Россияне проявляют высокий интерес к религии и к религиозному образованию. Религия удовлетворяет душевные и мистические потребности людей, а так же в моменты трагедий, сложных жизненных ситуаций и сильных душевных страданий многие люди обращаются к религии, так как хотят получить утешение[29].
С учетом роста религиозности, в семьях, где есть дети, родители хотят привить им знания, традиции и правила той конфессии, в которой они служат. В Татарстане существуют медресе и православные школы, где детям предоставляется светское образование, а так же дети изучают священные писания. Есть так же небольшой процент людей исповедующих другие религии, одна из таких религий гаудия - вайшнавизм. Родители детей, которые являются последователями гаудия-вайшнавизма, дают детям семейное образование, так как в г. Казани нет специальных образовательных учреждений данного вероисповедания.
В нашей работе мы изучаем типы мышления и уровень развития эмоциональной сферы у младших школьников, находящиеся на семейном религиозном образовании. В настоящие время учебная нагрузка на школьника сильно возросла, поток информации сильно увеличился, и ребенку требуется навык абстрагирования от раздражителей и умения сосредоточится на учебном процессе. Эмоциональное состояние школьника в современном мире занимает одно из первых мест, на которое стоит обращать внимание при обучении ребенка.
На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. Эмоциональное состояние школьника крайне важно, особенно в первый год обучения. У ребенка происходит смена социальной среды, и как он адаптируется к новой среде важно и будет влиять на его успехи в учебной деятельности. Проблемой развития эмоциональной сферы младшего школьника занимались такие исследователи как П.К. Анохин , П.В. Симонов , С.Х. Рапопортов , А.Н. Леонтьев и другие.
Проблема мышления как относительно устойчивого личностного образования актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии. Этим вопросом занимались такие исследователи как Ж.Пиаже, Л.Л. Гурова, И. П. Павлов, В. Кёлер, Л.С. Выгосткий, П.Я. Гальперин и другие.
Нам представляется важным выявиться различия эмоциональной и когнитивной сферы детей, находящихся на семейно-религиозном образовании и детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучить взаимосвязь психологических особенностей школьников младших классов находящихся на семейно-религиозном образовании и детей, находящихся на традиционном обучение в школе.
Объект исследования: психологические особенности младших школьников.
Предмет исследования: эмоционально-личностные и когнитивные
особенности младших школьников, находящихся на семейно-религиозном образовании и обучающихся в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме влияния условий образовательной среды на развитие когнитивной и эмоционально - личностной сферы у младших школьников.
2. Организовать и провести психодиагностическое исследование показателей когнитивной и эмоциональной сферы, в том числе уровня депрессии на выборках младших школьников, находящихся на семейно-религиозном образовании и обучающихся в общеобразовательной школе.
3. Проанализировать и сравнить показатели когнитивной и эмоциональной сфер у младших школьников, находящихся на семейно-религиозном образовании и обучающихся в общеобразовательной школе.
4. Сделать выводы, разработать практические рекомендации.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у детей, находящихся на семейно-религиозном обучении, эмоциональная сфера соответствует возрастным нормам, а когнитивная сфера отстает в своем развитии.
Методологическую основу работы составляют теории психологического развития Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, теоретические взгляды А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина.
Эмпирические методы. Объективные и проективные психодиагностические методики:
- Проективный тест исследования эмоционально-личностной сферы ребенка «Кактус» М.А.Панфиловой;
- Опросник детской депрессивности М.Ковач;
- Методика изучения опосредованного запоминания и типов мышления «Пиктограммы» А.Р.Лурия.
Методы обработки данных. Качественный анализ данных и непараметрические методы статистического анализа количественных данных: частотный анализ, критерий хи-квадрат Пирсона и критерий углового преобразования Фишера.
Эмпирическая база. Исследовательская работа была организована и проведена на базе 1 класса МБОУ «Средней общеобразовательной школы №132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани и на базе Вайшнавской общины, обеспечивающей семейное образование детей.
Выборка. В исследовании приняли участие мальчики-первоклассники, в количестве 30 человек 7-8 лет, 15 мальчиков обучающихся в условиях семейного религиозного образования.
Структура дипломной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предпринимая данное исследование, мы предположили, что у детей, находящихся на семейно-религиозном обучении эмоциональная сфера соответствует возрастным нормам, а когнитивная сфера отстает в своем развитии.
Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи психологических особенностей школьников младших классов находящихся на семейно-религиозном образовании и детей, находящихся на традиционном обучение в школе. В нашей работе мы выполнили все выше поставленные задачи.
Таким образом, мы имеем, что форма обучения влияет на развитие личности и познавательной сферы ребенка. И что бы определить, на какие именно факторы это влияет и для проверки гипотезы мы организовали исследование.
Базой эмпирического исследования послужили семенная религиозная форма обучения и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132. Выборку составили учащиеся 7-8лет и были разделены на 2 группы:1 группу составили 15 мальчиков на семейном обучение с религиозным уклоном; 2 группу, составили 15 мальчиков средней общеобразовательной школы 1 класса.
Согласно полученным результатам: детей находящихся на семейном обучении выше показатели по уровню эмоционального - личностной сферы, ниже уровень когнитивной - познавательной сферы.
Были выявлены различия по следующим параметрам: демонстаривности,
тревожности, оптимизма, женственности и зависимости. У детей, находящихся
на семейно-религиозном образовании по критериям демонстративности,
тревожности, зависимости, женственности и депрессивности показатели ниже.
А по уровню оптимизма и стремления к семейной защите выше. Это все
связано с тем, что дети условиях семейно-религиозного образования не
испытываю давления и страха перед школой, адаптация проходит на много
43
легче. Не смотря на то, что религиозное ведическое образование подразумевает строгого воспитания мальчиков, они не испытывают тревогу и страх, они не бояться социального осуждения. Доминирующим типом мышления у детей на семейно-религиозном образовании, является образное. Это влияние методов воспитания, мальчикам читается религиозной литературы. Поэтому они вынуждения на высоком уровне оперировать образами и своими представлениями. Пока их тип мышления, ближе к старшим дошкольникам. Согласно полученным результатам: детей находящихся на семейном обучении выше показатели по уровню эмоционального - личностной сферы, ниже уровень когнитивной сферы.
С помощью критерия углового преобразования Фишера и %2 квадрата Пирсона мы провели сравнительный анализ и выявили статистически значимые различия исследуемых показателей. Сравнительный анализ показал статистически значимые различия в группе детей, находящихся на семейном образовании и в общеобразовательной школе, по следующим показателям: депрессивность, демонстративность, оптимизм, тревожность, женственность, тип мышления. По таким показателям, как агрессивность, зависимость, стремление к домашней защите, эффективность опосредованного запоминания статистически значимые различия выявлены не были.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Установлено, что условия семейно- религиозного образования положительно влияют на эмоциональную сферу, но определяют отставание в развитии мышления.
2. Установлены значимые различия преобладающего типа мышления и уровня депрессивности в зависимости от формы обучения младших школьников. В частности, такие эмоционально-личностные особенности, как, тревожность, демонстративность, женственность, ниже у детей, находящихся в условиях семейного религиозного образования. А выше показатели оптимизма, стремления к домашней защите.
3. Выявлено, что дети, находящиеся на семейном обучении и дети, обучающие в общеобразовательной школе различаются по уровню депрессивности, типа мышление и некоторых личностных особенностей.
Проведенное исследование полностью подтверждает нашу гипотезу, что у детей, находящихся на семейно-религиозном обучении, эмоциональная сфера соответствует возрастным нормам, а когнитивная сфера отстает в своем развитии.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
3. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 3. - М.: Искусство, 1986- 35
4. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. - М, 1984. - Т. I. - С. 376
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология, Москва. Педагогика-Пресс, 1999. Редакторы Л. М. Штутина, Л. М. Малова, 536 с.
6. Г адецкий О.Г. Лекция о воспитании мальчиков и девочек. Психолог-тренер, автор уникальных методик личностного роста. В своих тренингах использует как методы западной психологии, так и восточные техники медитации и йоги.
О воспитании мальчиков и девочек. 7. В.В. Да-
выдова/Психическое развитие младших школьников // Под ред. В.В. Давыдова.
- М., 1990. 8. Додонов Б.И.
Эмоция как ценность. / - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
9. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
2003. - 464 с. С. 153-155.
10. Ильин Е.П. Психология- Эмоции и чувства. 2001. 669 стр
Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания.
- М., 1993; 11.
Крутецкий В. А. К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с (198-200)
12. Кулагина И,Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с.
13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975
15. Лук А.Н. Эмоции и творчество. / А.Н. Лук. - М.: Знание, 1972. - 80 с.
16. Матюшкин А.М. Некоторые проблемы психологии мышления // Психология мыш- ления. Пер. с нем. и англ. М., 1965. С. 3-17
17. Мухина В.С. Возрастная психология
18. Риммер К. Ю. Аспирантка кафедры социологии семьи и демографии МГУ им. М. В. Ломоносова диссертация на тему «Семейно-домашнее образование: родители как учителя и воспитатели своих детей». https: //riss.ru/demography/demography-science-joumal/5272/
19. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958
20. Серебрякова С.В. Семинар 12.03.2007.г Специалист в Ведической философии и культуры, публицист, астролог, хиромант, специалист по аюрведе и руководитель Центра Культуры и Просвещения "ПУРАНА".
21. Серебрякова С.В, Лекция о «Воспитание детей по ведам» http s: //audioveda.ru/audio s/1
22. Смирнова А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1783-1785
23. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973, с. 172
24. ХОЛМОГОРОВА А.Б., Н.Г. ГАРАНЯН КУЛЬТУРА, ЭМОЦИИ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Поступила в редакцию 22.XI 1997 г. Стр
25. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста - СПб, 1999. - 752 с.
26. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.стр 27.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 241
28.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960. - 296 с.
29. http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/religiya-v-sovremennom-mire-i-v- sovremennom-obshchestve
30. http://siva-sakti.ru/ISKCON.html
32. http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/religiya-v-sovremennom-mire-i- vsovremennom-obshchestve
33. https://cribs.me/vozrastnaya-psikhologiya/osobennosti-psikhicheskogo-razvitiya- detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta_


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ