Введение 3
Глава 1. А.Н. Бенуа и «Мир искусства»
1.1. Начало творческого пути художника 11
1.2. Объединение "Мир искусства": история возникновения и
художественные практики 18
1.3. Деятельность журнала "Мир искусства 24
Глава 2. Верность идеалам «Мира искусства» в последующем
творчестве А.Н. Бенуа
2.1. Хранитель, критик и историк искусства 35
2.2. А.Н. Бенуа и русский театр 42
2.3. Жизнь А.Н. Бенуа в эмиграции 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложения
«Конец века» - особое состояние мира и человека на рубеже XIX и XX веков. Это время отмеченное сложнейшими сдвигами как в социальной, так и в духовной жизни общества. Изменение архетипов времени, пространства, места человека в мире. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующего конец исторического цикла и начало совершенно новой эпохи. «...В такой стране, как ваша, где современная крупная промышленность привита к первобытной крестьянской общине и одновременно представлены все промежуточные стадии цивилизации, в стране, к тому же в интеллектуальном отношении окруженной более или менее эффективной китайской стеной, которая возведена деспотизмом, не приходится удивляться возникновению самых невероятных и причудливых сочетаний идей», - писал Энгельс в 1895 году Г. В. Плеханову.
Небывалая интенсивность духовной жизни русского общества на рубеже двух столетий и в первое десятилетие нового века вызвала блестящий подъем самых различных областей художественного творчества: литературы, музыки, театрального искусства - оперного и балетного. Вся художественная жизнь эпохи отличалась небывалой ранее активностью, о чем свидетельствует множество всевозможных художественных объединений, обилие выставок, которые возникали вокруг каждой выставки, вырастали из кружков, группировались вокруг литературных, художественных публичных периодических изданий, меценатов.
Одним из самых крупных объединений этого периода рубежа XIX - XX веков стало художественное объединение «Мир искусства». Они первыми набрались уверенности в себе, чтобы вырваться из рамок келейного
искусства на широкую публику. Это были не критики и поэты, а художники, музыканты и люди, влюбленные в оперу, театр и балет. Именно они основали сначала объединение, а затем и первый русский модернистский журнал.
Отличительной особенностью художников, объединившихся в «Мир искусства была» многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Им суждено было пробудить новое отношение к искусству в русском обществе через стили прошлых эпох и европейское искусство, обновить русское искусство.
Художественное объединение «Мир искусства» возникло в 1898 году в Санкт - Петербурге. Оно было создано группой молодых, инициативных живописцев и графиков. Это общество пожалуй одно из самых известных художественных объединений, существовавших в России. В разное время существования объединение, в него входили такие знаменитые художники, живописцы, графики как: Александр Бенуа, Николай Рерих, Евгений Лансере, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Сомов и многие другие.
Просуществовало объединение, с перерывами, до 1924 года. А с 1899 по 1904 года выходил одноименный журнал. Журнал развивался под руководством Сергея Павловича Дягилева. Этот человек славился не только как редактор журнала, но и был знаменитым организатором выставок в России и Европе, прославленных Русских сезонов в Париже.
Журнал ежегодно устраивал художественные выставки под тем же названием «Мир искусства» с участием передовых художников Европы и России, в основном Петербурга и Москвы.
История «Мир искусства» - это не только история творчества небольшой петербургской группы художников, но это еще и история художественного движения, которое вовлекло крупнейших русских мастеров, независимых в своем творчестве и подчас далеких от устремлений мирискусников, движение, захватившее не только живопись и графику, но и Мирискусники провозгласили основной целью художественного творчества красоту и «чистое» искусство. Главным становится не содержание, а форма и изобразительный язык искусства. Художники «Мир искусства» занимались живописью, графикой, оформлением театральных постановок, декоративно - прикладным искусством. Одной из главных тем для многих художников стало обращение к прошлому, особенно ХУШ веку. Неслучайно их называли «ретроспективными мечтателями».
Одной из ярких и влиятельных фигур мирискусников является Александр Николаевич Бенуа - талантливый художник, художественный критик, ученый - историк искусства, идеолог и конечно же основатель «Мир искусства».
Цель работы и задачи
Цель данной работы - изучить деятельность художественного объединения «Мир искусства» и место в ней А.Н. Бенуа.
Поставленной целью работы определяются и ее задачи:
• проследить основные этапы создания и развития М.И.
• изучить художественные и выставочные практики объединения
• подробно изучить творческую биографию А. Н. Бенуа.
• выявить влияние идеологии мирискусничества в творчестве А.Н. Бенуа
Объект исследования:
Художественная жизнь России рубежа Х1Х - XX веков
Предмет исследования:
Деятельность А.Н. Бенуа в контексте идеологии «Мира искусства».
Характеристика источников:
В первую очередь это работы самого Бенуа, воспоминания, статьи, альбомы репродукций, Интернет-ресурсы, в которых представлены документы и материалы.
Одна из важнейших групп источников - это материалы личного происхождения - письма, дневники, мемуары, воспоминания современников. Все эти документы позволяют окунуться в атмосферу того времени, получить достоверную информацию непосредственно от людей, участников тех событий.
Одним из таких источников можно назвать книгу Александра Бенуа «Возникновение «Мир искусства». Здесь описывается процесс создания общества, его деятельность, представлены статьи, письма, переписка современников.
Следует отметить и книгу «Русское искусство XVIII - XX веков» Александра Бенуа, в которой помимо непосредственно самой русской живописи, так же немало информации про создание общества и журнала «Мир искусства», о его выставках, перечислены публикации и критические статьи.
Нельзя не отметить творчество современников. Одним из них является Добужинский М. В. и его «Воспоминания». Объем литературного наследия Добужинского достаточно велик: художественная критика, теоретические статьи, мемуары. Для данной работы особенно интересны главы посвященные художественному объединению «Мир искусства». Так как М. В. Добужинский сам входил в это общество, в этих главах он пишет о своем знакомстве с мирискусниками, о деятельности как журнала, так и общества.
Литературу, использованную в выпускной работе можно разделить на несколько частей. Отдельную группу составляют справочные материалы - энциклопедии и словари. Это «Большая Российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций», «Энциклопедия русской живописи», словарь «Стили в искусстве», «Большая советская энциклопедия», «Большая Российская энциклопедия».
В «Энциклопедии русской живописи» более подробно описывается художественная направленность «Мир искусства».
В «Большой советской энциклопедии» более шире представлены мировоззренческие установки ведущих деятелей «Мир искусства».
«Большая Российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций» дает возможность кратко, но ясно ознакомиться с биографией Александра Николаевича Бенуа, в которой охвачена вся его насыщенная жизнь.
Исследовательские работы представлены монографиями и статьями, посвященными как художественной жизни России на рубеже веков, так и специальными работами.
В книге Д. В. Сарабьянова «История русского искусства конца XIX - начала XX века» освещен один из самых плодотворных периодов в истории русского искусства, когда живопись за короткий срок прошла путь от раннего импрессионизма Серова и Коровина к авангарду Малевича, Кандинского, Татлина, Филонова. Так же здесь раскрывается вклад русского искусства этого времени в мировую художественную культуру. Автор затрагивает и о художественном объединении «Мир искусства», выделяя его в отдельную главу, которая носит название «Мир искусства» в период расцвета. В этой главе описывается создание общества, работа журнала, стилевые особенности объединения. Так же в этой главе представлена биография Александра Николаевича Бенуа, его художественная деятельность. Помимо А. Бенуа, автор рассказывает и о других членах общества. Книга насыщена прекрасным иллюстративным материалом.
Стоить отметить монографию Неклюдовой М. Г «Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века» в которой рассказывается о искусстве крупнейших мастеров русского искусства конца XIX - началаXX века, таких как: В. Серов, Николай Рерих, Л. Бакст и многих других. Поднимаются вопросы о поиске художниками этого времени путей создания нового искусства. Из всего многообразия художников и художественных объединений автор выделят и художественное объединение «Мир искусства», которой посвящена целая глава. В ней описывается деятельность мирискусников, их художественные направления, театральная деятельность.
В книге Гусаровой А. П. рассказывается об идейно - художественном объединении «Мир искусства», заявившем о себе журналом и выставками. Автор ярко и образно рассказывает об обществе «Мир искусства» - знаменитом объединении художников. Автору публикации удалось кратко, ёмко и содержательно охарактеризовать многообразную деятельность мирискусников.
Книга Г ришиной Е. также посвящена истории создания и деятельности «Мир искусства» как общества так и журнала. Рассказывая об обществе, автор параллельно описывает художественную направленность каждого из членов общества, а именно: А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. Бакста, М. В. Добужинского. Представленные в издании большое количество качественных иллюстраций, позволяет использовать ее и в качестве своеобразного источника.
В книге Орловой Е. под названием «А. Н. Бенуа» рассказываются некоторые моменты из биографии А. Н. Бенуа, собраны самые известные работы художника и описана история их создания.
Интернет-ресурсы:
Бесспорно, книги дают более четкую и достоверную информацию, но в современном мире не обойтись и без Интернет - ресурсов. Полезным для написании данной работы я считаю сайт о жизни и творчестве Александра Николаевича Бенуа: http: //benua-memory.ru «Наследие Александра Николаевича Бенуа». Здесь представлена полная биография, которая разделена по этапам жизни. Отдельно написано о Бенуа как о театральном деятеле, художнике, критике, о всех этапах существования художественного объединения «Мир искусства» и журнала. Представлен иллюстративный материал.
Так же можно выделить сайт Научной электронной библиотеки «Киберленинка» https://cyberleninka.ru. В этой библиотеке представлены огромное количество научных статей и журналов на разные темы. Для данной работы были интересны статьи о создании журнала - манифеста «Мир искусства», о его направленностях, идеи.
Поставленные цель и задачи определили структуру выпускного сочинения. Оно состоит из двух глав. В каждой главе по 3 параграфа.
В 1 главе А.Н. Бенуа и «Мир искусства» представлена биография Александра Николаевича Бенуа, рассматривается период создания и развития художественного объединения «Мир искусства» и деятельность одноименного журнала.
Во 2 главе Верность идеалам «Мира искусства» в последующем творчестве А.Н. Бенуа создатель, «вдохновитель» «Мир искусства» рассматривается не только с точки зрения художника, но и как критик, историк искусства, театральный деятель. Так же жизнь и творчество А. Н. Бенуа в эмиграции.
В заключении делаются основные выводы, сделанные в процессе дипломной работы.
Список используемых источников и литературы включает основные источники, которые использовались в выпускной работе.
Приложение включает в себя разнообразный иллюстративный материал, который необходим для большей наглядности работы.
Рубеж столетий, конец XIX - начало XX века, время чрезвычайно сложное и противоречивое, в художественной жизни отмечено поисками нового большого стиля, способного воплотить желанную гармонию искусства и действительности. Символистическое направление модерна, тенденции импрессионизма и постимпрессионизма, традиции академической школы, реалистический метод передвижничества, авангардные течения, возникшие позднее, в 1910-е годы, - вот основной спектр ведущих стилевых художественных направлений России того времени. Однако при всём различии творческих позиций художников того времени существовало важное объединяющее начало - все художники находились в состоянии напряженного поиска новой универсальной пластической системы изобразительного искусства.
Одним из крупнейших художественных обществ этого периода стала группа художников «Мир искусства». Это художественное объединение возникло в 1898 г. и заявило о себе журналом и выставками, по имени которых и получило свое название. Именно с «Мира искусства» начинается новая эра в изучении, популяризации и развития русского и зарубежного искусства.
Мирискусники противопоставляли себя академизму и передвижничеству, пропагандируя эстетические идеи синтеза искусств, заложенные в основу стиля модерн, и особого вида ретроспективизм, основанный на внимательном изучении старины. Подобные идеи привлекали к участию в деятельности "Мира искусства" многих художников, таких как В. А. Серов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин и др.
В практиках "Мира искусств главную роль играли два направления- выставочная и журнальная деятельность. Одноименный журнал состоял из трех отделов:1) художественный, 2) художественно-промышленный и 3) художественные хроники. Тематика статей, постоянным автором которых был А.Н. Бенуа, широка и разнообразна. В них широко было представлено творчество современных художников так называемого национального русского стиля. Мирискусники представили современному читателю русскую культуру и изобразительное искусство XVIII - первой половины XIX в. но журнал не замыкался лишь на проблемах национальной культуры. Он знакомил и с состоянием современной художественной жизни Западной Европы.
Вдохновитель и идеолог «Мира искусства» Александр Николаевич Бенуа - живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книг, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто. Так же Бенуа был известен как выдающийся историк русского и западноевропейского искусства, теоретик и яркий публицист, проницательный критик, несравненный знаток театра, музыки и хореографии, крупный музейный деятель.
Во всех направлениях его деятельности отразились идеалы "Мира искусства".
1.1 Бенуа, А. Н. Возникновение «Мир искусства» / А. Н. Бенуа. - М.: Искусство, 1998.
1.2 Бенуа, А. Н. Мои воспоминания / А. Н. Бенуа. - М.: Наука, 1993.
1.3 Бенуа, А. Н. Русское искусство XVIII - XX веков / А. Н. Бенуа. - М.: Пресском, Яуза, Эксмо, 2005.
1.4 Добужинский, М. В. Воспоминания / М. В. Добужинский. - М.: Наука, 1987.
2. Литература
2.1 Алленов, М. М. История русского и советского искусства: Учеб. пособие для вузов / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, В. А. Плугин и др.; Под ред. Д.В. Сарабьянова. - 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Высш. шк., 1989.
2.2 Гришина, Е. Художественное объединение «Мир искусства» / Е. Гришина. - М.: Директ-медиа, 2011. - Том 92.
2.3 Гусарова, А. П. Мир искусства / А. П. Гусарова. - М.: Художник РСФСР, 1972.
2.4 Лапшина, Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики / Н. Лапшина. - М.: Искусство, 1977.
2.5 «Мир искусства». Живопись. Рисунок. Гравюра. Скульптура. Издания. К 115-летию объединения. Каталог выставки. - К.: Заман, 2013.
2.6 Неклюдова, М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века / М. Г. Неклюдова. - М.: Искусство, 1991.
2.7 Орлова, Е. А. Н. Бенуа / Е. Орлова. — М.: РИПОЛ классик, 2014.
2.8 Пайман, А История Русского символизма / А. Пайман. - М.: Республика, 2000.
2.9 Паршин, С. Мир искусства / С. Паршин. - М.: Изобразительное искусство, 1993.
2.10 Сарабьянов, Д. История русского искусства конца 19 - начала 20 века / Д. Сарабьянов. - СПб.: Галарт, 2001.
2.11 Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков / Г. Ю. Стернин. - М.: Искусство, 1970.
2.12 Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России начала ХХ века / Г. Ю. Стернин. - М.: Искусство,1976
2.13 Эткинд, М. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX века / М. Эткинд. - Л., 1989.
3. Справочные материалы
3.1 Большая российская энциклопедия. -М.: Большая российская энциклопедия, 2012.
3.2 Большая российская энциклопедия музеев, частных собраний. - М.: Прогресс: Рипол классик, 2009.
3.3 Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия,
1974
3.4 Власов, В. Г. В стиле искусства. Словарь / В. Г. Власов. - СПб.: Лита, 1998.
3.5 Энциклопедия русской живописи. - И.: Олма-Пресс, 2000.
4. Электронные - ресурсы
4.1 Александр Бенуа. В поиске красоты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www. culture. ru/material s/104556/al eksandr-benua-v- poiske-krasoti - свободный.
4.2 Александр Бенуа и «Мир искусства». О несостоявшейся публикации. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.russiskusstvo.ru/authors/89/a279/ - свободный.
4.3 Александр Бенуа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://stoicka.ru/Joomla 3.2.0 Full Package Russian/index.php/component/conte nt/category/5 5-aleksandr-benua - свободный.
4.4 Асташкин, А. Г. Журнал «Мир искусства» как «поле битвы» художественных манифестов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/zhurnal-mir-iskusstva-kak-pole-bitvv- hudozhestvennyh-manifestov - свободный.
4.5 Асташкин, А. Г. Журналы «Мир искусства» и «Новый путь»:
трансформация типа журнала - манифеста [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/zhurnalv-mir-iskusstva-i-novvv-put-
transformatsiva-tipa-zhurnala-manifesta - свободный.
4.6 Бенуа, Тенишева и её коллекция акварелей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://super-kakadu.livejournal.com/47033.html - свободный.
4.7 Бычкова, Л. С. Эстетика Александра Бенуа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/estetika/3/05.pdf - свободный.
4.8 Вдохновитель «Мир искусства» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/painter/benua/historv 1 .html - свободный.
4.9 Журналы русского модернизма “Мир искусства” С. Дягилева и его роль в истории и русской культуры [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://trangpham093. wordpress. com/2014/05/17/журналы-русского- модернизма-мир-иску/ - свободный.
4.10 Коротя, Е. В. А. Н. Бенуа о причинах своей эмиграции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru/text/korotva 38 82 p179 183.pdf- свободный.
4.11 Люди и свершения «Мир искусства» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://stoicka.ru/Joomla 3.2.0 Full Package Russian/index.php/component/conte nt/categorv/82-lvudi-i-sversheniva-mira-iskusstva - свободный.
4.12 Мельник, Н. Д. История создания журнала «Мир искусства» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://if.spbu.ru/upload/files/file 1458134054 6829.pdf- свободный.
4.13 Мир искусства и его главная страница [Электронный ресурс] //
Режим доступа:
http://stoicka.ru/Joomla 3.2.0 Full Package Russian/index.php - свободный.
4.14 «Мир искусства» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.philol.msu. ru/~rlitsm/materials/miriskusstva.pdf -свободный.
4.15 Наследие Александра Николаевича Бенуа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.benua-memory.ru - свободный.
4.16 Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Русские художники [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://wavilon.ru/index.html - свободный.
4.17 Отечество и судьбы. Бенуа-2 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://my.mail.ru/mail/mercur-group/video/903/5136.html - свободный.
4.18 Пахомова, А. В. Бенуа. Театральная деятельность: вехи творчества,
новаторство, концептуальный подход к решению сценического костюма [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.muzcentrum.ru/news/2013/05/9575- - свободный.