Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Женские образы в драме «Гроза» А. Н. Островского

Работа №16291

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы41
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3090
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Александр Николаевич Островский - основатель русского национального театра 8.
1.1. Основной замысел драматурга - новатора ... 8
1.2. Положение женщины в российском обществе XIX века 12.
Глава 2. Типы женских судеб в драме «Гроза» А. Н. Островского 19
2.1. Город Калинов и его обитатели 19
2.2. Типы женщин-жертв в драме «Гроза» А. Н. Островского 24
2.3. Типы женщин-хищников в драме «Гроза» А. Н. Островского 30
Заключение 33
Список литературы 39


Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она вносит какой-то особый характер в повествование. Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, в живописи, скульптуре, на киноэкране. Образ женщины реальной, и созданной воображением творца, можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли. С начала мира мужчины восхищаются прекрасной половиной человечества, боготворят их и поклоняются им. Женщина всегда окружена ореолом тайны, загадочности. Поступки женщины приводят в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее - это то же самое, что разрешить одну из самых древнейших загадок Вселенной.
К середине ХГХ века, когда круг грамотных людей в России значительно расширился, в театр пришла новая публика. На сцене русского театра игрались сменявшие друг друга переведенные на русский язык и переделанные на российские нравы иностранные пьесы, а новому зрителю, требовались пьесы о российской жизни, о себе.
Это было особенное время, когда появилась прослойка трудовой интеллигенции, в театр пришло разбогатевшее купечество, прежний репертуар перестал удовлетворять запросы зрителей. Александр Николаевич Островский был первым, кто уловил эти перемены в социальном устройстве общества, уловил комическую и драматическую суть глубокого разрыва между действительно образованными людьми и новоиспеченными богатеями, убежденными, что количество нажитых денег вполне позволяет им считаться и образованными, и передовыми представителями российского общества.
показать не только характеры действующих лиц, но и обстоятельства, их формирующие.
В пореформенной действительности драматург не видел героя, способного вступить в драматическую борьбу и тем самым обеспечить себе сочувствие зрителя. Большинство героев его пьес либо черствые, преуспевшие наживе дельцы, занятые только обогащением, либо циничные прожигатели жизни, способные на самые низкие и бесчеловечные поступки ради возможности хоть как-то улучшить свое положение, либо мечтатели- идеалисты, абсолютно не способные противостоять жестоким правилам жизни. Такие персонажи не могли стать центром драматического действия, таким центром в драматургии Островского становится женщина.
Героини пьес драматурга - его современницы, которые в силу существующих в ту пору общественных порядков не может быть субъектом драматической борьбы, а только ее объектом. Своеобразие построения большинства драм и комедий Островского в том и состоит, что женщина в них оказывается объектом борьбы, которая вокруг нее закипает. Главная роль героинь пьес Островского— позволить проявиться характерам остальных участников действия, а уже через них - основным законам и нравам своего времени. Противостояние идет, скорее, между героинь и средой, между стихийными внутренними стремлениями и представлениями о жизни, навязанными средой, власть которых зачастую оказывается сильнее искренних душевных порывов.
Благодаря глубине проникновения в национальный характер и силе реалистического обобщения Островский сумел создать целую галерею женских образов - типичных представительниц купеческо-мещанского сословия, с разными характерами, мечтами, привычками, представлениями о счастье, но одинаково бесправных и не защищенных от бессмысленного, мрачного быта.
Тема настоящего исследования: «Женские образы в драме «Гроза» А.Н.Островского».
Объект исследования - драматургия Островского.
Предмет исследования: конкретные женские образы в драматургии А.Н. Островского.
Цель исследования: раскрыть особенности типологии женских образов в драме «Гроза» А.Н.Островского, выявить типическое в системе женских образов, представленных в драматургии Островского, определить основные приемы художественного изображения героинь пьес, позволяющие не только наиболее полно раскрыть их внутренний мир и личностные особенности, но и создать обобщенный образ человеческой индивидуальности, существующей в характерной для второй половины XIX века купеческо-мещанской среде.
Цель определяет следующие задачи:
1. Определить основной замысел драматургии А.Н.Островского.
2. Раскрыть конкретные женские судьбы в драме «Гроза» драматурга -новатора.
3. Охарактеризовать женские образы.
Актуальность исследования заключается в том, что и в современном мире проблема нравственности общества стоит достаточно остро, что порождает уродливые, но ставшие уже типичными для нашего времени явления. Расслоение общества, жестокость нравов, стремление к обогащению любой ценой, утрата ценностных ориентиров ведут к обесцениванию достоинства человеческой личности, к необоснованному возвышению одних и унижению других, что позволяет по достоинству оценить проблематику драматургии Островского и почти через полтораста лет глубже понять замыслы писателя, его тревогу и боль за свой народ.
Новизна исследования - в попытке выявить основные художественные приемы и методы драматурга, позволяющие ему представить результаты углубленного и кропотливого исследования современной ему социальной действительности как фактора, формирующего типичные для того времени идеалы и ценности, которые, в сою очередь, формируют типичные нравы и типичные образы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать ее на уроках и факультативных занятиях по литературе, на семинаре, посвященных теме русской драматургии.
Основной базой для исследования стали пьесы А.Н.Островского, а также связанный с его творчеством круг литературоведения, представленный такими авторами, как Н.В.Анненков, А.И.Журавлева, С.В.Васильев,Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Г.И.Владыкин, А.Л.Штейн, А.А.Лебедев, Е.Г.Холодов и др., а также учебники по истории и теории литературы, словари и справочники.
Методы исследования: биографический, филологический анализ текста, сравнительно-сопоставительный.
В структуру дипломной работы входят: введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении дана краткая характеристика драматургии А.Н.Островского, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, дано обоснование актуальности, новизне и практической значимости работы, представлены источники и методы исследования.
Первая глава посвящена исследованию проблематики драматургии А.Н.Островского и его основного замысла, раскрывающегося в сплаве двух жанровых начал - драматического и комического. В ней рассмотрены трагические конфликты и проблемы провинциальной жизни России, среди которых наиболее популярными и злободневными в то время являлись проблемы свободы чувств, семейных устоев, эмансипации женщины, что и обусловило создание драматургом целой галереи женских образов.
Во второй главе рассматривается типология женских образов в драме «Гроза» А.Н.Островского, в котором представлены типичные для воссозданной в них социальной среды и исторического времени женские характеры, исследуются художественные методы и приемы, позволяющие драматургу полно и реалистично воссоздать жизненную обстановку и моральные устои купеческо-мещанского сословия.
В заключении представлены выводы, сделанные в результате исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Женщины - предмет особого внимания драматурга Островского, он является одним из первых писателей, поднявшим проблему тяжелейшего их положения в российском обществе. Выведенные им типы женщин поражают своим разнообразием при очевидной схожести судеб. Могла ли женщина в пост крепостнической России мечтать хоть о каких-то правах? Нет. И бесправием женщин беззастенчиво пользуются даже самые близкие люди.
Исследованные в настоящей работе женские образы позволяют сделать вывод о причинах рабского положения женщин в России XIX века. Это, во- первых, в большинстве своем необразованное, далекое от передовых идей общество, в которой процветают тирания одних и безропотная покорность других. Процветающая убежденность, что женщина должна уметь угождать мужу, который в доме властелин и хозяин, покорно выполнять волю родителей и в строгом соответствии с суровыми законами домостроя воспитывать детей.
Необразованность, затворническая жизнь женщины, ее неспособность и невозможность обеспечивать себя самостоятельно делают ее зависимой от воли мужчин- кормильцев, что уже формирует убеждение в его праве на власть. Деспотизм в семье - результат бесконечного желания хоть как-то утвердить свою значимость. Унижаемая мужем или отцом женщина стремится унизить и подавить волю своих детей, пока в силах властвовать над ними. Дети с малых лет видят отношения взрослых между собой и устанавливают уроки подавления слабого сильным.
Есть в многочисленных типах женщин, выведенных на сцену Островским, общее - все они продукт «обстоятельств жизни», лишенной созидательного содержания, светлого начала и благородных целей.
Исследуя архаические формы быта и семейных отношений купеческо-мещанского быта, Островский поднимает острейшую проблему российского общества - бесправное положение в нем женщины. Он стал первым из русских драматургов, создавших целую галерею женских образов и описавших столь достоверно и подробно типы женщин. На сцене зритель видит старых и молодых купчих, обедневших дворянок, девушек на выданье, матушек и тетушек, свах и кухарок и все они - типичные представительницы своего сословия, социального положения, заложницы жизненных обстоятельств, порождение самой среды, в которой и могут появляться такие типы.
Островского упрекали в стремлении «выставить на позор грязные пятна российской» жизни, в сгущении красок, в отсутствии истинно поэтического таланта, но он вновь и вновь обращался к теме положения женщин в обществе, без жалостно обличая закоснелость взглядов, слепое поклонение исстари заведенным законам, требующим от женщины полного отречения от личных прав и свободы на мысль, личное чувство, самостоятельный выбор. Существование в подобной среде не может не вызывать протеста, но немногие решаются на него, а те, кто решается, обречены на позор или гибель.
Героини пьесы островского обычные люди, в большинстве своем не только не решающиеся, а просто не способные подняться над пошлой отжившей свое средой. Но и в этих, на первый взгляд, бесцветных лицах драматург находит яркие типические черты: рабская покорность одних и способность как-то приноровиться к бесчеловечным условиям других; безропотное подчинение воле старших и наивность представлений - общая черта многочисленных девушек на выданье; алчность, угодничество и лицемерие помогают выживать и благоденствовать свахам; матушки, тетушки, свекрови больше всего боятся дать волю молодым, поэтому надзирают, запрещают, запирают и наказывают молодых девушек, чтобы избежать греха; многочисленные гадалки, пророчицы и ворожен кормятся тем, что разносят небылицы и умеют нагадать в удовольствие хозяйке, они одинаково невежественны, но достаточно хитры, чтобы быть вхожими в любой дом.
Сила художественного изображения Островского в реалистичности. И сама жизнь, и частные положения, и отдельные характеры, нашедшие воплощение в его драматургии, отличаются неподдельной истинностью.
Когда-то Добролюбов назвал главную героиню драмы “Гроза” Катерину “лучом света в темном царстве”. Еще раньше, анализируя пьесы Островского,созданные в первой половине 60-х гг, “Свои люди — сочтемся”, “Не в свои сани не садись”, “Не так живи, как хочется”, “Бедность не порок”, он определил и само понятие “темного царства” — для критика оно было синонимом патриархального уклада жизни, в наибольшей степени сохранявшегося именно в среде русского купечества. Катерина, по мнению Добролюбова, не принадлежит к атому миру и всецело противопоставлена ему, и потому из всех женских персонажей в драме, да и не только женских, лишь она одна является персонажем положительным. Добролюбов создал черно-белую картину “темного царства”, в котором нет и не может быть ничего положительного, светлого, и противопоставил женские персонажи друг другу по принципу их принадлежности или непринадлежности этому миру. Но устраивала ли Островского подобная трактовка, был ли он согласен с определением понятия “темное царство” и противопоставлением действующих лиц под углом зрения Добролюбова? Думаю, что такая точка зрения была упрощением той картины, которую создал драматург.
Из полудесятка женских персонажей “Грозы” на первом плане, несомненно, характеры Марфы Игнатьевны Кабановой и ее невестки Катерины.
Это два основных, во многом противоположных образа, которые в значительной мере формируют взгляд читателя и зрителя на весь мир, обозначенный Добролюбовым как темное царство. Как видно, Островский, в отличие от Добролюбова, не выводит Катерину за пределы патриархального мира, мало того” она немыслима без него. Разве можно представить Катерину без искреннего и глубокого религиозного чувства, без ее воспоминаний о родительском доме, в котором, вроде бы, все то же самое, что и в доме
Кабановых, да не то, представить ее без ее певуче-песенного языка? Катерина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха. Стоит сравнить их слова и действия. Речь Кабанихи нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается обычаев и порядков старины, которые она яростно защищает. Кабаниха во всем опирается на авторитет старины, который представляется ей незыблемым, и ждет того же от окружающих. Ошибочно полагать, что Кабаниха подобно Дикому принадлежит к типу самодуров. Такая “самодурная пара” в драме была бы избыточной, а Островский не повторяется, каждый его образ — художественно уникален.
Дикой психологически гораздо примитивнее, чем Марфа Игнатьевна, он больше соответствует типу самодура, открытому Островским в его ранних пьесах; Кабанова значительно сложнее. Ни одно из ее требований не продиктовано ее прихотью или капризом; она требует только неукоснительного соблюдения порядков, установленных обычаем и традициями. Эти обычаи и традиции заменяют ей юридические законы, диктуют незыблемые моральные правила. Сходным образом относится к традициям и Катерина, для нее эти обычаи и традиции, эти правила — святое, но в ее речи и поведении и в помине нет мертвенности Кабанихи, она очень эмоциональна, и традицию она тоже воспринимает эмоционально, как нечто живое и действенное. Переживания и чувства Катерины отражаются не только в ее словах - образ этот сопровождается многочисленными авторскими ремарками; в отношении Кабанихи Островский куда менее многословен.
Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными.
Можно сказать, что Кабаниха в “Грозе” (так же, как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.
Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру — в его первоначальном значении — в гораздо большей степени, чем Кабаниха, Дикой и все остальные персонажи драмы. Художественное назначение последних — обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многосторонне, насколько это возможно. Так, Варвара идет по линии наименьшего сопротивления — приспосабливается к ситуации, принимает “правила игры” в “темном царстве”, в котором всё построено на обмане и видимости. Она научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу: “делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.
В Феклуше представляет собой еще один аспект в изображении умирающего патриархального мира: это невежество, стремление по-своему объяснить непонятное, причем объяснить так, чтобы немедленно обнаружилось превосходство своего, то есть превосходство защищаемых догм. Феклуша — жалкое подобие древних странниц, которые когда-то бродили по Руси и были распространительницами новостей, источником чудесных сказаний и особой одухотворенности. В “темном царстве” диких в Феклуше тоже нуждаются, но не за этим: Глаше, девке в доме Кабановой, она нужна для того, чтобы удовлетворить естественное любопытство и скрасить скуку однообразной жизни, Кабанихе — чтобы было кому посетовать на губительные перемены и утвердиться в превосходстве своего перед всем иноземным. Этот образ стал почти фарсовым, не способным вызвать в читателе и зрителе никаких положительных эмоций.
Итак, всем женским характерам в драме “Гроза” отведено свое место системе персонажей с точки зрения их соотнесенности с образом “темного царства”, без любого из них этот образ был бы неполным или односторонним. Катерина представляет собой его лучшую сторону, существование которой не признавал или отвергал Добролюбов, Кабаниха, Варвара, Феклуша — типы характеров, ярко проявляющихся на этапе разложения какого-либо жизненного уклада как симптомы его глубокого кризиса. Ни одно качество, присущее им. не является органической чертой патриархального мира. Но этот мир выродился, патриархальные законы определяют взаимоотношения людей по инерции, этот мир обречен, ибо он сам убивает все лучшее, что он создал



1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение.- Изд. 7-е, доп. и испр.- М.: Просвещение, 1979.
2. Андреева Н.В. Великие писатели России.- М.: Мысль, 1998.
3. А.Н.Островский в русской критике: Сборник статей.- Изд. 2-е, доп.- М.: Худож. лит., 1963.
4. А.Н.Островский в воспоминаниях современников.- М.: Худож.лит., 1966.
5. А.Н.Островский—драматург /Под общ. ред. Вл. Филлипова.- М.: Сов. Писатель,1946.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет.- М.: Худож.лит., 1975.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искуство, 1979.
8. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины.- Учеб. пособие / Под ред. Л.В.Чернец,- М.: Просвещение, 1989.
9. Виноградов В.В. О языке художественной литературы.- Спб.: Академия, 1998.
10. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1966.
11. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века. / Ред. и сост. В.И.Новикова.- М.: Олимп. АСТ, 1996.
12. Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- М.: Просвещение, 1995.
13. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература.- М.: Наука, 1978.
14. Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб.пособие для филолог.спец.пед. ин- тов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 1985.
15. Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике: Сб.статей. / Сост., авт.вступ.статьи и комментариев Сухих И.Н.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1960.
16. История русской литературы в 4-х томах, Под ред. Е.ШСуттрнянеЕОЙ,- Л.:Гослитиздат, 1981.- Тм. 1-4.
17. История русской литературы XI-XX веков: Краткий очерк. / Отв.ред. А.С. Курилов.- М.: Наука, 1983.
18. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах.- М.: Учпедизд, 1964.
19. Кургинян М.Ю. Драма // Теория литературы.- М.: Учпедизд, 1964.
20. Кулешов В.И. Проблемы истории и теории литературы.- М.: Сов.писатель, 1972.
21. Коган Л.Р. Летопись жизни и творчества А.Н.Островского.- М.: Художественная литература, 1953.
22. Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие.- Л.: Наука, 1976.
23. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Под ред. А.Н.Николюкина.-М.: Интелвак, 2001.
24. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М.Кожевникова,
П.А.Николаева.- М.: Сов.энциклопедия, 1987.
25. Лапшин В.Я. А.Н.Островский.- 2-е изд., М.: Наука, 1982.
26. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVII- начало XIX века), Спб.: Искусство, 1994.
27. Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма.- М.: Айрис- пресс,2001.
28. Очерки истории театральной критики. Вторая половина Х1Хвека. / Под ред. А.Я Альтшуллера.- Л.: Искусство, 1976.
29. Островский А.Н. Пьесы. / Сост., вступ.ст., примечания А.И.Журавлевой.- М.: Детская литература, 2008.
30. Островский А.Н. Избранное. Пьесы.- М.: Просвещение, 1982.
31. Островский А.Н. Сочинения. Т. 2. Пьесы. 1962-1874.- М.: Худож.лит., 1987.
32. Островский А.Н. Пьесы.- М.: Детская литература, 1973.
33. Палиевский П.В. Русские классики.- М.: Худож.лит., 1987.
34. Поспелов Г.Н. Художественное и эстетическое.- М.: Просвещение, 1965.
35. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского.- М.: Просвещение, 1979.
36. Ревякин А.И. История русской литературы ХЕХ века. Первая половина.- М.:
Просвещение, 1981.
37. Русские писатели о литературном труде. ХУ1П-ХХ вв. В 4-х томах. / Под ред. Б.Мейлиха.- Л.: Сов.писатель.- Т. 1-4., 1954.
38. Русские драматурги XVIII- XIX вв. Монографические очерки в трех томах. / Под ред. Г.П.Макогоненко.- Т. 1-3.-Л.; М.: Искусство, 1959.
39. Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь.- Л.: Наука 1969.
40. Северикова Н.М. Литература: Учебное пособие.- М.: Высш.шк., 1981.
41. Теория литературы: Учебное пособие для студ.филол.фак.: В 2-х т. / Под ред. Н.Д.Тамарченко.- Т. 2.- М.: Академия, 2004.
42. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.- 4-е изд.,- М.: Просвещение, 1971.
43. Фролов В.В. Судьбы жанров драматургии.- М.: Сов.писатель, 1979.
44. Хализев В.Е. Драма как род литературы.- М.: Высш.шк., 1986.
45. Холодов Е.Г. Драматург на все времена.- М.: Просвещение, 1975.
46. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М.: Просвещение, 1976.
47. Чернышевский Н.Г. О классиках русской литературы.- М.: Детская лит., 1971.
48. Штейн А.Л. Мастер русской драмы.- М.: Просвещение, 1973.
49. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков.- М.: Сов.писатель, 1988.
50. Эйхенбаум Б.М. Русские драматурги.- Л.; М.: Наука, 1961.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ