ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: В СРАВНЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, КАМЧАТСКОГО КРАЯ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России 6
1.1. Понятие и значение малого и среднего предпринимательства в
национальной экономике 6
1.2. Роль государственного регулирования малого и среднего бизнеса для
развития экономики страны 13
Г лава 2. Анализ состояния развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в исследуемых регионах 22
2.1. Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса в регионах России 22
2.2. Оценка существующих программ по развитию малого и среднего бизнеса
в регионах России 43
Глава 3. Разработка рекомендаций по государственному регулированию малого и среднего бизнеса 62
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса 62
3.2. Рекомендации по развитию малого и среднего бизнеса в регионах России 66
Заключение 79
Библиографический список 81
Глава 1. Теоретические аспекты изучения государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России 6
1.1. Понятие и значение малого и среднего предпринимательства в
национальной экономике 6
1.2. Роль государственного регулирования малого и среднего бизнеса для
развития экономики страны 13
Г лава 2. Анализ состояния развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в исследуемых регионах 22
2.1. Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса в регионах России 22
2.2. Оценка существующих программ по развитию малого и среднего бизнеса
в регионах России 43
Глава 3. Разработка рекомендаций по государственному регулированию малого и среднего бизнеса 62
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса 62
3.2. Рекомендации по развитию малого и среднего бизнеса в регионах России 66
Заключение 79
Библиографический список 81
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого и среднего предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ, касающихся развития и поддержки малого и среднего сектора на уровне государства.
Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого и среднего бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый и средний бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые и средние предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый и средний бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Проблема изучаемой темы объяснима наличием противоречий между необходимостью регулирования малого и среднего предпринимательства и недостаточной теоретической квалификации тех, кто данной темой занимается.
Целью данной работы является анализ государственного регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, Камчатском крае и в Амурской области.
Поставлены следующие задачи исследования, для реализации выявленной цели:
1) дать определение термина «малый и средний бизнес;
2) проанализировать роль малого и среднего бизнеса в экономике России;
3) определить какую роль играет государственное регулирование малого и среднего бизнеса в национальной экономике;
4) проанализировать динамику изменений основных показателей состояния развития малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации;
5) провести оценку существующих программ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса;
6) проанализировать основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в регионах России;
7) разработать рекомендации по развитию малого и среднего бизнеса в России.
Объектом исследования является малый и средний бизнес.
Предметом выступает государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, Камчатском крае и в Амурской области.
Вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса интересовали отечественных и зарубежных ученых, например, таких как В.Д. Блюменфельд, С.З. Жилинский и другие. Проблемы предпринимательства анализируются в трудах таких авторов, как Г.Ю. Касьянова, Е.А. Котко.
В виде теоретико-методологической основы исследования был использован системный подход, который позволяет раскрыть структурные связи в сложных системах. Для детального анализа использовались экономико-статистические методы сбора и обработки информации - группировка, сравнение, методы экспертных оценок, методы эмпирического анализа и синтеза.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе речь идет об определении понятия «малый и средний бизнес», о его значении в развитии государственной экономики. Так же говориться о роли государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России.
Во второй главе приводятся результаты исследования динамики развития малого и среднего бизнеса в регионах России, а также - проводится анализ существующих государственных программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
В третьей главе рассматриваются проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и выносятся рекомендации по развитию малого и среднего бизнеса в регионах России.
В заключении содержатся основные выводы по работе, сделанные в процессе изучения специальной литературы и статистических данных.
Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого и среднего бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый и средний бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые и средние предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый и средний бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Проблема изучаемой темы объяснима наличием противоречий между необходимостью регулирования малого и среднего предпринимательства и недостаточной теоретической квалификации тех, кто данной темой занимается.
Целью данной работы является анализ государственного регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, Камчатском крае и в Амурской области.
Поставлены следующие задачи исследования, для реализации выявленной цели:
1) дать определение термина «малый и средний бизнес;
2) проанализировать роль малого и среднего бизнеса в экономике России;
3) определить какую роль играет государственное регулирование малого и среднего бизнеса в национальной экономике;
4) проанализировать динамику изменений основных показателей состояния развития малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации;
5) провести оценку существующих программ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса;
6) проанализировать основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в регионах России;
7) разработать рекомендации по развитию малого и среднего бизнеса в России.
Объектом исследования является малый и средний бизнес.
Предметом выступает государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан, Камчатском крае и в Амурской области.
Вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса интересовали отечественных и зарубежных ученых, например, таких как В.Д. Блюменфельд, С.З. Жилинский и другие. Проблемы предпринимательства анализируются в трудах таких авторов, как Г.Ю. Касьянова, Е.А. Котко.
В виде теоретико-методологической основы исследования был использован системный подход, который позволяет раскрыть структурные связи в сложных системах. Для детального анализа использовались экономико-статистические методы сбора и обработки информации - группировка, сравнение, методы экспертных оценок, методы эмпирического анализа и синтеза.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе речь идет об определении понятия «малый и средний бизнес», о его значении в развитии государственной экономики. Так же говориться о роли государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России.
Во второй главе приводятся результаты исследования динамики развития малого и среднего бизнеса в регионах России, а также - проводится анализ существующих государственных программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
В третьей главе рассматриваются проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и выносятся рекомендации по развитию малого и среднего бизнеса в регионах России.
В заключении содержатся основные выводы по работе, сделанные в процессе изучения специальной литературы и статистических данных.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
В процессе написания работы нами было рассмотрено определение понятия «малый и средний бизнес», проанализирована его роль в развитии экономики государства. На основании проведенного анализа, мы можем сделать вывод, что малый и средний бизнес является крайне важным для развития государственной экономики, так как он создает т.н. «средний класс», который является ядром стабильной экономики. Кроме этого, нами была рассмотрена роль государственного регулирования в развитии малого и среднего бизнеса, после чего мы пришли к выводу, что государственное регулирование в данной сфере необходимо, однако в России оно требует существенных реформ, т.к. в данный момент направленно больше на сдерживание развития малого и среднего бизнеса, чем на его стимуляцию.
Так же мы проанализировали динамику изменений основных показателей состояния развития малого и среднего предпринимательства на Камчатском крае, в Амурской области и в Республике Татарстан. На основании проведенного анализа, мы можем сделать вывод, что среди исследуемых регионов, в Республике Татарстан состояние малого и среднего бизнеса намного лучше, чем в двух других регионах. Подобная ситуация объяснилась во втором пункте второй главы, при анализе государственных программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. После подробного рассмотрения данных программ в трех регионах, мы можем сделать вывод, что в Республике Татарстан крайне серьезно и компетентно относятся к развитию малого и среднего бизнеса, тогда как в Амурской области и на камчатском крае еще не до конца поняли его важную роль в развитии экономики региона.
Кроме того, мы рассмотрели и проанализировали основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в исследуемых регионах в частности, и в России в целом. Так же, на основе проведенного нами анализа статистических данных и изученных проблем развития, нами был выдвинут ряд рекомендаций по увеличению эффективности управления развитием малого и среднего предпринимательства в рассмотренных регионах.
На основании всего перечисленного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. малого и среднего бизнеса обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
В процессе написания работы нами было рассмотрено определение понятия «малый и средний бизнес», проанализирована его роль в развитии экономики государства. На основании проведенного анализа, мы можем сделать вывод, что малый и средний бизнес является крайне важным для развития государственной экономики, так как он создает т.н. «средний класс», который является ядром стабильной экономики. Кроме этого, нами была рассмотрена роль государственного регулирования в развитии малого и среднего бизнеса, после чего мы пришли к выводу, что государственное регулирование в данной сфере необходимо, однако в России оно требует существенных реформ, т.к. в данный момент направленно больше на сдерживание развития малого и среднего бизнеса, чем на его стимуляцию.
Так же мы проанализировали динамику изменений основных показателей состояния развития малого и среднего предпринимательства на Камчатском крае, в Амурской области и в Республике Татарстан. На основании проведенного анализа, мы можем сделать вывод, что среди исследуемых регионов, в Республике Татарстан состояние малого и среднего бизнеса намного лучше, чем в двух других регионах. Подобная ситуация объяснилась во втором пункте второй главы, при анализе государственных программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. После подробного рассмотрения данных программ в трех регионах, мы можем сделать вывод, что в Республике Татарстан крайне серьезно и компетентно относятся к развитию малого и среднего бизнеса, тогда как в Амурской области и на камчатском крае еще не до конца поняли его важную роль в развитии экономики региона.
Кроме того, мы рассмотрели и проанализировали основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в исследуемых регионах в частности, и в России в целом. Так же, на основе проведенного нами анализа статистических данных и изученных проблем развития, нами был выдвинут ряд рекомендаций по увеличению эффективности управления развитием малого и среднего предпринимательства в рассмотренных регионах.
На основании всего перечисленного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. малого и среднего бизнеса обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.



