Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №52967

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы164
Год сдачи2016
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
458
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «толерантность».. ..9
1.2 Возрастные особенности формирования толерантности у подростков 16
1.3 Формы и методы формирования толерантности у подростков 25
Выводы по 1 главе 35
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента 41
2.3 Разработка и реализация программы формирования толерантности у подростков 63
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности программы формирования толерантности у подростков 69
Выводы по 2 главе 99
Заключение 101
Список литературы 104
Приложения

Актуальность проблемы исследования. Сегодня проблема толерантности является одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых во всем мире. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. Толерантность, как основа культуры общения, на сегодняшний момент является необходимым условием взаимопонимания и единения внутри общества с различными культурными традициями, религиозными и политическими убеждениями.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важных критериев понижения напряженности в социуме. Способность взять другую точку зрения становится одним из критериев человека, владеющего устойчивыми социальными и высоконравственными убеждениями, способного усваивать и перерабатывать новейшую информацию, способного к социальной адаптации и социальному творчеству. Актуализация проблем толерантности в контексте проблем современной интернациональной и русской реальности так же представлена в международных документах ООН «Декларации принципов терпимости» [14, с.113].
В связи с этим мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе. Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот
период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Именно в этот период особо прослеживается полярность психических проявлений: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость. Так, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении - желанием уединиться; «развязанность» в поведении - застенчивостью; романтизм - цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость - жестокостью.
В возрасте 12-15 лет происходит формирование мотивационно-ценностной жизненной платформы, собственных взглядов, убеждений, умения оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства других, ответственности за свои поступки. Именно в подростковом возрасте обретаются пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Анализ современных исследований различных аспектов толерантности как философской, социальной и психолого-педагогической проблемы показывает, что интерес к обозначенной проблеме все более возрастает.
Количество публикаций по проблеме толерантности возросло в последние годы, однако, ее осмысление осуществлялось еще, Ф. Вольтером [9], В. Соловьевым [37], и др.
Имеется ряд исследований в области философии (Б.С. Гершунский [11], В.А. Лекторский [21]), социологии (Н.С. Ладыжец [19], М.С. Мацковский [26]).
Проблема формирования толерантности в целостном педагогическом процессе исследовалась отечественными психологами и педагогами в различных аспектах: гуманитарные дисциплины как средство формирования толерантности (В.А. Лекторский [21], Н.Д. Никандров [28] и др.); общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А.Г Асмолов [1], В.В.Глебкин [12], и др.); этническая толерантность (Н.И.Лебедева [20], Г.У Солдатова [36] и др.).
Однако, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, позволяет констатировать противоречие исследования между объективной потребностью общества в толерантных людях, относящихся терпимо к другому человеку, лояльных в оценке поступков и поведения других людей, готовых к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия и недостаточной теоретической разработанностью содержания, форм и методов формирования толерантности у подростков в контексте современной теории и практики обучения и воспитания.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования толерантности у подростков?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование толерантности у подростков».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование толерантности у подростков.
Объект исследования - процесс формирования толерантности у подростов.
Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования толерантности у подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования толерантности у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «толерантность»;
- учитывать возрастные особенности формирования толерантности у подростков;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Давайте жить дружно!».
В соответствии выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «толерантность».
2) Выявить возрастные особенности формирования толерантности у подростков.
3) Изучить формы и методы формирования толерантности у подростков.
4) В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования толерантности у подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования
- эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «толерантность», «толерантное поведение» (А. Асмолов [1], С.Л. Братченко [6], Н.М. Лебедева [20], А. Погодина [31], А.П. Садохин [33]), теории развития личности (JI.C. Выготский [10], А.Н. Леонтьев [22], А.В. Петровский [30]).
Опытно экспериментальную базу исследования составили учащиеся 6 «А» и 6 «Б» классов Гимназии №40 города Казани в составе 43 человек в возрасте 12-13 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три взаимосвязанных этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования толерантности у подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялись систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования толерантного поведения у подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Давайте жить дружно!».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Давайте жить дружно!» может использоваться в практике образовательных учреждений психологами и социальными педагогами с целью формирования толерантности у детей подросткового возраста.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на итоговой научно-практической конференции студентов Казанского федерального университета, секция «Актуальные проблемы социального становления личности», диплом 2 степени, нашли отражение в публикациях научных статей и тезисов: «Формирование толерантности у подростков» (сборник Актуальные проблемы педагогики и психологии, вып. 19 - в печати), «Формирование толерантности у подростков» (сборник по итогам научно-практической конференции студентов КФУ 2016).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Сегодня проблема толерантности является одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых во всем мире. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. Толерантность, как основа культуры общения, на сегодняшний момент является необходимым условием взаимопонимания и единения внутри общества с различными культурными традициями, религиозными и политическими убеждениями. В нашей работе мы придерживаемся определения А.Г. Асмолова «толерантность» - это уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.
2. В возрасте 12-15 лет происходит формирование мотивационно-ценностной жизненной платформы, собственных взглядов, убеждений, умения оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства других, ответственности за свои поступки. Именно в подростковом возрасте обретаются пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Анализ современных исследований различных аспектов толерантности как философской, социальной и психолого-педагогической проблемы показывает, что интерес к обозначенной проблеме все более возрастает.
3. Нами были рассмотрены различные формы и методы формирования толерантности у подростков: рассказ, беседа, дискуссия, тренинг, ролевая игра, классные часы, круглый стол.
4. Исследование проводилось на базе Гимназии № 40 города Казани Республики Татарстан. В исследовании приняли участие учащиеся 6 «А» и 6 «Б» классов, в составе 43 человек, в возрасте 13-14 лет. Эксперимент проводился в течение 4 месяцев (декабрь 2015 года - март 2016 года). 1 выборка - учащиеся 6 «А» класса (20 человек) (ЭГ). 2 выборка - учащиеся 6 «Б» класса» (23 человека) (КГ).
5. Нами были определены уровни толерантности, этнической толерантности, толерантности как черты личности, социальной толерантности по методике «Индекс толерантности», уровень терпимости, уважения к чужому мнению по методике «Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению», уровень эмпатии «Диагностика способности к эмпатии» у экспериментальной и контрольной группы.
На основании изученного материала по формированию толерантности у подростков, нами была разработана и реализована комплексная программа «Давайте жить дружно!». Цель программы: формирование толерантности у подростков.
6. С экспериментальной группой были проведены формирующие мероприятия, подразумевающие внедрение и апробацию программы на практике. После формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный замер. Полученные данные дают основания говорить о том, что система разработанных мероприятий по формированию толерантности способствовала повышению общей толерантности, этнической толерантности, толерантности как черты личности, эмпатии, терпимости, уважения к чужому мнению.
7. В ходе опытно-экспериментальной работы выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась. Мы доказали эффективность программы «Давайте жить дружно!», которая предполагает использование различных форм и методов. Программа действительно является эффективным средством по формированию толерантности у подростков, так как результаты показали положительную динамику и результативность программы «Давайте жить дружно!», что свидетельствует об эффективности проведенной работы. В результате применения t-критерия Стьюдента для независимых выборок мы выяснили, что существуют достоверные различия между средними значениями показателей общей толерантности Гмп = 2,4 при Гр = 2,02p<0.05 tKp = 2,7p<0.01, этнической толерантности t3Mn = 2,9 при tKp = 2,02 p<0.05 tKp =2,7 p<0.01, толерантности как черты личности t3Mn = 2,7 при tKp = 2,02p<0.05 tKp = 2,7p<0.01, терпимости уважения к чужому мнению t3Mn = 3.6 при ^р =2.2 p<0.05 tкp = 2.7 p<0.01, способности к эмпатии 13мп = 2.9 при ^р = 2.02 p<0.05 tкp = 2.7 p<0.01 в экспериментальной и контрольной группе после эксперимента. Наша гипотеза подтвердилась.



1. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Г. Асмолов // Вопросы толерантности. - 2011. - № 24. - С.61-63.
2. Аристотель. Никомахова этика // общ. ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1984. - 294 с.
3. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Пегас, 2013. - 207 с.
4. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2011. - 412 с.
5. Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Ребер. - М.: АСТ, 2001. - 512 с.
6. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева. - М., 2013. - 308 с.
7. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании / С. Л. Братченко. - Красноярск: Фром, 2013. - 104 с.
8. Вербицкий А.А. Психологические особенности контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - М.: Просвещение, 2011. - 51 с.
9. Вольтер Ф. Трактат о толерантности / Ф. Вольтер. - Москва, 1763. - 128 с.
10. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2013. - 1008 с.
11. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Варгус, 2012 - 512 с.
12. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. История древнего мира [Электронный ресурс] / В.В. Глебкин. - М.: Добросвет, 2011. - 256 с. - Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/ancient/e gprostr.htm
13. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности / И.Б. Гриншпун. - М.: Сфера, 2012. - 312 с.
14. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: Изд-во МГУ - 2001 . - № 5. -С.113-154
15. Дереклеева З.М. Справочник классного руководителя / З.М. Дереклеева. - М.: Просвещение, 2014 - 240 с.
16. Ефремкина И.Н. Особенности проявлений толерантности у подростков в различных социокультурных условиях проживания / И.Н. Ефремкина. - М.: Варгус, 2011. - 328 с.
17. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность / Д. В. Зиновьев // Парадигма. - 1998. - № 1. - С. 40-44
18. Кочергина З.А. Современные дискуссии по проблеме толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / отв. ред. С. К. Бондырева. - М.: МОДЭК, 2002. - С. 40-50
19. Ладыжец Н.С. Университетское образование. Идеалы, цели, целостные ориентации / Н.С. Ладыжец. - Ижевск: Изд-во Удм. унта, 2010. - 256 с.
20. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ / Н.М. Лебедева. - М.: МГУ, 2012. - 123 с.
21. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме /
В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 2009. - № 11. - С.44-45
22. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 304 с.
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /А.Е. Личко. - М.: Сфера, 2012. - 209 с.
24. Локк Дж. Послание о веротерпимости / Дж. Локк // Локк Дж. Сочинения в 3-х т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - С. 91-94
25. Малашихина И.А. Педагогика детства / И.А. Малашихина. - М.: Гардарики, 2011. - 179 с.
26. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования / М.С. Мацаковскицй. - М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2014. - 286 с.
27. Мириманова М.С. Конфликтология: учеб. пособие / М.С. Мириманова. - М.: Академия, 2013. - 318 с.
28. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров. - М.: Варгус, 2011. - 147 с.
29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.
30. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2013. - 209 с.
31. Погодин А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл,
программа / А.А. Погодин. - М.: Гардарики, 2004. - 321 с.
32. Ракитов A.M. Философские проблемы науки: системный подход /
A. М. Ракитов. - М.: Просыещение, 2014. - 51 с.
33. Садохин А.П. Этнология: учебник / А.П. Садохин. - М.: Гардарики, 2012. - 132 с.
34. Смирнова Е.О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования / под ред.
B. С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - 345 с.
35. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. - М.: Академический проект, 2004. - 861 с.
36. Солдатова Г.У. Психология межличностной напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 2012. - 356 с.
37. Соловьев B.C. Нравственная философия / В.С. Соловьев. - М.: Сфера, 2011. - 496 с.
38. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2011. - 208 с.
39. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина. - М.: Сфера, 2004. - 80 с.
40. Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шлет. - СПб.: Речь, 2013. - 213 с.
41. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М.: Школьная пресса, 1994. - 327 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ