ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты полового воспитания старшеклассников 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «половое воспитание» 9
1.2 Особенности полового воспитания старшеклассников 16
1.3 Формы и методы полового воспитания старшеклассников 22
Выводы по I главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня половой воспитанности старшеклассников 32
2.1 Организация и методики исследования 32
2.2 Изучение уровня половой воспитанности старшеклассников на
констатирующем этапе исследования 35
2.3 Педагогическое обеспечение процесса полового воспитания
старшеклассников 43
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня
половой воспитанности старшеклассников 49
Выводы по II главе 67
Заключение 69
Список литературы 71
Приложения 75
Глава1. Теоретические аспекты полового воспитания старшеклассников 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «половое воспитание» 9
1.2 Особенности полового воспитания старшеклассников 16
1.3 Формы и методы полового воспитания старшеклассников 22
Выводы по I главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня половой воспитанности старшеклассников 32
2.1 Организация и методики исследования 32
2.2 Изучение уровня половой воспитанности старшеклассников на
констатирующем этапе исследования 35
2.3 Педагогическое обеспечение процесса полового воспитания
старшеклассников 43
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня
половой воспитанности старшеклассников 49
Выводы по II главе 67
Заключение 69
Список литературы 71
Приложения 75
Актуальность проблемы исследования. С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики. До появления работ З. Фрейда считалось, что сексуальность у детей отсутствует, либо, признавая ее существование, исследователи предпочитали умалчивать об этом феномене, расценивая его как греховный и опасный [24].
Эти противоречивые взгляды сохраняются до сих пор, однако, по крайней мере, некоторые учителя и родители рассматривают развивающуюся сексуальность детей как нечто само собой разумеющееся и не вызывающее отрицательного отношения.
Это связано и со снижением возраста полового созревания (13-15 лет), а значит с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами.
За коротким словом «пол» кроется множество разных смыслов: родовая принадлежность, сексуальность, эротика, психологические особенности и социальные отношения мужчин и женщин и т.д. Понятие пола окружено ореолом особой значимости и некоей таинственности. Едва ли можно найти какую-то другую сторону жизни, которая бы так тесно переплеталась со всеми остальными, о которой мы знаем так много и, вместе с тем, так мало, в обсуждении которой так трудно быть беспристрастным [14, с. 68].
Многие обходят данную тему, несмотря на то, что разъяснение вопросов касающихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной направлено на воспитание социально здоровой зрелой личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, способной к созданию собственной семьи, осознающей свою половую принадлежность и принимающую ее.
По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространенное мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, доказывает несправедливость такого мнения.
Постоянно возрастающая острота проблемы вызвала повышенное внимание к ней со стороны философов, социологов, психологов, медиков, педагогов, демографов (Л.А. Богданович[5], С.И. Голод[9], Р.Г. Гурова [10], Ю.Б. Рюриков [28], А.Г. Харчев [34]) указывают на социальную необходимость решения проблем полового воспитания и в связи с этим дифференцированного подхода в воспитании юношей и девушек.
Именно в юношеском возрасте у человека не только формируется сексуальность, но и активно вырабатывается свой (индивидуальный) образ жизни. И от того, как это происходит, в значительной степени зависит качество его последующей жизни (собственное здоровье, здоровье будущих детей, благополучие семьи и многое другое). Вот почему именно в данный период важно научить человека правильно управлять своей психикой и сексуальностью. Таким образом, актуальной становится задача полового воспитания детей юношеского возраста.
Принимая во внимание исследования в области семейной педагогики, сексуальности и культуры девушек и юношей, роли учителя, можно констатировать, что проблема полового воспитания, затрагивающая все эти направления, является системной проблемой.
Депопуляция населения, рост венерических и гинекологических заболеваний, половая распущенность, сексуальная агрессия молодежи обусловлена отклонениями в половой жизни, этим определяется проблема исследования - процессе полового воспитания старшеклассников в современной общеобразовательной школе и семье.
Однако осуществление системного подхода сдерживается неясностью содержания, форм и методов полового воспитания старшеклассников.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия, требующее разрешения в поле нашего научного поиска, между необходимостью консолидации усилий общества, школы и семьи в вопросах полового воспитания молодёжи и отсутствием программы полового воспитания, отвечающей требованиям современности, предполагающей использование разнообразных форм и методов педагогического воздействия.
Данное противоречие выражается в форме научной проблемы исследования: каковы содержание, формы и методы полового воспитания старшеклассников?
Исходя из актуальности, противоречия и проблемы исследования, мы сформулировали тему исследования следующим образом: «Половое воспитание старшеклассников».
Цель исследования - выявить и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность содержания, форм и методов полового воспитания старшеклассников.
Объект исследования: процесс полового воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы полового воспитания старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс полового воспитания будет более эффективным, если:
- опираться на сущность, содержание, специфику полового воспитания;
- учитывать особенности полового воспитания старшеклассников;
- на основе выявленных форм и методов разработать и в опытно-экспериментальной работе реализовать программу «Откровенный разговор».
На основе предмета, объекта исследования, поставленной цели и гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «половое воспитание».
2. Выявить особенности полового воспитания старшеклассников.
3. Изучить формы и методы полового воспитания старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность содержания, форм и методов полового воспитания старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили подходы к половому воспитанию: культурологические и антропологические
воззрения о взаимосвязи правил поведения и половой принадлежности (П.А. Сорокин [31], С. Ричардсон [26], Г. Шурц [39]); психолого-педагогические труды, посвященные половому воспитанию (М.В. Золотухина [12], М. Хиглинг [35] и др.), работы, посвященные особенностям, психологии и физиологии юношеского возраста (И.С. Кон [22], Ф. Райс [25] и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент;
- методы количественного и качественного анализа данных; методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа № 51 города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие учащиеся 10 «А» класса в составе 27 человек в возрасте 16-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия со старшеклассниками с целью формирования у них основ полового воспитания.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования. На основании того, что половое воспитание - процесс формирования моральных норм поведения, связанных с интимной сферой человеческой жизни; нравственно здоровых отношений между полами, выявлены и научно обоснованы формы и методы полового воспитания старшеклассников, разработана и реализована на практике программа полового воспитания старшеклассников «Откровенный разговор».
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа «Откровенный разговор» может использоваться в практике образовательных учреждений психологами и социальными педагогами с целью формирования полового воспитания старшего школьного возраста.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложение.
Эти противоречивые взгляды сохраняются до сих пор, однако, по крайней мере, некоторые учителя и родители рассматривают развивающуюся сексуальность детей как нечто само собой разумеющееся и не вызывающее отрицательного отношения.
Это связано и со снижением возраста полового созревания (13-15 лет), а значит с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами.
За коротким словом «пол» кроется множество разных смыслов: родовая принадлежность, сексуальность, эротика, психологические особенности и социальные отношения мужчин и женщин и т.д. Понятие пола окружено ореолом особой значимости и некоей таинственности. Едва ли можно найти какую-то другую сторону жизни, которая бы так тесно переплеталась со всеми остальными, о которой мы знаем так много и, вместе с тем, так мало, в обсуждении которой так трудно быть беспристрастным [14, с. 68].
Многие обходят данную тему, несмотря на то, что разъяснение вопросов касающихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной направлено на воспитание социально здоровой зрелой личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, способной к созданию собственной семьи, осознающей свою половую принадлежность и принимающую ее.
По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространенное мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, доказывает несправедливость такого мнения.
Постоянно возрастающая острота проблемы вызвала повышенное внимание к ней со стороны философов, социологов, психологов, медиков, педагогов, демографов (Л.А. Богданович[5], С.И. Голод[9], Р.Г. Гурова [10], Ю.Б. Рюриков [28], А.Г. Харчев [34]) указывают на социальную необходимость решения проблем полового воспитания и в связи с этим дифференцированного подхода в воспитании юношей и девушек.
Именно в юношеском возрасте у человека не только формируется сексуальность, но и активно вырабатывается свой (индивидуальный) образ жизни. И от того, как это происходит, в значительной степени зависит качество его последующей жизни (собственное здоровье, здоровье будущих детей, благополучие семьи и многое другое). Вот почему именно в данный период важно научить человека правильно управлять своей психикой и сексуальностью. Таким образом, актуальной становится задача полового воспитания детей юношеского возраста.
Принимая во внимание исследования в области семейной педагогики, сексуальности и культуры девушек и юношей, роли учителя, можно констатировать, что проблема полового воспитания, затрагивающая все эти направления, является системной проблемой.
Депопуляция населения, рост венерических и гинекологических заболеваний, половая распущенность, сексуальная агрессия молодежи обусловлена отклонениями в половой жизни, этим определяется проблема исследования - процессе полового воспитания старшеклассников в современной общеобразовательной школе и семье.
Однако осуществление системного подхода сдерживается неясностью содержания, форм и методов полового воспитания старшеклассников.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия, требующее разрешения в поле нашего научного поиска, между необходимостью консолидации усилий общества, школы и семьи в вопросах полового воспитания молодёжи и отсутствием программы полового воспитания, отвечающей требованиям современности, предполагающей использование разнообразных форм и методов педагогического воздействия.
Данное противоречие выражается в форме научной проблемы исследования: каковы содержание, формы и методы полового воспитания старшеклассников?
Исходя из актуальности, противоречия и проблемы исследования, мы сформулировали тему исследования следующим образом: «Половое воспитание старшеклассников».
Цель исследования - выявить и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность содержания, форм и методов полового воспитания старшеклассников.
Объект исследования: процесс полового воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы полового воспитания старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс полового воспитания будет более эффективным, если:
- опираться на сущность, содержание, специфику полового воспитания;
- учитывать особенности полового воспитания старшеклассников;
- на основе выявленных форм и методов разработать и в опытно-экспериментальной работе реализовать программу «Откровенный разговор».
На основе предмета, объекта исследования, поставленной цели и гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «половое воспитание».
2. Выявить особенности полового воспитания старшеклассников.
3. Изучить формы и методы полового воспитания старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность содержания, форм и методов полового воспитания старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили подходы к половому воспитанию: культурологические и антропологические
воззрения о взаимосвязи правил поведения и половой принадлежности (П.А. Сорокин [31], С. Ричардсон [26], Г. Шурц [39]); психолого-педагогические труды, посвященные половому воспитанию (М.В. Золотухина [12], М. Хиглинг [35] и др.), работы, посвященные особенностям, психологии и физиологии юношеского возраста (И.С. Кон [22], Ф. Райс [25] и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент;
- методы количественного и качественного анализа данных; методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа № 51 города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие учащиеся 10 «А» класса в составе 27 человек в возрасте 16-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия со старшеклассниками с целью формирования у них основ полового воспитания.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования. На основании того, что половое воспитание - процесс формирования моральных норм поведения, связанных с интимной сферой человеческой жизни; нравственно здоровых отношений между полами, выявлены и научно обоснованы формы и методы полового воспитания старшеклассников, разработана и реализована на практике программа полового воспитания старшеклассников «Откровенный разговор».
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа «Откровенный разговор» может использоваться в практике образовательных учреждений психологами и социальными педагогами с целью формирования полового воспитания старшего школьного возраста.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложение.
Решая первую задачу исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы раскрыли сущность и содержание понятия «половое воспитание». В нашем исследовании мы согласны с определением А.Г. Хрипковой, Д.В. Колесова, которые считают, что половое воспитание - это процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола.
Решая вторую задачу, мы выявили такие особенности полового воспитания старшеклассников как:
1. Интенсивность полового влечения в этом возрасте чрезвычайно велика;
2. Сексуальная активность носит характер, прежде всего, экспериментирования с новой для подростка функцией, резко вмешивающейся в его переживания и отношения;
3. Переживание сексуального влечения в этом возрасте только отливается в форму зрелой эротики;
4. Реальность такова, что взрыв пубертатной сексуальности происходит при крайне не подготовленном сознания (из-за отсутствия должного полового воспитания и просвещения на более ранних этапах развития).
5. Сексуальность в этом возрасте ещё изолирована от других составляющих любви: сексуальное сознание только формируется и сексуальность ищет своё место.
Решая третью задачу, нами были изучены такие формы полового воспитания, как классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру.
Тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений, повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск.
Так же нами были изучены такие методы полового воспитания как: беседа, дискуссия, упражнение, игра, проблемная ситуация.
Решая четвертую задачу исследования, мы в опытно - экспериментальной работе проверили эффективность разработанной программы «Откровенный разговор». Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя общеобразовательная школы № 51»Вахитовского района г. Казани. В эксперименте приняли участие 27 учеников в возрасте (16-17 лет).
Диагностический инструментарий: методика «Половые отношения», методика «Распределения ролей в семье», методика «Поло-ролевые отношения» С.Бэма. Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия, упражнения, ролевые игры, проблемные ситуации.
По результатам исследования можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично, так как по девяти из четырнадцати шкалам методики «Распределение ролей в семье» мы получили значимые изменения. По методике «Половое отношение» так же мы получили значимые изменения, а по методике «Поло-ролевой опросник» С.Бэма изменения были в зоне не значимости. Следовательно, можно сделать вывод, что программа по половому воспитанию «Откровенный разговор» содержит эффективные формы и методы по половой воспитанности и может быть использована педагогами, психологами, социальными работниками в профессиональной деятельности.
Решая вторую задачу, мы выявили такие особенности полового воспитания старшеклассников как:
1. Интенсивность полового влечения в этом возрасте чрезвычайно велика;
2. Сексуальная активность носит характер, прежде всего, экспериментирования с новой для подростка функцией, резко вмешивающейся в его переживания и отношения;
3. Переживание сексуального влечения в этом возрасте только отливается в форму зрелой эротики;
4. Реальность такова, что взрыв пубертатной сексуальности происходит при крайне не подготовленном сознания (из-за отсутствия должного полового воспитания и просвещения на более ранних этапах развития).
5. Сексуальность в этом возрасте ещё изолирована от других составляющих любви: сексуальное сознание только формируется и сексуальность ищет своё место.
Решая третью задачу, нами были изучены такие формы полового воспитания, как классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру.
Тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений, повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск.
Так же нами были изучены такие методы полового воспитания как: беседа, дискуссия, упражнение, игра, проблемная ситуация.
Решая четвертую задачу исследования, мы в опытно - экспериментальной работе проверили эффективность разработанной программы «Откровенный разговор». Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя общеобразовательная школы № 51»Вахитовского района г. Казани. В эксперименте приняли участие 27 учеников в возрасте (16-17 лет).
Диагностический инструментарий: методика «Половые отношения», методика «Распределения ролей в семье», методика «Поло-ролевые отношения» С.Бэма. Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия, упражнения, ролевые игры, проблемные ситуации.
По результатам исследования можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично, так как по девяти из четырнадцати шкалам методики «Распределение ролей в семье» мы получили значимые изменения. По методике «Половое отношение» так же мы получили значимые изменения, а по методике «Поло-ролевой опросник» С.Бэма изменения были в зоне не значимости. Следовательно, можно сделать вывод, что программа по половому воспитанию «Откровенный разговор» содержит эффективные формы и методы по половой воспитанности и может быть использована педагогами, психологами, социальными работниками в профессиональной деятельности.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Половое воспитание обучающихся в сельской школе на примере 8 класса
Бакалаврская работа, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - Формирование полоролевых установок подростков в процессе социализации
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2013 - Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - Формирование ценностей здорового образа жизни у старшеклассников на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Условия и факторы формирования здорового образа жизни у
старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



