Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты полового воспитания старшеклассников 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «половое воспитание» 9
1.2 Особенности полового воспитания старшеклассников 16
1.3 Формы и методы полового воспитания старшеклассников 22
Выводы по I главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня половой воспитанности старшеклассников 32
2.1 Организация и методики исследования 32
2.2 Изучение уровня половой воспитанности старшеклассников на
констатирующем этапе исследования 35
2.3 Педагогическое обеспечение процесса полового воспитания
старшеклассников 43
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня
половой воспитанности старшеклассников 49
Выводы по II главе 67
Заключение 69
Список литературы 71
Приложения 75
Актуальность проблемы исследования. С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики. До появления работ З. Фрейда считалось, что сексуальность у детей отсутствует, либо, признавая ее существование, исследователи предпочитали умалчивать об этом феномене, расценивая его как греховный и опасный [24].
Эти противоречивые взгляды сохраняются до сих пор, однако, по крайней мере, некоторые учителя и родители рассматривают развивающуюся сексуальность детей как нечто само собой разумеющееся и не вызывающее отрицательного отношения.
Это связано и со снижением возраста полового созревания (13-15 лет), а значит с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами.
За коротким словом «пол» кроется множество разных смыслов: родовая принадлежность, сексуальность, эротика, психологические особенности и социальные отношения мужчин и женщин и т.д. Понятие пола окружено ореолом особой значимости и некоей таинственности. Едва ли можно найти какую-то другую сторону жизни, которая бы так тесно переплеталась со всеми остальными, о которой мы знаем так много и, вместе с тем, так мало, в обсуждении которой так трудно быть беспристрастным [14, с. 68].
Многие обходят данную тему, несмотря на то, что разъяснение вопросов касающихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной направлено на воспитание социально здоровой зрелой личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, способной к созданию собственной семьи, осознающей свою половую принадлежность и принимающую ее.
По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространенное мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, доказывает несправедливость такого мнения.
Постоянно возрастающая острота проблемы вызвала повышенное внимание к ней со стороны философов, социологов, психологов, медиков, педагогов, демографов (Л.А. Богданович[5], С.И. Голод[9], Р.Г. Гурова [10], Ю.Б. Рюриков [28], А.Г. Харчев [34]) указывают на социальную необходимость решения проблем полового воспитания и в связи с этим дифференцированного подхода в воспитании юношей и девушек.
Именно в юношеском возрасте у человека не только формируется сексуальность, но и активно вырабатывается свой (индивидуальный) образ жизни. И от того, как это происходит, в значительной степени зависит качество его последующей жизни (собственное здоровье, здоровье будущих детей, благополучие семьи и многое другое). Вот почему именно в данный период важно научить человека правильно управлять своей психикой и сексуальностью. Таким образом, актуальной становится задача полового воспитания детей юношеского возраста.
Принимая во внимание исследования в области семейной педагогики, сексуальности и культуры девушек и юношей, роли учителя, можно констатировать, что проблема полового воспитания, затрагивающая все эти направления, является системной проблемой.
Депопуляция населения, рост венерических и гинекологических заболеваний, половая распущенность, сексуальная агрессия молодежи обусловлена отклонениями в половой жизни, этим определяется проблема исследования - процессе полового воспитания старшеклассников в современной общеобразовательной школе и семье.
Однако осуществление системного подхода сдерживается неясностью содержания, форм и методов полового воспитания старшеклассников.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия, требующее разрешения в поле нашего научного поиска, между необходимостью консолидации усилий общества, школы и семьи в вопросах полового воспитания молодёжи и отсутствием программы полового воспитания, отвечающей требованиям современности, предполагающей использование разнообразных форм и методов педагогического воздействия.
Данное противоречие выражается в форме научной проблемы исследования: каковы содержание, формы и методы полового воспитания старшеклассников?
Исходя из актуальности, противоречия и проблемы исследования, мы сформулировали тему исследования следующим образом: «Половое воспитание старшеклассников».
Цель исследования - выявить и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность содержания, форм и методов полового воспитания старшеклассников.
Объект исследования: процесс полового воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы полового воспитания старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс полового воспитания будет более эффективным, если:
- опираться на сущность, содержание, специфику полового воспитания;
- учитывать особенности полового воспитания старшеклассников;
- на основе выявленных форм и методов разработать и в опытно-экспериментальной работе реализовать программу «Откровенный разговор».
На основе предмета, объекта исследования, поставленной цели и гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «половое воспитание».
2. Выявить особенности полового воспитания старшеклассников.
3. Изучить формы и методы полового воспитания старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность содержания, форм и методов полового воспитания старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили подходы к половому воспитанию: культурологические и антропологические
воззрения о взаимосвязи правил поведения и половой принадлежности (П.А. Сорокин [31], С. Ричардсон [26], Г. Шурц [39]); психолого-педагогические труды, посвященные половому воспитанию (М.В. Золотухина [12], М. Хиглинг [35] и др.), работы, посвященные особенностям, психологии и физиологии юношеского возраста (И.С. Кон [22], Ф. Райс [25] и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент;
- методы количественного и качественного анализа данных; методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа № 51 города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие учащиеся 10 «А» класса в составе 27 человек в возрасте 16-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия со старшеклассниками с целью формирования у них основ полового воспитания.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования. На основании того, что половое воспитание - процесс формирования моральных норм поведения, связанных с интимной сферой человеческой жизни; нравственно здоровых отношений между полами, выявлены и научно обоснованы формы и методы полового воспитания старшеклассников, разработана и реализована на практике программа полового воспитания старшеклассников «Откровенный разговор».
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа «Откровенный разговор» может использоваться в практике образовательных учреждений психологами и социальными педагогами с целью формирования полового воспитания старшего школьного возраста.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложение.
Решая первую задачу исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы раскрыли сущность и содержание понятия «половое воспитание». В нашем исследовании мы согласны с определением А.Г. Хрипковой, Д.В. Колесова, которые считают, что половое воспитание - это процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола.
Решая вторую задачу, мы выявили такие особенности полового воспитания старшеклассников как:
1. Интенсивность полового влечения в этом возрасте чрезвычайно велика;
2. Сексуальная активность носит характер, прежде всего, экспериментирования с новой для подростка функцией, резко вмешивающейся в его переживания и отношения;
3. Переживание сексуального влечения в этом возрасте только отливается в форму зрелой эротики;
4. Реальность такова, что взрыв пубертатной сексуальности происходит при крайне не подготовленном сознания (из-за отсутствия должного полового воспитания и просвещения на более ранних этапах развития).
5. Сексуальность в этом возрасте ещё изолирована от других составляющих любви: сексуальное сознание только формируется и сексуальность ищет своё место.
Решая третью задачу, нами были изучены такие формы полового воспитания, как классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру.
Тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений, повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск.
Так же нами были изучены такие методы полового воспитания как: беседа, дискуссия, упражнение, игра, проблемная ситуация.
Решая четвертую задачу исследования, мы в опытно - экспериментальной работе проверили эффективность разработанной программы «Откровенный разговор». Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя общеобразовательная школы № 51»Вахитовского района г. Казани. В эксперименте приняли участие 27 учеников в возрасте (16-17 лет).
Диагностический инструментарий: методика «Половые отношения», методика «Распределения ролей в семье», методика «Поло-ролевые отношения» С.Бэма. Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия, упражнения, ролевые игры, проблемные ситуации.
По результатам исследования можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично, так как по девяти из четырнадцати шкалам методики «Распределение ролей в семье» мы получили значимые изменения. По методике «Половое отношение» так же мы получили значимые изменения, а по методике «Поло-ролевой опросник» С.Бэма изменения были в зоне не значимости. Следовательно, можно сделать вывод, что программа по половому воспитанию «Откровенный разговор» содержит эффективные формы и методы по половой воспитанности и может быть использована педагогами, психологами, социальными работниками в профессиональной деятельности.
1. Адлер А. Родительское влияние / А. Адлер // Наука жить. - К: Port- Royal, 2009.- 220 с.
2. Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек /Л.А Арутюнова. - М.: Дрофа,2009. - 305 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 329 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 123 с.
5. Богданович Л.А, Борман Р. Молодежь и любовь / Л.А. Богданович, Р. Борман. - М.: Наука,2012. - 160 с.
6. Бордовская Н.В. Воспитание и самостановление школьников / Н.В. Бордовская. - М: Просвещение, 2012. - 160с.
7. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии / И.В. Вачков. - М.: Академия, 2010. - 257 с.
8. Гликман И.З. Теория и методика воспитания /И.З. Гликман. - М.: Дрофа, 2009. - 168 с.
9. ГолодС.И. Семья и брак: историко-социологический анализ/ С.И.Голод. - СПб.: Петрополис, 2012.- 335 с.
10. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р.Г. Гурова - М.: Педагогика, 2011. - 176 с.
11. Девятых С.Ю. Семья и родительство в структуре жизненных целей юношей и девушек / С.Ю. Девятых. - СПб.: Перспективы науки, 2010. - 312 с.
12.Золотухина М.В. Мир американской семьи / М.В. Золотухина.- М.: Наука, 2009. - 318 с.
13. Каган В.Е. Стереотипы мужественности, женственности, образа «Я» у подростков / В.Е.Каган - СПб.: Петрополис,2009. - 245 с.
14. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. - М.: Педагогика, 2011. - 256 с.
15. Каган В.В. Что мы знаем о половом воспитании?/ В.В. Каган. - М.: Просвещение, 2009. - 196 с.
16. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта/ М.В. Кларин. - М.: Педагогика, 2010. - 253 с.
17. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2011. - 690 с.
18. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в
педагогику / Н.Е.Ковалев, М.В.Матюхина, К.Т.Патрина. - М.: Просвещение, 2009. - 455 с.
19. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании / Д.В. Колесов. - М.: Педагогика, 2010. - 156 с.
20. Коломинский Я.Л. Мальчики и девочки. Знание сила / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение,2009. -С.33-36
21. Кон И.С. Половые различия и дифференциация половых ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. В.М.Банщика. - М.: Просвещение,2009. - С. 763-776
22. Кон И.С. Юность школьная. Российская педагогическая энциклопедия, т. 2./ И.С. Кон. - М.: Педагогика, 2009. - 525 с.
23. Куприянов Б.В. Ролевая игра в загородном лагере: Методика проведения игровой тематической смены / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко. - М.: Владос, 2010. - 263с.
24. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY) / Уильям Г. Мастерс, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. - М.: Мир, 2008. - 692 с.
25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2003. - 564 с.
26. Ричардсон С.Исторический лексикон: XVIII век / С. Ричардсон. - М.: Знание, 2009. - 800 с.
27. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе/ М.М. Рыбакова. - М.:Сфера, 2009. - 256 с.
28. РюриковЮ.Б. Психология и психоанализ любви: хрестоматия : учебное пособие / Под ред.Д.Я. Райгородского. - Самара : Бахрах-М, 2007. - С. 141-155
29. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 2009. - 512 с.
30. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология / О.В. Соловьева. - М.: Дрофа, 2004.- С. 22- 34
31. Сорокин П.А. Потребность размножения как фактор / П.А. Сорокин. - М.: Знание, 1994.- 223 с.
32. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 с.
33. Социальная педагогика: Курс лекций // под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2009. - 416 с.
34. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа / А.Г. Харчев // Социологические исследования. - М.: Школа-Пресс, 2009. - С. 22-25
35. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе / М. Хиглинг. - М.: Знание,2010. - 208 с.
36. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя / А.Г Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 2009. - 240 с.
37. Щуркова Н.Е. Классный час и его организация / Н. Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич. - М.: Просвещение, 2009. - 64 с.
38. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2009. - 352 с.
39. Шурц Г. Сравнительное народоведение: Нравы и обычаи / Г.Шурца. - Спб.:Речь, 2008. - 345 с.
40.Эльконин Д.Б. Детская психология : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.