Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Работа №52940

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

налогообложение

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
387
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения водных объектов 6
1.1 Экономическая сущность налогообложения водных объектов 6
1.2 Эволюция налогообложения водных объектов 13
1.3 Зарубежный опыт налогообложения водных объектов 19
2. Практические аспекты налогообложения водных объектов 27
2.1 Особенности налогообложения водных объектов 27
2.2 Поступление налоговых платежей по водному налогу 34
3. Совершенствование налогообложения водных объектов 43
3.1 Перспективы развития налогообложения водных объектов 43
3.2 Возможность применения зарубежного опыта налогообложения
водных объектов 52
Заключение 62
Список использованных источников
Приложения


Российская Федерация владеет богатейшими ресурсами пресных вод, поэтому одной из главных задач управления их фондом является рациональное использование этих ресурсов и охрана водоносных систем от загрязнения и истощения. Основные методы управления добычей вод — современные системы лицензирования недропользования и налогообложения их добычи, которые в настоящее время недостаточно совершенны и имеют определенные недостатки. Среди них — недостаточный контроль за недрами со стороны государства, коммерциализация этапов лицензирования, система налоговых ставок за использование подземных вод, которая требует дальнейшего совершенствования, и, как следствие вышеперечисленного, дефицитность бюджета, перекладываемая на другие сферы национальной экономики.
Рациональное использование водных объектов, выявление, поиск и разведка новых месторождений требует совершенствования организационно - экономического механизма путем реструктуризации системы лицензирования геологического изучения и добычи подземных вод, формирования бюджета для создания системы управления фондом подземных вод, а также разработки методики налогового регулирования добычи и использования подземных вод.
Ограниченность водных ресурсов и их значение для жизнедеятельности людей предопределяют задачу государства - достижение и поддержание экономически оптимального и экологически безопасного уровня водопользования - «устойчивого водопользования». Устойчивое водопользование включает реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование экологически полноценным водно-ресурсным потенциалом и сбалансированность потребностей экономического развития и возможностей воспроизводства экологически полноценных водных ресурсов.
Одним из основных условий обеспечения устойчивого водопользования является платность водопользования, с помощью которой мобилизуются средства для реализации водоохранных и водовосстановительных мероприятий и стимулируется рациональное использование водных ресурсов. В соответствии с принципом Рамочной Директивы Европейского Союза по Воде «Вода платит за воду», плата за водопользование должна быть достаточна для полного покрытия расходов на водохозяйственные мероприятия.
В России платность водопользования существует с 1981 г., а в настоящее время реализуется в виде водного налога, введенного главой 25.2 Налогового кодекса РФ в 2005 г. В тоже время действующий водный налог недостаточно эффективен и не позволяет в полной мере реализовывать основные задачи платности водопользования - возмещение затрат на водохозяйственные мероприятия и стимулирование рационального водопользования. Средства, поступающие в бюджет в виде водного налога, недостаточны для полного покрытия необходимых затрат на водовосстановительные, водоохранные и другие водохозяйственные мероприятия. Остро стоит проблема расточительного водопользования, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства. Достаточно велики потери при транспортировке воды. По данным Федерального агентства водных ресурсов Россия является мировым лидером по потерям водопроводной воды.
Одним из путей решения указанных проблем является повышение ставок водного налога. Вместе с тем, резкое повышение ставок может привести к негативным последствиям. В связи с этим видится необходимым рассмотреть другие возможности повышения фискальной и регулирующей роли водного налога.
По своей сущности водный налог является платой, возмещающей затраты на восстановление и охрану водных объектов. Ограниченность водных ресурсов предопределяет возможность возникновения рентного дохода в сфере водопользования. Поскольку водные объекты и их ресурсы являются государственной собственностью, то водная рента должна изыматься в пользу государства. Практические аспекты построения рациональной системы платного водопользования неразрывно связаны с решением теоретического вопроса о водной ренте и механизме ее изъятия.
Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов налогообложения водных объектов и разработка мероприятий по его совершенствованию.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность налогообложения водных объектов;
- рассмотреть эволюцию налогообложения водных объектов;
- изучить особенности исчисления и уплаты водного налога;
- определить порядок расчета налоговой ставки по водному налогу;
- проанализировать динамику поступления платежей по водному налогу;
- разработать мероприятия по совершенствованию налогообложения водных объектов;
- изучить международный опыт налогообложения водных объектов и рассмотреть возможности его применения в России.
Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью создания единой системы налогообложения геологическим изучением, добычей и использованием водных объектов в масштабах регионов и России в целом.
Объектом исследования выступает порядок налогообложения водных объектов в Российской Федерации.
Предметом исследования является налогообложение водных объектов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой группе отнесены законодательные акты, регламентирующие положения, касательно исследуемой проблемы. Ко второй отнесена учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные Интернет-сайты.
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дипломная работа является законченной научно-квалификационной работой, в которой содержится решение актуальной задачи по совершенствованию организационно - экономического механизма рационального использования подземных вод.
Основные научные и практические результаты работы заключаются в следующем:
1. Сформулировано следующее комплексное понятие водного объекта. Водный объект — сосредоточение вод в недрах либо на поверхности суши в формах ее природного либо искусственно созданного рельефа и земли, а также покрытые ими земли, и вмещающие их горные породы, имеющее границы, объем и черты гидрологического режима. Основными направлениями при совершенствовании организационно-экономического механизма рационального использования водных объектов должны выступать система лицензирования, тарифная система и налоговая политика в области добычи подземных вод
2. В российской практике плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, была заменена федеральным налогом — платой за пользование водными объектами, который предусматривал, помимо платы за забор воды из водных объектов, платность и других аспектов водопользования. Планируемые компоненты стратегии развития ресурсной базы водных объектов и их тенденции, возможны лишь при грамотном государственном регулировании добычи водных объектов при помощи экономических и административных мер.
3. Установлено, что отличии от российской практики основной целью экологических платежей в зарубежных странах - не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. В Германии складывается принцип "причинитель платит", который направлен на материальную ответственность за деятельность, негативно отразившуюся или отражающуюся на состоянии окружающей природной среды.
4. на основании проанализированного материала рациональное использование водных объектов, выявление, поиск и разведка новых месторождений требует совершенствования методики налогового регулирования добычи водных объектов. Выявленные недостатки современной системы лицензирования добычи подземных вод свидетельствуют о необходимости реформирования ее структуры путем проведения системных мероприятий: централизации (в рамках одного государственного органа) всех основных лицензионных действий; передачи функций «заказчика» при проведении лицензионных мероприятий одной государственной структуре, обладающей правом не только требовать у водопользователя составление отчетной документации, но и обязанностью проведения целого ряда регламентных работ, таких как: проведение экспертизы, составление геологической и другой документации, проектов, производства комплекса полевых и отчетных работ.
5. В результате применения действующих ставок происходит динамичное снижение реальных поступлений от платного водопользования в федеральный бюджет обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами. Для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами к уровню эффективной налоговой нагрузки необходима индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами
В качестве совершенствования системы лицензирования подземных водозаборов разработана классификация водопользователей по правовому статусу, объемам добычи подземных вод, определяющая систему учета, контроля, а также налогообложения добычи подземных вод
Установлено, что совершенствование системы налогообложения водопользования должно быть направлено на возмещение государству части затрат на геологическое изучение (гидрогеологическая съемка, картирование, научно-исследовательские работы), финансирование службы мониторинга подземных вод и содержание федеральных и региональных структур управления и контроля подземных вод, финансирование мероприятий по охране и восстановлению водных объектов, а также обеспечение федеральных целевых программ.
Предложена методика расчета ставок водного налога для технических и технологических целей, основанная на дифференциации ставок по экономическим районам и водоносным горизонтам, и методика расчета ставок водного налога для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения по экономическим районам и регионам с учетом социально-экономических различий региона - уровня заработной платы работников в регионе и потребительских цен на товары и услуги.
6. Экологические налоги, которые мы хотим ввести по опыту Германии, распределят нагрузку следующим образом: налоги, которыми должны облагаться предприятия, причиняющие ущерб окружающей среде, должны потом перераспределяться для поддержки развития возобновляемых источников энергии. Тогда заработает принцип «загрязнитель платит». Это нововведение должно найти отражение в новом налоговом и бюджетных кодексах. Установлено, что все рекомендуемые изменения в системе налогообложения добычи подземных вод должны проводиться в комплексе с предлагаемыми мерами в совершенствовании порядка лицензирования геологического изучения и добычи подземных вод в рамках системы управления недропользованием по добыче подземных вод. Только регистрация индивидуальных водопользователей с выдачей лицензий на добычу подземных вод позволит увеличить собираемость водного налога минимум на 20 %.



1. Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 Ш4-ФЗ [федер. закон: принят Гос.Думой 12 апр. 2006 г. по состоянию на 31 дек. 2014 г.].
2. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N2395-1 [федер. закон: принят Гос.Думой 12 апр. 2006 г. по состоянию на 31 дек. 2014 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nedr/.
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ [федер. закон: принят Гос.Думой 20 дек. 2001 г. по состоянию на 31 дек. 2014 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://base.garant.ru/12125350/.
4. Федеральный закон от 29.12.2014 Ш59-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (29 декабря 2014 г.) [федер. закон: принят Гос.Думой 19 дек. 2014 г. по состоянию на 31 дек. 2014 г.]
5. О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения [Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N406].
6. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса [Федеральный закон от 30.12.2004 Х21(.)-ФЗ].
7. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15.03.2005 г. N61 (ред. от 20.08.2010) «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)».
8. Балдаева, М. С. Налогообложение субъектов водопользования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. эк. наук // М.С. Балдаева. - М., 2011. - 3 с.
9. Боревский Б.В., Грабовников В.А. Достоверность гидрогеологических прогнозов при оценке эксплуатационных запасов подземных вод. Мифы и реальность / Б.В. Боревский, В.А. Грабовников //Разведка и охрана недр. -
2010. - №10. - С.14.
10. Боревский Б.В., Язвин А.Л. Новые принципы методики оценки
эксплуатационных запасов подземных вод в районах интенсивной эксплуатации (на примере Московского региона). // "Разведка и охрана недр". №11. 2012 г. С. 3.
11. Боголюбов С.А., Язвин А.Л., Черепанский М.М. Экспертные оценки ресурсного потенциала подземных вод при разработке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов // Разведка и охрана недр. 2014. №
5. - С. 29-32.
12. Боревский Б.В., Язвин А.Л. Еще раз об упрощенных требованиях к оценке запасов подземных вод на участках одиночных водозаборов: состояние проблемы и пути решения / Б.В. Боревский, А.Л. Язвин // Разведка и охрана недр. - 2014. - № 5. - С. 12.
13. Быстрицкая Н.С. Развитие платного водопользования в России / Н.С. Быстрицкая // Использования и охрана природных ресурсов в России. - 2010. - № 2.- С. 13-16.
14. Головина Е. И. Основные предпосылки реформирования системы управления фондом добычи подземных вод России. / Е.И. Головина // Научно¬технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2013. - Вып. № 6 - 1(185). - С. 75-82.
15. Головина Е.И. О расчете платежей за водопользование и сборов при эксплуатации подземных водозаборов / Е.И. Головина // Экономист: ежемесячный научно-практический журнал.- 2013. - Вып. № 11. - С.66-72.
16. Головина Е.И. Обоснование подхода к установлению размера стартового платежа за пользование недрами / Е.И. Г оловина // Записки Г орного института. - 2013. - Т. 206. - С. 177-181.
17. Головина Е.И. Экономический механизм рационального использования подземных вод. / Е.И. Головина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. -Т. 16 № 1 (4). - С. 951-955.
18. Головина Е.И., Азаров А.А. Дифференциация ставок водного налога как элемент совершенствования экономического механизма в структуре управления добычей подземных вод / Е.И. Головина, А.А. Азаров. //
Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - Ч. 2. - С. 358-363.
19. Григорьев Е.В. Экономические отношения водопользования - налоговый и платный пути совершенствования / Е.В. Григорьев // Использования и охрана природных ресурсов в России. - 2010. - № 5. - С. 16-19.
20. Исаев О.И. Использование экономической оценки водных ресурсов в управлении водохозяйственной деятельностью: автореф. дис. ... канд. эк. наук / О.И. Исаев. - М., 2013. - С.7.
21. Крутикова К.В., Мерзликина Ю.Б., Прохорова Н.Б. Управление водохозяйственным комплексом России: от осуществления государственных функций к реальному достижению целей водной стратегии. - Екатеринбург: ФГУП РосНИИВХ, 2012 г. - 192 с.
22. Крутикова К.В. Регламент формирования ставок платежей как элемент экономического механизма водопользования: автореф. дис. ... канд. эк. наук / К.В. Крутикова. - Екатеринбург, 2015. - С.5.
23. Мухина, Э. М. Правовое регулирование использования и охраны подземных вод: автореф. дис. ... канд. юр. наук // Э.М. Мухина. - М., 2011. - 4 с.
24. Назарова З.М. Экономическое обоснование развития горного производства в условиях эффективного недропользования: автореф. дис. ... докт. эк. наук / З.М. Назарова. - М., 2014. - 6 с.
25. Орлов В. П.. Проблемы недропользования (2000-2006). Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российское геологическое общество // Москва: Геоинформмарк, 2013. - 464 с.
26. Пашкевич Н. В., Головина Е. И. Актуальные проблемы в системе государственного управления добычей подземных вод на территории Российской Федерации. / Н.В. Пашкевич, Е.И. Головина // Записки Горного института. - 2014. -Т. 210.- С. 99-107.
27. Фридман А.А. Модели экономического управления водными ресурсами / А.А.Фридман - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 284 с.
28. Харитонов Г.Б. Совершенствование организационно-экономического
67 механизма реализации государственной водохозяйственной политики в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. эк. наук / Г.Б. Харитонов. - Ростов- на-Дону, 2013. - С. 4.
29. Черник И.Д. Водный налог. Правовое регулирование и порядок взимания: Практическое руководство / Черник И.Д - М.: Эксмо, 2013. - 207 с.
30. Язвин А.Л. Критический обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих изучение и использование питьевых и технических подземных вод. // Разведка и охрана недр, № 5 - 2014 . - С. 3.
31. D. Shen Groundwater management in China / Water policy. - 2015. - № 17. -
С. 61-82.
32. Golovina E.I. Topical issues in the system of management of underground waters extraction on the territory of the Russian Federation. / E.I. Golovina// Scientific Reports on Resource Issues, TU Bergakademie Freiberg, Germany. -
2013. - Vol. 1, Part 1. - p. 284-288.
33. Golovina E.I. Topical issues in the system of management of underground waters production on the territory of the Russian Federation / E.I. Golovina// European Science and Technology: materials of the 4th International research and practice conference. Vol. 1, Munich, Germany. - 2013. - p. 561-564.
34. M. Schuerhoff, H-P. Weikard, D. Zetland The life and death of Dutch groundwater tax / Water policy. - 2013. - № 15. - С. 1064-1077.
35. O.D. Elvan Y.O. Turker Analysis of Turkish groundwater legislation and policy regarding international principles and conventions / Water Science and Technology. - 2014. - № 69/10. - С. 2155-2165.
36. ВодныйзаконСаксонии(Wassergesetz-2008 SACHSEN), Stand: 1. August 2008 [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: https: //publikationen. sachsen. de/bdb/artikel/11482.
37. Государственный доклад «О состоянии и использовании
водныхресурсов в Российской Федерации в 2009 году», Министерство природных ресурсов и экологии РФ, НИА-Природа, Москва, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
68
http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/1f9/
4635_osdoklad_voda_za_2009_g_5-2. pdf.
38. Добыча, извлечение и использование подземных вод [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geomonitoring.ru/mpv_shaht.html.
39. Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов в Российской Федерации в 2012 году», Министерство природных ресурсов и экологии РФ, НИА-Природа, Москва, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://fcpvhk.ru/wp-content/uploads/2014/03/GD%202012.pdf.
40. Директива Европейского парламента и Совета 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г., (Рамочная директива по воде) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. caresd.net/iwrm/new/doc/direct.pdf
41. Зекцер И.С. Подземные воды как компонент окружающей среды (Современное состояние и основные принципы рационального использования подземных вод) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/242974/.
42. Методические рекомендации по применению Классификации эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод к месторождениям теплоэнергетических вод [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosgeoportal.ru/_layouts/download.aspx?SourceUrl=/subsoil/Li sts/methods03 /Attachments/10/m03_02.pdf.
43. Мухина, Э. М. Подземные воды как объект регулирования отраслей природоресурсного права // Журнал российского права, 2010. [Электронный ресурс] / Э.М. Мухина. - Режим доступа:http://www.juristlib.ru/book_9757.html.
44. Олиферова О.А. Особенности оценки эксплуатационных запасов
подземных вод на территориях крупных городов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hydrogeoecology.ru/index.php/biblioteka-
idek/zhurnaly/razvedka-i-okhrana-nedr-10-2010-g/54-osobennosti-otsenki- ekspluatatsionnykh-zapasov-podzemnykh-vod-na-territoriyakh-krupnykh-gorodov.
45. Оценка и подсчет запасов полезных ископаемых [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://nwgeology.ru/podschet.html.
46. Подземные воды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:
//www.mineral .ru/Facts/russia/ 131/291/index. html.
47. Подземные воды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:
//www. mineral . ru/Facts/russia/161/540/3_26_water.pdf.
48. Прогнозные ресурсы и запасы подземных вод [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //geomonitoring.ru/mpv_prognoz.html.
49. Совершенствование правового регулирования использования водных
ресурсов и общераспространенных полезных ископаемых. Материалы парламентских слушаний. — М., 2012. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.komitet2-
21. km.duma.gov.ru/site.xp/052050050124054055052.html.
50. Современное состояние и основные принципы рационального использования подземных вод [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msd. com.ua/podzemnye-vody-kak-komponent-okruzhayushhej - sredy/sovremennoe-sostoyanie-i-osnovnye-principy-racionalnogo-ispolzovaniya- podzemnyx-vod/.
51. Справочная информация о состоянии водных ресурсов в России к Всемирному дню воды 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosnedra.gov.ru/article/6611.html.
52. Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?LD=127630.
53. Федорова Е.А., Прокопьева Ю.М., Михнева А.Л. Экономическое и социальное обоснование увеличения финансирования сектора водоснабжения и канализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/strategyan_strategy_07222003/an_str ategy_07222003620.htm.
54. Фридман А.А. Реформирование тарифной политики на услуги
водоснабжения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:
//uisrussia. msu.ru/docs/nov/hse_ej oumal/2008/4/12_04_02 . pdf.
55. Фридман А.А. Плата за истощение и благосостояние: случай водныхресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hbrary.hse.ru/e- resources/HSE economic joumal/articles/16 04 04.pd


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ