Формирование компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени (на примере английского языка)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
1.1. Компенсаторная компетенция как важная составляющая 11 формирования коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку
1.2. Структурные компоненты компенсаторной компетенции и их 23 характеристики
1.3. Методические возможности формирования компенсаторной 37 компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО 47 ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
2.1. Модель формирования компенсаторной компетенции при обучении 47
иноязычному говорению школьников на старшей ступени
2.2. Реализация системы упражнений по развитию компенсаторных умений 64 обучающихся на старшей ступени при обучении иноязычному говорению
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию 93
компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени
Выводы по второй главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЯ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
1.1. Компенсаторная компетенция как важная составляющая 11 формирования коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения английскому языку
1.2. Структурные компоненты компенсаторной компетенции и их 23 характеристики
1.3. Методические возможности формирования компенсаторной 37 компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО 47 ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
2.1. Модель формирования компенсаторной компетенции при обучении 47
иноязычному говорению школьников на старшей ступени
2.2. Реализация системы упражнений по развитию компенсаторных умений 64 обучающихся на старшей ступени при обучении иноязычному говорению
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию 93
компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени
Выводы по второй главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЯ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность исследования. Одной из главных целей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, речевого, социокультурного, учебно-познавательного, компенсаторного).
Системный анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы и зарубежного инновационного опыта, посвященный коммуникативному методу обучения иностранному языку и иноязычной коммуникации, свидетельствует о том, что компенсаторному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции неоправданно уделено меньше внимания, чем другим компонентам. Процесс формирования компенсаторной компетенции у обучающихся остается малоизученным, и проблема остается актуальной и значимой для лингводидактики и методики обучения и воспитания в области иностранных языков. К тому же именно сформированность компенсаторной компетенции позволит обучающимся преодолевать неизбежные информационные и языковые пробелы при реальной коммуникации. Однако, предварительное исследование, проведенное среди обучающихся средней общеобразовательной школы позволяет сделать вывод о том, что большинство обучающихся не умеют выходить из затруднительных ситуаций иноязычного общения вследствие недостаточного владения компенсаторной компетенцией. Иными словами, компенсаторные умения обучающихся, под которыми понимаются умения восполнять в процессе общения недостаточность знания языка, а также опыта общения на иностранном языке, не сформированы в достаточной степени, чтобы помочь им преодолеть указанные трудности.
В ходе исследования выявлен ряд противоречий между:
- необходимостью формирования всех аспектов иноязычной коммуникативной компетенции и неразработанностью содержания, форм и методов ее реализации в процессе преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе;
- необходимостью формирования компенсаторной компетенции, обеспечивающей обучающимся восполнение пробелов в знании английского языка, а также способности и готовности преодолевать дефицит иноязычных знаний, навыков и умений и недостаточной разработанностью методических условий по ее формированию в процессе обучения школьников иноязычному говорению на старшей ступени;
- требованиями стандартов общего образования к уровню овладения обучающимися английским языком и недостаточно высоким уровнем владения иноязычным говорением на старшей ступени.
Поиск путей разрешения перечисленных выше противоречий составил проблему исследования: как формируется компенсаторная компетенция у школьников при обучении их иноязычному говорению на старшей ступени. Актуальность данной проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Формирование компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени (на примере английского языка)».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование компенсаторной компетенции у школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени.
Цель исследования: выявить методические условия формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению (английский язык) на старшей ступени и экспериментально проверить их эффективность.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени будет успешным, если:
- определены компенсаторные стратегии и номенклатура компенсаторных умений говорения;
- разработана модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени;
- предложена система упражнений и учебные задания по английскому языку, обеспечивающие формирование компенсаторной компетенции в развитии речевой деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
- обеспечен развивающий характер и мониторинг сформированности компенсаторной компетенции школьников при
обучении иноязычному говорению.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методические основы формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению.
2. Разработать модель формирования компенсаторной компетенции в развитии речевой деятельности школьников на старшей ступени.
3. Составить систему упражнений формирования компенсаторной компетенции школьников в процессе обучения иноязычному говорению на старшей ступени.
4. Выявить методические условия формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени и экспериментально доказать их эффективность.
Методы исследования:
а) теоретические (анализ научно-методической, педагогической, лингвистической литературы, системный подход);
б) эмпирические (беседа; анкетирование; тестирование; анализ продуктов учебной деятельности школьников, монографический метод исследования цельного опыта обучения английского языка в общеобразовательной школе, опытное обучение);
в) метод эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
г) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическая базу исследования составили следующие подходы: а) компетентностный (И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, Г.С. Трофимова, N. Chomsky, J.A. Van Ek, D. Hymes); б) деятельностный (И.А. Зимняя, А.А. Миролюбов); в) коммуникативный (Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова и др.); труды зарубежных исследователей по проблемам применения обучающих стратегий в преподавании иностранного языка (J.A. Van Ek, C. Faerch, K. Kasper, Z. Dorney, R. Ellis, L. Mariani, M. O’Malley, и др.); исследования по проблемам коммуникативно-направленного обучения (Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.С. Трофимова и др.).
Опытно-экспериментальная база: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани. В эксперименте был задействован 10 «А, Б» классы в количестве 61 человек - 30 учащихся в контрольной группе, 31- в экспериментальной.
Организация и этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось с 2014 по 2016 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2014-2015 гг.) - определялись теоретические предпосылки, методологические основания, терминологический аппарат исследования; формулировались гипотеза, цели, задачи и структура исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) - проводилась систематизация и классификация компенсаторных стратегий, уточнялся перечень компенсаторных умений; определялись способы овладения ими обучающимся на уроках по английскому языку; разрабатывалась и апробировалась модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени; выявлялись методические условия реализации данного процесса; осуществлялась экспериментальная проверка эффективности модели и методических условий, системы упражнений, направленных на формирование компенсаторной компетенции у школьников в процессе обучения английскому языку.
Третий этап (2016 г.) связан с изучением результатов опытного обучения, выполнялся количественный и качественный анализ его результатов, их систематизация, интерпретация; формулировались выводы по теоретической и экспериментальной частям исследования.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены методические условия формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени, а именно:
- определены компенсаторные стратегии и номенклатура компенсаторных умений говорения;
- разработана модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени;
- предложена система упражнений и учебные задания по английскому языку, обеспечивающие формирование компенсаторной компетенции обучающихся при обучении их иноязычному говорению на основе требований ФГОС общего образования;
- обеспечен развивающий характер и мониторинг сформированности компенсаторной компетенции школьников.
2. Создана классификация компенсаторных стратегий, включающая стратегии
достижения и стратегии уклонения.
3. Разработана модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени, включающая: целевой блок; концептуальный блок (подходы и принципы); технологический блок (содержание, система методов, средств) и оценочно-результативный блок.
4. Выделены структурные компоненты компенсаторной компетенции школьников, составлена номенклатура компенсаторных умений говорения на старшей ступени.
5. Разработана система упражнений, направленных на формирование компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению.
6. Выявлены методические возможности формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено содержание понятий «компенсаторная компетенция» применительно к проблеме формирования указанной компетенции у школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени;
- составлена классификация компенсаторных стратегий и номенклатура компенсаторных умений говорения;
- определены структурные компоненты компенсаторной компетенции и их характеристики.
Практическая значимость исследования:
- материалы исследования могут быть использованы методистами, учителями на уроках по обучению иноязычному говорению школьников на старшей ступени;
- разработана система упражнений по формированию компенсаторной компетенции, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку в школах, в том числе как дополнительное средство в
период подготовки к ЕГЭ.
Достоверность и обоснованность выводов обусловлена исходными непротиворечивыми методологическими основаниями исследования;
комплексным использованием методов исследования, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования; личным участием автора в экспериментальной работе; репрезентативностью выборки исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование компенсаторной компетенции - это процесс по формированию способности обучающихся восполнять недостаточность знания английского языка и речевого опыта. Данный процесс носит поступательный характер и предполагает овладение определенными компенсаторными умениями на рецептивном и репродуктивном уровнях для их последующего комплексного применения школьниками на продуктивном уровне.
2. Модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени, включающая в себя: целевой блок, который отражает цели формирования компенсаторной компетенции; концептуальный блок, раскрывающий подходы и принципы формирования компенсаторной компетенции; технологический блок, представляющий систему методов, средства, содержание формирования компенсаторной компетенции и оценочно-результативный блок, отражающий результативную и статистическую составляющие.
3. Методические условия, способствующие эффективности формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета 2014-2015 года (Казань, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», 2015), на Всероссийском молодёжном научном форуме «Вопросы контрастивной лингвистики» (Казань, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный
Университет», 2015), на Научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (Казань, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», 2016), на VII Международной научно-практической конференция "Развитие современного образования: теория, методика и практика" (Чебоксары, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»). Результаты исследования нашли отражение в следующих статьях и тезисах: «Формирование компенсаторной компетенции у учащихся средней общеобразовательной школы при обучении английскому языку», Вопросы контрастивной лингвистики: материалы Всероссийского научного молодёжного форума (Казань, 2015); «Формирование компенсаторной компетенции у обучающихся средней общеобразовательной школы при обучении иноязычному говорению», материалы Научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (Казань, 2016); «Компенсаторная компетенция школьников в аспекте обучения иноязычному говорению», Актуальные вопросы образования и науки: межвузовский сборник материалов научного семинара (Казань, 2016), «Компенсаторная компетенция школьников в аспекте обучения иноязычному говорению на старшей ступени», Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 2016).
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Системный анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы и зарубежного инновационного опыта, посвященный коммуникативному методу обучения иностранному языку и иноязычной коммуникации, свидетельствует о том, что компенсаторному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции неоправданно уделено меньше внимания, чем другим компонентам. Процесс формирования компенсаторной компетенции у обучающихся остается малоизученным, и проблема остается актуальной и значимой для лингводидактики и методики обучения и воспитания в области иностранных языков. К тому же именно сформированность компенсаторной компетенции позволит обучающимся преодолевать неизбежные информационные и языковые пробелы при реальной коммуникации. Однако, предварительное исследование, проведенное среди обучающихся средней общеобразовательной школы позволяет сделать вывод о том, что большинство обучающихся не умеют выходить из затруднительных ситуаций иноязычного общения вследствие недостаточного владения компенсаторной компетенцией. Иными словами, компенсаторные умения обучающихся, под которыми понимаются умения восполнять в процессе общения недостаточность знания языка, а также опыта общения на иностранном языке, не сформированы в достаточной степени, чтобы помочь им преодолеть указанные трудности.
В ходе исследования выявлен ряд противоречий между:
- необходимостью формирования всех аспектов иноязычной коммуникативной компетенции и неразработанностью содержания, форм и методов ее реализации в процессе преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе;
- необходимостью формирования компенсаторной компетенции, обеспечивающей обучающимся восполнение пробелов в знании английского языка, а также способности и готовности преодолевать дефицит иноязычных знаний, навыков и умений и недостаточной разработанностью методических условий по ее формированию в процессе обучения школьников иноязычному говорению на старшей ступени;
- требованиями стандартов общего образования к уровню овладения обучающимися английским языком и недостаточно высоким уровнем владения иноязычным говорением на старшей ступени.
Поиск путей разрешения перечисленных выше противоречий составил проблему исследования: как формируется компенсаторная компетенция у школьников при обучении их иноязычному говорению на старшей ступени. Актуальность данной проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Формирование компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени (на примере английского языка)».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование компенсаторной компетенции у школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени.
Цель исследования: выявить методические условия формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению (английский язык) на старшей ступени и экспериментально проверить их эффективность.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени будет успешным, если:
- определены компенсаторные стратегии и номенклатура компенсаторных умений говорения;
- разработана модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени;
- предложена система упражнений и учебные задания по английскому языку, обеспечивающие формирование компенсаторной компетенции в развитии речевой деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
- обеспечен развивающий характер и мониторинг сформированности компенсаторной компетенции школьников при
обучении иноязычному говорению.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методические основы формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению.
2. Разработать модель формирования компенсаторной компетенции в развитии речевой деятельности школьников на старшей ступени.
3. Составить систему упражнений формирования компенсаторной компетенции школьников в процессе обучения иноязычному говорению на старшей ступени.
4. Выявить методические условия формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени и экспериментально доказать их эффективность.
Методы исследования:
а) теоретические (анализ научно-методической, педагогической, лингвистической литературы, системный подход);
б) эмпирические (беседа; анкетирование; тестирование; анализ продуктов учебной деятельности школьников, монографический метод исследования цельного опыта обучения английского языка в общеобразовательной школе, опытное обучение);
в) метод эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
г) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическая базу исследования составили следующие подходы: а) компетентностный (И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, Г.С. Трофимова, N. Chomsky, J.A. Van Ek, D. Hymes); б) деятельностный (И.А. Зимняя, А.А. Миролюбов); в) коммуникативный (Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова и др.); труды зарубежных исследователей по проблемам применения обучающих стратегий в преподавании иностранного языка (J.A. Van Ek, C. Faerch, K. Kasper, Z. Dorney, R. Ellis, L. Mariani, M. O’Malley, и др.); исследования по проблемам коммуникативно-направленного обучения (Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.С. Трофимова и др.).
Опытно-экспериментальная база: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани. В эксперименте был задействован 10 «А, Б» классы в количестве 61 человек - 30 учащихся в контрольной группе, 31- в экспериментальной.
Организация и этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось с 2014 по 2016 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2014-2015 гг.) - определялись теоретические предпосылки, методологические основания, терминологический аппарат исследования; формулировались гипотеза, цели, задачи и структура исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) - проводилась систематизация и классификация компенсаторных стратегий, уточнялся перечень компенсаторных умений; определялись способы овладения ими обучающимся на уроках по английскому языку; разрабатывалась и апробировалась модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени; выявлялись методические условия реализации данного процесса; осуществлялась экспериментальная проверка эффективности модели и методических условий, системы упражнений, направленных на формирование компенсаторной компетенции у школьников в процессе обучения английскому языку.
Третий этап (2016 г.) связан с изучением результатов опытного обучения, выполнялся количественный и качественный анализ его результатов, их систематизация, интерпретация; формулировались выводы по теоретической и экспериментальной частям исследования.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены методические условия формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени, а именно:
- определены компенсаторные стратегии и номенклатура компенсаторных умений говорения;
- разработана модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени;
- предложена система упражнений и учебные задания по английскому языку, обеспечивающие формирование компенсаторной компетенции обучающихся при обучении их иноязычному говорению на основе требований ФГОС общего образования;
- обеспечен развивающий характер и мониторинг сформированности компенсаторной компетенции школьников.
2. Создана классификация компенсаторных стратегий, включающая стратегии
достижения и стратегии уклонения.
3. Разработана модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени, включающая: целевой блок; концептуальный блок (подходы и принципы); технологический блок (содержание, система методов, средств) и оценочно-результативный блок.
4. Выделены структурные компоненты компенсаторной компетенции школьников, составлена номенклатура компенсаторных умений говорения на старшей ступени.
5. Разработана система упражнений, направленных на формирование компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению.
6. Выявлены методические возможности формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено содержание понятий «компенсаторная компетенция» применительно к проблеме формирования указанной компетенции у школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени;
- составлена классификация компенсаторных стратегий и номенклатура компенсаторных умений говорения;
- определены структурные компоненты компенсаторной компетенции и их характеристики.
Практическая значимость исследования:
- материалы исследования могут быть использованы методистами, учителями на уроках по обучению иноязычному говорению школьников на старшей ступени;
- разработана система упражнений по формированию компенсаторной компетенции, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку в школах, в том числе как дополнительное средство в
период подготовки к ЕГЭ.
Достоверность и обоснованность выводов обусловлена исходными непротиворечивыми методологическими основаниями исследования;
комплексным использованием методов исследования, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования; личным участием автора в экспериментальной работе; репрезентативностью выборки исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование компенсаторной компетенции - это процесс по формированию способности обучающихся восполнять недостаточность знания английского языка и речевого опыта. Данный процесс носит поступательный характер и предполагает овладение определенными компенсаторными умениями на рецептивном и репродуктивном уровнях для их последующего комплексного применения школьниками на продуктивном уровне.
2. Модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени, включающая в себя: целевой блок, который отражает цели формирования компенсаторной компетенции; концептуальный блок, раскрывающий подходы и принципы формирования компенсаторной компетенции; технологический блок, представляющий систему методов, средства, содержание формирования компенсаторной компетенции и оценочно-результативный блок, отражающий результативную и статистическую составляющие.
3. Методические условия, способствующие эффективности формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета 2014-2015 года (Казань, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», 2015), на Всероссийском молодёжном научном форуме «Вопросы контрастивной лингвистики» (Казань, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный
Университет», 2015), на Научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (Казань, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», 2016), на VII Международной научно-практической конференция "Развитие современного образования: теория, методика и практика" (Чебоксары, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»). Результаты исследования нашли отражение в следующих статьях и тезисах: «Формирование компенсаторной компетенции у учащихся средней общеобразовательной школы при обучении английскому языку», Вопросы контрастивной лингвистики: материалы Всероссийского научного молодёжного форума (Казань, 2015); «Формирование компенсаторной компетенции у обучающихся средней общеобразовательной школы при обучении иноязычному говорению», материалы Научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (Казань, 2016); «Компенсаторная компетенция школьников в аспекте обучения иноязычному говорению», Актуальные вопросы образования и науки: межвузовский сборник материалов научного семинара (Казань, 2016), «Компенсаторная компетенция школьников в аспекте обучения иноязычному говорению на старшей ступени», Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 2016).
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема выделения и формирования компенсаторного аспекта при обучении школьников иноязычному говорению на старшей ступени является в настоящее время одной из важных. Ее значимость определяется существующей потребностью выпускника в успешной коммуникации в условиях иноязычного общения, умеющих эффективно и уместно использовать свои коммуникативные навыки. Особую актуальность исследуемая проблема приобретает в связи с происходящими преобразованиями во всех сферах общественной жизни, вызванными расширением сфер международного взаимодействия, увеличением информационных потоков, переориентацией образовательной системы на развитие творческой, инициативной личности школьника, способных к самообразованию, саморазвитию и успешному функционированию в обществе.
Компенсаторная компетенция является одним из важнейших компонентов коммуникативной компетенции и выступает как одна из целей обучения в школе. Компенсаторная компетенция определяет речевую стратегию говорящего в случае дефицита языковых и речевых ресурсов, без нее невозможен процесс коммуникации. Под компенсаторной компетенцией понимается способность обучающегося компенсировать сбои при общении, вызванные отсутствием знаний, ограниченными языковыми, речевыми и социокультурными средствами, а также экстралингвистическими факторами.
В результате всестороннего теоретического изучения и анализа научной литературы были разграничены два понятия: «стратегия» и «умение». Под компенсаторной стратегией мы понимаем: деятельность по реализации некоего числа субординатньгх целей, ведущая к достижению главной первоначальной цели — компенсации прерванного процесса коммуникации вследствие дефицита языковых ресурсов. Компенсаторное умение - умение пользоваться определенными иноязычными языковыми/неязыковыми средствами для компенсации трудностей, возникающих при несовершенном владении иностранным языком.
Полученные результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Определены компенсаторные стратегии и номенклатура компенсаторных умений говорения: опущение высказывания (умение опускать высказывание для предотвращения сбоя при коммуникации); уход от основной темы высказывания (умение переходить на другую тему в случае затруднений); перифраз (употребление синонимов, использование ассоциаций, использование перифразы); аппроксимация (использование родового имени); использование слов общего характера (умение употреблять слова общего характера); словотворчество (умение экспериментировать в области словообразования, образовывать, и употреблять неологизмы); паралингвистические средства (умение использовать все доступные паралингвистические средства); переключение языков (умение использовать слова из другого иностранного языка); стратегия выжидания, оттягивания времени (умение выиграть время); обращение за помощью к речевому партнеру (умение задать вопросы, извиниться за незнание, умение переспросить).
2. Разработана модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени, включающая в себя целевой, концептуальный, технологический и оценочно-результативный блоки. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтверждают, что разработанная нами модель способствует эффективному формированию компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени.
3. Разработана система упражнений, направленных на усвоение и развитие компенсаторных навыков и умений. Работа по формированию компенсаторных умений говорения состоит из трех этапов: ознакомительный, тренировочный и оценочно-применительный.
Подводя итог изложенному выше, можно констатировать, что поставленные в диссертационной работе задачи решены, и цель исследования достигнута: в результате проведенного исследования выявлены методические условия формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению (на примере английского языка) на старшей ступени и экспериментально проверена их эффективность..
Отметим, что многие аспекты рассматриваемой проблемы требуют дальнейшего исследования. В частности, это проблемы формирования компенсаторных умений в других видах речевой деятельности в рамках школьной подготовки. Составление полного перечня названных умений во всех видах речевой деятельности на разных этапах и в разных условиях обучения иностранным языкам также может составить объект дальнейшего исследования.
Компенсаторная компетенция является одним из важнейших компонентов коммуникативной компетенции и выступает как одна из целей обучения в школе. Компенсаторная компетенция определяет речевую стратегию говорящего в случае дефицита языковых и речевых ресурсов, без нее невозможен процесс коммуникации. Под компенсаторной компетенцией понимается способность обучающегося компенсировать сбои при общении, вызванные отсутствием знаний, ограниченными языковыми, речевыми и социокультурными средствами, а также экстралингвистическими факторами.
В результате всестороннего теоретического изучения и анализа научной литературы были разграничены два понятия: «стратегия» и «умение». Под компенсаторной стратегией мы понимаем: деятельность по реализации некоего числа субординатньгх целей, ведущая к достижению главной первоначальной цели — компенсации прерванного процесса коммуникации вследствие дефицита языковых ресурсов. Компенсаторное умение - умение пользоваться определенными иноязычными языковыми/неязыковыми средствами для компенсации трудностей, возникающих при несовершенном владении иностранным языком.
Полученные результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Определены компенсаторные стратегии и номенклатура компенсаторных умений говорения: опущение высказывания (умение опускать высказывание для предотвращения сбоя при коммуникации); уход от основной темы высказывания (умение переходить на другую тему в случае затруднений); перифраз (употребление синонимов, использование ассоциаций, использование перифразы); аппроксимация (использование родового имени); использование слов общего характера (умение употреблять слова общего характера); словотворчество (умение экспериментировать в области словообразования, образовывать, и употреблять неологизмы); паралингвистические средства (умение использовать все доступные паралингвистические средства); переключение языков (умение использовать слова из другого иностранного языка); стратегия выжидания, оттягивания времени (умение выиграть время); обращение за помощью к речевому партнеру (умение задать вопросы, извиниться за незнание, умение переспросить).
2. Разработана модель формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени, включающая в себя целевой, концептуальный, технологический и оценочно-результативный блоки. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтверждают, что разработанная нами модель способствует эффективному формированию компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени.
3. Разработана система упражнений, направленных на усвоение и развитие компенсаторных навыков и умений. Работа по формированию компенсаторных умений говорения состоит из трех этапов: ознакомительный, тренировочный и оценочно-применительный.
Подводя итог изложенному выше, можно констатировать, что поставленные в диссертационной работе задачи решены, и цель исследования достигнута: в результате проведенного исследования выявлены методические условия формирования компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению (на примере английского языка) на старшей ступени и экспериментально проверена их эффективность..
Отметим, что многие аспекты рассматриваемой проблемы требуют дальнейшего исследования. В частности, это проблемы формирования компенсаторных умений в других видах речевой деятельности в рамках школьной подготовки. Составление полного перечня названных умений во всех видах речевой деятельности на разных этапах и в разных условиях обучения иностранным языкам также может составить объект дальнейшего исследования.
Подобные работы
- Использование современных информационных технологий в обучении
французскому языку на старшей ступени средней общеобразовательной
школы
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Формирование компенсаторной компетенции как средства развития умений диалогической речи на иностранном языке
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие компенсаторной компетенции обучающихся среднего профессионального образования при обучении иностранному языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ
(для старшей ступени среднего образования)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



