Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Работа №52856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
551
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: теоретические аспекты изучения 7
1.1 Сущность понятия «субъекты малого и среднего предпринимательства» 7
1.2. Направления и методы реализации государственной политики в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 20
Глава 2. Механизм реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 24
2.1. Нормативно-правовая поддержка малого и среднего
предпринимательства со стороны государства 24
2.2. Организационные основы государственной поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства на региональном уровне 30
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 50
3.1. Анализ современного состояния и динамика развития субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 50
3.2. Проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 68
3.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию государственной
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 77
Заключение 86
Библиографический список 90
Приложение 94


Актуальность исследования. Анализ российской хозяйственно-экономической деятельности показывает, что в целом органы власти постепенно осваивают общепринятые в мировой практике подходы к государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, во многих регионах созданы государственные органы поддержки малого и среднего бизнеса: министерства, комитеты, управления, департаменты. Благодаря федеральным органам управления малым и средним бизнесом в регионах активно внедряются финансовые, имущественные, информационные формы поддержки предпринимательства: субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансовые организации, гарантийные фонды, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, кластеры, центры прототипирования и дизайна, центры инжиниринга и др. Развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства особенно актуально в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Самым острым вопросом защиты местного бизнеса в условиях глобализации остается построение эффективной региональной системы государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства. Прежде чем выстраивать систему государственной поддержки органам регионального государственного управления целесообразно проанализировать, насколько она будет экономически эффективна и встраиваема в современные российские экономические условия.
Практика поддержки малого и среднего предпринимательства зарубежных стран показывает, что эффективный региональный механизм управления и развития бизнеса позволяет функционировать субъекту малого и среднего предпринимательства как слаженному хозяйственному организму,
в результате чего достигается высокая доходность как самого субъекта, так и бюджетная эффективность региона, в котором он функционирует.
Таким образом, актуальность исследования выпускной
квалификационной работы обусловлена необходимостью совершенствования региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современных российских экономических условиях.
Объектом исследования является государственная политика по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом исследования - проблемы и направления совершенствования реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование проблем и направлений совершенствования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области, Пермского края, Нижегородской области.
Поставленная цель во многом предопределила задачи, стоящие перед автором:
1. Изучить сущность понятия «субъекты малого и среднего
предпринимательства».
2. Раскрыть направления и методы реализации государственной политики в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Рассмотреть нормативно-правовую базу поддержки малого и среднего предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровне.
4. Раскрыть организационные основы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
5. Провести анализ современного состояния и динамику развития субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
6. Выявить проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
7. Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Источниковую базу исследования составили такие нормативно-правовые акты, как Налоговый кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» , Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и др.
Теоретическую базу дипломной работы составляют положения науки предпринимательского права, теории государственного управления, теории и практики развития малого и среднего предпринимательства.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов: Ю.Н. Александрин , М. Аликаева М., М. Ксанаева М. , Блинов А.О., Шапкин И.Н. , Е.П. Губин, П.Г. Лахно и др.
Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к деятельности малых предприятий, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.
Использованы статистические данные официальных источников,
материалы российской и всемирной сетей Интернет.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, специальной литературы.
Во Введении определяется актуальность темы исследования, объект, предмет, ставятся цель и задачи, обосновывается источниковая и теоретическая база исследования, методологическая база.
В первой главе исследуются теоретические аспекты изучения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Во второй главе раскрывается механизм реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательств на региональном уровне.
В третьей главе выявляются проблемы и направления совершенствования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
В заключение дипломной работы делаются основные выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы в России сохраняется недостаточно высокий уровень предпринимательской активности и развития малого и среднего бизнеса - как в основных рыночных секторах, например, в производстве, так и в некоторых локальных инфраструктурных секторах, например, в ЖКХ. При этом малые и средние компании могут играть очень важную роль для создания новых рабочих мест и повышения производительности
существующих кластеров - скажем, как потенциальные поставщики для крупных компаний или же как нишевые игроки на рынке конечной
продукции. Предпринимательская активность является также крайне важной для успешного формирования новых инновационных кластеров в регионах - без нее даже сильная научная база не будет эффективной, а внедрение идей и разработок в лучшем случае будет происходить в других территориях.
Поддержка предпринимательства и малого и среднего бизнеса - один из важных элементов политики по стимулированию экономического развития регионов, она призвана обеспечить постоянное расширение базы для будущего экономического роста. В рамках этой политики основное внимание нужно уделять развитию малого и среднего бизнеса в тех секторах, в которых, с одной стороны, существует для этого неиспользованный потенциал, а с другой - где может быть достигнут наибольший эффект для социально-экономического развития. В частности, значительный эффект может дать развитие сетей поставщиков крупных местных производителей и локализацию продукции иностранных компаний.
Несмотря на то, что в регионах Приволжского федерального округа уже получили распространение многие инструменты поддержки малого бизнеса (в т.ч. бизнес-инкубаторы, гарантийные фонды), в реальной жизни их потенциал пока остается недостаточно раскрытым, и в большинстве случаев предприниматели достаточно низко оценивают эффективность региональных и городских программ стимулирования предпринимательства и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства требует совершенствования, для чего необходимо выполнение следующих условий:
- предприятия малого и среднего бизнеса должны иметь возможность получать комплексную адресную поддержку на доступных условиях;
- все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, мотивируются на интеграцию информационных ресурсов, которые нацелены на потребности инвесторов;
- программы поддержки разрабатываются и внедряются отдельными
субъектами инфраструктуры (или группами субъектов) в целях достижения конкретных показателей развития малого и среднего
предпринимательства(сбалансированных целевых показателей);
- предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, имеют возможность получения сведений из системы обратной связи и доступа к текущим данным сбалансированных целевых показателей.
Анализ данных показал, что развитие малого и среднего предпринимательства происходит в отдельных регионах ПФО неравномерно, отсутствуют какие-либо единые тенденции по улучшению показателей деятельности малого и среднего предпринимательства во всех субъектах Федерального округа. Между тем даже отчетные данные по передовым субъектам свидетельствуют о том, что субъекты малого предпринимательства осуществляют недостаточную инвестиционную и инновационную деятельность. Это может быть следствием слабой программы региональных государственных органов по поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Следовательно, требуются более действенные средства и методы по стимулированию инновационных разработок и капитальных инвестиций, проводимых малым бизнесов в
регионе.
Таким образом, основными направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства должны стать:
- совершенствование нормативной правовой базы, содействие повышению прозрачности административных процедур;
- сокращение административных барьеров;
- повышение уровня информированности о наличии различных источников финансирования, от микрофинансирования - до венчурных фондов;
- поддержка банков и финансовых учреждений в разработке политики, помогающей облегчить доступ к финансированию малого и среднего бизнеса на взаимно приемлемых условиях;
- расширение доступа к информации о возможностях рынка, повышение уровня развитости рынка;
- повышение доступности информации и рекомендаций для владельцев бизнеса;
- расширение возможностей для повышения квалификации кадров, поощрение начинающих предпринимателей;
- выявление факторов ускорения внедрения инноваций, в том числе распространение информации об использовании прав интеллектуальной собственности;
- распространение положительного опыта и повышение осведомленности об успешной деловой практике - расширение возможностей предпринимателей по использованию навыков успешной бизнес-среды, стимулирование обмена деловой практикой.
По результатам анализа можно предложить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) квоты субсидирования субъектов РФ на реализацию программ 88
государственной поддержки должны определяться исходя из динамики и темпов роста сектора малого и среднего предпринимательства, а не его абсолютной величины (поощряются происходящие изменения, а не достигнутые результаты);
б) вместо постоянно увеличивающегося количества видов субсидирования по неясным для региональных властей критериям необходимо переходить к 4-5 широкоцелевым субсидиям, которые территория может использовать самостоятельно;
в) одновременно с полномочиями на регионы необходимо переложить ответственность за сокращение пространственной асимметрии, исходя из единых правил, утвержденных на уровне Правительства РФ;
г) с целью увеличения экономической эффективности
государственного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства регионом самостоятельно определяются
перспективные направления развития малого бизнеса внутри своих муниципальных образований, подлежащие государственной финансовой поддержке.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) / Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 2016 г. N 62-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; 2016. - № 40 (часть 2). - Ст. 5315.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. - № 32, ст. 3301. - п. 1. - Ст. 2.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности (с изм. от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ) : Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ " // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - N 19. - ст. 2716; 2016 г. N 1 (часть I) ст. 50.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2007. - N 31. - ст. 4006; 2016. - N 1. - (часть I). - ст. 28.
5. О банке развития : Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - N 22. - ст. 2562; 2016. - N 1. - (часть I) ст. 26.
6. О бухгалтерском учёте : Федеральный Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50. - Ст. 7344.
Литература
7. Абчук В.А. Основы предпринимательства: Учебное пособие / В.А. Абчук. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 367 с.
8. Александрин Ю.Н. Институциональный аспект стимулирования малого
предпринимательства в условиях формирования инновационной модели экономики // Экономика: теория и практика. - 2014. - № 1 (19). - С. 13-19.
9. Аликаева М., Ксанаева М. Теоретические аспекты развития малого
предпринимательства: институционально-эволюционный подход //
Предпринимательство. - 2013. - № 6. - С. 78-81.
10. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. - М.: Проспект, 2009. - 218 с.
11. Блинов А.О. Процессный подход в системе менеджмента со¬временных организаций / А.О. Блинов, О.С. Рудакова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2014. - № 1. - С. 57.
12. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. - М.: Приора, 2013. - 356 с.
13. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - Основной курс: Учеб. для вузов. - М., 2014. - 542 с.
14. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование / А.Н. Буянкина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 379 с.
15. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / А.В. Виленский. - М.: Наука, 2007. - 342 с.
16. Волкова М.А. Оценка эффективности государственного механизма управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2009. - № 2. - С. 439.
17. Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 295.
18. Гамидуллаев Р.Б. Разработка методики оценки эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в РФ // Государственное управление: электронный вестник. - 2012. - № 32.- С.
4.
19. Глущенко В.В. Актуальные аспекты системного и процессного подходов в исследованиях экономики и управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 7 (55). - С. 39.
20. Дорофеева О.Н. Финансовый механизм поддержки и развития малого предпринимательства / О.Н. Дорофеева, В.А Иванов. - Сыктывкар: СЛИ, 2015. - 452 с.
21. Завьялова Н.Б. Уровень государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения ее получателей [Текст] / Н.Б. Завьялова, О.В. Сагинова, Р.Р. Сидорчук, И.И. Скоробогатых // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2013. - № 2 (104). - С. 82-93.
22. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. - 2014. - № 4. - С. 26-27.
23. Зубатых О.Н. Государственно-частное партнерство как фактор развития малого бизнеса в регионах России в посткризисный период / О.Н. Зубатых, Е.А. Колесниченко // Социально- экономические явления и процессы. - 2011. - № 9. - С. 53-57.
24. КашанинаВ.Г. Хозяйственныетовариществаиобщества:
правовыеосновывнутрифирменнойдеятельности. - М.: ТЕИС. 2013. - 318 с.
25. Климова Л.А. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях / Л.А. Климова, Г.З. Хуснуллина. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2012. - 155 с.
26. Кошелева Т.Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства: Монография / Т.Н. Кошелева. - СПб: ГУАП, 2009. - 362 с.
27. Кулик Н.А. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Н.А. Кулик, Л.Г. Онищенко // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2010.
- № 11. - С. 28-36.
28. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2015. - 542 с.
29. Магретта Д. Ключевые идеи Майкла Портера. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 489 с.
30. Меры поддержки. Федеральный портал малого и среднего
предпринимательства. [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.smb .gov.ru/measuresupport/programs.
31. МСП Банк [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mspbank.ru/
32. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2012. - 516 с.
33. Предпринимательство в конце XX века. - М.: ИНФРА, 1992. - 389 с.
34. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //termin.bposd.ru/publ/141010155, свободный.
35. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: коллективная монография / под общ. ред. В.В. Алещенко, В.В. Карпова. - Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2015. - 188 с.
36. Чернов Д.В. Отрасли деятельности, где частный бизнес наиболее эффективен // Российское предпринимательство. - 2012. - № 16 (214). - С. 4.
37. Шпенглер О. Закат Европы: очерки мифологии мировой истории. - М.: Мысль, 1998. Т. 2. - 459 с.
38. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Наука, 1982. - 768 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ