ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования:
«компетенция», «компетентность», «социальная компетентность» 14
1.2. Структурно-содержательная характеристика социальной
компетентности 26
1.3. Педагогические условия формирования социальной компетентности детей младшего школьного возраста в условиях села 41
Выводы по I главе 60
Глава II. Педагогическое обеспечение апробации педагогических условий по формированию социальной компетентности у младших школьников из сельской местности
2.1. Организация и методики исследования 64
2.2. Выявление уровня сформированности социальной компетентности
младших школьников из сельской местности (констатирующий этап) 71
2.3. Апробация педагогических условий формирования социальной
компетентности детей младшего школьного возраста в условиях села 86
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 101
Выводы по II главе 118
Заключение 121
Библиографический список литературы 127
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования:
«компетенция», «компетентность», «социальная компетентность» 14
1.2. Структурно-содержательная характеристика социальной
компетентности 26
1.3. Педагогические условия формирования социальной компетентности детей младшего школьного возраста в условиях села 41
Выводы по I главе 60
Глава II. Педагогическое обеспечение апробации педагогических условий по формированию социальной компетентности у младших школьников из сельской местности
2.1. Организация и методики исследования 64
2.2. Выявление уровня сформированности социальной компетентности
младших школьников из сельской местности (констатирующий этап) 71
2.3. Апробация педагогических условий формирования социальной
компетентности детей младшего школьного возраста в условиях села 86
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 101
Выводы по II главе 118
Заключение 121
Библиографический список литературы 127
Приложения
Актуальность исследования: В условиях современного общества проблема развития социальной компетентности приобретает всю большую актуальность и становится острой социальной и психолого-педагогической проблемой. Дефицит социальной компетентности в настоящее время проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Свидетельством тому служит рост конфликтов, случаев словесного и физического насилия, асоциального поведения не только среди взрослых, но и среди детей. Следствием этого, в условиях социально-экономических изменений перед образованием ставится задача не просто дать детям определенный уровень знаний, умений и навыков по основным наукам, но и обеспечить способность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать со своим окружением и решать жизненные проблемы. Решение данной задачи является довольно сложной, и обуславливает необходимость начинать действовать как можно раньше, с самого детства.
Уже с момента появления на свет, ребенок входит в социальный мир взрослых и накапливает опыт жизни. По мере освоения социальных, культурных, нравственных правил поведения и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности- способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, выходить из сложных жизненных ситуаций. Данный процесс является необходимым для полноценного развития личности ребенка, и в то же время сложным, так как уже с момента рождения на ребенка возлагается многообразие социальных ролей и функций.
Как показывает практика, более эффективно данный процесс протекает в младшем школьном возрасте, данный факт, прежде всего, связан с изменением социальной ситуации и новым социальным статусов
ученика. Также на этапе младшего школьного возраста происходит целый ряд преобразований, необходимых для становления личности младшего школьника: развивается произвольность психических процессов,
соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на окружающее воздействие (Л.И. Божович [12], Л.С. Выготский [15], А.В. Запорожец [25], Д.Б. Эльконин [76] и др.). Процесс формирования и развития социальной компетентности в младшем школьном возрасте характеризуется интенсивным развитием социальных отношений, изменением социальных ролей и функций с последующим расширением социально-нравственного взаимодействия детей с окружающим социумом, динамичностью социальных представлений, особым отношением к миру [76, с.65].
Об актуальности проблемы исследования свидетельствует учения Д.И. Фельдштейна, который констатирует явную недостаточность уровня сформированности социальной компетентности 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер [68, с.78].
Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что, уже начиная с раннего возраста, необходимо начинать формировать у ребенка знания, умения и навыки о способах поведения и взаимодействия в общественных отношениях.
Проблемы формирования социальной компетентности младших школьников затрагиваются в современных диссертационных исследованиях Т.В. Антоновой [2], Ю.В.Коротовой [33], О.Ф. Борисовой [11], JI.H. Гиенко [17], И.Е. Зариповой [26], Т.В. Исаковой [30], Н.В. Калининой [31], O.A. Крузе-Брукс [34] В.В. Новикова [46], Т.И.
Самсоновой [51], М.В. Тюкавиной [65], Ю.Е. Уфимцевой [66],
В.В.Цветкова [71] и др.
О.Ф. Борисовой, И.Е. Зарипова раскрывают особенности формирования социальной компетентности в рамках дополнительного образования и во внеурочной деятельности младших школьников [11, с.89].
Вклад Н.В. Калининой в проблему исследования значим тем, что она рассматривает эффективные способы и формы работы по формированию социальной компетентности у младших школьников. К числу наиболее эффектных относит: создание проблемных ситуаций, игровые упражнения, игры-драматизации и т.д. [31, с. 35].
Ю.В. Коротовой определены структурные компоненты социальной компетентности у младших школьников: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий. Также для каждого из компонентов определены критерии их сформированности, к которым относятся осведомленность детей об объектах социальной действительности, социально значимая деятельность, наличие мотивации и интереса к ней, готовность детей к социально значимой деятельности [33, с.121].
Для успешного протекания процесса социальной компетентности, по мнению В.Н. Толстых, необходимо учитывать все факторы, влияющие на развитие ребенка: окружающая среда, образ жизни. Под образом жизни В.Н. Толстых понимает устоявшиеся и типичные для данных социальных отношений формы повседневной жизни и деятельности людей, которые находят свое практическое выражение в нормах общения, поведения и складе мышления [64, с.78].
По мнению В.В. Цветкова, местность, в котором проживает ребенок, является важным фактором, который влияет на процесс формирования социальный компетентности. У данной категории детей процесс социальной компетентности протекает с некоторыми особенностями. Это
связано с пространственной ограниченность сельской среды, узостью и однообразием поведенческих, нравственных и культурных образцов, с ограниченным кругом общения, устоявшими традициями и устоями, бедностью словарного запаса, своеобразием говора той или иной местности и др. [71, с.90].
Е.Н. Степанов подчёркивает внимание на том, что педагоги в своей образовательной и воспитательной деятельности должны учитывать всю специфику сельского образа жизни, которая проявляется в сенсорной, коммуникативной и событийных областях. По мнению автора, детство сельского ребёнка - более бедное контактами со сверстниками, более погруженное в отношение с взрослыми, то есть более «взрослое». Сельские дети значительно раньше получают представление о характере труда взрослых. Значительно в большей степени сами непосредственно вовлекаются в трудовую деятельность семьи [58, с. 134].
Особенности протекания данного процесса у сельских школьников рассмотрены в кандидатской диссертации В.В.Цветкова, Е.Н.Степанова.
Перечисленные, в исследованиях учёных, особенности сельской местности препятствуют развитию социальной компетентности ребенка младшего школьного возраста. Только своевременное выявление и устранение перечисленных затруднений, и проведение формирующих занятий могут помочь устранить данные проблемы и принести к успешной социализации ребенка. [58, c.125]
После проведения анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что педагогическая наука и практика до настоящего времени не дает аргументированных ответов на многие вопросы, относящиеся к сущностным характеристикам социальной компетентности младших школьников, не сформулированы педагогические условия ее формирования у детей из сельской местности.
Из данного положения следует, что в настоящее время существуют противоречия между:
-необходимостью формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности, с одной стороны, и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий по формированию социальной компетентности детей младшего школьного возраста из сельской местности, с другой стороны.
Выявленные противоречия, актуальность и недостаточная теоретическая разработанность определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников из сельской местности?
Цель исследования состоит в разработке педагогических условий формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности.
Объект исследования - процесс формирования социальной компетентности младших школьников из сельской местности.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности.
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной
компетентности у младших школьников из сельской местности будет успешным, если:
-учитывать особенности сельского типа поселения в процессе формирования социальной компетентности у младших школьников;
-реализовать комплексную программу «Путь к успеху», направленную на формирование социальной компетентности у младших школьников из сельской местности.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть содержание и сущностные характеристики понятий «компетенция», «компетентность», «социальная компетентность».
2. Изучить структурные компоненты, функции, условия формирования, критерии сформированности социальной компетентности.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности.
4. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности младших школьников из сельской местности.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, обобщение, систематизация;
-эмпирические методы: тестирование, психолого-педагогический эксперимент.
-методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) был осуществлён констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности; определён научный аппарат диссертационного исследования.
На третьем (обобщающем) этапе осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Экспериментальной базой исследования стал МОУ СОШ Село- Чуринская средняя школа в Кукморском муниципальном районе РТ. В эксперименте приняли участие 28 учеников младшего школьного возраста.
Теоретическо-методическую базу исследования составили:
- положения компетентностного подхода (В.И. Байденко [4], В.А. Болотов [10], И.А. Зимняя [29], Дж. Равен [22], Н.В.Кузьмина [35], Л.М. Митинина [43], Ю.Г. Татур [62], Ю.В.Фролов [69], В.Д. Шадриков [74] и др.);
- теория социальных ролей (Р. Линтон [39], Дж. Мид [42]).
Научная новизна состоит в том, что:
- выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие стимулировать формирование социальной компетентности у младших школьников из сельской местности: учёт особенностей сельского типа поселения в процессе формирования социальной компетентности у младших школьников; реализация комплексной программы «Путь к успеху», направленной на формирование социальной компетентности младших школьников из сельской местности.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут стать дополнительным источником для современных теорий формирования социальной компетентности у младших школьников. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции воспитания младших школьников, проживающих в условиях сельской местности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке выявленных педагогических условий, позволяющих сформировать социальную компетентность младших школьников из сельской местности. Разработана и апробирована формирующая программа «Путь к успеху», позволяющая сформировать социальную компетентность у младших школьников из сельской местности.
Апробация результатов исследования осуществлялась на следующих конференциях:
• Михайлова О.А. Формирование компетентности у младших школьников/ Итоговая конференция студентов ИПиО (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Михайлова О.А. Исследование уровня развития социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/ Международная конференция, посвященная 25-летию Российского общества Януша Корчака «Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей» (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Михайлова О.А. Особенности социальной компетентности у младших школьников, проживающих в сельской местности/ Итоговая конференция студентов ИПиО (2017, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Михайлова О.А. Эссе «Формирование социальной компетентности у детей младшего школьного возраста, проживающих в сельской местности»/ Стипендиальная программа Владимира Потанина (2016-2017 г., Москва, участник II тура конкурсного отбора, диплом, нагрудной знак)
• Михайлова О.А. Структурно-содержательная характеристика социальной компетентности у младших школьников/ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Андреевские чтения: современные концепции и технологии
педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности» (2017, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Михайлова О.А. Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социального приюта/ II Международный конкурс научно-методических и выпускных квалификационных работ «Гнозис» (2015, Россия, г. Ростов-на-Дону, заочное участие, сертификат)
• Участие в Международной олимпиаде по социальной педагогике «Педагогика ненасилия в семье и школе» среди студентов образовательных организаций (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Участие во II Международной олимпиаде по социальной педагогике «Права ребенка в современном мире», посвященной памяти Януша Корчака, среди студентов образовательных организаций (2017 , Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Участие во II Международной форуме по педагогическому
образованию (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Участие в III Международной форуме по педагогическому
образованию (2017, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
Также апробация результатов исследования осуществлялись через публикации статей:
1. Михайлова О.А. Исследование уровня развития социальной компетентности социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака «Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей». -Казань: Издательство «Отечество», 2016.-С. 128-131
2. Михайлова О.А. Формы и методы развития социальной компетентности у младших школьников/сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака «Актуальные проблемы педагогики и психологии» Выпуск 19.- Казань: Издательство «Отечество», 2016.-С.35
3. Михайлова О.А. Особенности формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/сборник статей III Международной научной студенческой конференции «Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития». - Екатеринбург: Издательство «ИМПРУВ», 2017. - С. 34-38
4. Михайлова О.А. Структурно-содержательная характеристика социальной компетентности у младших школьников/сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности».-Казань: Издательство «Центр инновационных технологий», 2017.-С.139-143
5. Михайлова О.А. Изучение социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/сборник тезисов в 5 т. Итоговая научно¬образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года. - Казань: Изд-во «Казан. ун-та», 2017.- С. 34-38 (сборник в печати)
6. Михайлова О.А. Педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/ сборник статей по результатам XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета (сборник в печати)
7. Михайлова О.А. Социальная компетентность младших
школьников: сущность, критерии, структурно-содержательные характеристики/сборник статей студентов, аспирантов и профессорско- преподавательского состава. По результатам X Международной научной конференции «Человекознание», Журнал «Гуманитарный трактат» 13 мая 2017 г.- Кемерово: Изд-во «Плутон», 2017.- С.7-19
Структура исследования: исследование состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Уже с момента появления на свет, ребенок входит в социальный мир взрослых и накапливает опыт жизни. По мере освоения социальных, культурных, нравственных правил поведения и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности- способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, выходить из сложных жизненных ситуаций. Данный процесс является необходимым для полноценного развития личности ребенка, и в то же время сложным, так как уже с момента рождения на ребенка возлагается многообразие социальных ролей и функций.
Как показывает практика, более эффективно данный процесс протекает в младшем школьном возрасте, данный факт, прежде всего, связан с изменением социальной ситуации и новым социальным статусов
ученика. Также на этапе младшего школьного возраста происходит целый ряд преобразований, необходимых для становления личности младшего школьника: развивается произвольность психических процессов,
соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на окружающее воздействие (Л.И. Божович [12], Л.С. Выготский [15], А.В. Запорожец [25], Д.Б. Эльконин [76] и др.). Процесс формирования и развития социальной компетентности в младшем школьном возрасте характеризуется интенсивным развитием социальных отношений, изменением социальных ролей и функций с последующим расширением социально-нравственного взаимодействия детей с окружающим социумом, динамичностью социальных представлений, особым отношением к миру [76, с.65].
Об актуальности проблемы исследования свидетельствует учения Д.И. Фельдштейна, который констатирует явную недостаточность уровня сформированности социальной компетентности 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер [68, с.78].
Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что, уже начиная с раннего возраста, необходимо начинать формировать у ребенка знания, умения и навыки о способах поведения и взаимодействия в общественных отношениях.
Проблемы формирования социальной компетентности младших школьников затрагиваются в современных диссертационных исследованиях Т.В. Антоновой [2], Ю.В.Коротовой [33], О.Ф. Борисовой [11], JI.H. Гиенко [17], И.Е. Зариповой [26], Т.В. Исаковой [30], Н.В. Калининой [31], O.A. Крузе-Брукс [34] В.В. Новикова [46], Т.И.
Самсоновой [51], М.В. Тюкавиной [65], Ю.Е. Уфимцевой [66],
В.В.Цветкова [71] и др.
О.Ф. Борисовой, И.Е. Зарипова раскрывают особенности формирования социальной компетентности в рамках дополнительного образования и во внеурочной деятельности младших школьников [11, с.89].
Вклад Н.В. Калининой в проблему исследования значим тем, что она рассматривает эффективные способы и формы работы по формированию социальной компетентности у младших школьников. К числу наиболее эффектных относит: создание проблемных ситуаций, игровые упражнения, игры-драматизации и т.д. [31, с. 35].
Ю.В. Коротовой определены структурные компоненты социальной компетентности у младших школьников: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий. Также для каждого из компонентов определены критерии их сформированности, к которым относятся осведомленность детей об объектах социальной действительности, социально значимая деятельность, наличие мотивации и интереса к ней, готовность детей к социально значимой деятельности [33, с.121].
Для успешного протекания процесса социальной компетентности, по мнению В.Н. Толстых, необходимо учитывать все факторы, влияющие на развитие ребенка: окружающая среда, образ жизни. Под образом жизни В.Н. Толстых понимает устоявшиеся и типичные для данных социальных отношений формы повседневной жизни и деятельности людей, которые находят свое практическое выражение в нормах общения, поведения и складе мышления [64, с.78].
По мнению В.В. Цветкова, местность, в котором проживает ребенок, является важным фактором, который влияет на процесс формирования социальный компетентности. У данной категории детей процесс социальной компетентности протекает с некоторыми особенностями. Это
связано с пространственной ограниченность сельской среды, узостью и однообразием поведенческих, нравственных и культурных образцов, с ограниченным кругом общения, устоявшими традициями и устоями, бедностью словарного запаса, своеобразием говора той или иной местности и др. [71, с.90].
Е.Н. Степанов подчёркивает внимание на том, что педагоги в своей образовательной и воспитательной деятельности должны учитывать всю специфику сельского образа жизни, которая проявляется в сенсорной, коммуникативной и событийных областях. По мнению автора, детство сельского ребёнка - более бедное контактами со сверстниками, более погруженное в отношение с взрослыми, то есть более «взрослое». Сельские дети значительно раньше получают представление о характере труда взрослых. Значительно в большей степени сами непосредственно вовлекаются в трудовую деятельность семьи [58, с. 134].
Особенности протекания данного процесса у сельских школьников рассмотрены в кандидатской диссертации В.В.Цветкова, Е.Н.Степанова.
Перечисленные, в исследованиях учёных, особенности сельской местности препятствуют развитию социальной компетентности ребенка младшего школьного возраста. Только своевременное выявление и устранение перечисленных затруднений, и проведение формирующих занятий могут помочь устранить данные проблемы и принести к успешной социализации ребенка. [58, c.125]
После проведения анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что педагогическая наука и практика до настоящего времени не дает аргументированных ответов на многие вопросы, относящиеся к сущностным характеристикам социальной компетентности младших школьников, не сформулированы педагогические условия ее формирования у детей из сельской местности.
Из данного положения следует, что в настоящее время существуют противоречия между:
-необходимостью формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности, с одной стороны, и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий по формированию социальной компетентности детей младшего школьного возраста из сельской местности, с другой стороны.
Выявленные противоречия, актуальность и недостаточная теоретическая разработанность определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников из сельской местности?
Цель исследования состоит в разработке педагогических условий формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности.
Объект исследования - процесс формирования социальной компетентности младших школьников из сельской местности.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности.
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной
компетентности у младших школьников из сельской местности будет успешным, если:
-учитывать особенности сельского типа поселения в процессе формирования социальной компетентности у младших школьников;
-реализовать комплексную программу «Путь к успеху», направленную на формирование социальной компетентности у младших школьников из сельской местности.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть содержание и сущностные характеристики понятий «компетенция», «компетентность», «социальная компетентность».
2. Изучить структурные компоненты, функции, условия формирования, критерии сформированности социальной компетентности.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности.
4. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности младших школьников из сельской местности.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, обобщение, систематизация;
-эмпирические методы: тестирование, психолого-педагогический эксперимент.
-методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) был осуществлён констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности; определён научный аппарат диссертационного исследования.
На третьем (обобщающем) этапе осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Экспериментальной базой исследования стал МОУ СОШ Село- Чуринская средняя школа в Кукморском муниципальном районе РТ. В эксперименте приняли участие 28 учеников младшего школьного возраста.
Теоретическо-методическую базу исследования составили:
- положения компетентностного подхода (В.И. Байденко [4], В.А. Болотов [10], И.А. Зимняя [29], Дж. Равен [22], Н.В.Кузьмина [35], Л.М. Митинина [43], Ю.Г. Татур [62], Ю.В.Фролов [69], В.Д. Шадриков [74] и др.);
- теория социальных ролей (Р. Линтон [39], Дж. Мид [42]).
Научная новизна состоит в том, что:
- выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие стимулировать формирование социальной компетентности у младших школьников из сельской местности: учёт особенностей сельского типа поселения в процессе формирования социальной компетентности у младших школьников; реализация комплексной программы «Путь к успеху», направленной на формирование социальной компетентности младших школьников из сельской местности.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут стать дополнительным источником для современных теорий формирования социальной компетентности у младших школьников. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции воспитания младших школьников, проживающих в условиях сельской местности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке выявленных педагогических условий, позволяющих сформировать социальную компетентность младших школьников из сельской местности. Разработана и апробирована формирующая программа «Путь к успеху», позволяющая сформировать социальную компетентность у младших школьников из сельской местности.
Апробация результатов исследования осуществлялась на следующих конференциях:
• Михайлова О.А. Формирование компетентности у младших школьников/ Итоговая конференция студентов ИПиО (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Михайлова О.А. Исследование уровня развития социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/ Международная конференция, посвященная 25-летию Российского общества Януша Корчака «Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей» (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Михайлова О.А. Особенности социальной компетентности у младших школьников, проживающих в сельской местности/ Итоговая конференция студентов ИПиО (2017, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Михайлова О.А. Эссе «Формирование социальной компетентности у детей младшего школьного возраста, проживающих в сельской местности»/ Стипендиальная программа Владимира Потанина (2016-2017 г., Москва, участник II тура конкурсного отбора, диплом, нагрудной знак)
• Михайлова О.А. Структурно-содержательная характеристика социальной компетентности у младших школьников/ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Андреевские чтения: современные концепции и технологии
педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности» (2017, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Михайлова О.А. Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социального приюта/ II Международный конкурс научно-методических и выпускных квалификационных работ «Гнозис» (2015, Россия, г. Ростов-на-Дону, заочное участие, сертификат)
• Участие в Международной олимпиаде по социальной педагогике «Педагогика ненасилия в семье и школе» среди студентов образовательных организаций (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Участие во II Международной олимпиаде по социальной педагогике «Права ребенка в современном мире», посвященной памяти Януша Корчака, среди студентов образовательных организаций (2017 , Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Участие во II Международной форуме по педагогическому
образованию (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• Участие в III Международной форуме по педагогическому
образованию (2017, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
Также апробация результатов исследования осуществлялись через публикации статей:
1. Михайлова О.А. Исследование уровня развития социальной компетентности социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака «Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей». -Казань: Издательство «Отечество», 2016.-С. 128-131
2. Михайлова О.А. Формы и методы развития социальной компетентности у младших школьников/сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака «Актуальные проблемы педагогики и психологии» Выпуск 19.- Казань: Издательство «Отечество», 2016.-С.35
3. Михайлова О.А. Особенности формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/сборник статей III Международной научной студенческой конференции «Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития». - Екатеринбург: Издательство «ИМПРУВ», 2017. - С. 34-38
4. Михайлова О.А. Структурно-содержательная характеристика социальной компетентности у младших школьников/сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности».-Казань: Издательство «Центр инновационных технологий», 2017.-С.139-143
5. Михайлова О.А. Изучение социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/сборник тезисов в 5 т. Итоговая научно¬образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года. - Казань: Изд-во «Казан. ун-та», 2017.- С. 34-38 (сборник в печати)
6. Михайлова О.А. Педагогические условия формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности/ сборник статей по результатам XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета (сборник в печати)
7. Михайлова О.А. Социальная компетентность младших
школьников: сущность, критерии, структурно-содержательные характеристики/сборник статей студентов, аспирантов и профессорско- преподавательского состава. По результатам X Международной научной конференции «Человекознание», Журнал «Гуманитарный трактат» 13 мая 2017 г.- Кемерово: Изд-во «Плутон», 2017.- С.7-19
Структура исследования: исследование состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования социальной компетентности у дошкольников является предметом многочисленных исследований. Исследованиями вопросов по формированию социальной компетентности у младших школьников затрагиваются в современных диссертационных исследованиях Т.В. Антоновой [2], Ю.В.Коротовой [33], О.Ф. Борисовой [11], JI.H. Гиенко [17], И.Е. Зариповой [26], Т.В. Исаковой [30], Н.В. Калининой [31], O.A. Крузе-Брукс [34] В.В. Новикова [46], Т.И. Самсоновой [51], М.В. Тюкавиной [65], Ю.Е. Уфимцевой [66], В.В.Цветкова [71] и др.
Далее мы осветим результаты решения поставленных задач.
1 задача. Раскрыть содержание и сущностные характеристики понятий «компетенция», «компетентность», «социальная
компетентность».
В ходе изучения психолого-педагогической литературы мы ознакомились с понятиями «компетенция», «компетентность» и «социальная компетентность» у различных ученых.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам определить ключевые понятия относительного нашей темы исследования.
Таким образом, компетенция- это совокупность знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые обеспечивают достижение эффективного результата в конкретном виде деятельности (В.Д.Шадриков) [74, с.29-31].
Компетентность - это совокупность знаний, умений, навыков, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, жизни и в развитии (саморазвитии) личности (Л.М.Митинина) [43, с.56].
Социальная компетентность- это система знаний о социальной действительности, о себе; система сложных социальных умений и
навыков взаимодействия, сценария поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств (В.Н.Куницына) [37, с.19].
2 задача. Изучить структурные компоненты, функции, условия формирования, критерии сформированности социальной
компетентности.
Следующей задачей исследования стало изучение содержательной структуры социальной компетентности. В своем исследовании Нефёдова В.Д. включает в содержание социальной компетентности такие составляющие, как: социальные знания, социальные знания, личностные характеристики, способности [45, c.87]
В нашем исследовании мы рассмотрели понятие «социальной компетентности» относительно младшего школьного возраста. Практика показывает, что особенно сенситивным периодом протекания процесса формирования социальной компетентности является младший школьный возраст (6-7 и 10 лет) Прежде всего, данное предположение связано с тем, что младший школьный возраст является первым периодом приобщения ребенка к общественной жизни, которая осуществляется в процессе учебы, поэтому по большей части овладение учебной деятельностью и создает условия для развития у ребенка социальной компетентности.
Их разнообразия определений «Социальной компетентности младшего школьника» для нашего исследования, мы предпочли понятие Коротовой Ю.В. Автор под социальной компетентностью младшего школьника понимает, интегративную характеристику личности ребенка, отражающую систему знаний, умений и навыков, приобретенных им в процессе освоения учебных предметов и необходимых ему для моделирования своего поведения, умения адекватно воспринимать окружающую действительность, строить систему отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации [33, с.56].
Далее нами была рассмотрена структура социальной компетентности младших школьников. Ю.В. Коротова [33, c.121] основными компонентами социальной компетентности младших школьников выделяет следующее:
Когнитивный компонент- осведомленность детей об объектах социальной действительности на уровне когнитивного компонента;
Мотивационно-ценностный компонент- социальная направленность деятельности и готовность к ней на мотивационно-ценностном уровне;
Поведенческий компонент- социально значимые действия на поведенческом уровне.
3 задача. Теоретически обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности.
Успешность протекания процесса формирования социальной компетентности младших школьников зависит от выявления и учёта следующих педагогических условий:
1. Необходимо учитывать в процессе формирования социальной компетентности у младших школьников особенности их места проживания.
2. В процессе формирования социальной компетентности можно использовать авторскую программу «Путь к успеху», ориентированную на младших школьников, проживающих в сельской местности.
При учёте вышеперечисленных педагогических условий в работе по формированию социальной компетентности у младших школьников из сельской местности, мы можем добиться значительных результатов.
4 задача. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности младших школьников из сельской местности.
Чтобы определить уровень сформированности социальной компетентности дошкольников, для каждого компонента были выбраны отдельные методики.
Когнитивный компонент:
Тест интеллекта Д.Векслера, детский вариант (заимствованные и адаптированные вопросы из субтеста «Понятливость»)
Мотивационно-ценностный компонент:
Заимственные вопросы из опросника «Диагностика социальной компетентности учащихся» Г.М.Беспаловой.
Поведенческий компонент:
Методика «Индивидуальная карта социального поведения ребенка» А.М. Прихожан
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента нами были получены следующие данные:
По когнитивному компоненту: 7,14% имеют низкий уровень, 53,58% имеют средний уровень по когнитивному компоненту. Остальные 39,28% имеют высокий уровень развития социального интеллекта.
По мотивационно-ценностному компоненту: 25% имеют низкий показатель. 68,86% имеют средний показатель, а остальные 7,14% имеют высокий показатель по эмоциональному компоненту.
По поведенческому компоненту нами были получены следующие данные: 14,29% из исследуемых имеют низкий уровень развития
поведенческого компонента.75% имеют средний уровень, а остальные 10,71% имеют высокий уровень по поведенческому компоненту.
Рассмотрим общие данные полученные по социальной компетентности после стандартизации и суммирования баллов всех структурных компонентов на констатирующем этапе эксперимента: 10,71% детей имеют высокий показатель, 71,43% средний и 17,86% низкий показатель.
После апробации педагогических условий для эффективного формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности, мы выявили положительную динамику изменений в компонентах социальной компетентности.
По когнитивному компоненту: 3,57% детей имеют низкий показатель, а остальная часть детей 46,43% имеют средний показатель по когнитивному компоненту социальной компетентности. Среди детей 50 % имеют высокий показатель социального интеллекта. Наблюдается увеличение количества высоких показателей на 10,72%, и уменьшение процентного показателя низкого уровня на 3,57%, что говорит об эффективности проведенных занятий по когнитивному блоку.
По мотивационно-ценностному компоненту: Только 7,14% имеет по данному компоненту низкий показатель. Среди полученных данных преобладает средний показатель (64,29%). В ходе проведения контрольного эксперимента 25% детей набрали высокий показатель. На контрольном этапе увеличился высокий показатель по мотивационно-ценностному компоненту на 17,86%. По сравнению также видно, уменьшение низкого показателя на 17,86%.
По поведенческому компоненту: 10,71% детей имеют низкий показатель по данному компоненту. В нашей исследуемой группе преобладает средний показатель (60,72% респондентов), а 28,57% детей имеют высокий показатель по поведенческому компоненту. После апробации педагогических условий, наблюдается увеличение высокого показателя по поведенческому компоненту на 17,86%, и уменьшение низкого показателя на 3,57%.
Рассмотрим общие данные полученные по социальной компетентности после стандартизации и суммирования баллов всех структурных компонентов после повторной диагностики: 25% детей имеют высокий показатель, 67,86% средний и 7,14% низкий показатель.
На контрольном этапе мы выявили положительную динамику изменений: наблюдается увеличение показателя высокого уровня
социальной компетентности на 14,29 %, и уменьшение низкого
показателя на 10,72%.
В ходе апробации педагогических условий для успешного формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности, нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности будет успешным, если:
-учитывать особенности сельского типа поселения в процессе формирования социальной компетентности у младших школьников;
-реализовать комплексную программу «Путь к успеху», направленную на формирование социальной компетентности у младших школьников из сельской местности.
Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, t-критерием Стьюдента, корреляционным анализом Пирсона и G-критерием знаков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенные нами педагогические условия, которые легли в основу программы «Путь к успеху», является эффективными для формирования у младших школьников из сельской местности такого ключевого качества в их жизни, как социальная компетентность.
Далее мы осветим результаты решения поставленных задач.
1 задача. Раскрыть содержание и сущностные характеристики понятий «компетенция», «компетентность», «социальная
компетентность».
В ходе изучения психолого-педагогической литературы мы ознакомились с понятиями «компетенция», «компетентность» и «социальная компетентность» у различных ученых.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам определить ключевые понятия относительного нашей темы исследования.
Таким образом, компетенция- это совокупность знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые обеспечивают достижение эффективного результата в конкретном виде деятельности (В.Д.Шадриков) [74, с.29-31].
Компетентность - это совокупность знаний, умений, навыков, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, жизни и в развитии (саморазвитии) личности (Л.М.Митинина) [43, с.56].
Социальная компетентность- это система знаний о социальной действительности, о себе; система сложных социальных умений и
навыков взаимодействия, сценария поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств (В.Н.Куницына) [37, с.19].
2 задача. Изучить структурные компоненты, функции, условия формирования, критерии сформированности социальной
компетентности.
Следующей задачей исследования стало изучение содержательной структуры социальной компетентности. В своем исследовании Нефёдова В.Д. включает в содержание социальной компетентности такие составляющие, как: социальные знания, социальные знания, личностные характеристики, способности [45, c.87]
В нашем исследовании мы рассмотрели понятие «социальной компетентности» относительно младшего школьного возраста. Практика показывает, что особенно сенситивным периодом протекания процесса формирования социальной компетентности является младший школьный возраст (6-7 и 10 лет) Прежде всего, данное предположение связано с тем, что младший школьный возраст является первым периодом приобщения ребенка к общественной жизни, которая осуществляется в процессе учебы, поэтому по большей части овладение учебной деятельностью и создает условия для развития у ребенка социальной компетентности.
Их разнообразия определений «Социальной компетентности младшего школьника» для нашего исследования, мы предпочли понятие Коротовой Ю.В. Автор под социальной компетентностью младшего школьника понимает, интегративную характеристику личности ребенка, отражающую систему знаний, умений и навыков, приобретенных им в процессе освоения учебных предметов и необходимых ему для моделирования своего поведения, умения адекватно воспринимать окружающую действительность, строить систему отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации [33, с.56].
Далее нами была рассмотрена структура социальной компетентности младших школьников. Ю.В. Коротова [33, c.121] основными компонентами социальной компетентности младших школьников выделяет следующее:
Когнитивный компонент- осведомленность детей об объектах социальной действительности на уровне когнитивного компонента;
Мотивационно-ценностный компонент- социальная направленность деятельности и готовность к ней на мотивационно-ценностном уровне;
Поведенческий компонент- социально значимые действия на поведенческом уровне.
3 задача. Теоретически обосновать педагогические условия формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста из сельской местности.
Успешность протекания процесса формирования социальной компетентности младших школьников зависит от выявления и учёта следующих педагогических условий:
1. Необходимо учитывать в процессе формирования социальной компетентности у младших школьников особенности их места проживания.
2. В процессе формирования социальной компетентности можно использовать авторскую программу «Путь к успеху», ориентированную на младших школьников, проживающих в сельской местности.
При учёте вышеперечисленных педагогических условий в работе по формированию социальной компетентности у младших школьников из сельской местности, мы можем добиться значительных результатов.
4 задача. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий формирования социальной компетентности младших школьников из сельской местности.
Чтобы определить уровень сформированности социальной компетентности дошкольников, для каждого компонента были выбраны отдельные методики.
Когнитивный компонент:
Тест интеллекта Д.Векслера, детский вариант (заимствованные и адаптированные вопросы из субтеста «Понятливость»)
Мотивационно-ценностный компонент:
Заимственные вопросы из опросника «Диагностика социальной компетентности учащихся» Г.М.Беспаловой.
Поведенческий компонент:
Методика «Индивидуальная карта социального поведения ребенка» А.М. Прихожан
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента нами были получены следующие данные:
По когнитивному компоненту: 7,14% имеют низкий уровень, 53,58% имеют средний уровень по когнитивному компоненту. Остальные 39,28% имеют высокий уровень развития социального интеллекта.
По мотивационно-ценностному компоненту: 25% имеют низкий показатель. 68,86% имеют средний показатель, а остальные 7,14% имеют высокий показатель по эмоциональному компоненту.
По поведенческому компоненту нами были получены следующие данные: 14,29% из исследуемых имеют низкий уровень развития
поведенческого компонента.75% имеют средний уровень, а остальные 10,71% имеют высокий уровень по поведенческому компоненту.
Рассмотрим общие данные полученные по социальной компетентности после стандартизации и суммирования баллов всех структурных компонентов на констатирующем этапе эксперимента: 10,71% детей имеют высокий показатель, 71,43% средний и 17,86% низкий показатель.
После апробации педагогических условий для эффективного формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности, мы выявили положительную динамику изменений в компонентах социальной компетентности.
По когнитивному компоненту: 3,57% детей имеют низкий показатель, а остальная часть детей 46,43% имеют средний показатель по когнитивному компоненту социальной компетентности. Среди детей 50 % имеют высокий показатель социального интеллекта. Наблюдается увеличение количества высоких показателей на 10,72%, и уменьшение процентного показателя низкого уровня на 3,57%, что говорит об эффективности проведенных занятий по когнитивному блоку.
По мотивационно-ценностному компоненту: Только 7,14% имеет по данному компоненту низкий показатель. Среди полученных данных преобладает средний показатель (64,29%). В ходе проведения контрольного эксперимента 25% детей набрали высокий показатель. На контрольном этапе увеличился высокий показатель по мотивационно-ценностному компоненту на 17,86%. По сравнению также видно, уменьшение низкого показателя на 17,86%.
По поведенческому компоненту: 10,71% детей имеют низкий показатель по данному компоненту. В нашей исследуемой группе преобладает средний показатель (60,72% респондентов), а 28,57% детей имеют высокий показатель по поведенческому компоненту. После апробации педагогических условий, наблюдается увеличение высокого показателя по поведенческому компоненту на 17,86%, и уменьшение низкого показателя на 3,57%.
Рассмотрим общие данные полученные по социальной компетентности после стандартизации и суммирования баллов всех структурных компонентов после повторной диагностики: 25% детей имеют высокий показатель, 67,86% средний и 7,14% низкий показатель.
На контрольном этапе мы выявили положительную динамику изменений: наблюдается увеличение показателя высокого уровня
социальной компетентности на 14,29 %, и уменьшение низкого
показателя на 10,72%.
В ходе апробации педагогических условий для успешного формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности, нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс формирования социальной компетентности у младших школьников из сельской местности будет успешным, если:
-учитывать особенности сельского типа поселения в процессе формирования социальной компетентности у младших школьников;
-реализовать комплексную программу «Путь к успеху», направленную на формирование социальной компетентности у младших школьников из сельской местности.
Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, t-критерием Стьюдента, корреляционным анализом Пирсона и G-критерием знаков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенные нами педагогические условия, которые легли в основу программы «Путь к успеху», является эффективными для формирования у младших школьников из сельской местности такого ключевого качества в их жизни, как социальная компетентность.
Подобные работы
- Формирование социальной компетентности подростков "группы" риска
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Возможности внеклассной работы для формирования экологической грамотности у младших школьников (Тульский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В СЕМЬЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Использование проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Разработка интерактивного сайта «#ЕдаСтудента», как средства социальной адаптации первокурсников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



