Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И РЕФЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №52840

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современные представления о проблеме умственной отсталости в
специальной психологии 6
1.1. Взгляды дефектологов на проблему умственной отсталости 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью подросткового возраста 14
1.3. Особенности когнитивных процессов у детей с умственной отсталостью
подросткового возраста 21
1.4. Особенности развития рефлексии у детей подросткового возраста с
умственной отсталостью 28
Вывод по 1главе 38
Глава 11. Особенности когнитивных процессов у детей подросткового
возраста с умственной отсталостью 40
2.1. Организация исследования когнитивных процессов и рефлексии у детей с умственной отсталостью и с нормальным психофизическим развитием 40
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 43
Вывод по главе II 56
Заключение 57
Список литературы 58
Приложение

Актуальность исследования. Социально-гуманистическими тенденции в современном обществе, во всем мире и в России в частности к максимальной социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья повышает значение максимального повышения уровня образования всех контингентов детей. Введение новых стандартов специального образования требует максимального учета всех особенностей когнитивной сферы современных учащихся, в том числе подростков с интеллектуальными нарушениями. Это делает актуальной проблему взаимосвязи когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью является.
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.Познавательные процессы умственно отсталых детей развиваются в условиях неполноценного чувственного познания, ограниченной практической деятельности, речевого недоразвития, в связи с чем их мыслительные операции обладают своеобразными чертами и замедленно развиваются (Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, С.Я.Рубинштейн, Г.К. Ушакова и др.).
Формирование когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью является важным условием коррекционного обучения. Умственно отсталый ребенок характеризуется общим недоразвитием, мыслительные способности, формируются у него с большими задержками. Общество же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно изучить вопросы формирования познавательных процессов, интерес к учебе у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Исходя из вышеизложенного, необходимо правильно определить первичные и вторичные нарушения познавательной сферы. Только правильное знание и учет особенностей когнитивных процессов и рефлексии обеспечивает эффективность воспитания детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования: изучить взаимосвязь когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: познавательная сфера детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: взаимосвязь когнитивных процессов и
рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью .
Гипотеза. При проведении исследования мы исходили из предположения, что у подростков с умственной отсталостью количество и сила взаимосвязей между показателями познавательных процессов и рефлексии меньше, чем у подростков с нормой развития.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью подросткового возраста.
2. Раскрыть особенности когнитивных процессов и развития рефлексии у детей с умственной отсталостью подросткового возраста.
3. Рассмотреть особенности взаимосвязей когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Методологическая основа исследования: теоретические представления отечественных авторов об умственной отсталости (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, Д.И.Исаева, М.С.Певзнер, Г.К.Ушакова, Х.С.Замский, Г.Н.Попов, И.А.Коробейников, Э.Крепелин), классификация умственной отсталости (Д.И. Исаева,М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева,Г.Н.Попов), торетический обзор об особенностях ВНД у умственно отсталых подростков (В.И.Лубовский, Б.И.Пинский, И.Л.Баскакова, Л.П.Уфимцева), особенности развития рефлексии у умственно отсталых детей (А.В.Захарова, Б.И.Пинский, Г.М.Дульнев, В.Г.Петрова, М.Г. Царцидзе)
Методы исследования:анализ и общение психолого-педагогических и учебно-методических научных работ по теме исследования; наблюдение за поведением учащихся в процессе исследования; психо-диагнстические методы изучения познавательной сферы (методика "Заучивание 10 слов", методика «Выделение существенных признаков», методика Мюнстерберга, методика «Сравнение похожих рисунков»); методы математической статистики (сравнение средних по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону).
Практическая значимость исследования: результаты исследования способствуют расширению знаний о когнитивных процессах и рефлексии у детей с умственной отсталость подросткового возраста, как основной составляющей учебной деятельности.
База исследования: ГБОУ «Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ №161 г. Казани. В исследование приняло участие 50 детей подросткового возраста 13 -14 лет : 25 детей с интеллектуальной недостаточностью(экспериментальная группа), 25 детей без нарушений (контрольная группа).
Апробация работы: Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, 2017); на IV Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2017).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что вопрос о взаимосвязи когнитивных процессов и рефлексии у детей подростковго возраста с умственной отсталостью до сих пор остается актуальным.
Целью нашего исследования было выявить взаимосвзяь между когнитивным процессов и рефлексией детей с умственной отсталостью подросткового возраста.На первом этапе была изучена специальная научная литература о когнитивных процессах и рефлексии в целом, в дальнейшем было проведено экспериментальное исследование на базе двух образовательных учреждений, одно из них является коррекционным. На третьем этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов.
Исходя из полученных результатов можно сказать, что нарушения когнитивных процессов и рефлексии у детей подростковго возраста с умственной отсталостью достаточно широк. Значительное отставание и своеобразие наблюдается в мыслительной деятельности. Уровень развитии рефлексии находится в прямой зависимости от уровня развития когнитивных процессов, что не мало важно для описание особенностей детей с интеллектуальными нарушениями.
Учитывая все выше сказанное, детям подростковго возраста с умственной отсталостью необходим особый подход в обучении и
воспитании.Эффективность обучения и воспитания детей школьного возраста с умственной отсталостью во многом обусловлена глубиной и объемом знаний, которые педагог имеет о ребенке. Для выявления необходимых сведений ведется тщательное психолого-педагогическое изучение детей, включающее первичное обследование, определение типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок, последующее изучение его в динамике развития.
Итак, можно утверждать, что поставленная цель достигнута и сформулированные в начале работы задачи выполнены.



1. Андрющенко Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Т.Ю. Андрющенко, Н.В. Карабекова // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. С. 47-53.
2. Антипова И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / И.Г. Антипова, И.С. Володина // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.
3. Барсегян О. В. Межличностные отношения подростков-сирот с умственной отсталостью / О. В. Барсегян. - Санкт-Петербург С.-Петерб. гос. ун-т, 2007.- 260 с
4. Баскакова И.Л. Особенности внимания детей - олигофренов / И.Л. Баскакова. - М. : Прометей, 2006. - 35 с.
5. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М. : Просвещение, 2012. - 235 с.
6. Безрукова Е.З. Психологическое изучение умственно отсталых школьников / Е.З. Безрукова. - Свердловск: Мысль, 2010. - 320 с.
7. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости / Л.С. Выготский // Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2005. - С. 426-458.
8. Гаурилюс А.И. Возрастная динамика представлений учащихся вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений / А.И. Гаурилюс. - Минск:Беларусь, 1998. - 132 с.
9. Григонис А.В. Сравнительное исследование развития непосредственной и опосредствованной памяти учащихся вспомогательной школы / А.В. Григонис // Дефектология. - 2010. - № 6. - С.3-7.
10. Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей / Г.М. Дульнев. - М.: Просвещение, 2010. - 198 с.
11. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М. : Педагогика, 2013. - 152 с.
12. Забрамная С.Д. Некоторые особенности мимики глубоко умственно отсталых детей (имбецилов) / С.Д. Забрамная // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 2002. - С. 108¬113.
13. Закрепина А. Умственно отсталые дети: синдромы, педагогическое изучение, коррекционная помощь / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С.58-66.
14. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитание и обучение / Х.С. Замский. - М.: Флинда, 2015. - 192 с.
15. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство, 2000. - 176 с.
16. Захарова А.В., Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 90-99.
17. Захарова, А.В. Роль рефлексии в развитии личности / А.В. Захарова,
М.Э. Боцманова // Психическое развитие младших школьников. - М.:
Педагогика, 2010. - С. 145-159.
18. Зябкина И.В. Самооценка умственно отсталого школьника / И.В. Зябкина, Л.Ш. Мурзакова // Медична психолопя. - 2011. - № 2. - С. 27-32.
19. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. - СПб.: Акцидент, 2013. - 256 с.
20. Кожалиева Ч.Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков / Ч.Б. Кожалиева. - М.: Просвещение, 2011. - 132 с.
21. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н.Л. Коломинский. - Киев: Радяньска школа, 2008. - 83 с.
22. Колотыгина Е.А. Особенности эмоционального развития умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных социальных условиях / Е.А. Колотыгина // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 66-70.
23. Коробейников И.А. Феноменология, генезис и критерии диагностики легкой умственной отсталости / И.А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - С. 16-22.
24. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин. - М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014. - 493 с.
25. Кузьмина Н.Н. Развитие мотивационных факторов учебно -трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средство повышения ее продуктивности / Н.Н. Кузьмина. - Екатеринбург: Азимут, 2002. - 194 с.
26. Кузьмина Т.И. Проблема психологического изучения личности при умственной отсталости / Т.И. Кузьмина // Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 2. - С.32-36.
27. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Дефектология. - 2013. - №3. - С.29-33.
28. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В.И. Лубовкий // Дефектология. - 2011.- № 6. - С.23-29.
29. Маринчева Г.С. Умственная отсталость / Г.С. Маринчева, М.Ш. Вроно // Руководство по психиатрии: В 2 т. / Под ред. А.С. Тиганова. - М.: Медицина, 1999. Т.2. - С. 611-680.
30. Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы / Ю.Т. Матасов. - СПб. : Акцидент, 2013. - 241 с.
31. Матанцева Т.Н. Подходы к диагностике умственной отсталости / Т.Н. Матанцева, Ю.В. Вирская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 149-154.
32. Метиева Л.А. Формирование саморегуляции у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе учебной деятельности / Л.А. Метиева // Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 55-61.
33. Нодельман В.И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников / В.И. Нодельман, И.О. Позднякова // Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 3-13.
34. Певзнер М.С. Динамика развития детей-олигофренов / М.С. Певзнер, В. И. Лубовский. - М. : Просвещение, 1993. - 352 с.
35. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М. : Академия, 2014. - 160 с.
36. Пинский Б.И. О некоторых особенностях самоконтроля у умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский // Специальная школа / Под ред. А.И. Дьячкова. - М.: Учпедгиз, 2010. - Вып. 1. - С. 67-72.
37. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталого школьника. - М.:АПН РСФСР, 1962. - 319с.
38. Попов Г.Н. Проблемы обучения детей с умственной отсталостью / Г.Н. Попов // Вестник ТГПУ. - 2008. - Выпуск 3. - С.63-66.
39. Роговенко Т. Н. Особенности самосознания учащихся младших и старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1356-1360.
40. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 2009. - 345 с.
41. Скотникова И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека. Психологический анализ / под ред. А.В. Либина. М., 1998. С. 64-79.
42. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М.: Просвещение, 2009. - 143 с.
43. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. - М. : Просвещение, 2006. - 138 с.
44. Стадненко И.М. Особенности мышления учащихся
вспомогательной школы / И.М. Стадненко. - Киев: Ника-Центр, 2010. - 214 С.
45. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. - М. : Медицина, 1995. - 325 с.
46. Теплов Б.М. Способность и одаренность /Б.М.Теплов // Избранные труды.- М., 1985. - Т.1. - С. 15-41.
47. Толстикова О.Н. Специфика мотивов учебной деятельности младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида / О.Н. Тостикова // Специальное образование. - 2011. - № 3. - С. 76-83.
48. Уфимцева Л.П. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников / Л.П. Уфимцева, Т.А. Иванина // Специальная психология. - 2009. - № 4. - С.19-30.
49. Ушаков Г.К. Олигофрении / Г.К. Ушакова // Детская психиатрия. - М.: Медицина, 2003. - С.208-216.
50. Ходакова Л.А. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / Л.А. Ходакова, О.В. Вареничева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 56-65.
51. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / Холодная М.А. 2-е изд. СПб., 2004.С. 294
52. Царцидзе М.Г. Особенности волевого поведения у умственно отсталых детей / М.Г. Царцидзе. - М.: Просвещение, 2015. - 121 с.
53. Цилицкий В.С. Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта / В.С. Цилинский // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 738-743.
54. Шаламова Н.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста / Н.В. Шаламова, С.А. Шатунова, Н.Л. Егорова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1. - С. 287-290.
55. Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников / О.Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 3. - С. 35-43.
56. Шипицына Л.М. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 81 с.
57. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / О. Шпек. - М. : Академия, 2013. - 432 с.
58. Щербакова A.M. Хотят ли ученики учиться? Исследование мотивации учебной деятельности умственно отсталых и нормально развивающихся подростков / А.М. Щербакова // Дефектология. - 2012. - № 5. - С.39-46.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ