ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И РЕФЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
Введение 3
Глава I. Современные представления о проблеме умственной отсталости в
специальной психологии 6
1.1. Взгляды дефектологов на проблему умственной отсталости 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью подросткового возраста 14
1.3. Особенности когнитивных процессов у детей с умственной отсталостью
подросткового возраста 21
1.4. Особенности развития рефлексии у детей подросткового возраста с
умственной отсталостью 28
Вывод по 1главе 38
Глава 11. Особенности когнитивных процессов у детей подросткового
возраста с умственной отсталостью 40
2.1. Организация исследования когнитивных процессов и рефлексии у детей с умственной отсталостью и с нормальным психофизическим развитием 40
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 43
Вывод по главе II 56
Заключение 57
Список литературы 58
Приложение
Глава I. Современные представления о проблеме умственной отсталости в
специальной психологии 6
1.1. Взгляды дефектологов на проблему умственной отсталости 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью подросткового возраста 14
1.3. Особенности когнитивных процессов у детей с умственной отсталостью
подросткового возраста 21
1.4. Особенности развития рефлексии у детей подросткового возраста с
умственной отсталостью 28
Вывод по 1главе 38
Глава 11. Особенности когнитивных процессов у детей подросткового
возраста с умственной отсталостью 40
2.1. Организация исследования когнитивных процессов и рефлексии у детей с умственной отсталостью и с нормальным психофизическим развитием 40
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 43
Вывод по главе II 56
Заключение 57
Список литературы 58
Приложение
Актуальность исследования. Социально-гуманистическими тенденции в современном обществе, во всем мире и в России в частности к максимальной социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья повышает значение максимального повышения уровня образования всех контингентов детей. Введение новых стандартов специального образования требует максимального учета всех особенностей когнитивной сферы современных учащихся, в том числе подростков с интеллектуальными нарушениями. Это делает актуальной проблему взаимосвязи когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью является.
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.Познавательные процессы умственно отсталых детей развиваются в условиях неполноценного чувственного познания, ограниченной практической деятельности, речевого недоразвития, в связи с чем их мыслительные операции обладают своеобразными чертами и замедленно развиваются (Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, С.Я.Рубинштейн, Г.К. Ушакова и др.).
Формирование когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью является важным условием коррекционного обучения. Умственно отсталый ребенок характеризуется общим недоразвитием, мыслительные способности, формируются у него с большими задержками. Общество же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно изучить вопросы формирования познавательных процессов, интерес к учебе у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Исходя из вышеизложенного, необходимо правильно определить первичные и вторичные нарушения познавательной сферы. Только правильное знание и учет особенностей когнитивных процессов и рефлексии обеспечивает эффективность воспитания детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования: изучить взаимосвязь когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: познавательная сфера детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: взаимосвязь когнитивных процессов и
рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью .
Гипотеза. При проведении исследования мы исходили из предположения, что у подростков с умственной отсталостью количество и сила взаимосвязей между показателями познавательных процессов и рефлексии меньше, чем у подростков с нормой развития.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью подросткового возраста.
2. Раскрыть особенности когнитивных процессов и развития рефлексии у детей с умственной отсталостью подросткового возраста.
3. Рассмотреть особенности взаимосвязей когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Методологическая основа исследования: теоретические представления отечественных авторов об умственной отсталости (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, Д.И.Исаева, М.С.Певзнер, Г.К.Ушакова, Х.С.Замский, Г.Н.Попов, И.А.Коробейников, Э.Крепелин), классификация умственной отсталости (Д.И. Исаева,М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева,Г.Н.Попов), торетический обзор об особенностях ВНД у умственно отсталых подростков (В.И.Лубовский, Б.И.Пинский, И.Л.Баскакова, Л.П.Уфимцева), особенности развития рефлексии у умственно отсталых детей (А.В.Захарова, Б.И.Пинский, Г.М.Дульнев, В.Г.Петрова, М.Г. Царцидзе)
Методы исследования:анализ и общение психолого-педагогических и учебно-методических научных работ по теме исследования; наблюдение за поведением учащихся в процессе исследования; психо-диагнстические методы изучения познавательной сферы (методика "Заучивание 10 слов", методика «Выделение существенных признаков», методика Мюнстерберга, методика «Сравнение похожих рисунков»); методы математической статистики (сравнение средних по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону).
Практическая значимость исследования: результаты исследования способствуют расширению знаний о когнитивных процессах и рефлексии у детей с умственной отсталость подросткового возраста, как основной составляющей учебной деятельности.
База исследования: ГБОУ «Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ №161 г. Казани. В исследование приняло участие 50 детей подросткового возраста 13 -14 лет : 25 детей с интеллектуальной недостаточностью(экспериментальная группа), 25 детей без нарушений (контрольная группа).
Апробация работы: Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, 2017); на IV Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2017).
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.Познавательные процессы умственно отсталых детей развиваются в условиях неполноценного чувственного познания, ограниченной практической деятельности, речевого недоразвития, в связи с чем их мыслительные операции обладают своеобразными чертами и замедленно развиваются (Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, С.Я.Рубинштейн, Г.К. Ушакова и др.).
Формирование когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью является важным условием коррекционного обучения. Умственно отсталый ребенок характеризуется общим недоразвитием, мыслительные способности, формируются у него с большими задержками. Общество же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно изучить вопросы формирования познавательных процессов, интерес к учебе у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Исходя из вышеизложенного, необходимо правильно определить первичные и вторичные нарушения познавательной сферы. Только правильное знание и учет особенностей когнитивных процессов и рефлексии обеспечивает эффективность воспитания детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования: изучить взаимосвязь когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: познавательная сфера детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: взаимосвязь когнитивных процессов и
рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью .
Гипотеза. При проведении исследования мы исходили из предположения, что у подростков с умственной отсталостью количество и сила взаимосвязей между показателями познавательных процессов и рефлексии меньше, чем у подростков с нормой развития.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью подросткового возраста.
2. Раскрыть особенности когнитивных процессов и развития рефлексии у детей с умственной отсталостью подросткового возраста.
3. Рассмотреть особенности взаимосвязей когнитивных процессов и рефлексии у детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Методологическая основа исследования: теоретические представления отечественных авторов об умственной отсталости (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, Д.И.Исаева, М.С.Певзнер, Г.К.Ушакова, Х.С.Замский, Г.Н.Попов, И.А.Коробейников, Э.Крепелин), классификация умственной отсталости (Д.И. Исаева,М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева,Г.Н.Попов), торетический обзор об особенностях ВНД у умственно отсталых подростков (В.И.Лубовский, Б.И.Пинский, И.Л.Баскакова, Л.П.Уфимцева), особенности развития рефлексии у умственно отсталых детей (А.В.Захарова, Б.И.Пинский, Г.М.Дульнев, В.Г.Петрова, М.Г. Царцидзе)
Методы исследования:анализ и общение психолого-педагогических и учебно-методических научных работ по теме исследования; наблюдение за поведением учащихся в процессе исследования; психо-диагнстические методы изучения познавательной сферы (методика "Заучивание 10 слов", методика «Выделение существенных признаков», методика Мюнстерберга, методика «Сравнение похожих рисунков»); методы математической статистики (сравнение средних по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону).
Практическая значимость исследования: результаты исследования способствуют расширению знаний о когнитивных процессах и рефлексии у детей с умственной отсталость подросткового возраста, как основной составляющей учебной деятельности.
База исследования: ГБОУ «Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ №161 г. Казани. В исследование приняло участие 50 детей подросткового возраста 13 -14 лет : 25 детей с интеллектуальной недостаточностью(экспериментальная группа), 25 детей без нарушений (контрольная группа).
Апробация работы: Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, 2017); на IV Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2017).
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что вопрос о взаимосвязи когнитивных процессов и рефлексии у детей подростковго возраста с умственной отсталостью до сих пор остается актуальным.
Целью нашего исследования было выявить взаимосвзяь между когнитивным процессов и рефлексией детей с умственной отсталостью подросткового возраста.На первом этапе была изучена специальная научная литература о когнитивных процессах и рефлексии в целом, в дальнейшем было проведено экспериментальное исследование на базе двух образовательных учреждений, одно из них является коррекционным. На третьем этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов.
Исходя из полученных результатов можно сказать, что нарушения когнитивных процессов и рефлексии у детей подростковго возраста с умственной отсталостью достаточно широк. Значительное отставание и своеобразие наблюдается в мыслительной деятельности. Уровень развитии рефлексии находится в прямой зависимости от уровня развития когнитивных процессов, что не мало важно для описание особенностей детей с интеллектуальными нарушениями.
Учитывая все выше сказанное, детям подростковго возраста с умственной отсталостью необходим особый подход в обучении и
воспитании.Эффективность обучения и воспитания детей школьного возраста с умственной отсталостью во многом обусловлена глубиной и объемом знаний, которые педагог имеет о ребенке. Для выявления необходимых сведений ведется тщательное психолого-педагогическое изучение детей, включающее первичное обследование, определение типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок, последующее изучение его в динамике развития.
Итак, можно утверждать, что поставленная цель достигнута и сформулированные в начале работы задачи выполнены.
Целью нашего исследования было выявить взаимосвзяь между когнитивным процессов и рефлексией детей с умственной отсталостью подросткового возраста.На первом этапе была изучена специальная научная литература о когнитивных процессах и рефлексии в целом, в дальнейшем было проведено экспериментальное исследование на базе двух образовательных учреждений, одно из них является коррекционным. На третьем этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов.
Исходя из полученных результатов можно сказать, что нарушения когнитивных процессов и рефлексии у детей подростковго возраста с умственной отсталостью достаточно широк. Значительное отставание и своеобразие наблюдается в мыслительной деятельности. Уровень развитии рефлексии находится в прямой зависимости от уровня развития когнитивных процессов, что не мало важно для описание особенностей детей с интеллектуальными нарушениями.
Учитывая все выше сказанное, детям подростковго возраста с умственной отсталостью необходим особый подход в обучении и
воспитании.Эффективность обучения и воспитания детей школьного возраста с умственной отсталостью во многом обусловлена глубиной и объемом знаний, которые педагог имеет о ребенке. Для выявления необходимых сведений ведется тщательное психолого-педагогическое изучение детей, включающее первичное обследование, определение типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок, последующее изучение его в динамике развития.
Итак, можно утверждать, что поставленная цель достигнута и сформулированные в начале работы задачи выполнены.



