Введение 3
1. Теоретические основы земельного налога 5
1.1. Экономическая сущность земельного налога 5
1.2. Эволюция развития земельного налога в России 12
1.3. Механизм исчисления и уплаты земельного налога в России 22
2. Анализ действующей практики налогообложения земли в России 31
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начисления
по земельному налогу в России 31
2.2. Анализ земельного налога как источника формирования доходов
муниципальных образований 43
3. Совершенствование земельного налога в России 52
3.1. Мировой опыт налогообложения земли и возможности его применения в
России 52
3.2. Повышение эффективности кадастровой оценки земель для целей
налогообложения 64
3.3. Пути развития земельного налога 71
Заключение 81
Список использованных источников 85
Приложение
В настоящее время вопросы, связанные с состоянием системы налогов и сборов России, ее функциональной реализацией, являются первостепенными как для государства, так и для большинства организаций и граждан страны. Необходимость взимания налогов в пользу государства всегда воспринимается очень болезненно, поэтому важнейшей задачей государства является выработка эффективной налоговой политики как на уровне всего государства, так и на местном уровне.
Сегодня большинство бюджетов муниципальных образований не имеет независимого, с экономической точки зрения, бюджета, а значит не может в полной мере осуществлять свои полномочия. На данный момент земельный налог является одним из основных источников доходной части местных бюджетов и от его величины зависит бюджет каждого муниципального образования. Помимо этого его размер влияет на личный располагаемый доход почти каждого гражданина России.
Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов.
Целью введения в России земельного налога является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.
Земельный налог, как показывает мировой опыт, обладает мощным потенциалом в плане использования его для обустройства страны, усиления эффективности градостроительной политики, для развития и укрепления местных бюджетов, земельных отношений.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в современных условиях решение данных проблем связано с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц. Поэтому совершенствование земельного налога является особо значимым для экономического развития страны. В России в настоящее время данный вопрос не имеет высокой степени разработанности, однако он представляет всё больший интерес для научных деятелей.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ земельного налога, выявление проблем и путей их решения.
Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность земельного налога;
- изучить историю возникновения земельного налога в России;
- изучить зарубежный опыт земельного налогообложения
-рассмотреть механизм исчисления и уплаты земельного налога в России;
- провести анализ формирования налоговой базы и структуры начисления по земельному налогу;
- проанализировать поступления земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации;
- определить пути развития земельного налога в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий, данный из официальных источников, а также материалы глобальной сети Интернет.
Для создания условий устойчивого экономического развития страны одной из главных целей государственной политики становится вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и повышение эффективности их использования. Главными причинами, которые препятствуют осуществлению данной цели, являются нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей за землю. Актуальность решения этих проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц.
Нами были исследованы теории налогообложения земли, где отмечалось, что в отличие от других налогов налогообложение стоимости земли не оказывает искаженного влияния на принятие экономических решений и, следовательно, не снижает эффективности рыночной экономики. Начало научным исследованием этого вопроса положили физиократы, которые, исходя из своего учения о земле как о едином источнике чистого дохода, с которого в конечном итоге уплачиваются все налоги, требовали замены последних единым налогом на землю. Таким образом, по мнению физиократов, могут быть исключены лишние посредники между казной и окончательными налогоплательщиками и значительно сокращены расходы взыскания налогов.
В настоящее время земельный налог является налогом, уплачиваемым физическими и юридическими лицами, владеющими земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, величина которого зависит от условного (расчетного) объема полученной в процессе использования земли природной ренты. Земельный налог по различным классификационным признакам относится к различным группам налогов.
На протяжении всей истории нашей страны государство заинтересовано в повышении собираемости земельного налога с населения. Но в тоже время 81 государство понимает, что данный вид налога не должен обременять население и являться очагом социальной напряженности. Для этого руководство нашей страны пересматривает как законодательство, так и систему учета и оценки земли.
За 2013-2014 годы наблюдается увеличение суммы земельного налога, подлежащая уплате в консолидированный бюджет Российской Федерации как юридическими так и физическими лицами. Так с 2014 по 2013 год сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, увеличилась на 14,85%. За тот же период рост суммы налога по юридическим лицам вырос на 12,52%, а по физическим - на 26,61 %. В 2015 году наблюдается снижение суммы земельного налога, подлежащая уплате в консолидированный бюджет РФ в целом по всем налогоплательщикам. За анализируемый период доля налогоплательщиков - физических лиц, которым представлены налоговые льготы, в общем количестве налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов в целом по России составляла более 10%. Была проанализирован налоговая база и структура начислений по земельному налогу по Республике Татарстан за 2013-2015 годы, сделана сравнительная характеристика между субъектами Приволжского федерального округа. Определены факторы, виляющие на поступление земельного налога в доходную часть местных бюджетов Российской Федерации.
За 2014-2016 годы доля земельного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации незначительна - не более 1,5%. За анализируемый период поступления земельного налога в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации показывают нестабильную динамику. Такая же тенденция поступления земельного налога от юридических и физических лиц наблюдается по типам муниципальных образований Российской Федерации. По Республике Татарстан поступления земельного налога в доходы муниципальных образований ежегодно увеличиваются. По данному показателю в 2016 году по сравнению с 2014 годом и по сравнению с 2015 годом рост составил 9% и 5% соответственно. За 2014-2016 годы по всем типам муниципальных образований Республики Татарстан наблюдается увеличение поступления земельного налога, как по юридическим, так и по физическим лицам. Исключение 82
составляет лишь поступления земельного налога в городские округа в 2016 году, где наблюдается снижение поступления земельного налога от юридических лиц на 4,8%.
В большинстве стран мира применяются одинаковые льготы, в связи с уплатой земельного налога. Проблемой исчисления налогооблагаемой базы является определение оценочной стоимости земли. Основным документом, определяющим закрепление земельных участков за юридическими и физическими лицами во всем мире, является земельный кадастр. Во многих государствах стран СНГ земельный налог является общегосударственным. Ставка земельного налога в России отличается от ставок аналогичного налога в зарубежных странах. Анализ зарубежного опыта в части применения земельного налога позволил сделать вывод о необходимости введения освобождения от уплаты земельного налога с ряда земель.
В рамках данного исследования нами были выявлены следующие проблемы, связанные с земельным налогообложением:
- проблемы кадастровой оценки земельных участков для целей налогообложения;
- отсутствие освобождения от уплаты земельного налога с ряда сельскохозяйственных земель;
- использование налогоплательщиками земельных участков не по целевому назначению;
- устаревшая величина необлагаемого минимума для отдельных категорий налогоплательщиков.
Для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия.
1. Необходимо освобождение от уплаты земельного налога с ряда сельскохозяйственных земель, где сельскохозяйственные товаропроизводители используют большое количество высокоэффективных органических удобрений, стимулируя рационального использования сельскохозяйственных земель и повышение плодородия почв.
2. Предлагается предусмотреть меру наказания по использованию земельных участков не по целевому назначению в виде пятикратного увеличения наибольшей ставки земельного налога, прописав это в Налоговом кодексе Российской Федерации.
3. Следует предусмотреть полное освобождение от уплаты земельного налога перечень лиц, представленных в п.5 ст. 391 Налогового кодекса. А также необходимо освободить от уплаты земельного налога пенсионеров по одному земельному участку на территории РФ.
1. Конституция РФ: офиц. текст. - М.: Экзамен, 2017.
2. Бюджетный кодекс РФ: офиц. текст. - М.: Омега-Л, 2017.
3. Налоговый кодекс РФ: офиц. текст. - М.: Омега-Л, 2017.
4. Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 г. №316 // Справочно-правовая система «Консультант +». - Последнее обновление 30.04.2017.
5. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Федеральный закон №135-ФЗ // Справочно-правовая
система «Консультант +». - Последнее обновление 30.04.2017.
6. Федеральный стандарт оценки «определение кадастровой стоимости (ФСО
№4) [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития России от 22.10.201 г. №508 // Справочно-правовая система «Консультант +». -
Последнее обновление 30.04.2017.
7. Об утверждении Технических указаний по государственной кадастровой оценке земель поселений [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 22.02.2001 №П/24 // Справочно-правовая система «Консультант +». - Последнее обновление 30.04.2017.
8. Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов [Электронный ресурс]: Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 №П/0152 // Справочно-правовая система «Консультант +». - Последнее обновление 30.04.2017.
9. Аксенов А. А. Практика оценки земель в России и США / Аксенов А. А. // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. - 2015. - №4.
10. Аникин А. В. Юность науки. Жизнь и идеи экономистов до Маркса/ А. В. Аникин - Издательство политической литературы. Москва, 1975.
11. Анфилатова Ю. О. Совершенствование налогообложения
сельскохозяйственных земель / Анфилатова Ю. О. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2016. - №11.
12. Белоусова С. Н. Земельный налог и его фискальная функция / Белоусова С. Н. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - №9.
13. Березин М. Ю. Развитие системы налогообложения имущества / Березин М. Ю. - М.: Инфотропик Медиа, 2011.
14. Буга А. В. Особенности регулирования кадастровой оценки земель в Российской Федерации / Буга А. В. // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2014. - №3.
15. Гаврилова H.A. Налогообложение имущества и перспективы введения налога на недвижимость в России / Гаврилова Н. А. // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2010 - №3.
16. Гарифуллина А. Ф. Земельное налогообложение: основные проблемы и пути решения / Гарифуллина А. Ф. // Экономика и социум. - 2015. - №4.
17. Гоголев И. М. Определение площади условной и соизмеримой пашни как условие объективной экономической оценки земель сельскохозяйственного назначения / Гоголев И. М. // Известия Горьковского государственного аграрного университета. - 2015. - №2.
18. Давидовская И. Л. Актуальные вопросы уплаты земельного налога и сохранения права на нулевую ставку по налогу на прибыль в период переоформления лицензии / Давидовская И. Л. // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях . - 2015. - №10.
19. Джордж Г. Прогресс и бедность: исследование причины промышленных депрессий и возрастания потребностей с увеличением богатства / Джордж Г. - СПб.: Издание Л. Ф. Пантелеева, 1896.
20. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Жидкова Е.Ю. - М.: Издательство «ГроссМедиа», 2009.
21. Зарук Н. Ф. Влияние налогообложения на аграрную политику региона / Зарук Н. Ф. // Нива Поволжья. - 2015. - №2.
22. Зверева Т. В. Администрирование земельного налога в Республике Крым / Зверева Т. В. // Инновационное развитие экономики. - 2016. - №2.
23. Иловайский С.И. Учебник финансового права / Соч. С.И. Иловайского, и. д. э.-орд. проф. Новорос. ун-та.- 4-е изд.- Одесса: типо-хромо-лит. А.Ф.Соколовского, 1904.
24. Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси / Отв. ред. А.А. Зимин, В.Л. Янин; АН СССР, Ин-т истории СССР. - М.: Наука, 1998.
25. Козлов С.А. Налоги в России до XIX века: Историческая иллюстрация / Козлов С.А., Дмитриева З.В. Издание второе, 2011.
26. Кольцова Т. А. О налоговых доходах местных бюджетов / Кольцова Т. А. // Агропромышленная политика России. - 2014. - №6.
27. Котляров М.А. Новый земельный налог: проблемы и решения / Котляров М.А. - М.: Издательство «ББК», 2013.
28. Куроков И. И. Анализ основных направления совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога в России / Курков И. И. // Вестник современной науки. - 2015. - №5.
29. Ламерт Д. А. Системы управления и оценки земельных ресурсов в развитых странах / Ламерт Д. А. // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2014. - №2.
30. Лукьянова М. Н. Стратегии увеличения налоговой мощи муниципальных образований в части налога на землю / Лукьянова М. Н. // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №5.
31. Мжельский М. Б. Практика оспаривания кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения / Мжельский М. Б. // Фискальные аспекты структурных преобразований экономики. - 2015. - №1.
32. Никитина А. Х. Налоговые льготы для российских
сельхозтоваропроизводителей / Никитина А.Х. // Налоги и налогообложении. - 2013. - №8.
33. Оруджева Л. Ш. Основные проблемы налогообложения земель и пути из решения / Оруджева Л. Ш. // Проблемы развития АПК региона. - 2016. - №3.
34. Панченко А.В. Развитие земельного налогообложения в России/ Панченко А. В. // Журнал «Сибирская финансовая школа», 2007. - №3.
35. Пинская М. Р. Выпадающие налоговые доходы: последствия для регионов / Пинская М. Р. // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №43.
36. Плахов А. В. Пути совершенствования земельного налога / Плахов А. В. // Экономика и социум. - 2015. - №2.
37. Проскурин А.Г. Налог на недвижимость как средство обеспечения решения вопросов местного значения / Проскурин А. Г. // Журнал «Налоги». - 2012.- №5.
38. Салин В. Н. Земельный налог и плата за землю накануне реформы налогообложения: монография / Салин В. Н., 2017.
39. Сапилов Е.В. Государственные доходы, расходы, налоги в дореволюционной России (1898-1914 гг.) / Сапилов Е.В. - М.: Ин-т экономики Рос. акад. наук. Центр информ, 2001.
40. Саркисов В. Б. Совершенствование механизма налогообложения земель сельскохозяйственного назначения / Саркисов В. Б. // Вестник СевКавГТИ.- 2016. - №1.
41. Свердлова Л. И. Оценка продуктивности земель и аграрный бизнес / Свердлова Л. И. // Безопасность бизнеса. - 2014. - №4.
42. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Смит А. - М.: Эксмо, 2007.
43. Сулейманова А. М. Роль земельного налога в формировании доходов бюджета / Сулейманова А. М. // Экономика и предпринимательство. - 2015.
- №12.
44. Султанов Г. С. Совершенствование механизма исчисления земельного налога на основе уровня учета доходности землепользования / Султанов Г. С. // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №11.
45. Тарасов В. И. Платежи за ресурсами на примере земельного налога в РФ: от теоретико-ретроспективных аспектов к практике / Тарасов В. И., Нехайчук Д. В., Домарева А. А. // Научный журнал «Апробация». - 2016. - №11(50).
46. Франсуа Кене. Избранные экономические произведения / Франсуа Кене. - М: Весна. - 2000.
47. Харьков В. Н. проблемы применения принципов земельного права судами Российской Федерации / Харьков В. Н. // Научные труды Российской академии юридических наук. - 2015. - №15.
48. Хлопцов Д. М. Оценка недвижимости в целях налогообложения: опыт Германии / Хлопцов Д. М. // имущественные отношения в Российской Федерации. - 2013. - №9.
49. Черникова Е. В. Налоги за пользование природными ресурсами в России и в Литве: сравнительно-правовой анализ / Черникова Е. В. // Финансовое право. - 2017. - №3.
50. Энциклопедия теоретических основ налогообложения / под ред. И. А. Майбурова. - М.: Юнити-Дана, 2016.
51. Яшалова Н. Н. Совершенствование налогового администрирования земельного налога в эколого-экономических целях / Яшалова Н. Н. // Вестник УрфУ. Серия: экономика и управление. - 2015. - №5.
52. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]: Отчеты об исполнении консолидированного бюджета РФ. - Официальный сайт Федерального казначейства, 2017. - Режим доступа:http://www.roskazna.ru
53. Президент РФ [Электронный ресурс]: Перечень поручений по оптимизации порядка уплаты гражданами земельного налога. - Официальный сайт Президента РФ, 2017. - Режим доступа:http: //www. kremlin. ru
54. Росстат [Электронный ресурс]: Официальная статистика по сельскому хозяйству. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2017. - Режим доступа:http://www. gks.ru
55. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа:http://www.nalog.ru