ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы земельного налога 5
1.1. Экономическая сущность земельного налога 5
1.2. Эволюция развития земельного налога в России 12
1.3. Механизм исчисления и уплаты земельного налога в России 22
2. Анализ действующей практики налогообложения земли в России 31
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начисления
по земельному налогу в России 31
2.2. Анализ земельного налога как источника формирования доходов
муниципальных образований 43
3. Совершенствование земельного налога в России 52
3.1. Мировой опыт налогообложения земли и возможности его применения в
России 52
3.2. Повышение эффективности кадастровой оценки земель для целей
налогообложения 64
3.3. Пути развития земельного налога 71
Заключение 81
Список использованных источников 85
Приложение
1. Теоретические основы земельного налога 5
1.1. Экономическая сущность земельного налога 5
1.2. Эволюция развития земельного налога в России 12
1.3. Механизм исчисления и уплаты земельного налога в России 22
2. Анализ действующей практики налогообложения земли в России 31
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начисления
по земельному налогу в России 31
2.2. Анализ земельного налога как источника формирования доходов
муниципальных образований 43
3. Совершенствование земельного налога в России 52
3.1. Мировой опыт налогообложения земли и возможности его применения в
России 52
3.2. Повышение эффективности кадастровой оценки земель для целей
налогообложения 64
3.3. Пути развития земельного налога 71
Заключение 81
Список использованных источников 85
Приложение
В настоящее время вопросы, связанные с состоянием системы налогов и сборов России, ее функциональной реализацией, являются первостепенными как для государства, так и для большинства организаций и граждан страны. Необходимость взимания налогов в пользу государства всегда воспринимается очень болезненно, поэтому важнейшей задачей государства является выработка эффективной налоговой политики как на уровне всего государства, так и на местном уровне.
Сегодня большинство бюджетов муниципальных образований не имеет независимого, с экономической точки зрения, бюджета, а значит не может в полной мере осуществлять свои полномочия. На данный момент земельный налог является одним из основных источников доходной части местных бюджетов и от его величины зависит бюджет каждого муниципального образования. Помимо этого его размер влияет на личный располагаемый доход почти каждого гражданина России.
Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов.
Целью введения в России земельного налога является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.
Земельный налог, как показывает мировой опыт, обладает мощным потенциалом в плане использования его для обустройства страны, усиления эффективности градостроительной политики, для развития и укрепления местных бюджетов, земельных отношений.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в современных условиях решение данных проблем связано с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц. Поэтому совершенствование земельного налога является особо значимым для экономического развития страны. В России в настоящее время данный вопрос не имеет высокой степени разработанности, однако он представляет всё больший интерес для научных деятелей.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ земельного налога, выявление проблем и путей их решения.
Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность земельного налога;
- изучить историю возникновения земельного налога в России;
- изучить зарубежный опыт земельного налогообложения
-рассмотреть механизм исчисления и уплаты земельного налога в России;
- провести анализ формирования налоговой базы и структуры начисления по земельному налогу;
- проанализировать поступления земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации;
- определить пути развития земельного налога в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий, данный из официальных источников, а также материалы глобальной сети Интернет.
Сегодня большинство бюджетов муниципальных образований не имеет независимого, с экономической точки зрения, бюджета, а значит не может в полной мере осуществлять свои полномочия. На данный момент земельный налог является одним из основных источников доходной части местных бюджетов и от его величины зависит бюджет каждого муниципального образования. Помимо этого его размер влияет на личный располагаемый доход почти каждого гражданина России.
Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов.
Целью введения в России земельного налога является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.
Земельный налог, как показывает мировой опыт, обладает мощным потенциалом в плане использования его для обустройства страны, усиления эффективности градостроительной политики, для развития и укрепления местных бюджетов, земельных отношений.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в современных условиях решение данных проблем связано с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц. Поэтому совершенствование земельного налога является особо значимым для экономического развития страны. В России в настоящее время данный вопрос не имеет высокой степени разработанности, однако он представляет всё больший интерес для научных деятелей.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ земельного налога, выявление проблем и путей их решения.
Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность земельного налога;
- изучить историю возникновения земельного налога в России;
- изучить зарубежный опыт земельного налогообложения
-рассмотреть механизм исчисления и уплаты земельного налога в России;
- провести анализ формирования налоговой базы и структуры начисления по земельному налогу;
- проанализировать поступления земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации;
- определить пути развития земельного налога в России.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий, данный из официальных источников, а также материалы глобальной сети Интернет.
Для создания условий устойчивого экономического развития страны одной из главных целей государственной политики становится вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и повышение эффективности их использования. Главными причинами, которые препятствуют осуществлению данной цели, являются нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей за землю. Актуальность решения этих проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц.
Нами были исследованы теории налогообложения земли, где отмечалось, что в отличие от других налогов налогообложение стоимости земли не оказывает искаженного влияния на принятие экономических решений и, следовательно, не снижает эффективности рыночной экономики. Начало научным исследованием этого вопроса положили физиократы, которые, исходя из своего учения о земле как о едином источнике чистого дохода, с которого в конечном итоге уплачиваются все налоги, требовали замены последних единым налогом на землю. Таким образом, по мнению физиократов, могут быть исключены лишние посредники между казной и окончательными налогоплательщиками и значительно сокращены расходы взыскания налогов.
В настоящее время земельный налог является налогом, уплачиваемым физическими и юридическими лицами, владеющими земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, величина которого зависит от условного (расчетного) объема полученной в процессе использования земли природной ренты. Земельный налог по различным классификационным признакам относится к различным группам налогов.
На протяжении всей истории нашей страны государство заинтересовано в повышении собираемости земельного налога с населения. Но в тоже время 81 государство понимает, что данный вид налога не должен обременять население и являться очагом социальной напряженности. Для этого руководство нашей страны пересматривает как законодательство, так и систему учета и оценки земли.
За 2013-2014 годы наблюдается увеличение суммы земельного налога, подлежащая уплате в консолидированный бюджет Российской Федерации как юридическими так и физическими лицами. Так с 2014 по 2013 год сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, увеличилась на 14,85%. За тот же период рост суммы налога по юридическим лицам вырос на 12,52%, а по физическим - на 26,61 %. В 2015 году наблюдается снижение суммы земельного налога, подлежащая уплате в консолидированный бюджет РФ в целом по всем налогоплательщикам. За анализируемый период доля налогоплательщиков - физических лиц, которым представлены налоговые льготы, в общем количестве налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов в целом по России составляла более 10%. Была проанализирован налоговая база и структура начислений по земельному налогу по Республике Татарстан за 2013-2015 годы, сделана сравнительная характеристика между субъектами Приволжского федерального округа. Определены факторы, виляющие на поступление земельного налога в доходную часть местных бюджетов Российской Федерации.
За 2014-2016 годы доля земельного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации незначительна - не более 1,5%. За анализируемый период поступления земельного налога в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации показывают нестабильную динамику. Такая же тенденция поступления земельного налога от юридических и физических лиц наблюдается по типам муниципальных образований Российской Федерации. По Республике Татарстан поступления земельного налога в доходы муниципальных образований ежегодно увеличиваются. По данному показателю в 2016 году по сравнению с 2014 годом и по сравнению с 2015 годом рост составил 9% и 5% соответственно. За 2014-2016 годы по всем типам муниципальных образований Республики Татарстан наблюдается увеличение поступления земельного налога, как по юридическим, так и по физическим лицам. Исключение 82
составляет лишь поступления земельного налога в городские округа в 2016 году, где наблюдается снижение поступления земельного налога от юридических лиц на 4,8%.
В большинстве стран мира применяются одинаковые льготы, в связи с уплатой земельного налога. Проблемой исчисления налогооблагаемой базы является определение оценочной стоимости земли. Основным документом, определяющим закрепление земельных участков за юридическими и физическими лицами во всем мире, является земельный кадастр. Во многих государствах стран СНГ земельный налог является общегосударственным. Ставка земельного налога в России отличается от ставок аналогичного налога в зарубежных странах. Анализ зарубежного опыта в части применения земельного налога позволил сделать вывод о необходимости введения освобождения от уплаты земельного налога с ряда земель.
В рамках данного исследования нами были выявлены следующие проблемы, связанные с земельным налогообложением:
- проблемы кадастровой оценки земельных участков для целей налогообложения;
- отсутствие освобождения от уплаты земельного налога с ряда сельскохозяйственных земель;
- использование налогоплательщиками земельных участков не по целевому назначению;
- устаревшая величина необлагаемого минимума для отдельных категорий налогоплательщиков.
Для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия.
1. Необходимо освобождение от уплаты земельного налога с ряда сельскохозяйственных земель, где сельскохозяйственные товаропроизводители используют большое количество высокоэффективных органических удобрений, стимулируя рационального использования сельскохозяйственных земель и повышение плодородия почв.
2. Предлагается предусмотреть меру наказания по использованию земельных участков не по целевому назначению в виде пятикратного увеличения наибольшей ставки земельного налога, прописав это в Налоговом кодексе Российской Федерации.
3. Следует предусмотреть полное освобождение от уплаты земельного налога перечень лиц, представленных в п.5 ст. 391 Налогового кодекса. А также необходимо освободить от уплаты земельного налога пенсионеров по одному земельному участку на территории РФ.
Нами были исследованы теории налогообложения земли, где отмечалось, что в отличие от других налогов налогообложение стоимости земли не оказывает искаженного влияния на принятие экономических решений и, следовательно, не снижает эффективности рыночной экономики. Начало научным исследованием этого вопроса положили физиократы, которые, исходя из своего учения о земле как о едином источнике чистого дохода, с которого в конечном итоге уплачиваются все налоги, требовали замены последних единым налогом на землю. Таким образом, по мнению физиократов, могут быть исключены лишние посредники между казной и окончательными налогоплательщиками и значительно сокращены расходы взыскания налогов.
В настоящее время земельный налог является налогом, уплачиваемым физическими и юридическими лицами, владеющими земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, величина которого зависит от условного (расчетного) объема полученной в процессе использования земли природной ренты. Земельный налог по различным классификационным признакам относится к различным группам налогов.
На протяжении всей истории нашей страны государство заинтересовано в повышении собираемости земельного налога с населения. Но в тоже время 81 государство понимает, что данный вид налога не должен обременять население и являться очагом социальной напряженности. Для этого руководство нашей страны пересматривает как законодательство, так и систему учета и оценки земли.
За 2013-2014 годы наблюдается увеличение суммы земельного налога, подлежащая уплате в консолидированный бюджет Российской Федерации как юридическими так и физическими лицами. Так с 2014 по 2013 год сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, увеличилась на 14,85%. За тот же период рост суммы налога по юридическим лицам вырос на 12,52%, а по физическим - на 26,61 %. В 2015 году наблюдается снижение суммы земельного налога, подлежащая уплате в консолидированный бюджет РФ в целом по всем налогоплательщикам. За анализируемый период доля налогоплательщиков - физических лиц, которым представлены налоговые льготы, в общем количестве налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов в целом по России составляла более 10%. Была проанализирован налоговая база и структура начислений по земельному налогу по Республике Татарстан за 2013-2015 годы, сделана сравнительная характеристика между субъектами Приволжского федерального округа. Определены факторы, виляющие на поступление земельного налога в доходную часть местных бюджетов Российской Федерации.
За 2014-2016 годы доля земельного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации незначительна - не более 1,5%. За анализируемый период поступления земельного налога в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации показывают нестабильную динамику. Такая же тенденция поступления земельного налога от юридических и физических лиц наблюдается по типам муниципальных образований Российской Федерации. По Республике Татарстан поступления земельного налога в доходы муниципальных образований ежегодно увеличиваются. По данному показателю в 2016 году по сравнению с 2014 годом и по сравнению с 2015 годом рост составил 9% и 5% соответственно. За 2014-2016 годы по всем типам муниципальных образований Республики Татарстан наблюдается увеличение поступления земельного налога, как по юридическим, так и по физическим лицам. Исключение 82
составляет лишь поступления земельного налога в городские округа в 2016 году, где наблюдается снижение поступления земельного налога от юридических лиц на 4,8%.
В большинстве стран мира применяются одинаковые льготы, в связи с уплатой земельного налога. Проблемой исчисления налогооблагаемой базы является определение оценочной стоимости земли. Основным документом, определяющим закрепление земельных участков за юридическими и физическими лицами во всем мире, является земельный кадастр. Во многих государствах стран СНГ земельный налог является общегосударственным. Ставка земельного налога в России отличается от ставок аналогичного налога в зарубежных странах. Анализ зарубежного опыта в части применения земельного налога позволил сделать вывод о необходимости введения освобождения от уплаты земельного налога с ряда земель.
В рамках данного исследования нами были выявлены следующие проблемы, связанные с земельным налогообложением:
- проблемы кадастровой оценки земельных участков для целей налогообложения;
- отсутствие освобождения от уплаты земельного налога с ряда сельскохозяйственных земель;
- использование налогоплательщиками земельных участков не по целевому назначению;
- устаревшая величина необлагаемого минимума для отдельных категорий налогоплательщиков.
Для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия.
1. Необходимо освобождение от уплаты земельного налога с ряда сельскохозяйственных земель, где сельскохозяйственные товаропроизводители используют большое количество высокоэффективных органических удобрений, стимулируя рационального использования сельскохозяйственных земель и повышение плодородия почв.
2. Предлагается предусмотреть меру наказания по использованию земельных участков не по целевому назначению в виде пятикратного увеличения наибольшей ставки земельного налога, прописав это в Налоговом кодексе Российской Федерации.
3. Следует предусмотреть полное освобождение от уплаты земельного налога перечень лиц, представленных в п.5 ст. 391 Налогового кодекса. А также необходимо освободить от уплаты земельного налога пенсионеров по одному земельному участку на территории РФ.
Подобные работы
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Земельный налог и арендная плата за землю (Санкт-Петербургский университет Технологий Управлении и Экономики)
Контрольные работы, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019



