Реализация государственной политики по развитию экономической системы малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального Округа
Введение 3
Глава 1. Основы государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионе 7
1.1 Особенности малого и среднего предпринимательства как сектора рыночной экономики 7
1.2 Роль государства и основные меры государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства 14
1.3 Опыт развития и поддержки малого и среднего предпринимательства
в странах с развитой рыночной экономикой 23
Глава 2. Практические аспекты анализа государственной политики по поддержке МСП в
регионах ПФО 33
2.1 Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО 33
2.2 Основные барьеры развития субъектов МСП в регионах ПФО 42
2.3 Сравнительный анализ моделей государственной поддержки субъектов МСП в регионах ПФО 47
Глава 3. Развитие государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО 69
3.1 Оценка эффективности реализации политики поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО 69
3.2 Совершенствование системы государственной поддержки малого и
среднего предпринимательства в регионах ПФО
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Рыночная экономика характеризуется конкурентностью ее среды. Малое предпринимательство является ее значимым элементом, поскольку придает экономике гибкость, создает рабочие места, является антимонопольным механизмом, повышает качество продукции и услуг, вносит инновационную составляющую. Поэтому уровень развития малого предпринимательства влияет и на уровень жизни населения страны в целом. И поскольку это влияние задает направление для развития экономических и социальных процессов, существует необходимость в эффективном управлении предпринимательской средой.
На сегодняшний день, в условиях современной действительности Российской Федерации резкий скачок сферы малого предпринимательства могло бы быть существенным источником настоящей реструктуризации общества, задающих направление для всех участников экономических и социальных процессов на участие в работе рыночного механизма.
Учитывая все вышеперечисленное, можно отметить, что малое предпринимательство становится все более значительным социально - экономическим явлением, которое оказывает существенное воздействие на все сферы жизни общества. Государственная предпринимательства являет собой создание стимулов для развития малого предпринимательства и его поддержки в виде создания льготных финансовых и административных условий.
Следует отметить, что вопросам государственной поддержки малого и среднего бизнеса посвящены труды множества ученых, таких как Антонова И.Б., Генералова В.В., Давыдова В.А., Ивания В.П., и направление для исследования достаточно популярно и изучено. Но необходимы дополнительные исследования практических аспектов поддержки малого и среднего бизнеса в регионах.
Объектом исследования является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа (ПФО).
Предметом организационно-экономические отношения, возникающие в процессе реализации государственной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа.
Целью исследования является анализ и совершенствование имеющихся методов и механизмов государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне в ПФО.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить особенности малого и среднего предпринимательства как сектора рыночной экономики;
2) рассмотреть роль государства и основные меры поддержки малого и среднего предпринимательства;
3) изучить опыт развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой;
4) проанализировать состояние малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО;
5) выявить основные барьеры развития субъектов МСП в регионах ПФО;
6) провести сравнительный анализ моделей государственной поддержки субъектов МСП в регионах ПФО;
7) оценить эффективность реализации политики поддержки малого и
среднего предпринимательства в регионах ПФО;
8) дать рекомендации к совершенствованию системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО.
Теоретико-методологическую базу исследования по вопросам малого и среднего предпринимательства составили труды российских ученых, таких как: Антонова Н.Б., Генералов В.В., Давыдов В.А., Козырин А.Н., Левина Е.И., Муринович Д.О., Новикова С.В. Каганов В.Ш., Калиничев В.Л., Т.В. Ломоносова, Атаманчук Г.В., и другие.
Информационную базу работы составили нормативно-правовые акты, а также официальные статистические публикации федерального и регионального уровня, а именно данные федеральной службы государственной статистики (gks.ru), а также официальные статистические данные по регионам по рассматриваемым показателям, соответствующим определенному ведомству.
К основным методам исследования, используемым в данной работе, относятся методы теоретического анализа, сравнительного анализа, индукции и дедукции, логический и статистические методы, а также другие общенаучные методы.
Научная новизна работы, обусловлена полученными в рамках исследования результатами и заключается в следующем:
- предложена методика оценки эффективности реализации политики поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО на основе метода «паттерн»;
- выявлено, что объем финансирования субъектов МСП, а также объем выданных малым и средним предприятиям кредитов характеризуются наиболее тесными связями по шкале Чеддока с показателями уровня развития МСП в регионах ПФО и оказывают наибольшее влияние на их изменение.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов анализа и предложенных мер по улучшению ситуации, сложившейся в малом и среднем предпринимательстве в деятельности органов государственной и муниципальной власти в регионах ПФО.
Результаты исследования были представлены широкой аудитории в виде опубликованных с журналах и сборниках статей научно -практических конференциях.
Поставленные в работе задачи обусловили ее структуру. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, а именно особенности МСП, меры поддержки государственной поддержки МСП , а также опыт его развития и поддержки в странах с развитой рыночной экономикой.
Во второй главе проанализированы практические аспекты государственной поддержки МСП в регионах ПФО, в том числе дан анализ состояния МСП, рассмотрены основные барьеры развития субъектов МСП и меры государственной субъектов МСП в регионах ПФО.
В третьей главе приведены направления развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО.
Таким образом, по результатам проведенного исследования необходимо подвести итог о проделанной работе, а рамках которой:
1. Рассмотрены теоретические вопросы основ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне региона.
При этом были выявлены основные особенности малого и среднего предпринимательства, обозначена важность его развития для рыночной экономики. В частности можно привести некоторые положительные моменты среди, которых создание дополнительных рабочих мест для населения, поддержание конкуренции на рынке товаров и услуг, инновационность и повышение качества, а также общее повышение уровня жизни населения страны.
Помимо этого рассмотрена роль государственной власти и основные меры поддержки малого и среднего предпринимательства. В ходе рассмотрения теоретических сведений были выделены следующие методы поддержки: это во-первых финансовая поддержка (льготное кредитование, субсидии и гранты, создание специальных систем налогообложения), имущественная поддержка, информационная поддержка, поддержка при повышении уровня подготовки, переподготовке и повышении квалификации персонала, а также создание возможности участия в государственных закупках.
Также в рамках исследования теоретических вопросов МСП был рассмотрен опыт развития и поддержки предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Были даны характеристики системы поддержки таких стран как США, Канада, Германия, Япония.
2. Проанализированы практические аспекты государственной поддержки МСП в регионах ПФО. Анализ состояния малого и среднего предпринимательства показал, что в регионах ПФО наблюдается рост ВРП на душу населения, средний темп которого составляет на 2014 год 109,1%, что является положительным моментам. Динамика численности малых предприятий по региону имеет тенденцию к снижению и составил в 2014 году 98,6% от уровня 2013 года. При этом такие показатели как оборот малых предприятий и занятость работников на малых предприятиях имеет тенденцию к росту. Что касается средних предприятий, то при росте оборота, динамика численности средних предприятий снижается и в 2014 году составила 95,1% от уровня предыдущего года.
Анализ статистических данных показал, что в развитии МСП по регионам ПФО существуют проблемы и для формирования полной картины необходим анализ существующих в регионах барьеров и государственной поддержки субъектов МСП. Существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в том числе сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства:
- недостаток финансовых и имущественных ресурсов;
- низкий доступ малых и средних предприятий к рынкам сбыта;
- недостаток навыков у предпринимателей;
- недостаточность квалифицированного персонала;
- административные барьеры при организации деятельности малых и средних предприятий;
- слабый уровень осведомлённости и информационной обеспеченности предприятий.
- административные барьеры в развитии предпринимательства.
3. Приведены основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в регионах ПФО, которые даны, по результатам проведенного анализа, с учетом проблем развития малого и среднего бизнеса в регионах ПФО. Во-первых, это общие рекомендации, которые могут быть применены на всей территории ПФО, так как направлены на устранение общих проблем в развитии малого и среднего предпринимательства. Во вторых, рекомендации, которые направлены на улучшение развития малого и среднего предпринимательства в конкретном регионе.
Кроме того, рекомендации общего характера следует разбить на два блока. Это рекомендации связанные с реализацией органами власти:
1. Правоустанавливающих функций, имеющих место в развитии нормативно - правовой базы;
2. Регулятивных и контрольно-надзорных функций со стороны государства и органов местного самоуправления, а именно:
- устранение административных барьеров;
- повышение информационной открытости;
- увеличение объема бюджетных средств, направляемых на развитие малого предпринимательства;
- создание в структуре органов власти специальных подразделений, отвечающих непосредственно за развитие малого бизнеса;
повышение эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки;
- создание эффективных механизмов взаимодействия представителей малого бизнеса и органов власти;
- использование инструментов повышения доступности к финансовым ресурсам для малого бизнеса;
- создание условий для развития инновационных структур;
- оказание субъектам сферы малого бизнеса содействия в привлечении инвестиций.
Помимо общих рекомендаций необходимо проведение в регионах постоянного мониторинга малого и среднего предпринимательства, сравнение ее с ближними регионами и совершенствование на основе положительного опыта. Для этого была предложена методика оценки МСП на региональном уровне, а также разработан комплекс мер финансовой поддержки регионов ПФО. Последующие направления для развития практических и теоретических вопросов малого и среднего предпринимательства лежат в разработке системы критериев для их оценки, применении на практике и получении большего практического опыта.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824.
2. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
3. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 28.03.2017)
5. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы»
6. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы»
7. Постановление правительства республики Марий Эл от 31 августа 2012 года N 326 «О государственной программе республики Марий Эл «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013-2020 годы)»»
8. Постановление правительства Оренбургской области от 10 сентября 2013 года №767-пп «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года»»
9. Постановление правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» в 2007/08-2017/18 учебных годах (с изменениями на 11 ноября 2015 года)
10. Постановление правительства Ульяновской области от 16 ноября 2010 rogaN 42/389-
П «Об утверждении областной целевой программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской
области на 2011 - 2015 годы»»
11. Постановление правительства Пермского края от 4 мая 2012 года №282-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермской крае на 2012-2014 годы»»
12. Постановление правительства Кировской области от 10.12.2012 №185/741 «Об
утверждении государственной программы Кировской области
«Развитие предпринимательства и внешних связей» на 2013 - 2020 годы»»
13. Постановление правительства Кировской области от 10.12.2012 №185/741 «Об
утверждении государственной программы Кировской области
«Развитие предпринимательства и внешних связей" на 2013 - 2020 годы»»
14. Постановление правительства Пензенской области от 21 октября 2013 года №780-пп «Об утверждении государственной программы пензенской области «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы»»
15. Постановление правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года №699 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области" на 2014 - 2019 годы»» (с изменениями на 1 сентября 2016 года)
16. Постановление кабинета министров Чувашской республики от 31 марта
2009 года № 105 «О Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы
17. Постановление правительства Нижегородской области от 16 сентября
2010 года №618 "Об утверждении комплексной целевой программы развития
малого предпринимательства Нижегородской области на 20112015 годы».
18. Постановление правительства Удмуртской республики от 15 апреля 2013 года №161 «Об утверждении государственной программы «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской республики»».
19. Постановление правительства республики Башкортостан от 20 июля 2012 года №249 «О государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в республике Башкортостан»»
20. Постановление правительства Саратовской области от 22 сентября 2011 года № 511 - п «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 20122015 годы»»
21. Постановление правительства республики Мордовия от 23 сентября 2013 года №417 «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие республики Мордовия до 2019 года»»
22. Постановление правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 года №290 «Об утверждении государственной программы "Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области»
23. Постановление кабинета министров Чувашской республики от 28 июля 2015 года №279 «Об основных показателях прогноза социальноэкономического развития Чувашской области на 2016-2018 годы»
24. Постановление правительства Самарской области от 29 октября 2014 года № 661 «Об итогах социально-экономического развития Самарской области за январь - август 2014 года и ожидаемых итогах развития за 2014 год, прогнозе социально¬экономического развития Самарской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»
25. Постановление правительства Нижегородской области от 23 октября 2015 года №686 «О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2016 год и на период до 2018 года)»
Монографии и диссертации
26. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. -Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.
27. Генералов В.В., Лачигин М.В. Анализ программ государственной поддержки малого предпринимательства; Новосибирск, изд. НГУ, 2004 г.
28. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. — М. : Изд-во МГУ, 2010.
29. Давыдов В.А. Малый бизнес в рыночной экономике. Учебное пособие. Под
редакцией Александрова Л.И Режим доступа:
https://abc.vvsu.ru/books/mal bisn/page0003.asp
30. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации - Вильямс, 2009 г. - С. 432
31. Иваний П.В. Государственная стратегия поддержки малого бизнеса в США: автореф. дис. канд. экон. наук. Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Москва, 2012.
32. Инновационный менеджмент: учебное пособие / сост. Н. М. Цыцарова. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - 195 с.
33. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. - М.: Зерцало-М, 2015. - 320 с.
34. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики : учебное пособие. — М. : КноРус, 2012.
35. Козырин А.Н. Приватизация в России: правовое измерение // Реформы и право. - 2012. - № 2. - С. 3 - 14.
36. Левина Е.И. Развитие государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства: автореф. дис. канд. экон. наук. Тамбовский
государственного университет им Г Р. Державина, Тамбов, 2008.
37. Мищенко, В. В. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / В. В. Мищенко, И. К. Мищенко ; АлтГУ, МИЭМИС, Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации, Барнаульский фил. - Барнаул: Изд- во АлтГУ, 2013. - 350 с.
38. Муринович Д. О проблемах приватизации государственного и муниципального имущества и путях их решения // Самоуправление. - 2012. - № 6-7. - С. 37 - 39.
39. Новикова С.В. Способы приватизации государственного и
муниципального имущества // Власть Закона. - 2014. - № 2. - С. 101 - 107.
40. Предпринимательское право Российской Федерации. Под ред. Губина Е.П., Лахно П.Г. М.: Юристъ, 2005. — 1001 с.
41. Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов
предприниматель^ 15. - 528 с.
42. Римшин, В. И. Основы правового регулирования градостроительной деятельности / В.И. Римшин, В.А. Греджев. - М.: Высшая школа, 2006. -
280 с.
43. Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2015. - 650 с.
44. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006 С. 148
Статьи и материалы периодической печати
45. Беспалов М.В. Трансформация роли и значения малого и среднего предпринимательства в современной экономике. Материалы II всероссийской научно-практической интернет конференции молодых ученых Тамбов, 27 апреля 2012 года Тамбов 2012
46. Виленский А.В., Лылова О.В., Маковий В.Д. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Японии: опыт для российских регионов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 3-4. С. 33-48.
47. Масленникова А. Ю. Формирование системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области // Вестник ОГУ. 2010. №8
48. Хабыев Я. Йозеф Шумпетер и современная предпринимательская экономика [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб: Заневская площадь, 2014. — С. 12-14.
49. Шередеко В.Е. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Великобритании. // Административное право и практика администрирования. — 2015. - № 1. - С.36-44.
50. Юдин Николай Сергеевич Перспективы адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №12.
Электронные ресурсы
51. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. Регионы
России. Социально-экономические показатели. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156
52. Пермский фонд развития предпринимательства. Официальный сайт. Режим доступа:http: //www.frp59.ru/
53. Эксперты: малый и средний бизнес не нужен российском властям. Режим доступа:
http ://www. dw. com/ru/ эксперты-малый-и-средний-бизнес-не- нужен-
российским-властям/а-18847261
54. Способы и механизмы поддержки государством малого и среднего бизнеса на примере Канады. // Официальный сайт НИСИПП. Режим доступа:
http://msse.ru/artiries/details.php?ELEMENT ID=128856
55. Помощь малому бизнесу от государства. Режим доступа: http://money- hunters.ru/kreditovanie/pomoshh-malomu-biznesu-ot-gosudarstva-v-2017- godu-lgotnyj -kredit.html
56. Государственная поддержка бизнеса в Республике Татарстан (субсидии, гранты, инфраструктурная поддержка). Режим доступа: http://xn— dtbhaacat8bfloi8h.xn--p 1ai/smallbusiness