РАЗРАБОТКА И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «МЕТРОЛОГИЯ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» В LMS MOODLE ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 История появления дистанционного обучения 5
1.1.1 «Первое поколение» дистанционного образования 5
1.1.2 «Второе поколение» дистанционного образования 7
1.1.3 «Третье поколение» дистанционного образования 8
1.2 Современные платформы 10
1.3 Российские онлайн-платформы 14
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КУРСА В LMS МООЭГЕ 20
2.1 LMS Moodle 20
2.2 Электронный образовательный курс «Метрология и электрические
измерения» 23
Выводы по главе 2 36
Заключение 37
Список использованных источников
Актуальность: В современном мире стирается граница между образованием на расстоянии и простым образованием. Это случается вследствие того, что все больше и больше людей используют интернет. В настоящее время в интернете, возможно, отыскать практически все без исключения, для изучения любой темы. Так же интернет упрощает задачу поиска нужной информации для решения поставленных целей.
В настоящее время студенты постоянно находятся в информационном поле. Вследствие этого обучение становится дистанционным и, как правило, перед образовательными учреждениями возникла необходимость в создании дополнительных наборов электронных образовательных ресурсов: электронных учебных пособий, курсов лекций, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к формированию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов.
С помощью электронного образовательного ресурса расширяется круг учащихся, что, несомненно, повышает качество обучения, а так же способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве. Поэтому, данная выпускная квалификационная работа направлена на создание электронного образовательного курса по теме «Метрология и электрические измерения».
Цель работы: Разработка и методика использования электронного образовательного курса «Метрология и электрические измерения» для направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль - энергетика.
Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: электронный образовательный курс «Метрология и электрические измерения».
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
• анализ нормативной, технической, специальной, организационной литературы по теме исследования;
• разработка структуры и содержания учебных материалов по теме;
• разработка электронного образовательного курса;
При выполнении работ нами было изучено несколько существующих систем дистанционного обучения, из них была выбрана LMS Moodle. В рамках этой системы был создан электронный образовательный ресурс, который включает в себя лекции, семинары, тесты, глоссарий, задания, форумы, чаты и т. д.
Некоторые результаты работы прошли практическую апробацию в учебном процессе, докладывались на итоговой научно-практической конференции студентов Елабужского институту КФУ (Елабуга, апрель 2017 и).
Целью выпускной квалификационной работы была разработка электронного образовательного курса «Метрология и электрические измерения» для подготовки бакалавров профессионального обучения. Цель работы достигнута в полном объёме, что удалось осуществить путём решения поставленных задач.
В первой главе были рассмотрены этапы развития дистанционного образования, краткая история дистанционного обучения, приведены основные этапы его формирования. Помимо прочего были рассмотрены основные МООС, их появление, содержание. Рассматриваются современные крупные платформы, такие как, Coursera, EDX, Udacity. Выявляются их особенности и отличия. Уделяется внимание преимуществу и недостаткам различных МООС.
Вторая глава была посвящена изучению LMS Moodle. Представлены ее преимущества и возможности для создания электронных образовательных ресурсов. Описаны структура и содержание разработанного на базе данной системы электронного образовательного курса по «Метрология и электрические измерения». Курс включает в себя все необходимые обучающие и контролирующие элементы по данной теме.
Созданный образовательный курс может быть использован в учебном процессе, и оказаться полезным при изучении раздела ««Метрология и электрические измерения».
1. Авдеева Б. Я., Антонюк Е. М., Душин Е. М. Основы метрологии и электрические измерения: учебник для вузов - 6-е изд., перераб. и доп. -Л. :Энергоатомиздат, 1987. -480 с.
2. Бессонова Л.П., Антипова Л.В. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник. СПБ.: ГИОРД, 2013. - 592 с.
3. Зайцев С.А., Толстов А.Н., Грибанов Д.Д., Меркулов Р.В. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике. Учебное пособие - М.: Издательский Центр <<Академия>>, 2013 - 224с.
4. Захарова Ю.В., Калянова Д.Д. Разработка электронного образовательного курса в LMS MOODLE по теме «Электрические машины». URL: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK69-2.pdf (дата обращения 15.05.2017).
5. Земельман М.А. Метрологические основы технических измерений. М.: Изд-во стандартов, 1991. - 285с.
6. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны MOOC.
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763 (дата обращения 14.05.2017).
7. Кожаринова Е. Краткая история развития дистанционного образования.
URL: http://dtraining.web-3. ru/introduction/history/ (дата обращения 14.05.2017).
8. Коротков В.П., Тайц Б.А. Основы метрологии и теории точности измерительных устройств. - М.: Изд-востандартов, 1978. - 352 с.
9. Куликовский К.Л., Купер В.Я. Методы и средства измерений. - М.: Энергоатомиздат, 1986.
10. Лукиных Т. Н., Можаева Г. В. Информационные революции и их роль в развитии общества.
URL: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/ magazine/3/luk_moz.htm (дата обращения
01.02.2017).
11. Маслюк Ю. А. К вопросу об истории дистанционного образования. Петрозаводск, 2005. - С.145-148.
URL: http://www. lib.tsu.ru/mminfo/000349304/05/image/05-086.pdf (дата
обращения 14.05.2017).
12. Назаренко А. Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования.
URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000349304/05/image/05-086.pdf(дата обращения 15.05.2017).
13. Назаров Н. Г. Метрология. Основные понятия и математические модели: учеб. пособие для вузов.: Высш. шк.., 2002. -348с.
14. Научно информационный материал. Информационные площадки сети Internet на примере СДО MOODLE.
URL: http://www.itbu.ru/upload/files/nim-nom2011/nim5875_1.pdf(дата
обращения 15.05.2017)
15. Нефедов В. Н., Хахин В. И., Федорова Е.В. Метрология и электрорадио измерения в телекоммуникационных системах: учебник для вузов.: Высш. шк., 2001. -383с.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд-во Академия, 2000. - 272 с.
17. Основные образовательные платформы.
URL: http://fevt.ru/publ/distancionnoe_onlajn_obuchenie/25-1-0-384(дата
обращения 17.05.2017).
18. Орехов В. Открытое образование в интеллектуальной сети.
URL: http://www.ou-link.ru/ pub/2004dm49.htm (дата обращения 14.05.2017).
19. Преимущества Moodle.
URL: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd_(дата обращения 13.05.2017).
20. Пьянников М.М. К вопросу об истории дистанционного образования.
URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-ob-istorii-distantsionnogo-
obrazovaniya (дата обращения: 14.05.2017).
21. Раимова А.Т., Юрк О.Д. Метрология и электрические измерения: методические указания к лабораторным работам.: Оренбургский гос. Ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 77 с.
22. Устюгова В.Н. Система дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие.- Казань: ТГГПУ, 2010. - 280 с.
23. Фремке Л. В., Байда Л.И., Добротворский Н.С., Душин Е.Н. Электрические измерения: учебник для вузов - 5-е изд., перераб. и доп. - Л.: Энергия, 1980.
24. Шабалдин Е. Д., Смолин Г. К., Уткин В.И., Зарубин А. П. Метрология и электрические измерения: Учеб. пособие / Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2006. 282 с.
25. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России.
URL: http:// www.compress.ru/article.aspx?id=14659&iid=695(дата обращения 14.05.2017).