Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Работа №52713

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
387
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения государственной молодежной политики 8
1.1 Сущность государственной молодежной политики 8
1.2 Нормативно-правовые и организационно-управленческие основы
реализации государственной молодежной политики 22
Глава 2. Анализ практики реализации государственной молодежной политики в регионах Северо-Кавказского федерального округа 34
2.1 Механизмы реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказском федеральном округе 34
2.2 Специфика реализации государственной молодежной политики в
регионах Северо-Кавказского федерального округа 48
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования гос. молодежной политики в регионах России 70
3.1 Проблемы реализации государственной молодежной политики в регионах России 70
3.2 Направления совершенствования государственной молодежной политики в регионах России 76
Заключение 86
Список литературы 90
Приложения 91


Актуальность исследования. Государственная молодежная политика - неотъемлемая часть социальной политики российского государства, имеет существенное значение для поступательного развития общества. Законодательно молодежная политика определена как деятельность, направленная на создание социально-экономических, правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах общества и государства.
Процесс развития государственной-молодежной политики в России требует неотложного рассмотрения ряда проблем общего характера:
- недостаточность разработанности нормативно-правовой базы и закрепления концептуальных положений в законах и подзаконных актах;
- неэффективность координации и взаимодействия государственной молодежной политики с другими сферами социальной политики, что приводит к определенной замкнутости молодежной проблематики внутри собственной сферы управления и инфраструктуры;
- отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной среды с едиными критериями, разработанными для федеральных и региональных исследований;
- недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики, значимость которого явно занижена относительно других направлений деятельности государства;
- неопределенность оптимальной структуры управления государственной молодежной политикой на федеральном и региональном уровнях; слабая разработанность способов выявления и активизации позитивного социального потенциала молодежи, оптимальных социальных технологий реализации государственной молодежной политики.
Социально-экономические, политические и духовные перемены в российском обществе не только не уменьшили значимости проблем формирования молодого поколения, той части российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дельнейшего развития России в ближайшие десятилетия, но и поставили их в ряд важных проблем современности. Российскому обществу, государству пока не удалось решить основные социальные проблемы молодого поколения, что в целом значительно затрудняет развитие социальной базы реформ. Общеизвестно, что неблагоприятные изменения на протяжении последнего десятилетия в положении молодежи, составляющей сейчас четвертую часть населения страны, являются одним из важнейших индикаторов социального неблагополучия общества и государства.
Актуальность темы исследования определяется изменением понимания роли и места молодежи в обществе, состава и характеристик субъектов реализации государственной молодежной политики и самой молодежной политикой как таковой. Требованием времени является выделение молодежной политики в качестве одного из приоритетов государственной политики. Содержание современной молодежной политики во многом определяется переходной ситуацией в экономической и социальной жизни страны. Поэтому социальные исследования способствуют пониманию обществом и государством проблем молодого поколения.
Необходимо отметить, что за последнее десятилетие, несмотря на явное несовершенство нормативно-правовой, материально-технической, кадровой и исследовательской научной базы, государственно-молодежная политика институциализировалась в структуре представительной и исполнительной власти, сформировались органы по делам молодежи и их инфраструктура. Данный социальный институт в целом сложился как на федеральном, так и на региональном уровне.
Изучение проблем разработки и реализации молодежной политики в целом и региональной политики, в частности, необходимо для осознания роли и места современной молодежи в российском обществе, без чего невозможно анализировать и прогнозировать его развитие.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на разнообразие исследований, посвященных молодежной политике и технологиям социального управления, вносимые временем коррективы требуют постоянного изучения проблемы эффективного управления ресурсами реализации региональной государственно-молодежной политики, ее условий и технологий. Политика в отношении молодежи, осуществляемая государством, анализировалась в трудах Т.З. Адамьянц, Я.А. Берсеневой, В.П. Бабинцева, И.С. Кона и других.
Объектом исследования является система государственной молодежной политики на региональном уровне.
Предметом исследования является формирование и реализация молодежной политики в регионах России.
Анализ степени научной разработанности темы и характер возникающих практических проблем определяют цели и задачи исследования.
Целью исследования является анализ формирования и реализации молодежной политики в регионах России и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Задачами исследования является:
1. Изучить сущность государственной молодежной политики.
2. Рассмотреть нормативно-правовые и организационно-управленческие основы реализации государственной молодежной политики.
3. Раскрыть механизмы реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказском федеральном округе.
4. Провести анализ специфики реализации государственной молодежной политики в регионах Северо-Кавказского федерального округа.
5. Выявить проблемы реализации государственной молодежной политики в регионах России.
6. Предложить направления совершенствования государственной молодежной политики в регионах России.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты и выводы могут быть использованы при формировании и реализации молодежной политики органами государственной власти на региональном уровне.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе изучены сущность государственной молодежной политики, нормативно-правовые и организационно-управленческие основы реализации государственной молодежной политики.
Во второй главе проведен анализ механизмов реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказском федеральном округе, специфики реализации государственной молодежной политики в регионах Северо-Кавказского федерального округа.
В третьей главе выявлены проблемы реализации государственной молодежной политики в регионах России, предложены направления совершенствования государственной молодежной политики в регионах России.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Молодежная политика в современной России, будучи средством управления социальными процессами, проходит непростой этап реформирования. Формируются новые модели и механизмы, совершенствуются способы прогнозирования и проектирования, дифференцируются области политического целеполагания. Механический перенос прежнего опыта проведения государственной молодежной политики не может быть действенным в современных условиях, прежде всего, из-за радикальной смены политического строя, правового порядка и экономического уклада в России. Выработка новых стандартов и схем политического действия не предполагала и не предполагает слепого копирования европейских и иных зарубежных образцов ввиду институциональных и ценностных различий, не говоря уже о культурно-исторической, пространственно-географической и этноконфессиональной специфике российского социума. В этих условиях для разработки и реализации эффективной молодежной политики возрастает роль проведения научных исследований и создания на их основе политической и организационно-управленческой традиции, способной обеспечить в сфере молодежной политики преемственность и системный характер.
В политическом пространстве Российской Федерации государственная молодежная политика является доминирующей, а молодежная политика политических партий и общественных организаций является скорее дополнением к государственной, нежели самостоятельным фактором политического влияния. Трехуровневая структура модели молодежной политики отражает ее функции по отношению к политическому пространству ее реализации. Молодежная политика способна оказывать прямое влияние на жизнь молодых людей, повышая качество и уровень их жизни. Различные федеральные и региональные программы создают условия для материальной поддержки молодежи, создания экономической и социальной инфраструктуры и т.п.
Особенность молодежной политики заключается в том, что, оказывая на эту возрастную группу некое трансформирующее воздействие, власть добивается одного результата сразу же, а другой проявляется спустя некоторое время, иногда равное жизни одного и более поколений. И этот эффект не менее, а иногда и более важен для лиц, разрабатывающих и реализующих молодежную политику. Ни одна другая возрастная группа не обладает подобным свойством с точки зрения политического управления, что позволяет выделять в структуре молодежной политики еще два уровня: административный и коммуникативный. И первый, и второй имеют примерно одни и те же цели и задачи, но различаются средствами и методами реализации.
В рамках выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование формирования и реализации молодежной политики в регионах Северо-Кавказского Федерального округа и Республики Татарстан.
В регионах СКО молодежь составляет значительную част проживающего населения. При этом наблюдаются низкие показатели смертности и заболеваемости, что говорит о качественных мерах по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Уровень молодежной преступности также является достаточной низким по сравнению с данными Республики Татарстан.
Между тем было установлено, что численность студентов и молодых учетных в субъектах СКО является невысоким, что требует дополнительных мероприятий молодежной политики.
Уровень молодежной безработицы в выбранных для анализа субъектах выше, чем в Республике Татарстан, особенно в Чечне. Также наблюдаются низкие показатели по средней месячной заработной плате. Это также требует разработки соответствующих мер молодежной политики по повышению занятости экономически активного населения, созданию рабочих мест для молодежи, повышению уровня оплаты их труда.
Организация досуга молодежи с СКО также требует определенных мер в субъектах, за исключением Чеченской Республики, которая является лидером по созданию молодежных клубов.
Необходимы меры молодежной политики по обеспечению молодых семей жилыми помещениями в Чечне, Дагестане и Ингушетии.
На политическое пространство современной России действует множество факторов, как системных, так и несистемных, но в аспекте его поликультурных и поликонфессиональных измерений базовыми становятся факторы социально-политического реформирования. Оптимизация работы политических институтов в их возможных реакциях на эти факторы позволяет определить главный вектор развития молодежной политики, разрабатываемой и проводимой российской властью. Исходя из этого, обосновывается необходимость институциализации и структурации основных измерений политического пространства и, прежде всего, его поликультурности и поликонфессиональности, а также совершенствования механизма межуровневого взаимодействия. Это в равной степени относится к собственно институционально- политическому уровню, а также уровням целей и ценностей в механизме политического целеполагания.
Решить назревшие молодежные проблемы, создать стимулы для включенности молодых в общественные процессы и тем самым расширить социальную базу преобразований необходимо на государственном уровне. На наш взгляд необходимо:
1. Принятие отдельного закона о студентах как средних специальных, так и высших учебных заведений, устанавливающего гарантии для обучающихся, в том числе устанавливающего размер стипендии для успешно обучающихся студентов не ниже установленного прожиточного минимума, а также предусматривающего обеспечение иногородних студентов общежитиями, а в случае их отсутствия выплаты компенсаций за наем жилья.
2. Принятие как на государственном, так и на региональном уровнях программ строительства государственного социального жилья для молодежи (семейных общежитий), не подлежащего приватизации.
3. Увеличение количества бюджетных мест в государственных учебных заведениях, а также введение квоты на бесплатное обучение для указанной категории молодежи в коммерческих учебных заведениях, либо уменьшение сумы, взыскиваемой за обучение.
4. Принятие законов о коммерческих средних и высших учебных заведениях, устанавливающих права и обязанности участников правоотношений и гарантирующих получение качественного образования. Ужесточить государственный контроль за качеством преподавания в указанных учебных заведениях.
5. Увеличение бюджета на мероприятия молодежной политики.
6. Возврат к практике послевузовского распределения, при этом для учащихся на бюджетной основе в обязательном порядке, для обучающихся на платной основе - в добровольном порядке.
7. Необходимо принятие закона определяющего статус молодежи, устанавливающего права и обязанности участников правоотношений, предусматривающий защиту интересов молодежи.
8. Решение такой проблемы как отсутствие возможности получения комплексной информации для самореализации молодежи непосредственно в районе можно организовав на территории района информационно - консультативный центр позволяющий получать комплексную информацию обо всех программах для поддержки молодежи будь то жилищные программы, для развития малого бизнеса, трудоустройства и т.д.



1. Конституция РФ / Российская газета. 1993, 25 дек. № 237.
2. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.
3. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изм. от 5 апреля 2013 г. N 56-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 27. - ст. 2503.
4. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» от 06.04.2006 г. № 325 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 27. Ст. 3679.
5. Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 21 сентября 1992 г., N 12, ст. 924.
6. Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
7. О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (в ред. от
05.08.2013). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 31.12.2014). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Собрание законодательства РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.
10. О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 (ред. от 03.08.1996). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 08.08.2009). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Стратегия национальной государственной политики России на период
до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.garant.ru /news/437615/, свободный.
13. Законопроект № 428343-4. О государственной молодежной политике в Российской Федерации // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. ФС РФ. Государственная Дума. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/% 28Spravka%29?OpenAgent&RN=428343-4, свободный.
14. Законопроект № 340548-6 «Об основах государственной молодежной
политики в Российской Федерации» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. ФС РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/%
28Spravka%29?OpenAgent&RN=428343-4, свободный.
15. Закон Республики Калмыкия от 18 декабря 2008 г. № 65-IV-3 «О государственной молодежной политике в Республике Калмыкия» // Хальмг Унн. 2008. № 229.
16. Закон Краснодарского края от 4 марта 1998 г. № 123-КЗ «О
государственной молодежной политике в Краснодарском крае» // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 1998. № 27.
17. Областной закон от 20 сентября 1996 г. № 24-ЗС «О молодежной политике Ростовской области» // Наше время. 2004. № 259-260.
18. Закон Республики Адыгея от 18 февраля 2004 г. № 206 «О государственной поддержке молодежи в Республике Адыгея» // Собрании законодательства Республики Адыгея. 2004. № 2.
19. Закон Волгоградской области от 22 июня 2001 года № 552-ОД «О государственной молодежной политике в Волгоградской области» // Волгоградская прав- да. 2010, 14 июля.
20. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года // МОО «Информация для всех» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf,свободный.
21. Адамьянц Т.З. Современная молодежь: представления о
действительности и уровень развития коммуникативных навыков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.isras.ru/blog ad 10.html,свободный.
22. Александр Хлопонин напугал сибиряков [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:http://flb.ru/info/48557.html,свободный.
23. Бабинцев В.П. Кадровое ограничение государственной молодежной политики // Научные ведомости БелГУ. Философия, социология, право. - 2008. - №8 (48). - С. 164.
24. Берсеневая Я.А. К вопросу о сущности государственной молодежной политики // Экономика, государство, общество. - 2015. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/03/4/, свободный.
25. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Уроки служения отечеству в пространстве патриотического воспитания. - Волгоград: Авторское право, 2005. - 216 с.
26. Государственная Дума. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: URL:
http://asozd.duma.gov.ru/mam.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=340548-6,свободный.
27. Демоскоп weekly. 2013. № 549-550 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0549/demoscope549.pdf,
свободный.
28. Динамика расходов федерального бюджета. Официальный сайт
министерства финансов Российской Федерации, информационно¬
аналитический раздел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://i№fb.mi№fi№.ru/fbisprash.php,свободный.
29. История проекта «Моя страна - моя Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.moyastrana.ru/history,свободный.
30. Коган Л.Н. Попов В.Г.Генин Л.В. Долганов А.Е. Молодежь и политика.
- Екатеринбург, УрГУ, 1994. - 312 с.
31. Коммерсантъ. 12 ноября 2010 года.
32. Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии. - М.: Наука, 2000. - 216 с.
33. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. - М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. - 316 с.
34. Миронов С. В России нет продуманной национальной политики
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.rosbalt.ru/main/2013/07/16/ 1153366.html, свободный.
35. Позднякова Е.В. Социальный аудит региональных программ в сфере государственной молодежной политики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Екатеринбург, 2011. - 32 с.
36. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2006. - 227 с.
37. Рудаков А. В. Механизм формирования и технологии реализации государственной молодежной политики РФ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Н. Новгород, 2006. - 162 с.
38. Самыгин П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов: Изд-во ЮФУ, 2007. - 332 с.
39. Семенов В.Е. Правовое воспитание молодежи. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 128 с.
40. Смирнов В.А. Институционализация региональной молодежной политики в условиях трансформации российского общества: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. - СПб., 2010. - 28 с.
41. URL: http://vmo.rgub.ru/policy/news/index.php.
42. URL: http://www.skfo.gov.ru/obshestvo/molodezh/koncepciya-
molodezhnoj -politiki/
43. URL: http://www.skfo.gov.ru/obshestvo/molodezh/koncepciya-
molodezhnoj-politiki/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ