Введение 2
Глава 1. Образовательный туризм: понятие, история, виды 5
1.1 Понятие образовательного туризма 5
1.2 История возникновения образовательного туризма 8
1.3 Виды образовательного туризма 15
1.4 Зарубежные системы образования 21
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Организация деятельности туроператора на рынке международного образовательного туризма 34
2.1 Особенности работы компаний в сфере образовательного туризма... 34
2.2 Организационно-экономический анализ деятельности компании
«Знание Центр» 41
2.3. Проблемы функционирования туроператора в сфере
образовательного туризма 47
2.4 Совершенствование деятельности фирмы туроператора как элемент
стратегии развития 55
2.5 Разработка языкового тура в Великобританию 60
Выводы по второй главе 67
Заключение 69
Список литературы 73
В современном интенсивном ритме жизни каждая минута на счету, время используется предельно рационально, понятия развития и отдыха все чаще смешиваются. Путешественники по всему миру, стараясь рационально использовать время, внести баланс между полезным и приятным, выбирают так называемый «полезный отдых». Такой способ планирования свободного времени выбирает до 70% путешественников из разных точек мира.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что в свете современной динамики развития общемировой экономики, международных отношений популярность «полезного отдыха» существенно возросла. По данным Всемирной Молодежной, Студенческой и Образовательной Туристической Конфедерации за последние пять лет общее число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития, возросло на 40%.
Сегодня привязанность к учебному учреждению, установка на получение знания от учителя, предметный подход к узнаванию мира становится «тормозом» в образовании. Время требует умения встраиваться в ситуацию, извлекать знание из любого источника, решать комплексные проблемы.
Образовательные путешествия являются проверенным временем способом формирования этого востребованного в условиях развития качества. Они позволяют познать мир, больший, чем привычное окружение, посмотреть на свою образованность со стороны другой культуры, дополнить отечественное образование до целостного, до «мировых стандартов».
Рынок образовательного туризма довольно специфический и формирование образовательных туров отличается от других путешествий. Очень важно не только создать образовательный туристский продукт, но и правильно его продать на рынке услуг, а так же суметь доказать, что этот продукт необходим и именно его стоит приобрести.
Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы формирования и развития рынка международного образовательного туризма.
Объектом исследования послужили хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги международного образовательного туризма, а также потребители услуг.
Цель работы - изучить сферу мирового образовательного туризма и рассмотреть функционирование фирмы, выявлять особенности деятельности туроператора в образовательном туризме, разработать языковую программу.
Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
- Рассмотреть теоретические основы образовательного туризма.
- Конкретизировать сущность образовательного туризма.
- Рассмотреть особенности менеджмента туристической фирмы в сфере образовательных услуг.
- Провести анализ деятельности организации по направлению деятельности в образовательном туризме в РФ.
Исходя из цели и задач, использованы следующие методы:
- изучение и анализ методической литературы по проблеме исследований;
- наблюдение, анализ, описание, анкетирование.
В выпускной квалификационной работе использована официальная нормативно-правовая документация по вопросам организации образовательного туризма, учебная и методическая литература, публикации и статьи в периодической печати, журналах и Интернете, а также данные, полученные в ходе проведенного маркетингового исследования.
При разработке теоретических вопросов были использованы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам предоставления образовательных услуг, транспортного обеспечения, развлекательной программы для образовательных туров (О.В. Акимова, О.И.Кузнецова, В.Л. Погодина, В.П. Соломин, Э.А. Лунин, МН. Певзнер, А.С. Кусков, Е.С. Сахарчук, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, А.Ю. Фодоря, Е.А. Чайковская, С.А.Беляков, А.В.Бабкин и др.). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, сформулирована основная цель и ключевые задачи работы, определены предмет и объект исследования, а также практическая значимость.
В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты образовательного туризма, дается классификация образовательных туров, а также состояние образовательного туризма в мире и России.
Во второй главе рассматриваются особенности предпринимательства в сфере образовательного туризма и на примере фирмы раскрываются механизмы ее функционирования.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных знаний в деятельность фирм г. Казани.
Подвергая работу критической оценки в виде основного ограничения можно вынести отсутствие общепринятой классификации видов международного образовательного туризма и видов образовательных программ для туроператора, совершающего деятельность на территории РФ и в частности его высокую подверженность влиянию внешнеэкономическим изменениям. Коммерческий опыт в данном направлении значительно опережает уровень научной подготовки и наличия обоснований, в связи с недостаточной базой исследований о формировании и развитии такого продукта в туризме РФ, как образовательные программы. В общем, такое положение определяет необходимость научной проработки базовых концепций образовательного туризма в РФ с позиции законодательно-правовых норм и позиционирования РФ, как участника международного туристическо-образовательного движения культурного развития.
В ходе работы исследован процесс формирования образовательного тура со стороны туроператора и его дальнейшего выбора с позиции потребителя. Рассмотрено применение стратегий развития, которые основаны на клиенто-ориентированной бизнес концепции. Сформирована программа потребительской лояльности и эффективного партнерства. После чего были сделаны выводы о том, чтобы управлять функционированием фирмы необходимо четкое разделение направлений туризма, исследовании потребительских характеристик, особенностей отличительных черт образовательного туризма, которые задействованы в формировании рынка образовательных услуг на международном масштабе. В образовательном туризме наблюдается проявление особенного характера спроса, влияет выраженная сезонность, разнообразность продукта и классификации принимающих организаций. Зафиксирована подверженность кризисам и экономическо-политическим изменениям, о чем свидетельствует текущее состояние отрасли. Развитие потребностей клиентов набирало быстрые
обороты с 2010 по 2012 год, и так же быстро достаточно негативно повлияли внешние факторы на динамику развития участников международного образовательного туризма.
Всякая международная образовательная программа отличается от стандартных образовательных услуг, т.к. в нее включена как академическая (40%), так и туристическая составляющая (60%), которые по своим свойствам могут конфликтовать. Глобально исследование сводится к необходимости единого законодательного и правого регламентирования со сведенными трактовками категорий и понятий, которые обеспечат единый подход всех субъектов сферы с целями реализации общепринятой социальной политики.
Еще одна проблема сводится к кросскультурным составляющим в образовательных программах, т.к. на это влияет подготовка школьников или студентов к принятию чужой для них культуры и тут речь идет про гибкость учащихся, их адаптированность к новой среде и самостоятельность. И принятие дальнейшей аккредитации итоговых документов на территории РФ об окончании образовательных программ за рубежом. Более того образовательный туризм оставляет после поездки нематериальное добавление стоимости, которое никак не выводится из затрат на создание услуги и связано с восприятием образовательной услуги как инвестиция в будущую карьеру
Для повышения эффективности функционирования и достижения целей субъектов международного туризма на деятельность оказывают влияние внешние факторы. К таким относятся политические, экономические, социальные и технологические факторы. Эти факторы могут выступать движущими силами или наоборот барьерами на пути развития участников образовательного туризма.
Фирма, как субъект образовательного туризма РФ, должна выстраивать стратегию развитие и применять механизмы для его адаптации к текущим внешним рискам или возможностям. Если рассматривать образовательную программу, как продукт сферы деятельности услуг, то они представляют из себя продукт труда со специфическими свойствами неосязаемость, неотделимость от источника, потребление в момент производства и передачи продукта, т.е. начало потребления услуги, происходит одновременно с началом оказания. Качество услуги не может всегда быть одинаковым и зависит от квалификации преподающего состава, потребностей клиента и его мотивация, поэтому изменения зависят от человеческого фактора. Соответственно отношение как к материальным продуктам недопустимо, т.к. продукт не подлежит хранению или складированию в ожидании повышения спроса. Безусловно, некоторые материалы образовательной услуги можно заготовить заранее книги, материалы уроков. Другое ключевое свойство это то, что результат образовательных услуг может забываться естественным путем памяти человека, а преподаваемые знания склонны устаревать.
Более полное понимание потребностей клиентов определяет создание основополагающих форм туристического продукта и отвечает требованиям клиентов, которые соответствуют динамики развития туристической отрасли, таким образом происходит корреляция содержания образовательного продукта. Глобально это влечет за собой изменения в социально-экономических запросах общества. Сложная инфраструктура отрасли международного образовательного туризма плотно взаимосвязана и формирует у потребителя комплексный характер восприятия и оценивания качества услуг. Это обусловило необходимость детального анализа структуры образовательного туристического продукта, включая его потребительские качеств для туристов и определение критериев решения о получении образовательной услуги за рубежом.
Целевой аудиторией на рынке образовательных услуг являются школьники и студенты, т.е. одна из самых менее материально обеспеченная потребительская группа, поэтому вопрос минимизации стоимости пакета услуг особо актуален. Экономичные условия размещения и проживания характерен только для рынка образовательных услуг, т.к. это обеспечивает синергетический результат размещение и общение в естественной среде принимающей страны.
В ходе работы проведены исследования функционирования туроператора и замечена отличительная черта работы в образовательном туризме. А именно высокий уровень повторных обращений клиентов с намерением продолжить обучение в том или другом учреждении, поскольку процесс образования, как процесс саморазвития, непрерывен и повышенный уровень образованности остается основным стимулом для повторного обращения к туроператору или образовательному учреждению. Создание стратегического подхода в маркетинговой деятельности международного туроператора необходимость, которая ведет за собой детальную разработку долгосрочных программ лояльности и постепенное внедрения их в деятельность фирмы. Другая задача туроператора заключается в создании клиенто-ориентированной бизнес концепции для укреплении прочных отношений с клиентами, посредством внедрения и развития бонусных программ, установления и поддержания индивидуальных, коалиционных или кобрендинговых программ для клиентов и отдельно для партнеров- поставщиков услуг, которые входят в образовательные туры. Это требует создание специальных схем реализации программ с комплексным подходом. Разработка и внедрение туроператором мероприятий составленных в данной работе включает идеологию по созданию взаимоотношений клиента и фирмы, что дает возможность планировать долгосрочный бизнес, опираясь на показатели, и тем самым повышает устойчивость функционирования под влиянием внешних факторов. Предлагаемые результаты, полученные в работе могут иметь практическое применение в деятельности к фирмы, на основании предоставленной экономических обоснований предлагаемых действий
1. Абдуразакова Я.М. Актуальные направления развития современного международного туризма : образовательный туризм // В мире науч. открытий. 2011. - № 6.1.-С. 368.
2. Акимова О.В. Образовательный туризм : проблемы и перспективы // Актуал. проблемы гуманитар. и естествен. наук. 2013. - № 2. С. 77-79.
3. Александрова А.Ю. Международный туризм.- М.,2002.- 378 с.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм -СПб.: Издательский дом Герда, 2000. -C- 37.
5. Гельман В.Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма // Вестн. -Нац. акад. туризма. 2009. - № 1.- С. 48-52.
6. Гельман В.Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма./В.Я. Гельман//Вестник НАТ. январь-март 2009. - №1 (9). С.48- 52.
7. Н.В. Карамзин «Письма русского путешественника» -М.,2011. -320 с.
8. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма / Г. А. Карпова, М. Г.Воронцова. - М.: Герда, 2007. -342 с.
9. Каурова, А. Д. Организация сферы туризма : / А. Д. Каурова. - СПб.: Изд. ДомГерда, 2007.- 320 с.
10. Т.К. Ковалева. Образовательный туризм. -М. 2005. -456 с.
11. Козлова Н.А. Проблемы применения терминологии в индустрии
международного образовательного туризма // Научно-технические ведомости - СПбГПУ. 2008. -№4(61).-С.289-294.
12. Козлова Н.А. Проблемы применения терминологии в индустрии
международного образовательного туризма // Научно-технические ведомости -СПбГПУ. 2008.- №4(61).-С.289-294.
13. Лунин Э.А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ. -М, 2009. -257 с.
14. Основы андрагогики / Под ред. Колесниковой И.А., - М., Академия, 2003 г., - с. 159-160.
15. Погодина В.Л. Организация школьного образовательного туризма // География в шк. - 2008. - № 8. - С. 53-59.
16. Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы
развития образовательного туризма в России // Известия РГПУ им. А.И. Г ерцена. Психолого-педагогические науки (педагогика,
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - М.,
2007. - №8(30). - С. 96-112)
17. Тихонова А.В. Без границ... Исследование маркетинговых факторов, влияющих на перспективность образовательного туризма // Рос. предпринимательство. - М., 2006. - № 12. - С. 81-84.
18. Ченцов А. О, Журнал Экономика образования бизнесе образовательных услуг. - М.,1999
19. Чичкина С. Образовательный туризм по-прежнему в моде // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2006. - № 10. - С. 60-61.
20. Adler, J., (1985) Youth on the Road: Reflection on the History of Tramping. Annals of Tourism, Research 12, pp. -335-354.
21. C. Cooper, Tourism: Principles and Practice, Upper Saddle River, NJ : Financial Times Prentice Hall, 2005, 810 pages
22. Kalinowski, K.M., and Weiler, B., (1992) Educational Travel. In Weiler,
B and Hall, C.M., (1992) Special Interest Tourism, pp. 15-26. London, Belhave Press.
23. Mill, R. C., Morrison, A. M. The Tourism System . Dubuque: Kendall Hunt Publishing 2009 - C 09,
24. Pike, S., (2004) Destination marketing organisations. London, Elsevier
25. Ritchie B.W. Carr, N., Cooper, C. Managing Educational tourism/ ed. By
B. Ritchie. Great Britain: Cromwell Press, 2003. - стр.10
26. Taylor S. Theorizing Educational Tourism: Practices, Impacts and Regulations in Equador/ S. Taylor. New York: Columbia University, 2006. - P. 87-103.
27. Weiler, B. and Hall C. M., (1992). Special Interest Tourism: In Search of an Alternative. London, BelhavenPress.,-CTp. 1-46.
28. Wood C., (2001) Educational tourism. In Special Interest Tourism: Contexts and Cases, -pp 188211. Brisbane, John Wiley Sons.
29. Гельман В.Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма./В.Я. Гельман//Вестник НАТ. январь-март 2009. - №1 (9). -С.48- 52.
30. Ченцов А. Журнал Экономика образования О бизнесе образовательных услуг. - 1999
31. Pike, S., (2004) Destination marketing organisations. London, Elsevier
32. Сайт Википедии www.wikipedia.com
33. Единая межведомственная информационно-статистическая система //Информация о турфирмах (значение показателя за год)[Электронный ресурс].ШГ:
http://fedstat.ru/indicator/data.do?id=37253referrerType=0referrerId=947153
(27.09.2014) .
34. Сайт компании «Знание Центр» [Электронный ресурс]/ - Электронные данные режим доступа http://www.znaniye.ru/ свободный. (27.09.2014)
35. Аракчеева З.В. Образовательный туризм как мощный фактор
повышения эффективности образования в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] /Шкута А.А., Аракчеева З.В. //VII Международная студенческая электронная научная конференция Студенческий научный форум: сайт. - М., 2013. URL:
http: //www.scienceforum.ru/2013/pdf/3210 .pdf (12.11.2014)
36. Международная ассоциация языковых центров (IALC) туриндустрии [Электронный ресурс]/ - Электронные данные режим доступа http://ru.ialc.org/ свободный (16.10.2014)
37. Международная студенческая статистика по высшему образованию в Великобритании http://www.ukcisa.org.uk/Info-for-universities-colleges-- schools/Policy-research--statistics/Research--statistics/International-students- in-UK-HE/#International-(non-UK)-students-in-UK-HE-in-2012-13
38. Мировые туристические тренды [Электронный ресурс]/ - Электронные
данные режим доступа
http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdf/unwto_pisa2014_ipk_j k_1pp_0.pdf свободный (16.10.2014)
39. Официальный сайт Канадской Туристической Комиссии [Электронный ресурс]/ - Электронные данные режим доступа http://en- corporate.canada.travel/ свободный (16.10.2014)
40. Официальный сайт Министерства культуры РФ. [Электронный ресурс]/ - Электронные данные режим доступа http://mkrf.ru/goszakaz/konkursy-i- tendery/show/?notificationId=7401023 свободный (15.10.2014)
41. Официальный сайт Российского союза туриндустрии [Электронный
ресурс]/ - Электронные данные режим доступа
http://www.rostourunion.ru/ - свободный (16.10.2014)
42. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]/ - Электронные данные режим доступа http://www.tpprf.ru/ru/interaction/committee/komtur/news/51897/ - свободный (16.10.2014)
43. Официальный сайт федерального агентства по туризму [Электронный
ресурс]/ - Электронные данные Режим доступа
http://reestr.russiatourism.ru/?ac=viewid_reestr=5225 свободный.
(27.09.2014)
44. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации // Г осударственная программа Российской Федерации Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://last.russiatourism.ru/rubriki/- 1124141005/ (27.09.2014).
45. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России [Электронный ресурс]/ - Электронные данные режим доступа www.russiatourism.ru - свободный (16.10.2014)
46. Погодина В.Л. Компетентностный подход в подготовке организаторов образовательного туризма // Среднее проф. образование. 2009. - № 12. С. 10-14; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.portalspo.ru/Joumals/2009/SPO_12_2009.pdf (27.09.2014).
47. Сайт компании Education First // [Электронный ресурс]. URL: http: //www.ef-russia.ru/lt/stories/ (27.09.2014).
48. Сайт РБК [Электронный ресурс]/ - Электронные данные режим доступа http://top.rbc.ru/retail/27/07/2007/110761.shtml свободный. (27.09.2014)
49. Сайт Российская газета [Электронный ресурс]/ - Электронные данные
режим доступа http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html
свободный (16.10.2014)
50. Сайт СМИ Эксперт [Электронный ресурс]/ - Электронные данные
режим доступа http://expert.ru/expert/2014/05/vyiezdnoj-turizm-
proignoriroval-ekonomiku/ свободный (16.10.2014)
51. Туристический портал. Интервью [Электронный ресурс]/ - Электронные
данные режим доступа
http: //www.hotl ine. travel/121777/britanskie_kanikuly_l eto_s_polzoy /
свободный. (15.10.2014)
52. Болонский процесс: поиск общности евро- пейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. В.И. Байденко. М., 2006.
53. ГОСТ Р 51185-2008 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования
54. Государственная программа Российской Федерации Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 годы
55. Постановление Правительства РФ Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта от 18.07.2007 N 452
56. Приказ ГКФТ РФ Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и оформлению финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью от 04.12.1998 N 402
57. Приказ ГКФТ РФ от 08.06.1998 N 210 Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью
58. Приказ Ростуризма Об утверждении Порядка представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму и внесении изменений в Приказ Ростуризма от 10 мая 2007 года N 28 от 04.08.2009 N 175
59. Федеральный закон О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15.08.1996 N 114-ФЗ
60. Федеральный закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996 N 132-ФЗ
61. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)