Психология конфликтов в младшем школьном возрасте в начальной школе
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения конфликтов 7
1.1 Конфликт: сущность, причины и виды 7
1.2 Особенности поведения детей младшего школьного возраста в
конфликтных ситуациях 11
Выводы по главе 1 20
Глава II. Организация и методы исследования конфликтов в
младшем школьном возрасте в начальной школе 22
Организация и методы организации эксперимента 22
Глава III. Результаты эмпирического исследования конфликтов в младшем школьном возрасте в начальной школе 28
3.1 Результаты исследования конфликтов в младшем школьном возрасте
в начальной школе до эксперимента в обоих классах 28
3.2 Результаты исследования конфликтов в младшем школьном возрасте
в начальной школе после проведения тренинговой программы 41
3.3 Сравнительный анализ результатов исследования конфликтов в
младшем школьном возрасте в начальной школе до и после тренинговой программы в экспериментальном классе 49
3.4. Анализ результатов исследования конфликтов в младшем школьном
возрасте в начальной школе 55
Выводы по главе III 64
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение
Глава I. Теоретические основы изучения конфликтов 7
1.1 Конфликт: сущность, причины и виды 7
1.2 Особенности поведения детей младшего школьного возраста в
конфликтных ситуациях 11
Выводы по главе 1 20
Глава II. Организация и методы исследования конфликтов в
младшем школьном возрасте в начальной школе 22
Организация и методы организации эксперимента 22
Глава III. Результаты эмпирического исследования конфликтов в младшем школьном возрасте в начальной школе 28
3.1 Результаты исследования конфликтов в младшем школьном возрасте
в начальной школе до эксперимента в обоих классах 28
3.2 Результаты исследования конфликтов в младшем школьном возрасте
в начальной школе после проведения тренинговой программы 41
3.3 Сравнительный анализ результатов исследования конфликтов в
младшем школьном возрасте в начальной школе до и после тренинговой программы в экспериментальном классе 49
3.4. Анализ результатов исследования конфликтов в младшем школьном
возрасте в начальной школе 55
Выводы по главе III 64
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение
Основой для конфликтов в младшем школьном возрасте в пределах школы, класса чаще всего выступает эмоциональная возбудимость учащихся и личная неприязнь.
Для общеобразовательной школы, как для любого социального института, характерны разнообразные конфликты. В свою очередь педагогическая деятельность в своей основе направлена на формирование личности, а ее целью выступает передача школьникам знаний и социального опыта, а так же более полное освоение ими этого опыта.
По этому поводу ФГОС начального общего образования выдвигает свои «требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций».
А также «требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
Можно сказать, что именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ребенку. А межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы, а главное ребенка.
Межличностные конфликты возникающие между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе где сложился неблагоприятный социально-психологический климат дети плохо усваивают программный материал. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношениях и агрессии.
По этой причине заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо. Именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека. А своевременная профилактика и диагностика конфликтов будет способствовать повышению качества учебного процесса. Учащиеся и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на выяснение отношений, а на свою основную деятельность.
Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
Актуальность данного исследования обусловлена влиянием конфликтов на развитие личности в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение социальных норм, образцов взаимодействия, поведения в целом. При этом практика показывает, что должного внимания проблемам конфликтов в младшем школьном возрасте не уделяют ни в семье, ни в школе, рассматривая их как проявление детской капризности, недисциплинированности и эгоизма.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем воспитательного процесса, путем проведения тренинговой программы, в которой у детей будет формироваться положительные эмоции к другим детям, умение слышать и слушать, применять разные виды поведения для решения конфликтных ситуаций.
Целью работы является изучение психологических особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: межличностный конфликт младших школьников в учебном классе.
Предмет исследования: психологические средства разрешения межличностного конфликта младших школьников в учебном классе.
Гипотеза исследования: конструктивное разрешение межличностного конфликта младших школьников может быть достигнуто путем использования психологических средств изменения структуры межличностных отношений в классе (создание благоприятного психологического климата в классе; формирование умения конструктивно разрешать конфликты; развитие сплоченности).
В процессе исследования ставились следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по изучению особенностей конфликтов в коллективе младших школьников;
2. разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития благоприятного климата в классе и предупреждения конфликтного поведения младших школьников;
3. организовать опытно-экспериментальное исследование по использованию психологических средств разрешения межличностного конфликта младших школьников в классе;
4. обработать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, социометрия, наблюдение, формирующий эксперимент.
Эмпирическая база исследования - учащиеся 4 классов, Гимназии №№, г. Казани.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 28 наименований. Работа содержит 4 таблицы, 22 рисунка и 15 приложений.
Для общеобразовательной школы, как для любого социального института, характерны разнообразные конфликты. В свою очередь педагогическая деятельность в своей основе направлена на формирование личности, а ее целью выступает передача школьникам знаний и социального опыта, а так же более полное освоение ими этого опыта.
По этому поводу ФГОС начального общего образования выдвигает свои «требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций».
А также «требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
Можно сказать, что именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ребенку. А межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы, а главное ребенка.
Межличностные конфликты возникающие между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе где сложился неблагоприятный социально-психологический климат дети плохо усваивают программный материал. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношениях и агрессии.
По этой причине заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо. Именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека. А своевременная профилактика и диагностика конфликтов будет способствовать повышению качества учебного процесса. Учащиеся и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на выяснение отношений, а на свою основную деятельность.
Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
Актуальность данного исследования обусловлена влиянием конфликтов на развитие личности в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение социальных норм, образцов взаимодействия, поведения в целом. При этом практика показывает, что должного внимания проблемам конфликтов в младшем школьном возрасте не уделяют ни в семье, ни в школе, рассматривая их как проявление детской капризности, недисциплинированности и эгоизма.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем воспитательного процесса, путем проведения тренинговой программы, в которой у детей будет формироваться положительные эмоции к другим детям, умение слышать и слушать, применять разные виды поведения для решения конфликтных ситуаций.
Целью работы является изучение психологических особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: межличностный конфликт младших школьников в учебном классе.
Предмет исследования: психологические средства разрешения межличностного конфликта младших школьников в учебном классе.
Гипотеза исследования: конструктивное разрешение межличностного конфликта младших школьников может быть достигнуто путем использования психологических средств изменения структуры межличностных отношений в классе (создание благоприятного психологического климата в классе; формирование умения конструктивно разрешать конфликты; развитие сплоченности).
В процессе исследования ставились следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по изучению особенностей конфликтов в коллективе младших школьников;
2. разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития благоприятного климата в классе и предупреждения конфликтного поведения младших школьников;
3. организовать опытно-экспериментальное исследование по использованию психологических средств разрешения межличностного конфликта младших школьников в классе;
4. обработать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, социометрия, наблюдение, формирующий эксперимент.
Эмпирическая база исследования - учащиеся 4 классов, Гимназии №№, г. Казани.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 28 наименований. Работа содержит 4 таблицы, 22 рисунка и 15 приложений.
Проведя анализ научных психологических исследований, мы пришли к следующим выводам:
1) Причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте делятся на личностно-психологические и социально-психологические.
2) У младших школьников выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, компромисс, избегание, приспособление (уступка), сотрудничество.
3) Основными методами разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте являются: принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество. А управление конфликтами включает в себя распознавание причин конфликтных ситуаций и их предотвращение, целенаправленное воздействие на них, когда они проявились.
Целью нашего исследования было изучение психологических особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования является межличностный конфликт младших школьников в учебном классе.
Предмет исследования - психологические средства разрешения межличностного конфликта младших школьников в учебном классе.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформировать нам гипотезу о том, что конструктивное разрешение межличностного конфликта младших школьников может быть достигнуто путем использования психологических средств изменения структуры межличностных отношений в классе (создание благоприятного психологического климата в классе; формирование умения конструктивно разрешать конфликты; развитие сплоченности).
В результате эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1) До проведения тренинговой программы
В ходе изучения показателя межличностных и межгрупповых отношений в младшем школьном возрасте в начальной школе в обоих группах эксперимента было выявлено, что оба класса имеют средний уровень сплоченности, есть трудности при взаимоотношении как с друг с другом, так и с преподавателями и окружением. Так же нами было установлено, что значимость и привлекательность классного коллектива была на среднем уровне. Это говорит нам о том, что некоторые дети имели некий дискомфорт в общении и взаимодействии в классе.
2) После проведения тренинговой программы
После проведения тренингов в экспериментальном классе, нами были выявлены качественные и количественные различия. Были установлены положительные тенденции в развитии и сплочении классного коллектива. Атмосфера в классе улучшилась, для детей значимым становится не только процесс получения знаний, но и люди которые его при этом окружают. Тренинговая программа была направлена на повышения всех положительных эмоций по отношению к классу как к коллективу, что мы и видим на наших графиках и рисунках в исследовании, а так при разговоре с детьми и преподавателями.
3) По результатам сравнительного анализа исследования
При изучении результатов экспериментальной группы, с начала учебного года и после прохождения тренингов, наблюдаются изменения в отношении к классу, между учениками, а так же у учеников с учителем. Данные изменения проявляются у детей в следующем образе: у учеников по отношению друг к другу появляется больше доверия, они хотят услышать собеседника и понять его. При общении с учителем, дети в первую очередь учатся принимать конструктивную критику и лишь потом отслеживать собственные эмоции к ситуации и словам. Наблюдаются заметные изменении по отслеживанию реакций детей на конфликтные ситуации.
Таким образом, мы можем говорить, что климат класса с введением тренингов на сплочение и упражнений по решению конфликтных ситуаций повлиял на отношение учеников между собой, с учителем, что позволило им поменять свое отношение в целом на свой класс и свою принадлежность к нему.
Задачи эмпирического исследования решены.
Гипотеза о том, что конструктивное разрешение межличностного конфликта младших школьников может быть достигнуто путем использования психологических средств изменения структуры межличностных отношений в классе - подтвердилась.
1) Причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте делятся на личностно-психологические и социально-психологические.
2) У младших школьников выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, компромисс, избегание, приспособление (уступка), сотрудничество.
3) Основными методами разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте являются: принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество. А управление конфликтами включает в себя распознавание причин конфликтных ситуаций и их предотвращение, целенаправленное воздействие на них, когда они проявились.
Целью нашего исследования было изучение психологических особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования является межличностный конфликт младших школьников в учебном классе.
Предмет исследования - психологические средства разрешения межличностного конфликта младших школьников в учебном классе.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформировать нам гипотезу о том, что конструктивное разрешение межличностного конфликта младших школьников может быть достигнуто путем использования психологических средств изменения структуры межличностных отношений в классе (создание благоприятного психологического климата в классе; формирование умения конструктивно разрешать конфликты; развитие сплоченности).
В результате эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1) До проведения тренинговой программы
В ходе изучения показателя межличностных и межгрупповых отношений в младшем школьном возрасте в начальной школе в обоих группах эксперимента было выявлено, что оба класса имеют средний уровень сплоченности, есть трудности при взаимоотношении как с друг с другом, так и с преподавателями и окружением. Так же нами было установлено, что значимость и привлекательность классного коллектива была на среднем уровне. Это говорит нам о том, что некоторые дети имели некий дискомфорт в общении и взаимодействии в классе.
2) После проведения тренинговой программы
После проведения тренингов в экспериментальном классе, нами были выявлены качественные и количественные различия. Были установлены положительные тенденции в развитии и сплочении классного коллектива. Атмосфера в классе улучшилась, для детей значимым становится не только процесс получения знаний, но и люди которые его при этом окружают. Тренинговая программа была направлена на повышения всех положительных эмоций по отношению к классу как к коллективу, что мы и видим на наших графиках и рисунках в исследовании, а так при разговоре с детьми и преподавателями.
3) По результатам сравнительного анализа исследования
При изучении результатов экспериментальной группы, с начала учебного года и после прохождения тренингов, наблюдаются изменения в отношении к классу, между учениками, а так же у учеников с учителем. Данные изменения проявляются у детей в следующем образе: у учеников по отношению друг к другу появляется больше доверия, они хотят услышать собеседника и понять его. При общении с учителем, дети в первую очередь учатся принимать конструктивную критику и лишь потом отслеживать собственные эмоции к ситуации и словам. Наблюдаются заметные изменении по отслеживанию реакций детей на конфликтные ситуации.
Таким образом, мы можем говорить, что климат класса с введением тренингов на сплочение и упражнений по решению конфликтных ситуаций повлиял на отношение учеников между собой, с учителем, что позволило им поменять свое отношение в целом на свой класс и свою принадлежность к нему.
Задачи эмпирического исследования решены.
Гипотеза о том, что конструктивное разрешение межличностного конфликта младших школьников может быть достигнуто путем использования психологических средств изменения структуры межличностных отношений в классе - подтвердилась.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Исследования межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом (Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая профилактика детской вербальной агрессии в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016



