Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология конфликтов в младшем школьном возрасте в начальной школе

Работа №52630

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения конфликтов 7
1.1 Конфликт: сущность, причины и виды 7
1.2 Особенности поведения детей младшего школьного возраста в
конфликтных ситуациях 11
Выводы по главе 1 20
Глава II. Организация и методы исследования конфликтов в
младшем школьном возрасте в начальной школе 22
Организация и методы организации эксперимента 22
Глава III. Результаты эмпирического исследования конфликтов в младшем школьном возрасте в начальной школе 28
3.1 Результаты исследования конфликтов в младшем школьном возрасте
в начальной школе до эксперимента в обоих классах 28
3.2 Результаты исследования конфликтов в младшем школьном возрасте
в начальной школе после проведения тренинговой программы 41
3.3 Сравнительный анализ результатов исследования конфликтов в
младшем школьном возрасте в начальной школе до и после тренинговой программы в экспериментальном классе 49
3.4. Анализ результатов исследования конфликтов в младшем школьном
возрасте в начальной школе 55
Выводы по главе III 64
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение


Основой для конфликтов в младшем школьном возрасте в пределах школы, класса чаще всего выступает эмоциональная возбудимость учащихся и личная неприязнь.
Для общеобразовательной школы, как для любого социального института, характерны разнообразные конфликты. В свою очередь педагогическая деятельность в своей основе направлена на формирование личности, а ее целью выступает передача школьникам знаний и социального опыта, а так же более полное освоение ими этого опыта.
По этому поводу ФГОС начального общего образования выдвигает свои «требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций».
А также «требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
Можно сказать, что именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ребенку. А межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы, а главное ребенка.
Межличностные конфликты возникающие между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе где сложился неблагоприятный социально-психологический климат дети плохо усваивают программный материал. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношениях и агрессии.
По этой причине заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо. Именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека. А своевременная профилактика и диагностика конфликтов будет способствовать повышению качества учебного процесса. Учащиеся и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на выяснение отношений, а на свою основную деятельность.
Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
Актуальность данного исследования обусловлена влиянием конфликтов на развитие личности в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение социальных норм, образцов взаимодействия, поведения в целом. При этом практика показывает, что должного внимания проблемам конфликтов в младшем школьном возрасте не уделяют ни в семье, ни в школе, рассматривая их как проявление детской капризности, недисциплинированности и эгоизма.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем воспитательного процесса, путем проведения тренинговой программы, в которой у детей будет формироваться положительные эмоции к другим детям, умение слышать и слушать, применять разные виды поведения для решения конфликтных ситуаций.
Целью работы является изучение психологических особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: межличностный конфликт младших школьников в учебном классе.
Предмет исследования: психологические средства разрешения межличностного конфликта младших школьников в учебном классе.
Гипотеза исследования: конструктивное разрешение межличностного конфликта младших школьников может быть достигнуто путем использования психологических средств изменения структуры межличностных отношений в классе (создание благоприятного психологического климата в классе; формирование умения конструктивно разрешать конфликты; развитие сплоченности).
В процессе исследования ставились следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по изучению особенностей конфликтов в коллективе младших школьников;
2. разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития благоприятного климата в классе и предупреждения конфликтного поведения младших школьников;
3. организовать опытно-экспериментальное исследование по использованию психологических средств разрешения межличностного конфликта младших школьников в классе;
4. обработать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, социометрия, наблюдение, формирующий эксперимент.
Эмпирическая база исследования - учащиеся 4 классов, Гимназии №№, г. Казани.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 28 наименований. Работа содержит 4 таблицы, 22 рисунка и 15 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя анализ научных психологических исследований, мы пришли к следующим выводам:
1) Причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте делятся на личностно-психологические и социально-психологические.
2) У младших школьников выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, компромисс, избегание, приспособление (уступка), сотрудничество.
3) Основными методами разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте являются: принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество. А управление конфликтами включает в себя распознавание причин конфликтных ситуаций и их предотвращение, целенаправленное воздействие на них, когда они проявились.
Целью нашего исследования было изучение психологических особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования является межличностный конфликт младших школьников в учебном классе.
Предмет исследования - психологические средства разрешения межличностного конфликта младших школьников в учебном классе.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформировать нам гипотезу о том, что конструктивное разрешение межличностного конфликта младших школьников может быть достигнуто путем использования психологических средств изменения структуры межличностных отношений в классе (создание благоприятного психологического климата в классе; формирование умения конструктивно разрешать конфликты; развитие сплоченности).
В результате эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1) До проведения тренинговой программы
В ходе изучения показателя межличностных и межгрупповых отношений в младшем школьном возрасте в начальной школе в обоих группах эксперимента было выявлено, что оба класса имеют средний уровень сплоченности, есть трудности при взаимоотношении как с друг с другом, так и с преподавателями и окружением. Так же нами было установлено, что значимость и привлекательность классного коллектива была на среднем уровне. Это говорит нам о том, что некоторые дети имели некий дискомфорт в общении и взаимодействии в классе.
2) После проведения тренинговой программы
После проведения тренингов в экспериментальном классе, нами были выявлены качественные и количественные различия. Были установлены положительные тенденции в развитии и сплочении классного коллектива. Атмосфера в классе улучшилась, для детей значимым становится не только процесс получения знаний, но и люди которые его при этом окружают. Тренинговая программа была направлена на повышения всех положительных эмоций по отношению к классу как к коллективу, что мы и видим на наших графиках и рисунках в исследовании, а так при разговоре с детьми и преподавателями.
3) По результатам сравнительного анализа исследования
При изучении результатов экспериментальной группы, с начала учебного года и после прохождения тренингов, наблюдаются изменения в отношении к классу, между учениками, а так же у учеников с учителем. Данные изменения проявляются у детей в следующем образе: у учеников по отношению друг к другу появляется больше доверия, они хотят услышать собеседника и понять его. При общении с учителем, дети в первую очередь учатся принимать конструктивную критику и лишь потом отслеживать собственные эмоции к ситуации и словам. Наблюдаются заметные изменении по отслеживанию реакций детей на конфликтные ситуации.
Таким образом, мы можем говорить, что климат класса с введением тренингов на сплочение и упражнений по решению конфликтных ситуаций повлиял на отношение учеников между собой, с учителем, что позволило им поменять свое отношение в целом на свой класс и свою принадлежность к нему.
Задачи эмпирического исследования решены.
Гипотеза о том, что конструктивное разрешение межличностного конфликта младших школьников может быть достигнуто путем использования психологических средств изменения структуры межличностных отношений в классе - подтвердилась.



1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. В. Авдеев. - М.: Феликс, 1999.- 128с.
2. Андреев В.И. Конфликтология / В. И. Андреев. - М.: Альфа - Пресс,2007. - 336с.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: Междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов.- М.: Москва,2007. - 275с.
4. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. - М.: Владос, 2004. - 208с.
5. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: Юнити, 2004. - 551с.
6. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Корняк. - М.: Новосибирск, 2004. - 337с.
7. Герасименко И.Я., Юсупов P.M. Социометрия конфликта. СПб.: Питер,
2004. - 362 с.
8. Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект / Р. Б. Гительмахер. - М. :Иваново ИГУ, 2005. - 376с.
9. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина. - М. : Санкт-Петербург, 2006. - 209с.
10. Дмитриев А.Ф. Введение в общую теорию конфликтов / А.Ф. Дмитриев- М.: Екатеринбург, 2004. - 240 с.
11. Дмитриев А.Ф. Конфликтология / А.Ф. Дмитриев. - М.: Москва «Гардарика», 2007. - 320с.
12. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. - М.: Иркутск, 2005.
13. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. - М.: Елец, 2005. - 436с.
14. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Москва, 2007. - 291с.
15. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. - М.: Лондон, 2005. - 295с.
16. Золотовицкий, Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // СоцИс : Социологические исследования. — 2002. — № 4. — 113с.
17. Козьяков Р.В. Конфликтология. Электронная презентация/ б.и., 2013 (ЭБС) - 302с.
18. Кондратьев, К.В. Конфликты и пути их разрешения / К.В. Кондратьев. - М. : Белгород, 2007. - 413с.
19. Корнелиус Х. Выиграть может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - М.: Лондон, 2008. - 341с.
20. Корняк Н.М. Конфликт и как его избежать / Н.М. Корняк. - М: Санкт
- Петербург, 2003. - 258с.
21. Кричевский Р.Л. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Москва, 2005. - 514с.
22. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОС: начальное общее образование (2012). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: - М.: Москва, 2013.- 102с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2001. - 159c
24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М. : Воронеж, 2007. - 277с.
25. Психология: психология конфликта / К. Хорни; под ред. Н.В. Гришиной. - М.: Санкт-Петербург, 2001. - 601с.
26. Психология: психология конфликта, исследование конфликтов в психологии / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; под ред. Н.В. Гришиной. - М.: Санкт-Петербург, 2005. - 311с.
27. Солдатова Е.Л., Павлова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Москва, 2011.-597с.
28. Сорокина Е.Г., Вдовина М.В. Конфликтология в социальной работе. Учебник для бакалавров/ Дашков и Ко, 2013. - 258с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ