Введение 4
Глава 1 Аналитическая часть 7
1.1 Содержательный анализ 7
1.2 Функциональный анализ 14
1.3 Информационно - логическая модель 19
1.4 Описание системы документооборота 21
1.5 Анализ существующих разработок 22
Глава 2 Проектная часть 27
2.1 Обоснование проектных решений по видам обеспечения 27
2.1.1 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению 27
2.1.2 Обоснование проектных решений по программному обеспечению .... 29
2.2 Разработка информационного обеспечения 30
2.3 Разработка программного обеспечения 33
2.3.1 Создание интерфейса программы 35
2.3.2 Описание программы 42
2.3.3 Внедрение 43
2.4 Расчет экономической эффективности 45
2.4.1 Расчет экономического эффекта 46
2.4.2 Срок окупаемости 48
Заключение 50
Список использованных литературных источников 51
На Земле существует множество языков, отражающих достояние различных наций, принадлежность каждого индивида к той или иной культуре, являющихся ценностью любого народа. На протяжении многих лет человечество расширяет взаимосвязи между разными странами, народами и культурами.
На сегодняшний день, в связи с процессами глобализации и интеграции в условиях поликультурного общества, наибольшее значение приобретает умение понимать других и толерантно относиться к культурному, в том числе языковому, многообразию современного мира. Раннее знакомство со второй языковой культурой рассматриваются как вклад в благополучное будущее детей. Именно этим объясняется рост количества билингвальных детей во многих странах мира [1]. Билингвальные дети - это дети, владеющие двумя языками или имеющие высокие способности к изучению неродного языка. Существуют различные модели организации билингвального образования, но для эффективного обучения нужен особенный подход. Важно создать условия, в которых ребенок усваивает оба языка на одном уровне.
Успешное обучение невозможно без мотивации, поэтому целесообразно использовать в образовательном процессе то, что так привлекает детей младшего возраста - компьютерные игры. Многие исследователи отмечают, что использование обучающих компьютерных игр является эффективным способом вовлечения учащихся в учебный процесс [2-4]. Эти предположения легли в основу такого направления, как Digital games-based learning (DGBL), то есть «технология обучения, включающая образовательный контент в компьютерные игры с целью привлечения учащихся».
Одним из главных преимуществ обучения с помощью игр является желание ученика повторять те или иные игровые действия, которые служат средством для закрепления определенных навыков. Это позволяет решить одну из фундаментальных проблем в образовании - удержания внимания ученика на
достаточном для продолжения освоения материала уровне, что особенно важно для билигвальных детей [6,7].
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день, несмотря на то, что существует достаточно много обучающих компьютерных игр, мало приложений для обучения билингвальных детей дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы - создание программного обеспечения для обучения билингвальных детей.
Для того чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить такие задачи, как:
• Провести анализ существующих обучающих программных приложений;
• Выполнить функционально - структурный анализ предметной области;
• Выполнить информационно - логический анализ предметной области;
• Разработать базу данных программного приложения;
• Создать программное обеспечение для обучения билингвальных детей.
Практическая значимость состоит в том, что результаты данной курсовой работы могут быть использованы в обучении билингвальных детей, а так же детей, знающих один язык.
Объектом данного исследования является программное обеспечение для обучения детей - билингвов.
Предмет исследования - разработка программного приложения для обучения билингвальных детей.
Были использованы такие методы исследования, как: изучение научной литературы и Интернет источников по данной теме, аналитический и сравнительный метод, метод моделирования.
Результатом работы является программное приложение для обучения билингвальных детей дошкольного возраста.
Существует достаточно много подходов к обучению билингвальных детей дошкольного возраста, но не все подходы являются эффективными. Однако, опираясь на поставленные задачи, такие, как:
• Провести анализ существующих обучающих программных приложений;
• Выполнить функционально - структурный анализ предметной области;
• Выполнить информационно - логический анализ предметной области;
• Разработать базу данных программного приложения;
• Создать программное обеспечение для обучения билингвальных детей;
удалось разработать обучающее программное приложение, рассчитанное на билингвальных детей дошкольного возраста.
В ходе выпускной квалификационной работы были проведены анализ и описание обучающего программного приложения для билингвальных детей. Спроектированы структура разработки и структура программного приложения, описана система и ее взаимодействие с внешней средой, способ реализации и практическая значимость разработки программного приложения. А также была разработана база данных.
Результаты данной работы могут быть использованы в обучении билингвальных детей в дошкольных образовательных учреждениях, в домашнем обучении, а так же пользоваться приложением могут дети, знающие один язык.
Результаты исследования были апробированы на заседании секции итоговой студенческой научно-образовательной конференции КФУ «Информационные системы в экономике», где данная работа заняла 1 место. Так же приложение было протестировано в Международной школе Alabuga International School.
1. Иванова Н.В. Билингвальное Образование Дошкольников //
Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал -
2013. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9987 (дата
обращения 27.09.2015).
2. Maria Saridaki. Digital Games-Based Learning. Материалы 9-ой Международной научно-практической конференции "Европейская наука и технологии" - Мюнхен, 2014. С 35-37.
3. Firouzeh Jalili, Marjan Mir Jalili, Razieh Khaksarian, Ayyoub Bani
Nosrat. The effect of educational games on learning disorder in 7-11 years old male students // Annals of Biological Research - 2012. URL:
http://scholarsresearchlibrary.com/annals-of-biological-research/index.html (дата обращения 30.09.2015).
4. Шабалина, О. А. Разработка обучающих компьютерных игр: как
сохранить баланс между обучающей и игровой компонентой? // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2013. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html (дата обращения: 10.10.2015).
5. Бобрик Ю. В., Шабалина О. А. Применение обучающих игр в учебном процессе коррекционных школ VIII вида // Образовательные технологии и общество. 2015. № 1.
6. Klaus Miesenberger, More Than Just a Game: Accessibility in Computer Games. - USAB: 4th Symposium of the Workgroup Human-Computer Interaction and Usability Engineering of the Austrian Computer Society, 2008. C. 247-260.
7. Krestina L. Amon, Game-Based Learning: Current Research in Games for Health, a Focus on Biofeedback Video Games as Treatment for AD/HD. - MCB: University Press: On the Horizon, 2011. C. 583-605.
8. Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование. Теория и практика. - Рига: Реторика-А, 2005 г.
9. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском возрасте. - СПб.: Retorika A, 2005. С. 243.
10. Michel Bezy, Burr Settles. The Duolingo Certificate of English and East Africa: Preliminary Linking Results. // Research at Duolingo - 2015. URL: https://en.duolingo.com/research (дата обращения 19.10.2015).
11. Matthew Streeter. Mixture Modeling of Individual Learning Curves. // Исследования DuoLingo - 2015. URL: https://s3.amazonaws.com/duolingo- papers/publications/streeter. edm15.pdf (дата обращения 19.10.2015).
12. Roumen Vesselinov, John Grego. Duolingo Effectiveness Study. // Исследования DuoLingo - 2012. URL: https://s3.amazonaws.com/duolingo- papers/other/vesselinov-grego.duolingo 12.pdf (дата обращения 19.10.2015).
13. Feifei Ye. Validity, Reliability, and Concordance of the Duolingo
English Test. // Исследования DuoLingo - 2014. URL:
https://s3. amazonaws.com/duolingo-papers/other/ye.testcenter14.pdf (дата
обращения 19.10.2015).
14. Материалы сайта Интернет // Википедия - 2015. URL: https: //ru.wikipedia. org/wiki/ (дата обращения: 15.05.2016).
15. Материалы сайта Интернет // IT concord - 2016. URL: http://itconcord.ru/articles/information-system/ (дата обращения:16.05.2016)
16. Константинова А.В., Печурина Л.И. Коррекционное обучение грамоте детей-билингвов // Школьный логопед.2009.№ 3.
17. Анохина А.Н, Падерно П.И. Психология труда, инженерная психология и эргономика // Труды Международной научно-практической конференции «Эрго 2014» / Под ред. С.Ф. Сергеева - СПб.: Межрегиональная эргономическая ассоциация, 2014. С - 452.
18. Материалы сайта Интернет // Alabuga International School - 2016. URL: http://alabugais.ru/about/welcome/ (дата обращения: 20.05.2016)
19. Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации: Учебное пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004 - 38с.
20. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования - М.: Школа-Пресс, 1994 - 256с.
21. Шабалина, О.А., Воробкалов П.Н., Катаев А.В. Разработка обучающих игр: интеграция игровой и обучающей компоненты. - М.: Открытое образование, 2011 - 89с.
22. Шабалина О.А., Катаев А.В., Воробкалов П.Н. Обучение разработчиков программного обеспечения: применение компьютерных игр и процесса их разработки. - Волгоград: Известия Волгоградского
государственного технического университета, 2011 - 143с.
23. Шабалина, О.А. Модели и методы для управления процессом обучения с помощью адаптивных обучающих систем. - Волгоград: Известия Волгоградского государственного технического университета, 2011 - 159с.
24. Думиньш, А. А., Зайцева Л. В. Компьютерные игры в обучении и
технологии их разработки // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" -
2012. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompyutemye-igry-v-obuchenii-i-
tehnologii-ih-razrabotki (дата обращения 23.10.2015).
25. Богомолова М.И. Национальное воспитание и двуязычие в истории педагогических учений. - Казань: Казанский государственный педагогический университет, 1998 - 440с.
26. Хасанова О.В. Педагогическая технология обучения родному языку в средней школе Англии. - Казань, 2000 - 23с.
27. Marc Prensky, Digital Natives, Digital immigrants. - MCB: University Press: On the Horizon, 2001 - 32с.
28. Материалы сайта Интернет // Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2016. URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ (дата обращения: 20.05.2016).
29. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. // Собр.соч. - М.: Педагогика, 1983 - 21с.
30. Елисеева М.Б., Круглякова Т.А., Цейтлин С.Н. Проблема детской речи: Металингвистические способности ребенка. Билингвизм: материалы семинара по детской речи. - М., 1996. С. - 34.
31. Чиркина Г. В., Лагутина А. В. Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком. // Электронный ресурс -
2015. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Chirkina Korrekcia-narushenii-rechi/4.html (дата обращения: 21.05.2016).