Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическая «проблематика» в изучении географии в школе

Работа №52601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
393
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
Глава 1. Экологическое воспитание образования в общеобразовательной школе 11
1.1. Понятие и сущность экологического образования 11
1.2. Система экологического образования 24
1.3. Система форм обучения географии и экологии 32
Глава 2. Методика преподавания географии и экологии в общеобразовательной школе (на примере МБОУ Алексеевская СОШ №2) 39
2.1. Общая характеристика качества образования Алексеевского района
Республики Татарстан 39
2.2. Методика преподавания и литература для уроков географии и экологии (на примере МБОУ Алексеевская СОШ №2) 46
Глава 3. Разработка занятия кружка по географии и экологии в 9-ом классе 56
3.1. Методика проведения внеурочных мероприятий по экологии 56
3.2. Работа кружка по географии и экологии в Алексеевской школе №2.60
Заключение 70
Список литературы 72
Приложение 78


Актуальность темы. Воздействие человека на окружающую среду уже перестало быть локальным и даже региональным, его последствия носят глобальный характер. Сегодня назрела необходимость решения экологических проблем, их значимость больше не вызывает скептических усмешек и отговорок. Учителям необходимо воспитать экологическое сознание у школьников, тех, кто будет грамотно продолжать наши традиции сохранения природы для будущих поколений. Экологическое сознание, сформированное в виде понятийного аппарата системы отношения человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком [30], имеет меж предметный характер. Главную роль играют естественно научные дисциплины: география, физика, биология. Содержание экологического образования комплексно. Здесь представляются многие идеи и являются основополагающими (развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда, окружающая среда и здоровье человека). Содержание школьных курсов географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек, экологического образования и воспитания грамотного поведения в природе, ценностных ориентаций.
В свете этого значение преподавания географии и экологии в школе возросло в значительной степени. И здесь мы сталкиваемся с целым рядом проблем.
В первую очередь, это проблема квалификации и нехватки преподавателей экологии, этот предмет в школах зачастую передают учителям биологии, которые не владеют в должной степени даже языковым аппаратом экологии, не говоря уже о ее теоретическом содержании и практическом наполнении.
Эффективность экологического образования во многом определяется готовностью педагогов-экологов к профессиональной деятельности, которая означает способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных условиях образовательного процесса. Профессиональная компетентность педагога-эколога базируется на синтезе усвоенных экологических, педагогических и методических знаний, умений, навыков, необходимых для решения профессиональных задач.
К тому же, преподавание экологии в школе осложняется почти полным отсутствием материальной базы по данному предмету. Нет наглядных пособий, в том числе настенных плакатов, картосхем, диаграмм, таблиц, очень ограничено количество видеоматериалов.
Проанализировав проблемы становления и развития экологического образования и текущее его состояние, мы можем сформулировать вывод о том, что проблема взаимодействия общества и природы всегда находила отражение в содержании образования и активно вовлекала школьников в осуществление экологической деятельности. Несмотря на все меры, предпринимаемые для улучшения качества экологического образования в школе, приходится констатировать тот факт, что решение данной проблемы происходит крайне сложно и медленно. [36]
Целью дипломной работы является исследование методики и проблем преподавания географии и экологии в общеобразовательной школе (на примере Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан) и разработка путей её совершенствования.
Для достижения цели, необходимо решать следующие задачи:
1. Дать определение экологического образования;
2. Рассмотреть основные источники, методический материал, используемый преподавателем для подготовки урока по географии и экологии;
3. Проанализировать и выявить проблемы методики преподавания географии и экологии в школе;
4. Разработать план занятия кружка по экологии.
Объект - преподавание географии и экологии в общеобразовательной школе Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет - проблемы и методика преподавания географии и экологии в общеобразовательной школе на примере МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.
Структура дипломной работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. В работе раскрывается сущность методики преподавания на общеобразовательном уровне. В завершении работы делаются выводы, которые отражают основные положения проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении работы можно подвести итоги:
1. )Преподавание географии и экологии в школах осуществляется учителями географии. Основными задачами которых являются:
- воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами;
- воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом;
- формирование у учащихся системы знаний о задачах географии и экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организмы;
- продолжить развитие умения выявлять признаки приспособленности организмов к влиянию экологических факторов.
В школах Алексеевского района с каждым годом начинает возрастать актуальность экологического образования, ежегодно в Республике Татарстан проводятся семинары, конкурсы, в которых принимают участие не только ученики школ, но и учителя.
2. ) Одной из главных проблем экологического воспитания в системе образования Алексеевского района остается отсутствие курса географии-экологии в программе обучения.
Для решения проблем экологического образования в Алексеевском районе мною были предложены следующие меры:
- включить в содержание профессиональных образовательных систем педагогического профиля: обязательность экологического образования подготовки педагогов всех уровней; самообразования и расширения междисциплинарной подготовки педагогов; доступность соответствующих учебных материалов;
- получение экологическим образованием приоритетного статуса в школьной программе;
- Создание на базе образовательного учреждения "Школы педагога- эколога".
3. ) Также нами были выявлены проблемы информатизации системы образования в Алексеевском районе и разработаны следующие меры:
- внедрять технологии обучения географии и экологии на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- издавать периодические методические материалы, в том числе на электронных носителях по информатизации экологического образования;
- развивать систему повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в области ИКТ, в том числе в очной и дистанционной формах;
- внедрять и совершенствовать систему электронного документооборота в образовании района;
- необходимость подключения всех общеобразовательных учреждений района к сети Интернет методом широкополосного доступа;
- создание районного центра образовательных информационных ресурсов.
Важность комплекса рекомендуемых мероприятий состоит в том, использование современных информационных технологий в образовательной системе, введение курса географии-экологии в школьную программу предоставляют более широкие и доступные пути получения экологического образования, повышают эффективность обучения, что в конечном итоге сможет повысить качество образования и экологическую обстановку района в целом.



1. Федеральный Закон №273 «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
2. Федеральный Закон №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
3. Годовой отчет о финансово - экономических показателях по Алексеев- скому району Республики Татарстан за 2015 г.
4. Отчет о расходовании бюджета Алексеевского района за 2012- 2015 гг.
5. Акт само обследования «Отдела Образования» Алексеевского района Республики Татарстан.
6. Рабочая программа по биологии в 10 классе учителя биологии первой квалификационной категории Баннициной Светланы Леонидовны на 2014-2015 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеев- ского муниципального района Республики Татарстан
7. Рабочая программа по биологии в 11 классе учителя биологии первой квалификационной категории Баннициной Светланы Леонидовны на 2014-2015 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеев- ского муниципального района Республики Татарстан
8. Рабочая программа по географии в 10 классе учителя географии первой квалификационной категории Лукиной Натальи Леонидовны на 20142015 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
9. Рабочая программа по географии в 11 классе учителя географии первой квалификационной категории Лукиной Натальи Леонидовны на 2014 - 2015 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Литература:
10. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. Высш. учеб. заведений/ Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 9, 58-59.
11. Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2006. - 416с.
12. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс: Учебник. - 17-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2011. - С. 304.
13. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. - М: Издательский центр «Академия», 2006. - 256с.
14. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общ. Ред.
В.С. Кукушкина. - Ростов-н/Д.: Март, 2002. - 320с.
15. Васильев С.В., Соломин В.П. Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования. -СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - С. 63, 90.
16. Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов. - М: Агар, 2006. - 424с.
17. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. Изд. 2-е испр. - М: ФОРУМ: Инфра-М, 2008. - 256с.
18. География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы.
9 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. - 9-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2011. - 287с.
19. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для
10 кл. Максаковский В.П.: Учебник. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2009. -397с.
20. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь [Образование экологическое]/И.И. Дедю. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии, 1989.
21. Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник для студ. высш. проф. образования/ А.Г. Емельянов. - 8-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 256с.
22. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Краеведение. Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. - М: Творческий Центр «Сфера», 2007. - 128с.
23. Колесников С.И. Экологические основы природопользования: Учеб-
ник. - М: «Дашков И.К.», 2008. - 304с.
24. Колотилина Л.Н. Ресурсосбережение. Внеурочные занятия по экологии. 6-11 классы. ФГОС - М: Вако, 2015. - с. 128.
25. Конференция ООН по окружающей среде и развитию - подготовительный процесс и итоги // Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года). - Новосибирск: СО РАН, 1992. С. 5-23.
26. Коринская В.А., Дутттина. И.В., Щенёв В.А. Г еография материков и океанов. 7 класс: Учебник. - 13-е изд., стер. - М.: Дрова, 2009. - 320с.
27. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - Изд. 12-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С. 24.
28. Короновский Н.В. Геоэкология: Учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2013. - 384с.
29. Кричевский В. Ю. Управление школьным коллективом /В. Ю. Кричев- ский. - СПб. : Речь, 2013. - 116с.
30. Куписевич. Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986. - 93с.
31. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. Второе, доп. - М.: Логос, 2001. - С. 6.
32. Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс: - М.: ВАКО, 2009. - 288с.
33. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М: Дрофа, 2008. - 624с.
34. Петин А.Н. Экологические основы экскурсионной и реакционной деятельности. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. - 192с.
35. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. - 3-е изд. стер. - М: Издательский центр «Академия», 2008. - 280с.
36. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие - М: Сфера, 2005. - 64с.
37. Рябов А.М. Актуальные проблемы экологического образования в общеобразовательной школе/А.М. Рябов//Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» -2011. - №8, С. 158.
38. Самкова В.А. Экология. Город, в котором мы живем. 9 класс: Учебное пособие. - М: Академкнига/Учебник, 2015. - 160 с.
39. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Методика обучения экологии в схемах и таблицах. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - С. 6.
40. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений/Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 4.
41. Уленгов Р.А., Данилов И. Использование картографических компьютерных программ в учебном процессе/Р.А. Уленгов, И. Дани- лов//Преемственность эколого-географических исследований. Сборник статей студентов, аспирантов и преподавателей //Сост. Ф.З. Рафикова. Вып. 8, Часть 1. - Казань, 2011. - С. 14.
42. Хомерики О. Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс.канд. пед. наук. М., 2013.- 308 с.
43. Чернова Н.М. Общая экология: Учебник для студентов педагогических вузов/ Н.М. Чернова, А.М. Былова. - М: Дрофа, 2008. - 416 с.
44. Шилов И.А. Экология: Учебник/ И.А. Шилов. - 7-е изд. -М: Юрайт,
2011. - 512 с.
45. Экологическое право: Учебник/ под ред. С.А. Боголюбова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М: Юрайт, 2011. - 482 с.
46. Экология. Под ред. проф. В.В. Денисова. - Ростов-н/Д.: МарТ, 2006. - 768с.
Электронные ресурсы:
47. Сайт Алексеевского муниципального района [Электронный ресурс] - режим доступа: http://alekseevskiy.tatarstan.ru, свободный. - (02.12.2015)
48. Сайт сборников стихов [Электронный ресурс] - режим доступа: http://nekrasov.chitalnya.ru/na_volge.php, свободный. - (02.12.2015)
49. Сайт сборника русской поэзии «Лирикон» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://liricon.ru/russkaya-priroda.html, свободный. -
(02.12.2015)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ