Рефлексия познавательных психических состояний студентов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Рефлексия учебной деятельности 7
1.2. Познавательные состояния субъекта (студент) 22
1.3. Взаимосвязь рефлексии и психических состояний в учебной
деятельности 37
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА АКТУАЛИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 45
2.1 Организация и методы исследования 45
2.2 Особенности рефлексии и познавательных психических состояний студентов 49
2.3. Рефлексия образных характеристик познавательного состояния 55
2.4. Оценочные характеристики познавательных состояний студентов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Рефлексия учебной деятельности 7
1.2. Познавательные состояния субъекта (студент) 22
1.3. Взаимосвязь рефлексии и психических состояний в учебной
деятельности 37
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА АКТУАЛИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 45
2.1 Организация и методы исследования 45
2.2 Особенности рефлексии и познавательных психических состояний студентов 49
2.3. Рефлексия образных характеристик познавательного состояния 55
2.4. Оценочные характеристики познавательных состояний студентов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях реформирования системы образования, смены социального заказа общества и требований к результатам обучения происходит переосознание его целей. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одной из первостепенных целей обучения становится формирование у учащегося метапредметных умений, а одной из основных задач выступает развитие универсальных учебных действий. В составе универсальных учебных действий особое значение приобретают рефлексивные умения, которые необходимы учащемуся не только для успешности в образовательном пространстве школы и вуза, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Тем самым, рефлексия становится одним из неотъемлемых компонентов учебной деятельности, а формированию рефлексивных умений уделяется повышенное внимание в современной образовательной парадигме.
Практически все сферы психологической действительности имеют в своем содержании рефлексивные процессы. Рефлексивная психология выделена в отдельную область психологического знания и связана с именем А. Буземана. Рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, В.Н. Пушкин, И.Н. Семенов, Е.В. Смирнова, А.П. Сопиков, С.Ю. Степанов и др.), мышления (Н.Г. Алексеев, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.З. Зак, В.К. Зарецкий, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), творчества (Я.А. Пономарев, Ч.М. Гаджиев, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов и др.), общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.), личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова и др.).
Исследованию проблемы психических состояний посвящены работы Н. Д. Левитова, Ю. Е. Сосновикова, В. А. Семченко, Л. М. Балабановой, В. А. Ганзена, И. В. Волженцевои, Л. Г. Дикой, А. О. Прохорова и др.
Исследования В. А. Семченко, А. И. Киколова, Ю. Е. Сосновикова, Г. Ш. Г абдреева, А. О. Прохорова, Т. А. Немчина и других психологов показывают, что психические состояния занимают важное место в учебной деятельности, обуславливая ее успешность. Психические состояния в процессе учебной деятельности классифицируют в основном по характеру переживаний и по мере их производительности.
Несоответствие реального уровня подготовки выпускника требованиям рынка труда является острейшей проблемой современности. При этом речь идет не только о недостаточной сформированности необходимых компетенций, но о проблеме формирования профессионального самосознания студента как фундамента, на котором выстраивается профессиональный опыт специалиста. Профессиональное самосознание строится на основе рефлексии получаемого в процессе обучения и деятельности опыта, поэтому развитие рефлексии учебной деятельности студентов является в настоящее время ключевой задачей построения процесса обучения будущих профессионалов. Этими аспектами и обусловлен выбор темы диссертационной работы.
Объект: познавательные психические состояния студентов
Предмет: рефлексия познавательных психических состояний студентов
Цель: изучить особенности влияния рефлексии на познавательные психические состояния студентов
Поставленная в работе цель конкретизуется в следующих частных задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме рефлексии познавательных психических состояний.
2. Изучить взаимосвязь рефлексии и познавательных психических состояний студентов.
3. Выявить особенности рефлексии познавательных психических состояний студентов.
Гипотеза исследования: уровень рефлексии и рефлексивных способностей значимо влияет на познавательные состояния студентов в учебной деятельности.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Работа основывается на общенаучных и психологических принципах субъектнодеятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский), согласно которому психические явления, в том числе и состояния, могут быть изучены в контексте различных форм и видов активности субъекта; системного подхода (В.Н.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, В.А.Ганзен), в рамках которого психическое состояние определяется как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление.
Теоретические разработки понятий учебной деятельности, рефлексии (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и др.) современные эмпирические исследования рефлексии учебной деятельности: закономерности рефлексивной регуляции психических состояний различной модальности, длительности и знака в обыденной и напряженной ситуациях учебной деятельности в работах казанских ученых (Прохоров А.О., Чернов А.В., М.Г. Юсупов), теоретические положения о психических состояниях (Н. Д. Левитов). Концепция А.В. Карпова о мета-когнитивной организации деятельности, поведения и общения, в которой рефлексия понимается как высшее по статусу и интегративное по организации процесс метакогнитивной регуляции деятельности, во многом репрезентирующий эту регуляцию в целом.
Методика исследования: проведен теоретический анализ проблемы рефлексии познавательных психических состояний; применялись методы сбора материала (тестирование, анкетирование, опросные методы); для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (корреляционный анализ (методом Пирсона и методом Спирмена).
Методики:
• «Диагностика рефлексивных процессов А.О. Прохорова, А.В. Чернова»
• «Рельеф психического состояния личности А.О. Прохорова».
• Методика «Стандартный семантический дифференциал» Ч. Осгуда.
• «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М. Гранта.
• Список познавательных психических состояний
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении
эмпирических данных об особенностях рефлексии познавательных психических состояниях студентов.
Практическая значимость исследования: полученные диагностические данные могут быть использованы в оптимизации учебной деятельности студентов. Полученные результаты могут быть полезны в практической психологии, поскольку раскрывают характер взаимосвязи рефлексии и познавательных психических состояний студентов.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список литературы и приложение.
Содержание работы изложено на 74 листах, включает таблицы и рисунки. Список литературы содержит 80 наименований.
Практически все сферы психологической действительности имеют в своем содержании рефлексивные процессы. Рефлексивная психология выделена в отдельную область психологического знания и связана с именем А. Буземана. Рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, В.Н. Пушкин, И.Н. Семенов, Е.В. Смирнова, А.П. Сопиков, С.Ю. Степанов и др.), мышления (Н.Г. Алексеев, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.З. Зак, В.К. Зарецкий, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), творчества (Я.А. Пономарев, Ч.М. Гаджиев, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов и др.), общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.), личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова и др.).
Исследованию проблемы психических состояний посвящены работы Н. Д. Левитова, Ю. Е. Сосновикова, В. А. Семченко, Л. М. Балабановой, В. А. Ганзена, И. В. Волженцевои, Л. Г. Дикой, А. О. Прохорова и др.
Исследования В. А. Семченко, А. И. Киколова, Ю. Е. Сосновикова, Г. Ш. Г абдреева, А. О. Прохорова, Т. А. Немчина и других психологов показывают, что психические состояния занимают важное место в учебной деятельности, обуславливая ее успешность. Психические состояния в процессе учебной деятельности классифицируют в основном по характеру переживаний и по мере их производительности.
Несоответствие реального уровня подготовки выпускника требованиям рынка труда является острейшей проблемой современности. При этом речь идет не только о недостаточной сформированности необходимых компетенций, но о проблеме формирования профессионального самосознания студента как фундамента, на котором выстраивается профессиональный опыт специалиста. Профессиональное самосознание строится на основе рефлексии получаемого в процессе обучения и деятельности опыта, поэтому развитие рефлексии учебной деятельности студентов является в настоящее время ключевой задачей построения процесса обучения будущих профессионалов. Этими аспектами и обусловлен выбор темы диссертационной работы.
Объект: познавательные психические состояния студентов
Предмет: рефлексия познавательных психических состояний студентов
Цель: изучить особенности влияния рефлексии на познавательные психические состояния студентов
Поставленная в работе цель конкретизуется в следующих частных задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме рефлексии познавательных психических состояний.
2. Изучить взаимосвязь рефлексии и познавательных психических состояний студентов.
3. Выявить особенности рефлексии познавательных психических состояний студентов.
Гипотеза исследования: уровень рефлексии и рефлексивных способностей значимо влияет на познавательные состояния студентов в учебной деятельности.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Работа основывается на общенаучных и психологических принципах субъектнодеятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский), согласно которому психические явления, в том числе и состояния, могут быть изучены в контексте различных форм и видов активности субъекта; системного подхода (В.Н.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, В.А.Ганзен), в рамках которого психическое состояние определяется как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление.
Теоретические разработки понятий учебной деятельности, рефлексии (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и др.) современные эмпирические исследования рефлексии учебной деятельности: закономерности рефлексивной регуляции психических состояний различной модальности, длительности и знака в обыденной и напряженной ситуациях учебной деятельности в работах казанских ученых (Прохоров А.О., Чернов А.В., М.Г. Юсупов), теоретические положения о психических состояниях (Н. Д. Левитов). Концепция А.В. Карпова о мета-когнитивной организации деятельности, поведения и общения, в которой рефлексия понимается как высшее по статусу и интегративное по организации процесс метакогнитивной регуляции деятельности, во многом репрезентирующий эту регуляцию в целом.
Методика исследования: проведен теоретический анализ проблемы рефлексии познавательных психических состояний; применялись методы сбора материала (тестирование, анкетирование, опросные методы); для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (корреляционный анализ (методом Пирсона и методом Спирмена).
Методики:
• «Диагностика рефлексивных процессов А.О. Прохорова, А.В. Чернова»
• «Рельеф психического состояния личности А.О. Прохорова».
• Методика «Стандартный семантический дифференциал» Ч. Осгуда.
• «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М. Гранта.
• Список познавательных психических состояний
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении
эмпирических данных об особенностях рефлексии познавательных психических состояниях студентов.
Практическая значимость исследования: полученные диагностические данные могут быть использованы в оптимизации учебной деятельности студентов. Полученные результаты могут быть полезны в практической психологии, поскольку раскрывают характер взаимосвязи рефлексии и познавательных психических состояний студентов.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список литературы и приложение.
Содержание работы изложено на 74 листах, включает таблицы и рисунки. Список литературы содержит 80 наименований.
В связи с реформированием и модернизацией современной системы образования проявляется все больший интерес к важности и необходимости формирования полноценной и самодостаточной личности обучающегося. В настоящее время, будь то школа или ВУЗ, одинаково значимой является задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной жизненной позицией. Главная цель образования на современном этапе - воспитание ученика, способного к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Вспомогательным, но неотъемлемым моментом современного обучения становится рефлексия. Зачастую обучающиеся не испытывают потребности в осознании своего продвижения в освоении нового знания, не находят причин своих проблем, не в состоянии оценить должным образом результатов своей деятельности, потому что не владеют процессом рефлексии. Данные свойства не присваиваются при рождении, их человек развивает. Поэтому начинать обучение рефлексии следует уже с младшего школьного возраста.
Рефлексия (от латинского reflexio - «обращение назад») - понятие, возникшее в философии и означавшее процесс размышления человека о том, что происходило в его собственном сознании
Трудность диагностики способности обучающегося к рефлексии связана со сложностью ее структуры. Как показал теоретический анализ литературы рефлексия, являясь неотъемлемым компонентом учебной деятельности, выступает в рамках образовательного пространства средством развития и саморазвития, способствует личностному росту и становлению индивида. Занимая рефлексивную позицию, учащийся получает возможность критически осмысливать и личностно интерпретировать приобретенный им опыт и знания, учится применять их в новых условиях, сопоставляя цели и результаты, адекватно оценивая и планируя свою деятельность.
Таким образом, развивая свои рефлексивные умения, обучающийся становится способен самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, а впоследствии и другими видами деятельности, что формирует рефлексивную компетентность субъекта, остро необходимую в условиях современного мира. Именно те ученики, которые демонстрируют рефлексивность при анализе собственных поступков и действий, достигают наиболее высокого уровня в интеллектуальном, познавательном и личном аспектах развития своей личности.
Проблема рефлексии занимает одно из центральных мест в отечественной и зарубежной психологии: разработана психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности. Но в целом можно говорить о том что, исследования, направленные на изучение рефлексивных механизмов регуляции психических состояний субъекта, практически полностью отсутствуют.
Психические состояния играют ведущую роль в протекании учебно - профессиональной деятельности студентов. Психических состояний в учебном процессе можно классифицировать по влиянию на деятельность и поведение: оптимальные, стрессовые, депрессивные и суггестивные. А так же можно классифицировать по признаку характера их переживаний (положительные, отрицательные, стенические, астенические) и по мере их производительности (стресс является частично продуктивным, тревога, фрустрация, дидактогения, монотония, утомление и фрустрация выступают как непроизводительные для учебной деятельности студента).
Влияние рефлексии на психические состояния опосредовано регуляторными способностями субъекта, формой учебной деятельности и специальностью, а также когнитивной и регулятивной составляющими рефлексии.
В практической части нашей работы мы исследовали особенности рефлексии студентов и испытываемые ими познавательные психические состояния в учебном процессе. Для этого мы создали группу участников из обучающихся студентов в ТИСБИ (Татарский институт содействия бизнесу). В нашем исследовании приняли участие 50 человек, обоего пола, 22 студента гуманитарного направления обучения и 28 студентов обучающихся на факультетах естественных наук. Средний возраст составил 20,7 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в 4 этапа:
- на первом этапе осуществлялся подбор диагностического материала, составление списка познавательных психических состояний.
- на втором этапе для каждой из групп, с помощью описанных ниже методик, проводилась диагностика на специально подготовленных бланках, включающих инструкцию и текст опросников. Перед началом заполнения тестовых бланков инструкция зачитывалась вслух.
- на третьем этапе проводился математико-статистический анализ полученных данных с целью установления взаимосвязи рефлексии и познавательных психических состояний студентов.
- на четвертом этапе производилась интерпретация полученных результатов и формулировались выводы, на основе полученных с помощью математико-статистического анализа данных.
Студентам предлагалось заполнить ряд психологических методик, определяющих особенности рефлексии, а так же в заранее подготовленном списке познавательных состояний требовалось выбрать 2-3, часто испытываемого и дать, во-первых, определение выбранным позициям из списка, а во-вторых, вписать несколько ассоциаций вызывающих данное познавательное состояние. Оценить познавательные состояния предлагалось с помощью метода семантического дифференциала.
Таким образом, нами было установлено, что студенты чаще всего склонны испытывать состояние заинтересованности, состояние любознательности и состояние размышления. Это самые популярные выборы. Данные познавательные состояния студенты часто ассоциируют с интересом и с любопытством. Состояние заинтересованности вызывает положительное отношение студентов к выбранному состоянию и отражается в таких характеристиках как Осознанный, Точный, Здоровый, Адекватный,
Общительный, Уверенный, Управляемый, Раскованный, Приятный, Хороший и Светлый. Состояние любознательность в понимании студентов пассивно и носит положительный окрас, обладая следующими характеристиками: Осознанный, Расслабленный, Любимый, Восприимчивый, Уравновешенный, Уверенный, Добрый, Управляемый, Частый и Сонливый. Познавательное психологическое состояние - Размышление, так же положительно и обладают следующими характеристиками: Осознанный, Теплый, Здоровый, Адекватный, Уравновешенный, Хороший и Управляемый.
Корреляционный анализ установил следующие взаимосвязи:
- между распознаванием, осознанием и идентификацией своих переживаний и мотивов поведения и хорошим, чутким восприятием, хорошо развитым воображением, высоким уровнем развития общих когнитивных процессов, хорошо развитым представлением, хорошей памятью, адекватностью и активным мышлением.
- между распознаванием, осознанием и идентификацией чужих
переживаний и мотивов поведения и хорошо развитым представлением, активным мышлением, хорошим воображением, продуманностью, контролируемостью, адекватностью, целеустремленностью.
- между Ауторефлексией, общей рефлексией и целеустремленностью.
Таким образом, корреляционный анализ показал, что для развития высокого уровня рефлексии потребуется развитие всех познавательных процессов: восприятия, воображения, представления, памяти, мышления и общих когнитивных процессов.
Таким образом, поставленная гипотеза находит свое подтверждение в ходе исследования, а поставленная цель - изучить особенности влияния рефлексии на познавательные психические состояния студентов полностью решена.
Рефлексия (от латинского reflexio - «обращение назад») - понятие, возникшее в философии и означавшее процесс размышления человека о том, что происходило в его собственном сознании
Трудность диагностики способности обучающегося к рефлексии связана со сложностью ее структуры. Как показал теоретический анализ литературы рефлексия, являясь неотъемлемым компонентом учебной деятельности, выступает в рамках образовательного пространства средством развития и саморазвития, способствует личностному росту и становлению индивида. Занимая рефлексивную позицию, учащийся получает возможность критически осмысливать и личностно интерпретировать приобретенный им опыт и знания, учится применять их в новых условиях, сопоставляя цели и результаты, адекватно оценивая и планируя свою деятельность.
Таким образом, развивая свои рефлексивные умения, обучающийся становится способен самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, а впоследствии и другими видами деятельности, что формирует рефлексивную компетентность субъекта, остро необходимую в условиях современного мира. Именно те ученики, которые демонстрируют рефлексивность при анализе собственных поступков и действий, достигают наиболее высокого уровня в интеллектуальном, познавательном и личном аспектах развития своей личности.
Проблема рефлексии занимает одно из центральных мест в отечественной и зарубежной психологии: разработана психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности. Но в целом можно говорить о том что, исследования, направленные на изучение рефлексивных механизмов регуляции психических состояний субъекта, практически полностью отсутствуют.
Психические состояния играют ведущую роль в протекании учебно - профессиональной деятельности студентов. Психических состояний в учебном процессе можно классифицировать по влиянию на деятельность и поведение: оптимальные, стрессовые, депрессивные и суггестивные. А так же можно классифицировать по признаку характера их переживаний (положительные, отрицательные, стенические, астенические) и по мере их производительности (стресс является частично продуктивным, тревога, фрустрация, дидактогения, монотония, утомление и фрустрация выступают как непроизводительные для учебной деятельности студента).
Влияние рефлексии на психические состояния опосредовано регуляторными способностями субъекта, формой учебной деятельности и специальностью, а также когнитивной и регулятивной составляющими рефлексии.
В практической части нашей работы мы исследовали особенности рефлексии студентов и испытываемые ими познавательные психические состояния в учебном процессе. Для этого мы создали группу участников из обучающихся студентов в ТИСБИ (Татарский институт содействия бизнесу). В нашем исследовании приняли участие 50 человек, обоего пола, 22 студента гуманитарного направления обучения и 28 студентов обучающихся на факультетах естественных наук. Средний возраст составил 20,7 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в 4 этапа:
- на первом этапе осуществлялся подбор диагностического материала, составление списка познавательных психических состояний.
- на втором этапе для каждой из групп, с помощью описанных ниже методик, проводилась диагностика на специально подготовленных бланках, включающих инструкцию и текст опросников. Перед началом заполнения тестовых бланков инструкция зачитывалась вслух.
- на третьем этапе проводился математико-статистический анализ полученных данных с целью установления взаимосвязи рефлексии и познавательных психических состояний студентов.
- на четвертом этапе производилась интерпретация полученных результатов и формулировались выводы, на основе полученных с помощью математико-статистического анализа данных.
Студентам предлагалось заполнить ряд психологических методик, определяющих особенности рефлексии, а так же в заранее подготовленном списке познавательных состояний требовалось выбрать 2-3, часто испытываемого и дать, во-первых, определение выбранным позициям из списка, а во-вторых, вписать несколько ассоциаций вызывающих данное познавательное состояние. Оценить познавательные состояния предлагалось с помощью метода семантического дифференциала.
Таким образом, нами было установлено, что студенты чаще всего склонны испытывать состояние заинтересованности, состояние любознательности и состояние размышления. Это самые популярные выборы. Данные познавательные состояния студенты часто ассоциируют с интересом и с любопытством. Состояние заинтересованности вызывает положительное отношение студентов к выбранному состоянию и отражается в таких характеристиках как Осознанный, Точный, Здоровый, Адекватный,
Общительный, Уверенный, Управляемый, Раскованный, Приятный, Хороший и Светлый. Состояние любознательность в понимании студентов пассивно и носит положительный окрас, обладая следующими характеристиками: Осознанный, Расслабленный, Любимый, Восприимчивый, Уравновешенный, Уверенный, Добрый, Управляемый, Частый и Сонливый. Познавательное психологическое состояние - Размышление, так же положительно и обладают следующими характеристиками: Осознанный, Теплый, Здоровый, Адекватный, Уравновешенный, Хороший и Управляемый.
Корреляционный анализ установил следующие взаимосвязи:
- между распознаванием, осознанием и идентификацией своих переживаний и мотивов поведения и хорошим, чутким восприятием, хорошо развитым воображением, высоким уровнем развития общих когнитивных процессов, хорошо развитым представлением, хорошей памятью, адекватностью и активным мышлением.
- между распознаванием, осознанием и идентификацией чужих
переживаний и мотивов поведения и хорошо развитым представлением, активным мышлением, хорошим воображением, продуманностью, контролируемостью, адекватностью, целеустремленностью.
- между Ауторефлексией, общей рефлексией и целеустремленностью.
Таким образом, корреляционный анализ показал, что для развития высокого уровня рефлексии потребуется развитие всех познавательных процессов: восприятия, воображения, представления, памяти, мышления и общих когнитивных процессов.
Таким образом, поставленная гипотеза находит свое подтверждение в ходе исследования, а поставленная цель - изучить особенности влияния рефлексии на познавательные психические состояния студентов полностью решена.
Подобные работы
- Феноменологические особенности познавательных психических состояний студентов различных курсов обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5580 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ
СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - Динамика познавательных состояний студентов с разным уровнем рефлексии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Функциональные структуры познавательных состояний студентов в процессе учебной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Познавательные состояния в научно- исследовательской деятельности
аспирантов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь психических состояний с характеристиками направленности личности у старшеклассников разного пола в различных учебных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА
МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Динамические особенности познавательных состояний студентов в ходе учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016



