НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
|
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц 5
1.1 Экономическая сущность налога на доходы физических лиц 5
1.2 Механизм исчисления и уплаты налога на доход физических лиц его порядок
декларирования 14
1.3 Зарубежная практика налогообложения на доходы физических лиц и его
декларирования 20
2. Практика налогообложения доходов физических лиц и декларирования 26
2.1 Поступление налога на доход физических лиц в бюджетную систему
Российской Федерации 26
2.2 Особенности исчисления и удержания налога на доход физических лиц
налоговым агентом 35
3. Тенденции развития налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации 52
3.1 Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на доход
физических лиц 52
3.2 Перспективы развития порядка декларирования налога на доход физических лиц 66
Заключение 70
Список использованных источников 61
1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц 5
1.1 Экономическая сущность налога на доходы физических лиц 5
1.2 Механизм исчисления и уплаты налога на доход физических лиц его порядок
декларирования 14
1.3 Зарубежная практика налогообложения на доходы физических лиц и его
декларирования 20
2. Практика налогообложения доходов физических лиц и декларирования 26
2.1 Поступление налога на доход физических лиц в бюджетную систему
Российской Федерации 26
2.2 Особенности исчисления и удержания налога на доход физических лиц
налоговым агентом 35
3. Тенденции развития налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации 52
3.1 Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на доход
физических лиц 52
3.2 Перспективы развития порядка декларирования налога на доход физических лиц 66
Заключение 70
Список использованных источников 61
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы физических лиц является одним из главных источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Данный налог является важнейшим, поскольку затрагивает интересы всего населения страны. Налог на доходы физических лиц является прямым регулирующим налогом, что указывает на его большое значение для регулирования экономики и формирования доходной части бюджетов разных уровней. Он занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц, а также является одним из основных источников доходов региональных бюджетов и частично - бюджетов муниципалитетов.
В настоящее время в России налогоплательщики могут сами продекларировать доходы и исчислить налога на доходы физических лиц, а также такая обязанность возложена на налоговых агентов. Роль налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в пополнении доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации велика.
Актуальность исследования заключается в том, что в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом. Постоянный рост налоговых отчислений граждан, не может быть оправдан ни какими видами государственных расходов, так как тем самым нарушается основной принцип построения налоговой системы - принцип равенства и справедливости обложения граждан.
Основной задачей исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение налогообложения налога на доход физических лиц и совершенствования порядка декларирования доходов граждан. Несмотря на то, что налоговые агенты играют большую роль в механизме взимания налога на доходы физических лиц, проблемы, связанные с их правовым статусом, а следовательно, и с применением значительного числа юридических норм Налогового кодекса Российской Федерации, остаются все еще малоизученными. Все это требует проведения дополнительных исследований, направленных на совершенствование налогообложения доходов физических лиц и его декларирования в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование вопросов теории и практики налогообложения доходов физических лиц и его декларирование в России и за рубежом, разработка предложений по развитию декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были определены при исследовании следующие задачи:
- определить экономическую сущность налога на доходы физических лиц;
- изучить механизм исчисления и уплаты налога на доход физических лиц его порядок декларирования;
- выделить особенности исчисления и удержания налога на доход физических лиц налоговым агентом;
- рассмотреть практику налогообложения налога на доход физических лиц и налоговые риски;
- предложить направления по развитию порядка декларирования налога на доход физических лиц.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области финансов, налогов, социологии, социально - экономической стратификации общества.
Информационной базой исследования послужили нормативные акты Российской Федерации, материалы периодических изданий, а также официальные статистические данные из сайта Федеральной налоговой службы России
В настоящее время в России налогоплательщики могут сами продекларировать доходы и исчислить налога на доходы физических лиц, а также такая обязанность возложена на налоговых агентов. Роль налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в пополнении доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации велика.
Актуальность исследования заключается в том, что в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом. Постоянный рост налоговых отчислений граждан, не может быть оправдан ни какими видами государственных расходов, так как тем самым нарушается основной принцип построения налоговой системы - принцип равенства и справедливости обложения граждан.
Основной задачей исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение налогообложения налога на доход физических лиц и совершенствования порядка декларирования доходов граждан. Несмотря на то, что налоговые агенты играют большую роль в механизме взимания налога на доходы физических лиц, проблемы, связанные с их правовым статусом, а следовательно, и с применением значительного числа юридических норм Налогового кодекса Российской Федерации, остаются все еще малоизученными. Все это требует проведения дополнительных исследований, направленных на совершенствование налогообложения доходов физических лиц и его декларирования в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование вопросов теории и практики налогообложения доходов физических лиц и его декларирование в России и за рубежом, разработка предложений по развитию декларирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были определены при исследовании следующие задачи:
- определить экономическую сущность налога на доходы физических лиц;
- изучить механизм исчисления и уплаты налога на доход физических лиц его порядок декларирования;
- выделить особенности исчисления и удержания налога на доход физических лиц налоговым агентом;
- рассмотреть практику налогообложения налога на доход физических лиц и налоговые риски;
- предложить направления по развитию порядка декларирования налога на доход физических лиц.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области финансов, налогов, социологии, социально - экономической стратификации общества.
Информационной базой исследования послужили нормативные акты Российской Федерации, материалы периодических изданий, а также официальные статистические данные из сайта Федеральной налоговой службы России
В результате выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты. В первой главе открываются сущность и механизм исчисления налога на доходы физических лиц, наше заключение определяется наибольшим количеством элементов образующих содержание глубокое, каковые требуют разработки.
Мы полностью принимаем мнение, что исследование особенностей финансовых отношений, складывающейся между государством и гражданами, иными субъектами хозяйства представляется важным направлением развития налогообложения доходов физических лиц. Основные проблемы налога на доходы физических лиц мы принимаем в разработке направлений, помогающих решить проблемы формирования доходов бюджета.
Существует широкий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, о которых налогоплательщики вправе не заявлять в налоговой декларации, например, некоторые виды выплат и компенсаций, пенсии, алименты, стипендии и множество других.
По второй главе нами проведен анализ поступления налога на доход физических лиц в бюджет системы Российской Федерации. Мы определили основные характеристики доходных источников федерального бюджета различных уровней. В ходе анализа проведена динамика в налоговых доходах бюджетной системы.
Сумма поступлений от налога на доходы физических лиц в период с 2016 по 2014 год росла одинаковыми темпами. Общее число поступлений доходов от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет повышается на 4,3% в 2016 году по сравнению с 2015 годом, увеличение в 2015 году на 7,6% по сравнению с 2014 годом.
Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом фактически он зачисляется в региональные и местные бюджеты. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации налог зачисляется в бюджет субъекта по нормативу 85%, в бюджеты поселений по нормативу 10%, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 5% и в бюджеты городских округов по нормативу 15%.
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что в настоящее время в ходе реализации социальной политики налог на доходы физических лиц достаточно активно используется государством как инструмент освобождения от дополнительных изъятий доходов налогоплательщиков, направленных на удовлетворение первостепенных потребностей и социально направленных расходов. Однако, функция справедливого распределения национального дохода, в том числе направленная на поддержку наименее социально защищенных слоев населения, в рассмотренный период не реализовывалась, в то время как она представляется одной из первостепенных функций налога на доходы физических лиц.
В третьей главе нами проведено исследование перспективы развития налогообложения доходов физических лиц, выявлено, что для развития налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, характерно множество проблем, которые можно разделить на следующие три основные группы:
1) низкий уровень налоговой дисциплины;
2) недостаточная направленность информационной функции налоговых органов на предупреждение налоговых правонарушений;
3) административные барьеры.
По результату исследования мы предлагаем мероприятия для решения проблем по исчисления и уплаты налога на доход физических лиц:
1. Мероприятия по применению прогрессивной шкалы налогообложения с учетом роста доходов налогоплательщика. К мероприятиям относятся введение прогрессивной шкалы при сохранении ставки 13 % и введении ставки 30 %. Внедрение прогрессивного налогообложения является менее губительным для наименее обеспеченных граждан, что наиболее соответствует конституционным принципам правового демократического социального государства и позволяет людям и гражданам наиболее полно реализовать свои конституционные права и свободы.
2. Мероприятия по совершенствованию применения имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в частности переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества.
3. Мероприятия по увеличению размеров налоговых вычетов. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда. Приемлем и другой, более мягкий для нагрузки на бюджетную систему России подход к решению проблемы низкого экономического значения стандартных налоговых вычетов. При этом величины указанных вычетов возможно увязать с уровнем инфляции (индексом потребительских цен). Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ.
Последовательная реализация сформулированных предложений и рекомендаций позволит создать необходимые условия для повышения эффективности и справедливости налогообложения доходов физических лиц на современном этапе РФ. Происходящие изменения в области реализации налоговой политики должны совершенствовать действующий механизм исчисления и взимания налог на доходы физических лиц, а также порядок его администрирования. В результате возрастет роль государства в развитие человеческого потенциала и обеспечении справедливости налогообложения, усилиться социально - экономическая активность населения и, как следствие, возрастут доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации.
Мы полностью принимаем мнение, что исследование особенностей финансовых отношений, складывающейся между государством и гражданами, иными субъектами хозяйства представляется важным направлением развития налогообложения доходов физических лиц. Основные проблемы налога на доходы физических лиц мы принимаем в разработке направлений, помогающих решить проблемы формирования доходов бюджета.
Существует широкий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, о которых налогоплательщики вправе не заявлять в налоговой декларации, например, некоторые виды выплат и компенсаций, пенсии, алименты, стипендии и множество других.
По второй главе нами проведен анализ поступления налога на доход физических лиц в бюджет системы Российской Федерации. Мы определили основные характеристики доходных источников федерального бюджета различных уровней. В ходе анализа проведена динамика в налоговых доходах бюджетной системы.
Сумма поступлений от налога на доходы физических лиц в период с 2016 по 2014 год росла одинаковыми темпами. Общее число поступлений доходов от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет повышается на 4,3% в 2016 году по сравнению с 2015 годом, увеличение в 2015 году на 7,6% по сравнению с 2014 годом.
Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом фактически он зачисляется в региональные и местные бюджеты. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации налог зачисляется в бюджет субъекта по нормативу 85%, в бюджеты поселений по нормативу 10%, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 5% и в бюджеты городских округов по нормативу 15%.
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что в настоящее время в ходе реализации социальной политики налог на доходы физических лиц достаточно активно используется государством как инструмент освобождения от дополнительных изъятий доходов налогоплательщиков, направленных на удовлетворение первостепенных потребностей и социально направленных расходов. Однако, функция справедливого распределения национального дохода, в том числе направленная на поддержку наименее социально защищенных слоев населения, в рассмотренный период не реализовывалась, в то время как она представляется одной из первостепенных функций налога на доходы физических лиц.
В третьей главе нами проведено исследование перспективы развития налогообложения доходов физических лиц, выявлено, что для развития налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, характерно множество проблем, которые можно разделить на следующие три основные группы:
1) низкий уровень налоговой дисциплины;
2) недостаточная направленность информационной функции налоговых органов на предупреждение налоговых правонарушений;
3) административные барьеры.
По результату исследования мы предлагаем мероприятия для решения проблем по исчисления и уплаты налога на доход физических лиц:
1. Мероприятия по применению прогрессивной шкалы налогообложения с учетом роста доходов налогоплательщика. К мероприятиям относятся введение прогрессивной шкалы при сохранении ставки 13 % и введении ставки 30 %. Внедрение прогрессивного налогообложения является менее губительным для наименее обеспеченных граждан, что наиболее соответствует конституционным принципам правового демократического социального государства и позволяет людям и гражданам наиболее полно реализовать свои конституционные права и свободы.
2. Мероприятия по совершенствованию применения имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в частности переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества.
3. Мероприятия по увеличению размеров налоговых вычетов. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда. Приемлем и другой, более мягкий для нагрузки на бюджетную систему России подход к решению проблемы низкого экономического значения стандартных налоговых вычетов. При этом величины указанных вычетов возможно увязать с уровнем инфляции (индексом потребительских цен). Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ.
Последовательная реализация сформулированных предложений и рекомендаций позволит создать необходимые условия для повышения эффективности и справедливости налогообложения доходов физических лиц на современном этапе РФ. Происходящие изменения в области реализации налоговой политики должны совершенствовать действующий механизм исчисления и взимания налог на доходы физических лиц, а также порядок его администрирования. В результате возрастет роль государства в развитие человеческого потенциала и обеспечении справедливости налогообложения, усилиться социально - экономическая активность населения и, как следствие, возрастут доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации.
Подобные работы
- НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Налог на доходы физических лиц в налоговой системе России (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017



