Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЫО В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №52569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы158
Год сдачи2017
Стоимость5050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты анализа управления бизнес- привлекательностью территории 7
1.1. Понятие бизнес-привлекательности и параметры ее определения 7
1.2. Нормативно-правовая база управления бизнес-привлекательностью
регионов РФ 17
Глава 2. Практические аспекты анализа процесса управления бизнес-
привлекательностью регионов ПФО 30
2.1. Анализ социально-экономических условий и инфраструктуры ведения бизнеса 30
2.2. Оценка взаимосвязи социально-экономического развития региона и количества субъектов МСП 56
2.3. Особенности бизнес-привлекательности регионов: качественный
анализ 75
Глава 3. Возможные направления повышения бизнес-привлекательности регионов ПФО 91
3.1. Анализ зарубежного опыта управления бизнес-привлекательностью
(Сингапур, Германия) и возможность его использования 91
3.2. Разработка предложений по повышению бизнес-привлекательности регионов ПФО 109
Заключение 121
Библиографический список 125
Приложение


Одной из тенденций постоянного развития институтов гражданского общества и государственного устройства - рост прямой ответственности регионального субъекта управления за эффективность и качество социально¬экономического развития управляемой им территории. Высшие органы исполнительной власти ставят перед собой задачи по разработке и плановой реализации стратегии экономического роста, постоянного привлечения субъектов бизнеса за счет инвестирования в разнообразные проекты.
Субъект в бизнесе - это лицо, принимающее активное участие в деловых отношениях. Оно является носителем прав и ответственности. В современном бизнесе все его субъекты связаны системой обмена благами.
Успех предпринимательства зависит не только от личных способностей и таланта предпринимателя, но и от объективных обстоятельств, внешних условий ведения бизнеса. Именно поэтому, субъекты бизнеса в большей степени заинтересованы в том, чтобы вложить свои ресурсы в тот регион, где условия благоприятны для ведения бизнеса и возможно получить максимальный доход при минимальных рисках, связанных с реализацией бизнес-проектов.
В связи с этим, регионы в свою очередь предлагают разные условия и перспективы для ведения бизнеса и за счет этого конкурируют между собой. Основная цель при этом привлечь на свою территорию максимально возможное количество крупных бизнес-субъектов. Они используют возможности, ресурсы этой территории, инструменты в экономике и политике. Привлечение и удержание на территории региона субъектов бизнеса напрямую зависит от эффективности использования в полном объеме потенциала региона. Бизнес-субъекты - это один из основных факторов движущих экономический рост территории, поэтому их привлечение - это одно из главных условий стабильного развития региона.
Для бизнеса важно получить прибыль. Каждый субъект, развивающий собственное дело ищет выгодные условия, вкладывает средства только тогда, когда издержки невелики, а спрос на товар или услугу будет высоким. Немаловажное значение имеют вопросы инфраструктуры развития бизнеса, законодательного регулирования, общий уровень развития территории.
Этим и обусловлена актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Важность темы объясняется отсутствием определенных, четко выработанных параметров и инструментов бизнес-привлекательности. В данной работе они будут представлены в виде анализа непосредственно социально-экономических условий в регионах Российской Федерации, определяющих их бизнес-привлекательность.
Подтверждением вышеуказанного тезиса является современная экономическая ситуация в России. По данным Росстата, по состоянию на 2016 год, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20%. В развитых странах данный процент существенно выше. Здесь же стоит и проблема экспортной деятельности, так как подавляющее большинство российских регионов не производят продукцию, которую можно было бы поставить за рубеж. Корень данного явления также лежит в отсутствии бизнес- привлекательности, в следствии чего, потенциал развития бизнеса снижается.
Таким образом, стратегической задачей каждого региона является создание положительного инвестиционного климата и увеличение качественного уровня условий бизнес-привлекательности для притока субъектов предпринимательской деятельности.
Объектом исследования в данной работе является бизнес- привлекательность регионов Приволжского федерального округа - Республика Татарстан, Самарская область, Саратовская область. В качестве предмета выступает управление бизнес-привлекательностью в регионах ПФО.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование процесса управления бизнес-привлекательностью в регионах Приволжского федерального округа для разработки рекомендаций по повышению её эффективности.
Для достижения поставленной цели требуется осуществить следующие задачи:
- дать определение бизнес-привлекательности территории и выявить параметры ее определяющие;
- определить нормативно-правовую базу управления бизнес- привлекательности регионов РФ;
- провести анализ социально-экономических условий и
инфраструктуры ведения бизнеса;
- провести оценку взаимосвязи социально-экономического развития региона и количества субъектов МСБ;
- провести качественный анализ особенностей бизнес -
привлекательности регионов;
- изучить зарубежный опыт управления бизнес-привлекательностью Сингапура и Г ермании;
- разработать предложения по повышению бизнес-привлекательности регионов ПФО.
При выполнении работы мною была использована нормативно-правовая база РФ и ее регионов, касающаяся вопросов ведения бизнеса: инвестиционной, инновационной и иной деятельности. Были изучены особенности регионального законодательства в части условий для ведения предпринимательской деятельности. В исследовании использованы статистические источники, ведущим из которых является сборники данных Федеральной службы государственной статистики, где имеются региональные показатели развития. С помощью них был выполнен количественный анализ оценки бизнес-привлекательности. Также нужно отметить различные теоретические литературные материалы, работы российских и зарубежных ученых.
Механизмы государственной поддержки малого
предпринимательства, в том числе на основе программно-целевого подхода исследовались и разрабатывались В.Аньшиным, A. Бирюковым, К. Брюмером, С. Дзантиевым, Д. Евенко, Э. Иорданской, Я. Кайлем, В. Мишиным, О. Муняевым, Никульшиным, О. Писаренко, Е. Поповой, Е. Поповым, А. Руновой, И.Сорокиной, Д. Сорокиным, Т. Срокиной, С. Ткачук, С. Филиным , А. Хасановым, А. Чепуренко, Б. Ясиной, а также монгольскими учеными Л. Оюунцэцэг, Б. Нарангэрэл, Д. Бадарч.
Научная постановка и разработка перспектив развития предпринимательства, эффективности его поддержки, проблемы институционализма и институциональных инфраструктур нашли отражение в работах B.C. Автономова, О.Э. Бессонова, А.О. Блинова, ВА Волконского, Н.П. Иващснко, Л.Л. Колесниковой, Р. Нуреева, А.Н. Олейника, В.Л. Тамбовцева, Л.Т. Тимофеева, А.Е. Шаститко , В.М. Яковлева и ряда других.
Анализируя труды российских и зарубежных ученных, можно сделать вывод, что они внесли значительный вклад в теорию и практику предпринимательской деятельности. Была осмыслена ее специфика в условиях рыночной экономики.
При выполнении работы были использованы количественные и качественные методы анализа бизнес-привлекательности. Корреляционный анализ позволил выявить факторы, влияющие на инвестиционный климат. Среди качественных методов был использован контент-анализ средств массовой информации, а также экспертный опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в работе мной было разработано понятие бизнес- привлекательности, дана теоретическая база исследования,
проанализированы практические аспекты регулирования бизнес- привлекательности. Основное внимание было направлено на то, чтобы выяснить, какие факторы оказывают решающее влияние на предпринимательский климат территории. Исходя из этого разработаны рекомендации по улучшению данного предпринимательского климата. Необходимо отметить, что повышать бизнес-привлекательность региона - это одна из важнейших функций региональных властей, так как присутсвие различных видов бизнеса в регионе положительно влияет на рынок товаров и услуг, что соответственно повышает качество жизни населения.
В данной выпускной квалификационной работе были проведены анализ социально-экономических условий и инфраструктуры инфраструктуры ведения бизнеса, анализ взаимосвязи социально-экономического развития региона и кличества малого и среднего бизнеса (корреляционно-регрессионный анализ), также был проведен качественный анализ особенностей бизнес привлекательности регионов (интервьюирование и контент-анализ публикаций средсвт массовой информации).
По результатам проведенных анализов управления бизнес- привлекательностью в регионах Приволжского федерального округа можно сделать слудующие выводы.
В регионах Приволжского федерального округа распространены многие инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе предоставление средств регионального бюджета, предоставление налоговых льгот, государственные гарантии бизнесу в регионе, предоставление инвестиционного налогового кредита, передача имущества в аренду на льготных условиях. Но на практике их потенциал остается недостаточно раскрытым. Не редко предприниматели достаточно низко оценивают эффективность региональных программ стимулирования и поддержки малого и среднего предпринимательсва.
Анализ социально-экономических условий и инфраструктуры ведения бизнеса показал, что развитие малого и среднего предпринимательства в отдельных регионах ПФО осуществляется неравномерно. Особенно, в исследуемых регионах, субъекты бизнеса осуществляют недостаточную инновационную и инвестиционную деятельность. Региональная инфраструктура поддержки для субъектов МСП требует совершенствования, для этого необходимо выполнение следующих условий:
- повышение качественного уровня прямого участия НИИ, объединений и академических институтов в разработке, реализации сопровождении перспективных проектов и программ в области развития неосвоенных экономических привлекательных ниш;
- внедрение контрольно-надзорных мер для бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов, бизнес-парков;
-разработка и реализация Программы развития промышленных территорий и развития территорий для размещения объектов инновационной инфраструктуры;
- предоставление земельных участков с готовой инфраструктурой;
- дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и так далее).
В ходе оценки взаимосвязи социально-экономического развития трех регионов и количества субъектов малого и среднего бизнеса были выведены уравнения корреляционно-регрессионного анализа. Наиболее часто показатели малого предпринимательства во всех регионах имели тесную зависимость от ВРП за год в регионе, инвестиций в основной капитал, объема платных услуг на душу населения и среднедушевых доходов населения. Данные зависимости могут быть использованы для дальнейшего прогноза показателей малого и среднего предпринимательства.
На основе контент-анализа были сделаны выводы по оценке привлекательности Республики Татарстан, Самарской и Саратовской области для создания и ведения бизнеса по четырем отобранным изданиям. Привлекательность исследуемых субъектов с 2014 по 2016 года имеет тенденцию роста. Подъем вызван улучшением большинства макро-экономических показателей, увеличением объемов поддержки малого и среднего предпринимательсва, развитием инфраструктуры.
Глубинное интервью и контент анализ определяют идентичные проблемы, касаемые бизнес-привлекательности субъектов. Эти проблемы связаны со сложностью в получении финансовых ресурсов,одобрении кредитов, некачественным оказанием государрственной поддержки, технопарки и бизнес-площадки менее всего ориентированы на местных бизнес-субъектов. Еще одной ключевой проблемой, которая была выявлена на основе проведенных анализов заключается в недостатке квалифицированных кадров на рынке труда. Вышеуказанные проблемы необходимо устранить, это возожно спомощью слудующих рекомендаций:
- введение временных либо постоянно действующих льгот в системе налогообложения;
- предоставление инновационным предприятиям МСБ льготных тарифов на энергоносители;
- предоставление помещений для субъектов МСБ в аренду на льготных условиях либо безвозмездно на обозначенный временем срок;
- создание, постоянное развитие региональных корпоративных институтов повышения квалификации и подготовки кадров, на безвозмездной основе. Использование практики привлечения зарубежных лекторов, стажировки с продолжительным погружением на смежных и аналогичных предприятиях, постоянство и цикличность повышения квалификации.
Бизнес как деловая активность в условиях рыночной экономики - одна из наиболее динамичных и креативных форм человеческой деятельности. Ключевое место бизнеса в жизни общества обусловлено его функциями в общественном развитии. Прежде всего, это экономическая функция: вне зависимости от общественного уклада, политического режима, каждое общество способно существовать и успешно развиваться лишь при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство его потенциала, что предполагает эффективную деловую активность и управление ею. Поэтому вопрос повышения бизнес- привлекательности територий всегда будет актуален.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 32.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1999 №146-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации 2010. - № 31.
3. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31. - Ст. 4006.
4. «О бухгалтерском учёте» Федеральный Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50. - Ст. 7344.
5. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" Федеральный Закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ.
6. "О концессионных соглашениях" Федерльный Закон от
21.07.2005 N 115-ФЗ (последняя редакция).
7. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
Федеральный Закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (последняя редакция) 9 июля 1999 года N 160-ФЗ.
8. "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году" (вместе с "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2015 году") Постановление Правительства РФ от 30.12.04г. №1605 (ред. от 25.05.2016).
Литература
9. Абчук В.А. Основы предпринимательства: Учебное пособие / -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 367 с.
10. Александрин Ю.Н. Институциональный аспект стимулирования малого предпринимательства в условиях формирования инновационной модели экономики // Экономика: теория и практика. - 2014. - № 1 (19). - С. 13-19.
11. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. - М.: Проспект, 2009. - 218 с.
12. Бурцев Г. Современные проблемы развития малого бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2016. N 2.
13. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - Основной курс: Учеб. для вузов. - М., 2014. - С. 18
14. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование / А.Н. Буянкина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 379 с.
15. Гапоненко В.Ф. Бизнес-инкубаторы в Национальной инновационной системе. / В. Ф. Гапоненко. - М: - Эксмо, - 2011. - 204с.
16. Глущенко В.В. Актуальные аспекты системного и процессного подходов в исследованиях экономики и управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 7 (55). - С. 39.
17. Гусейнова А.И. Стратегия развития предпринимательского потенциала региона: автореф. дис.. канд. экон. наук / А. И. Гусейнова; РАГС. - М., 2005. - 21 с.
18. Демидова Д. В. «Правовое регулирование сделок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства» (2010).
19. Дорофеева О.Н. Финансовый механизм поддержки и развития малого предпринимательства / О.Н. Дорофеева, В.А Иванов. - Сыктывкар: СЛИ, 2015. - 452 с.
20. Информационное Агентство России (ТАСС) «Налоги, льготы и кредиты: о мерах поддержки малого бизнеса в РФ», раздел: экономика и бизнес, http://tass.ru/ekonomika/3657986.
21. Кирюхин В.В. Инвестиционный риск в анализе инвестиционной
привлекательности: Евразийский межднародный научно-аналитический
журнал, N 3/4 (19/20), 2006, [Электронный ресурс]/ режим доступа:
http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1117.
22. Козлов А.В., Рытова Е.В. Методологические основы оценки предпринимательского климата регионов арктической зоны РФ. Международный научно-исследовательский журнал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://research-journal.org/economical/metodologicheskie-
osnovy-ocenki-predprinimatelskogo-klimata-regionov-arkticheskoj-zony-rf/ (Дата обращения 13.04.2017)
23. Колпащиков А. Вряд ли эти реформы пополнят бюджет // Ваше дело. 28.09.2016.
24. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2015. - 542 с.
25. Кутенков В.В. «Правовое регулирование кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России» (2010)
26. Малые предприятия по видам экономической деятельности в 2014году [Электронный ресурс]/ Официальный сайт «Росстат» - режим gocTyna:http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/49e4c20 04е926Гс7аес8Ьеа638е2ЬЫТ/МП+по+ВЭД+в+2014г..р4Г, свободный
27. Морозов В.А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2016. N 8.
28. Меры поддержки. Федеральный портал малого и среднего
предпринимательства. [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.smb .gov.ru/measuresupport/programs.
29. МСП Банк [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mspbank.ru/
30. Налоги малому и среднему бизнесу Германии: http://kladsovetov.ru/nalogovye-lgoty/nalogovye-lgoty-dlj a-malogo-biznesa- germanii.html
31. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //termin.bposd.ru/publ/141010155, свободный.
32. Совершенствование механизма государственной поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства: коллективная
монография / под общ. ред. В.В. Алещенко, В.В. Карпова. - Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2015. - 188 с.
33. Современные технологии развития инвестиционной привлекательности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан. // http://tida.tatarstan.ru/.
34. Тэпман Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран.-М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004 г.
35. Чернов Д.В. Отрасли деятельности, где частный бизнес наиболее эффективен // Российское предпринимательство. 2012. № 16 (214). С. 4.
36. Чепурина М.Н. Учебное пособие: Курс экономической теории/- Киров: АСА, 2015. - С. 218.
37. Филин С. Механизм государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://riep.ru/upload/iblock/d2d/d2d57c349ff5c9ae615522e880b2a887.pdf.
38. Хорьков Ю.А. «Правовое положение субъектов малого
предпринимательства: частноправовой аспект» (2006)/ материалы
диссертации.
39. Шабанова К. Р. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 433-435.
Электронные ресурсы:
40. The Global Competitiveness Index Report, 2014-2015 гг
41. www.iras.gov.sg

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ