Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы инклюзивного образования в России и за рубежом 7
1.1 Понятие инклюзии 7
1.2 Инклюзивное образование в России и за рубежом 11
1.3 Законодательная база инклюзивного образования в России 21
Вывод по главе I 29
Глава II. Психологическая готовность педагогов к инклюзии в образовательном процессе 31
2.1 Профессиональные качества педагогов необходимые для выполнения
инклюзивной деятельности в современных условиях 31
2.2 Психологическая готовность педагогов к инклюзивной деятельности в
образовательной среде как профессионально важное качество 37
Вывод по главе II 45
Глава III. Эмпирическое исследование психологической готовности будущих педагогов к инклюзивной деятельности в образовательной среде 47
3.1 Организация эмпирического исследования 47
3.2 Результаты и интерпретация результатов эмпирического исследования
психологической готовности будущих педагогов к инклюзивной деятельности в образовательной среде 48
3.2.1. Статистические данные исследуемых показателей психологической
готовности будущих педагогов. Короткие статистки 48
3.2.2. Корреляционный анализ исследуемых показателей психологической
готовности будущих педагогов. Линейная корреляция 56
3.2.3. Попарное сравнение корреляционных матриц исследуемых показателей психологической готовности будущих педагогов.
Дивергентный анализ 61
Заключение 64
Список использованной литературы
Актуальность исследования. В настоящее время из-за влияния многочисленных факторов, таких как биогенные, социогенные и психогенные все чаще встречаются дети с различными отклонениями в развитии и поведении. В традиционной российской системе образования дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах- интернатах.
За последние десятилетия в России под влиянием либерально¬демократических преобразований произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценки возможностей детей с особыми образовательными возможностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения ребенка не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. В связи с этим получает распространение иная форма получения образования - инклюзия. Введение инклюзивного образования благоприятно воздействует не только на развитие личности детей с отклонениями в здоровье, но и на их нормально развивающихся сверстников. Формирование позиции принятия, толерантности, эмпатии к «особым» ученикам, стремления оказать им помощь, которые формируются при взаимодействии ребенка с особенностями в развитии и их нормально развивающимися одноклассниками в едином образовательном пространстве снижает риск возникновения агрессивности, интолерантности у последних.
Наше общество пока не готово к массовому введению инклюзивного образования в систему общего образования, поскольку недостаточно отработаны как нормативно-правовые, так и содержательные аспекты обучения особых детей, не определены их права в отношении получения цензового образования. Эти и другие проблемы нашли свое отражение в
исследованиях Е.Л. Агафонова, М.А. Алексеева, С.В. Алехина, О.Ф. Богатая, О.В. Бонин, Е.В. Гребенникова, Е.Ю. Закотнова, О.С. Кузьмина, И.Ф. Павалаки, Н.В. Чекалева, Т.Ю. Четверикова и др. Одной из основных проблем инклюзивного образования является недостаточная
подготовленность и нехватка специалистов, в частности, психологов и педагогов.
Их роль в инклюзивном образовании значительна, так как от них зависит обеспечение целостной системы поддержки объединяющей всех субъектов образовательного пространства, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.
Однако многие школьные психологи не готовы к работе с детьми с различными отклонениями. Более того, в ВУЗах проблема подготовки педагогов к работе с детьми с проблемами в развитии в системе инклюзивного образования недостаточно разработана.
Проблема исследования состоит в противоречии между потребностью государства, общества, личности интенсивно вводить инклюзивное образование в стране и недостаточным уровнем готовности будущих педагогов (одних из основных субъектов образования) к работе в данной системе. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании, социальная, научная и практическая актуальность выявленной проблемы и личный интерес обусловили выбор темы исследования: «Психологическая готовность будущих педагогов к инклюзивному обучению детей с ОВЗ».
Цель исследования - выявление психологической готовности будущих педагогов к инклюзивному обучению детей с ОВЗ.
Объектом исследования является профессионально важные качества будущих педагогов к инклюзивному обучению детей с ОВЗ.
Предмет исследования - психологическая готовность будущих педагогов к инклюзивному обучению детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования состоит в следующем: психологическая готовность будущих педагогов, в выделенном перечне их профессионально
4
важных качеств, определяется особенностями выраженности и характером взаимосвязей личностно-психологических показателей.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами определены следующие задачи исследования:
1) провести аналитическое исследование по проблеме Современное состояние проблемы инклюзивного образования в России и за рубежом;
2) определить теоретико-концептуальные основы исследования психологической готовности педагогов к инклюзии в образовательном процессе;
3) определить компоненты, показатели сформированности психологической готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования.
Методы исследования:
- аналитический обзор научно-методической, психолого¬педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- исследовательский эксперимент, тестирование (Т. Элерса «Мотивация избегания неудач/достижения успеха», личностного опросника Р.Б. Кеттела. «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф.Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткин).
- методы статистического анализа (t-критерий Стьюдента, линейная корреляция).
База исследования: Институт Психологии и Образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета.
Апробация: Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2017); на IV Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2017).
Вопрос о внедрении инклюзивного обучения в общеобразовательную систему образования интересует многих исследователей. Одной из важных проблем выделяют неготовность педагогов к обучению детей с ограниченными возмозможностями здоровья в системе инклюзивного образования. Изучением этой проблемой занимались такие авторы, как Е.Л. Агафонова, М.А. Алексеева, С.В. Алехина, О.Ф. Богатая, О.В. Бонин, Е.В. Гребенникова, Е.Ю. Закотнова, О.С. Кузьмина, И.Ф. Павалаки, Н.В. Чекалева, Т.Ю. Четверикова и др.
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается авторами в двух аспектах: профессиональная готовность и психологическая готовность.
В определение «психологической готовности» входят конкретные психологические характеристики, как составляющие целостного образования, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются: 1) мотивационные — потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны; 2) познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.; 3) эмоциональные — чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление; 4) волевые — управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, от-влечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.
В структуру профессиональной готовности входят такие показатели, как информационная готовность; владение педагогическими технологиями; знание основ психологии и коррекционной педагогики; знание индивидуальных отличий детей; готовность педагогов моделировать урок и 64
использовать вариативность в процессе обучения; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.
Целью нашего исследования было выявление психологической готовности будущих педагогов к инклюзивному обучению детей с ОВЗ. На первом этапе была изучена научная литература о проблемах психологической готовности будущих педагогов к обучению детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, в дальнейшем было проведено эмпирическое исследование и на третьем этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов.
Исходя из полученных результатов эмпирического исследования можно сделать вывод: к личностным детерминантам профессионально- психологической готовности к инклюзивному образованию субъекта учебно- профессиональной деятельности - студентов направления подготовки «Социальная педагогика» относятся показатели: «Интроверт-Экстраверт», «Конформность-Доминантность», «Конформность-Независисмость»,
«Практичность-Мечтательность», «Прямолинейность-Дипломатичность». То есть можно предположить, что группа 1, студентов обладающих профессионально-психологической готовностью к инклюзивному образованию, хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты, за счет проявления самостоятельности и независимости, при этом ориентируются на традиционные нормы в силу своего здравомыслия и трезвой оценки обстоятельства и людей, а также в силу своей прямолинейности, такие люди активны, наивны и просты в общении и ориентируются на простые практичные вещи и ценности.
Таким образом можно предположить, что группа 1, студентов обладающих профессионально-психологической готовностью к
инклюзивному образованию, хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты, за счет проявления самостоятельности и независимости, при этом ориентируются на традиционные нормы в силу своего здравомыслия и трезвой оценки обстоятельства и людей, а также в силу 65
своей прямолинейности, такие люди активны, наивны и просты в общении и ориентируются на простые практичные вещи и ценности.
Исходя из полученных результатов, мы видим, что выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи психологической готовности будущих педагогов, в выделенном перечене их профессионально важных качеств, с особенностями выраженности, а также характером взаимосвязей личностно-психологических показателей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что полученные результаты дополняют и расширяют представления о проблеме психологической готовности будущих педагогов к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, а также позволяют определить наиболее качественные пути ее преодоления, с учетом возможности проведения коррекционной работы с психологическими характеристиками субъектов педагогической деятельности.
1. Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании/ Е.Л. Агафонова, М.А. Алексеева, С.В. Алехина// Психологическая наука и образование.№ -.2011¬
1. - С.91-83 .
2. Арчакова Т.О. Инклюзия: задача для педагога Электронный ресурс [Электоронный ресурс]/ Т.О. Арчакова// Портал психологических изданий PsyJournals.ru.- Режим доступа: http://psyjournals.ru/articles/21274 .shtml (дата обращения12.03.2017 ).
3. Ахметова Д.З. Инклюзивное образование- путь к инклюзивному обществу/ Д.З. Ахметова// Педагогическое образование и наука.№ - .2014 -
1. - С.70-65 .
4. Богатая О.Ф. Отношение населения города Сургута к внедрению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Ф. Богатая// Фундаментальные исследования.9 № - .2012 - (часть1 ).- С. 82-86.
5. Богатая О.Ф. Подготовка и переподготовка кадров как одно из
условий эффективности внедрения инклюзивного образования»/ О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки// Современные стратегии образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья Материалы Международной научно-практической конференции ЮНЕСКО.- Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИБСИ»,-.2014 4II- С.219-215 .
6. Богатая О.Ф. Профессиональная и психологическая готовность педагогов как условие реализации инклюзивного образования/ О.Ф. Богатая
// Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,- .2015 С.85-78 .
7. Бойдик Л.А. Теоретические и методологические основы инклюзивного образования/ Л.А. Бойдик, В.М. Дюков// Международный журнал экспериментального образования.- .12 № - .2012 - С..173-172
8. Бонин О.В. К проблеме подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивного образования: специфика профессиональной компетентности/ О.В. Бонин// Среднее профессиональное образование- .1№ - .2013 - С.-49
51.
9. Бородина Н.В. Исторические аспекты развития инклюзивного образования в России и за рубежом/ Н.В. Бородина, И.А. Мушкина, О.П. Садилова// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - .2015 - Вып.- .3 С. 107-100 .
10. Бородина В.А. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к профессиональной деятельности в области социализации детей с особыми образовательными потребностями/ В.А. Бородина// Дефектология..2008 - - №- .3 С.93-85 .
11. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья/ Б.Н. Бубеева// Вестник Бурятского государственного университета.-.2010 - Вып.-.1 С..225-221
12. Воеводина Е.В. Инклюзивное образование инвалидов: основные
принципы и технологии реализации/ Е.В. Воеводина// Социально¬
гуманитарные знания. - .5 № - .2015 - С..266-254
13. Волосникова Л.М. К вопросу о теории и практике инклюзивно- го образования/ Л.М. Волосникова, Н.Н. Малярчук, В.М. Чимаров// Валеология.- .1 № - .2015 - С.41-37 .
14. Воробьева Д.В. Понятие психологической и профессиональной готовности в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I.- Новосибирск: СибАК,- .2011 С. 12-18.
15. Всеобщая декларация прав человека [Электоронный ресурс]//
Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».- Режим доступа:
68
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения 12.03.2017).
16. Ганчукова Д.Р. Инклюзивное образование: сущность, подходы и опыт реализации/ Д.Р. Ганчукова// Философия образования.- .1 № - .2013 - С.198-193 .
17. Гребенникова Е.В. Психологическая готовность студентов- психологов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования/ Е.В. Гребенникова, Е.Ю. Закотнова// Вестник Томского госу¬дарственного педагогического университета.- .3 № - .2015 - С..37-34
18. Дегтева Л.В. Анализ социально-экономических показателей инк-люзивного образования в России/ Л.В. Дегтева, И.Л. Литвиненко// Социально-гуманитарные знания.- .5 № - .2015 - С..284-276
19. Дегтярева В.В. Инклюзивное образование как форма реализации политики инвалидности в современных условиях: к постановке проблемы/ В.В. Дегтярева, О.В. Зиневич// Философия образованиям № - .2015 - -С. 115-125.
20. Дементьева И.Ф. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы/ И.Ф. Дементьева, С.А. Сопыряева// Народное образование-
2012. - .4 № - С. 185-182 .
21. Жукова И.В. Реализация государственной политики Российской Федерации в сфере инклюзивного образования/ И.В. Жукова, Л.В. Токарская // Социум и власть.- .5 № - .2015 - С..41-36
22. Иттерстад Г. Инклюзия- что означает это понятие, и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь?/ Г. Иттерстад// Психологическая наука и образование.- .3 № - .2011 - С.41-49.
23. Козина Г.П. Практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования/ Г.П. Козина, Ю.В. Кобазова// Инновации в образовании.- .5 № - .2015 - С..111-103
24. Козырева О.А. Теоретико-методологические подходы к разработ- ке концепции инклюзивного образования/ О.А. Козырева// Alma mater: вестник высшей школы.- .8 №- .2015 - С..17-11
25. Конвенция о правах инвалидов [Электоронный ресурс]// Конвенции
и соглашения.- Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/
decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения12.03.2017).
26. Конституция РФ [Электронный ресурс] // Правовая
навигационная система «Кодексы и Законы РФ.- Режим доступа: http://www.zakonrf.info/konstitucia/43/ (дата обращения12.03.2017 ).
27. «Концепция реформирования системы специального образования»
от9 февраля 1999 г. [Электронный ресурс] // Электоронный фонд правовой и нормативно-технической документации.- Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/985006362 (дата обращения12.03.2017).
28. Коротовских Т.В. Инклюзия как инновационный процесс в образовании/ Т.В. Коротовских// Психология образования: реализация системно-деятельностного подхода: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч./ сост. С. В. Истомина.- Шадринск,- .2011 Ч.- .2 С.79-76 .
29. Кузьмина О.С. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография/ О.С. Кузьмина, Н.В. Чекалева, Т.Ю. Четверикова.- Омск: Издатель-Полиграфист, 2014.242 - с
30. Куликова Д.Н. Проблемы реализации инклюзивного образова- ния в условиях трансформации высшего образования в России: к постановке 17 вопроса/ Д.Н. Куликова// Философия образования.- .1 № - .2015 - С.-104 115.
31. Ливенцева Н.А. Обзор современный зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования/ Н.А. Ливенцева// Психологическая наука и образование. - .3 № - .2012 - С. 114-121.
32. Любимов М.Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями/ М.Л. Любимов// Социальная педагогика-
2012. - .2 № - С.53-48 .
33. Медова Н.А. Инклюзивное образование: основные подходы, модели, технологии формирования инклюзивного образования/ Н.А. Медова.- Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing,126 - .2011 с.
34. Михальченко К.А. Инклюзивное образование- проблемы и пути решения/ К.А. Михальченко// Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф.- СПб.: Реноме,- .2012 С. 13-19.
35. Мороз А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей/ А.Г. Мороз// Психолого-педагогические основы совершенствования подготовки специалистов в университете: Ссборник научных трудов.- Днепропетровск: Днепр, ун-та,-.2000 С.56-58.
36. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование:
генезис и проблемы Внедрения// Вестник Московского городского
педагогического университета. Серия «Педагогика и психология».- .2009 - №- .3 С.8-18.
37. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
[Электронный ресурс]// Департамент образования города Москвы.- Режим доступа: https://dogm.mos.ru/projects/our-new-school/ (дата обращения
12.03.2017).
38. Некрасова О.А. профессиональная готовность Будущих педагогов
дошкольного образования к реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс]// Научный журнал «В мире научных открытий».- Режим доступа: http://naukarus.com/professionalnaya-gotovnost-buduschih-
pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-realizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения12.03.2017).
39. Поздеева С.И. Отношение педагогов разных групп к инклюзивному
образованию [Электронный ресурс]/ С.И. Поздеева Е.А. Сантуева//
Научный журнал «В мире научных открытий».- Режим доступа:
71
http://naukarus.com/otnoshenie-pedagogov-raznyh-grupp-k-inklyuzivnomu- obrazovaniyu (дата обращения 12.03.2017 ).
40. Правилина А.А. Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования/ А.А. Правилина, О.А. Ус// Научно-методический электронный журнал «Концепт».- .2016 - Т.- .29 С..114-111
41. Пронина Н.А. Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла/ Н.А. Пронина// Молодой ученый.- .7 № - .2014 - С.289-287 .
42. Репина Н.И. Сравнительный анализ реализации опыта в области инклюзивного образования в России и за рубежом/ Н.И. Репина// Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,- .3 № - .2016 С. 67-68.
43. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования/ С.И. Сабельникова// Справочник руководителя образовательного учреждения. -
2009. - .1 № - С.54-42 .
44. Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: автореферат дис. кандидата педагогических наук/ Е.Г. Самарцева.- Орел,24 с.
45. Слюсарева Е.С. Содержание готовности педагога к реализации инклюзивного образования/ Е.С. Слюсарева// Педагогическое образование и учительство в условиях реформ современной России: миссия, исторические уроки, факторы эффективности: Материалы VIII Международной научно¬практической конференции.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, - .2013 С.147-151.
46. Солодухина Ю.С. Интеграция и инклюзия в школе/ Ю.С. Солодухина// Логопед.-.2 № - .2015 - С..101-96
47. Токарь И. Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития/ И.Е. Токарь// Социальная педагогика.- .5 № - .2011 - С. 105-93 .
72
48. Указ Президента РФ от761 № 01.06.2012 «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на2017-2012 годы» [Электронный ресурс]// Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».- Режим
доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата
обращения12.03.2017 ).
49. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от120 № 30.06.2007 -ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]// Законодательная база
Российской Федерации.- Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/ base/117554 (дата обращения 12.03.2017 ).
50. Федеральный закон от24 июля1998 г. 124 № -ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Информационно-правовое обеспечение «Гарант».- Режим доступа:
http://base.garant.ru/179146/1/ (дата обращения 12.03.2017 ).
51. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012273 № -ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //
Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 12.03.2017).